Научная статья на тему 'Закономерности инновационно-циклического развития трубопроводного транспорта углеводородов России'

Закономерности инновационно-циклического развития трубопроводного транспорта углеводородов России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
316
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / PIPELINE TRANSPORT / ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TECHNICAL SYSTEM / ЦИКЛЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / TECHNOLOGICAL INNOVATION CYCLES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Земенков Юрий Дмитриевич, Курушина В.А.

Высокая степень износа трубопроводного транспорта России в условиях перехода на инновационный тип развития предопределяет необходимость поиска путей опережающего технико-технологического обновления всего нефтегазотранспортного комплекса и применения новых подходов к исследованию закономерностей развития технических систем. В данной статье представлены результаты анализа эволюции систем нефтеи газопроводов под влиянием циклов технологических инноваций, выявлены ключевые их особенности, а также определены направления развития трубопроводного транспорта на ближайшие 50 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Земенков Юрий Дмитриевич, Курушина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYCliC Innovation development patterns in russian hydrocar-bons pipeline transport

Сontinuous ageing of Russian pipeline systems forces searching the ways of the forestalled technic and technological renovation of oil and gas transport complex that could not be realized without changing the point of view at innovative development trends. The analysis of oil and gas pipelines development under the innovative technological cycles' influence is presented in the article, the cycles' key particular qualities are described, and also the pipeline transport development forecast for the nearest 50 years is proposed.

Текст научной работы на тему «Закономерности инновационно-циклического развития трубопроводного транспорта углеводородов России»

- © Ю.Д. Земенков, В.А. Курушина,

2013

УЛК У305.14

Ю.Д. Земенков, В.А. Курушина

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА УГЛЕВОДОРОДОВ РОССИИ

Высокая степень износа трубопроводного транспорта России в условиях перехода на инновационный тип развития предопределяет необходимость поиска путей опережающего технико-технологического обновления всего нефтегазотранспортного комплекса и применения новых подходов к исследованию закономерностей развития технических систем. В данной статье представлены результаты анализа эволюции систем нефте- и газопроводов под влиянием циклов технологических инноваций, выявлены ключевые их особенности, а также определены направления развития трубопроводного транспорта на ближайшие 50 лет.

Ключевые слова: трубопроводный транспорт, техническая система, циклы технологических инноваций.

Трубопроводный транспорт углеводородов выполняет важнейшую функцию - перемещение ключевых энергоносителей из районов добычи в районы потребления. В целях ускорения внедрения технико-технологических инноваций целью данного исследования является выявление закономерности ретроспективного и перспективного развития трубопроводного транспорта углеводородов России как технической системы. Для достижения поставленной цели также определены качественные изменения в трубопроводном транспорте в долгосрочной перспективе на 50 лет.

Технической системой называют искусственно созданный материальный объект, состоящий из элементов, взаимодействующих между собой для выполнения конкретной функции [1]. Сеть магистральных трубопроводов России состоит из отдельных нефтегазоперекачивающих линий, насосных и компрессорных станций, резервуарных парков и хранилищ углеводородного топлива. Основное назначение - перемещение заданных объёмов энергоресурсов на дальнее расстояние. Развитие любой технической системы подчиняется законам эволюции техники и технологии, ядром же современных взглядов

на эволюцию технических систем является теория циклов технологических инноваций [2] в рамках системного подхода. Анализ научных работ по ретроспективе и перспективе трубопроводного транспорта углеводородов России [3-9] показывает, что теория инновационных циклов к оценке его развития ранее не применялась. Для исследования же других отраслей промышленности и транспорта данная теория активно используется как научный базис для определения общетехнического уровня отрасли, прогнозирования и принятия стратегических решений. Теория циклов технологических инноваций предполагает использование метода дескриптивного и логического анализа, а также других методов, включая метод экспертных оценок. В данной работе эмпирической базой для выявления закономерностей развития трубопроводов России как эволюционирующей технической системы служат ретроспективные данные о строительстве и эксплуатации углеводородных магистралей из официально признанных источников [3-9].

Под циклом технологических инноваций современные эксперты понимают совокупность технологий, существующих на определённой территории в определённый период времени, а также сам период доминирования технологий [2]. В технологическом цикле инновации связаны между собой в единую муль-титехническую систему, в рамках которой они поддерживают применение и развитие друг друга. В фазе роста технологического инновационного цикла происходит преобразование производственных процессов на основе магистральных стержневых инноваций (ключевого фактора цикла), принципиально отличных от предыдущего поколения технологий. Основанные на магистральных (базисных) инновациях технологически сопряжённые производства в течение цикла развиваются наиболее быстрыми темпами и называются ядром цикла.

