Научная статья на тему 'Закономерности и принципы процесса совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста'

Закономерности и принципы процесса совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура здоровья / синергетический / полипозиционный и личностнодеятельностный подходы / health culture / synergistic / polypositional and personality-activity based approach

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурханова Ирина Юрьевна, Быстрицкая Елена Витальевна, Иванова Светлана Сергеевна, Мусин Олег Алишерович

Культура здоровья представляет собой социально значимое персонифицированное явление, основанное на терминальных ценностях, гармонии, порядке, красоте и собственно здоровье. В середине 20-го века наметилась социальная тенденция возрастания значимости ценности здоровья в большей степени, чем ценности свободы. Следование последней зачастую приводило к саморазрушению организма и личности, однако при обострении негативных факторов среды в мировоззрении многих людей стали превалировать созидательные ценности здоровья и жизни. Первично такая тенденции была замечена у подростков и юношества и подхвачена системой образования, затем она стала проявляться и у лиц зрелого возраста, с чем связаны, пусть и запоздало, созданные для них образовательно-просветительские и оздоровительные социальные институты, которые в большей степени обращены на коррекцию и компенсацию физических и социальных дефицитов здоровья. Однако до сих пор не разработано единых методологических основ формирования культуры здоровья как гармонизующего начала социальной, психической и физической реабилитации лиц зрелого возраста. Материалы. Определение закономерностей и методологических подходов формирования культуры здоровья у лиц разных периодов зрелости на основании достижений педагогической науки и практики. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, опыта применения здоровьеформирующих технологий, анализ концепций оздоровления и формирования культуры здоровья. Результаты. В данной статье авторами представлены методологические подходы, принципы и закономерности организации и самоорганизации формирования культуры здоровья у лиц зрелого возраста, основанные на рефлексии опыта применения здоровьеформирующих технологий и анализе концепций оздоровления и формирования созидательного мировоззрения в разных возрастных группах. Заключение. Результаты могут быть применены в организациях, ведущих деятельность по формированию и совершенствованию культуры здоровья лиц зрелого возраста, а также использованы профессионалами в данной области и самими субъектами здоровьеформирующей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бурханова Ирина Юрьевна, Быстрицкая Елена Витальевна, Иванова Светлана Сергеевна, Мусин Олег Алишерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities and principles of health culture development process among people of mature age

Culture of health is socially significant personified phenomenon. It is based on terminal values, harmony, order, beauty and health. In the middle of the 20th century there was a social tendency of health value increase, than the value of freedom. However, till now no integral methodological basis of health culture formation, as a harmonizing source of social, psychic and physical rehabilitation of mature age people, are created. Materials. Regularities and methodical approaches of health culture formation determination among people of different periods of adulthood on the basis of pedagogical science and practice achievements. Research methods. Information sources, the experience of health forming technologies use analysis and summarizing, conceptions of health improvement and health culture formation analysis. Results. The authors present methodological approaches, principles and regularities of health culture formation organization and self-organization among people of mature age, based on the reflexion of health-forming technologies use experience, analysis of health improving concepts and creative worldview formation in different age groups. Conclusion. The results can be used in the organizations, which form and develop health culture in mature age people and can be used by professionals in this sphere and by the subjects of health-forming activity.

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы процесса совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста»

УДК 374.71 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-61-70

Закономерности и принципы процесса совершенствования культуры

здоровья лиц зрелого возраста

Бурханова И.Ю.*, Быстрицкая Е.В., Иванова С.С., Мусин ОА.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

г. Нижний Новгород, Россия ORCID: 0000-0002-7954-2341, irina26Q2007@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-1613-1035, oldlady@mail.ru ORCID: 0000-0001-6824-2530, svetlana-604@mail.ru ORCID: 0000-0001-8407-1700, mysin332@mail.ru

