Оригинальная статья / Original article УДК 539.4
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1 -144-153
Законодательные основы архитектурно-строительной деятельности
в первой половине XIX в.
© М.В. Золотарева
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Резюме: Рассматривается период, связанный с реформами государственного управления и кодификацией правовых норм в первой половине XIX в. Цель - выявление результативности новой формы правовых актов - Свода законов. Рассматривается влияние этого документа на практику контроля над строительством на различных уровнях власти. Исследование базируется на анализе документов, представленных в Сводах законов, вышедших в 1832 и 1842 гг., ставших основными законодательными актами в области проектирования, контроля и строительства всех типов зданий, а также в смежных областях строительной и планировочной деятельности первой половины XIX в. В результате проведенного исследования было установлено, что реформы второй половины XIX в. изменили государственную политику контроля гражданской строительной части, одновременно способствовали совершенствованию нормативных документов по развитию территорий, управлению архитектурно-строительным комплексом, регулированию архитектурно-строительной деятельности, развитию городского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п. Архитектурно-строительная деятельность, традиционно находящаяся под пристальным вниманием государственной власти, приобретает в это время не только орган центрального управления, но и пакет законодательных актов, собранных в Свод законов, ставший правовой основой архитектурно-строительной деятельности для всех уровней власти и всех видов собственности. Введение новых форм управления архитектурно-строительным комплексом, а также сбор воедино разрозненных правовых документов, начиная с середины XVIII в., создали почву для эффективной работы вертикали власти в части управления, регулирования, контроля, осуществления строительных мероприятий, надзора за строительством и т.п. Одновременно это способствовало приращению необходимых зданий казенной и общественной (городской) собственности.
Ключевые слова: управление архитектурно-строительным комплексом, Свод законов, Устав строительный, архитектура и градостроительство первой половины XIX в.
Для цитирования: Золотарева М.В. Законодательные основы архитектурно-строительной деятельности в первой половине XIX в. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 1. С. 144-153. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-144-153
Legislative foundations of architectural and construction activity in the first half of the 19th century
Milena V. Zolotareva
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia
Abstract: The article considers the time period associated with the government reforms and the codification of legal rules in the first half of the 19th century. The purpose of the work is to identify the performance of a new form of legal acts called the Code of Laws. The influence of this document on the supervision of construction at various levels of government is considered. The basis of the research is a study of the documents presented in the Code of Laws published in 1832 and 1842. In the first half of the 19th century, these documents became the main legislative acts in the design, control and construction of all types of buildings, as well as in related areas of construction and planning. The conducted research revealed that the reforms of the second half of the 19th century changed the state control policy in the field of civil construction, at the same time as contributing to the improvement of regulatory documents on the development of territories, management of architectural and construction complexes, regulation of architectural and construction activities, development of urban economy, transport, indus-
Том 11 № 1 2021
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 144-153 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _pp. 144-153
ISSN 2227-2917
144 (Print>
144 ISSN 2500-154X (online)
try, etc. At that time, architectural and construction activities, having been traditionally kept under close surveillance of the state authorities, acquired not only a central government body, but also to a set of legislative documents specified in the Code of Laws. This Code became a legal framework for architectural and construction activities at all levels of government and all types of property. The introduction of new forms of management of architectural and construction complexes, as well as the integration of legal documents, since the middle of the 18th century, created the foundation for the effective work of the vertical integration in terms of management, regulation, control, implementation of construction activities, supervision of construction, etc. Simultaneously, this contributed to the growth of the necessary buildings of state and public (city) property.
Keywords: management of the architectural and construction complex, Code of Laws, Building Charter, architecture and urban planning of the first half of the XIX century
For citation: Zolotareva MV. Legislative foundations of architectural and construction activity in the first half of the 19th century. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021 ;11(1):144—153. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-144-153
Введение
Реформы государственности в первой половине XIX в. были связаны с созданием законодательной базы во всех ее отраслях, с преобразованием государственной системы управления, с определением правового положения административно-территориальных и местных (земских и городских) образований.
В свою очередь, эти процессы оказали влияние на поиск рациональных форм регулирования архитектурно-строительного процесса, а также управления архитектурно-строительным комплексом.
Фундаментом этого процесса должен был стать свод законов, объединивший в себе разрозненные законодательные акты, изданные со второй половины XVIII в. В некоторых случаях актуальными оставались и законы XVII и первой половины XVIII вв.
