Уголовное право и уголовный процесс
УДК 243.3
А.В. Андреев*, Б.В. Епифанов**
Законодательство зарубежных государств об ответственности за финансирование экстремизма
Статья посвящена анализу зарубежного законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, уголовного законодательства зарубежных государств, устанавливающего ответственность за финансирование экстремистской деятельности и иную материальную поддержку экстремистов и террористов.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, финансирование экстремистской деятельности, материальная поддержка, уголовная ответственность.
A.V. Andreyev*, B.V. Epifanov**. Law on foreign countries responsible for financing extremism. This article analyzes the foreign legislation in the field of combating extremist activity, the criminal legislation of foreign states and criminal liability for the financing of extremist activity and other material support to terrorists and extremists.
Keywords: extremism, terrorism, financing of extremist activity, material support, criminal liability.
Преступления, содержащие в себе признаки экстремизма, известны и получили распространение не только в России, но и в других странах. Уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности в некоторых иностранных государствах возникла намного раньше, чем в Российской Федерации. Именно это обосновывает и актуализирует необходимость проведения сравнительно-правового исследования зарубежного законодательства в области противодействия экстремизму и его финансированию. Это даст возможность в дальнейшем использовать положительный опыт других стран в российском законодательстве о противодействии экстремизму.
Развитие законодательства в области противодействия экстремизму и его финансированию в настоящее время является одним из приоритетных направлений законодательной деятельности основной массы государств. Ряд зарубежных стран придает нормам, направленным на борьбу с криминальными формами экстремизма, конституционный статус [15. с. 71].
Законодательство Великобритании
Первой особенностью английского законодательства является отсутствие специализированного законодательства в области противодействия экстремизму [6, с. 119]. Второй отличительной особенностью является полное отождествление экстремизма с терроризмом. В Соединенном Королевстве по этой причине в данной области были приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты: Закон «О терроризме» 2000 г. [19]; Закон «О противодействии терроризму, преступности и безопасности» 2001 г. [18]; Закон «О предотвращении терроризма» 2005 г.; Закон «О борьбе с терроризмом» 2006 г. В рамках этих нормативно-правовых актов к террористической деятельности, помимо совершения самих террористических актов, относятся несообщение властям об акциях террористической направленности, укрывательство самих террористов, материальная поддержка террористов [9, с. 235].
Хочется отметить, что Закон «О терроризме», принятый в 2000 г., устанавливает ответственность за террористические акции, совершенные как на территории Англии, так и за ее пределами [1, с. 45]. Данный закон в ч. 1 разд. 1 закрепил понятие «терроризм» [19].
* Андреев, Алексей Владимирович, адъюнкт кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8960-229-80-27. E-mail: [email protected].
** Епифанов, Борис Васильевич, профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
*Andreyev, Alexey Vladimirovich, Associate of the chair of Criminal Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8960-229-80-27. E-mail: [email protected].
**Epifanov, Boris Vasilievich, Professor of the chair of Criminal Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Jurisprudence, Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Андреев А.В., Епифанов Б.В., 2015
Андреев А.В., ЕпифановБ.В. Законодательство зарубежных государств об ответственности...
Что касается преступности финансирования террористической деятельности и оказания иной материальной помощи террористам, то это закреплено в разделах ч. 3 Закона «О терроризме». Например, разд. 15 ч. 3 гласит, что лицо совершает преступление, если: приглашает другого для предоставления денег или иного имущества для целей терроризма; получает деньги или другое имущество в целях терроризма; предоставляет деньги или другое имущество в целях терроризма. Во всех этих случаях лицо должно знать или предполагать, что денежные средства или другое имущество будут или могут быть использованы в целях терроризма [19]. В разд. 16 говорится о владении или использовании террористических средств; в разд. 17 о финансировании терроризма; в разд. 18 об отмывании денег для пополнения террористических средств. Закон «О терроризме» 2000 г. прекратил действие иных нормативно-правовых актов Великобритании в области противодействия преступлениям, сопряженным с терроризмом [1, с. 42].
Следующей вехой в противодействии экстремистской деятельности стало принятие Закона «О противодействии терроризму, преступности и безопасности» от 14 декабря 2001 г. [18]. Он установил ответственность за незаконный оборот оружия массового поражения.
