Научная статья на тему 'Законодательство о конскрипции и его реализация в годы гражданской войны в США'

Законодательство о конскрипции и его реализация в годы гражданской войны в США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
801
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / КОНФЕДЕРАТИВНЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / THE USA / ARMED FORCES / A MILITARY POLICE / CONFEDERATIVE STATES OF AMERICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чечелев Станислав Викторович

Рассматриваются вопросы законодательного регулирования перехода от добровольческого способа формирования вооружённых сил к конскрипции и мер по её реализации как на Севере, так и на Юге в период гражданской войны (1861-1865 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legislation on the conscription and its enforcement in the years of the civil war in the USA

This article is about establishing of new institute in the history of USA during the civil war (1861-1865) the conscription (both federal and CSA military forses

Текст научной работы на тему «Законодательство о конскрипции и его реализация в годы гражданской войны в США»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21). С. 85-90. © С.В. Чечелев, 2009

УДК 340

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНСКРИПЦИИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США

THE LEGISLATION ON THE CONSCRIPTION AND ITS ENFORCEMENT IN THE YEARS OF THE CIVIL WAR IN THE USA

С.В. ЧЕЧЕЛЕВ

S.V. CHECHELEV

Рассматриваются вопросы законодательного регулирования перехода от добровольческого способа формирования вооружённых сил к конскрипции и мер по её реализации как на Севере, так и на Юге в период гражданской войны (1861-1865 гг.).

This article is about establishing of new institute in the history of USA during the civil war (1861-1865) -the conscription (both federal and CSA military forses).

Ключевые слова: США, вооружённые силы, военная полиция, Конфедеративные Штаты Америки.

Key words: the USA, armed forces, a military police, Confederative States of America.

В условиях продолжения в Российской Федерации военной реформы и наметившейся тенденции постепенного перехода от массовой армии, формирующейся на основании всеобщей воинской обязанности, к профессиональной добровольной (наёмной) важным представляется знание и использование исторического опыта порядка формирования вооружённых сил в разных странах в разные исторические эпохи.

Период гражданской войны явился одним из переломных моментов в ходе государственно-правового развития Соединённых Штатов. Проявилось это и в способах комплектования вооружённых сил.

Начало формирования регулярных сил нового молодого государства было положено Континентальным конгрессом ещё в ходе войны за независимость. В тот период решениями высшего представительного органа восставших колоний была организована Континентальная армия во главе с Д. Вашингтоном. Однако способ её комплектования оставался добровольческим, как это и было в частях вспомогательных колониальных сил во времена практически непрерывных войн Англии с Францией в течение всего XVIII в. Именно малочисленность армии и проблемы её комплектования во многом, по нашему мнению, определили затяжной характер войны за независимость (1775-1783 гг.).

После окончания этой войны постоянная регулярная армия США продолжала оставаться малочисленной, комплектующейся исключительно на наёмной (контрактной) основе. Объяснялось это как отсутствием серьёзной военной угрозы, так и исторически сложившимися нелюбовью американских колонистов к постоянной регулярной армии и нежеланием нести «лишние» расходы на государственный аппарат, в том числе и на армию. Ограниченные по своему размаху войны США с Великобританией (18121814 гг.) и Мексикой (1846-1848 гг.) не изменили сложившуюся ситуацию. Численность регулярной армии составляла в 1789 г. (в начале правления Дж. Вашингтона) 840 чел., к 1796 г. увеличилась до 5 с лишним тысяч [1]. После этого общий состав вооружённых сил США в мирное время отличался стабильностью, достигнув в 1842 г. 8600 человек. Во время войны с Мексикой американская армия временно усилилась за счёт добровольцев примерно до 50 тыс. человек, после окончания конфликта сократилась до 16 400 чел на 1 января 1861 г. [2].

Начавшаяся в 1861 г. гражданская война требовала от обеих сторон высокой степени использования всех сил и ресурсов, в том числе и людских. Уже в первые недели войны появилась необходимость создания многотысячных армий, нуждавшихся в постоян-

ном пополнении «живой силы». Однако первоначально как федералисты, так и конфедераты следовали сложившейся тактике призыва добровольцев, что в условиях охватившего в первые месяцы войны как Север, так и Юг патриотического подъёма было сделать не так трудно.

6 марта 1861 г. Временный конгресс Конфедерации объявил о наборе в ряды формирующейся армии Юга первых 100 тыс. волонтёров сроком на 1 год. К тому моменту, в основном благодаря усилиям губернаторов мятежных штатов, значительное их количество уже было призвано в ряды местного ополчения. К моменту первого крупного сражения у Бул-Рана 21 июля 1861 г. армия конфедерации была уже в основном сформирована.