Аннотация: Культура здоровья представляет собой социально значимое персонифицированное явление, основанное на терминальных ценностях, гармонии, порядке, красоте и собственно здоровье. В середине 20-го века наметилась социальная тенденция возрастания значимости ценности здоровья в большей степени, чем ценности свободы. Следование последней зачастую приводило к саморазрушению организма и личности, однако при обострении негативных факторов среды в мировоззрении многих людей стали превалировать созидательные ценности здоровья и жизни. Первично такая тенденции была замечена у подростков и юношества и подхвачена системой образования, затем она стала проявляться и у лиц зрелого возраста, с чем связаны, пусть и запоздало, созданные для них образовательно-просветительские и оздоровительные социальные институты, которые в большей степени обращены на коррекцию и компенсацию физических и социальных дефицитов здоровья. Однако до сих пор не разработано единых методологических основ формирования культуры здоровья как гармонизующего начала социальной,психическойифизическойреабилитациилицзрелоговозраста. Материалы. Определение закономерностей и методологических подходов формирования культуры здоровья у лиц разных периодов зрелости на основании достижений педагогической науки и практики. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, опыта применения здоровьеформирующих технологий, анализ концепций оздоровления и формирования культуры здоровья. Результаты. В данной статье авторами представлены методологические подходы, принципы и закономерности организации и самоорганизации формирования культуры здоровья у лиц зрелого возраста, основанные на рефлексии опыта применения здоровьеформирующих технологий и анализе концепций оздоровления и формирования созидательного мировоззрения в разных возрастных группах. Заключение. Результаты могут быть применены в организациях, ведущих деятельность по формированию и совершенствованию культуры здоровья лиц зрелого возраста, а также использованы профессионалами в данной области и самими субъектами здоровьеформирующей деятельности.

Ключевые слова: культура здоровья, синергетический, полипозиционный и личностно-деятельностный подходы.

Для цитирования: Бурханова И.Ю.*, Быстрицкая Е.В., Иванова С.С., Мусин О.А. Закономерности и принципы процесса совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 61-70. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-61-70

Regularities and principles of health culture development process among

people of mature age

Irina Yu. Burkhanova*, Elena V. Bystritskaya, Svetlana S. Ivanova, Oleg A. Musin

K. Minin State Pedagogical University Nizhniy Novgorod, Russia ORCID: 0000-0002-7954-2341, irina26Q2007@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-1613-1035, oldlady@mail.ru ORCID: 0000-0001-6824-2530, svetlana-604@mail.ru ORCID: 0000-0001-8407-1700, mysin332@mail.ru

Abstract: Culture of health is socially significant personified phenomenon. It is based on terminal values, harmony, order, beauty and health. In the middle of the 20th century there was a social tendency of health value increase, than the value of freedom. However, till now no integral methodological basis of health culture formation, as a harmonizing source of social, psychic and physical rehabilitation of mature age people, are created. Materials. Regularities and methodical approaches of health culture formation determination among people of different periods of adulthood on the basis of pedagogical science and practice achievements. Research methods. Information sources, the experience of health forming technologies use analysis and summarizing, conceptions of health improvement and health culture formation analysis. Results. The authors present methodological approaches, principles and regularities of health culture formation organization and self-organization among people of mature age, based on the reflexion of health-forming technologies use experience, analysis of health improving concepts and creative worldview formation in different age groups. Conclusion. The results can be used in the organizations, which form and develop health culture in mature age people and can be used by professionals in this sphere and by the subjects of health-forming activity. Keywords: health culture, synergistic, polypositional and personality-activity based approach.

For citation: Irina Yu. Burkhanova*, Elena V. Bystritskaya, Svetlana S. Ivanova, Oleg A. Musin.

Regularities and principles of health culture development process among people of mature age. Russian

Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 61-70. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-61-70

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях процессам формирования здоровья и здоровьесбережения уделяется особое внимание в исследованиях специалистов, однако целостные основы процесса формирования культуры здоровья лиц зрелого возраста в работах представлены недостаточно. Исследования посвящены в основном долголетию, сбережению собственного здоровья, физическому аспекту здоровья, меньше - психологическому, и совсем мало работ направлено на изучение формирования мировоззрения, ценностных и деятельных основ здоровьеформирования. Все эти позиции объединяет понятие «культура здоровья».

Культуру здоровья принято считать частью общей культуры человека, отражающей его отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, поддерживающей ведение здорового образа жизни и включающей в себя разносторонние компоненты. Культура здоровья - это особенный образ жизнедеятельности человека, направленный на профилактику заболеваний и укрепление здоровья [13].