В статье последовательно рассматриваются своды законов, регулирующие строительную инициативу на местах, архитектурно-строительный процесс в целом, контролирующие и надзорные функции органов власти.
Методы
Базу исследования составили законодательные документы первой половины XIX в., явившиеся базой создания правового источника регулирования архитектурно-строительного процесса всех его составляющих.
Кроме этого, был сделан сравнительный анализ сводов законов, вышедших в 1832 и 1842 гг. Эти документы зафиксировали последовательную смену управления архитектурно-строительным комплексом «александровского» и «николаевского» периодов правления [1, с. 28]. Наряду с изучением за-
конодательной базы как нормативной основы данного процесса [2, с. 35], были проанализированы картографические [3, с. 95] и библиографические источники, касающиеся развития городов во второй половине XIX в. Это позволило констатировать изменения, произошедшие в сфере их строительства и благоустройства, по сравнению с последней четвертью XVIII в. [4, с. 121].
Результаты и их обсуждение
В первой половине XIX в. вышел в свет Свод законов Российской Империи, ставший основополагающим документом для отраслевых норм права, регулирующим основные виды строительной деятельности.
Документы, касающиеся архитектурно-строительного процесса в государстве, нашли свое отражение в трех разделах Свода законов [5, с. 6]. Группируя работы по управлению архитектурно-строительным комплексом и регулированию строительной деятельности, можно выделить следующие направления:
- регулирование отношений в области градостроительства и землепользования (в том числе межевое законодательство);
- принципы управления архитектурно-строительной деятельностью и сферой городского благоустройства и хозяйства;
- выработка механизмов правового регулирования в транспортной и промышленной областях (рисунок).
Устав строительный входил в Свод уставов государственного благоустройства и являлся его пятой частью.
В таблице представлены фрагменты Сводов законов, регулирующие деятельность гражданского архитектурно-строи-тельного комплекса и дополняющие Положения Устава строительного. Кроме этого, отдельным блоком представ-
Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917
с. 144-153 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) ЛЛЧ Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 145 pp. 144-153_(online)_
лены законодательные документы, определяющие полномочия органов власти различных уровней в процессе инициирования, регулирования и контроля архитектурно-строительного процесса в государстве.
Эти вопросы освещались в сводах законодательных актов государственных и губернских учреждений, уставах о повинностях (рекрутской и земских) и некоторых других.
Документы, составляющие правовую базу регулирования архитектурно-строительного процесса Documents that make up the legal framework for regulating the architectural and construction process
Устав строительный
Этот документ являлся основным законодательным законом, действующим на всех уровнях управления гражданской строительной части, а также определяющим правовые нормы непосредственно в части проектиро-
вания и строительства. Кроме этого, устав формулировал правила благоустройства, хозяйственной деятельности, организации транспортной сети в населенных пунктах. Семь разделов устава строились следующим образом.
Фрагмент раздела Свода законов, дополняющего Устав строительный
Fragment of the section of the Code of Laws su pplementing the Construction Charter
Свод законов Часть свода Нормативные документы
Свод законов казенных и межевых 2 Закон межевой
Свод казенного управления 3 Устав горный
Свод уставов Государственного благоустройства 3 Постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности
4 Учреждения и уставы путей сообщения
4 Устав пожарный
5 Постановления о благоустройстве в городах и селениях
ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 ,. ,л (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 144-153
146 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 144-153
В первом разделе определялась государственная политика управления строительством, обозначались правительственные органы управления архитектурно-строительным комплексом, функции учреждений, отвечавших за строительство в городах, краях и губерниях особого управления: городах-столицах Санкт-Петербурге и Москве [6, с. 249], Закавказском крае, Ставропольской губернии, Сибири и т.п.
Следующие разделы касались правил ведения проектирования и строительства, а также порядка согласования проектов различных типов зданий и сооружений:
- казенные здания;
- здания церковные, включающие правила строительства православных и иноверческих храмов;
- общественные здания;
- устройство улиц, площадей, мостов и тротуаров;
- частные здания в городах;
- строения в селениях.