На Севере 15 апреля, т. е. уже после начала военных действий и взятия южанами форта Самптер, А. Линкольн объявил о призыве в армию 75 тыс. добровольцев, правда последние призывались на срок всего в 90 дней [3]. Как считает известный российский военный историк гражданской войны в США К. Маль, эта так называемая 90-дневная милиция была самой неорганизованной и самой небоеспособной из всех вооружённых формирований гражданской войны [4]. 3 мая

1861 г. федеральные власти США объявили о новом наборе 42 полков общей численностью в 42 тыс. чел. сроком уже на 3 года. По оценкам исследователей, в первый год войны как Север, так и Юг не испытывали недостатка в добровольцах. Так, в апреле 1861 г. в г. Ганнибал (штат Миссури) предпринял попытку вступить добровольцем в ряды армии конфедерации 25-летний Сэмуэль Клеменс (будущий Марк Твен). Однако наплыв добровольцев оказался столь значителен, что на вербовочном пункте ему отказали, предложив вступить в ополчение штата [5].

К весне 1862 г. общее положение в обоих противоборствующих лагерях значительно изменилось. Затяжной характер войны, значительные размеры боевых потерь, экономические трудности приводили к падению морального духа обеих сторон и значительно снизили число добровольцев, хотя наборы последних на Юге проводились вплоть до

1863 г., а на Севере - до окончания войны.

Первыми с проблемой комплектования своих вооружённых сил столкнулись власти

конфедерации. После окончания в марте

1862 г. годового срока службы большей части призывников части армии юга «мгновенно начали рассеиваться как утренний туман» [6]. В то же время приток новых добровольцев практически прекратился. Так, 3 декабря

1861 г. командующий армиями конфедерации генерал Р. Ли, находившийся в то время в Южной Каролине, докладывал руководителю военного департамента, что его офицерам удалось сформировать на добровольческих началах всего четыре роты, солдаты которых согласились служить только 12 месяцев. Причём, по его мнению, в штате в течение ближайших 3-х месяцев не удастся сформировать ни одного нового отряда [7].

Таким образом, военная необходимость заставила конфедерацию прибегнуть к конскрипции.

Понятие конскрипции не имеет чёткого единого определения в научной литературе. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона понимает под конскрипцией обязательную воинскую повинность для людей определённого возраста, т. е. то, что мы обычно называем воинской обязанностью. Главное отличие первой от последней состоит в том, что конскрипция предполагает возможность освобождения от неё, как правило, за выкуп. Впервые в мировой истории конскрипция как институт появилась в республиканской Франции, когда законом 1798 г. она была установлена для всех мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Всеобщая же воинская обязанность впервые была введена в Пруссии в 1808 г. [8]. В англо-американской литературе конскрипцию понимают несколько иначе. Так, словарь Меррияма Вебстера определяет конскрипцию как принудительное внесение в списки обязанных лиц, главным образом для военной службы [9].

25 февраля 1862 г. президент Конфедеративных Штатов Америки Д. Дэвис направил в конгресс соответствующий законопроект под названием «Закон для будущего обеспечения общественной защиты» (An Act to further provide for the public defence). 14 апреля он был принят законодателями и получил силу закона. Согласно этому закону, воинская обязанность распространялась на всех мужчин, годных к военной службе по состоянию здоровья, в возрасте от 18 до 35

лет. Срок службы был установлен в 3 года, если бы война не закончилась ранее указанного срока (разд. 1) [10]. Под действие этого закона попадали как новобранцы, так и те военнослужащие, чей срок службы в соответствии с законом 6 марта 1861 г. уже истёк. Мужчины более старшего и более младшего возраста составляли, по мнению президента Д. Дэвиса, боевой резерв, предназначенный, в первую очередь, для местной самообороны [11]. Призванные в соответствии с этим законом получали пособие в размере 50 долларов, а явившиеся вместе с оружием и прочим военным снаряжением должны были получить соответствующее материальное возмещение. Лица, подлежащие призыву и отказавшиеся явиться для призыва, считались дезертирами и преследовались в установленном для военнослужащих порядке.

Впоследствии по мере исчерпания людских ресурсов конгресс конфедерации вынужден был расширять рамки призывного возраста. Так, законом 27 сентября 1862 г. он был повышен до 45 лет, а законом от 17 февраля

1864 г. рамки призывного возраста были установлены с 17 до 50 лет [12] (причём в первоначальном письме президента конгрессу от 13 февраля предполагалось установить верхнюю планку призывного возраста в 55 лет) [13].

