Научная статья на тему 'Законодательные основы установления и развития дипломатических отношений Советского Союза с Ираном'

Законодательные основы установления и развития дипломатических отношений Советского Союза с Ираном Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
637
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ / СУВЕРЕНИТЕТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ГРАНИЦА / DIPLOMATIC RELATIONS / SOVIET-IRANIAN TREATIES / SOVEREIGNTY / TERRITORIAL INVIOLABILITY / BORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулаков Владимир Олегович

В статье проанализированы ключевые положения основополагающих договоров и соглашений, устанавливающих межгосударственные отношения Советского Союза с Ираном (Персией до 1935 года) в важнейших сферах: дипломатической, торгово-экономической, пограничной. Показано, что заключенные в 20-е гг. XX века договоры базировались на принципах равенства и взаимоуважения, что значительно отличало их от договоров царской России с Персией. Кроме того, выявлено важное значение отдельных положений этих документов для решения насущных проблем прикаспийского региона на современном этапе, главной из которых является выработка нового правового статуса Каспийского моря, который до настоящего времени продолжает определяться договорами 1921 и 1940 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE BASES OF THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE DIPLOMATIC RELATIONS OF THE SOVIET UNION AND IRAN

The article analyzes the key positions of the fundamental treaties and agreements establishing interstate relations of the Soviet Union and Iran (Persia until 1935) in the most important spheres: diplomatic, trade-economic, border-line ones. It is shown that, signed in the 20s of the XX century, treaties were based on the principles of equality and mutual respect, which significantly differentiated them from the agreements of tsarist Russia and Persia. In addition, the importance of certain positions of these documents is identified for the solution of the relevant problems of the Caspian region at the present stage, the main of which is the development of a new legal status of the Caspian Sea, which until now continues to be determined by the treaties of 1921 and 1940.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы установления и развития дипломатических отношений Советского Союза с Ираном»

Кулаков Владимир Олегович

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ИРАНОМ

В статье проанализированы ключевые положения основополагающих договоров и соглашений, устанавливающих межгосударственные отношения Советского Союза с Ираном (Персией до 1935 года) в важнейших сферах: дипломатической, торгово-экономической, пограничной. Показано, что заключенные в 20-е гг. XX века договоры базировались на принципах равенства и взаимоуважения, что значительно отличало их от договоров царской России с Персией. Кроме того, выявлено важное значение отдельных положений этих документов для решения насущных проблем прикаспийского региона на современном этапе, главной из которых является выработка нового правового статуса Каспийского моря, который до настоящего времени продолжает определяться договорами 1921 и 1940 гг.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-4723.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 90-93. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 9; 94

Исторические науки и археология

В статье проанализированы ключевые положения основополагающих договоров и соглашений, устанавливающих межгосударственные отношения Советского Союза с Ираном (Персией до 1935 года) в важнейших сферах: дипломатической, торгово-экономической, пограничной. Показано, что заключенные в 20-е гг. XX века договоры базировались на принципах равенства и взаимоуважения, что значительно отличало их от договоров царской России с Персией. Кроме того, выявлено важное значение отдельных положений этих документов для решения насущных проблем прикаспийского региона на современном этапе, главной из которых является выработка нового правового статуса Каспийского моря, который до настоящего времени продолжает определяться договорами 1921 и 1940 гг.

Ключевые слова и фразы: дипломатические отношения; советско-иранские договоры; суверенитет; территориальная неприкосновенность; граница.

Кулаков Владимир Олегович, к.и.н.

Астраханский государственный университет jahondor@mail. т

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ИРАНОМ

Двусторонние отношения между Советским Союзом и Ираном стали формироваться уже в первые годы после установления в России советской власти. Основополагающим документом, который заложил прочную основу для дальнейшей разработки сотрудничества между двумя странами, явился подписанный в Москве 26 февраля 1921 года советско-иранский мирный договор. Зафиксированные в нем положения имели важное значение для решения многих практических вопросов взаимоотношений и сотрудничества. На протяжении последующих лет Советский Союз и Иран подписали ряд новых соглашений и протоколов, которые закрепили и развили содержащиеся в договоре 1921 года положения в области политических и экономических отношений, а также торговых и культурных связей.