В каждом таком разделе были приведены не только правила проектирования и строительства, но и правила составления смет, вопросы и порядок согласования [7, с. 108]. Для казенных объектов определялся порядок контроля финансовых документов и производства работ на всех этапах: от закупки материалов до сдачи сооружений в эксплуатацию.
Первый Устав строительный объединил в себе законодательные положения как XVIII, так и начала XIX вв. При этом можно сказать, что в некоторых случаях законодательство XVIII в. оказывалось базовым1. Так, в указах, касающихся обязанностей губернского начальства и полиции в сфере благоустройства, строительства и дорожного хозяйства, даются, например, ссылки на Устав благочиния 1782 г.; в указах, касающихся обязанностей городского общества по осуществлению контроля над благоустройством и строительством на городской территории, основополагающим являлось «екатерининское» Городовое положение 1785 г.; в указах, требующих соблюдения пожарной безопасности и обеспечения прочности новых зданий, действовали еще некоторые положения петровского времени; в указах, регулирующих строительство культовых соору-
жений, а также в общих указах по строительству в городах и селениях.
В первом разделе Устава строительного, определявшем государственную политику управления архитектурно-строительным комплексом, были собраны правоустанавливающие документы, выпущенные с начала XIX в. [8, с. 16]. В этот период происходило реформирование не только управления строительством, но на «новых основах» проходила перестройка всего управленческого механизма в России. Основными документами в этой сфере стали Положения «Учреждения министерств» 1802 и 1811 гг.
Управление строительной сферой было возложено на Министерство внутренних дел. В течение 20-ти лет шла выработка рациональной структуры регулирования строительной отрасли. Кроме этого, необходимо было сформировать работоспособные органы этой отрасли на уровне ведомств, а также в губерниях и городах.
Устав строительный 1832 г. зафиксировал характер архитектурно-строительного регулирования России «александровской» эпохи, опыт которой показал необходимость новой перестройки управления строительной частью2. Шесть продолжений Строительного устава, вышедших в течение 10-ти лет, показывают кропотливую работу законодателей по построению управления ведомства на новых началах. В 1842 г. был выпущен новый Устав строительный.
Каковы же различия между документом 1832 г. и вышедшем спустя 10 лет?
Основным отличием является изменение управленческого аппарата архитектурно-строительного комплекса 1842 г. (это положение было зафиксировано еще в первом Продолжении устава). В Уставе строительном 1842 г. центральным органом, управляющим строительством в государстве, значилось Главное управление путей сообщения и публичных зданий (ГУПСиПЗ). В соответствии со сменой центрального управления была изменена структура органов, рассматривающих документы и выдающих разрешение на строительство. В МВД эту функцию выполнял Строительный комитет при Департаменте городского хозяйства. В ГУПСиПЗ рассмотрением проектов смет занималось Главное управление комиссии проектов и смет. В этом ведомстве была организована еще одна структура, проводящая ревизию технических отчетов, поступающих с мест.
1Свод законов Российской Империи повелением имп. Николая Павловича составленный. Изд. 1832. Т. 12, Ч 4. СПб., 1932. 677 с.
2Белецкая Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. Академия строительства и архитектуры СССР, Ин-т истории и теории архитектуры. М.: Гос-стройиздат, 1961. С. 98.
Том 11 № 1 2021
с. 144-153 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp. 144-153_
ISSN 2227-2917
(print) 147
ISSN 2500-154X l4' (online)
Естественно, изменениям подверглись и губернские строительные органы. В случае управления МВД при губернских правлениях создавались строительные экспедиции. С изменением управления в губерниях создавались особые строительные и областные строительные комиссии с подчинением соответствующим округам ГУПСиПЗ, образованным еще в первое десятилетие XIX в. для управления строительством путей сообщений. Это позволяло оперативно реагировать на вопросы, не требующие рассмотрения в центральном управлении.
В документе 1842 г. появилось добавление к главе «О строительном капитале». Был добавлен раздел, регламентирующий порядок составления требования необходимых сумм для строительства и ремонта зданий (росписи суммам строительным) и раздел «О приеме, выдаче и свидетельстве строительных сумм». Основным в этом разделе является ведение строгого контроля и отчетности по расходованию капитала, выделяемого для строительства казенных зданий. Кроме контроля отчетности по расходованию денежных средств, производители работ должны были вести и техническую отчетность, которая проверялась строительными комиссиями. В контроль технической отчетности входили сведения о том, «что постройка произведена согласно утвержденными на оную сметами и чертежами». Эти разделы были дополнены указами, вышедшими в 1840 г., например «О правилах денежной отчетности по Главному управлению путей сообщения».
