Научная статья на тему 'Закономерности и тенденции развития регионального агропромышленного комплекса'

Закономерности и тенденции развития регионального агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жане С. Ю., Кокурхаева Р. М. -б, Кишева О. А.

В статье предпринята попытка разработки научных и практических рекомендаций по совершенствованию управления региональным АПК депрессивных республик ЮФО в условиях формирования и развития рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and trends of the regional AIC (agroindustrial complex) development

An attempt has been made to develop scientific and practical recommendations for improving the regional AIC management in the depressive UFO republics under the conditions of market relations development.

Текст научной работы на тему «Закономерности и тенденции развития регионального агропромышленного комплекса»

Закономерности и тенденции развития регионального агропромышленного комплекса

С.Ю.Жане, Р.М.-Б. Кокурхаева, О.А. Кишева, соискатели, Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства

Социально-экономические преобразования в республиках Южного федерального округа обусловливают необходимость теоретического осмысления и практического обоснования происходящих процессов. В народном хозяйстве страны создана новая система экономических отношений. Прежде всего, это касается замены планово-распределительной системы, создания механизмов государственного регулирования и саморегулирования экономики.

Система экономических отношений в агропромышленном производстве является достаточно сложной. К числу наиболее актуальных проблем следует отнести определенные меры государственного воздействия на преобразования отношений АПК, выяснение причин спада производства и углубления структурных и ценовых диспропорций в АПК, определение факторов финансового кризиса сельскохозяйственных предприятий, причин организационно-экономической слабости субъектов АПК и т.д.

Ситуация осложняется и тем, что в начале рыночных реформ концепции преобразования в агропромышленном производстве страны и ее отдельных регионов были противоречивыми, имели несистемный характер, что во многом не соответствовало фундаментальной теоретической экономике с ее системным подходом к происходящим процессам. Отсутствие целостной, непротиворечивой и системной концепции реформирования АПК, а также отставание и несовершенство правовой, институциональной, инновационной сторон рыночных преобразований являются важнейшими факторами затянувшегося кризиса в данной сфере народного хозяйства. Выработка модели трансформации АПК должна была основываться на выявлении природы агропромышленной сферы, субъектно-объектном анализе, единстве целей, методов, средств, форм и результатов действий.

Аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, частично осуществить земельные преобразования, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства [1—4].

Республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Ингушетия относятся к малоземельным регио-

нам Российской Федерации, отличаются довольно высокой плотностью населения. Так, в частности, на душу населения в Республике Ингушетия приходится 0,3 га пашни и 0,8 га сельскохозяйственных угодий. Имеет свои особенности и расселение: преобладают крупные села с численностью жителей от 2,5 до 7 тысяч человек; сельская местность занимает более 90% территории: 34 сельских населенных пункта объединены в 32 сельские администрации, 4 административных района и 2 администрации городов. Аналогичная картина и в других республиках ЮФО.

В связи с этим в качестве исследуемой «клеточки» возьмем типичную республику ЮФО — Ингушетию.

В ведомственное подчинение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия входят 48 сельхозпредприятий, в т.ч.

— государственные сельскохозяйственные предприятия — 32;

— перерабатывающие и обслуживающие предприятия — 6;

— сельхозкооперативы — 8;

— акционерные общества — 2.

Сельскохозяйственные предприятия располагают 70,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них — 43,4 тыс. га пашни. Фермерский сектор в сельском хозяйстве к началу 2005 г. насчитывал 1206 крестьянских (фермерских) хозяйств. Они имеют в своем распоряжении 29,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. — 26,8 тыс. га пашни, или более 37% всей пашни республики.

В рамках земельной реформы проделана определенная работа по ее осуществлению, усилению контроля за использованием и охраной земель, созданию системы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также — правовой основы землепользования и землеустройства.

Одной из основных причин спада производства аграрной продукции стал вывод земель из сельскохозяйственного оборота и сокращение посевных площадей под основными видами сельхозкультур во всех категориях хозяйств республики, в частности, зерновыми, кормовыми, овощебахчевыми. Коллективные предприятия по причине их убыточности, высокой себестоимости продукции и низкого платежеспособного спроса населения последовательно свертывали низкорентабельные и убыточные подотрасли. Причиной выбытия земель из сельскохозяйственного оборота также являлось прекращение работ по их окультуриванию и мелиорации, что, безусловно, снизило их плодородие. Государственная комп-

лексная программа повышения плодородия почв систематически не выполняется. Резко сокращено внесение минеральных удобрений, несвоевременно проводятся агротехнические мероприятия. Почвы республики деградируют.

Анализ результатов аграрных преобразований в регионе позволил выявить основные тенденции развития АПК, а также установить, что не все изменения, порожденные реформированием, носят лишь негативный характер. К позитивным изменениям можно отнести преодоление тотального огосударствления экономики, создание условий для формирования многоукладной экономики, определенные, хотя и несущественные, сдвиги в развитии рыночных отношений, предоставление хозяйствующим субъектам самостоятельности, возможности проявления предпринимательских способностей, свободного распределения продукции и полученного дохода, с правом создания фермерских и расширения личных подсобных хозяйств.

В Республике Ингушетия в аграрном секторе значительную часть продовольствия производят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, оказавшиеся более устойчивыми в рыночной стихии по сравнению с предприятиями общественного сектора. В этих хозяйствах производится подавляющий объем сельхозпродукции, в общественном секторе по-прежнему сохраняется тенденция спада. В настоящее время от уровня развития такой формы хозяйствования зависит не только обеспеченность жителей села продуктами питания, но и в определенной мере продовольственная безопасность республики.

