Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовой акт / федеративное государственное устройство / источники права / предметы ведения / федеральное законодательст во / законодательст во субъектов Российской Федерации / верховенство Конституции Российской Федерации / regulatory legal act / federal state structure / sources of law / subjects of jurisdiction / federal legislation / legislation of the subjects of the Russian Federation / the supremacy of the Constitution of the Russian Federa tion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Двойменный И. А.

Актуальность темы. Федеративное государственное устройство Российской Федерации предполагает наличие административно-территориального деления государства на субъекты, которые наделены собственной компетенцией, В связи с чем исследование места законодательства субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации имеет особое значение для законодательного процесса, правоприменения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Цель. Исследование соотношения федерального и регионального законодательства, а также места законодательства субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации, Методология. В процессе подготовки научной работы были использованы метод анализа и синтеза, формально-юридический метод и метод сравнения, Результаты и выводы. В рамках проведенного исследования была дана характеристика подходов к определению правовой категории «законодательство», установлено место законодательства субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации, проанализированы проблемы соотношения данных видов нормативного регулирования, а также проанализированы отдельные положения Конституции Российской Федерации и источники отечественной юридической науки, Область применения. Сфера, деятельности федерального законодательного органа и законодательных органов субъектов Российской Федерации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the topic. Hie federal state structure of the Russian Federation presupposes the existence of an adm inistrative-territorial division of the state into subjects that are endowed with their own competence. In this regard, the study of the place of legislation of the subjects of the Russian Federation in the system of legislation of the Russian Federation is of particular importance for the legislative process, law en forcem en t and observance of human and civil righ ts and freedoms. Goal. The study of the relationship between federal and regional legislation, as well as the place of legislation of the subjects of the Russian Federation in the system of legisla tion of the Russian Federa tion. Methodology. In the process of writing the scientific work, the method of analysis and synthesis, the formal legal method and the method of comparison were used. Result s and conclusions. Within the framework of the conducted research, the approaches to the definition of the legal ca tegory «legisla tion» were characterized, the place of legisla tion of the subjects of the Russian Federation in the system of legislation of the Russian Federation was established, the problems of correlation of these types of regulatory regulation were analyzed, as well as individual provisions of the Constitution of the Russian Federation and sources of domestic legal science were analyzed. Scope o f application. ΊΊre sphere of activity of the federal legislative body and legislative bodies of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

УДК 340.1

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коды JEL: К 10, К 19, К 40

Двойменный И. А., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного и гражданского права и процесса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: dvoymennyy-ia@ranepa.ru; SPIN-код: 3265-9965

Поступила в редакция 01.02.2024 Принята к публикации 13.02.2024

Аннотация

Актуальность темы. Федеративное государственное устройство Российской Федерации предполагает наличие административно-территориального деления государства на субъекты, которые наделены собственной компетенцией. В связи с чем исследование места законодательства субъектов Российской Федерации в сист еме законодательства Российской Федерации имеет особое значение для законодательного процесса, правоприменения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина,

Цель. Исследование соотношения федерального и регионального законодательства, а также места законодательства субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации,

Методология. В процессе подготовки научной работы были использованы метод анализа и синтеза, формально-юридический метод и метод сравнения,

Результаты и выводы. В рамках проведенного исследования была дана характеристика подходов к определению правовой категории «законодательство», установлено место законодательства субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации, проанализированы проблемы соотношения данных видов нормативного регулирования, а также проанализированы отдельные положения Конституции Российской Федерации и источники отечественной юридической науки,

Область применения. Сфера деятельности федерального законодательного органа и законодательных органов субъектов Российской Федерации,

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, федеративное государственное устройство, источники права, предметы ведения, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, верховенство Конституции Российской Федерации,

UDC 340.1

LEGISLATION OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

JEL Codes: К 10, К 19, К 40

Dvoimenny I. A., Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Departmen t of Criminal and Civil Law and Procedure, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: d.voymemiyy-ia@ranepa,ru; SPIN-code: 3265-9965

Abstract

The relevance of the topic. ThéfèMral state structure if the Russian Federat.ùm>presnp0ses the existence of an adm inistrative-territorial division of the state into subjects that are en dowed, with their own competence. In this regard, the study of the place of legislation of the subjects of the Russian Federation in

the system of legislation of the Russian Federation is of particular importance for the legislative process, law enforcemen t and observance of human and civil righ ts and freedoms.

Goal. The study of the relationship between federal and regional legislation, as well as the place of legislation of the subjects of the Russian Federation in the system of legislation of the Russian Federation .