Завершая рассмотрение законодательства Соединенного Королевства, хочется отметить, что в основной свое массе законодательная концепция по противодействию экстремистской деятельности построена на идеях борьбы с терроризмом.
Законодательство Соединенных Штатов Америки
В Соединенных Штатах правовое регулирование борьбы с экстремистской деятельностью осуществляется на основе как федерального уголовного законодательства, так и законов штатов об уголовной ответственности. В США за период с 1958 по 2007 гг. было принято более 90 нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся борьбы с терроризмом и экстремизмом [17].
В развитие этого направления была разработана и подписана директива Совета национальной безопасности США по борьбе с международным терроризмом № 138, которая определяет в качестве главного инструмента борьбы с этим негативным явлением наложение запрета на содействие государствам, причисленных США к «террористическим» [1, с. 134]. При этом в доктрине к экстремистам относят не только террористов, но и лиц, совершающих преступления, основанные на политической, национальной, расовой, религиозной ненависти, а также в отношении групп нетрадиционной сексуальной ориентации [7, с. 101]. В Соединенных Штатах отсутствует четко кодифицированное законодательство, которое регламентирует ответственность за преступления экстремистской направленности, однако существует ряд законов, запрещающих возможные экстремистские проявления.
Свод законов США в гл. 113B титула 18 устанавливает ответственность за террористическую деятельность. Так, разд. 2331 устанавливает дефиницию «терроризм» [20]. Гл. 113B титула 18 содержит четыре раздела, касающихся финансирования террористической деятельности. Это разд. 2332D (Финансовые операции), 2339A (Оказание материальной поддержки террористам), 2339B (Оказание материальной поддержки или предоставление ресурсов иностранным террористическим организациям), 2339C (Запреты против финансирования терроризма). Так, разд. 2339B гласит, что те, кто сознательно оказывают материальную поддержку или предоставляют ресурсы для иностранной террористической организации, или пытаются это сделать или договорились об этом, должны быть подвержены наказанию в виде штрафа или тюремного заключения на срок до 20 лет, или обоим видам наказания [20]. Если данная финансовая поддержка иностранных террористических организаций предусматривает смерть человека, то лицо, оказывающее такую помощь, может быть заключено в тюрьму на любой срок или пожизненно. Согласно разд. 2339A, термин «материальная поддержка или ресурсы» означает любое имущество, материальное или нематериальное, или сервис, в т.ч. валюты или денежных документов или финансовых бумаг, оказание финансовых услуг, предоставление жилья, обучение, квалифицированную консультацию или помощь, убежища, предоставление поддельных документов или удостоверений личности, коммуникационное оборудование, принадлежности, оружие, ядовитые вещества, взрывчатые вещества, персонал и транспортировку, за исключением медицины или религиозных материалов [20].
Пункт 5 разд. 2332B Свода законов США к преступлениям террористической направленности относит 48 общественно опасных деяний, в частности: убийство или покушение на убийство государственных служащих; уничтожение или повреждение транспортных средств или путей сообщения; пытки; оказание материальной поддержки экстремистским организациям и т.п. [21].
В настоящее время в законодательстве Соединенных Штатов начинается развитие нового, ранее ему не известного направления в области противодействия террористической и иной экстремистской деятельности. В частности, государство активизирует противодействие терроризму в информационном пространстве, например, в сети Интернет [10, с. 52-55]. При проведении сравнительного анализа уголовного законодательства США и Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что главной особенностью законодательства США, направленного на борьбу с экстремистскими преступлениями, является организация противодействия экстремизму только через борьбу с терроризмом как наиболее опасным проявлением экстремистской деятельности.
Хочется также обратить внимание на законодательные концепции в борьбе с экстремистской деятельностью государств, расположенных на территории постсоветского пространства.