По содержанию и значимости советско-иранский договор 26 февраля 1921 года является главным политическим и юридическим документом, определяющим и направляющим развитие отношений двух стран на протяжении всего последующего периода. Советское правительство зафиксировало в нем практические меры, подтверждающие осуществление заложенных принципов дружбы и взаимного уважения: отмена всех договоров и соглашений, заключенных царским правительством с Ираном, ущемлявших его права, и всех конвенций империи с третьими державами, наносящими вред Ирану; отказ от той финансовой политики, которую осуществляло царское правительство в отношении стран Востока; безвозмездная передача Ирану концессий различного имущества и денежных средств, ранее принадлежавших царской России [7, с. 80].

Принципиально новым в практике договорных отношений Ирана с великими державами явилось то, что Иран как одна из стран-участниц договора признавался во всех отношениях равноправным партнером в межгосударственных отношениях. Эти положения нашли свое отражение, в частности, в статье 4 договора, признающей права «каждого народа на свободное и беспрепятственное разрешение своих политических судеб», а также в статьях 9 и 10, где говорится о передаче советским правительством ранее принадлежавших Российской империи денежных сумм, сооружений, дорог, движимого и недвижимого имущества на территории Ирана в «полное владение персидского народа» [Там же, с. 82].

Важным с точки зрения договорно-правовых норм в международных отношениях является также положение статьи 10 советско-иранского договора 1921 года, согласно которой Советский Союз согласился посильно возместить Ирану ущерб, причиненный ему войсками царского правительства. Это было беспрецедентным случаем в практике межгосударственных отношений великих держав с малыми странами и народами. Как известно, ни Англия, ни Германия, ни Турция, войска которых вместе с российскими находились на территории Ирана в период Первой мировой войны в нарушение объявленного им нейтралитета, ничем не компенсировали Ирану тот ущерб, который они нанесли этой стране. Англо-иранская нефтяная компания отказалась хотя бы частично выплатить Ирану причитавшиеся ему суммы за вывезенную нефть, когда иранское правительство приняло закон о национализации нефтяных богатств своей страны и предприятий этой монополии. Фактически в момент подписания советско-иранского договора вопрос о возмещении ущерба даже теоретически не был поставлен в международном праве. После ратификации меджлисом советско-иранский договор 24 января 1922 года был одобрен главой Иранского государства Ахмед шахом Каджаром. Правительство РСФСР ратифицировало этот договор 20 марта 1921 года [8, с. 74].

Во второй половине 20-х годов по инициативе советской стороны были проведены по дипломатическим каналам переговоры с целью дальнейшего совершенствования и закрепления политических отношений между СССР и Ираном на дружественной основе. В завершение этих переговоров народный комиссар иностранных дел Советского Союза Г. В. Чичерин и посол Ирана Али Ансари, уполномоченные главами своих государств, 1 октября 1927 года в Москве подписали договор «О гарантии и нейтралитете» [9, с. 94]. Следует отметить, что если первые советско-иранские межправительственные документы подписывались от имени правительства РСФСР, то с образованием в 1922 г. Союза ССР возникла необходимость официально зафиксировать положение о том, что ранее заключенные договоры РСФСР с Ираном распространяются на все

федеративные республики Советского государства. Это было записано в статье 1 советско-иранского договора 1927 года. Здесь подчеркивается, что основой взаимоотношений двух стран остается договор 1921 г., все постановления и статьи которого остаются в силе. Каждая из договаривающихся сторон взяла на себя обязательство воздерживаться от нападения и всяких агрессивных действий против другой стороны. Договор предусматривал, что в случае, если Советский Союз или Иран подвергнутся нападению со стороны кого-нибудь, другая сторона обязуется соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта [5, с. 139]. Эти обязательства были новым шагом, новой ступенью в политических отношениях между Советским Союзом и Ираном.

Характерно, что в договоре 1927 г. содержится перечень конкретных действий, которые взяли на себя страны в целях соблюдения дружественных отношений. В частности, в этом документе говорится об отказе от участия в экономических бойкотах и блокадах, организуемых третьими странами против одной из договаривающихся сторон, о недопущении на своей территории пропагандистских действий, направленных против другой стороны, о необходимости запрещать деятельность враждебных правительству страны-партнера организаций и групп. Все это имеет значение не только для двусторонних советско-иранских отношений, но и для разработки отдельных положений международного права, относящихся к проблемам безопасности и мирного сосуществования. Подписание советско-иранского договора 1927 года и приложенных к нему документов, несомненно, способствовало сближению позиций Советского Союза и Ирана на международных переговорах в 30-х годах по вопросам обеспечения мировой безопасности и предотвращения агрессии [2, с. 168].