Скуминым В.А. дано следующее определение культуры здоровья:

«фундаментальная наука о духовном человечестве, разрабатывающая и решающая перспективные задачи гармоничного психофизического развития человека

духовного, эволюции этноса как сознательного созидателя культурной здоровой сферы жизнетворчества» [19]. Следуя позиции автора, культуру здоровья можно представить как неотъемлемую часть духовно-моральной культуры, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Она воплощает в себе все многообразие достижений человечества в таких сферах, как искусство, наука, образование и воспитание. Культуру здоровья следует рассматривать как социальную наследственность, регулирующую творческую деятельность в области здоровья, а также определяющую иерархию ценностей и приоритетов каждого индивида и общества в целом.

По мнению Л.Н. Волошиной, культура здоровья отражает не только знания в области науки о здоровье, но и умение применять данные сведения в процессе ведения здорового образа жизни [6]. При этом зрелые личности являются не только носителями, но и организаторами культуры здоровья своей семьи, поэтому формирование у них процессов и феномена культуры здоровья значимо не только для них, но и для их референтной группы, следовательно, они должны совершать осознанные систематические действия и отношения, в полной мере определяющие значимость собственного здоровья и здоровья

общества, которая зависит от ведения здорового образа жизни и отношения к здоровью других людей [3,4,15].

Средовые факторы формирования и совершенствованиякультурыздоровьяотмечены в работах О.Л. Трещевой. Автор отмечает, что культура здоровья несет в себе грамотное и осознанное отношение к природе и обществу [20]. Сформированная культура здоровья способна не только повлиять на отношения человека со средой, но и сформировать у него способность к созданию здоровьеформирующей среды. Автором отмечается, что культура здоровья должна иметь научную организацию и основания, однако в работах системно не представлены методологические подходы, которые могут лечь в основу формирования культуры здоровья лиц зрелого возраста.

Для определения методологических подходов формирования культуры здоровья лиц зрелого возраста необходимо рассмотреть социальные тенденции, преодолению которых и будет посвящена указанная деятельность.

Социокультурные условия современного общества приводят ко все большему разъединению людей даже в структуре совместной деятельности. Человек акцентирует внимание на собственных внешних и внутренних процессах, при этом воспринимает себя в меньшей степени как социально-ориентированную личность и транслятора культуры здоровья, и в большей - как носителя здоровья, а здоровье воспринимается им как средство достижения эгоистических целей, а не цель специально организованной деятельности. Усиливается конкуренция, и мотивация совершенствования уступает место стремлению к превосходству. Последствия осознаются человеком только в зрелом возрасте, когда возникают первые проблемы с физическим здоровьем и психическим самочувствием.

Другая тенденция развития

современного общества связана с глобализацией общественных процессов, а следовательно, с обострением личностной конкуренции в обширных масштабах, что приводит к объективному ускорению интеллектуальных

процессов, интенсификации деятельности и, соответственно, раннему изнашиванию ресурсов организма, психики и личности. Таким образом, в зрелом возрасте у большинства людей возникает цель сохранить максимальную активность для решения профессионально-трудовых вопросов и для этого осуществить действия по коррекции и компенсации возникших нарушений. Эта цель осознается тем ярче, чем более длительным становится возраст трудоспособности в соответствии с законодательством своей страны. Отметим, что за последние 20 лет в большинстве развитых стран изменилось трудовое законодательство в сторону увеличения пенсионного возраста.

Таким образом, социально и личностно значимой проблемой становится содержательно-технологическое обеспечение деятельности по формированию культуры здоровья не только у подрастающего поколения, но и у лиц зрелого возраста как социально активных субъектов в профессиональной сфере, социокультурной среде и семейной жизни.

Целью авторского исследования является определение закономерностей и методологических подходов формирования культуры здоровья у лиц разных периодов зрелости на основании достижений педагогической науки и практики.

Многими авторами, например, А.А Вербицким, указано, что в структуре самообразования и самовоспитания работает синергетический подход, который рассматривает образование и воспитательное пространство как принципиально открытую систему [5]. По словам М.М. Князевой, применение синергетического подхода в образовательном процессе позволяет «управлять не управляя» [14]. Этот подход также лежит в основе коучинга [1, 2], где человека как бы подталкивают к собственному, осмысленному выбору наиболее благоприятного для себя развертывания процесса. Именно так возможно построить работу с лицами зрелого возраста, которые уже способны к системной рефлексии, и их выбор может стать действительно наиболее удачным.

