Научная статья на тему 'Законодательство по охране памятников культуры в России xix – начала XX вв. И практика его применения'

Законодательство по охране памятников культуры в России xix – начала XX вв. И практика его применения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1508
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ / ПАМЯТНИКИ ДРЕВНОСТИ / АРХИТЕКТУРА / АРХЕОЛОГИЯ / CULTURAL MONUMENTS / ANTIQUITIES / ARCHITECTURE / ARCHAEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметшин Аназ Сулейманович

Исследуются становление и проблемы развития отечественного законодательства об охране памятников культуры в XIX – начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ахметшин Аназ Сулейманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation for the protection of monuments in Russia XIX beginning of XX century and its application

This article examines the emergence and development problems of domestic legisla-datelstva for the Protection of Cultural Monuments in the XIX beginning of XX centuries.

Текст научной работы на тему «Законодательство по охране памятников культуры в России xix – начала XX вв. И практика его применения»

УДК 340.156

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX вв. И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

LEGISLATION FOR THE PROTECTION OF MONUMENTS IN RUSSIA XIX BEGINNING OF XX CENTURY AND ITS APPLICATION

А. С. АХМЕТШИН (A. S. AKHMETSHIN)

Исследуются становление и проблемы развития отечественного законодательства об охране памятников культуры в XIX - начале XX вв.

Ключевые слова: памятники культуры, памятники Древности, архитектура, археология.

This article examines the emergence and development problems of domestic legisla-datelstva for the Protection of Cultural Monuments in the XIX beginning of XX centuries.

Key words: cultural monuments, antiquities, architecture, archaeology.

В первой четверти XIX в. начинается коренная реформа государственного управления России. Создаются Государственный совет и министерства. Управление строительными делами было возложено на Министерство внутренних дел, при котором в 1812 г. был создан Технико-строительный комитет, управляющий гражданским строительством [1]. Данное ведомство наблюдало за производством всех строительных работ (кроме дворцовых и церковных), а также занималось улучшением и архитектурным устройством городов и иных поселений. Кроме того, все строительные экспедиции при губернских управах были подчинены данному комитету.

Церковным строительством занималось хозяйственное управление Синода. Все действующие крепости находились в ведомстве Военного департамента.

Московский Кремль и Китайгородская стена подчинялись московскому военному губернатору. В 1806 г. в отношении упомянутой нами Китайгородской стены вышел указ «О исправлении и украшении Кремлевских зданий», он разрешал застройку стены лавками с двух сторон и её ремонт в том месте, где лавки примыкали к ней, «за счёт вла-

дельцев» [2]. Казённые и жилые постройки находились под наблюдением губернских властей.

В том же году вышло постановление о деятельности Московского архитектурного училища, указывающее на необходимость создания при училище чертёжной, в которой необходимо было «собрать сколько возможно чертежей и видов древних зданий, а паче в Кремле находящихся, уже уничтоженных, как то Сретенскому собору, Гербовой башне, и прочих до того времени разобранных» [3].

В начале XIX в. получила развитие археология. Особое внимание археологов данного периода обращалось на памятники Античности Причерноморья. Производимые здесь раскопки привлекали большой интерес общественности. Особо значимые находки доставлялись в Петербург, менее значимые находились в музеях южных городов Причерноморья. Значительная часть вывозилась за границу, так как, за исключением распоряжения Херсонского военного губернатора Дюка де Ришелье, который приказал «иметь наблюдение, за частными лицами, путешественниками по Крыму и собирающими древние ценности», каких-либо ограничений в перемещении их не существовало [4].

© Ахметшин А. С., 2013

В начале XIX в. благодаря достижениям отечественной археологии и созданию коллектива археологов начинает формироваться отраслевое законодательство по охране памятников культуры и издаются первые пособия по изучению древностей. Отечественная война 1812 г., гибель большого количества памятников архитектуры, письменности и живописи активизировали стремление государства и общества сохранить данные памятники. В годы войны была осуществлена эвакуация сокровищ Эрмитажа, впоследствии для восстановления пострадавших картин при Эрмитаже под руководством А. Ф. Митрохина была создана школа реставрации масляной живописи [5].