Следует отметить, что система контроля и регулирования строительной деятельности, введение финансовой дисциплины, определенной ГУПСиПЗ, позволила эффективно заниматься строительством казенных зданий и сооружений, преодолеть авральные ситуации начала XIX в.
В главу, касающуюся частного строительства в городах Устава строительного 1842 г., вошли разделы «О правилах, наблюдаемых в Санкт-Петербурге», «О правилах, наблюдаемых в Москве» (1836 г.) и «О правилах, наблюдаемых в губернских и уездных городах. Они были написаны на основании соответствующих указов «О постройке обывательских домов на маломерных местах», «О распространении на Московскую столицу облегчительного постанов-
ления по постройке обывательских домов на маломерных местах» (1833 г.).
Кроме того, к Уставу строительному 1842 г. в разделе приложения было приведено «Положение об Архитектурном училище». Организация этого учебного заведения решала задачу пополнения кадров архитекторов и их помощников на местах.
Нельзя не привести слова Г.В. Барановского, исследователя законодательных основ архитектурно-строительной деятельности, писавшего о различиях двух уставов, вышедших в первой половине XIX в.: «если первый устав представлял по своей сути ведомственный регламент Министерства внутренних дел, то Устав 1842 г. приобрел более общее значе-
3
ние» .
Рассмотрим последовательно уставы, относящиеся к других отраслям деятельности, но тем не менее связанные с вопросами благоустройства, архитектуры и градостроительства.
Устав пожарный
Предотвращение пожаров и пожарная безопасность были постоянной заботой Правительства, поэтому данный устав стал составной частью Свода Устава государственного благоустройства. Его главы включали следующие положения:
- организация управления пожарной части;
- меры предотвращения возгораний;
- меры по тушению пожаров;
- расследование причин пожаров;
- компенсация убытков, причиненных пожаром.
В контексте общего реформирования государственного управления в начале XIX в. преобразованию подверглась и пожарная часть. Она стала управляться централизованно Департаментом исполнительной полиции, входившим в Министерство внутренних дел. Пожарная безопасность относилось к первому отделению Департамента. Ему предписывалось заниматься «правильным течением дел в губернских, уездных и городских правительственных и полицейских местах». Туда же поступали дела «учреждения и содержания городской стражи и пожарных команд»4. Уже из этого можно видеть, что, став централизованной, пожарная часть на местах была организована в соответствии с указами, вышедшими еще в XVIII в.
Например, раздел «О мерах предосторожности от огня» содержит еще петровские наказы «на дворах и улицах огней не разводить», «на черда-
3Барановский Г.В. Судьбы русского законодательства // Зодчий. 1892. № 1-2. С. 102.
4Свод законов Российской Империи повелением имп. Николая Павловича составленный. Изд. 1832. Т. 12. Ч. СПб., 1932. 677 с.
ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 ало (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 144-153
148 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 144-153
4
ках домов и других удобных местах иметь чаны с водою», «наблюдать, чтобы трубы дымовые были чистимы ежедневно, а печи осмат-
5
ривались почасту» и т.д. .
Этот устав непосредственно связан с Уставом строительным. Преимущественно обеспечение пожарной безопасности являлось важной частью проектов зданий и ведения нового строительства в городах, поэтому Устав пожарный в этом случае указывал на необходимость соблюдать Устав строительный: «всяко строение, как в городах, так и в селениях, как казенное, так и общественное и частное, должно быть выстроено и содержимо с соблюдением всех предосторожностей, для каждого из оных от пожарных случаев в Строительном Уставе постановленных»6 [6, с. 52]. Эти требования значились в главе 3 «Общие правила построения в городах». В 1838 г. Правительством были приняты «Особые правила в предостережении от пожаров, принятые для Санкт-Петербурга», этот документ нашел отражение уже в Уставах пожарных 1852 и 1857 гг.
Свод Постановлений о благоустройстве городов и сел
В Уставе строительном можно найти параграфы, посвященные строительству в городах и селениях, при этом строительство в селениях выделено в отдельный раздел. Однако законодатель дополнительно группирует указы о благоустройстве и организации среды населенных мест.
