Научная статья на тему 'Законодательный дисбаланс: основные модели'

Законодательный дисбаланс: основные модели Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДИСБАЛАНС / НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ / НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ / ЦЕЛЬ В ПРАВЕ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ДОЗВОЛЕНИЯ / ЗАПРЕТЫ / LEGISLATIVE DISBALANCE / INCONSISTENCY / INEQUIVALENCE / GOAL IN LAW / LEGAL MEANS / RIGHTS / DUTIES / PERMISSIONS / PROHIBITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоусов Сергей Александрович

Статья посвящена анализу такого негативного явления современной российской правовой действительности, как законодательный дисбаланс. Сформулировано определение данного феномена, выявлены и охарактеризованы две его основные модели: дисбаланс как несогласованность (например, между целями и средствами в праве) и дисбаланс как неравнозначность (например, между правами и обязанностями, дозволениями и запретами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes legislative disbalance as a negative phenomenon in modern Russian legal reality. The definition of this phenomenon is formulated, and its two basic models are characterized: disbalance as an inconsistency (for example, between goal and means in law) and disbalance as an inequivalence (for example, between rights and duties, permissions and prohibitions).

Текст научной работы на тему «Законодательный дисбаланс: основные модели»

Том 156, кн. 4

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2014

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДИСБАЛАНС: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

С.А. Белоусов

Аннотация

Статья посвящена анализу такого негативного явления современной российской правовой действительности, как законодательный дисбаланс. Сформулировано определение данного феномена, выявлены и охарактеризованы две его основные модели: дисбаланс как несогласованность (например, между целями и средствами в праве) и дисбаланс как неравнозначность (например, между правами и обязанностями, дозволениями и запретами).

Ключевые слова: законодательный дисбаланс, несогласованность, неравнозначность, цель в праве, правовые средства, права, обязанности, дозволения, запреты.

Российское законодательство в настоящее время представляет собой огромный нормативно-правовой массив, в котором переплетены вертикальные и горизонтальные связи, приняты и параллельно функционируют акты, различающиеся по уровню и юридической силе, наблюдаются противоположные по своей сути процессы специализации и унификации. В такой ситуации законодательный дисбаланс практически неизбежен.

Понятие дисбаланс является сравнительно новым для юридической науки, характерным изначально для экономических и технических наук. С точки зрения этимологии дисбаланс трактуется как неуравновешенность частей какого-либо механизма. В законодательстве понятием дисбаланс охвачены такие его характеристики, как несогласованность, асимметричность, противоречивость, тавтологичность, несовершенство юридической техники и т. д.

Однако для создания теории законодательного дисбаланса как полноценной юридической категории таких характеристик явно не достаточно. Требуется нечто большее, чем простое перечисление отдельных возможных вариаций данного феномена, а именно теоретическое конструирование неких универсальных паттернов, моделей, охватывающих в полной мере всё многообразие форм проявления законодательного дисбаланса.

Исходя из поставленной задачи, на основе анализа законодательства с позиции конкретных случаев проявления дисбаланса можно увидеть, что любой из них может быть отнесён к одной из двух возможных вариаций: дисбаланс как несогласованность, несоответствие либо же дисбаланс как неравновесие, неравнозначность.

Дисбаланс в значении неравновесности (неравнозначности) возможен только между однопорядковыми, а если точнее - однородными категориями. Понятие дисбаланса в этом смысле неприменимо к категориям, которые в принципе не могут быть сравнены между собой. В то же время дисбаланс, проявляющийся в несогласованности, может присутствовать и в отношениях между категориями не однопорядковыми, но тем не менее всё же связанными между собой.

Одной из форм такого законодательного дисбаланса выступает рассогласованность, неадекватность целей и средств в праве.

Понятие цель, пришедшее в право из философии, имеет значение «идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; их идеальный, внутренне побуждающий мотив» [1, с. 459]. Вместе с тем наличие целей в деятельности субъекта ещё не является гарантией её эффективности. Как идеальная модель, цель воплощается в жизнь путём применения соответствующих средств.

