Закономерности и тенденции развития регионального агропромышленного комплекса
С.Ю.Жане, Р.М.-Б. Кокурхаева, О.А. Кишева, соискатели, Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
Социально-экономические преобразования в республиках Южного федерального округа обусловливают необходимость теоретического осмысления и практического обоснования происходящих процессов. В народном хозяйстве страны создана новая система экономических отношений. Прежде всего, это касается замены планово-распределительной системы, создания механизмов государственного регулирования и саморегулирования экономики.
Система экономических отношений в агропромышленном производстве является достаточно сложной. К числу наиболее актуальных проблем следует отнести определенные меры государственного воздействия на преобразования отношений АПК, выяснение причин спада производства и углубления структурных и ценовых диспропорций в АПК, определение факторов финансового кризиса сельскохозяйственных предприятий, причин организационно-экономической слабости субъектов АПК и т.д.
Ситуация осложняется и тем, что в начале рыночных реформ концепции преобразования в агропромышленном производстве страны и ее отдельных регионов были противоречивыми, имели несистемный характер, что во многом не соответствовало фундаментальной теоретической экономике с ее системным подходом к происходящим процессам. Отсутствие целостной, непротиворечивой и системной концепции реформирования АПК, а также отставание и несовершенство правовой, институциональной, инновационной сторон рыночных преобразований являются важнейшими факторами затянувшегося кризиса в данной сфере народного хозяйства. Выработка модели трансформации АПК должна была основываться на выявлении природы агропромышленной сферы, субъектно-объектном анализе, единстве целей, методов, средств, форм и результатов действий.
Аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, частично осуществить земельные преобразования, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства [1—4].
Республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Ингушетия относятся к малоземельным регио-
нам Российской Федерации, отличаются довольно высокой плотностью населения. Так, в частности, на душу населения в Республике Ингушетия приходится 0,3 га пашни и 0,8 га сельскохозяйственных угодий. Имеет свои особенности и расселение: преобладают крупные села с численностью жителей от 2,5 до 7 тысяч человек; сельская местность занимает более 90% территории: 34 сельских населенных пункта объединены в 32 сельские администрации, 4 административных района и 2 администрации городов. Аналогичная картина и в других республиках ЮФО.
В связи с этим в качестве исследуемой «клеточки» возьмем типичную республику ЮФО — Ингушетию.
В ведомственное подчинение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия входят 48 сельхозпредприятий, в т.ч.
— государственные сельскохозяйственные предприятия — 32;
— перерабатывающие и обслуживающие предприятия — 6;
— сельхозкооперативы — 8;
— акционерные общества — 2.
Сельскохозяйственные предприятия располагают 70,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них — 43,4 тыс. га пашни. Фермерский сектор в сельском хозяйстве к началу 2005 г. насчитывал 1206 крестьянских (фермерских) хозяйств. Они имеют в своем распоряжении 29,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. — 26,8 тыс. га пашни, или более 37% всей пашни республики.
В рамках земельной реформы проделана определенная работа по ее осуществлению, усилению контроля за использованием и охраной земель, созданию системы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также — правовой основы землепользования и землеустройства.
Одной из основных причин спада производства аграрной продукции стал вывод земель из сельскохозяйственного оборота и сокращение посевных площадей под основными видами сельхозкультур во всех категориях хозяйств республики, в частности, зерновыми, кормовыми, овощебахчевыми. Коллективные предприятия по причине их убыточности, высокой себестоимости продукции и низкого платежеспособного спроса населения последовательно свертывали низкорентабельные и убыточные подотрасли. Причиной выбытия земель из сельскохозяйственного оборота также являлось прекращение работ по их окультуриванию и мелиорации, что, безусловно, снизило их плодородие. Государственная комп-
лексная программа повышения плодородия почв систематически не выполняется. Резко сокращено внесение минеральных удобрений, несвоевременно проводятся агротехнические мероприятия. Почвы республики деградируют.
Анализ результатов аграрных преобразований в регионе позволил выявить основные тенденции развития АПК, а также установить, что не все изменения, порожденные реформированием, носят лишь негативный характер. К позитивным изменениям можно отнести преодоление тотального огосударствления экономики, создание условий для формирования многоукладной экономики, определенные, хотя и несущественные, сдвиги в развитии рыночных отношений, предоставление хозяйствующим субъектам самостоятельности, возможности проявления предпринимательских способностей, свободного распределения продукции и полученного дохода, с правом создания фермерских и расширения личных подсобных хозяйств.
В Республике Ингушетия в аграрном секторе значительную часть продовольствия производят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, оказавшиеся более устойчивыми в рыночной стихии по сравнению с предприятиями общественного сектора. В этих хозяйствах производится подавляющий объем сельхозпродукции, в общественном секторе по-прежнему сохраняется тенденция спада. В настоящее время от уровня развития такой формы хозяйствования зависит не только обеспеченность жителей села продуктами питания, но и в определенной мере продовольственная безопасность республики.
В течение последних трех лет в республике проводится работа, направленная на увеличение численности и повышение продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы. Так, в целях создания высокопродуктивного молочного стада в республику завезено 250 голов племенных телок, более 200 голов из которых растелились и показывают высокую продуктивность. Ведется работа по усовершенствованию имеющегося поголовья путем отбора и подбора более продуктивных животных. Для этого на всех молочнотоварных фермах — ГУП «Осканова», ГУП «Са-гопши», ГУП «Назрановское», ГУП «Кавказ» — созданы и функционируют типовые пункты искусственного осеменения коров.