Этот свод относился к пятой части Свода государственного благоустройства и состоял из трех книг [6, с. 2]:
- постановления о городском и сельском хозяйстве;
- свода постановлений об особенном надзоре и попечении о благоустройстве в казенных селениях;
- свода постановлений об иностранных колониях.
Этот документ также был тесно связан с Уставом строительным, определяющим тех-ническо-строительные правила. Свод постановлений о благоустройстве городов в основном содержал правительственные распоряжения, обозначавшие круг обязанности органов управления на местах в деле благоустройства.
Эта область включала вопросы по строительству, обеспечению пожарной безопас-
ности, строительству и ремонту дорог [9, с. 73].
В это время еще продолжало действовать Городовое положение 1785 г. Поэтому компетенция местных органов управления и подходы к решению этих вопросов в основном определялись еще «екатерининским» документом [10, с. 82].
В начале XIX в. было издано не так много документов в этой части, при этом все издаваемые являлись лишь дополнением и развитием Городового положения 1785 г., согласно которому местное управление, в том числе и в области благоустройства, осуществляли городские думы или ратуши, которые, в свою очередь, контролировались начальниками губерний.
Осуществлять благоустройство территорий местные органы власти должны были за счет бюджета города, средств в котором катастрофически не хватало [11].
Свод учреждений и уставов путей сообщения
Это еще один свод, изданный в 1832 г., и входящий в Свод уставов государственного благоустройства. Он в некотором смысле пересекался с предыдущим сводом. Свод учреждений и уставов путей сообщения 1832 г. определял политику государства в части дорожного строительства в целом (водные и сухопутные пути сообщений) и благоустройства дорожного хозяйства в городах.
Анализируя данный свод, можно выделить правовые акты, относящиеся и к Уложению 1649 г., и к XVIII в. Однако большой блок законов является результатом перестройки центрального органа управления этой отрасли -Главного управления путей сообщения. В данном случае определяющими документам стали «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями» 1809 г. и «Общее учреждение министерств» 1811 г. Они задали определенную вертикаль по управлению отраслью на различных уровнях: Главное управление - окружное правление - губернское начальство [12]. Эта вертикаль в дальнейшем получает свое развитие в связи с происходящими изменениями в государственном управлении гражданской строительной частью, т.е. если в первой трети XIX в. управление было сосредоточено на путевом хозяйстве, то с 1830-х гг. сфера управления была распространена и на общестроительные вопросы гражданского ведомства. Эти изменения нашли отражение уже в
5Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Редакции и проекты законов, заметки, доклады, челобитья и иностранные источники. Акты о высших государственных установлениях. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 132 с. 6Свод законов Российской Империи повелением имп. Николая Павловича составленный. Изд. 1832. Т. 12. Ч 5. СПб., 1932. 107 с.
Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917
с. 144-153 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X
pp. 144-153_(online)
Своде 1842 г. [11].
В своде содержались следующие поло-жения7:
- правила отвода земли для строительства дорог;
- механизм выделения средств для устройства дорог, относящихся к Главному управлению путей сообщения;
- характер финансирования дорог, относящихся к местным (губернским, городским) органам власти;
- обязанности органов, на которые возложена охрана путей сообщения;
- порядок взыскания за ненадлежащее состояние дорог;
- правила составления проектов и смет, порядок их рассмотрения и утверждения;
- порядок отчетности по осуществленным строительным мероприятиям.
Свод постановлений о фабричной, заводской и ремесленной промышленности
В Уставе строительном существует раздел, касающийся размещения промышленных предприятий в городах. Можно сказать, что этот свод уточняет положения, изложенные по этому вопросу в Уставе строительном.
Свод постановлений о фабричной, заводской и ремесленной промышленности, изданный в 1832 г., стал четвертой частью Свода государственного благоустройства. В нем давались правила устройства промышленных предприятий в населенных пунктах. Эти правила должны были обеспечивать экологическую и пожарную безопасность [13].
Основная ответственность возлагалась на местные органы власти. Это подтверждают документы, входящие в этот свод. Определяющими в данном случае стали законы XVIII в., а также начала XIX в. Это «О бытии фабрик и заводов по-прежнему в ведении губернских начальств» 1804 г. [14, а 268] и «Общий наказ гражданским губернаторам» 1837 г.8 Последний закон вошел уже в Свод 1857 г.