Вторая мировая война, нанеся значительный ущерб всем народам и странам, повлияла и на развитие контактов между Советским Союзом и Ираном. В 1941 году возникли некоторые сложности, связанные с тем, что гитлеровская Германия предприняла попытки использовать территорию Ирана для нападения на СССР. В этих условиях Советский Союз был вынужден осуществить меры оборонительного характера и ввести временно на территорию Ирана свой воинский контингент. Одновременно туда были введены войска Великобритании, а затем США.

В годы Второй мировой войны советско-иранские отношения определялись договором 1921 года, а также такими трехсторонними документами, как Договор о союзе между СССР, Великобританией и Ираном, заключенный 29 января 1942 года в Тегеране, и Декларация трех держав об Иране, подписанная главами правительств Великобритании, СССР и США 1 декабря 1943 года во время Тегеранской конференции. Первым трехсторонним документом объявлялось об установлении союзнических отношений Советского Союза и Великобритании с Ираном на период войны. В нем зафиксированы обязательства СССР и Англии совместно и раздельно защищать Иран против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы, уважать суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана, оказывать ему экономическую помощь [6, с. 214]. Иран, в свою очередь, обязывался сотрудничать с СССР и Англией всеми доступными средствами, том числе путем предоставления своей территории для временного содержания военных сил двух союзных государств до их вывода из Ирана. Союзники обязывались также приложить максимум усилий для поддержания экономической жизни иранского народа. В декларации трех держав было заявлено о признании помощи, которую оказал Иран в деле ведения войны против общего врага и о согласии союзников по-прежнему предоставлять Ирану экономическую помощь.

В первые послевоенные годы советско-иранские отношения развивались неровно, имели место сложные моменты, определенные трудности. Они были обусловлены, в частности, разным толкованием срока вывода из Ирана советских воинских подразделений, временно введенных туда в 1941 году, а также вступлением Ирана в 1955 г. в Багдадский пакт, заключением в 1959 г. военного соглашения с США, деятельностью американских военных советников в Иране. Однако следует подчеркнуть, что и в этих случаях советско-иранские отношения определялись основными принципами договора 1921 года. Нормализации советско-иранских отношений способствовал, в частности, обмен нотами между Ираном и СССР в сентябре 1962 г. В своей ноте правительство Ирана официально заверило Советский Союз в том, что не собирается предоставлять свою территорию для размещения иностранными государствами на ней своих ракетных баз. А устно министром иностранных дел Ирана было заявлено, что Иран никогда не станет средством агрессии против СССР, что с удовлетворением было воспринято советской стороной [5, с. 145].

Эти заверения иранского правительства, сделанные в условиях активных попыток США и Англии создать на Ближнем и Среднем Востоке пояс военно-стратегических баз вдоль южных границ Советского Союза, имели важное политическое и практическое значение как для дальнейшего становления советско-иранских отношений, так и для смягчения обстановки на Ближнем Востоке. Обмен нотами 1962 года явился новым подтверждением тех обязательств, которые содержатся в советско-иранских договорах 1921 и 1927 годов, но с учетом новых моментов международной обстановки.

Развитие договорных отношений между СССР и Ираном по пограничным вопросам

Граница между царской Россией и Ираном долгое время оставалась неурегулированной: не были твердо решены такие вопросы, как прохождение линии границы на отдельных участках, принадлежность некоторых островов на пограничных реках, пользование водами пограничных рек. В статье 3 договора 1921 года было записано, что обе стороны согласны на признание границы между Ираном и Россией в том виде и начертании, в котором она была установлена разграничительной комиссией 1881 года. Эта принципиальная договоренность имела важное как практическое, так и юридическое значение: по добровольному согласию обеих сторон в межгосударственном документе была твердо зафиксирована линия границы, и провозглашалось взаимное обязательство признавать и соблюдать эту границу. Принципиально по-новому был решен в первом же советско-иранском межправительственном документе вопрос о пользовании Советским государством и Ираном водами Каспийского моря, которое омывает территории обоих соседних государств. Если царское правительство полностью лишало Иран права пользования Каспийским морем, то советское по своей инициативе

предложило записать в договоре 1921 года положение о том, что ранее заключенные между царской Россией и Ираном договоры и трактаты, лишавшие последнего права иметь флот на Каспийском море, утратили свою силу. Впредь Советское государство и Иран будут в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом. Впоследствии в советско-иранском договоре о торговле и мореплавании от 1940 года было дополнительно зафиксировано равное право Советского Союза и Ирана на плавание судов в Каспийском море. В частности, в договоре подробно излагаются равные права договаривающихся сторон на плавание судов под национальным флагом по этому морю, порядок пользования портами, провоза грузов, ловли рыбы и другие вопросы, относящиеся к пользованию Каспия [7, с. 78].