Как и любой закон о конскрипции, закон

14 апреля 1862 г. имел некоторые изъятия от принципа всеобщей воинской обязанности. Так, призыву не подлежали учителя, имевшие более 20 учеников, профессора, чиновники правительства конфедерации (вице-президент, члены конгресса конфедерации и легислатур штатов и др.), а также работники ряда специальностей. В этот список профессий, в частности, были отнесены врачи (кроме дантистов), аптекари (по одному на аптеку), почтальоны, служащие железных дорог, паромщики, операторы телеграфисты, рабочие хлопковых, шерстяных и литейных фабрик, шахтёры, сапожники, кузнецы, медники, солевары. Кроме того, призыву не подлежали редакторы - по одному на каждую газету - и наборщики (в количестве, минимально необходимом для выпуска газеты, которое определялось на основании клятвы издателя) (ч. 2-4 разд. 10).

Освобождались от воинской обязанности и плантаторы, имевшие более 20 рабов.

Кроме того, предусматривалась и легальная возможность откупа.

Безусловно, как сам данный закон, так и его отдельные положения вызывали немало критики на Юге. Особенно многих возмущал пресловутый «пункт о 20 рабах». Впоследствии, когда конскрипционное законодательство продолжало ужесточаться и всё новые категории населения подлежали военному призыву, закон 17 февраля 1864 г. повысил планку с 20 рабов до 50 и сократил число профессий, лица, принадлежащие к которым не подлежали призыву. Фактически, к последним были отнесены лишь те, кто был крайне необходим «для управления земледельческими заведениями» (при условии не имения на плантации других белых лиц, освобождённых от воинской службы и участвующих в обязательных поставках продовольствия интендантству по фиксированным ценам не менее определённого количества, указанного в законе) [14].

Аналогичная ситуация (большие военные потери, трудности с набором добровольцев, большая текучесть кадров, падение морального духа населения) складывалась и на Севере. После окончания срока службы так называемых 90-дневных волонтёров большая их часть разошлась по домам с твёрдым намерением никогда больше не поступать на военную службу. Падение морального духа почти не компенсировалось значительно большими материальными ресурсами (на Севере в 1861 г. проживало более 4 млн белых мужчин в возрасте от 15 до 40 лет, а на Юге - чуть больше 1,1 млн [15]). Так, когда 4 августа 1862 г. было объявлено о наборе 300 тыс. волонтёров на 9-месячный срок службы, в результате в армию записалось всего около 87,5 тыс. чел. [16]. Таким образом, и федеральные власти вынуждены были прибегнуть к конскрипции, хотя и несколько позже, чем на Юге.

3 марта 1863 г. конгресс США принял соответствующий закон. Считается, что последний был более удачным, чем его конфедеративный аналог. Все граждане, подлежащие призыву, были разделены на две категории. К первой относились все способные носить оружие в возрасте от 20 до 35 лет, ко второй - все неженатые граждане в возрасте от 35 до 45 лет. Однако, так как потенциаль-

ное количество военнообязанных превышало потребности армии, то призывались они постепенно, в соответствии с квотами для каждого штата, определяемыми время от времени конгрессом и направляемыми властям штатов для призыва необходимого количества новобранцев.

Имел закон и ряд исключений из принципа всеобщей воинской обязанности. Так, от воинского призыва можно было откупиться за 300 долларов [17].

Оба закона, как федеральный, так и конфедеративный, на практике их реализации сталкивались со множеством проблем. Так, легальная возможность откупа хотя и предотвращала коррупцию в среде военных чиновников, неизбежную в случае всеобщего призыва, но и порождала неизбежные морально-этические проблемы, перекладывая тяготы войны на плечи неимущего и малоимущего населения. В штатах конфедерации, где состоятельный «класс» был более консолидирован и малочисленен, чем на Севере (по данным переписи 1850 г. из общего количества рабовладельцев в США в 347,5 тыс. чел. более 20 рабов имели 73,6 тыс. чел., в том числе более 50-ти - всего 7912 тыс. чел. [18]), именно общественное мнение Юга не позволило многим из тех, у кого имелась материальная возможность или наличие необходимого количества рабов отклониться от военной службы. Это подтверждает и тот факт, что среди погибших в ходе войны было гораздо больше известных фамилий политической и деловой элиты Юга, чем Севера.