Законодательство Республики Беларусь
В Республике Беларусь концепция в области противодействия экстремистской деятельности схожа с имеющейся в России. Так, принятый 4 января 2007 г. Закон Республики Беларусь № 203-З «О противодействии
Уголовное право и уголовный процесс
экстремизму» [3, с. 23-41] построен по аналогии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Особо хочется отметить, что в ст. 1 Закона Республики Беларусь отдельно закреплено понятие финансирования экстремистской деятельности, в отличие от закона Российской Федерации, в котором финансирование экстремистской деятельности закреплено в понятии экстремизма. В законодательстве Республики Беларусь под финансированием экстремистской деятельности понимается предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в т.ч. имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом в целях использования в экстремистской деятельности [4]. Однако особый интерес в рамках формирования законодательной концепции в области противодействия экстремизму для нас представляют преступления, связанные с финансированием экстремистской деятельности.
Так, в ст. 290.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь установлена ответственность за финансирование террористической деятельности. Под финансированием в данной статье понимается предоставление или сбор средств любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо для виновного террористов, террористических групп и террористических организаций [13].
Законодательство Украины
При рассмотрении уголовного законодательства Украины в области противодействия экстремистской деятельности особое внимание хочется обратить на ст. 110.2 Уголовного кодекса Украины (Финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины) [14].
Часть 1 ст. 110.2 Уголовного кодекса Украины устанавливает ответственность за финансирование действий, совершенных с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет и с конфискацией имущества.
Часть 2 ст. 110.2 Уголовного кодекса Украины устанавливает ответственность за финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет и с конфискацией имущества [14]. Также ст. 258.5 Уголовного кодекса Украины закрепляет ответственность за финансирование терроризма [14].
Законодательство Кыргызской Республики
Рассмотрение законодательства Кыргызской Республики в сфере борьбы с экстремизмом необходимо начать с Закона Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 «О противодействии экстремистской деятельности». В ст. 1 данного закона закреплено понятие «экстремистская деятельность (экстремизм)» и говорится о ее финансировании, а также о иной материальной поддержке [2]. Обратим внимание на две статьи Уголовного кодекса Кыргызской Республики касающиеся тематики нашего исследования. Это ст. 226.1 УК КР (Финансирование террористической деятельности) и ст. 299.3 УК КР (Финансирование экстремистской деятельности). Статья 226.1 УК КР входит в гл. 24 (Преступления против общественной безопасности). Под финансированием террористической деятельности в данной статье понимается незаконное предоставление средств, оказание финансовых услуг или осуществление сбора средств. Также в данной статье закрепляется, что указанные средства могут быть собраны любыми способами и методами, прямо или косвенно. Отметим также, что преступно только совершение данного деяния с намерением или осознанием того, что средства предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования террориста и (или) террористической организации либо для финансирования организации, подготовки или совершения террористической деятельности на территории Кыргызской Республики или за её пределами [12]. В отличие от российского уголовного законодательства, УК КР не содержит примечания, которое, как прим. 2 к ст. 205.1 УК РФ, закрепляет освобождение лица от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению, либо пресечению преступления, которое оно финансировало [5, с. 9-12].
Ст. 299.3 УК КР входит в гл. 29 (Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства), что схоже с российским законодательством. Под финансированием экстремистской деятельности в данной статье понимается незаконное предоставление средств, оказание финансовых услуг или осуществление сбора средств любыми методами или способами, прямо или косвенно (через третьих лиц), с намерением или осознанием того, что средства предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования организации, подготовки или совершения экстремистской деятельности на территории Кыргызской Республики [12]. За данное преступление УК КР, в отличие от УК РФ, предусматривает наказание только в виде лишения свободы на срок от четырех до шести лет с конфискацией имущества. Также в ст. 299.3 УК РК не предусмотрена возможность освобождения лица от уголовной ответственности, в отличие от примечания к ст. 282.3 УК РФ [11].
В прим. 3 к ст. 299.3 УК КР делается акцент на юридические лица и говорится, что за участие в совершении финансирования экстремистской деятельности юридическое лицо привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики [12].
Васильев Ф.Ю. К вопросу о понятии института отказа в возбуждении уголовного дела в российском...