Синергетический подход в

формировании культуры здоровья лиц зрелого возраста в первую очередь направлен:

• на формирование адекватного самоотношения к физическому, психическому и социальному здоровью у лиц зрелого возраста;

• на отношение к процессу формирования культуры здоровья, к людям, занимающимся этим процессом, результатам этого процесса в соответствии с научно обоснованными критериями;

• на совершенствование и изменение взаимоотношений в соответствии с новым типом деятельности.

Далее представлены принципы, посредством которых реализуется

синергетический подход в практике формирования культуры здоровья у лиц зрелого возраста.

Принцип неаддитивности

взаимодействия свидетельствует о том, что одно и то же действие (взаимодействие) может приводить к разным эффектам. Зачастую взаимосогласованное суммирование действий, направленных на формирование физического здоровья, экологического самочувствия, социального комфорта и удовлетворенности общением, приводит при согласовании этих действий к взрывному росту показателей культуры здоровья, которые обязательно отражаются в изменении структуры мировоззрения. И напротив, суммирование подобных действий, которые не согласованы в рамках достижения общей цели, могут привести к искажению процессов и феноменов культуры здоровья.

Принцип целостности

деятельности. Возрастная структура деятельности, как и другие новообразования личности, с возрастом совершенствуется и обретает черты системной целостности. Если у молодежи высока потребность экспресс-включения в новые виды социальной работы, которые имеют быстрый и конкретный результат, то для зрелых личностей потребность экономии ресурса времени выше потребности освоения новой деятельности. Соответственно, они будут включать в свою жизнь новые формы

занятости, только если будут убеждены, что их результат будет не только значим здесь и сейчас, но и полезен в будущем.

Принцип дополнительности

(Нильса Бора). На некоторых жизненных перекрестках (точках бифуркации) происходит конфликтная ситуация, когда имеющимися ресурсами решить даже привычную старую задачу невозможно [12]. Тогда следует к своему физическому, психическому и социальному здоровью применить новые ресурсы, которые к этой сфере ранее не относились. В этом случае возможен скачок в развитии, как, например, это сделал конструктор Е.А. Алексеев, совместив гидродинамику и полет и создав суда на подводных крыльях.

Принцип спонтанного

возникновения взаимодействия (И. Пригожин). В связи с тем что реализация культуры носит принципиально

инновационный, творческий характер и всегда строго индивидуализирована, то и ее становление должно иметь творческий эвристический характер. Тогда человек более глубоко осмысливает, что находится в критическом состоянии, и при этом его мировоззрение отказывается объяснить его прошлое и регулировать его будущее; это значит, что возник момент для приведения всей мировоззренческой системы личности в другое состояние. И лучше всего, когда это происходит скачкообразно, на основании «озарения» (С.В. Дмитриев [11]), когда возникает триггер, меняющий восприятие его действительности, вызывающий изменение самоотношения. Так, например, у великого педагога А.С. Макаренко описана технология формирования коллектива «начиная со взрыва».

Принцип управления

неопределенностью (системных мутаций). Системные изменения возникают в условиях неопределенности, когда человеком широко применяются визуализация ассоциаций и чувств, а также другие приемы. Спонтанные выражения позволяют человеку организовать новое и закрепить лучшее. Возникает такой процесс управления неопределенностью

либо при осознании потребностей, либо при возникновении и обострении проблем. При этом проблемы и потребности чаще всего лежат в социальной сфере, но для их решения необходимы ресурсы физического, психического и социального здоровья человека [6, 18]. Причем та деятельность, которая востребует культуру здоровья, сама является условием её развития.

Полипозиционный подход к

совершенствованию культуры здоровья подразумевает, что при разных установках на здоровьеформирующую деятельность человек воспринимает ее то в широком смысле - как пространство своего продуктивного существования (с позиции методолога), то в узком смысле - с позиции утилитарного результата (с позиции оценщика), как объект для проектирования (с позиции образовательного технолога), как условие саморазвития (с позиции фасилитатора) [7, 9, 10]. И действительно, люди зрелого возраста обладают сформированными позициями в отношении себя, деятельности, других людей, они подготовлены к применению и преобразованию этих позиций в отношении культуры своего здоровья, однако не в полной мере это осознают.

