Научная статья на тему 'Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд'

Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная деятельность / средства связи / запрет использования средств связи в образовательных целях / допустимость применения средств связи в образовательных целях / криминологическая оценка / educational activity / means of communication / prohibition of the means of communication usage for the educational purposes / criminological assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Павловна Алексеева, Татьяна Валентиновна Анисимова

Введение. Применение смартфонов как средств обучения в школах запрещено российским законодательством. Как известно, научно-технический прогресс обусловил активное внедрение электронных устройств в обиход всех категорий граждан, и система образования не явилась исключением. Чтобы упорядочить использование электронных устройств в образовании, законодатель внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект закона, в котором отражено переосмысление отношения к электронным средствам связи. Однако научное сообщество восприняло это предложение крайне неоднозначно, аргументируя свое отношение как положительными доводами, так и отрицательными. Цель исследования — рассмотреть целесообразность и обоснованность применения электронных средств связи в образовательных организациях, проанализировать криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, и дать оценку законодательным инициативам и мнениям ученых различных специальностей относительно совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса. Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ научной криминологической литературы и соответствующего законодательства в части целесообразности и обоснованности применения средств связи в образовательных целях, произведена криминологическая оценка рисков их использования. Методический инструментарий включал общенаучные методы научного познания (диалектический метод) и частнонаучные методы (анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, системный метод). Результаты исследования. В ходе исследования проанализированы различные научные мнения о допустимости применения электронных средств связи в образовательных целях. Рассмотрены криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, существующее нормативно-правовое регулирование, дана оценка мнениям ученых различных специальностей по этому поводу. Сделан вывод о том, что даже если устройство использовалось в учебных целях, то длительное взаимодействие с ним негативно сказывалось на успеваемости обучающихся. Данную зависимость ученые объяснили многозадачностью: мобильные телефоны с множеством приложений и функциональных возможностей естественным образом приводят к частому переключению с одной задачи на другую, в том числе и во время учебного процесса. Это влечет за собой снижение качества усвоения материала. Для изменения ситуации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны рекомендации по снижению негативного воздействия мобильных устройств на обучающихся, адресованные образовательным учреждениям и органам государственной власти. Обсуждение и заключение. Результаты проведенного исследования позволили прийти к выводу о том, что тотальный запрет на применение средств связи в образовательных целях существенно осложняет и замедляет развитие познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, позиция отдельных исследователей о том, что наличие данных устройств у детей, находящихся в образовательном учреждении, может нести в себе потенциальные угрозы, с криминологической точки зрения выглядит неубедительно, поскольку имеющийся у ребенка смартфон может выступать неким гарантом его безопасности, средством его связи с родителями, контроля за его передвижением и состоянием. Пункт 3.5.3 санитарных требований СП 2.4.3648-20, регламентирующий запрет на использование средств мобильной связи для процесса обучения на уроках, нуждается в пересмотре. На наш взгляд, речь должна идти не о запрете, а о контроле за использованием электронных устройств в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Павловна Алексеева, Татьяна Валентиновна Анисимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction. The use of smartphones as a learning tool in schools is prohibited by the Russian law. As it is well known, the scientific and technological progress has induced active implementation of the electronic devices into the everyday life of all categories of citizens, and the system of education has not been an exception. To systematise the use of the electronic devices in the education system, the legislators have submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation a draft law, which reflects the revised attitude to the modern means of communication. However, the reaction of the scientific community to this proposal has been extremely contradictive and contained both positive and negative arguments. The aim of the present research is to study the expediency and justification of using the means of electronic communication in the educational institutions, to analyse the criminological problems arising in this field, and to assess the legislative initiatives and opinions of the scientists of different scientific specialties referring to improving the interaction among the educational process participants. Materials and Methods. The overview analysis of the scientific criminological literature and respective legislation regarding the expediency and justification of using the means of communication for the educational purposes was carried out in the frame of the research. Among the methodological tools there were used the commonly accepted in Russia methods of scientific cognition: general scientific (dialectical method) and specific scientific methods (analysis, synthesis, logical, comparative legal, systemic methods). Results. In the frame of the research, the analysis of the various scientific opinions on acceptability of using the means of communication for the educational purposes was made. The criminological problems arising in this field and the existing legal regulation were studied, the opinions of scientists of different scientific specialties on this matter were evaluated. The conclusion about the negative effect of the long-term usage of a device on the learner’s academic progression was made, even though it was used for the educational purposes. According to the scientists’ opinion, this dependency can be explained by multitasking: the mobile phones have many applications and functions that naturally lead to frequent switching from one task to another, which happens in the educational process too. This entails worsening the quality of perception of the material. To change the situation, the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) and the Federal Service for Supervision of Education and Science (Rosobrnadzor) have developed the recommendations for the educational institutions and state authorities on reducing the negative impact of mobile devices on learners. Discussion and Conclusion. The results of the conducted research have led to the conclusion that the total prohibition of the means of communication usage for the educational purposes significantly complicates and slows down the development of learners’ cognitive activity. Moreover, the opinion of some of the researchers about potential threats caused by children having devices in an educational institution does not seem convincing from a criminological point of view, because a smartphone can act as a guaranty of child’s security, the means of communication with his parents and monitoring his movement and condition. The paragraph 3.5.3 of the sanitary rules and norms SP (СП) 2.4.3648-20, which regulates the prohibition of the mobile means of communication usage for the educational purposes at the lessons, should be revised. In our opinion, it should not be the prohibition, but the control over the usage of the electronic devices in the educational process.

