Т. И. Еремина
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ О ЛЬГОТАХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ
Работа представлена кафедрой государственного права.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор И. Л. Честное
Одной из задач российского законодательства в сфере образования является чет -кое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено, что государство рассматривает улучшение матери -ального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики1.
Высокое социальное положение и материальная независимость - необходимые условия успешной реализации функций педагога. Меры по улучшению правового и материального положения учительства являются объективно необходимым условием существования и функционирования их правового статуса.
Создание нового невозможно без осмысления опыта предшествующих поколений. В
этой связи представляется важной и практически значимой задача аналитического исследования нормативной базы правового регулирования статуса учителя в предшествующие годы, изучения исторического законотворческого опыта по формированию и развитию статуса педагогических работников. Учет исторического опыта, генезиса правового статуса учителя в процессе развития гражданского общества и государства дает возможность сформировать предложения по разработке современной концепции правового статуса работников образования.
История российского государства и права начала XX века имеет большой законодательный и правоприменительный материал, позволяющий проанализировать проблему формирования и развития правового статуса учителя и использовать этот исторический опыт в ходе сегодняшних реформ сферы образования.
Отраслевой правовой статус учителя является частью его общего правового ста-
туса и представляет собой систему взаимосвязанных правовых предписаний, определяющих его правовое положение в сфере образования в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Структурными элементами такой системы являются совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных в нормах права. Образовательно-правовой статус педагогических работников включает в себя установления, регулирующие их профессиональные права и обязанности, а также их социальные права. Сложные связи, возникающие между государством и отдельной социальной группой, их взаимоотношения фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус этой социальной группы. Правовой статус -это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.
На рубеже Х1Х-ХХ веков, когда всерьез заговорили о введении всеобщего обучения, проблема учительства, законодательное оформление его правового положения вновь стали неотложными задачами времени, государственной политики. В законодательстве Российской империи начала XX века имелись порой значительные, иногда ничем не оправданные расхождения в определении статуса отдельных групп учителей. Развитие правового статуса указанных категорий учителей и характер этого развития был прямым выражением признания роли и значения учителей в тех исторических условиях.
В отношении учителей законодательством Российской империи были предусмотрены определенные социальные льготы и преимущества. Социальные льготы, предоставленные учителю свидетельствовали
о том, какое значение придает государство статусу учителя, его роли в обществе. Одной из таких социальных льгот было освобождение учителей от воинской повинно-
сти для обеспечения осуществления тех реформ в сфере образования, которые были разработаны и начинали реализовываться в начале XX века.
В начале семидесятых годов XIX века сельские учителя - выпускники учительских учебных заведений были освобождены от рекрутской повинности на все время нахождения их в должности учителей народных училищ. В 1877 году названная льгота была распространена вообще на всех сельских учителей, вне зависимости от их образовательного уровня2.
В соответствии с п. 3 ст. 80 Устава о воинской повинности все учителя освобожда-лись от действительной военной службы в мирное время и зачислялись в запас с обязательством прослужить в должности учителя не менее 5 лет3. В течение этих пяти лет учителя должны были ежегодно представлять в соответствующее воинское присут-ствие удостоверение от директоров училищ по представлению инспекторов этих училищ, подтверждающее факт их учительской службы.
В это же время учителя имели право поступить для продолжения образования только в те учебные заведения, которые осуществляли профессиональную подготовку учителей (учительские семинарии, институты). В случае прекращения преподавательской деятельности до истечения требуемого законом пятилетнего срока, учителя не могли поступить в высшие учебные заведения до тех пор, пока не исполнят воинскую повинность4. В ответ на претензии министерства внутренних дел по поводу того, что учителя, имеющие отсрочку от воинской службы, зачастую не выслуживают необходимого пятилетнего срока в учительской должности и поступают в высшие учебные заведения, правительство издает специальное распоряжение от 24 февраля 1911 г. № 6847 «Об отбывании воинской повинности лицами, оставившими церковнослужительство или педагогическую деятельность».