При этом стороны зафиксировали достигнутую ещё при заключении договора 1921 года договоренность о том, что на всем протяжении Каспийского моря могут находиться только суда, принадлежащие СССР или Ирану. По договору 1940 года ширина прибрежной полосы, в водах которой преимущественное право на ловлю рыбы принадлежит судам двух стран, определена в 10 миль, что полностью отвечает национальным интересам обоих государств и соответствует нормам международного права [4, с. 36].

Впоследствии для практического решения частных территориальных вопросов и порядка пользования водами пограничных рек Советский Союз и Иран создали пограничную комиссию. После её работы 14 мая 1957 года был заключен Договор о режиме советско-иранской границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов [1, с. 92]. В этом документе зафиксирована общая линия госграницы с учётом данных, полученных в ходе демаркационных работ, проведенных комиссией. В нем же оговаривалось разграничение по вертикальным направлениям воздушного пространства и недр земли. Важным для двусторонних отношений было то, что в документе официально зафиксировано, что все вопросы, связанные с прохождением линии государственной границы на всем её протяжении, являются урегулированными и что стороны не имеют друг к другу территориальных претензий.

О развитии широкого сотрудничества между Советским Союзом и Ираном в зоне границы или приграничных районах свидетельствуют также строительство газопровода и подача иранского газа в СССР, провоз через границу по суше и морю значительного количества торговых грузов и т.п.

Развитие советско-иранских договорных отношений в области торгово-экономических связей

Сразу же после подписания договора 1926 года были начаты двусторонние переговоры по торговым вопросам, поскольку и Советский Союз, и Иран были заинтересованы в налаживании международных торговых связей, которые были одним из средств решения внутренних экономических проблем, а также выхода на международные рынки. 3 июля 1924 года в Тегеране был подписан советско-иранский торговый договор. В этом документе, составленном на основе и в развитие договора 1921 года, были определены методы осуществления торговых операций и гражданами СССР, и подданными Ирана, осуществления транзита и порядок таможенных процедур. Характерно, что советско-иранским торговым договором 1924 года полностью признавались суверенные права и привилегии Ирана, его коммерческие и политические интересы. И в последующие годы Иран долго не мог добиться заключения подобных договоров с западными государствами, которые всеми способами вели борьбу в Иране за сохранение их привилегий, оставшихся со времен колониальной зависимости этой страны. Советское правительство одним из первых признало решения иранского руководства в области его внешнеторговой политики, направленные на ликвидацию режима капитуляций, введение внешнеторговой государственной монополии и таможенной автономии Ирана в 1927-1928 годах.

17 марта 1929 года между СССР и Ираном был подписан ещё один документ, регулирующий советско-иранские торговые связи, - таможенная конвенция. Эти межправительственные документы сыграли важную роль в развитии советско-иранских торговых связей и способствовали формированию независимого курса внешнеторговой политики Ирана в конце 20-х - начале 30-х годов. Успешное развитие торговых контактов между двумя странами в тот период привело к подписанию нового, более полного и более содержательного с юридической, политической, и торгово-экономической точек зрения документа - Договора о торговле и мореплавании от 25 марта 1940 года.

Подписанный в Тегеране договор был разработан совместно советскими и иранскими экспертами на основе положений договора 1921 года, а также на основе документа 1924 г. и таможенной конвенции 1929 года. В этом документе получили дальнейшее развитие правовые принципы торговли между двумя странами. Важным моментом этого документа является то, что договаривающиеся стороны на условиях полной взаимности обязались рассматривать вопросы предоставления привилегий для товаров - введения льготных таможенных тарифов, снижения или освобождения размеров сборов, установления сумм оплаты провоза и транзита, страхования. По этому договору режим наибольшего благоприятствования устанавливался как для советских товаров и советских торговых организаций в Иране, так и для иранских товаров и государственных торгово-коммерческих организаций в Советском Союзе [3, с. 83].

Чтобы увеличить объем торговых связей и расширения ассортимента товаров, 30 июля 1970 года между СССР и Ираном было заключено долгосрочное соглашение о товарообороте до 1976 года. Этим соглашением предусматривалось увеличение в несколько раз объема товарооборота между двумя государствами. В договоре 1970 года имелось ещё одно важное положение: Советский Союз и Иран предоставили друг другу право на свободный транзит через свою территорию коммерческих грузов в любую третью страну. В результате этого Иран широко использовал территорию Советского Союза для транзита своих товаров в Европу и из Европы по железным дорогам и водному пути Волго-Балт. Этот транспортный путь являлся для Ирана весьма выгодным как с коммерческой точки зрения, так и по времени перевозок.