Рассмотрим принципы

полипозиционного подхода, которые позволяют зрелым личностям осознанно употреблять разные позиции в отношении уровня владения своим здоровьем и успешно реализовывать данный подход.

Принцип неоднородности

определенного множества позиций. Позиции человека формируются в деятельности, но поскольку не каждая деятельность ведущая, то и позиции, формируемые в разных видах деятельности, имеют для человека разное значение, уровень развития и осмысления. При проектировании культуры здоровья необходимо выстроить для человека иерархию позиций, наиболее значимых для эффективной организации данного процесса, и скорректировать их в соответствии с поставленными задачами. Так, для оценщика нужно подобрать новые критерии анализа и самого трехкомпонентного здоровья, и

феномена культуры здоровья. Для методолога -оказать помощь в постановке стратегических и тактических целей самосовершенствования.

Принцип целенаправленности позиций. Каждая позиция отражает определенную характеристику, этап или аспект деятельности по совершенствованию культуры здоровья. Задачей организатора этой деятельности будет не допустить рассогласования этих позиций, что может привести к внутреннему конфликту и снижению эффективности достижения цели.

Принцип соответствия. Адекватность применения человеком позиций в отношении процесса самосовершенствования лучше всего иллюстрирует сфера социальной деятельности, и если во взаимодействии с другими людьми человек проявляет ожидаемую позицию, то деятельность становится более эффективной. Если же он применяет иную позицию, то деятельность становится менее эффективной. Так, в конфликте отцов и детей причиной бывает то, что дети ждут от родителей эмоциональной поддержки, мотиваторов, добрых советов по выходу из проблемы, а родители зачастую проявляют позицию оценщика [17]. Таким образом, для успешного формирования культуры здоровья в коллективной деятельности позиция субъекта должна резонировать с позицией людей, с которыми происходит взаимодействие.

Принцип единства

взаимоперехода в деятельности. Люди со взаимосопоставимыми позициями в деятельности должны эти позиции менять совокупно (ведущий/ведомый, говорящий/ слушающий, интернальный контроль / экстернальный контроль). Субъект зрелого возраста должен быть гибким и способным уступать позицию лидерства в деятельности, также в зрелом возрасте необходима переориентация на приоритет интернального контроля личности.

Принцип неполноты действия. По мнению С.В. Дмитриева, уже сформированная функция не развивается, не мотивирует к дальнейшей деятельности, а незавершенное дело человек всегда стремиться закончить

[12]. Особенно это верно в отношении зрелых личностей.

Совокупность синергетического и полипозиционного подходов в процессе совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста реализуется в структуре деятельности и личности индивидуального субъекта. В этом случае лица зрелого возраста представляют собой одновременно субъект образовательной деятельности, субъект оздоровительной деятельности, а также субъект рефлексивно-оценочного процесса. В этом смысле особое значение приобретает личностно-деятельностный подход к совершенствованию культуры здоровья лиц зрелого возраста.

Личностно-деятельностный подход впервые предложил Б.Г. Ананьев, исследование продолжили И.А. Зимняя, И.А. Ильницкая, И.Я. Лернер, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская.

Применениеличностно-деятельностного подхода меняет представление о содержании здоровьеформирующей деятельности, которая является «образовыванием», проявлением знаний в самом себе, формированием опыта, саморазвитием. В этом аспекте на первый план выходят те личностные приращения человека, которые происходят в процессе его здоровьеформирующей деятельности. Данный подход позволяет осознать процесс совершенствования личности и ее культуры через жизнедеятельность. Необходимо обратить особое внимание на следующие принципы личностно-деятельностного подхода в процессе совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста.

Принцип установки на успех. Сама установка на успех в отношении лиц зрелого возраста парадигмально изменений не имеет, однако в отличие от юношеского возраста понимание позиции успеха самим человеком гораздо важнее общественного признания. Поэтому деятельность по созданию такой установки для зрелых личностей - это работа с мировоззрением и мироощущением. Она бывает результативной (по значимости результата) и процессуальной (связанной с достижимостью

результата при данных ресурсах) и связана с возможностью расширить ресурсы в процессе деятельности, а также создать новую позитивную среду взаимодействия.