Исследователи (С.Ю. Глазьев, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец и др.), занимающиеся вопросами закономерностей смены циклов технологических инноваций в мировых масштабах, выделяют циклы длиной 40-60 лет [2, 10, 11], начиная с 1770 г., как указано в табл. 1.

Как видно по данным, представленным в табл. 1, с первого по четвёртый цикл приоритетом научно-технического развития в целом является внедрение более эффективного энергопроизводящего оборудования.

Таблица 1

Циклы технологических инноваций*

Технологический цикл Голы Ключевой фактор развития

Первый с 1770 по 1830 гг. Гидропривод

Второй с 1830 по 1880 гг. Паровой привод

Третий с 1880 по 1930 гг. Двигатель внутреннего сгорания

Четвёртый с 1930 по 1970 гг. Электродвигатель

Пятый с 1970 по 2010 гг. Микроэлектронные компоненты

Шестой с 2010 по 2050 гг. Нанокомпоненты

Таблица составлена по данным [1]

Начиная с пятого цикла, когда освоено большое количество энергоисточников, приоритетом становится эффективное расходование энергии на микро- и наноуровнях. В настоящее время уже внедрён широкий спектр технологий энергосбережения, в том числе на трубопроводном транспорте углеводородов России. По утверждению Е.Н. Каблова в шестом и седьмом инновационных циклах в развитии технологий акцент на бережное отношение к богатствам нашей планеты станет ещё более заметен [4].

Наиболее ярко сложный процесс смены технологических циклов прослеживается на примере европейских стран (Великобритании, Франции, Германии, Бельгии), США, Японии, а также России и Китая [2]. Зарождение и активный рост комплекса новых производств внутри текущего цикла предопределяют постепенную трансформацию всех отраслей. Однако процесс замещения устаревших технологий может длиться десятилетия, формируя многоукладность производственных систем. В настоящее время США, как видно по рис. 1, имеют более прогрессивную инновационно-циклическую структуру производства, чем Россия. В США, по данным [3, 11], на долю технологий шестого цикла приходится 5 %, а в России - 0%; пятого цикла - 60 % и 10 % соответственно. Оценка достигнутого уровня технологического развития производства в США, произведенная авторами статьи на основе средневзвешенных величин, составляет 4,4, а в России - только 3,7. По нашим оценкам, отставание России по уровню инновационного развития составляет 0,7 цикла, что соответствует около 30 годам.

60%

20%

Внедрение базисных инноваций приводит как к возникновению принципиально новых технических объектов и систем, так и к преобразованию ключевых функциональных элементов уже существующих сооружений, которые не теряют своего значения при переходе на следующий технологический этап развития промышленности и транспорта страны. Особый интерес представляет исследование смены технологических циклов в нефтегазовом секторе России. Значительный вклад в изучение истории развития трубопроводного транспорта углеводородов внесли такие исследователи как A.M. Шаммазов, Б.Н. Мастобаев, Р.Н. Бахтизин, Т.Н. Дмитриева, Э.М. Мовсумзаде, В.П. Карпов, но исследование вопросов технического прогресса в нефтегазовой отрасли [3-9] проводились вне контекста теории циклов технологических инноваций.

Для исследования нефте- и газопроводных сетей России с позиции циклических закономерностей смены инноваций авторы настоящей статьи проанализировали ретроспективные данные о развитии функциональных элементов трубопроводных магистралей с начала их строительства до наших дней с выявлением закономерностей, ключевых тенденций и проекцией их в будущее. В результате проведения данного исследования определены ключевые функциональные элементы трубопроводной магистрали, являющиеся объектами инноваций, а также выявлены закономерности развития трубопроводного транспорта в разрезе выделенных объектов инноваций; установлена продолжительность цик-

16-й

15-й

□ 4-й

□ остальные

А)

50% л

30%

16-й

] 5-й

10%

10% 0% □ 4-й ИЗ-й □ остальные

Б)

Рис. 1. Инновационно-циклическая структура производства в США (А) и России (Б) [3, 11]

лов технологических инноваций в трубопроводном транспорте России; определены направления развития ключевых функциональных элементов на перспективу до 2060 г.