Текст научной работы на тему «Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 343.974

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-4-65-73

Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд

©

А.П. Алексеева , Т.В. Анисимова Ш

Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Калининград, Российская Федерация

И atvritor@yandex.ru

Научная статья

Аннотация

Введение. Применение смартфонов как средств обучения в школах запрещено российским законодательством. Как известно, научно-технический прогресс обусловил активное внедрение электронных устройств в обиход всех категорий граждан, и система образования не явилась исключением. Чтобы упорядочить использование электронных устройств в образовании, законодатель внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект закона, в котором отражено переосмысление отношения к электронным средствам связи. Однако научное сообщество восприняло это предложение крайне неоднозначно, аргументируя свое отношение как положительными доводами, так и отрицательными. Цель исследования — рассмотреть целесообразность и обоснованность применения электронных средств связи в образовательных организациях, проанализировать криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, и дать оценку законодательным инициативам и мнениям ученых различных специальностей относительно совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.

Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ научной криминологической литературы и соответствующего законодательства в части целесообразности и обоснованности применения средств связи в образовательных целях, произведена криминологическая оценка рисков их использования. Методический инструментарий включал общенаучные методы научного познания (диалектический метод) и частнонаучные методы (анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, системный метод). Результаты исследования. В ходе исследования проанализированы различные научные мнения о допустимости применения электронных средств связи в образовательных целях. Рассмотрены криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, существующее нормативно-правовое регулирование, дана оценка мнениям ученых различных специальностей по этому поводу. Сделан вывод о том, что даже если устройство использовалось в учебных целях, то длительное взаимодействие с ним негативно сказывалось на успеваемости обучающихся. Данную зависимость ученые объяснили многозадачностью: мобильные телефоны с множеством приложений и функциональных возможностей естественным образом приводят к частому переключению с одной задачи на другую, в том числе и во время учебного процесса. Это влечет за собой снижение качества усвоения материала. Для изменения ситуации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны рекомендации по снижению негативного воздействия мобильных устройств на обучающихся, адресованные образовательным учреждениям и органам государственной власти.

Обсуждение и заключение. Результаты проведенного исследования позволили прийти к выводу о том, что тотальный запрет на применение средств связи в образовательных целях существенно осложняет и замедляет развитие познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, позиция отдельных исследователей о том, что наличие данных устройств у детей, находящихся в образовательном учреждении, может нести в себе потенциальные угрозы, с криминологической точки зрения выглядит неубедительно, поскольку имеющийся у ребенка смартфон может выступать неким гарантом его безопасности, средством его связи с родителями, контроля за его передвижением и состоянием. Пункт 3.5.3 санитарных требований СП 2.4.3648-20, регламентирующий запрет на использование средств мобильной связи для процесса обучения на уроках,

ау н

ы в

о н в

вол

о

г Уг

© Алексеева А.П., Анисимова Т.В., 2023

65

нуждается в пересмотре. На наш взгляд, речь должна идти не о запрете, а о контроле за использованием электронных устройств в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательная деятельность, средства связи, запрет использования средств связи в образовательных целях, допустимость применения средств связи в образовательных целях, криминологическая оценка

Благодарности. Авторы выражают благодарность рецензенту, чья критическая оценка материалов и предложения по их совершенствованию способствовали значительному повышению качества статьи.