Охране памятников культуры способствовал и возросший интерес просвещённой части России к истории государства. Примечательно в этой связи письмо драматурга

В. В. Капниста министру народного просвещения А. Н. Голицину, написанное им в 1819 г. после путешествия по Крыму.

В данном письме описываются разрушенные старые строения Крыма и содержится просьба восстановить данные памятники архитектуры. После всестороннего исследования академиком Г. Келлером и архитектором Паскалем текущего состояния памятников архитектуры Крыма в 1821 г. Правительством Российской Империи 4 июля 1822 г. выпускается положение «О мерах охраны древностей в Крыму», которое содержит подробный перечень подлежащих реконструкции памятников архитектуры с указанием необходимых работ и выделяемых для этого средств: «...для поддержания оных следует выделить 10 000 рублей в распоряжение Таврического губернатора.» [6]. Данный нормативно-правовой акт явился первым из дошедших до нас законодательных актов, в котором намечался конкретный план мероприятий по обеспечению охраны группы памятников, не имеющих отношения к царской фамилии и не являющихся религиозными центрами. Также был выпущен каталог с описаниями и рисунками всех памятников Крыма. В Западной Европе такие издания, включающие описание уникальных объектов и археологических памятников, не были редкостью, для России же работы, связанные с исследованием целой группы объектов архи-

тектуры и проведением их каталогизации, были новыми.

Таким образом, первая четверть XIX в. характеризуется совершенствованием научно-исследовательских работ в сфере изучения и кодификации памятников культуры, продолжением реставрационных работ памятников живописи и скульптуры, началом реставрационных работ и консервацией памятников архитектуры, началом их регистрации и комплексного правового регулирования всех видов памятников культуры.

О значительном сдвиге, произошедшем в общественном сознании, свидетельствуют слова первого гражданского губернатора Енисейской губернии А. П. Степанова: «на пашнях и в обрывах гор находятся стрелы разных величин из кости, серпантина, агата, яшмы, халцедона, сердолика; кирки и большие иглы из нефрита зелёного и светло-фиолетового цвета. в могилах Минусинского края находят множество золотых и серебряных вещей. сие вещи следует отдать в какой-нибудь государственный музей, который бы сберёг рассыпанные остатки» [7].

Смоленский губернатор, обращаясь к жителям губернии, отмечал: «. доселе находят любопытные, пролегающие к исследованиям и заключениям, камни надгробные и другие земляные и каменные памятники, могилы и валы, доски, надписи, орудия и иные изображения. Всё то, что достигнет слуха и представится глазам, описать с ближайшим вниманием и прислать. Места, которые любопытные по преданиям и очевидностям, груды камней и возвышений, свидетельствующие о существовании какого-либо строения, например, города, крепости, монастыря и прочих, каких-либо. осмотреть и описать с наилучшим вниманием, заметив вид, положение, пространство, приметы, и присовокупить свои замечания и непосредственно рассказы старожилов. Некоторые из царей. вознаграждали за разные подвиги, добродетели, искусства и храбрости грамотами, кубками и прочим. Сии знаки воздаяния безмолвно хранятся в разных руках. Всё это должно быть доставлено в подлиннике, или, по меньшей мере, в описаниях.» [8].

Во второй четверти XIX в. происходит качественное увеличение нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану памят-

ников культуры. В 1826 г. была заложена законодательная база, на которой основывалась вся последующая система охраны памятников.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов рассматриваемого периода был указ «О правилах устроения церквей» [9]. Данный указ устанавливал правила перестройки, починки и ремонта, а также утверждения проектов. В соответствии с ним все объекты архитектуры делились на два вида: первые субсидировались государством, вторые содержались за счет личных средств граждан. В обеих случаях требовалось утверждение проекта Строительным комитетом МВД, для чего необходимо было прислать «. точный план и фасад окон, как она была до повреждения, в чём и каким образом положено её исправить или переменить» [10]. Если здание чинилось на казённые средства, заниматься реконструкцией должен был губернский архитектор, а в иных случаях - сами прихожане. В число работ, не требовавших разрешения архитектора, входили обновление иконостаса, переделка полов, печей, побелка или покраска стен и кровли и другие маловажные поправки.