Сущность понятия средства заключается в «дистанции между целью и результатом... Средства - это эластичные нити, привязывающие результат к цели, а цель - к результату» [2, с. 199]. С позиции философии, предложившей другим наукам, в том числе и правоведению, понятие средства, последнее охватывает собой сознательные действия, предпринимаемые для достижения поставленной цели, а также сам инструментарий, с помощью которого они (действия) осуществляются.

Детерминанта такого дисбаланса кроется в объективном различии природы данных понятий. Средства, в том числе и правовые, всегда ограничены уровнем общественного развития, цели же (в нашем случае - определяемые законодателем) являются идеальными в своей сущности и не всегда согласуются с данным уровнем. Это приводит к дисбалансу (несоответствию) в соотношении поставленных целей и выбранных для их достижения средств (см. [3, с. 24]).

Вариантов «перекоса», «смещения акцентов» в таком дисбалансе два. В одних случаях набор возможных средств по своему развитию опережает определение ориентиров, то есть постановку целей, что приводит к неполному или неоптимальному использованию имеющегося инструментального потенциала. В других случаях, напротив, целеполагание не основывается на учёте средств, имеющихся в наличии. Этот вариант является гораздо более распространённым, чем первый, и проявляется в тех ситуациях, когда законодатель ставит несколько целей (или даже одну), не имеющих реального механизма реализации.

Например, безусловно, благой цели сокращения случаев пьянства за рулём и, как следствие, числа дорожно-транспортных происшествий, совершённых по этой причине, законодатель пытается достигнуть, по мнению многих, весьма спорными средствами, а именно полным запретом алкоголя за рулём (см. (I)). В настоящее время за управление автомобилем в состоянии опьянения водитель лишается прав на срок от полутора до двух лет. При условии повторного совершения этого административного правонарушения права у автовладельца изымаются на три года (ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Каких-либо штрафных санкций при этом не установлено.

Применение столь «неадекватного» средства вызвало негативную реакцию автовладельцев, медицинских специалистов (общеизвестно, что определённый процент алкоголя в принципе может быть обнаружен в крови человека, а также

содержится в таких напитках, как квас и кефир, которые подпадают под запрет, что выглядит довольно абсурдно). Кроме того, такая позиция законодателя противоречит международным нормам. В этой связи в июле 2013 г. был принят «Закон о возвращении промилле» (II), устанавливающий уровень минимально допустимого содержания алкоголя в крови водителей. Гораздо более адекватным, сбалансированным средством представляется предусмотренное этим же законом увеличение штрафов за вышеназванное правонарушение.

Борьба с законодательным дисбалансом может вестись на двух принципиально разных уровнях: либо путём его изначального недопущения на стадии планирования правотворческой деятельности, либо (уже при его констатации) посредством устранения или минимизации его проявлений. В отношении рассматриваемой формы дисбаланса - несоответствия между целями и средствами есть реальная возможность его избежать: не злоупотреблять декларированием и не ставить очевидно утопических целей в случае объективного отсутствия средств для их достижения. Так, в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года основной целью объявлено вполне могущее воплотиться в действительность «существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства» (III).

Второй вариант борьбы с подобным дисбалансом заключается в подборе адекватных, соответствующих конкретному этапу исторического развития, эффективных средств достижения уже поставленных целей. Так, для бесспорно важной борьбы с коррупцией1 следует не назначать «умопомрачительные» штрафы (см. (VI)) - особенно учитывая тот факт, что на практике существуют проблемы с исполнением этих наказаний , - а выбирать более разумные, адекватные средства. Например, вполне целесообразным средством видится ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. (VII)), в которой определена обязанность чиновника доказывать легальность доходов, потраченных на дорогостоящее приобретение: в случае, когда возникают подозрения в незаконном обогащении, контрольно-надзорные органы государства должны провести финансовое расследование.