Объекты инноваций наиболее подвержены влиянию базисных инноваций и служат маркерами для идентификации инновационных циклов в системах нефте- и газопроводов. Перечень и классификация объектов инноваций в трубопроводном транспорте углеводородов, выделенные авторами статьи, приведены в табл. 2.

Изучение ретроспективы трубопроводного транспорта углеводородов с позиции теории циклов, предпринятое авторами статьи, позволило выявить циклический характер динамики его развития, начиная со 2-го цикла. С 1878 по 1950 гг. в Российской Империи и далее в СССР преобладают технологии второго цикла в строительстве сооружений для перекачки углеводородного сырья. Первые промысловые нефтепроводы в России и первый магистральный нефтепровод Баку - Батуми, согласно описанию [5, 6, 8], наиболее полно иллюстрируют технические возможности данного цикла инноваций, где ключевую роль играет энергия пара. На всех этапах строительства и эксплуатации используется ручной труд. В качестве изоляционного материала применяется окраска суриком либо осмолка [5]. Период 1917-1926 гг. не отмечен строительством новых трубопроводных магистралей, что позволяет констатировать замедление роста второго цикла.

Комплексное внедрение технологий новых циклов в трубопроводном транспорте наблюдалось после Первой и Второй мировых войн. В период 1926-1950 гг. выходит из зачаточного состояния технологическая основа третьего цикла. Начинается использование менее габаритных и более производительных поршневых насосов и повсеместное распространение стальных труб, связанное с развитием проката стали в стране. В качестве изоляционного покрытия линейной части трубопроводов и резервуарных ёмкостей используется битум с долей бензина. Рост технологического ядра третьего цикла происходит медленно: полномасштабная механизация строительства и ремонта трубопроводов в России проводится лишь в 50-х - 70-х гг. До этого времени в источниках [5, 6, 8] отмечается весьма продолжительное подавляющее использование ручного труда (что характерно для первого и второго цикла).

Таблица 2

Ключевые объекты инноваций в трубопроводном транспорте углеводородов

Группы объектов инноваций Стадии жизненного цикла трубопровода

Стадия сооружения Стадия эксплуатации

1. Материалы - материал трубы, оборудования, изоляционного покрытия. - присадки и ингибиторы для перекачиваемого продукта.

2. Техника - подъёмно-транспортные машины; - строительно-монтажное оборудование. - силовые перекачивающие агрегаты и их привод; - оборудование для ремонта трубопровода; - оборудование контроля параметров и управления перекачкой.

3. Технология - способ выполнения и организации земляных, монтажных, изоляционных работ; - методы испытания сооружения перед эксплуатацией. - способы управления и контроля процессом перекачки.

- методы диагностики технического состояния отдельных частей и всего сооружения, а также оборудования; - степень механизации и автоматизации процессов.

С 1950 г. на волне послевоенного восстановления трубопроводный транспорт переходит на электросварные трубы из легированной стали, центробежные насосы, электродвигатели постоянного тока.

В 1940-1955 гг. появляются зачатки технологий четвёртого цикла, однако активная фаза роста технологического ядра в рамках трубопроводной отрасли начинается только в 70-х гг. Ключевыми переменами в составе и качестве объектов трубопроводных магистралей можно считать: внедрение газотурбинных установок, газотурбинных и газомоторных двигателей в качестве привода силового оборудования; распространение центробежных нагнетателей; расширение спектра методов диагностики трубопроводов; рост ассортимента применяемых химических реагентов для корректировки свойств перекачиваемого продукта и повышения эффективности перекачки в целом; автоматизацию строительства и эксплуатации трубопроводов. Именно в технологиях четвёртого цикла проходит строительство основной части транспортной сети углеводородов в Западной Сибири. Данный комплекс технологий и в настоящее время остаётся доминирующим в отрасли

трубопроводного транспорта нефти и газа из-за большого объёма сооружений, построенных с 1965 по 1990 гг. в СССР и функционирующих до сих пор.

Основные характеристики циклов технологических инноваций в области трубопроводного транспорта представлены в табл. 3. Таблица 3 составлена на основе анализа литературных источников [2-11] и экспертных оценок специалистов в области трубопроводного транспорта углеводородов.

