ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Кроме того, перспективным представляется способ привлечения иностранных работников с помощью частных агентств занятости. 28 октября 2010 г. на сессии Межпарламентской ассамблеи СНГ принят модельный закон «О деятельности частных агентствах занятости». Фиксируя правовой статус частных агентств занятости как важного участника регулирования трудовой миграции, модельный закон определяет основы партнерского взаимодействия государственных органов, регулирующих миграционные процессы и негосударственного сектора сферы услуг13. Эту задачу может решить и бюджетное учреждение. В этом случае при привлечении иностранных работников следует учитывать особенности социально-экономического развития региона, создание единого банка трудовых вакансий для мигрантов с указанием соответствующих отраслей производства, в которых экономика региона испытывает потребности.
В целях формирования миграционной привлекательности региона необходимо обеспечить стимулирование деятельности организаций, привлекающих иностранных работников, в части создания достойных условий работы и проживания для мигрантов. На региональном уровне таким стимулом могут стать льготы по налогообложению и сборам. Внутриобластным регулирующим механизмом может стать обучение прибывших и работающих в организациях трудовых
мигрантов по востребованным экономикой области специальностям.
Таким образом, для достижения эффективности государственно-правового регулирования трудовой миграции в России большее значение приобретают региональные механизмы, применение которых основано на учете реальных потребностей конкретного региона.
Литература
1. Федотова М.Ф., Шойко И.С. Современная миграционная политика Российской Федерации // Право и безопасность. 2010. № 2.
2. Материалы расширенного заседание коллегии ФМС России от 26 января 2011 г. «Итоги деятельности ФМС России в 2010 году и перспективы ее деятельности в 2011 году». URL: http://fms.gov.ru.
3. Материалы сайта Центра миграционных исследований 2010. URL: migrocenter.ru/science/science.
4. Материалы сайта Росстата 2010. URL: http:// gks.ru.
5. Материалы сайта Департамента занятости населения Вологодской области. URL: www.dep-zan.info.
6. Материалы сайта Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ 2010. URL: http://www.iacis.ru.
13 Болдырев С.И. СНГ вводит ЧАЗы в правовое поле. Наконец-то... // Миграция XXI век. 2010. № 3. С. 17.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПАРЛАМЕНТЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА,
_ _ _ _
ПРАВОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ
Х.В. ИДРИСОВ,
кандидат юридических наук, сотрудник кафедры гражданского права и процесса
Чеченского государственного университета Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Описывается законодательный процесс в Парламенте Чеченской Республики, приводится статистика по проектам законов и принятым законам в период с 2006 по 2008 г., а также проблемы, которые возникают при подготовке и сопровождении проектов законов в Парламенте Чеченской Республики. Ключевые слова: правовая экспертиза, законы, юридическая техника, законодательный процесс.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
LEGISLATIVE PROCESS IN PARLIAMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC: PROBLEMS OF LAWMAKING, LEGAL AND LINGUISTIC EXAMINATION OF PROJECTS OF LAWS
KH.V. IDRISOV,
the candidate of jurisprudence, the employee of chair of civil law and process of the Chechen state university
Annotation. In article legislative process in Parliament of the Chechen Republic is described, the statistics under projects of laws and the accepted laws during the period since 2006 for 2008, and also problem which arise by preparation and support of projects of laws in Parliament of the Chechen Republic is resulted. Keywords: legal examination, laws, the legal technics, legislative process.
Парламент Чеченской Республики первого созыва был избран 27 ноября 2005 г. В то время практически при полном отсутствии законодательной базы в Чечне перед избранным законодательным органом стояла непростая задача. Предстояло разработать и принять множество законов, направленных на конституционное и социально-экономическое развитие возрождавшейся республики. Эта задача представлялась трудно выполнимой, так как отсутствовал опыт по разработке и принятию законов, существовала нехватка специалистов, которые занимались бы разработкой законопроектов, их правовым и техническим сопровождением. Эти проблемы привели к тому, что большинство принятых в 2006—2008 гг. законы страдали основным, главным недостатком — дублированием норм федерального законодательства.
