Научная статья на тему 'Законодательные новации в вопросах возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям'

Законодательные новации в вопросах возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX CRIMES / THE CRIMINAL LEGISLATION / INITIATION OF CRIMINAL CASES BY TAX CRIME / INVESTIGATING COMMITTEE OF RUSSIA / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пастушкова Любовь Николаевна, Золотарев Иван Иванович

В статье рассмотрены проблемы реализации норм уголовного законодательства в области возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям в связи с изменениями, внесенными в законодательные акты в 2011 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE INNOVATIONS IN QUESTIONS OF INITIATION OF CRIMINAL CASES ON TAX CRIMES

In the article problems of realization of standards of the criminal legislation in the sphere of initiation of criminal cases by tax crime in connection with amendments in legislative acts in 2011 are considered.

Текст научной работы на тему «Законодательные новации в вопросах возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям»

Л.Н. Пастушкова,

кандидат экономических наук, доцент, Воронежский аграрный университет

И.И. Золотарев,

кандидат экономических наук, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВАЦИИ В ВОПРОСАХ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО НАЛОГОВЫМ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

LEGISLATIVE INNOVATIONS IN QUESTIONS OF INITIATION OF CRIMINAL CASES ON TAX CRIMES

В статье рассмотрены проблемы реализации норм уголовного законодательства в области возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям в связи с изменениями, внесенными в законодательные акты в 2011 году.

In the article problems of realization of standards of the criminal legislation in the sphere of initiation of criminal cases by tax crime in connection with amendments in legislative acts in 2011 are considered.

Наблюдающиеся в последние годы изменения в уголовном законодательстве об ответст-венности за налоговые преступления, снижение правоохранительной и контрольной функции государства в данной области свидетельствуют о гуманизации данной отрасли права и обуславли -вают актуальность исследования законодатель -ных новаций в вопросах возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Принятый Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального ко -декса Российской Федерации» [5] уточняет содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ) перечень оснований для возбуждения уголовного дела. Так, по статьям 198— 199.2 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) [3] поводом для возбуждения уголовного дела являются только те материалы, которые в соответствии с налоговым законодательством направлены нало -говыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Напомним, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ [1] налоговые органы обязаны представлять в следственные органы информацию касательно налогоплательщика, не упла-тившего (не перечислившего) в полном объеме суммы недоимки, указанные в требовании об уплате налога для решения вопроса о возбужде-

нии уголовного дела, если размер недоимки предполагает факт нарушения законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, закон [5] устанавливает единственный повод для возбуждения уголовных дел по указанным налоговым преступлениям.

Отметим, что с 1 января 2011 года только Следственный комитет Российской Федерации (СК РФ) правомочен принимать решения о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям или об отказе в возбуждении.

Статистические данные, представленные на сайте МВД России [7], содержат информацию о количестве выявленных налоговых преступле-ний. Так, в 2011 г. их было выявлено всего около 8682, из них сотрудниками СК РФ — 20, сотруд -никами органов внутренних дел — 8557, сотруд -никами таможенных органов — 82. На рис. 1 представлена динамика выявления налоговых преступлений за период 2009—2011 гг. На рис. 2 представлена структура выявленных налоговых преступлений в разрезе органов власти.

Интересным является тот факт, что из общего количества выявленных налоговых преступ-лений в 2011 г. уголовных дел возбуждено 6687, т.е. в 77% случаях. На рис. 3 отражен график количества налоговых преступлений, уголовные дела по которым предварительно расследованы.

Значение,

дел

25000

20000

15000

10000

5000

0

л 22316 і !

у 14449 .

У У

У У 8682

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Исследуемый период

Рис.1. Динамика выявления налоговых преступлений за период 2009—2011 гг.

Рис. 2. Структура выявленных налоговых преступлений в разрезе органов власти, по данным 2011 г.

18608

Значение, дел

Исследуемый период

Рис. 3. Статистика налоговых преступлений, уголовные дела по которым предварительно

расследованы

Указанные данные свидетельствуют о том, что передача права возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям исключительно СК РФ не бесспорна.

Сегодня уголовное преследование и проведение предварительного следствия зависит от представления или непредставления налоговым органом материалов, список которых в законода -тельных актах не уточнен. Открытым остается вопрос о направлении этих материалов: в органы внутренних дел для осуществления оперативно -розыскных мероприятий или сразу в Следствен -ный комите т РФ .