В настоящее время в трубопроводном транспорте углеводородов России используются материалы, принадлежащие к четвёртому и пятому циклам; техника третьего, четвёртого и пятого циклов; технологии четвёртого и пятого циклов, за исключением области диагностики (которая использует достижения всех технологических циклов). На основе анализа выделенных элементов в отрасли трубопроводного транспорта России в среднем доминирует четвертый цикл, т.е. несколько выше общероссийского уровня развития производственных систем.

Выход из зачаточного состояния технологий пятого цикла начался в 1980-х годах, рост цикла - в 1990-х, и в дальнейшем его развитие продолжается со значительной задержкой в условиях доминирования технологий четвертого цикла. О росте пятого технологического цикла свидетельствуют:

- развитие внутритрубной диагностики;

- внедрение широкого диапазона применяемых полимерных изоляционных материалов, ингибиторов и присадок;

- внедрение компьютерной техники и электроники в области управления и контроля процесса перекачки;

- переориентация отрасли на транспорт и хранение сжиженных углеводородных газов;

- появление электродвигателей переменного тока и т.д.

Технологии, применяемые сегодня при сооружении и эксплуатации нефте- и газопроводных сетей России, соответствуют росту пятого технологического цикла инноваций и зачаточному состоянию шестого цикла.

В результате естественного отбора инноваций в области трубопроводного транспорта выделяется ряд характерных базовых технологий-долгожителей, которые являются «визитной карточкой» отрасли: ручная дуговая сварка, перекачка жидкости и газа под давлением, применение центробежных насосов и нагнетателей.

Таблица 3

Технологические циклы в трубопроводном транспорте углеводородов в России

Объект инноваций 2-й инновационный цикл 3-й инновационный цикл 4-й инновационный цикл 5-й инновационный цикл 6-й инновационный цикл

1 2 3 4 5 6

1. Материалы

Материал трубы Металлический сплав Сталь Легированная сталь Полимеры Нано-материалы

Изоляционные материалы Свинцовый сурик на олифе с обмоткой джутовой тканью и последующей окраской суриком / осмолка Битумное покрытие с примесью бензина Битумно- мастичные покрытия Полимерные ленточные, комбинированные, полиуретановые, эпоксидные, экс-трудированные полиэтиленовые покрытия

Присадки и другие вещества, используемые для повышения эффективности перекачки Светлые нефтепродукты Для нефти: поверхностно-активные вещества, ингибиторы АСПО. Для газа: диэтиленгликоль, метанол, хлористый кальций и др. Полимерные де-прессорные присадки, полимерные противотур-булент-ные присадки, водорастворимые полимеры

2. Техника

Насосно-силовое оборудование Поршневые и плунжерные насосы Центробежные насосы

Компрессорные машины Поршневые и центробежные компрессоры Газомотокомпрес-соры, центробежные нагнетатели

Привод силового оборудования Котельные установки, дизельный двигатель Электродвигатели постоянного тока Газомоторные двигатели, турбинные установки и двигатели Электродвигатели переменного тока

Измерительные приборы - Механические Автоматические Электронные Наноэлектрон-ные

3. Технологии

Выполнение строительных работ (земляных, монтажных, изоляционных) Вручную Механизировано Автоматизировано Микроэлектронные элементы управления, применение промышленных роботов под контролем человека Наноэлектрон-ные компоненты управления, полностью автономный роботизированный процесс

Технология соединения труб Резьбовыми муфтами Ручной электродуговой, контактной сваркой Автоматической электродуговой сваркой, орбитальной сваркой, автоматической сваркой порошковой проволокой, автоматической сваркой под флюсом Лазерной сваркой, роботизированной сваркой под контролем человека Нанотехноло-гичной автономной роботизированной сваркой

Технология изготовления труб Цельнотянутые Электросварные Цельнотянутые

Окончание таблицы 3

1 2 3 4 5 6

Нанесение Трассовое, вруч- Трассовое, ме- Трассовое, авто- Заводское, обо- Изоляционные

изоляционного ную ханизированное матизированное рудованием с свойства со-

покрытия электронными элементами вмещены с основным нано-материалом трубы

Методы диаг- Визуальный, из- Электрический Магнитный, аку- Внутритрубная Диагностиче-

ностики и ис- мерительный метод стическии, радио- диагностика, ские нанораз-

пытания со- контроль, испы- волновои, оптиче- съемка со спутни- мерные снаря-

оружений тания на герме- скии, вихретоко- ка, метод магнит- ды и встроен-

тичность и проч- выи, капиллярный ной памяти ме- ные приборы

ность закачкой методы течеиска- талла

воды либо др. ния

текучей среды

Управление и Ручное управле- Механизирован- Автоматизирован- Микропроцес- Наноэлек-

контроль па- ние ное управление ное управление, сорный и микро- тронныи авто-

раметров пе- система телекон- схемный кон- номный управ-

рекачки троля параметров троль, компьютерное моделирование объектов, онлайн-монито-ринг ляющий комплекс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ретроспективные технологии трубопроводного транспорта;

] - современные технологии трубопроводного транспорта;

- перспективные технологии трубопроводного транспорта в рамках пятого и шестого инновационных циклов.