Принцип выбора и свободы воли. Вопросы выбора в зрелом возрасте являются самыми серьезными проблемами, которые решает человек. При этом у него формируются паттерны, большая часть из которых носит вынужденный характер. Увеличение числа паттернов сокращает объективно количество видов деятельности, где человек может проявить свободу воли. Также уменьшается обновляемость информационного пространства взаимодействия. Здоровьетворческая

деятельность - одна из немногих, которая позволяет человеку обратиться к себе, своему физическому, психическому и социальному здоровью и формировать произвольные паттерны, которые проявляются как феномен культуры здоровья [8, 16] . В эту же деятельность могут быть встроены и другие виды творческой деятельности, которые также способствуют информационному обновлению жизни зрелого человека.

Принцип осознанного

разнообразия форм взаимодействия.

Люди в зрелом возрасте стремятся сохранить привычный круг взаимодействия в отношениях и деятельности. Изменения, которые для них желаемы, представляют собой совершенствование привычных действий без изменения их внутренней структуры. Таким образом, предоставляемая в ходе здоровьетворческой деятельности возможность формирования взаимодействия будет способствовать последовательному и непротиворечивому совершенствованию процесса культуры здоровья.

Принцип разумности организации деятельности. Какбылопоказано выше, зрелые люди включаются в новую деятельность только при условии, что прогнозируемые результаты этой деятельности будут востребованы в разных сферах жизни не только самого человека, но и значимых для него людей и социальных групп. Следовательно, чем шире включение человека в

здоровьетворческую деятельность, тем больше вероятность того, что при изменении внутренней траектории он не останется без поддержки ресурсов здоровья.

Принцип самоорганизации.

Приучение ребёнка к самоорганизации -важная задача воспитания. Для успешности самоорганизации необходимо, чтобы будущая деятельность воспринималась субъектом во всей полноте этапов, критериев, качеств, характеристик процесса и результата. При этом иерархия в жизни человека со временем изменяется и то, что человек воспринимал как хобби, может стать делом его жизни. А это значит, что и взрослым людям необходимо организовывать специальную деятельность по обеспечению мыслительной взаимосвязи между причиной и следствием, целью и результатом, ресурсами и этапами процесса и так далее.

Принцип статусно-ролевого

самоопределения. Самоопределение

личности происходит на протяжении всей жизни и осуществляется в диалоге, при этом у человека формируются рефлексивные подструктуры Я-концепции, такие как Я-познаваемое и Я-познающее, Я-вчерашнее -Я-сегодняшнее - Я-завтрашнее, Я-идеальное - Я-реальное, Я-зеркальное. Изменение Я-концепции происходит в структуре разных видов деятельности и взаимодействия, а следовательно,разнымитемпамиичастовразных направлениях. Многомерная деятельность по анализу своего физического, психического и социального здоровья происходит на основании разных критериев и зачастую переориентирует все усилия в сторону превалирующего развития одного из этих компонентов. Таким образом, человек позиционирует себя как носитель либо физического, либо психического, либо социального здоровья, что противоречит задачам совершенствования культуры здоровья как габитуса самоорганизации зрелой личности. Применение указанного принципа в отношении всех компонентов здоровья позволяет уточнить Я-концепции зрелой личности, что становится адекватной основой для целеполагания и социальной реализации.

Реализация вышеперечисленных

подходов и принципов невозможна без учета закономерностей формирования, развития, функционирования и совершенствования культуры здоровья соответствующей группы субъектов.

Закономерность взаимозависимости внешних и

внутренних факторов здоровья человека, которая часто ошибочно трактуется как закономерность отражения воздействия внешней среды на состояние здоровья человека. Ее понимание было бы неполным без осознания непреложности обратной связи. Как счастливое общество состоитиз счастливыхличностей, точно так же здоровье общества состоит из здоровых личностей, и виды общественной жизни несут на себе отпечаток превалирующих характеристик здоровья членов данного общества. Таким образом, многократная последовательная трансляция человека в мир и интериоризация мира в человеке требуют изменения обеих групп факторов в целях совершенствования системы социально-личностного взаимодействия.