Кроме нарушения принципа публичности уголовного преследования не учтена его специфическая особенность — неразрывность преследования, естественность развития и течения. Даже в случае наличия достаточной информации о противоправных действиях налогоплательщика, которая сама по себе является основанием для возбуждения уголовного дела, данное решение не может быть принято без дополнительного обязательного условия, которое реализуется субъективно должностным лицом налогового органа.

Опасной, не соответствующей основной идее российского уголовного и уголовно-процессуального права является и сама новация, касающаяся

возбуждения уголовных дел по некоторым видам преступлений исключительно по материалам контролирующих органов, которая способна привести к нарушению принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления посредством возникновения массовых аналогий.

Очевидно, что новая норма препятствует вы -явлению и раскрытию налоговых преступлений, т.е. реализации базовой задачи органов внутренних дел.

Органы, осуществляющие оперативно-

розыскную деятельность, в соответствии со ста -тьей 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель -ности» [4] наделены функцией выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступ -лений, розыска лиц, скрывающихся или уклоняющихся от уголовного наказания, а также сбора сведений о событиях, представляющих угрозу экономической безопасности РФ.

Наряду с этим частью второй статьи 11 указанного закона установлено, что результаты опе -ративно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголов -ного дела, представляться в орган дознания, к следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении.

Кроме того, представляется, что внесенные в статью 140 УПК РФ изменения создают прямое препятствие в реализации результатов оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел, поскольку согласно части третьей статьи 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд. Таким образом, органы внутренних дел, выявив признаки налоговых преступлений, должны сообщить эту информация налоговому органу, который в свою очередь представит необходимые материалы в Следственный комитет для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии со статьей 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, если оно получено не через заявле-ние о преступлении или явку с повинной, при -нимается должностным лицом, которое и составляет рапорт об обнаружении признаков преступ -ления. Исходя из этого, необходимо решить во -прос о порядке рассмотрения и разрешения сообщений о преступлении, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Еще одной неурегулированной проблемой исследуемых новаций является отсутствие документов, регламентирующих сотрудничество налоговых органов и СК РФ. На сегодняшний день дей -ствует совместный приказ МВД и ФНС России от 30.06.2009 г. № 495/ММ-7-2-347, регламентирующий взаимодействие двух этих ведомств [6], который содержит инструкции по участию сотруд-

ников правоохранительных органов в выездных проверках сотрудников налоговых органов, порядок направления материалов из правоохранитель -ных органов в налоговые и наоборот.

Невысокий уровень преступлений, выявлен -ных налоговыми органами обуславливается вто -ростепенностью задачи противодействия налого -вой преступности. Основной их функцией явля -ется налоговое администрирование и налоговый контроль, в ходе которых налоговые органы проверяют правильность исчисления налогопла-тельщиками сумм налогов, осуществляют дона -числение выявленных недоимок и принимают меры, направленные на обращение взыскания на денежные средства и имущество недобросовестных налогоплательщиков. Контролирующие органы не наделены правом проведения оператив -но-розыскной деятельности, по итогам которой и раскрываются глобальные преступные схемы ухода от уплаты налогов, в связи с чем функцию противодействия налоговой преступности реали -зовывали в разные периоды правоохранитель -ные органы. Так, до 1992 г. это была задача органов внутренних дел, в 1993 г. данную функцию возложили на Департамент налоговой полиции, который в 1995 г. был переименован в Феде -ральную службу налоговой полиции, а в 2003 г. ее вновь включили в компетенцию органов внут -ренних дел.

Считаем целесообразным при фактическом отстранении органов внутренних дел от процесса выявления налоговых преступлений в целях эффективности противодействия налоговой преступности наделить ФНС России полномочиями органа дознания, в рамках которых она будет вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Рос. газ. — 1998. — 6 авг.; СЗ РФ. — 1998. — № 31.

— Ст. 3824.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Рос. газ. — 2001. — 22 дек.; СЗ РФ. — 2001. — №52(ч.1). — Ст. 4921.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Рос. газ. — 1996.

— 18, 19, 20, 25 июня; СЗ РФ. — 1996. — № 25.

— Ст. 2954.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Рос. газ. — 1995. — 18 авг.; СЗ РФ. — 1995.

— № 33. — Ст. 3349.

5. О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №407-ФЗ // Рос. газ. — 2011. — 9 дек.; СЗ РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7349.

6. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: при -каз МВД РФ №495, ФНС РФ №ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. // Рос. газ. — 2009. — 16 сент.

7. Официальный сайт МВД России. — URL: http ://www.mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.