Данные технологии ассимилируют влияние очередного цикла инноваций (например, меняется материал корпуса насоса, совершенствуется его конструкция), однако принцип действия не претерпевает коренных изменений и не теряет своего значения до сегодняшнего дня. Наличие объектов инноваций -элементов трубопроводных магистралей, которые слабо или почти не изменились под влиянием ключевого фактора пятого цикла, - свидетельствует о полициклической технологической структуре нефтегазотранспортной отрасли.

Исследование перспектив развития трубопроводных систем в шестом цикле технологический инноваций проведено на основе анализа литературных источников и использования метода экспертных оценок. Экспертами при проведении данного исследования выступилипрофессоры и доценты ТюмГНГУ (A.A. Тарасенко, С.М. Чекардовский, В.Н. Кусков). Ключевым фактором шестого цикла, по версии учёных [2, 3, 4, 10], являются нанокомпоненты, а ядро цикла формируется на основе нано-, био-, информационных и когнитивных технологии. Трубопроводный транспорт в фазе роста шестого цикла технологических Инноваций станет объектом наноструктурного проектирования, что сократит число, объём и материалоёмкость сооружений за счёт совмещения свойств различных материалов (например, прочности, износостойкости, инертности к перекачиваемому продукту и окружающей среде, гидравлической гладкости внутренней поверхности). Кроме того, нанокомпо-ненты позволят отказаться от традиционных ДЭП и габаритных средств диагностики состояния сооружений и контроля параметров перекачки, совместив их функции в единой наноэлек-тронной сети в теле трубы.

В рамках пятого цикла технологических инноваций перспективным направлением развития трубопроводного транспорта является применением промышленных, контролируемых человеком роботов для ускорения строительных работ. В шестом инновационном цикле распространение адаптивной автономной робототехники под управлением наноэлектронной нервной системы примет массовый характер на стадии проектирования, сооружения и эксплуатация магистральных трубопроводов.

В седьмом цикле технологических инноваций ключевым фактором развития станет создание искусственных систем с

элементами живого и неживого. Инновации седьмого цикла создадут альтернативу принципиальным технологиям-долгожителям трубопроводного транспорта, в том числе перекачке текучей среды под давлением. Технологии седьмого цикла позволят сооружать любые трубопроводные сети от мелких технологических линий для одного конкретного вещества (не обязательно углеводородного топлива) до универсальных транспортных каналов любой протяжённости. Мобильный, «умный» трубопровод будет оснащён программируемыми функциями самоконтроля, самосборки и самоутилизации с возможностью управления человеком с любого расстояния.

В контексте теории циклов магистральный трубопроводный транспорт не входит в число отраслей, образующих ядро ни одного из циклов. Тем не менее, трубопроводный транспорт является одним из важнейших функциональных элементов нефтегазового сектора - основы благосостояния России, а учитывая роль страны на мировых рынках нефти и газа, масштабы и перспективы поставок углеводородов, значимость инновационного развития транспортных систем выходит за рамки национальных интересов. Проведённый авторами анализ позволяет оценить технологическую задержку в развитии трубопроводного транспорта углеводородов России: по отношению к началу третьего цикла в мире - около 70 лет, к четвёртому циклу - около 40 лет, к пятому циклу - около 20 лет. Во-первых, задержка связана с отставанием страны в целом от мировых лидеров научно-технического прогресса. Во-вторых, проникновение инноваций в отрасль трубопроводного транспорта замедляется из-за масштабов и высокой стоимости строительства нефте- и газопроводных систем; из-за стратегического значения объектов и высокого уровня ответственности за принятие проектных решений. Внедрение новых технологий в трубопроводном транспорте России происходит преимущественно после опытного отбора инноваций в странах - лидерах технологического прогресса и в смежных отраслях отечественной промышленности и транспорта (например, в авиации). Таким образом, задержка начала роста шестого цикла, по оценкам авторов статьи, составит 10-20 лет, в непосредственной зависимости от инновационной активности управляющих компаний, исследователей, практикующих инженеров трубопроводного транспорта.

