Научная статья на тему 'Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения'

Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1423
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / CAPITAL INVESTMENTS / BUDGET INVESTMENTS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопян Оганес Арменович

Статья посвящена вопросам модификации законодательства России об инвестициях в сфере капитальных вложений. Главная задача настоящего исследования - показать факторы, способствующие трансформации национальной экономики в инвестиционно привлекательную и способствующую развитию предпринимательской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capital Investment Legislation

The article is devoted to questions of modification in the Russian investment legislation in sphere of capital investments. The main purpose of this research to create Справочная информация 156 Журнал российского права № 22010 conditions for transfer of domestic economy on rails of innovative developing and stimulation of individual industries of the economy, connected with hi5tech industry. Also the author pays attention to concept of capital investments and modern legal maintenance of this institute.

Текст научной работы на тему «Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения»

Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения

О. А. Акопян

В современных условиях длящегося финансового кризиса стоит задача по внесению изменений в российское инвестиционное законодательство в сфере капитальных вложений в целях скорейшего перевода отечественной экономики на рельсы инновационного развития и стимулирования отдельных отраслей экономики, связанных с разработкой и внедрением новых высокотехнологичных разработок.

Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации1.

Часть инвестиций финансируется за счет бюджетных средств, т. е. за счет средств государственного (муниципального) бюджета. Инвестором в данном случае является государство (муниципальное образование), а источником инвестиций — часть доходов государственного (муниципального) бюджета, т. е. бюджетные средства.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»2 определил правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капи-

Акопян Оганес Арменович — научный сотрудник отдела бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП.

1 См.: Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 36.

2 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

тальных вложений, на территории России, а также установил гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Рассматриваемый Федеральный закон показывает зависимость инвестиционных проектов от действий субъектов инвестиционной деятельности, от воли государства. Глава III «Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» Закона содержит четыре статьи, направленные на государственное регулирование инвестиционных проектов. В них обозначены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности (ст. 11), порядок государственного регулирования в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ст. 12), порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений (ст. 13) и порядок проведения экспертизы инвестиционных проектов (ст. 14).

Инвестиционный проект с момента своего появления до момента окончания или ликвидации проходит ряд определенных этапов, которые в совокупности называются жизненным циклом проекта. Жизненный цикл проекта может быть разделен на три основные стадии: предынвестицион-ную, инвестиционную и эксплуата-ционную3.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь-

3 См.: Фархутдинов И. З, Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006. С. 125.

ных вложений» инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Также ст. 1 данного Закона определяет капитальные вложения как «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты». По мнению О. М. Антиповой, легальное определение содержит ряд моментов, требующих уточнения, и для уяснения действительного содержания понятия капитальных вложений необходимо ответить на вопрос о соотношении понятий «основной капитал» и «основные средства», «инвестиции в основной капитал» и «капитальные вложения»4.

Современное содержание понятия основного капитала (основных фондов) в России сформулировано в Общероссийском классификаторе основных фондов5, подготовленном на основе Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятель-ности6, международного Классификатора основных продуктов', стандартов Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов. Основными

4 См.: Антипова О. М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М., 2007.

5 См.: Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359.

6 International Standard Industrial Classification of all Economic Activities (ISIC).

7 Central Product Classification (CPC).

фондами в соответствии с классификатором являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды включают две группы активов: материальные (основные средства) и нематериальные основные фонды (нематериальные активы).

Неравнозначность терминов, используемых законодателем для определения объекта капитальных вложений, предопределила возникновение различных подходов к пониманию капитальных вложений на практике. Одни авторы определяют капитальные вложения как долгосрочные реальные инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы8. Другие отмечают, что «понятие «капитальные вложения»... в настоящее время рассматривается только как разновидность инвестиций в объекты основных средств»9 и «под капитальными вложениями понимают прежде всего инвестиции в формирующиеся объекты основных средств»10.

Инвестиции можно классифицировать по различным критериям: организационным формам, объектам инвестиционной деятельности, характеру участия в инвестировании, видам собственности на ресурсы11 .

Термину «инвестиционная деятельность» можно дать широкое и узкое определения. Инвестиционная деятельность в широком смыс-

8 См.: Орлова Е. Р. Инвестиции: Курс лекций. 2-е изд. М., 2003. С. 6; Управление активами / Под ред. И. И. Мазура. М., 2001. С. 8.