Начала стабильную работу ГУП «Птицефабрика «Ингушетия», которая в 2003 г. произвела 265 т мяса и свыше одного миллиона яиц, в
2004 г. — 100 т куриного мяса, в 2005 г. — 150 т. В том же году в целях освоения природных и людских ресурсов Джейрахского района создано пчеловодческое предприятие, которое также успешно работает.
Перечисленные и ряд других мер организационного и технологического характера позволяют
ежегодно наращивать продуктивность и численность животных.
В настоящее время численность скота в госсекторе составляет: крупного рогатого скота — 2261 гол., в т.ч. коров — 480 гол.; овец — 10932 гол.
В АПК республики остается критическим положение с состоянием материально-технической базы предприятий. Начиная с 1993 по
2005 гг., парк тракторов уменьшился в 2 раза, зерноуборочных комбайнов — в 1,5 раза, прицепного инвентаря и кормоуборочной техники — в 2,25 раза.
Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей основными видами сельскохозяйственной техники составляет: тракторами — 53%, плугами — 47%, культиваторами — 39%, сеялками — 49%, зерноуборочными комбайнами — 68%. Сложившееся положение с обеспеченностью техникой усугубляется еще и тем, что 80% сельскохозяйственной техники выработало свой ресурс и работает за пределами срока эксплуатации. Обновление машинно-тракторного парка до 2002 г. было незначительным, а ежегодное выбытие составляло 15—20%.
Принятыми руководством республики мерами за 2002—2005 гг. удалось значительно пополнить машинно-тракторный парк новой техникой. По лизингу за указанный период завезена техника на сумму 122,8 млн. руб., в т.ч. тракторы: ДТ-75 — 40 шт., МТЗ — 80/82 — 100 шт., комбайны зерноуборочные: ДОН-1500 — 10 шт., СК-5 — 42 шт., из них КФХ получили тракторы 80/82 — 4 шт.
Тяжелейший кризис в продовольственном комплексе перерос в развал экономики не только в АПК, но и страны в целом. Анализ показал, что основные причины кризиса в АПК Республики Ингушетия связаны с несоответствием многих положений аграрной реформы требованиям воспроизводственного процесса:
— диспаритет цен привел к тому, что сельскохозяйственные предприятия постепенно утрачивают финансовую дееспособность;
— создана нерациональная система финансовых отношений, при которой сельское хозяйство как сезонная отрасль практически лишена беспроцентных и льготных кредитов под сезонные затраты и создание сезонных запасов;
— снижение реальных доходов значительной части населения сужает потребительский спрос на сельскохозяйственную продукцию;
— отсутствие в районах и хозяйствах развитой рыночной инфраструктуры вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей половину и более продукции сбывать по заниженным ценам;
— идет процесс сокращения материально-технической базы села, снижается использование минеральных и органических удобрений, сужается система рационального сортообновления и воспроизводства племенного скота.
Проведенная оценка динамики развития АПК Республики Ингушетия позволяет сделать вывод о том, что агропромышленное производство нуждается во всесторонней государственной поддержке и совершенствовании организационно-экономического механизма хозяйствования. Для этого, на наш взгляд, необходимо:
— на основе государственного регулирования устранить диспаритет цен, обеспечив сельским товаропроизводителям не менее 20% рентабельности производства, а также разработать эффективную налоговую и финансово-кредитную систему в АПК;
— провести корректировку курса проводимой аграрной реформы с учетом условий региона (выбор приоритетных направлений производства, совершенствование взаимоотношений и т.п.);
— реально создать конкурентную среду не только среди сельских товаропроизводителей, но и среди перерабатывающих и сервисных предприятий АПК региона;
— разработать и задействовать экономический механизм, обеспечивающий взаимную заинтересованность в повышении эффективности производства всех участников аграрного рынка;
— провести структурную перестройку производства во всех отраслях АПК региона при приоритетном развитии уже существующих эффек-
тивных индустриальных предприятий и формирований;
— разработать и внедрить эффективные системы внутрихозяйственной и внутриотраслевой специализации и кооперации производства;
— перейти к системе управления, в основе которой лежит принцип сочетания административного и экономического управления АПК.
Определенные шаги в этом направлении уже предприняты — разработаны программные мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК Республики Ингушетия на 2006—2010 гг.». В программных мероприятиях намечен комплекс мер, который позволит поднять уровень сельскохозяйственного производства, и наряду с подъемом уровня развития сельскохозяйственных предприятий предусмотрено решение не менее важной проблемы
— проблемы занятности трудоспособного населения, создания дополнительных рабочих мест.
Литература
1. Борхунов, Р. Аграрная экономика и рынок / Р. Борхунов, Н. Зарук // АПК: экономика и управление. 2004. № 8.
2. Гохберг, М.Я. Федеральные округа РФ: Анализ и перспективы экономического развития. М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Фардзинова, И.М. Государственное управление в региональном АПК // Аграрная наука. 2004. № 7.
4. Черняков, Б.А. Крупные предприятия аграрного сектора США в новом веке // АПК: достижения науки и техники. 2003. № 1. С. 47-48.