Methodology. In the process of writing the scientific work, the method of analysis and synthesis, the formal legal method an d the method of comparison were used.

Result s and conclusions. Within the framework of the conducted research, the approaches to the definition of the legal category «legislation» were characterized, the place of legislation of the subjects of the Russian Federation in the system of legislation of the Russian Federation was established, the problems of correlation of these types of regulatory regulation were analyzed, as well as individual provisions of the Constitution of the Russian Federation and sources of domestic legal science were analyzed.

Scope of application. The sphere of activity of the federal legislative body and legislative bodies of the subjects of the Russian Federation.

Keywords : regulatory legal act, federal state structure, sources of law, subjects of jurisdiction, federal législation, legislation of the subjects of the Russian Federation, the supremacy of the Constitution of the Russian Federation.

Введение

Перед непосредственным исследованием места н роли законодательства субъектов РФ в системе законодательства Российской Федерации необходимо определиться с содержанием такой правовой категории как «законодательство». Данная категория достаточно неоднозначно оценивается в юридической теории, а отсутствие единого легального его закрепления способствует созданию некоторых трудностей в процессе правотворчества, правоприменения н систематизации нормативных актов.

Представляется возможным выделить два традиционных подхода: узкий и широкий. В соответствии с широким подходом, который долгое время господствовал в отечественной правовой теории, законодательство — это совокупность законов и подзаконных нормативных актов.

Однако под воздействием изменений, происходящих в государственных и общественных отношениях, изменению подлежал и подход к пониманию законодательства как правовой категории. В соответствии с новым узким подходом, законодательство следует трактовать именно как совокупность действующих законов без включения иных нормативных и производных актов. Подобный подход наиболее полно отвечает природе законодательства поскольку более широкая трактовка снижает значимость закона н способствует его подмене иными управленческими решениями.

При этом на данный момент полностью исключить широкое понимание законодательства практически невозможно ввиду того, что иные источники отечественного права составляют неотъемлемую часть правовой среды и позволяют восполнять пробелы в законах.

Федеративное устройство государства обуславливает необходимость включения норма-

Б01: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-143-147

тивных актов государственных органов субъектов в содержание законодательства Российской Федерации.

Место и роль законодательства субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации

Федеративное государственное устройство предопределяет существование двухуровневой системы законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Следует отметить, что правотворческая функция субъектов РФ всё более возрастает по причине повсеместной передачи управленческих полномочий нз центра регионам н общей тенденции на децентрализацию н сокращение исключительно федеральных полномочий [1].

Субъекты РФ в своей правотворческой деятельности связаны общеобязательностью положений Конституции РФ и федеральных законов и нормами о взаимной ответственности. При этом субъекты Федерации, как и сама Федерация, обладают определенной степенью самостоятельности по отношению к федеральной власти, а также в отношениях между собой, что обуславливает дуалнстнчность их правового положения. Данное утверждение подтверждается ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, которая предусматривает возможность осуществления субъектами РФ собственного правового регулирования путём принятия законов и иных нормативных актов, которое осуществляется по вопросам, находящимися вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения [2]. Представляется возможным констатировать, что основное содержание самостоятельности субъектов заключается именно в возможности осуществления собственной правотворческой деятельности. В свою очередь самостоятельность Рос-

сийской Федерации проявляется в следующих аспектах:

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов:

— суверенитет Российской Федерации:

— наличие общефедеральных органов государственной власти, чьи решения обязательны для исполнения на всей территории государства [3].

Верховенство федерального законодательства позволяет Российской Федерации устанавливать требование и контролировать исполнение требования о признании подобного законодательства на всей территории государства, о соблюдении норм федерального законодательства, а также о непротиворечивости регионального законодательства федеральному, что в свою очередь позволяет сформировать единое правовое пространство, которое включает в себя как федеральный, так и региональный уровни правового регулирования [4]. При этом верховенство федерального законодательства, как вытекает из смысла Конституции РФ, превалирует по вопросам федерального ведения н предметам совместного ведення. Что касается законов субъектов РФ, принимаемых по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, то данные законы имеют на территории субъекта РФ равную юридическую силу с федеральным законодательством [5].

К федеральному уровню законодательного регулирования представляется возможным отнести следующие нормативно-правовые акты:

1) общепризнанные нормы и принципы международного права;

2) Конституция РФ:

3) федеральные конституционные законы:

4) федеральные законы:

5) иные нормативные акты Российской Федерации (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств н иных органов государственной власти) [6].

