Научная статья на тему 'Законодательные препятствия при организации административной процедуры по нормированию качества атмосферного воздуха'

Законодательные препятствия при организации административной процедуры по нормированию качества атмосферного воздуха Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
196
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫБРОС / PROTECTION OF AMBIENT AIR / POLLUTANTS / EMISSION PERMIT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мальцева Екатерина Алексеевна

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух базируется на утверждении специальных проектов нормативов. При разработке и утверждении этих проектов возникает множество сложностей и законодательных барьеров. Представим систематизированный перечень ошибок, осуществляемых при нормировании выбросов и перечень практических рекомендаций по их недопущению. Данная информация будет полезна начинающим экологам и практикующим экологам, поскольку практическое применение изложенных рекомендаций позволит снизить сроки согласования проектов и потенциальные финансовые затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мальцева Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative barriers in the organization of the administrative procedure of normalization of air quality

Regulation of emissions of pollutants into the air is based on the approval of the special projects of standards. In the development and approval of these projects, there are many complexities and legal barriers. As part of the article will present a systematic mistakes list performed of regulations and a list of practical recommendations for prevention. This information will be useful for beginners and practicing ecologists environmentalists as the practical application of the above recommendations will reduce the terms of coordination of projects and potential costs.

Текст научной работы на тему «Законодательные препятствия при организации административной процедуры по нормированию качества атмосферного воздуха»

3. ГОСТ 17.4.4.02-1984. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа ; введ. 1986-01-01. — М. : Изд-во стандартов, 1986. — 9 с.

4. Еремеева, В. Г. Биоиндикация уровня содержания нефтепродуктов в почвах придорожных территорий / В. Г. Еремеева, Л. Л. Дашьянц // Материалы Всерос. 65-й науч.-техн. конф. - Омск : СибАДИ, 2011. - Кн. 1. - 301 с.

5. Пиковский, Ю. И. Природные и техногенные потоки углеводородов в окружающей среде / Ю. И. Пиковский. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. - 376 с.

ЛОВИНЕЦКАЯ Светлана Борисовна, старший преподаватель кафедры инженерной экологии и химии

Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

ЕРЕМЕЕВА Валентина Георгиевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (Россия), доцент кафедры инженерной экологии и химии Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

СИНДИРЁВА Анна Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и природопользования Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.12.2014 г. © С. Б. Ловинецкая, В. Г. Еремеева, А. В. Синдирёва

УДК 349.6:502.175-032.1

Е. А. МАЛЬЦЕВА

Омский государственный технический университет

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ ПО НОРМИРОВАНИЮ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух базируется на утверждении специальных проектов нормативов. При разработке и утверждении этих проектов возникает множество сложностей и законодательных барьеров. Представим систематизированный перечень ошибок, осуществляемых при нормировании выбросов и перечень практических рекомендаций по их недопущению. Данная информация будет полезна начинающим экологам и практикующим экологам, поскольку практическое применение изложенных рекомендаций позволит снизить сроки согласования проектов и потенциальные финансовые затраты.

Ключевые слова: охрана атмосферного воздуха, загрязняющие вещества, разрешение на выброс.

Воздух — жизненно необходимая для человека среда обитания. Благоприятные условия воздушной среды — важнейший фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Для обеспечения соблюдения качества атмосферного воздуха на государственном уровне введен принцип экологического нормирования выбросов загрязняющих веществ. Нормирование осуществляется с целью установления для всех хозяйствующих субъектов, имеющих выбросы вредных веществ, рационально обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [1] выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается (считается законным) только на основании специального разрешения, выданного уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (для предприятий, вошедших в перечень объ-

ектов, подлежащих федеральному экологическому контролю — это Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — Росприроднадзор и его территориальные органы; для предприятий регионального контроля — субъектовый госорган). Разрешение в свою очередь, выдается только при наличии утвержденных Росприроднадзором нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) или временно согласованных (далее — ВСВ) выбросов.

Период между разработкой, обоснованием, утверждением нормативов и получением разрешения на выброс во многих регионах Российской Федерации длится от полугода и более длительный период. Общим основанием для существования этой сложной (с организационной и временной позиции) административной процедуры утверждения проектов ПДВ, ВСВ является отсутствие на законодательном уровне регламентированного порядка ее организации, разобщенность функций в рамках одной процедуры между различными госорганами, всеобщая практика применения методических документов

в области охраны атмосферного воздуха, не имеющих нормативного статуса.

В связи с отсутствием в настоящее время единого регламентированного порядка определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух при организации процедуры утверждения возникает ряд противоречий, трактование которых происходит субъективно, на основании личностного опыта разработчиков проектов, практикующих экологов-производственников и государственных служащих, причем не всегда их мнения могут совпадать.