9 См.: Муравьев Б. В. Инвестиционное обязательство в строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 30.

10 Щербинин С. С. Комментарий к Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. М., 2003. С. 28.

11 Орлова Е. Р. Указ. соч. С. 7—8.

ле — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования в целях получения дохода. Подобная трактовка содержится в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность в узком смысле представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

Понятие «капитальные вложения» является более узким, чем понятие «инвестиции», поэтому капитальные вложения могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций. До 1991 г., когда началось формирование отечественного инвестиционного законодательства, понятие «инвестиции» подчинялось понятию «капитальные вложения». Последнее трактовалось как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. При этом капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: как экономическая категория и как процесс, связанный с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до их воз-мещения12. В целях аккумулирования материальных ресурсов для развития производства (основных фондов) в условиях командно-административной экономики применяли договор подряда на капитальное строительство. Под таким договором понимался «плановый договор, заключенный между социалистическими организациями, в силу которого одна сторона, подрядчик, обязуется построить и в установленный

12 См.: Орлова Е. Р. Указ. соч. С. 6.

срок сдать предусмотренный планом объект, а другая сторона, заказчик, обязуется оказывать возложенное на нее содействие строительству, принять и оплатить выполненные строительные работы»13.

Все, что было связано с капиталовложением, с правовыми формами, опосредующими движение капитала, было заменено плановым распределением финансовых ресурсов.

Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.

Исторический опыт показывает, что государство и другие государственно-правовые образования всегда относились и должны относиться к числу наиболее надежных партнеров в имущественных отношениях.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы — важнейшая задача государства на современном этапе.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам — важнейший источник капитальных вложений во многих странах мира. Данные схемы

13 Иоффе О. С. Понятие и система хозяйственного законодательства // Систематизация хозяйственного законодательства. М., 1971. С. 435.

государственного финансирования инвестиционных проектов практикуются и в России.

Одно из принципиальных условий эффективности инвестиций — это адекватность принципов, которые положены в основу выбора финансируемых проектов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» порядок, согласно которому формируется перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и определяется их финансирование из средств федерального бюджета, устанавливает Правительство РФ. В настоящее время данный порядок регламентируется постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета»14.

Перечень формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направленных на реализацию федеральных целевых программ и на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов, предусмотренных в федеральной адресной инвестиционной программе по главным распорядителям средств федерального бюджета и по отраслям. В перечне отдельно указываются стройки и объекты, финансируемые частично за счет средств федерального бюджета и являющиеся государственной собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной собственностью.

При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благо-

14 СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4097.

приятной для частных инвесторов и перевода капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.

Условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе институциональных.

Для регулирования государственных инвестиций используются следующие ключевые инструменты: формы осуществления государственных инвестиций; экспертиза эффективности государственных инвестиций; экспертиза эффективности бюджетных инвестиций; механизм отбора инвестиционных проектов для финансирования из федерального бюджета, в том числе в рамках федеральных целевых программ.

Отдельным аспектом участия государства в инвестиционной деятельности является региональная инвестиционная деятельность, которая важна для становления нацио-

нальной экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики15.

Стоит отметить, что активизация инвестиционной активности государства нередко сочетается с явно неинвестиционной ориентацией федерального бюджета (выделение на инвестиционные цели и задачи недостаточного объема ресурсов; сокращение инвестиционных статей бюджета при возникновении проблемы бюджетного дефицита или профицита; финансирование инвестиционных расходов по остаточному принципу).

К прямому государственному регулированию инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений относят разработку, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности; выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов.

В силу ограниченных ресурсов капитальных вложений, которые государство может выделить на инвестиционные проекты, используется бюджетная политика точечного поддержания инвестиционной дея-

15 См.: Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учеб. для вузов. М., 2001. С. 256.

1

тельности, суть которой состоит в том, что государство инвестирует исключительно конкретные проекты и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, а также привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты. Ориентированность инвестиций на конечный результат в настоящее время введена в ранг государственной политики Российской Федерации.

Данный подход основывается на составлении государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. В государственном бюджете устанавливается, какие именно проекты будут реализованы, что позволяет обеспечить наибольшую экономическую отдачу от бюджетных средств и предотвратить бюрократический произвол.

Отметим, что в рамках бюджета возможна разработка инвестиционной составляющей бюджета по каждой отрасли народного хозяйства отдельно — в результате планирование инвестиций оказывается децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.