Законодательство субъектов РФ составляют:

1) конституция (устав) субъекта РФ:

2) законы субъекта РФ:

3) иные нормативно-правовые акты субъекта РФ [7].

Совокупность данных систем правового регулирования н образует систему законодательства Российской Федерации. Соответствие регионального законодательства федеральному законодательству во многом выступает в качестве залога упрочнения российской государственности, обеспечения единства и территориальной целостности государства, а «обеспечения прав граждан и организаций. В свою очередь противоречие данных уровней правового регулирования, противоречие конституции (уста-

ва) субъектов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ нормам федерального законодательства вносит некоторую нестабильность н подрывают государственное единство [8].

Степень самостоятельности законодательных органов в вопросе определяется конституционными положениями, а именно ст. 71 н ст. 72 Конституции РФ и в дальнейшем детализируется, как было отмечено ранее, в ст. 76 Конституции РФ. Следует отметить, что законы и иные нормативные акты субъекта РФ не нуждаются в дополнительном санкционировании со стороны федеральных государственных органов [9].

Представляется возможным выделить следующие признаки, которыми на данный момент характеризуется законодательство субъектов РФ:

— нуждается в оказании методической помощи со стороны федерального законодательного органа ввиду наличия на республиканском уровне более совершенных форм и процедур, а также наиболее подготовленных кадров:

— право законодательных органов субъектов РФ зачастую подменяется практикой заключения договоров о разграничении полномочий н предметов ведення, что в свою очередь нарушает иерархию источников права:

— инициативное нормотворчество по вопросам совместного ведення признается соответствующим федеральному законодательству в случае принятия данных положений в связи с оперативной необходимостью и последующим приведении законодательства в соответствие с федеральными законами [10].

Разнообразие взглядов на содержание и природу отечественного федерализма и степень самостоятельности субъектов РФ влечет за собой отсутствие четких представлений о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Проблемы соотношения данных систем вызваны целым комплексом причин, к которым в свою очередь относятся:

— отсутствие четкого конституционного разграничения! вопросов ведення и полномочий органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ:

— преследование политических целей, возникновение политических разногласий:

— несвоевременность принятия федерального законодательства и наличие правовых пробелов:

— частота внесения изменений в недавно принятые законы, которая не позволяет оперативно вносить изменения в региональное законодательство, что способствует возникновению несоответствия между федеральным и региональным законодательством:

— отсутствие эффективного механизма приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.

Оптимальное соотношение федеральных н региональных законов должно осуществляться по следующей схеме: федеральное законодательство определяет правовые основы по регулированию правоотношений, относящихся к предмету совместного ведения. В свою очередь законодательство субъекта РФ регулирует остальные положения с учётом особенностей субъекта РФ. Представляется возможным согласится с позицией, в соответствии с которой основная законодательная нагрузка по вопросам совместного ведения должна приходится на федеральное законодательство при дополнительном региональном правовом регулировании.

Заключение

Таким образом, законодательство субъектов РФ является структурным элементом законодательства Российской Федерации. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные акты, принимаемые по вопросам совместного ведения, имеют прямое действие на территории субъектов РФ. В случае противоречия регионального законодательства федеральному применению подлежат нормы федерального законодательства с последующим устранением правовых коллизий.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жайкбаев Ж. С. Законодательство субъектов Федерации в системе нормативных правовых актов Российской Федерации / Ж. С. Жайкбаев // Вестник Курганского государственного университета. — 2016. — С. 89—93.

2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — Ст. 4398.

3. Туркова Е. О. К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / Е. О. Туркова // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284).'— С. 204—207.

4. Андрусенко О. В. Законодательство субъектов Российской Федерации в системе законодательства российской федерации / О. В. Андрусенко, Г. А. Митцукова // Право и государство: теория и практика. — 2017. — № 6 (150). — С. 9—12.

5. Хамнуев Ю. Г. Источники конституционного права в субъектах Российской Федерации: теоретико-правовые предпосылки J Ю. Г. Хамнуев // Вестник Бурятского Университета. — 2022. — № 2. — С. 231—236.

6. Воронцова А. А. К вопросу о месте законодательства субъектов федерации в системе нормативно-правовых актов РФ / А. А. Воронцова, Н. В. Савенко // MODERN SCIENCE. — 2021. — С. 122—126.

7. Агеева Е. А. Проблемы соотношения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации / Е. А. Агеева // Наука. Общество. Государство. — 2017. — Т. 5. № 3 (19). — С. 36—39. '

8. Ki/и И. С. О региональном правотворчестве н системе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / И. С. Кпч, А. А. Чупрова, О. Н. Жбырь // Право и государство: теория н практика. — 2021. — С. 190—194.

