Научная статья на тему 'Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов'

Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАБОТНИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ / LAW / EMPLOYMENT LAW / EMPLOYMENT LEGISLATION / LABOR CODE / PROFESSIONAL STANDARD / EMPLOYEES / EDUCATION / EXPERIENCE / EVALUATION OF SKILLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Сергей Андреевич

Статья посвящена изменениям в нормативных правовых актах, регулирующих разработку и применение профессиональных стандартов. Объектом анализа стали как принятые законы, так и готовящиеся к рассмотрению законопроекты. Поправки и дополнения в законодательство не повлекли обязательности применения профессиональных стандартов ни для всех, ни для определенных категорий работодателей или работников. При разработке и применении профессиональных стандартов необходимо обеспечить участие сторон социального диалога работников, работодателей, государства, педагогического и научного сообществ, администрации образовательных организаций, представителей обучающихся. Материал представляет интерес для тех, кто интересуется проблемами российского трудового права, представителей законодательной власти, профсоюзов, объединений работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative Iinovations in the Field of Development and Application of Professional Standards

The article is devoted to the changes in regulatory legal acts governing the development and application of professional standards. The object of the analysis was both adopted laws and draft laws yet to be considered. Amendments and additions to the legislation did not entail mandatory application of professional standards neither for all, nor for certain categories of workers or employers. When developing and applying professional standards, it is necessary to ensure the participation of various parties of the social dialogue workers, employers, government, educational and scientific communities, the administration of educational institutions, representatives of students. This information is of interest to those interested in the problems of Russian labor law, e.g. legislators, trade unions, employers' associations.

Текст научной работы на тему «Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов»

С. А. Егоров*

Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов

Аннотация. Статья посвящена изменениям в нормативных правовых актах, регулирующих разработку и применение профессиональных стандартов. Объектом анализа стали как принятые законы, так и готовящиеся к рассмотрению законопроекты. Поправки и дополнения в законодательство не повлекли обязательности применения профессиональных стандартов ни для всех, ни для определенных категорий работодателей или работников. При разработке и применении профессиональных стандартов необходимо обеспечить участие сторон социального диалога — работников, работодателей, государства, педагогического и научного сообществ, администрации образовательных организаций, представителей обучающихся.

Материал представляет интерес для тех, кто интересуется проблемами российского трудового права, представителей законодательной власти, профсоюзов, объединений работодателей.

Ключевые слова: юриспруденция, трудовое право, трудовое законодательство, Трудовой кодекс, профессиональный стандарт, работники, образование, квалификация, оценка квалификации.

001: 10.17803/1994-1471.2016.65.4.150-155

В 2015 году в правовой регламентации разработки, применения и использования профессиональных стандартов произошли немаловажные изменения. В частности, Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ1 Трудовой кодекс РФ дополнен статьями 195.2 и 195.3 (вступят в силу с 1 июля 2016 года), которыми предусматривается, что если Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ).

Данное положение, на наш взгляд, должно подтолкнуть заинтересованных субъектов (в первую очередь работодателей и профессиональное сообщество) к созданию и применению в перспективе профессиональных

1 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"« // Российская газета. № 95. 06.05.2015.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки за счет средств гранта Президента для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук МД-5082.2015.6.

© Егоров С. А., 2016

* Егоров Сергей Андреевич, к. ю. н., эксперт I категории Центра по обеспечению деятельности УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Egorov. sand@gmail . com

ул. Садовая-Кудринская, 9, каб. 661, Москва, 125993

стандартов для тех категорий работников, требования к которым (квалификация, необходимый уровень образования и т.п.) были предусмотрены в законодательном порядке. К слову, в юридической области по состоянию на сентябрь 2015 года существует единственный утвержденный профессиональный стандарт — стандарт следователя-криминалиста2, в стадии подготовки находятся профессиональные стандарты преподавателя юридических дисциплин образовательной организации высшего образования, научного работника в образовательной или научной организации правового профиля, корпоративного юриста3. О ажности разработки профессиональных стандартов в юриспруденции говорится уже достаточно давно4.

Необходимо отметить, что далеко не все работодатели поддерживают инициативу разработки профессиональных стандартов по соответствующим профилям деятельности, даже несмотря на активное содействие в этой работе со стороны профессионального сообщества. Так, в конце 2014 года Ассоциацией юристов России было принято решение о формировании специальной Комиссии по профессиональным юридическим стандартам. Основными направлениями ее работы являются:

— планирование и координация деятельности по разработке профессиональных стандартов;

— осуществление методической поддержки их разработчиков;

— организация проведения общественного обсуждения разработанных проектов профессиональных стандартов;

— осуществление мониторинга применения профессиональных стандартов в юридической области;

— информирование работников, работодателей и иных заинтересованных лиц о ходе разработки профессиональных стандартов, об их значении и о формах использования.