Свод Устава горного
Этот документ включил в себя, наряду со специальными вопросами, положения, которые делали его составной частью архитектурно-строительного законодательства [14]. К ним относятся следующие:
- правила управления горными городами
и отвода земли для них;
- правила размещения заводов в городах;
- проектирование и согласование планов новых городов и развитие существующих;
- размещение участков общественной и частной собственности, участков для строительства богоугодных заведений, госпиталей и т.п.
- положения относительно недвижимой заводской собственности и земельных отводов для них;
- законы, касающиеся проведения благоустройства в горных округах и поселениях и др.
Этот документ дополняет Устав строительный, рассматривая вопросы строительства и благоустройства на территориях ведомственной принадлежности.
Свод законов межевых
Последний рассматриваемый нами свод входил в Свод законов казенных и межевых. Он был выпущен 1 января 1835 г. Данный свод является важнейшим в ряду прочих законов, связанных с архитектурой и строительством. Можно сказать, что межевая часть решает вопросы, связанные с расселением, землепользованием и развитием территорий; фиксацией границ городов и пригородов; определением функциональных зон, различного характера хозяйствования; определения владельческих участков и пр. [15, с. 50].
Свод законов межевых состоял из пяти книг. Документ включил в себя законы XVIII - начала XIX вв.:
- Манифест о генеральном размежевании земель во всей империи 1765 г.;
- Инструкция межевым губернским канцеляриям и конторам 1766 г.;
- Закон о порядке сношения Московской губернской межевой канцелярии с прочими местами 1766 г.
- Свод учреждений государственных и губернских;
- О новом устройстве Межевого корпуса с присовокуплением штата Межевой канцелярии и контор и описанием мундира для чиновников Межевого корпуса» 1819 г.9
Следующие значительные изменения в межевом ведомстве были связаны с реформой его управления. Это произошло в середине 1830-х гг., поэтому они вошли уже в следующий Свод законов межевых 1842 г. В основном реформы касались формирования отдельного управления межевым корпусом при Министер-
Свод законов Российской Империи повелением имп. Николая Павловича составленный. 1842. Т. 1. Ч 1. СПб., 1842. 833 с.
8Полное собрание законов Российской Империи: 1-ое собр. Т. 14 (1754-1757 гг.). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 813 с.
9Полное собрание законов Российской Империи: 1-ое собр. Т. 36 (1819 г.). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 865 с.
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 11 № 1 2021
с. 144-153 Vol. 11 No. 1 2021 pp. 144-153
стве юстиции. Это нашло отражение и в формировании губернской межевой части.
Таким образом, в рассмотренный период были сформированы своды законов по всем отраслям архитектурно-строительного комплекса. При этом в качестве правовой базы использовались не только документы первого двадцатилетия XIX в., но и законодательные акты XVIII в., а в некоторых случаях и части Уложения 1649 г. Из этого можно сделать вывод, что, наряду с новыми документами, в своды законов входили апробированные временем правовые акты регулирования составляющих архитектурно-строительного комплекса.
Выводы
1. Реформы системы центральных органов власти и управления проходили одновременно с кодификацией правовых норм.
2. Одним из итогов этого процесса является выход Сводов законов 1832 г. и 1842 г. Кроме того, выпускались их продолжения, которые реагировали на различные изменения, происходящие в законодательной базе.
3. Наряду с Уставом строительным политика государства в области архитектурно-строительного законодательства, включающего вопросы развития территорий, проектной и строительной деятельности, городского хозяйства, транспорта и промышленности была отражена в следующих документах:
- Свод государственного благоустройства.
- Свод учреждений государственных и губернских;
- Свод казенного управления (включающий Свод устава горного);
- Свод законов гражданских и межевых.
4. Анализ законодательных документов, входящих в своды законов, показал, что в него вошли не только законодательные акты XIX в., но продолжали действовать и законы XVIII в., и некоторые статьи из Уложения 1649 г.
5. Создание четкой вертикали регулирования архитектурно-строительного процесса и финансового контроля в системе строительного комплекса всех уровней позволило вывести на новый уровень процесс строительства объектов казенной и городской собственности [16].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Заварихин С.П. Александровский Петербург: новые образы классицизма (19121825) // МастерОК. 2016. № 1. С. 28-33.