Большинство норм рассматриваемого указа впоследствии были включены в вышедший в 1826 г. указ «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оные» [11], который на многие годы стал единственным законодательным актом в области охраны памятников культуры. Текст его гласил: «Государь. Высочайше повелеть соизволил собрать немедленно следующие сведения по всем губерниям. 1. В каких городах есть остатки древних замков и крепостей, или других древностей и 2. Строжайше запрещено их разрушать... Губернаторам следует отыскать во всех архивах: а) когда и кем оные строены или перестроены, б) по какому случаю и для какого намерения строились,

в) когда и по какой причине они разрушены,

г) из каких материалов, д) в каком они теперь положении, в чьём ведении и для чего употребляются, е) можно ли их поддержать починкою, не применяя их древних планов и фасадов».

После издания указа из регионов Российской империи пришли запросы о разре-

шении реконструкции многих замков и крепостей. В ответ вышло постановление, в котором говорилось, что «. разрушать их не следует, но чинить не нужного не надобно, а поддерживать одни ворота или такие здания, в которых есть нужные помещения» [12].

Однако, несмотря на правовую охрану памятников архитектуры, разрушение их продолжалось, особенно в период строительства и перепланировки крупных губернских городов. К сожалению, рассматриваемый указ не устанавливал вида и меры ответственности, возлагаемой на конкретных лиц за их разрушение.

С 1835 г. на территории России начинает действовать составленный М. М. Сперанским Свод законов Российской империи. Г. Барановский указывал: «Свод этот поис-тине являлся памятником, на который смотрели как на незыблемую основу для всего отечественного законодательства на долгие времена.» [13].

Все указы, касавшиеся регламентации строительных работ, а также охраны древних зданий, вошли в Строительный устав, который не имел чёткой систематизации. Как отмечал министр внутренних дел П. А. Валуев, характеризуя его, о наших законах Сперанский отзывался, что их надлежит писать неясно, чтобы народ чувствовал необходимость прибегать к власти для их истолкования. Г. Блудов присовокупил: «Это впрочем, была не его мысль, а мысль покойного государя» [14]. Действительно, указы по охране памятников культуры и строительное законодательство допускали много толкований, так что нельзя было с уверенностью сказать, «всё ли то разрешено, что не запрещено, или всё то запрещено, что не разрешено» [15].

Вышедшие в 1826 г. указы вплоть до 1917 г. не только являлись действующими, но и оставались основными в системе законов об охране памятников. Они постоянно дополнялись, но отдельного свода законов в этой области составлено так и не было.

Во второй половине XIX в. большую активность в области охраны памятников проявлял Синод. В частности, в 40-е гг. XIX в. в обеспечение царского указа о сбережении памятников Синодом по епархиям рассылаются циркуляры о том, чтобы «. нигде ни под каким предлогом в древних церквах

не дозволялось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов древнего времени. на то надо напрашивать разрешения Синода» [16].

В 1865 г. Синод выпускает положение, в котором указывалось: «На исполнение

предположений по постройке или перестройке и исправлению древних церквей, то есть построенных не позже 18 века или хотя и не древних, но замечательных по зодчеству или историческим воспоминаниям, - испрашивать разрешение Синода» [17]. Данный законодательный акт интересен ещё и тем, что здесь впервые были определены признаки древности вещи, а также указаны три аспекта, опираясь на которые следовало оценивать памятник архитектуры.

Кроме того, Синод предписал епархиям согласовывать все работы и с некоторыми общественными организациями, в частности в определении Синода № 2236, касающегося охраны Покровской на Нерли церкви, говорится об обязанности епархий «все работы производить по соглашению с одним из археологических обществ».

В 1864 г. Святейший Синод рекомендовал создать при каждой епархии архивные комиссии, в 1866 г. - заводить церковно-приходские летописи, в 1868 г. - составлять церковно-исторические и статистические описания епархий.

В 1886 г. Императорская археологическая комиссия и Московская археологическое общество обратились к Епископу Енисейскому и Красноярскому Тихону с просьбу о содействии: «. Общество, желая получить более полное и верное понятие о численности и распределении древностей России, пришло к заключению о необходимости составления археологических карт губерний. Московское археологическое общество имеет честь обратиться к Вашему преосвященству с покорнейшей просьбой оказания ему в этом содействия..» [18]. Резолюция епископа Тихона последовала сразу: «Отношения с вопросными пунктами отпечатать в Енисейских епархиальных ведомостях».