Государственная инвестиционная политика, осуществляемая по остаточному принципу, пока не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциальных источников инвестиций государство переходит от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. В настоящее время ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Государственные централизованные вложения обычно направляются на реализацию ограниченного

7

числа региональных программ; создание особо эффективных структурообразующих объектов; поддержание федеральной инфраструктуры; преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций; решение наиболее острых социальных и экономических проблем. Приоритетными направлениями при этом с точки зрения бюджетного финансирования являются: выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение топливно-энергетической и продовольственной проблем; поддержание научно-производственного потенциала; выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районам с чрезмерно низким уровнем жизни населения.

Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет управление ею в пределах государственной территории. В то же время государство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства: выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает, в свою очередь, наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора. Для участия государства в качестве инвестора ему необходимо иметь самостоятельную право-субъектность16.

16 См.: Алдошин О. Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. № 1. С. 57.

Естественно, участие государства в инвестиционных правоотношениях обусловлено прежде всего необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, что отражается на его гражданской правоспособности. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права17.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичный интерес, за которым стоит все общество в целом, а с другой — подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что зачастую приводит к конфликту указанных интересов. Отметим, что государство в отличие от других субъектов права самостоятельно, через соответствующие законы определяет объем своей гражданской правоспособности и свой имущественный статус, в связи с чем важно, чтобы законы строго поддерживали баланс публичных и частных интересов, обеспечивали надежную защиту прав участников инвестиционных отношений18.

Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о невозможности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который характеризуется весьма низкой степенью сфор-мированности. Требуются усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и ры-

17 См.: Трапезников В. А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика. 2006. № 1.

18 См.: Фархутдинов И. З, Трапезников В. А. Инвестиционное право. М., 2006. С. 380.

ночного регулирования. Следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе.

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы обусловлены, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а с другой — тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

Возможности обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капитало-отдачи вложений в реальном секторе экономики. Эти особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформирован-ности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и точечного инвестирования, повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

Данная специфика воздействует и на формы участия государства в инвестиционной деятельности. Роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.

Представляется, что ввиду присутствия в бюджетном законода-

тельстве значительных пробелов отнесение бюджетных расходов в разряд капитальных вложений не может быть осуществлено иначе, чем посредством применения по аналогии правил определения состава основных фондов, установленных для юридических лиц.

При этом понятие «капитальные вложения» не раскрыто в Бюджетном кодексе РФ и не имеет единого содержания в нормах, регламентирующих учет соответствующих расходов различных инвесторов. Объекты капитальных вложений и способы их осуществления в бухгалтерском учете определяются неоднозначно, их состав имеет варианты содержания в зависимости от видов субъектов, осуществляющих вложения, а сам термин «капитальные вложения» раскрывается сегодня только в нормативных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях. Бюджетное законодательство не содержит норм, позволяющих установить точный круг объектов государственных и муниципальных капитальных вло-жений19.

Финансирование расходов на государственные капитальные вложения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 619 «О формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (вместе с «Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»)20. Федеральная адресная инвестиционная программа формируется на основании сведений об объектах капитального строительства, финансирование строительства (реконструкции, технического перевооружения) которых будет осуществляться (продолжаться) после 1 января 2009 г., предусмотренных в следующих документах:

19 См.: АнтиповаО. Понятие «капитальные вложения» // Юридический мир. 2005. № 10.

20 СЗ РФ. 2008. № 34. Ст. 3928.

перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2008 г., финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, и перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2009— 2010 гг., финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;

государственный оборонный заказ на 2008 г. и на плановый период 2009—2010 гг. (далее — государственный оборонный заказ);

решения об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, а также решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софи-нансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, — при условии, что осуществление инвестиций и предоставление субсидий в указанных решениях предусмотрено не ранее 1 января 2009 г.