Таким образом, неадекватность, «некорреляция» целей и средств в праве представляет собой одну из двух возможных разновидностей законодательного дисбаланса, которую можно условно обозначить как дисбаланс-несогласованность. Вторую базовую (и преобладающую по частотности и распространённости в российском законодательстве) разновидность дисбаланса образует модель дисбаланс-неравнозначность, которая применима уже к взаимоотношениям правовых средств (и иных однопорядковых юридических категорий) между собой. Чаще всего такого рода дисбаланс характерен для взаимоотношений парных категорий: дозволений и запретов, прав и обязанностей, стимулов и ограничений, поощрений и наказаний.

1 Об актуальности данной цели неоднократно высказывался Президент РФ (IV-V).

2 По данным Верховного суда РФ, только 36% всех судебных решений с наказанием в виде штрафа приводятся в исполнение (см. [4]).

В частности, дисбаланс возможен между нормативным отражением дозволений и запретов как способов правового регулирования. Изучение нормативно-правового материала той или иной исторической эпохи (периода) может продемонстрировать нам смещение баланса в сторону одного из двух способов. Так, советское время характеризуется «перекосом» в сторону запретов, перестроечный и постперестроечный (то есть современный) периоды, напротив, по мнению многих учёных, отличаются превалированием дозволений, граничащим со вседозволенностью [5, с. 18].

При этом реальный дисбаланс между дозволениями и запретами следует отличать от дисбаланса формального, то есть мнимого, кажущегося, основанного на поверхностном анализе количественного соотношения дозволительных и запрещающих норм в текущем законодательстве. Так, вся Особенная часть Уголовного кодекса РФ представляет собой, по сути, сборник запретов, дозволения же представлены в Общей части единично. Но это вовсе не означает, что в уголовном праве существует дисбаланс дозволений и запретов: дисбаланс формальный не обязательно тождественен дисбалансу содержательному. В данном случае формальный дисбаланс между запретами и дозволениями обусловлен мотивом экономии законодательных ресурсов, когда юридические нормы регулируют лишь исключения, а для всех остальных случаев, не попадающих в их число, используется общее правило.

Данному феномену в научной литературе дано соответствующее название -общие дозволения и общие запреты [6]. При этом «внешняя объективизация общих дозволений и общих запретов как специфических юридических феноменов выражается при их формулировании не в них самих, а в их "другой стороне", в их, так сказать, противоположности, в исключениях из "общего": общих дозволений - в запретах-исключениях, общих запретов - в дозволениях-исключениях» [7, с. 361].

Баланс прав и обязанностей, предполагающий их соразмерность, зачастую обозначающийся термином единство [8, с. 10], является конституирующим принципом, формирующим связи внутри правоотношений. Однако в реальности дисбаланс (в значении неравнозначности) как в нормативном закреплении, так и в процессе реализации данных базовых категорий - это, увы, весьма распространённое явление.

Причиной сложившегося дисбаланса в рассматриваемой сфере является абсолютизирование (на грани «идолизирования») постулата о «естественности» прав, которое исторически возникло как реакция борцов за демократию на изначально обратную ситуацию, когда власть признавала за населением исключительно обязанности. В результате чаша весов резко качнулась в противоположную сторону - все начали говорить о правах, забывая об обязанностях, что продолжается и по настоящий момент.

Соотношение (баланс и оборотная его сторона - дисбаланс) прав и обязанностей в российском законодательстве и практике его применения, думается, заслуживает самостоятельного исследования. Мы же ограничены рамками избранной тематики, поэтому приведём лишь один яркий пример дисбаланса в закреплении прав индивидов и их обязанностей - Конституцию Российской Федерации. Можно согласиться с тем, что баланс между правами и обязанностями в действующей

Российской Конституции заметно нарушен [9, с. 21]. Основной закон призван служить «примером баланса различных интересов, сопряжения прав и обязанностей, гармонии власти и народа» [10, с. 56]. Тем не менее конституционный дисбаланс в данном вопросе очевиден: при закреплении в тексте Основного закона нескольких десятков прав установлены лишь единицы прямых обязанностей.