Кроме сохранения древних архитектурных сооружений с 60-х гг. XIX в. в поле зрения МВД попали памятники археологического происхождения, связано это было с необходимостью государственно-правового регу-

лирования порядка проведения археологических работ, отсутствие такового вело к усилению кладоискательства и активному вывозу за границу исторических и культурных памятников.

В связи с этим 31 мая 1884 г. выходит циркуляр МВД «О запрещении кладоиска-тельства и о порядке сдачи археологических находок». Данный нормативно-правовой акт, указав на бесконтрольность вывоза за пределы России его культурного достояния, подчёркивал равнодушие губернских властей к сохранению отечественных памятников культуры. Несмотря на то, что с 1884 по 1892 г. МВД было издано 5 однотипных актов, регламентирующих порядок проведения археологических работ на территории Российской империи, в начале XX в. министр МВД А. А. Макаров подчёркивал, что правила, установленные в нашем законодательстве, и меры, предпринятые Министерством внутренних дел, не достигли своей цели.

Необходимость системного и эффективного законодательства по охране памятников культуры была очевидна. Сразу несколько учреждений выпускали нормативно-правовые акты, регулирующие порядок охраны, реконструкции и строительства объектов архитектуры. Иногда данные постановления, определения и указы вступали в противоречия друг с другом. Попытки исправить положение дел предпринимались. Так, на I Археологическом съезде председатель Московского археологического общества А. С. Уваров предложил свой «Проект мер сохранения памятников старины». После утверждения на II Археологическом съезде проект был отправлен в различные заинтересованные ведомства, подвергнут резкой критике и соответственно отложен.

Противоречивость законодательства дополнялась невозможностью выполнения всех нормативных предписаний и согласованности действий отдельных ведомств, например, здания на территории Казанского Кремля принадлежали нескольким ведомствам. Спа-со-Преображенский монастырь с прилегающей к нему стеной относился к духовному укреплению, часть построек - к военному. Стена и башня Сююмбике были в ведении городского управления. Казанский губернатор 19 лет вёл переписку с различными ве-

домствами о выделении средств на их реставрацию и только в 1909 г. Министерство финансов выделило 8 000 руб. на ремонт всего лишь двух башен.

К деятельности по улучшению законодательства привлекались различные учреждения. В 1876 г. по указанию Сената Министерства народного просвещения (МНП) была создана комиссия «Для обдумывания на будущее время проекта мер к охране существующих памятников» под руководством министра внутренних дел А. Б. Лобанова-Ростовского [19]. Обсуждался проект, выработанный II Археологическим съездом в 1871 г. Однако министр финансов отказался выделить запрашиваемые комиссией для реализации данного проекта 37 000 руб., и проект был отвергнут. Тем не менее деятельность комиссии не осталась незамеченной и работы по улучшению рассматриваемого законодательства продолжались.

Так, в 1883 г. ст. 181 Строительного устава, строжайше запрещавшая разрушать остатки древних замков, крепостей, памятников, была дополнена следующей санкцией: «За порчу или истребление, а равно за искажение публичных памятников виновные, если они не имели намерения оказать неуважения к властям, подвергаются аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию свыше 100 рублей».

Порядок финансирования определялся ст. 183 Устава: «Издержки на исправление и поддержание древних зданий обращаются за счёт городов, в коих сами здания те находятся, а на Государственное казначейство единственно при недостаточности городских сумм, но в сем последнем случае не иначе, как по предварительном представлении планов и смет и испрошения всякий раз на отпуск потребной суммы Высочайшего разрешения через Комитет Министров».

Статья 208 Устава определяла стилистику архитектурного сооружения: «При составлении проектов на постройку православных церквей преимущественно и по возможности должен быть сохранён вкус древнего византийского зодчества».