Исследовав зарубежное законодательство в сфере противодействия экстремизму, можно сделать вывод, что в последние годы упомянутыми государствами борьбе с экстремизмом стало уделяться больше внимания. Это связано с тем, что экстремизм в последние годы активно распространился по всей планете и стал общемировой проблемой. В связи с этим большинством государств был принят ряд внутренних нормативно-правовых актов, касающихся противодействия экстремистской деятельности. При этом нормативно-правовые акты различных государств содержат в себе принципиально отличающиеся признаки экстремизма. Данная ситуация создает препятствия в борьбе с экстремизмом на мировой арене.
Подводя итог, можно сделать вывод, что изучение зарубежного законодательства может способствовать развитию и улучшению национального законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Список литературы
1. Власов, И. С. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом.- М., 2002.
2. Закон Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. // База данных «Законодательство стран СНГ». - Режим доступа: http:// www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9207 (дата обращения: 24.09.2015).
3. Законы Республики Беларусь. - Минск, 2007.
4. Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-З «О противодействии экстремизму» [Электронный ресурс]. // База данных «Законодательство стран СНГ». - Режим доступа: http://www.base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=14869 (дата обращения: 01.10.2015).
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 3 т. - Т. 3. Особенная часть / под общ. ред. Л. В. Готчиной, А. В. Никуленко. - Тамбов - Санкт-Петербург - Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014.
6. Никитин, А. Г. Экстремизм как объект общетеоретического и общеправового анализа : дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2010.
7. Овчинский, В. С., Кочубей, М. А. Экстремистские организации в США // Журнал российского права.
- 2009. - № 6.
8. Петрянин, А. В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование : дис. ... докт. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2015.
9. Решетников, Ф. М., Шульженко, Н. А. Чрезвычайное законодательство в Великобритании и традиционные институты английского уголовного права // Проблемы совершенствования советского законодательства: Труды ВНИИСЗ. - Вып. 23. - М., 1982.
10. Солопченко, Д. В. Новые тенденции развития законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации и за рубежом // Российский следователь. - 2014. - № 6. - С. 52-55.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации // ИПП «Гарант».
12. Уголовный кодекс Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. // База данных законодательства.
- Режим доступа: http://www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=30222833 (дата обращения: 02.10.2015).
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. // Навигатор в мире права «Эталон - online». -Режим доступа: http://www.etalonline.by/?type=text®num=HK9900275#load_text_none_1_ (дата обращения: 18.09.2015).
14. Уголовный кодекс Украины [Электронный ресурс]. // Meget. - Режим доступа: http://www.meget.kiev. ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/ (дата обращения: 05.10.2015).
15. Узденов, Р. М. Экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия : дис. ... кандидата юридических наук.- М., 2008.
16. Хлебушкин, А. Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ : монография / отв. ред. Н. А. Лопашенко. - Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007.
17. Юдичева, С. А. Сравнительно-правовой аспект противодействия экстремизму // Вестник МУ им. С. Ю. Витте. - Сер. 2. Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 43-48.
18. Anti-Terrorism, Crime and Security Act 14th December 2001 (UK Public General) [Электронный ресурс]. // The National Archives. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2001/24/contents (дата обращения: 15.09.2015).
19. Terrorism Act 20th July 2000 (UK Public General) [Электронный ресурс]. // The National Archives. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/11/contents (дата обращения: 14.09.2015).
20. Title 18 - Crimes and criminal procedure [Электронный ресурс]. // FindLaw. - Режим доступа: http:// www.codes.lp.findlaw.com/uscode/18/I (дата обращения: 19.09.2015).
21. United States Code [Электронный ресурс]. // Office of the Law Revision Counsel United States Code. -Режим доступа: http://www.uscode.house.gov (дата обращения: 14.09.2015).
УДК 343.126 Ф.Ю. Васильев*
К вопросу о понятии института отказа
в возбуждении уголовного дела в российском уголовном процессе
В статье рассмотрены основные аспекты института отказа в возбуждении уголовного дела в российском уголовном процессе. На основе анализа правоприменительной практики и уголовно-процессуального законодательства предлагается внести изменения в УПК РФ для повышения эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации.
* Васильев, Федор Юрьевич, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия,198206, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail:[email protected].
* Vasilyev, Fyodor Yurievich, a senior lecturer of the chair of criminal proceedings of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Васильев Ф.Ю., 2015