На основании анализа норм действующего законодательства, арбитражной практики по делам в области охраны атмосферного воздуха, практического опыта природопользователей, представителей организаций, оказывающих услуги по разработки природоохранной документации (далее — разработчики), общедоступных ответов уполномоченных государственных служащих, представим систематизированный перечень основных практических сложностей, административных барьеров, нормативных вопросов и проблем, периодически возникающих в процессе разработки и утверждения проектов ПДВ, ВСВ.

1. Наиболее распространенным вопросом при организации процедуры нормирования в области охраны атмосферного воздуха, особенно у начинающих экологов, является вопрос: «как оформлять проект?» Теоретически для оформления разработчики могут применить на выбор один из трех равнозначных документов (не один из них не зарегистрирован в установленном законом порядке, т.е. не является нормативно-правовым актом): «Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу», утвержденная Госкомприроды СССР 11.09.1989; Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухе, СПб., 2005; Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухе, СПб., 2012. Каждый из документов содержит свои требования и рекомендации по оформлению разделов, нумерации и содержанию таблиц, определению порядка периодичности контроля веществ на источниках загрязнения, необходимости проведения плана мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий и т.д. В связи с этим перечень утвержденных госорганом, даже в один месяц, проектов визуально и содержательно может отличаться друг от друга.

Рекомендация: для формирования единой экологической политики (до введения единых правил оформления), для предприятий омского региона при разработке ПДВ целесообразно использовать, в части определения структуры проекта (наименования разделов, нумерация таблиц) Инструкцию 1989 года, а для формирования содержательной части Методические указания 2012 года (применять все принципы расчетов, кроме пункта, определяющего порядок составления плана-графика контроля в период НМУ, который рекомендует разрабатывать мероприятия для предприятий только 1—2 категории, вместо общепринятого определения периодичности для предприятий 1—3 категории).

2. Научно-методическим центром в области ат-мосфероохранной деятельности РФ (при поддержке Минприроды РФ) — Открытое акционерное обще-

ство «НИИ Атмосфера» [2] ежегодно составляется и переутверждается перечень допущенных к применению методик расчета выбросов загрязняющих веществ. Однако этот список ограничен и анализирует не весь перечень существующих на сегодняшний день современных технологий производства, создавая при этом сложности для определения максимально-разовых (г/с) и валовых выбросов (т/г) загрязняющих веществ. Например, из утвержденного на 2014 год перечня исключили методику расчета выбросов зерновой пыли на элеваторах (при пересыпке зерна), рекомендуя для расчетов, в качестве аналога, применять методику определения выбросов от строительного производства, наравне с пересыпкой щебня, песка и гравия.

Сложно, в практическом исполнении, определять выбросы от специфических современных производств при одновременном отсутствии для них, как уже было указано выше, утвержденных методик расчета (прямых или аналоговых) и отсутствии методик определения концентраций вредных веществ лабораторным (инструментальным) методом. Также сложности возникают при определении выбросов от неорганизованных источников, т.к. технологически замеры провести не возможно, а расчетная методика утвержденным перечнем не определена. Соответственно, возникает ситуация: есть производство, есть источники, есть выбросы, но осуществить процесс идентификации загрязняющих веществ не представляется возможным. Судебной практике известны случаи, когда предприятие с потенциально опасным химическим производством отстаивало позицию отсутствия вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, заведомо понимая, что замерить их специальными приборами не возможно, в виду отсутствия информации, какие именно вещества измерять и какой аккредитованный прибор использовать в данном случае.

Рекомендация: для того, чтобы минимизировать данную проблему, необходимо еще на первом этапе нормирования — проведение инвентаризации источников выбросов максимально грамотно и оперативно идентифицировать все источники (в первую очередь выявить проблемные источники и определять являются ли они организованными или неорганизованными). Для организованных лучше сразу провести серию замеров (предпочтительно не менее трех), для неорганизованных просчитать вероятность использования действующих методик. В вышеуказанных случаях данного пункта (при отсутствии методик), необходимо оперативно обратится с соответствующим запросом ОАО «НИИ Атмосфера» [2].

Мотивированное разъяснение института позволит предприятию обозначить свою нормативную позицию при осуществлении нормирования на этапе согласования проекта и при последующих проверках различного уровня.

3. Практически сложным является нормирование источников загрязнения атмосферы, оснащенных пылегазоулавливающими установками (далее — ПГУ). В частности, это касается вопросов необходимости и правильности расчетов процентной эксплуатационной эффективности ПГУ, которую часто подменяют паспортными данными на установку, даже в случаях, если она приобретена десятки лет назад.