Однако инициатива разработки профессиональных стандартов по ряду юридических профессий в сфере государственной службы не получила поддержки со стороны органов государственной власти. Некоторые из них мотивировали это, в частности, отсутствием не только практической необходимости, но и законодательно предусмотренной возможности разработки профстандарта юридических профессий, связанных с прохождением государственной службы (на основании того, что требования к квалификации работников данной сферы уже установлены федеральными законами об отдельных видах государственной службы и ведомственными нормативными правовыми актами).

Новая статья 195.3 ТК РФ, вступающая в силу с июня 2016 года, обязывает применять проф-стандарт как раз к таким категориям работников. В части 1 указанной статьи предусматривается, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Таким образом, данное законодательное нововведение создает условия для активизации деятельности по внедрению профессиональных стандартов в сфере государственной службы.

Однако необходимость законодательной новации вызывает сомнения с точки зрения смысла вносимых изменений и дополнений. Ведь в случае наличия законодательно установленных требований к квалификации работника они должны быть в точности отражены и в профессиональных стандартах, следовательно, должны применяться работодателями.

Более того, акцент на обязательности применения определенных профессиональных стандартов (их составных элементов) подчеркивает

2 Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 183н «Об утверждении профессионального стандарта "Следователь-криминалист"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.04.2015).

3 См. об этом: Щепанский И. С. О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юридической области // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 988—994.

4 Свистунов А. А., Субботин В. Н. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2008. № 3.

рекомендательный характер всех остальных, что не в полной мере согласуется с положениями ТК РФ (см., например, абз. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 8 и 9 ст. 143, ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ). В соответствии с частью 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Здесь следует обратиться к истории принятия Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ, которым введены данные новации. На момент внесения в Государственную Думу ФС РФ в лаконичном тексте законопроекта № 53794865 предлагалось установить обязательность применения профстандартов организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 50 %.

Ко второму чтению законопроект был существенно изменен и дополнен новыми положениями. В частности, указанное выше положение об обязательности применения профстандар-тов бюджетными учреждениями было приведено в соответствие с частью 3 статьи 195.1 ТК РФ (которая с 1 июля 2016 года станет самостоятельной статьей 195.2) и не включалось в текст Трудового кодекса. В конечном варианте императивная формулировка «Профессиональные стандарты подлежат обязательному применению...» заменена конструкцией, в соответствии с которой Правительство РФ наделено правом устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований,

обязательных для применения бюджетными организациями и другими перечисленными субъектами, причем сделать это можно только с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Вместе с этим в законопроекте появились положения о введении в ТК РФ новой статьи 195.3, о которой речь шла выше. Однако причины и необходимость ее появления в пояснительной записке к законопроекту, разумеется, не представлены. Нам не хотелось бы думать, что законодатель здесь поступил по аналогии с реализацией поручений Президента России в отношении внедрения производственных советов, когда поправки в Трудовой кодекс РФ наделили работодателей правом, которое они имели и раньше6

Вопрос о необходимости законодательно закрепить обязательность применения проф-стандартов рассматривался в течение длительного времени. Каждая новость о такой возможности встречала бурные обсуждения и критику со стороны работников, которые боялись потерять работу в связи с тем, что выполняют ее не по своей специальности. Поэтому вполне вероятно, что законодатель не торопится законодательно закреплять обязательность применения профстандартов, но, возможно, будет делать это поэтапно, и введение статьи 195.3 ТК РФ — один из первых шагов в этом направлении. В таком случае следует ожидать, что часть 1 статьи 195.3 ТК РФ может быть впоследствии расширена путем указания на действие профстандартов в отношении, например, определенного круга должностей либо указания на обязательность применения профстандарта целиком, а не только в части установленных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами требований к квалификации.

Так как профессиональные стандарты должны со временем заменить Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих(далее — ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — ЕКС),

5 Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=537948-6.

6 См. об этом: Лютов Н. Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 95—104.

вполне логично ожидать, что правовой статус профстандартов должен быть унаследован от ЕТКС и ЕКС, которые далеко не всеми работодателями применяются в императивном порядке. Более того, характер указанных справочников до настоящего времени так и не был определен в нормативных правовых актах.

Следует отметить, что профстандарты являются элементом национальной системы квалификаций, в которую также должна входить система оценки квалификации работников. В связи с этим Министерством труда и социальной защиты подготовлен и представлен для общественного обсуждения законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»7. Проект федерального закона предлагает определение элементов системы оценки квалификации, устанавливает круг ее участников, процедуру создания и компетенцию основных ее органов, а также форму проведения оценки квалификации в виде профессионального экзамена и порядок обжалования его результатов. Немаловажным аспектом предложенного Минтрудом России законопроекта является установление в нем (наряду с упомянутыми в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 238) субъекта организации разработки профстандартов — согласно части 2 статьи 7 таковыми должны стать советы по профессиональным квалификациям. В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осу-

ществляется, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»9, в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В то же время профстандарты исключены из сферы действия данного закона, и поэтому требуется установление правовых основ оценки квалификации на соответствие профстандартам.

