Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ИЗМЕНЕНИЯ / ДЕРИВАТ / КВОТА / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / КОПИРОВАНИЕ / КОЛЛИЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИЛЕТА ПАССАЖИРУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков В. Ю., Клемешев В. Б.

В настоящей статье автором осуществлен анализ действующего законодательства обадминистративных правонарушениях Республики Крым, вносимые в него изменения, а такженедостатки, пробелы и коллизионные нормы в данной сфере. Определено, что в настоящее время врегиональном законодательстве об административных правонарушениях не определены такиетермины, как «дериват», «квота», «квотирование рабочих мест», не установлен переченьобстоятельств, смягчающих административную ответственность. На основе статистических данных,материалов правоприменительной практики автором установлены проблемные аспекты исследуемойсферы, требующие внимания и доработки со стороны регионального законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волков В. Ю., Клемешев В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA ON ADMINISTRATIVE OFFENSES:FORMATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

In this article, the author analyzes the current legislation on administrative offenses of the Republic ofCrimea, changes made to it, as well as shortcomings, gaps and conflict of laws rules in this area. It isdetermined that currently the regional legislation on administrative offenses does not define such terms as"derivative", "quota", "quota of jobs", and does not establish a list of circumstances that mitigateadministrative liability. On the basis of statistical data and materials of law enforcement practice, the authorhas identified problematic aspects of the research area that require attention and improvement by the regionallegislator.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 5 (71). № 4. - С. 231-240.

УДК 343

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Волков В. Ю., Клемешев В. Б.

В настоящей статье автором осуществлен анализ действующего законодательства об административных правонарушениях Республики Крым, вносимые в него изменения, а также недостатки, пробелы и коллизионные нормы в данной сфере. Определено, что в настоящее время в региональном законодательстве об административных правонарушениях не определены такие термины, как «дериват», «квота», «квотирование рабочих мест», не установлен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность. На основе статистических данных, материалов правоприменительной практики автором установлены проблемные аспекты исследуемой сферы, требующие внимания и доработки со стороны регионального законодателя.

Ключевые слова: законодательство об административных правонарушениях, Республика Крым, изменения, дериват, квота, квотирование рабочих мест, копирование, коллизия, региональное законодательство, непредставление билета пассажиру.

К настоящему времени Республика Крым (далее - РК), как новый субъект Российской Федерации, органично встроилась в законодательное поле российского государства.

Отличительной особенностью законодательства об административных правонарушениях РК является недавнее его принятие парламентом региона -Государственным Советом РК - менее 5 лет назад. Условия, в которых происходило формирование законодательства об административных правонарушениях РК, оказали существенное влияние на весь процесс его становления.

Появление регионального законодательства об административных правонарушениях в Республике Крым в соответствии с российским законодательством относится к июню 2015 года. Следует уточнить, что к настоящему времени Закон РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» №117-ЗРК/2015 от 25 июня 2015 г. претерпел более 20 изменений за 5 лет своего существования [8]. С одной стороны, это свидетельствует о процессе дальнейшей интеграции регионального законодательства в законодательное поле России. С другой стороны, такое количество различных поправок обеспечивает высокую степень адаптации законодательства Республики Крым в сфере административных правонарушений к специфическим особенностям региона и его стремительного социально-экономического развития в рассматриваемый период.

Так, первые поправки в данный закон были внесены уже в феврале и октябре 2016 года и касались ряда статей. В частности, статья 3.5 Закона РК от 25 июня 2015 г. №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» об умышленном неисполнении или ненадлежащим исполнении требований и предписаний, содержащихся в нормативных правовых актов государственных органов РК, за исключением предписаний и требований, содержащихся в

нормативных правовых актах государственных органов, осуществляющих государственный надзор и государственный контроль, а также умышленное не предоставление или несвоевременное предоставление сведений в государственный орган или должностному лицу РК, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственной власти была признана утратившей силу.

В связи с тем, что статья 3.5 настоящего Закона дублировала аналогичную норму статьи 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то региональные законодатели приняли решение об ее изъятии в соответствии с Законом РК от 5 октября 2016 г. №274-ЗРК/2016 [10].

Приведенный пример дублирования нормы федерального законодательства в региональном нормативном правовом акте наглядно демонстрирует поспешность, обусловленную необходимостью скорейшей разработки и принятия важнейшего закона региональным законодателем.