Однако имело место и дезертирство и уклонение от призыва, по мере продолжения войны и ухудшения социально-экономической и военно-политической обстановки приобретавшее всё более массовый характер. Так, в районе реки Джеймс (штат Виржди-ния) в 1863 г. рекрутов пришлось собирать при помощи кавалерии [19]. Стремление уклониться от воинской обязанности проявлялось и в том, что, как, например, докладывали инспекторы по призыву, многие призывники уходили на предприятия, где давалось освобождение от военной обязанности. Некоторые подделывали документы, подкупали врачей, чтобы получить свидетельство о негодности к воинской службе. Сенатор конфедеративного конгресса Д. Филет в одном

из своих писем президенту Д. Дэвису (от 9 декабря 1862 г.), характеризуя состояние дел в штате Алабама, писал, что закон о воинской повинности, по сути является фикцией. В Алабаме огромные толпы мужчин, подлежащих мобилизации, бродят по улицам и магазинам [20].

Нужно отметить, что властями конфедерации в борьбе с уклонистами от призыва и дезертирами наряду с периодически объявляемыми амнистиями принимались и достаточно жёсткие меры (посылка специальных воинских отрядов на их поиски, судебное преследование и т. д.).

С аналогичными проблемами сталкивались и федеральные власти США.

Закон 3 июня предусматривал довольно чёткий механизм его реализации. В качестве общефедеральной инстанции законом было создано рекрутское бюро в Вашингтоне во главе с главным начальником (генералом) военной полиции. В качестве его помощников на местах в каждом избирательном округе действовали советы по призыву во главе с начальниками военной полиции округов. В совет также входили комиссионер и военный врач. Каждый округ, в свою очередь, делился на субокруга во главе с офицерами по призыву. Взаимодействие с властями штата в каждом субъекте обеспечивал помощник главного начальника военной полиции.

Очередной набор в вооружённые силы объявлялся по распоряжению президента США. Так, 17 октября 1863 г. А. Линкольн распорядился призвать в армию 300 тыс. чел. на 3 года, а новым распоряжением от 1 февраля 1864 г. увеличил это число до 500 тыс. чел. [21]. Для каждого штата военным департаментом устанавливалась своя квота. В свою очередь губернатор штата издавал свою декларацию о призыве и обращался к влиятельным гражданам каждого города и графства с просьбой о содействии призыву. Последние, как правило, проводили патриотические митинги в поддержку призыва и создавали (избирали) временные призывные комиссии. В каждом избирательном округе создавался призывной пункт, где новобранцы проходили первоначальную военную подготовку. Кадры для него назначались губернатором штата. Характерно, что квота призыва включала в себя как добровольцев,

так и, при их недостатке, - призывников. Известны случаи, когда жители города стремились привлечь как можно большее количество добровольцев, чтобы избежать непопулярной конскрипции.

В числе противников закона 3 марта 1863 г. было и немало губернаторов штатов. Они считали этот акт нарушением суверенных прав штата и не торопились выполнять установленные нормы по призыву. Они рассматривали призыв как своего рода наказание для преступников и нередко отравляли в армию заключённых из тюрем своего штата [22].

Нередко сопротивление призыву приобретало открытые формы. В ходе призыва нередки были случаи применения насилия со стороны толп народа и даже убийств чинов военной полиции, занимавшихся набором новобранцев.

Наиболее известными волнениями, связанными с призывом на военную службу были массовые беспорядки, происходившие 13-

15 июля 1863 г. в Нью-Йорке. Хотя, на наш взгляд, военный призыв являлся в данном случае лишь поводом для массовых беспорядков. Реальные причины заключались в острейших социально-экономических проблемах, существовавших в передовом по темпам развития капитализма городе США (низкая заработная плата рабочих, безработица, высокие налоги, недовольство деятельностью местных властей, коррупция и т. д.). К традиционным социальным противоречиям добавились и проблемы, порождённые войной. Большому размаху событий способствовало и то, что большая часть вооружённых сил штата была отправлена губернатором Нью-Йорка в Геттисберг, где 1-3 июля 1863 г. имело место одно из самых крупных сражений гражданской войны, считающееся одним из переломных моментов во всей военной кампании. К моменту начала волнений в городе оставалось не более полутора тысяч полицейских. В то же время только разного рода уголовных элементов в городе насчитывалось не менее 50 тыс. чел. В ходе трёхдневных волнений были разгромлены главный мобилизационный пункт, полицейские участки, дом мэра Нью-Йорка Опдайка, дома известных деятелей республиканской партии, многие предприятия и магазины. Лишь в первый день движение было направлено про-

тив мобилизации, в дальнейшем превратившись в стихийные погромы. Только переброшенным с фронта военным частям (с применением артиллерии) удалось навести порядок в городе. При этом погибло свыше тысячи человек, а общий ущерб от беспорядков составил, по некоторым данным, около 5 млн долларов. Аналогичные, но меньшего масштаба волнения имели место в городах Бостоне, Трое (штат Нью-Йорк), Хартфорде (штат Индиана) и др. [23].