Такое положение вещей рождало противоречия между федеральными законодательством и республиканскими законами. Кстати, этими недостатками в разное время страдали и продолжают страдать законодательные акты других субъектов Федерации. Само собой на это положение дел соответствующим образом реагировали прокуратура Чеченской Республики и отдел федерального регистра и законодательства в Чеченской Республике (ныне Управление Минюста России по Чеченской Республики). На период 2006—2008 гг. приходится большинство заключений и протестов этих органов о несоответствии принятых республиканских законов федеральному законодательству. Так, от отдела федерального регистра и законодательства в Чечне в Парламент Чеченской Республики поступило 47 экспертных заключений (включая повторные) о несоответствии принятых республиканских зако-
нов федеральному законодательству. На основании заключений в 34 закона Чечни были внесены изменения в целях приведения их в соответствие с федеральным законодательством, а часть законов признаны утратившими силу либо изложены в новой редакции.
В 2006 г. субъектами права законодательной инициативы было внесено на рассмотрение в Парламент Чеченской Республики 139 законопроектов. По результатам рассмотрения было принято 92 закона, из которых были подписаны и обнародованы 70 законов Чечни. В 2007г. субъектами права законодательной инициативы было внесено в Парламент 111 законопроектов. В результате рассмотрения были приняты, подписаны и обнародованы 69 законов. В 2008 г. субъектами права законодательной инициативы было внесено в Парламент 73 законопроекта. По итогам рассмотрения был принят 61 закон, из которых были подписаны и обнародованы 56 законов.
Количество внесенных законопроектов с начала деятельности законодательного органа неуклонно сокращалось — с 139 в 2006 г. до 73 — в 2008. На 2006 г. приходится пик законотворческой деятельности Парламента Чеченской Республики, и это закономерно. Что касается инициаторов внесения законопроектов, то если в начале деятельности Парламента большинство законопроектов вносились депутатами Парламента (в 2006 г. — 82% всех внесенных в Парламент законопроектов), то к 2008 г. их количество сократилось до 49%%. Что касается инициаторской деятельности Правительства Чеченской Республики, то ситуация такова: если Правительство Чеченской Республики внесло в Парламент всего 2% количества внесенных в 2006 г. законопроектов, то к 2008 г. эта цифра составляла 41 %%.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Законодательный процесс как сложный механизм состоит из многих составляющих. Одним из его элементов является правовое сопровождение законопроекта, т.е. внутренняя экспертиза законопроекта на всех стадиях его рассмотрения, осуществляемая, в частности, Правовым управлением Аппарата Парламента Чеченской Республики. Несомненно, от качества экспертизы законопроекта зависит в конечном счете качество самого принятого закона.
В период с 2006по 2008 г. из 323 поступивших в Парламент Чеченской Республики законопроектов стадию правовой экспертизы прошли 311 законопроектов .
Что касается самой экспертизы законопроекта, то она состоит из двух составляющих — правовой и лингвистической. Основные задачи правовой экспертизы состоят в определении соответствия или несоответствия законопроекта федеральному и республиканскому законодательству, обосновании существующего несоответствия законопроекта действующему законодательству, указании на нормативные правовые акты, которым противоречит законопроект, изложении рекомендаций по устранению противоречий. Лингвистическая экспертиза заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов законов, унификации терминологии и шрифтового единообразия. Замечания, которые возникают при проведении экспертизы, условно можно разделить на три вида: процедурные, правового характера и замечания технико-юридического характера1.
Нарушения процедурного характера состоят в несоблюдении условий внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы, установленными ст. 112 Регламента Парламента Чеченской Республики (отсутствие, либо неполный перечень сопроводительных документов к законопроекту, отсутствие заключения Президента Чеченской Республики на законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Чечни). К существенному нарушению процедурного характера следует отнести несоблюдение срока (значительное его сокращение), установленного ст. 119 Регламента для проведения правовой и лин-
гвистической экспертизы законопроекта. Как показывает практика, проявляемая спешность (в силу разных причин) в этом вопросе приводит к недостаткам, которые затем «перекочевывают» в принятый закон и на которые после соответствующим образом реагируют Управление Минюста России по Чеченской Республике и прокуратура Чеченской Республики.