Одна из первых поправок коснулась статьи 9.1 Закона РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым». В статье речь идет о составлении протоколов об административных правонарушениях, которые предусмотрены частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностными лицами исполнительной государственной власти РК при осуществлении регионального государственного надзора, государственного финансового контроля государственной власти РК и их территориальных органов в пределах их полномочий. Эти изменения были закреплены в статье 10 Закона РК «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» от 26 октября 2016 г. №288-ЗРК/2016.

Актуально, что одни из последних по времени изменения в региональном законодательстве об административных правонарушениях были внесены 10 апреля 2020 г. и были связаны с введением на территории РК режима повышенной готовности с целью обеспечения санитарно-эпидемиологических мер в период мировой пандемии, характеризуемой распространением новой коронавирусной инфекции, получивший название SARS/CoVID19. Затем 30 июня 2020 г. Законом РК № 100-ЗРК/2020 были внесены изменения в Закон РК «Об административных правонарушениях», которыми установлены меры по защите прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья от негативного воздействия сосательных и жевательных смесей, содержащих никотин и/или его производные. Это, на наш взгляд, еще раз свидетельствует о постоянной и систематичной работе специалистов и экспертов над совершенствованием регионального законодательства.

Статья 1.1. Закона РК «Об административных правонарушениях» посвящена задачам законодательства об административных правонарушениях. В частности, задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, прав и свобод гражданина, охрана здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако статья 1.1 регионального законодательства копируется, то есть, дословно воспроизводит статью 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях [1]. Необходимо также отметить, что данный пример воспроизводства целой статьи с

239

практической точностью, слово в слово, в этом законе РК не является единичным, что будет подробно рассмотрено далее.

Следует иметь ввиду, что часть 3 статьи 3.2 КоАП РФ определяет в качестве мер наказания за совершение административных правонарушений в законодательстве субъектов РФ только предупреждение или административный штраф [13, с. 62]. В данной статье предусмотрено, что остальные виды наказаний устанавливаются только федеральным законом.

Необходимо уточнить, что предупреждение как мера наказания за совершение административного правонарушения в виде предупреждения не является редкостью в соответствующем законодательстве Республики Крым.

Анализируя содержание Закона РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», представляется возможным выделить такие группы составов административных правонарушений:

1.Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Сюда относятся, такие составы административных правонарушений, как несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровья, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних, неправомерный отказ должностными лицами исполнительных органов государственной власти в оказании экстренной юридической помощи тем гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, нарушение регионального законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, а также нарушение тишины и покоя граждан.

27 августа 2018 г. распоряжением Правительства РФ № 1761-р МВД России приняло определенные законодательством полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях на территории региона [3]. По данным УМВД России по городу Симферополю, в 2019 г. и в феврале 2020 г. сотрудниками полиции города Симферополя по этой статье был составлен 41 протокол [17].

Впервые в январе 2019 г. появилась статья 2.4 важной социальной направленности. Статья 2.4 настоящего закона предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, и дополняет главу 2. Таким образом, региональный законодатель установил административную ответственность за нарушение данной нормы в виде санкций. В связи с этим, Закон РК от 2 июля 2014 г. №24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» стал исполняться на территории республики, а права указанных лиц в данном законе начали соблюдаться.

Необходимо отметить, что пункт 1 статьи 2.4 Закона РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» определяет отдельные категории граждан путем отсылки к пункту 2 части второй статьи 2 Закон Республики Крым от 2 июля 2014 г. № 24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» [6].

Относительно широкий круг лиц, упоминаемых ранее в законе и имеющих право на предоставление квотированных рабочих мест, объясняется специфическими особенностями переходного периода нового субъекта РФ - Республики Крым и

отражает конкретные исторические события в регионе в указанный период, в частности, наплыв беженцев из Украины, потерю крымскими военнослужащими работы в новой реальности. Анализ статьи 2.4. настоящего закона, который предусматривает административную ответственность за нарушение регионального законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, показывает отсутствие таких примененных в данном нормативном правовом акте понятий, как: «квота», «квотирование рабочих мест». В законодательствах об административных правонарушениях других субъектов РФ, в основном, содержатся основные определения, упоминаемые в данных нормативных актах.

В Законе РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» вообще не даются определения употребляемых понятий.