Однако Строительный устав также не был лишён противоречий и конкуренции норм. Так, ст. 206 Устава запрещала без разрешения властей производить любые работы в

зданиях, построенных не раньше XVIII в., а ст. 213 допускала такие работы, если они носили несущественный характер. В результате разного понимания норм допускалось разрушение памятников культуры. Так, в 1872 г. А. С. Уваров обратился с письмом в Синод по поводу варварского искажения храма Покрова на Нерли, починку которого взяла на себя местная строительная артель. В результате её деятельности все стены и купол были закрашены масляной краской, погубившей древние фрески. Уваров, аргументируя свои жалобы, писал: «Обвалившийся декор заменен новым, который не совпадает с первоначальным. Сохраняемые при церкви древние изваяния уничтожены». В ответ на обвинения и в своё оправдание местный священник ссылался на Устав Духовной консистории (пп. 44, 46), который с незначительными изменениями повторял рассмотренные нами статьи Строительного устава о допустимости проведения некоторых работ без ведома архитектора.

После указа Святейшего Синода от 25 июня 1911 г. практически во всех епархиях России были созданы церковно-археологические общества. Енисейское церковно-историко-археологическое общество было учреждено 11 марта 1912 г. В отличии от аналогичных организаций европейской части России, Енисейское общество занималось изучением и сохранением не только христианских древностей, но и памятников, относящихся к местным инородческим культам. И. В. Фигуровский, выступая 14 января 1914 г. на собрании Енисейского церковноархеологического собрания, отмечал: «Археология Енисейского края отличается от археологии Москвы, Волыни, Киева, Новгорода. Там то и дело встретите памятники с многовековой давностью. У нас этого нет и быть не может. Не нужно ограничиваться одними вещественными памятниками христианского происхождения, их будет немного. Следует привлечь богатый материал, относящийся к религиям языческим. Минусинские степи изобилуют курганами, на камнях которых неведомая рука начертала таинственные знаки. Этот материал имеет научную ценность, тому доказательством является Минусинский музей. Нужно собрать и сохранить для будущего разбросанные по сте-

пям памятники, чтобы разрушительная стихия не стерла интересные царапины и не обратила археологические памятники в бесполезные в научном отношении «каменные глыбы» [20].

Периодическая печать активно обсуждала все случаи гибели памятников и указывала на крайне плохую организацию статистического учёта и охраны памятников культуры. Учитывая общественное мнение, 6 сентября 1901 г. МВД России выпустило циркуляр № 10, который отмечал крайнюю недостаточность имеющихся сведений о памятниках культуры и необходимости их охраны. Губернаторам предписывалось обеспечить доставку в министерства точных списков памятников Древности «...с применением подробных их описаний и указаний о том, когда и кем памятник сооружен, на чей счет, в чьём ведении находится, на какие средства поддерживается, отпускаются ли на его содержания в исправности средства из казны и в каком количестве, находятся ли они в надлежащем виде, и если нет, то приблизительно какая сумма требуется на их исправление, и с приложением по мере возможности рисунков, планов и фотографических снимков с памятников» [21].

Следует отметить, что подобные циркуляры издавались МВД неоднократно, но далеко не всегда они выполнялись. В частности, на предписания от 11 ноября 1869 г. министра МВД А. Е. Тимашева доставить в Техническо-строительный комитет подробное описание древних сооружений с их чертежами и пояснениями, 15 губернаторов не откликнулись вообще, а 17 отделались отписками об отсутствии таковых. Енисейская губерния также предоставила неполный перечень памятников Древности. Председатель Енисейского церковно-археологического общества П. П. Асташевский обратился к Епископу Енисейскому и Красноярскому Никону с просьбой оказать ему содействие в сборе сведений о данных памятниках, но места представили очень скудные сведения.

Путём неоднократных напоминаний к 1905 г. отчёты поступили из 70 губерний, 20 областей, 9 городов и острова Сахалин. В них содержалось описание 2 456 архитектурных и 1 652 исторических памятников. Несмотря на то, что список был неполон, ра-

бота по описанию памятников способствовала возобновлению разработке новых предложений по совершенствованию законодательства по их охране.

В итоге Государственный совет издал распоряжение о необходимости пересмотра постановлений об охране памятников культуры. Созданная в 1904 г. комиссия, председателем которой стал С. П. Суходольский, выработала «Основные положения по пересмотру действующих постановлений об охранении древних памятников и сооружений». Важное значение имел вывод комиссии о том, что «Впредь до составления. списка тех памятников, кои должны подлежать охранению, признать в отношении недвижимых памятников, что по истечению 150-летнего периода существования каждый памятник становится памятником Древности, подлежащим охранению»

События русско-японской войны приостановили все работы по охране памятников. Деятельность комиссии возобновилась лишь в 1908 г. под руководством Н. В. Султанова.