2. Саваренская Т.Ф. Градостроительное законодательство в России до 1917 г. М.: Отделение градостроительства РААСН, 1999. С. 34-42.
3. Семенцов С.В. Этапы градостроительного развития Санкт-Петербурга и типы генеральных планов реконструкции Санкт-Петербурга XVШ-XX вв. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2007. С. 93-98.
4. Золотарева М.В. Управление городским строительством во второй половине XVIII в. // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 3. ^ 121131. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2017-3-121-131
5. Вайтенс А.Г. Г.В. Барановский о развитии правовых основ российского градостроительства и архитектуры // Вестник гражданских инженеров. 2008. № 1. С. 5-10.
6. Семенцов С.В. Развитие революционного архитектурного авангарда в Петрограде -Ленинграде по градостроительным канонам императорского Санкт-Петербурга. Часть 1. От Петра Великого до В.И. Ленина // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2017. Т. 7. Вып. 2. а 249-272. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu15.2017.207
7. Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. История русской архитектуры. 2-е изд. перераб. и доп. СПб.: Стройиздат, 1994. 600 с.
8. Семенцов С.В. Градостроительное законодательство и градорегулирование Санкт-Петербурга второй половины XVIII - начала XX века. В кн.: Труды молодых ученых. Ч. 3. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2002. С. 15-20.
9. Zolotareva M. New trends of urban development in Russia in the 18th century // Journal of Architecture and Urbanism. 2017. Vol. 41. № 1. P. 71-77. https://doi.org/10.3846/20297955.2017.1296792
10. Zolotareva M. Regulating architectural and civil engineering process in Russia in the 18th - the beginning of the 20th century // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 687. Iss. 5. № 055047. https ://doi.org/10.1088/1757-899x/687/5/055047
11. Zolotareva M. Environmental planning and management of waterway construction (historical experience of Russia in the 18th century and the beginning of the 19th century) // Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics (TPACEE 2018): E3S Web of Conf. 02 April 2019. 2019. Vol. 91. № 05023. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199105023
12. Tokunova G, Drozdova I, Shesterov E. Major repair and reconstruction of the historical housing development in Saint Petersburg // International
Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917
с. 144-153 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) и си Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 151 pp. 144-153_(online)_
Scientific Conference "Construction and Architecture: Theory and Practice for the Innovation Development" (CATPID-2019): E3S Web Conf. (16 December 2019). 2019. Vol. 138. № 01002. https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913801002
13. Sementsov S., Akulova N., Kurakina S. High-rise construction in the Saint Petersburg agglomeration in 1703-1950s. // High-Rise Construction (HRC 2017): E3S Web Conf. 06 March 2018. 2018. Vol. 33. № 11. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301008
14. Vaytens A., Rusanov G., Skryabin P. Evolution of high-rise construction in Leningrad -Saint Petersburg in the middle of the 20th -
Early 21st centuries: projects and Implementation. High-Rise Construction (HRC 2017): E3S Web Conf. 06 March 2018). 2018. Vol. 33. № 12. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301030
15. Курбатов Ю.И. Петроград. Ленинград. Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. СПб.: Искусство СПб, 2008. 28о с.
16. Золотарева М.В. Регулирование архитектурно-строительного процесса в России в 1830-х гг. (в соответствии с Положением о городских строительных комитетах) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019. Т. 9. № 3 (30). С. 620-632. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2019-3-620-631
REFERENCES
1. Zavarihin SP. Alexander's Petersburg: new images of classicism (1912-1825). MasterOK. 2016;1:28-33.
2. Savarenskaya TF. Urban planning legislation in Russia before 1917. Moscow: Department of Urban Planning of the RAASN; 1999. p. 34-42.
3. Sementsov SV. Stages of urban development of St. Petersburg and types of general plans for the reconstruction of St. Petersburg of the XVIII-XX centuries. St. Petersburg: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; 2007. p. 93-98.
4. Zolotareva MV. Management of town development in the second half of XVIII century. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2017;7(3):121 -131. (In Russ.) https://doi.org/ 10.21285/2227-2917-2017-3-121-131
5. Vaytens AG. G.y. Baranovsky about the legal fundamentals development in the area of urban planning and architecture. Vestnik gra-zhdanskikh inzhenerov = Bulletin of Civil Engineers. 2008. № 1. P. 5-10.