В том числе, и в статье 2.3 данного закона отсутствует понятие «экстренная юридическая помощь», как и в самом Законе РК «О бесплатной юридической помощи» № 59-ЗРК от 1 сентября 2014 года [7]. Причем, в последнем законодательном акте в пункте 2 статьи 1 дано определение бесплатной юридической помощи. Под этим термином законодатель подразумевает предоставление консультации по правовым вопросам, за исключением вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на бесплатной основе, а также составление документов правового характера и представление интересов граждан в судах и иных организациях.

В статье 2.3 регионального закона особо подчеркивается, что если данный отказ гражданам в приеме документов, установленных региональным законодателем с целью получения указанной помощи, привел к наступлению одного из перечисленных последствий в части 5 статьи Закона РК «О бесплатной юридической помощи» от 1 сентября 2014 г., то наступает административная ответственность за совершенное административное правонарушение.

Так, часть 5 статьи 15 данного закона определяет следующие экстренные случаи для граждан, при наступлении которых им положена экстренная юридическая помощь: причинение значительных убытков, если они подтверждены документально и составляют не менее половины среднедушевого дохода пострадавшего при условии его, отдельного проживания (всех членов семьи) или не менее половины величины прожиточного минимума; пропуск процессуальных сроков и срока исковой давности; утрата документов и иные обстоятельства, которые возникли в результате происшествий, угрожающих жизни и здоровья граждан.

Так как в части 5 статьи 15 данного закона дается только определение экстренных случаев, поэтому формулировка названия статьи 2.3 Закона РК является некорректной, поскольку содержит в названии юридической термин «экстренная юридическая помощь», который является неопределенным.

2.Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и местного самоуправления и установленный порядок управления.

Так, статья 3.1, предусматривающая административную ответственность за незаконные действия по отношению к государственным символам РК имеет неопределенное правовое регулирование. Норма не отсылает к конкретному

241

правовому акту. Региональный законодатель сформулировал, что нарушение порядка официального использования государственных символов является административным правонарушением. В данной статье не указано, что порядок использования государственных символов РК установлен Законом РК «О государственных символах Республики Крым», последние изменения в который были внесены 30 мая 2018 г. [5].

Вместе с тем, отдельной статьи о проявлении неуважения (надругательстве) к государственным символам региона, в отличие от законодательных актов об административных правонарушениях других субъектов РФ, нет. Административная ответственность за публичное проявление неуважения к государственным символам РК предусмотрена частью 3 статьи 3.1 регионального законодательства об административных правонарушениях. Данная статья содержит конкретные действия, образующие состав административного правонарушения: оскорбительные надписи, повреждение, уничтожение и использование государственных символов РК способами, указывающими на явное пренебрежение к ним.

Аналогичная ситуация характерна для статьи 3.4, которая предусматривает административную ответственность за незаконные действия по отношению к официальным символам муниципальных образований в РК. Причем, к незаконным действиям относятся нарушение порядка использования официальных символов муниципальных образований региона и публичное проявление неуважения к ним (соответственно часть 1 и часть 3 статьи 3.4). То есть, в части 1 статьи 3.4 законодатель не установил, что нарушение порядка использования официальных символов региональных муниципальных образований устанавливаются непосредственно уставами самих муниципальных образований и законодательными актами советов (собраний) депутатов муниципальных образований.

Как правило, нормы, предусматривающие административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в каком -либо регионе нормы, предусматривается ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека, составляют отдельные статьи регионального законодательства об административных правонарушениях и относят к группе административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти какого-либо субъекта Российской Федерации.

Однако, в Законе РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» нормы, предусматривающие административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РК, Уполномоченного по правам ребенка в РК и Уполномоченного по правам человека в РК, объединены законодателем в одну статью настоящего закона. В части 1 статьи 3.9 данного закона не указаны прямые ссылки на законодательные акты, регламентирующие деятельность указанных должностных лиц, воспрепятствование которой влечет за собой административную ответственность.

Например, деятельность Уполномоченного по правам ребенка в РК регламентируется Законом РК «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым» с внесенными изменениями в полномочия данного должностного лица в 2019 г. [11].