Сведения, содержащиеся в адресной программе, используются для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых доктрин, концепций и стратегий развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, государ-

ственной программы вооружения, планов и программ военного строительства, схем территориального планирования, проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, для принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций, составления реестра расходных обязательств Российской Федерации, а также для иных целей, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Хотелось бы выделить некоторые характерные особенности финансирования инвестиций за счет средств государственного бюджета в Российской Федерации. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование капиталовложений, являются, по существу, основным инструментом федерального центра, регулирующим пропорции уровней экономического и социального развития территорий. Вместе с тем практика показывает, что структура федеральных инвестиционных ресурсов, как по методам финансирования, так и территориальная, является крайне нерациональной. Доля возвратного инвестирования из федерального бюджета не превышает 10% общего объема, а более чем в 50% регионов страны практически все централизованные инвестиции выделяются на безвозвратной основе. Важнейшей тенденцией территориального распределения капиталовложений из федерального бюджета является преимущественное инвестирование Европейской (включая Урал) части России при сокращении доли восточных регионов. Отмеченные диспропорции в распределении средств федерального бюджета негативно сказываются на инвестиционной ситуации в стране.

Можно сказать, что отсутствие четко выработанных приоритетов государственного инвестирования не позволило эффективно заработать бюджету развития, который можно признать одним из весьма

эффективных инструментов государственной инвестиционной политики.

В целом вся совокупность приоритетов условно может быть разделена на три группы.

Первая группа приоритетов увязывается с национальной безопасностью России, ее позициями в мировой науке. В основе этой группы — фундаментальные и прикладные направления исследований, ориентированные на использование потенциала отраслей оборонного комплекса для разработки конкурентоспособных системных технологий и гражданской продукции.

Вторая группа включает приоритетные направления, призванные обеспечить развитие высокотехнологичных производственных отраслей, обеспечивающих технологическую базу перевооружения промышленности на новой научной основе, увеличивая научный, инновационный и производственный потенциалы, производственные и технологические взаимосвязи и их влияние на повышение эффективности производств средней и низкой наукоемкости, в том числе в добыче и переработке сырья. Эта группа приоритетов ориентирована на импортозамещение.

Третья группа приоритетов включает технологии, в наибольшей степени ориентированные на решение социальных задач, на поддержку отечественных производителей товаров массового спроса. Эти производители в состоянии обеспечить внутренние потребности по многим направлениям, но не обладают на внешних рынках необходимой кон-курентоспособностью21.

Эти приоритеты следует сделать объектом среднесрочных и долгосрочных программ федерального уровня, привлекая к их реализации средства корпораций, банков, фондов и проч.22

21 См.: Каржаув А. Т. Национальная система венчурного инвестирования. М., 2006. С. 118.

22 Там же. С. 134.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных направлений использования финансовых ресурсов, предназначенных для капиталовложений. К числу таких направлений можно отнести следующие:

совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь на развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе;

расширение практики предоставления государственных гарантий и страхования инвестиций как формы государственного инвестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рационализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность го-

сударства и повысить эффективность государственных капитальных вложений.

Библиографический список

Антипова О. М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М., 2007.

Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учеб. для вузов. М., 2000.

Инвестиционное право / А. Г. Богатырев; под ред. Л. И. Рябова. М., 1992.

Каржаув А. Т. Национальная система венчурного инвестирования. М., 2006.

Орлова Е. Р. Инвестиции: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006.

Щербинин С. С. Комментарий к Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. М., 2003.

Янковский К. П. Инвестиции: Учеб. пособие. СПб., 2008.

Партнерство государства и бизнеса в здравоохранении: социально-трудовой аспект

Е. В. Жилинский

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определены механизмы и формы стратегического партнерства государства, бизнес-структур и институтов по таким направлениям взаимодействия, как производственная и транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, профессиональное образование и переподготовка кадров, финансирование научных исследований, социальная сфера и здравоохранение. Остановимся на последнем подробнее.

В России в условиях недостаточного финансирования (4% ВВП) сложилась малоэффективная система здравоохранения. Отсутствие ради-

Жилинский Евгений Васильевич—ведущий научный сотрудник, доцент, кандидат экономических наук, Учреждение Российской академии наук «Институт социально-экономических проблем народонаселения».

кальных изменений в отрасли усугубляет уже имеющуюся в стране демографическую проблему. В связи с низким уровнем технологического оснащения, структурными диспропорциями, существующей проблемой квалификации кадров, в том числе управленческих, качество оказания медицинской помощи в государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) остается низким. Слабое финансирование способствует развитию теневой медицины. Не имеет перспектив система обязательного медицинского страхования. Растущая неудовлетворенность отечественным здравоохранением требует повышения его эффективности, что становится возможным посредством государственно-частного партнерства в этой важнейшей отрасли народного хозяйства.

Эти вопросы рассматривались на «круглом столе», организованном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.