1 6
В 1910 году Указом Сената №13606 «Об освобождении от призыва на военную службу народных учителей» было разъяснено, что право на освобождение в мирное время от призыва на действительную военную службу имеют только те учителя народных училищ, которые занимали учительские должности по праву, т. е. имеющие свидетельство на звание учителя начальных народных училищ5. Эта льгота распространялась только на лиц, перечисленных в приложении к статье 53 Устава о воинской повинности, и преподающих в правительственных учебных заведениях предметы, определенные уставами этих учебных заведений. Поэтому учителя пения, рисования в начальных училищах, не предусмотренные штатным расписанием данных учебных заведений, не имели права на эту льготу.
С 1 декабря 1912 года был введен в действие закон от 23 июня 1912 года «Об изменении Устава о воинской повинности». В соответствие с этим законом лица, освобожденные от воинской повинности на основании п. 2 статьи 79, а также примечания 2 и дополнения 1 к этой статье (в них идет речь об учителях), в случае прекра-щения ими педагогической деятельности после 15 сентября 1913 года, но до истечения обязательного пятилетнего срока учительской службы, призывались на действительную военную службу в ближайший призыв.
Статьей 49 указанного закона для преподавателей всех учебных заведений, содержавшихся за счет казны, городов, обществ, земств, сословий или частных лиц и приравненных к правительственным образовательным учреждениям срок действительной службы был сокращен до 2 лет при условии, что все перечисленные лица (кроме зачисленных в офицерский запас) прослужили учителями не менее 5 лет. В этот пятилетний срок засчитывалась педагогическая деятельность, имевшая место и до поступления на военную службу. Лица, не достиг-
шие офицерского звания после двухлетней военной службы, зачислялись в запас на 16 лет. Прекратившие досрочно предусмотренную обязательную пятилетнюю учительскую деятельность призывались на действительную военную службу и дослуживали срок, соответствующий их образованию, после чего зачислялись в запас на общих основаниях.
В виде временной меры на 5 лет со дня введения в действие указанного закона статьей 50 для лиц, закончивших высшие учебные заведения или учительские институты, семинарии, школы и т.п. и работающих в учебных заведениях не ниже двухклассных начальных училищ, срок действительной военной службы был сокращен до 1 года при соблюдении условий 49-й статьи того же закона. По окончании действительной службы перечисленные лица зачислялись в запас армии на 17 лет6.
В соответствие с законодательством в военное время освобождению от призыва из запаса армии в войска и в государственное ополчение подлежали только лица, занимающие должности, перечисленные в приложении к статье 25 Устава
о воинской повинности, в числе которых должности народных учителей не значились.
Закон 23 июня 1912 года был отменен в связи с Первой мировой войной. В годы войны для бывших народных учителей, составляющих большинство обучающихся в учительских институтах, по соглашению между министерством народного просвещения и министерством внутренних дел была предоставлена возможность завершения обучения в условиях повсеместного воинского призыва. По достигнутому соглашению учителям - нижним чинам запаса и ратникам 1-го и 2-го разрядов, обучавшимся в учительских институтах и поступивших в них с учительских должностей, была предоставлена отсрочка призыва по мобилизации, но не далее окончания того учебного года, в котором
им исполнится 27 лет. Этой льготой мог- учителя, которые поступили в институты
»-» 7
ли воспользоваться лишь те народные еще до начала воины'.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бюллетень министерства образования Российской Федерации. 2002. № 2. С. 8.
2 Кузьмин КВ. Правовое положение сельского учительства России (1860-е - начало 1900-х гг.) // Летопись уральских деревень. Екатеринбург. 1995. С. 160.
3 Устав о воинской повинности//Свод законов Российской империи. Т. IV. Кн. 1. изд. 1897 г.
4 Известия по высшим, средним и низшим учебным заведениям, 1911. № 5-7. С. 143.
5 Правительственный Вестник. 1910. № 252. С. 24.
6 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1912 г., №137. Ст.1197.
7 Научный архив российской академии образования, ф. 19, оп. 1. Д. 243. Л. 38.