Кроме того, часть 2 статьи 3.9, устанавливающая ответственность за несоблюдение должностными лицами порядка и сроков предоставления информации, определенной соответствующими законодательными актами региона, не предусматривает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Статья 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает 10 обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Однако, Закон РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» вообще не выделяет никаких обстоятельств, которые смягчают или отягчают административную ответственность, что скорее, можно отнести к существенным законодательным недостаткам настоящего закона.

Статья 3.11 в последней редакции от 14 июля 2019 г. не содержит конкретных действий или бездействий, которые бы образовывали состав административного правонарушения, то есть нуждается в доработке и уточнении материальной нормы.

Следует уточнить, что статья 3.11 входит в главу 3, к которой относятся административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и местного самоуправления и установленный порядок управления. Однако большинство региональных законодателей Российской Федерации относят правонарушения в сфере благоустройства в отдельной главе.

Статья 3.18, которая предусматривает административную ответственность за нарушение в сфере благоустройства территории, появилась в июле 2019 г. и может быть выделена вместе со ст. 3.11 в отдельную главу.

При этом, реализация данных норм в 2019 г. позволила в г. Симферополе составить 773 административных протоколов по фактам нарушения Правил благоустройства столицы Крыма. В том числе, по недавно принятой статье 3.18, предусматривающей ответственность за размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями было составлено 59 административных протоколов в столице Крыма [15].

В январе 2018 г. глава 3 настоящего закона была дополнена статьей 3.17, предусматривающей ответственность за невыполнение решений антитеррористической комиссии [10]. Необходимо уточнить, что рассматриваемая статья практически слово в слово копирует текст материальной нормы аналогичной статьи 2.10 Кодекса Московской области об административных правонарушениях [9]. Если административная ответственность за неисполнение решения антитеррористической комиссии должностных лиц в Московской области составляет от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, то санкции статьи 3.17 данного закона РК намного выше: для должностных лиц совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа от 30 тыс. руб. от 50 тыс. руб.: на юридических лиц - от 300 тыс. до 1 мил. руб. Жизненно необходимой статьей Закона РК №117-ЗРК/2015 является статья 3.12 настоящего закона, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах, которые установил Совет министров.

243

Следует отметить, что такие требования разрабатываются субъектами РФ и самостоятельно. Например, в законодательстве об административных правонарушениях Краснодарского края такая норма отсутствует [4].

По данным МЧС, ежегодно в РК в результате происшествий на воде погибают 70-80 человек. Так, в 2018 г. в числе 70 погибших человека зарегистрировано две детские смерти. Одной из самых распространенных причин гибели на воде на регионе является купание в так называемых местах неорганизованного отдыха. Так, на начало летнего сезона 2018 г. таких пляжей насчитывалось более сотни [14]. Из этого следует, что требования, предъявляемые соответствующими органами к организованным пляжам на территории полуострова, имеющего 2300 км. Береговой линии, из них 700 километров - курортная зона в целом, выполняются. В основу требований МЧС, изложенных в Приложении № 7 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования, легли Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей [2].

Следует отметить, что в настоящее время МЧС России планирует установить единые требования для всех российских пляжей обеспечения безопасности людей. Проект данного ведомственного приказа направлен в федеральные органы исполнительной власти для дальнейшего согласования, соответствующие положения, как предполагается, будут включены в КОАП РФ.

Итак, статья 3.12 Закона «Об административных правонарушениях в Республике Крым» предусматривает административную ответственность за открытие использования пляжа без паспорта пляжа, необеспечение исполнения функций спасательного поста, необеспечение узнаваемости спасателей (наличие формы определенного образца); не оборудование надлежащим образом границ участка акватории, отведенного для купания, неисполнение обязанностей по оборудованию пляжа схемой акватории с уточнением глубин и опальных мест, стендами со сведениями о пользователе пляжа, данными о волнении воды, температурных показателей воздуха и воды и так далее.

3.Административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Глава содержит 2 статьи, предусматривающих административную

ответственность за уничтожение редких видов животных, растений, занесенных в Красную книгу РК (статья 4.1) и незаконные повреждения (снос) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности республики (статья 4.2). Следует отметить, что Красная книга РК вышла в 2015 г. и включает 405 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений [16]. При этом, в статье 4.1 употребляется термин «дериваты», который не раскрыт региональным законодателем. Браконьерство представляет существенную угрозу окружающей среды Крыма.