К распространенным замечаниям правового характера относятся следующие:
♦ дублирование норм федерального законодательства в проектах республиканских законов;
♦ излишнее наполнение законопроекта декларативными нормами, не имеющими ничего общего с практическим аспектом реализации принятого закона;
♦ недостаточная проработка содержания правовых норм, механизма их реализации, источников финансирования;
♦ изложение правовых норм таким образом, что приводит правоприменителя к неоднозначному их пониманию и толкованию;
♦ наличие коррупциогенного фактора (установление в правовых нормах для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключения из общих правил).
К наиболее общим замечаниям технико-юридического характера можно отнести следующие:
♦ законопроекты в Парламент Чеченской Республики направляются от субъектов права законодательной инициативы «сырыми», т.е. нуждающиеся в существенной доработке как технико-юридического, так и лингвистического характера;
♦ не соблюдаются правила оформления структурных компонентов законопроекта (деление на разделы, главы, статьи, части и т.д.);
♦ название главы, статьи не соответствует содержанию самой главы или статьи;
♦ не соблюдаются правила логической последовательности;
♦ устанавливаемые нормы входят во внутреннее противоречие с другими нормами законопроекта;
1 Некоторые из замечаний по вопросам правовой экспертизы и работы над сопровождением законопроектов были озвучены на совещании Аппарата Парламента Чеченской Республики (от 8 февраля 2011 г.), инициированном Правовым управлением Парламента Чеченской Республики.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
♦ в проектах о внесении изменений в действующий закон часто разработчики допускают ошибки при ссылках на источники официального опубликования базового закона и изменяющих его законов.
Особенными являются вопросы участия представительных органов муниципальных образований в законотворческом процессе Парламента Чеченской Республики. Согласно ст. 88 Конституции Чеченской Республики представительные органы муниципальных образований признаны как субъекты права законодательной инициативы в Парламенте Чеченской Республики. С 1 января 2010 г. в Чечне приступили к своей деятельности органы местного самоуправления муниципальных образований. До этого времени Парламентом была проведена большая работа по установлению законодательных основ для осуществления местного самоуправления на территории Чечни. Так, по вопросам местного самоуправления с 2006 г. Парламентом были приняты десятки законов, которые обеспечили переход к местному самоуправлению. Однако, как показывает практика, до сих пор представительными органами муниципаль-
ных образований в Парламент не внесен ни один законопроект в рамках их компетенции, касающийся вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления.
Представительные органы муниципальных образований должны проявлять инициативу, потому что они на местах сталкиваются с проблемами организационного и практического характера. Парламент должен служить промежуточным звеном между представительными органами муниципального образования и Государственной Думой Федерального Собрания РФ в плане внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Литература
1. Конституция Чеченской Республики.
2. Регламент Парламента Чеченской Республики (нормативное издание). Грозный, 2009. 120 с.
3. Комментарии к методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов. М., 2007. 112 с.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В США
Т.В. КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,
преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета
МВД России, старший лейтенант полиции, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дается историко-правовая характеристика процесса создания конституции США. Ключевые слова: конституция США, отцы-основатели Соединенных Штатов Америки, Декларация независимости США, поправки к Конституции США.
FEATURES OF CREATION OF CONSTITUTION ARE IN THE USA
T.V. KIKOT-GLUHODEDOVA,
lecturer of the department of constitutional and municipal law of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law sciences
Annotation. In article the historical and legal characteristic of process of creation of the constitution of the USA is given.
Keywords: the constitution of the USA, founding fathers of the United States of America, the Declaration of independence of the USA, amendments to the Constitution of the USA.