В 1908 г. на XIV Археологическом съезде впервые предложена национализация всех памятников культуры. В частности, председатель Московского археологического общества П. С. Уваров советовал Николаю II объявить все древние законы, склады, ризы и прочие богослужебные предметы государственной собственностью без права какого-либо отчуждения и установить строжайшую ответственность за нарушение данного закона. Однако Синод не допускал даже малейшего контроля со стороны государственных и общественных организаций за находящимися в его ведении церковными ценностями.

В 1909 г. при МВД для разработки нового законодательства об охране всех памятников культуры была создана комиссия. Основными целями её деятельности являлись:

1) установление новых правовых норм, ограждающих охрану отечественной старины;

2) учреждение новой центральной организации, которое будет ведать этими вопросом.

К 1910 г. она разработала окончательный проект «Положения об охране древностей», а 25 октября 1911 г. министр МВД А. А. Макаров выступил с ним в Государственной думе. Однако доклад министра вызвал ожесточенную критику, особое непри-

ятие вызвал раздел о заведовании МВД делами охраны памятников, так как они, по мнению научных работников, должны были находиться не в ведении полиции, а под охраной культурных масс.

Обсуждение проекта затянулось, способствовала этому и Первая мировая война, следствием чего явился отзыв его из Думы для переработки.

Таким образом, несмотря на то, что накануне событий 1917 г. в России велась интенсивная работа по созданию нового системного законодательства в области охраны памятников культуры, единый закон принят так и не был, не был также учреждён общегосударственный орган, который бы занимался данной охраной.

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Серия-1. - СПб., 1830. - Т. 41.

- № 24307.

2. Там же. - Т. 28. - № 22038.

3. Гамбурцев В. Л. Архитекторская команда. -М., 1894. - С. 55-56.

4. Записки Одесского общества истории и древностей (ЗООИДР). - 1872. - Т. 8. - С. 237.

5. Алешин А. Б. Развитие русской школы реставрации станковой живописи. - Л., 1978. -С. 70.

6. ПСЗ РИ. Серия-1. - Т. 38. - № 2910.

7. Степанов А. П. Енисейская губерния. - СПб., 1835. - Ч. 1. - С. 30-31.

8. Переписка Киевского митрополита Евгения.

- Воронеж, 1868. - Вып. 1.

9. ПСЗ РИ. Серия-2. - Т. 1. - № 186. - С. 278284.

10. Там же. - С. 283.

11. Там же. - № 794. - С. 1373-1374.

12. Там же. - Т. 2. - № 1613. - С. 1070.

13. Барановский Г. Судьбы русского законодательства // Зодчий. - Пг., 1916. - Вып. 12. -

С. 11.

14. Валуев П. А. Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел. 1861-1864. 28.II. - М., 1961. - Т. 1. - С. 67.

15. Даль Л. В. О строительном уставе // Зодчий. -1872. - Вып. 12.

16. Труды Ярославской ученой архивной комиссии. - М., 1890. - Кн. 3. - Вып. 1. - С. 11.

17. От Императорского Московского археологического общества (на имя Его Преосвященства Преподобного Тихона, епископа Енисейского и Красноярского) // ЕЕВ. - 1888. -№ 15. - С. 133-136.

18. Гаврилов А . Постановления и распоряжения Св. Синода о сохранении и изучении памятников Древности (1855-1880) // Вестник археологии и истории. - СПб., 1886. - Вып. 5-6.

- С. 58.

19. Проект правил о сохранении исторических памятников, выработанных в комиссиях под председательством князя А. Б. Лобанова-Ростовского. - СПб., 1876.

20. Фигуровский А. В. Задачи Енисейского церковно-историко-археологического общества // ЕЕВ. - 1914. - № 3. - С. 9-16.

21. Разгон А. М. Охрана исторических памятников в дореволюционной России. - М., 1957. -Вып. 1. - С. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.