Вместе с тем, увеличение в санкции статьи 9.1 размера штрафов для граждан и должностных лиц, в значительной мере, способствовало бы снижению количества административных правонарушений по данной статье. А принятие законодателем процессуальной нормы о повторном совершении правонарушения, предусмотренного статьей 4.1 данного закона в течение года, способствовало бы сохранению видового многообразия природы Крыма.

4.Административные правонарушения на транспорте.

К административным правонарушениям на транспорте региональный законодатель отнес 4 статьи. В 2019 г. законодатель РК пошел по пути увеличения размеров штрафов для административных правонарушений, указанных в статье 5.1 и статье 5.2. В том числе, штраф за безбилетный проезд (статья 5.1) для граждан увеличился со ста рублей и предусматривает штраф от ста до пятисот рублей за проезд в транспорте городского и пригородного сообщения, а за безбилетный проезд в транспорте междугороднего сообщения штраф составит от трехсот до семисот рублей. В некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, штраф за безбилетный проезд составляет одну тысячу рублей.

Необходимо уточнить, что наличие нормы об административной ответственности водителя транспортного средства за непредставление билета пассажиру на транспорте городского сообщения повысило бы размер собираемых денежных средств.

Кроме того, в 2019 г. была введена норма за повторное совершение данного административного правонарушения без указания временного срока.

Изменение санкции статьи 5.2 в мае 2019 г. в сторону увеличения административного штрафа вызвано ростом административных правонарушений, которые связаны с опасным приближением маломерных судов к границам участка, отведенного для плавания на воде.

5. Административные правонарушения в сфере торговли.

В данную главу входят 2 типичные для всех законодательных актов субъектов РФ субъектов РФ об административных правонарушениях статьи о реализации товаров и оказание услуг в неустановленных для этого местах (статья 6.1), о нарушении порядка занятия мест, предназначенных для функционирования нестационарных торговых объектов. Характерной особенностью стихийной торговли на территориях муниципальных образований Крыма 2014-2017 гг. стало значительное количество продавцов, имеющих гражданство в ближнем зарубежье. В связи с этим, к рейдам городских областей присоединялись представители силовых структур [18].

В 2018 г. санкции данных статей (статья 6.1.-1) для физических лиц были увеличены законодателем вдвое с целью ликвидации стихийной торговли в неустановленных для этого местах и обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий муниципальных образований. В целом, принятые меры сработали и улучшили показатели по ситуации.

6.Административные правонарушения в области охраны общественного порядка.

Глава 7 включает статью 7.2, предусматривающую административную

ответственность за приставание к гражданам в общественных местах. Под этим подразумевается навязывание услуг, обмена, купли-продажи вещей, а также гадание и попрошайничество. Длительное время данная статья являлась нерабочей из-за отсутствия соответствующих полномочий МВД по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом РК №117-ЗРК/2015. Передача таких полномочий произошла на основании распоряжения Правительства РФ №1761-р от 27 августа 2018 года [3]. По данным УМВД России по Симферополю, в 2019 г. и за январь-февраль 2020 г. по статье 7.2 за нарушение,

245

связанные с приставанием к гражданам в общественных местах составлено 43 протокола [17].

Глава 7 была дополнена статьей 7.3 11 апреля 2020 г. и касается установления административной ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов Республики Крым, которые направлены на введение и обеспечение режима повышенной готовности в регионе. Причем, введение данного режима было обеспечено положениями Указа главы РК от 17 марта 2020 г. №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» [12].

Необходимо отметить, что статья 7.3 Закона РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» практически дословно копирует нормы аналогичной статьи части 1 и части 2 статьи 3.6 Кодекса Московской области об административных правонарушениях [9]. Однако, такое копирование нормы одного регионального законодателя другим является допустимым, так как не создает ситуацию правовой коллизии.

Таким образом, существенными недостатками регионального законодательства РК об административных правонарушениях являются: отсутствие в законе определений употребляемых терминов: «дериват», «квота», «квотирование рабочих мест» и других, и отсутствие перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

С целью повышения сбора денежных средств за проезд на городском транспорте предлагается внести в статью 5.1 Закона об административных правонарушениях в РК административную ответственность для водителей транспортных средств за непредоставление билета пассажиру.

Для упорядочения объекта посягательства статью 2.1 о нарушении тишины и покоя граждан Закона РК об административных правонарушениях в РК перенести из Главы 2 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», в Главу 7 «Административные правонарушения в области охраны общественного порядка».