Также возникает ряд практических сложностей, определяющих метод, периодичность и способ контроля выбросов на подобных источника. Законода-

тельно не зафиксировано, как определять значение выбросов, инструментальным методом или расчетным, не установлено кто проводит контроль выбросов — эколог предприятия или аккредитованная на проведение количественных химических анализов лаборатория. Ввиду отсутствия единого порядка соответственно отсутствует и единый принцип, который приводит к ряду противоречий, как правило, возникающих в процессе осуществления контрольно-надзорных действий, межу инспекторским составом уполномоченного государственного органа, прокурорами различных уровней юрисдикции и представителями предприятия в период плановых и внеплановых выездных проверок.

Рекомендация: руководствуясь систематизацией результатов арбитражной практики в области нормирования атмосферного воздуха для предприятий Омского региона предпочтительно осуществлять расчет выбросов и производственный контроль от подобных источников исключительно лабораторным методом. Периодичность контроля лабораторным методом проводить не менее одного раза в 5 лет, для крупных источников один раз в год, как рекомендовано в ПЭУ-84 [3].

4. Согласно п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 [4] предельно допустимые выбросы устанавливаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих выбросов санитарным правилам. На основании вышеуказанного следует, что в рамках одной процедуры утверждения проекта ПДВ происходит выделение дополнительных самостоятельных сопутствующих процедур (получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре, предшествующая этому процедура получения заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы в независимой организации) с отдельными сроками их осуществления (как правило, каждая может проходить до 30 календарных дней).

В связи с отсутствием единого подхода к содержанию и структуре проектов, на каждом этапе у разных проверяющих органов (центр экспертизы, Управление Роспотребнадзора, Управление Роспри-роднадзора) на один и тот же пункт проекта, могут быть различные замечания и рекомендации, которые, в свою очередь, могут усложнить и продлить процедуру рассмотрения и согласования проекта.

Рекомендация: учитывая отсутствие регламентированных сроков в рамках единой процедуры утверждения проекта, необходимо планировать время, так, чтобы начало работы было организовано как минимум за год до окончания нормативного срока действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, выданного конкретному хозяйствующему субъекту. Для проведения инвентаризации и разработки проекта необходимо привлекать специализированную организацию, обладающую практическими навыками разработки природоохранной документации, соответствующими лицензионными программами, имеющую опыт согласования проектов в конкретном регионе РФ. Подобная организация труда позволит снизить риски продления общего срока организации деятельности

по разработке проектов ПДВ (ВСВ). Кроме того, на этапе согласования проекта, в случае получения отказа от проверяющего органа, рекомендуем запрашивать мотивированное обоснование, для того чтобы причины отказа, ввиду отсутствия единого регламента, не базировались исключительно на личностной позиции проверяющего.

Главное решение всех проблем в области нормирования качества атмосферного воздуха заключается в формировании и введении на государственном уровне единого регламентированного порядка, заключенного в рамках положений конкретного нормативно-правового акта, определяющего и поясняющего все этапы нормирования в виде конкретных действий. Ввиду его отсутствия процедура нормирования будет иметь сложный, непонятный, утяжеленный бюрократическими препонами характер.

Материал, представленный в рамках данной статьи, имеет и теоретический, и практический характер, поскольку, во-первых, систематизирует ряд сложностей, которые возникают при теоретическом осознании базовых документов по нормированию выбросов, а во-вторых, одновременно дает практические рекомендации по минимизации этих сложностей.

Практическое осознание и применение этих рекомендаций позволит сократить сроки на организацию процедуры нормирования (от этапа разработки инвентаризации до получения разрешения на выброс) и излишние финансовые затраты, которые могут быть неоправданно направлены на корректировку проекта (внесение изменений, дополнений, поправок), осуществление платы за выброс загрязняющих веществ с повышающим коэффициентом (в 25-кратном размере) или внесение административных штрафов за правонарушения (например, в связи с затянувшимся процессом нормирования, работа предприятия может осуществляться без разрешения), судебные издержки.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об охране атмосферного воздуха : Федер. закон [от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ : ред. от 29.12.2014] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

2. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.nii-atmosphere.ru (дата обращения: 27.09.2014 г.).

3. Правила эксплуатации установок очистки газа (вместе с «Инструкцией по заполнению паспорта установки очистки газа») : утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата об-ращения:30.08.2014 г.).

4. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него : постановление Правительства РФ [от 02.03.2000 № 183 : ред. от 05.06.2013] [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

>

МАЛЬЦЕВА Екатерина Алексеевна, аспирантка кафедры промышленной экологии и безопасности. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.11.2014 г. © Е. А. Мальцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.