Согласно [2], до 2010 г. технологии шестого цикла находились в зачаточном состоянии на территории стран - лидеров инновационного развития (США, Евросоюз, АТР), а в настоящий момент перешли в стадию зарождения нового производственного комплекса. Этот короткий промежуток исторического времени связан с активным отбором базисных жизнеспособных и эффективных технологий, которые предлагает инновационный цикл. В соответствии с теорией ускорения исторического времени, доминирование шестого цикла в мире продлится около 40 лет и завершится в 2050-60 гг. [2].

В 2018-2020 гг. шестой технологический цикл, по прогнозам [10-12], войдёт в стадию быстрого роста, которая характеризуется многократным сокращением затрат на производства, основанные на новых технологиях, по сравнению с производством на технологиях устаревших. Таким образом, внедрение наноэлектроники, наноструктур и нанообъектов в трубопроводный транспорт России, с учётом некоторого запаздывания, пройдёт в 2020-2030 гг. и положит начало коренному преобразованию традиционного вида и функциональности его элементов. С учётом задержки, шестой инновационный цикл в отрасли продлится около 40 лет и завершится к 2060-2070 гг.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Внедрение инновационных технологий в России отстает от уровня развитых стран почти на 30 лет.

2. Технологический уровень развития трубопроводного транспорта несколько выше, чем в среднем по России.

3. По элементам технической системы трубопроводного транспорта, выделенным в качестве объектов инноваций, наблюдается разноскоростное развитие. Применяемые материалы соответствуют переходу к пятому технологическому циклу, а техника и технологии - только четвёртому.

4. Внедрение технологий 6-го цикла в трубопроводном транспорте ожидается в 2020-2030-х годах.

5. Перспективное развитие трубопроводных систем в рамках 6-го технологического цикла будет осуществляться в направлениях внедрения робототехники, нанокомпонентов, использования лазеров.

Полученные результаты исследования закономерностей инновационного развития могут быть использованы при разра-

ботке перспективных планов развития системы трубопроводного транспорта России.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А.В. Системный анализ: Учеб. для вузов / A.B. Антонов. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2008. - 454 с.: ил.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. - Москва: Экономика, 2010. - 255 с.

3. Хавкин А.Я. Макророль нефтегазовых нанотехнологий // Нанотехно-логии Экология Производство, № 4 (11), июль 2011.

4. Хавкин А.Я. Нанотехнологии в добыче нефти и газа. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 149 с.

5. Шаммазов А.М., Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н. и др. История развития трубопроводного транспорта России: Конспект лекций. - Уфа, 2000. - 58 с.

6. Шаммазов А.М., Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н. и др. История развития нефтегазовой промышленности России: Конспект лекций. - Уфа, 2000. - 184 с.

7. История создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.) - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. - 316 с.

8.Мастобаев Б.Н., Дмитриева Т. В., Мовсумзаде Э.М. История создания и производства химических реагентов для трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов / Нефтяное хозяйство, № 11, 2000.

9. Карпов В.П. История создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.) - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. - 316 с.

10. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 432 с.

11. Каблов Е.Н. Курсом в 6-ой технологический уклад // Инженерная газета, 8 февраля 2010 г.

12. Курушина В.А., Земенков Ю.Д. Трубопроводный транспорт углеводородов в условиях шестого технологического уклада / Прогрессивные технологии в транспортных системах / Сб. ст. Десятой междунар. науч.-практ. конф. / под ред. проф. Щурина К.В. - Оренбург: Оренбург, гос. ун-т.; ООО «Руссервис». - 2011. - 480 с.

13. Земенков Ю.Д. Перспективы снижения энергетических затрат на транспорт углеводородов. / Ю.Д. Земенков, С.М. Дудин, С.Ю. Подорожников, А.Н. Шиповалов // Известия вузов. Нефть и газ. - Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2011. - №2 - С. 65-69. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Земенков Юрий Дмитриевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой, zemenkov@tsogu.ru, Курушина В.А. ,

Тюменский государственный нефтегазовый университет, Институт Транспорта, кафедра «Транспорт углеводородных ресурсов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.