Если же оценивать эффективность законодательства о конскрипции, то, по данным военных историков, всего в армию конфедерации таким образом было призвано около 300 тыс. чел., что составляло около трети общего числа военнослужащих армии и флота конфедерации [24].

Гораздо менее эффективной конскрипция оказалась на Севере. По одним данным за период 1863-1865 гг., на федеральную военную службу на основании закона от 3 июня

1863 г. было призвано всего 46 тыс. чел. (около 2 % от числа служивших в разное время в вооружённых силах США в годы гражданской войны) [25]. По другим сведениям, из общего числа 1 250 тыс. призванных в армию Севера после акта о конскрипции (некоторые призывались по нескольку раз) реально было призвано на основании конскрипции всего 168 тыс. чел. (всего в армию США за годы войны было призвано 2 679 тыс. чел.) [26].

В итоге конскрипция оказалась временным институтом. После окончания гражданской войны в США вновь вернулись к добровольной системе комплектования армии.

Вновь вопрос о введении конскрипции был поставлен в начале XX в. в условиях нарастания межимпериалистических противоречий, активного участия США в экономической и территориальной экспансии (в том числе и в войнах за передел мира) на фоне завершения формирования многомиллионных армий европейских государств. Однако уже во второй половине ХХ в. массовые мобилизационные армии оказались непригодными для решения новых военно-политических задач, что наглядно доказал опыт так называемой Вьетнамской войны.

1. Ушаков В.А. Америка при Вашингтоне. - Л., 1983. - С. 38, 44.

2. Маль К.М. Гражданская война в США (1861— 1865). - Минск; М., 2000. - С. 30-31.

3. The North American review vol. 166, issue 498

May 1898. - P. 574. - URL:

http://memory.loc.gov/cgi-bin/guerry/r7ammem/ ncps: @field(D0CID+@lit(ABQ7578-0166-54))

4. Маль К.М. Указ. соч. - C. 44.

5. Надеждин Н.Я. Марк Твен. - М., 2008. -С. 42.

6. Маль К.М. Указ. соч. - С. 49.

7. Иванов Р. Ф. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865 гг.). - М., 2002. - Ч. 1. - С. 157.

8. Малый энциклопедический словарь. Репринтное издание Брокгауза-Ефрона. - М., 1997. - Том 3. - С. 116.

9. Merriam-Webster's Collegiate Dictionary // Encyclopaedia Britannica 2008 Deluxe Edition. Chicago: Encyclopedia Britannica, 2008.

10. Confederate States of America A Digest of the

Military and Naval Laws of the Confederate States, From the Commencement of the Provisional Congress to the End of the First Congress Under the Permanent Constitution. - Columbia: Evans and Cogswell, 1864. - URL:

http://docsouth.unc.edu/imls/digest/digest.html

11. См. письмо Д. Дэвиса конгрессу от 28 марта

1862 г. (Journal of the Confederate Congress-THIRTY-FOURTH DAY-FRIDAY, March 28, 1862. - URL: http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/ r?ammem/hlaw: @field(D0CID+@lit (cc00538)))

12. Confederate States of America A Digest of the

Military and Naval Laws of the Confederate States, From the Commencement of the Provisional Congress to the End of the First Congress Under the Permanent Constitution. Columbia: Evans and Cogswell, 1864. - URL:

http://docsouth.unc.edu/imls/digest/digest.html

13. Journal of the Confederate Congress-a-FIFTY-

EIGHTH DAY-SATURDAY, February 13, 1864. - P. 819-820. - URL:

http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/ hlaw:@field(D0CID+@lit(cc006152))

14. Ibid. - P. 821.

15. Маль К.М. Указ. соч. - С. 39.

16. Там же. - С. 51.

17. The North American review vol. 166, issue 498 May 1898. - P. 575.

18. Иванов Р.Ф. Указ. соч. - С. 258.

19. Маль К.М. Указ. соч. - С. 52.

20. Иванов Р.Ф. Указ. соч. - С. 258.

21. The North American review vol.166, issue 498, May 1898.

22. Маль К.М. Указ. соч. - С. 55.

23. Иванов Р.Ф. Указ. соч. - Ч. 2. - С. 103-104.

24. Маль К.М. Указ. соч. - С. 53.

25. Там же. - С. 56.

26. The North American review vol.166, issue 498 May 1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.