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст. I.

2. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 г. № 351 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей» // [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/6783113 (дата обращения: 04.08.2020).

3. Распоряжение Правительства Российской Федераттии от 27.08.2018 г. №1761-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Советом министров Республики Крым о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях» // СЗ РФ. - 2018. - № 36. - Ст. 5672.

4. Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. - 2003. - № 11 (82). - Ч.1.

5. Закон Республики Крым от 5 июня 2014 года №13-ЗРК «О государственных символах Республики Крым» // Крымские известия. - 2014. - № 118-119. - 11 июня.

6. Закон Республики Крым от 2 июля 2014 г. № 24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. - 2014. - №1 (часть 2).

7. Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года №59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. - 2014. - № 3 (часть 1). -09 октября.

8. Закон Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. - 2015. - № 6. - Ст. 318.

9. Закон Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-03 «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»// [Электронный ресурс]. - URL: http: //docs.cntd.ru/document/456005029 (дата обращения 05.08.2020).

10. Закон Республики Крым от 05.10.2016 № 274-ЗРК/2016 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» // [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/910020l6l01000l6 (дата обращения: 10.08.2020).

11. Закон Республики Крым от 02.07.2019 № 625-ЗРК/2019 «О внесении изменений в статью 23.1 Закона Республики Крым «О Государственном Совете Республики Крым - Парламента Республики Крым» и Закон Республики Крым «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета РК. - 2019. - № 6 (часть 2). - 26 июля.

12. Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» // [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2020/03/17/krym-ukaz67-reg-dok.html (дата обращения: 10.08.2020).

13. Аржанов В.В. О целесообразности ужесточения наказания как способа обеспечения законности / В.В. Аржанов // Административное право и процесс. - 2015. - № 6. - С. 61-63.

14. Безопасность на отдыхе: что надо знать туристам в Крыму // [Электронный ресурс]. - URL: http: //sevastopol.su/news/bezopasnost-na-otdyhe-chto-nado-znat-turistam-v-krym (дата обращения 17.08.2020).

15. За парковку на тротуарах и зеленых зонах - штраф // [Электронный ресурс]. - URL: http://simadm.ru/press/government/22982 (дата обращения: 08.08.2020).

16. Красная книга Республики Крым в 2-х томах. - том 1. Растения, водоросли и грибы/ Под ред. А.В. Ены. - Симферополь: ООО НТ «АРИАЛ». - 481 с. Т. 2 - Животные/ Под ред. С.П. Иванова. -Симферополь: ООО НТ «АРИАЛ». - 478 с.

17. Министерство внутренних дел по Республике Крым. Информация для граждан от 16 февраля 2020 года // [Электронный ресурс]. - URL: -http://82МВД.рф/news/item/19548337/year=2020&month=5&day=26 (дата обращения: 01.08.2020).

18. Новые меры борьбы. Почему власти Симферополя не могут победить «стихийки» // Аргументы и факты. - № 27. - 05.07.2017.

Volkov V. Y., Klemeshev V. B. Legislation of the Republic of Crimea on administrative offenses: formation and prospects of development // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72) № 4. - Р. 231-240.

In this article, the author analyzes the current legislation on administrative offenses of the Republic of Crimea, changes made to it, as well as shortcomings, gaps and conflict of laws rules in this area. It is determined that currently the regional legislation on administrative offenses does not define such terms as "derivative", "quota", "quota of jobs", and does not establish a list of circumstances that mitigate administrative liability. On the basis of statistical data and materials of law enforcement practice, the author has identified problematic aspects of the research area that require attention and improvement by the regional legislator.

Keywords: legislation on administrative offenses, Republic of Crimea, changes, derivative, quota, job quotas, copying, conflict, regional legislation, failure to provide a ticket to a passenger.

Spisok literatury

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ (red. ot 31.07.2020 g.) // SZ RF. - 2002. - № 1 (chast' 1). - St. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Prikaz Ministerstva zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva RSFSR ot 23 dekabrya 1988 g. № 351 «Ob utverzhdenii Pravil ohrany zhizni lyudej na vnutrennih vodoemah RSFSR i pribrezhnyh uchastkah morej» // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/6783113 (data obrashchemya: 04.08.2020).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27.08.2018 g. №1761-r «Ob utverzhdenii Soglasheniya mezhdu Ministerstvom vnutrennih del Rossijskoj Federacii i Sovetom ministrov Respubliki Krym o peredache Ministerstvu vnutrennih del Rossijskoj Federacii chasti polnomochij po sostavleniyu protokolov ob administrativnyh pravonarusheniyah» // SZ RF. - 2018. - № 36. - St. 5672.

4. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 23 iyulya 2003 goda № 608-KZ «Ob administrativnyh pravonarusheniyah» // Informacionnyj byulleten' Zakonodatel'nogo Sobraniya Krasnodarskogo kraya. - 2003. - № 11 (82). - CH. 1.

5. Zakon Respubliki Krym ot 5 iyunya 2014 goda №13-ZRK «O gosudarstvennyh simvolah Respubliki Krym» // Krymskie izvestiya. - 2014. - № 118-119. - 11 iyunya.

6. Zakon Respubliki Krym ot 2 iyulya 2014 g. № 24-ZRK «O kvotirovanii i rezervirovanii rabochih mest dlya invalidov i grazhdan, osobo nuzhdayushchihsya v social'noj zashchite // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym. - 2014. - №1 (chast' 2).

7. Zakon Respubliki Krym ot 1 sentyabrya 2014 goda №59-ZRK «O besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Respublike Krym» // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym. - 2014. - № 3 (chast' 1). - 09 oktyabrya.

8. Zakon Respubliki Krym ot 25 iyunya 2015 goda №117-ZRK «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Respublike Krym» // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym. - 2015. - № 6. - St. 318.

9. Zakon Moskovskoj oblasti ot 04 maya 2016 goda № 37/2016-03 «Kodeks Moskovskoj oblasti ob administrativnyh pravonarusheniyah»// [Elektronnyj resurs]. - URL: http: //docs.cntd.ru/document/456005029 (data obrashcheniya 05.08.2020).

10. Zakon Respubliki Krym ot 05.10.2016 № 274-ZRK/2016 «O vnesenii izmenenij v Zakon Respubliki Krym «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Respublike Krym» // [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/9100201610100016 (data obrashcheniya: 10.08.2020).

11. Zakon Respubliki Krym ot 02.07.2019 № 625-ZRK/2019 «O vnesenii izmenenij v stat'yu 23.1 Zakona Respubliki Krym «O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Krym - Parlamenta Respubliki Krym» i Zakon

247

Respubliki Krym «Ob Upolnomochennom po pravam rebenka v Respublike Krym» // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta RK. - 2019. - № 6 (chast' 2). - 26 iyulya.

12. Ukaz Glavy Respubliki Krym ot 17 marta 2020 goda № 63-U «O vvedenii rezhima povyshennoj gotovnosti na territorii Respubliki Krym» // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rg.ru/2020/03/17/krym-ukaz67-reg-dok.html (data obrashcheniya: 10.08.2020).

13. Arzhanov V.V. O celesoobraznosti uzhestocheniya nakazaniya kak sposoba obespecheniya zakonnosti / V.V. Arzhanov // Administrativnoe pravo i process. - 2015. - № 6. - S. 61-63.

14. Bezopasnost' na otdyhe: chto nado znat' turistam v Krymu // [Elektronnyj resurs]. - URL: http: //sevastopol.su/news/bezopasnost-na-otdyhe-chto-nado-znat-turistam-v-krym (data obrashcheniya 17.08.2020).

15. Za parkovku na trotuarah i zelenyh zonah - shtraf // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://simadm.ru/press/government/22982 (data obrashcheniya: 08.08.2020).

16. Krasnava kniga Respubliki Krym v 2-h tomah. - tom 1. Rasteniya, vodorosli i griby/ Pod red. A.V. Eny. -Simferopor: OOO NT «ARIAL». - 481 s. T. 2 - ZHivotnye/ Pod red. S.P. Ivanova. - Simferopol': OOO NT «ARIAL». - 478 s.

17. Ministerstvo vnutrennih del po Respublike Krym. Informaciya dlya grazhdan ot 16 fevralya 2020 goda // [Elektronnyj resurs].. - URL: - http://82MVD.rfrnews/item/19548337/year=2020&month=5&day=26 (data obrashcheniya: 01.08.2020).

18. Novye mery bor'by. Pochemu vlasti Simferopolya ne mogut pobedit' «stihijki» // Argumenty i fakty. - № 27. - 05.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.