Закономерность единства и взаимосвязи компонентов культуры здоровья является наиболее значимой для организации взаимодействия специалистов здоровьетворческой деятельности,

акцентирующих свое внимание на развитии, коррекции и компенсации биологического, психоэмоционального и социально-личностного здоровья. Такое взаимодействие не всегда строго соответствует последовательности реабилитационных процедур, где всегда первичной является медицинская реабилитация, вторичной - психологическая и позднее подключаются образовательная, трудовая и социальная реабилитация. В индивидуальном режиме последовательность может быть совершенно иной, как и методы и периоды корректирующего воздействия. Учет данной закономерностиозначаетперсонифицированное соотношение воздействий на три компонента здоровья человека в целях оптимизации данного процесса. Следует отметить, что сам субъект здоровьетворчества при адекватно

организованном процессе здоровьесбережения способен совершенствовать критерии самоанализа и самооценки, свое состояние здоровья и обращать внимание на взаимозависимость его компонентов.

Закономерность взаимосвязи

потребностей и ресурсов в инициировании здоровьеформирующей деятельности. Наибольшей сложностью в здоровьетворчестве характеризуется деятельность по выбору наиболее уместных и своевременных воздействий на здоровье человека, своеобразных точек сенситивности, когда субъект готов воспринять и востребовать необходимые ресурсы и условия для реализации здоровьетворческой деятельности. Таким образом, адекватное определение триггера такой деятельности является необходимым для определения персонифицированной траектории формирования культуры здоровья.

Закономерность единства

процессов и результатов формирования и реализации культуры здоровья

показывает, что деятельность, направленная на формирование определенных компетенций и развитие соответствующих способностей, является наиболее благоприятным условием для реализации этих способностей и компетенций. Постоянная востребованность культуры здоровья без возможности ее восполнения приводит к истощению субъекта, поэтому процесс здоровьетворчества будет менее эффективен, чем в случае единой деятельности, обеспечивающей формирование и реализацию культуры здоровья в разных сферах жизни.

Закономерность взаимосвязи

диспозиций и оппозиций во взаимодействии субъектов

здоровьеформирующей деятельности. В соответствии с многообразием взаимодействия отношений и общения в социокультурной среде у человека формируется множество ролей-позиций, а количество и качественные характеристики их сочетаний в современном социуме не поддаются исчислению. Поэтому создать сколь-нибудь ограниченный набор моделей успешного взаимодействия субъектов

здоровьетворчества не представляется возможным. Максимально эффективным будет выявление и актуализация имеющихся позиций и оппозиций в процессе формирования культуры здоровья и их расширение за счет включения субъекта в разные виды здоровьетворческой и творческой деятельности, а также обеспечения содержательного и субъектного наполнения этой деятельности.

Подводя итоги вышесказанного, ошибочно было бы предполагать, что процесс совершенствования такого значимого антропоконструкта, как культура здоровья в зрелом возрасте является только личным делом каждого и может быть организован только на основании здравого смысла. Как показала практика функционирования таких социальных институтов, как «Серебряный университет», «ВФСК ГТО для пожилых людей» и других, связанных с этим процессом, данная работа должна приобрести системный характер и иметь научное обоснование, затрагивающее в том числе и философско-методологические основы деятельности. Авторам удалось вывести закономерности и принципы организации указанного процесса на основании применения синергетического, полипозиционного и личностно-деятельностного подходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования могут быть применены в организациях, ведущих деятельность в направлении формирования и совершенствования культуры здоровья лиц зрелого возраста, а также могут быть использованы профессионалами в данной области и самими субъектами здоровьеформирующей деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Burkhanova I.Y., Akmambetova, M.E., Saveleva-Rath, E.A., Ivanova, S.S., Stafeeva, A.V., Vorobyov, N.B., Ignatyeva, E.V. Meta-educational design as a technology of professional development of teachers. Journal of Environmental Treatment Techniques. 2020; 8(1): 235-240.

2. Bystritskaya E.V.; Ivanova, S.S.; Burkhanova, I.Y.; Stafeeva, A.V.; Vorobyov, N.B.; Romanova, A.A.; Samedov, R.A. Technology of Accounting for Migrant Students' Needs in Physical

Culture Bachelors' Education. International journal of applied exercise physiology. 2019; 8(2.1): 648655.