В течение последних трех лет в республике проводится работа, направленная на увеличение численности и повышение продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы. Так, в целях создания высокопродуктивного молочного стада в республику завезено 250 голов племенных телок, более 200 голов из которых растелились и показывают высокую продуктивность. Ведется работа по усовершенствованию имеющегося поголовья путем отбора и подбора более продуктивных животных. Для этого на всех молочнотоварных фермах — ГУП «Осканова», ГУП «Са-гопши», ГУП «Назрановское», ГУП «Кавказ» — созданы и функционируют типовые пункты искусственного осеменения коров.

Начала стабильную работу ГУП «Птицефабрика «Ингушетия», которая в 2003 г. произвела 265 т мяса и свыше одного миллиона яиц, в

2004 г. — 100 т куриного мяса, в 2005 г. — 150 т. В том же году в целях освоения природных и людских ресурсов Джейрахского района создано пчеловодческое предприятие, которое также успешно работает.

Перечисленные и ряд других мер организационного и технологического характера позволяют

ежегодно наращивать продуктивность и численность животных.

В настоящее время численность скота в госсекторе составляет: крупного рогатого скота — 2261 гол., в т.ч. коров — 480 гол.; овец — 10932 гол.

В АПК республики остается критическим положение с состоянием материально-технической базы предприятий. Начиная с 1993 по

2005 гг., парк тракторов уменьшился в 2 раза, зерноуборочных комбайнов — в 1,5 раза, прицепного инвентаря и кормоуборочной техники — в 2,25 раза.

Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей основными видами сельскохозяйственной техники составляет: тракторами — 53%, плугами — 47%, культиваторами — 39%, сеялками — 49%, зерноуборочными комбайнами — 68%. Сложившееся положение с обеспеченностью техникой усугубляется еще и тем, что 80% сельскохозяйственной техники выработало свой ресурс и работает за пределами срока эксплуатации. Обновление машинно-тракторного парка до 2002 г. было незначительным, а ежегодное выбытие составляло 15—20%.

Принятыми руководством республики мерами за 2002—2005 гг. удалось значительно пополнить машинно-тракторный парк новой техникой. По лизингу за указанный период завезена техника на сумму 122,8 млн. руб., в т.ч. тракторы: ДТ-75 — 40 шт., МТЗ — 80/82 — 100 шт., комбайны зерноуборочные: ДОН-1500 — 10 шт., СК-5 — 42 шт., из них КФХ получили тракторы 80/82 — 4 шт.

Тяжелейший кризис в продовольственном комплексе перерос в развал экономики не только в АПК, но и страны в целом. Анализ показал, что основные причины кризиса в АПК Республики Ингушетия связаны с несоответствием многих положений аграрной реформы требованиям воспроизводственного процесса:

— диспаритет цен привел к тому, что сельскохозяйственные предприятия постепенно утрачивают финансовую дееспособность;

— создана нерациональная система финансовых отношений, при которой сельское хозяйство как сезонная отрасль практически лишена беспроцентных и льготных кредитов под сезонные затраты и создание сезонных запасов;

— снижение реальных доходов значительной части населения сужает потребительский спрос на сельскохозяйственную продукцию;

— отсутствие в районах и хозяйствах развитой рыночной инфраструктуры вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей половину и более продукции сбывать по заниженным ценам;

— идет процесс сокращения материально-технической базы села, снижается использование минеральных и органических удобрений, сужается система рационального сортообновления и воспроизводства племенного скота.

Проведенная оценка динамики развития АПК Республики Ингушетия позволяет сделать вывод о том, что агропромышленное производство нуждается во всесторонней государственной поддержке и совершенствовании организационно-экономического механизма хозяйствования. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

— на основе государственного регулирования устранить диспаритет цен, обеспечив сельским товаропроизводителям не менее 20% рентабельности производства, а также разработать эффективную налоговую и финансово-кредитную систему в АПК;

— провести корректировку курса проводимой аграрной реформы с учетом условий региона (выбор приоритетных направлений производства, совершенствование взаимоотношений и т.п.);

— реально создать конкурентную среду не только среди сельских товаропроизводителей, но и среди перерабатывающих и сервисных предприятий АПК региона;

— разработать и задействовать экономический механизм, обеспечивающий взаимную заинтересованность в повышении эффективности производства всех участников аграрного рынка;

— провести структурную перестройку производства во всех отраслях АПК региона при приоритетном развитии уже существующих эффек-

тивных индустриальных предприятий и формирований;

— разработать и внедрить эффективные системы внутрихозяйственной и внутриотраслевой специализации и кооперации производства;

— перейти к системе управления, в основе которой лежит принцип сочетания административного и экономического управления АПК.

Определенные шаги в этом направлении уже предприняты — разработаны программные мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК Республики Ингушетия на 2006—2010 гг.». В программных мероприятиях намечен комплекс мер, который позволит поднять уровень сельскохозяйственного производства, и наряду с подъемом уровня развития сельскохозяйственных предприятий предусмотрено решение не менее важной проблемы

— проблемы занятности трудоспособного населения, создания дополнительных рабочих мест.

Литература

1. Борхунов, Р. Аграрная экономика и рынок / Р. Борхунов, Н. Зарук // АПК: экономика и управление. 2004. № 8.

2. Гохберг, М.Я. Федеральные округа РФ: Анализ и перспективы экономического развития. М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Фардзинова, И.М. Государственное управление в региональном АПК // Аграрная наука. 2004. № 7.

4. Черняков, Б.А. Крупные предприятия аграрного сектора США в новом веке // АПК: достижения науки и техники. 2003. № 1. С. 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.