6. Sementsov SV. Development of Revolutionary Avant-Garde movement in the architecture of Petrograd - Leningrad according to the rigid town-planning canons of imperial St. Petersburg. Part 1. From Peter the Great to V.I. Lenin. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Iskusstvovedenie. 2017;7(2):249-272. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.20 7.249-272
7. Pilyavsky VI, Slavina TA, Tic AA, Ushakov YuS, Zaushkevich GV, Savelyev YuR. History of Russian architecture. Saint-Petersburg: Stroyizdat; 1994. 600 p.
8. Sementsov SV. Urban planning legislation and urban regulation of Saint-Petersburg in the second half of the XVIII-early XX century. Trudy molodykh uchenykh. Part 3. Saint-Petersburg:
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; 2002. p. 15-20.
9. Zolotareva M. New trends of urban development in Russia in the 18th century. Journal of Architecture and Urbanism. 2017;41(1):71--77. https://doi.org/10.3846/20297955.2017.1296792
10. Zolotareva M. Regulating architectural and civil engineering process in Russia in the 18th - the beginning of the 20th century. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;687(5):055047. https://doi.org/10.1088/1757-899x/687/5/055047
11. Zolotareva M. Environmental planning and managment of waterway construction (historical experience of Russia in the 18th century and the beginning of the 19th century). Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics (TPACEE 2018): E3S Web of Conf. 02 April 2019. 2019. Vol. 91. № 05023. https://doi.org/ 10.1051/e3sconf/20199105023
12. Tokunova G, Drozdova I, Shesterov E. Major repair and reconstruction of the historical housing development in Saint Petersburg. Construction and Architecture: Theory and Practice for the Innovation Development (CATPID-2019): E3S Web Conf: International Scientific Conference. 16 December 2019. 2019. Vol. 138. № 01002. https://doi.org/ 10.1051/e3sconf/201913801002
13. Sementsov S, Akulova N, Kurakina S. High-rise construction in the Saint Petersburg agglomeration in 1703-1950s. High-Rise Construction (HRC 2017): E3S Web Conf. 06 March 2018. 2018. Vol. 33. № 11. https://doi.org/10.1051/e3sconf/ 20183301008
14. Vaytens A, Rusanov G, Skryabin P. Evolution of high-rise construction in Leningrad - Saint Petersburg in the middle of the 20th - Early 21st centuries: projects and Implementation. High-Rise Construction (HRC 2017): E3S Web Conf. 06 March 2018. 2018. Vol. 33. №12. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301030
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 11 № 1 2021
с. 144-153 Vol. 11 No. 1 2021 pp. 144-153
15. Kurbatov YuI. Petrograd. Leningrad. Saint-Petersburg: Architectural and urban planning lessons. Saint-Petersburg: Iskusstvo SPb; 2008. 280 p.
16. Zolotareva MV. Regulation of the architectural and construction process in Russia in the
Сведения об авторе
Золотарева Милена Владимировна
кандидат архитектуры,
доцент кафедры истории и теории
архитектуры,
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
190005, г. Санкт-Петербург,
ул. 2-ая Красноармейская, 4, Россия,
Se-mail: goldmile@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5549-7769
1830s (according to the Regulation on urban building committees). Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(3):620-631. (In Russ.) https://doi.org/ 10.21285/2227-2917-2019-3-620-631
Information about the author
Milena V. Zolotareva,
Cand. of Architecture,
Associate Professor of the Department
of History and Theory of Architecture,
Saint Petersburg State University of Architecture
and Civil Engineering,
4 2nd Krasnoarmeyskaya St., Saint Petersburg
190005, Russia,
Ие-mail: goldmile@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5549-7769
Заявленный вклад автора
Автор выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение, подготовил рукопись к печати. Автор имеет на статью исключительные авторские права и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 11.01.2021. Одобрена после рецензирования 09.02.2021. Принята к публикации 15.02.2021.
Contribution of the author
The author performed the research, made generalization based on the results obtained and prepared the copyright for publication. Author has exclusive author's right and bear responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The author declares no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by the author.
The article was submitted 11.01.2021. Approved after reviewing 09.02.2021. Accepted for publication 15.02.2021.
Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917
с. 144-153 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 153 pp. 144-153_(online)_