Законодательный дисбаланс в рассматриваемой сфере может быть обусловлен тем, что права в большинстве своём действуют непосредственно, а обязанности, как правило, нуждаются в конкретизации, уточнении, то есть в закреплении соответствующего механизма их реализации, устанавливаемого в текущем законодательстве (законах и подзаконных нормативных правовых актах). Смещение баланса в сторону увеличения бремени обязанностей вовсе не гарантирует повышения эффективности их реализации в целом. Напротив, с большой вероятностью складывается ситуация, характеризующаяся массовым стремлением к уклонению от исполнения обязанностей. Наглядно это демонстрирует последовательная политика государства в отношении усиления налоговой нагрузки на физические и юридические лица (расширение перечня налогов и количественный рост ставок), которая приводит к обратному (в противовес запланированному) эффекту - снижению сумм налоговых поступлений в бюджеты [11, с. 312].

Анализ основных моделей законодательного дисбаланса позволяет вывести следующее его определение: законодательный дисбаланс - это объективно обусловленное, детерминированное уровнем и условиями общественного развития, относительно постоянное состояние законодательства, выражающееся в несогласованности, несоответствии образующих его форму и содержание элементов либо в неравновесии, неравнозначности используемых им средств и в каждом из перечисленных случаев создающее затруднения и ошибки в правовом урегулировании общественных отношений.

Summary

S.A. Belousov. Legislative Disbalance: Basic Models.

The article analyzes legislative disbalance as a negative phenomenon in modern Russian legal reality. The definition of this phenomenon is formulated, and its two basic models are characterized: disbalance as an inconsistency (for example, between goal and means in law) and disbalance as an inequivalence (for example, between rights and duties, permissions and prohibitions).

Keywords: legislative disbalance, inconsistency, inequivalence, goal in law, legal means, rights, duties, permissions, prohibitions.

Источники

I - Федеральный закон от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19

Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2010. - № 3. - Ст. 4000.

II - Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"» // СЗ РФ. - 2013. - № 3. -Ст. 4029.

III - Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии госу-

дарственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Рос. газета. - 2010. - 15 июня.

IV - Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Россий-

ской Федерации // Рос. газета. - 2010. - 1 дек.

V - Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ. - URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138990, свободный.

VI - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный

кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции // СЗ РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2714.

VII - Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции // Организация Объединённых Наций. Конвенции и соглашения. - URL: http://www.un.org/ru/ documents/ decl_conv/conventions/corruption.shtml, свободный.

Литература

1. Философская энциклопедия: в 5 т. - М.: Сов. энцикл., 1970. - Т. 5. - 740 с.

2. Диалектика общественного развития. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 262 с.

3. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. акад. права», 2003. - 293 с.

4. Васильева Ю. Полмиллиарда за взятку // Российская бизнес-газета - Бизнес и власть. - 2011. - 15 марта.

5. Матузов Н.И. Ещё раз о принципе «не запрещённое законом дозволено» // Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 14-32.

6. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юрид. лит., 1989. - 286 с.

7. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - 709 с.

8. Грачёв Т.С. Единство прав и обязанностей как принцип права: общетеоретический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2010. - 199 с.

9. Кабакова О.В. Конституционные обязанности граждан в России: эволюция правовой регламентации и практика реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Краснодар, 2006. - 26 с.

10. Бойко А.И. О естественности правовых обязанностей и некорректности возвеличивания субъективных прав // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 1. -С. 54-67.

11. Рудаков А.А. Модернизация российского законодательства: технико-юридические проблемы // Правовая политика и развитие российского законодательства в условиях модернизации: Сб. докл. / Под ред. А.В. Малько, В.М. Шафирова. - Красноярск: СФУ, 2012. - С. 310-318.

Поступила в редакцию 02.06.14

Белоусов Сергей Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, проректор по науке, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Россия. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.