9. Артамонов А. И. О видах и формах нормативных правовых актов субъектов российской федерации / А. Н. Артамонов // Вестник Воронежского государственного университета. — 2021. — № 2. — С. 78—88.

10. Иванова К. JI. О некоторых проблемах законодательного процесса в субъектах Российской Федерации / К. JI. Иванова // Экономика н социум. — 2023. — № 2 (105). — С. 600—605.

LITERATURE

1. Zhaikbayev Zh. S. Legislation of the subjects of the Federation in the system of normative legal acts of the Russian Federation / Zh. S. Zhaikbayev // Bulletin of the Kurgan State University. — 2016. — Pp. 89—93.

2. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on 12.12.1993] (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 12/30/2008 No. 6-FKZ, dated 12/30/2008 No. 7-FKZ, dated 02/05/2014 No. 2-FKZ, dated 07/21/2014 No. 11-FKZ, dated 03/14/2020 No. 1-FKZ) // Collection of legislation of the Russian Federation. — 2020. — No. 31. — Article 4398.

3. Turkova E. O. On the issue of the fundamentals of regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation / E. O. Turkova // A young scientist. — 2019. — № 46 (284). — Pp. 204—207.

4. Andrusenko O. V. Legislation of the subjects of the Russian Federation in the system of legislation of the Russian Federation / 0. V. Andrusenko, G. A. Mitsukova // Law and the State: theory and practice. — 2017. — № 6 (150). — Pp. 9—12.'

5. Khamnuyev Yu, G. Sources of constitutional law in the subjects of the Russian Federation: theoretical and legal prerequisites / Yu. G. Khamnuyev // Bulletin of the Buryat University. — 2022. — No. 2. — Pp. 231—236. '

6. Vorontsova A. A. On the question of the place of legislation of the subjects of the Federation in the system of normative legal acts of the Russian Federation / A. A. Vorontsova, N. V. Savenko // MODERN SCIENCE. — 2021. — Pp. 122—126.

7. Ageeva E. A. Problems of correlation of constitutions (charters) of the subjects of the

yiJK 332.133

Russian Federation with other normative legal acts acts of the subjects of the Russian Federation / E. A. Ageeva // Nauka. Society. State. — 2017. — Vol. 5. № 3 (19). — Pp. 36—39.

8. Kick I. S. On regional lawmaking and the system of normative legal acts of the subjects of the Russian Federation / I. S. Kich, A. A. Chuprova, O. N. Zhbyr // Law and the State: theory and practice. —2021. — Pp. 190—194.

9. Artamonov A. N. On the types and forms of normative legal acts of the subjects of the Russian Federation / A. N. Artamonov // Bulletin of the Voronezh State University. — 2021. — No. 2. — Pp, 78—88.

10. Ivanovo K. L. On some problems of the legislative process in the subjects of the Russian Federation / K. L. Ivanova // Economics and society. — 2023. — № 2 (105). — Pp. 600—605.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПО РАЗВИТИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Коды JEL: D6, G38, НИ

Пашкин А. С., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: ramster588531@gmail.com; SPIN-код: отсутствует

Сыроижко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: valsiroizhko2012@yandex.ru; SPIN-код: 5622-8777

Поступила в редакцию 28.02.2024. Принята к публикации 04.03.2024

Аннотация

Актуальность темы. Немалая дол я расходной части консолидированного бюджета России предполагает приобретение т оваров, а также оплату за выпол ненные работ ы и оказанные услуги, направленные на удовлетворение нужд государства и .муниципалитетов. Во избежание нецелевого расходования бюджетных средств государство осуществляет регулирование действующей контрактной системы, в рамках которой осуществляются закупки для нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Цель. Анализ теоретических положений и законодательных актов, определяющих государственную политику по развитию контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закуп ок в Российской Федерации; характеристика особенностей нормативно-правового регулирования государственной политики по развитию контрактной системы.

Методология. Исследование основано на системном подходе с применением статистического, сравнит ельного, логического и ретроспективного анализа,

Результаты и выводы. В статье проанализированы теоретические положения и законодательные акты, регулируюище систему государственных и муниципальных закупок в РФ. Раскрыты понятие и сущность государственной политики по развитию контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок в субъекте Российской Федерации, Охарактеризованы особенност и нормативно-правового регулирования государст венной политики по развит ию этой контрактной системы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.