Параллельно с процессом регламентации оценки квалификации работников ведется работа по развитию институционального элемента системы оценки квалификации. В мае 2015 года Правительством РФ был утвержден план-график формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций10. В соответствии с данным документом запланировано в период 2015—2017 годов (нарастающим итогом) уполномочить для проведения оценки квалификации 36, 191, 289 юридических лиц соответственно. Планируется, что за указанный период оценку квалификации пройдут 3,7 тыс., 19,3 тыс., 70,4 тыс. человек соответственно. Ближайшие итоги реализации плана-графика должны быть представлены Минтрудом России до 1 декабря 2015 года.

Исходя из многоцелевого назначения профессиональных стандартов, немаловажным инструментом их разработки, утверждения и применения является социальный диалог11

7 С текстом проекта федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Ю: 00/03-19395/10-14/28-13-4) и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения: http://regulation.gov. ш/р^е^#пра=19082.

8 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // СЗ РФ. 2013. № 4. Ст. 293.

9 СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

10 Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2015 № 881-р «Об утверждении плана-графика формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций» // СЗ РФ. 2015. № 21. Ст. 3134.

11 О социальном диалоге в сфере труда см.: Егоров С. А. Международные ориентиры социального партнерства на локальном уровне // Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 105—109 ; Он же. Перспективные вопросы правового регулирования и социального диалога в сфере труда в России и на международном уровне // Право и государство: теория и практика. 2014. № 6 (114). С. 61—64.

с участием всех заинтересованных участников. Наряду с традиционными социальными партнерами — профсоюзами, работодателями и их объединениями, государством, — на всех уровнях в данном процессе необходимо

обеспечить участие представителей сферы образования в лице педагогического и научного сообщества, администрации образовательных организаций, объединений обучающихся.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Егоров С. А. Международные ориентиры социального партнерства на локальном уровне // Бизнес в

законе. — 2014. — № 3. — С. 105—109.

2 . Егоров С. А. Перспективные вопросы правового регулирования и социального диалога в сфере труда

в России и на международном уровне // Право и государство: теория и практика. — 2014. — № 6 (114). — С. 61—64.

3 . Лютов Н. Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав // Жур-

нал российского права. — 2014. — № 5. — С. 95—104.

4 . Свистунов А. А., Субботин В. Н. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспек-

тивы // Юридическое образование и наука. — 2008. — № 3.

5 . Щепанский И. С. О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юри-

дической области // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 5. — С. 988—994.

Материал поступил в редакцию 17 сентября 2915 г.

LEGISLATIVE IINOVATIONS IN THE FIELD OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF PROFESSIONAL STANDARDS

EGOROV Sergei Andreevich — PhD in Law, I Category Expert of the Centre for the activities of The Board of Educational Methodological Department on Legal Education in Russian Universities, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Egorov. sand@gmail . com

125993, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya street, 9, office 661

Review. The article is devoted to the changes in regulatory legal acts governing the development and application of professional standards. The object of the analysis was both adopted laws and draft laws yet to be considered. Amendments and additions to the legislation did not entail mandatory application of professional standards neither for all, nor for certain categories of workers or employers. When developing and applying professional standards, it is necessary to ensure the participation of various parties of the social dialogue - workers, employers, government, educational and scientific communities, the administration of educational institutions, representatives of students.

This information is of interest to those interested in the problems of Russian labor law, e.g. legislators, trade unions, employers' associations.

Keywords: law, employment law, employment legislation, Labor Code, professional standard, employees, education, experience, evaluation of skills.

This article has been prepared with the financial support of the Ministry of Education and Science financed through the President Grant funds for the state support of young Russian scientists - Doctors of Sciences MD-5082. 2015. 6

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Egorov S. A. Mezhdunarodnye orientiry social'nogo partnerstva na lokal'nom urovne // Biznes v zakone. —

2014. — № 3. — S. 105—109.

2 . Egorov S. A. Perspektivnye voprosy pravovogo regulirovanija i social'nogo dialoga v sfere truda v Rossii i na

mezhdunarodnom urovne // Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika. — 2014. — № 6 (114). — S. 61—64.

3 . LjutovN. L. Proizvodstvennye sovety v Rossii: balans jekonomicheskih i social'nyh prav // Zhurnal rossijskogo

prava. — 2014. — № 5. — S. 95—104.

4 . Svistunov A. A., Subbotin V. N. Razvitie juridicheskogo obrazovanija i nauki: problemy i perspektivy //

Juridicheskoe obrazovanie i nauka. — 2008. — № 3.

5 . Shhepanskij I. S. O neobhodimosti i napravlenijah razrabotki professional'nyh standartov v juridicheskoj

oblasti // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2014. — № 5. — S. 988—994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.