К числу наиболее важных советско-иранских договоров по вопросам экономического сотрудничества следует, прежде всего, отнести такие межправительственные документы, которые были подписаны начиная

со второй половины 60-х годов. В первую очередь, это соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве от 27 июня 1963 года, соглашение о сотрудничестве в строительстве промышленных и других объектов в Иране и предоставлении на эти цели кредита от 13 января 1966 года, соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве от 22 июня 1968 года. По своему содержанию эти документы имели важное юридическое и практическое значение для дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. В них подчеркивается, что экономическое и техническое сотрудничество между Советским Союзом и Ираном основывается на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела и полного уважения национального суверенитета договаривающихся сторон [2, с. 236].

Основными объектами советско-иранского экономического и технического сотрудничества стали металлургический завод близ Исфахана, машиностроительный завод в Араке, то есть такие предприятия, которые имели важное значение для создания и дальнейшего развития различных отраслей промышленности и индустрии как основы развития экономики Ирана.

Список источников

1. Алиев С. М. История Ирана: XX век. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2004. 649 с.

2. Вахрамеев А. В., Кулешов С. Г. Очерки истории советской внешней политики (1917-1991 гг.). М.: Вузовская книга, 2007. 332 с.

3. Гошев В. Ю. СССР и страны Персидского залива. М.: Международные отношения, 1988. 180 с.

4. Мамедов Р. Ф. Правовое регулирование советско-иранских отношений в области рыболовства в Каспийском море // Международно-правовые формы сотрудничества социалистических и развивающихся стран. Баку: Азерб. госуниверситет, 1987. С. 30-38.

5. Полвека мирного сотрудничества: к пятидесятилетию договоров Советского государства с Афганистаном, Ираном, Турцией / отв. ред. Н. А. Кузнецов. М.: Наука, 1973. 239 с.

6. Реза Годс М. Иран в XX веке. Политическая история. М.: Наука, 1994. 353 с.

7. Советско-иранский договор о дружбе 16 февраля 1921 года // Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях / сост. С. И. Сычев, В. К. Волков. М.: Изд-во МИД СССР, 1946. С. 75-85.

8. Тузмухамедов Р. А. Советско-иранские отношения (1917-1921). М.: Изд-во ИМО, 1960. 95 с.

9. Хейфиц А. Н. Советская Россия и сопредельные страны Востока. М.: Наука, 1964. 471 с.

LEGISLATIVE BASES OF THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE DIPLOMATIC RELATIONS OF THE SOVIET UNION AND IRAN

Kulakov Vladimir Olegovich, Ph. D. in History Astrakhan State University jahondor@mail. ru

The article analyzes the key positions of the fundamental treaties and agreements establishing interstate relations of the Soviet Union and Iran (Persia until 1935) in the most important spheres: diplomatic, trade-economic, border-line ones. It is shown that, signed in the 20s of the XX century, treaties were based on the principles of equality and mutual respect, which significantly differentiated them from the agreements of tsarist Russia and Persia. In addition, the importance of certain positions of these documents is identified for the solution of the relevant problems of the Caspian region at the present stage, the main of which is the development of a new legal status of the Caspian Sea, which until now continues to be determined by the treaties of 1921 and 1940.

Key words and phrases: diplomatic relations; Soviet-Iranian treaties; sovereignty; territorial inviolability; border.

УДК 323(510) Философские науки

В настоящее время высшее образование в Китае столкнулось с проблемой: как в условиях современных социокультурных процессов сформировать гуманитарно-развитую личность. В статье рассматриваются философские основания, применяемые правительством КНР в процессе реформирования системы образования. Верность традициям, отсутствие стремления перечеркнуть неудачные страницы истории в угоду современным веяниям обусловливают сохранение культурной идентичности Китая, духовную зрелость нации, уникальность и успешность пути развития сферы образования.

Ключевые слова и фразы: образование; древнекитайская философия; идеологическая основа; конфуцианство; всеобщее объединение; человеческая природа.

Ли Ваньли

Забайкальский государственный университет, г. Чита 9144596000@mail.ru

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

На протяжении последних десятилетий Китай во многих сферах демонстрирует высокие темпы развития. Понимая важность воспитания и обучения талантливой молодежи, руководство страны уделяет большое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.