3. Быховская И.М., Люлевич И.Ю. Аксиология телесности и здоровья: вертикали и горизонтали сравнительно-культурного анализа. Международный журнал исследований культуры. 2018; 4(33): 208-223.

4. ВегнерП.Г.,ПолотнянкоК.Е.,Ушакова Е.В., Химичева Н.А. Проблема формирования здорового образа жизни и разнообразие систем педагогического управления. Философия образования. 2016; 5: 166-175.

5. Лю Цзинюй , А.Р. Баймурзин , С.Д. Неверкович. Сравнительный анализ программ учебных дисциплин «Педагогика физической культуры» в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма и «Педагогика физической культуры высшей школы» в Уханьском государственном университете. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(4): 84-93. DOI 10.14526/01_1111_155.

6. Hallal P.C., Andersen L.B., Bull F.C., Guthold R., Haskell W., Ekelund U. Global physical activity levels: Surveillance progress, pitfalls, and prospects. The Lancet. 2012; 380(9838): 247-257.

7. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации «Российское профессорское собрание». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798-201914-4-5-7.

Гончаренко К., Мищан С., Новикова А., Столярова О.С. Место физической культуры в поддержании и укреплении здоровья взрослого населения. Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. 2015; 2(33): 89-93. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Воронин Д.И. Антропоконструкты самосознания, мышления и деятельности человека в сфере образовательных технологий. Мир психологии. 2012; 2: 209-222.

8. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. Диалог и сотворчество в

образовательном процессе. Мир психологии. 2011; 2(66): 175-181.

9. Дмитриев С.В. Онтодидактика образовательных технологий на основе социокультурной теории двигательных действий человека: спорт, искусство, личностное развитие субъектов образования: монография. М.: издательство «Прометей». 2019: 445.

10. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Воронин Д.И. Трансверсальные программы для системы образования магистрантов в сфере физической культуры. Часть 1: docendo discimus (обучая других, мы учимся сами). Спортивный психолог. 2014; 3: 1519. Часть 2: Презумпция культуры в антропных технологиях образования. Спортивный психолог. 2014; 4: 17-22.

11. Janssen I., Katzmarzyk P.T., Boyce W.F., Vereecken C., Mulvihill C., Roberts C., ..., Pickett W. Comparison of overweight and obesity prevalence in school-aged youth from 34 countries and their relationships with physical activity and dietary patterns. Obesity Reviews. 2005; 6(2): 123132. DOI: 10.n1/j.1467-789X.2005.00176.x

12. Kristensen P.L., Korsholm L., Moller N.C., Wedderkopp N., Andersen L.B., Froberg K. Sources of varitation in habitual physical activity of children and adolescent: The European youth heart study. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2008; 18(3): 198-308. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2007.00668.x

13. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства. Вестник Мининского университета. 2019; 7(3): 10.

14. Науменко Ю.В. Здоровье и физическая культура: социально-культурный подход к определению сущности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; 4-1: 137141.

15. Озерина А.А., Суворова О.В., Дмитриева Е.Е. Представления о жизненном пути у женщин в поздней взрослости. Вестник Мининского университета. 2019; 7(1): 8.

16. Осик В.И. Здоровье человека и качество жизни - главная проблема современности. Экономика. Право. Печать. ВестникКСЭИ. 2012; 1-2(53-54): 234-238.

17. Скумин В.А., Бобина Л.А. Концепция учения о культуре здоровья: учебное пособие. Чебоксары: Междунар. общественное движение

"К здоровью через культуру". 2012: 35.

18. Трещева О.Л. Физическая культура в профессиональной подготовке и в обеспечении здоровья студентов. Основы здорового образа жизни: конспекты лекций. Омск: ОмГУПС. 2009: 51.

Статья поступила в редакцию: 03.05.2020

Бурханова Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, дом 1, e-mail: irina26Q2007@yandex.ru

Быстрицкая Елена Витальевна - доктор педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, дом 1, e-mail: oldlady@mail.ru

Иванова Светлана Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, дом 1, e-mail: Svetlana-604@mail.ru

Мусин Олег Алишерович — преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, дом 1, e-mail: mysin332@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.