Для цитирования. Алексеева А.П., Анисимова Т.В. Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(4):65-73. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-l-4-65-73

Original article

Legislative Initiatives for Improving the Interaction among the Educational Process Participants: Criminological Perspective

Anna P. Alekseeva

О

, Tatyana V. Anisimova ED

Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kaliningrad, Russian Federation

И atvritor@yandex.ru

Abstract

Introduction. The use of smartphones as a learning tool in schools is prohibited by the Russian law. As it is well known, the scientific and technological progress has induced active implementation of the electronic devices into the everyday life of all categories of citizens, and the system of education has not been an exception. To systematise the use of the electronic devices in the education system, the legislators have submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation a draft law, which reflects the revised attitude to the modern means of communication. However, the reaction of the scientific community to this proposal has been extremely contradictive and contained both positive and negative arguments. The aim of the present research is to study the expediency and justification of using the means of electronic communication in the educational institutions, to analyse the criminological problems arising in this field, and to assess the legislative initiatives and opinions of the scientists of different scientific specialties referring to improving the interaction among the educational process participants.

Materials and Methods. The overview analysis of the scientific criminological literature and respective legislation regarding the expediency and justification of using the means of communication for the educational purposes was carried out in the frame of the research. Among the methodological tools there were used the commonly accepted in Russia methods of scientific cognition: general scientific (dialectical method) and specific scientific methods (analysis, synthesis, logical, comparative legal, systemic methods).

Results. In the frame of the research, the analysis of the various scientific opinions on acceptability of using the means of

g communication for the educational purposes was made. The criminological problems arising in this field and the existing

tus legal regulation were studied, the opinions of scientists of different scientific specialties on this matter were evaluated.

§ The conclusion about the negative effect of the long-term usage of a device on the learner's academic progression was t3

i made, even though it was used for the educational purposes. According to the scientists' opinion, this dependency can be dr explained by multitasking: the mobile phones have many applications and functions that naturally lead to frequent t3 switching from one task to another, which happens in the educational process too. This entails worsening the quality of p perception of the material. To change the situation, the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) and the Federal Service for Supervision of Education and Science s:/ (Rosobrnadzor) have developed the recommendations for the educational institutions and state authorities on reducing tt the negative impact of mobile devices on learners.

Discussion and Conclusion. The results of the conducted research have led to the conclusion that the total prohibition of the means of communication usage for the educational purposes significantly complicates and slows

-a

down the development of learners' cognitive activity. Moreover, the opinion of some of the researchers about potential threats caused by children having devices in an educational institution does not seem convincing from a criminological point of view, because a smartphone can act as a guaranty of child's security, the means of communication with his parents and monitoring his movement and condition. The paragraph 3.5.3 of the sanitary rules and norms SP (СП) 2.4.3648-20, which regulates the prohibition of the mobile means of communication usage for the educational purposes at the lessons, should be revised. In our opinion, it should not be the prohibition, but the control over the usage of the electronic devices in the educational process.

Keywords: educational activity, means of communication, prohibition of the means of communication usage for the educational purposes, criminological assessment

Acknowledgements. The authors express their gratitude to the reviewer for critical evaluation of the materials and suggestions on their improvement, which has contributed to the significant enhancement of the quality of the article.

For citation. Alekseeva AP, Anisimova TV. Legislative Initiatives for Improving the Interaction among the Educational Process Participants: Criminological Perspective. Legal Order and Legal Values. 2023;l(4):65-73. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-l-4-65-73

Введение. 27 октября 2023 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

был представлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской

Федерации" (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса)»1 (далее —

Законопроект). Сформулированные в документе поправки закрепляют запрет на использование обучающимися

средств связи во время учебных занятий. Исключение будет сделано для предусмотренных образовательной

программой случаев, в которых непосредственно следует обращаться к электронным ресурсам, а также ситуаций,

связанных с возникновением опасности для жизни или здоровья обучающихся, работников образовательной

организации. Реализация данного положения позволит, по мнению депутатов, минимизировать факторы

отсутствия или снижения уровня внимания обучающихся во время проведения учебных занятий. Однако

глубокий анализ предлагаемых изменений позволил составить собственное мнение об этих новеллах.

Запрет на «использование средств связи для обучающихся» установлен только для случаев, «не

предусмотренных образовательной программой». Это значит, что в образовательных целях Законопроект

фактически легализует применение обучающимися средств связи на уроке.

С одной стороны, это — положительная тенденция, поскольку научно-технический прогресс способствует

созданию и совершенствованию инновационных технологий реализации образовательных программ.

«Информационные технологии в образовании помогают как преподавателям, так и обучающимся. Например, с

их помощью, преподаватели могут: подготовить интересные и понятные материалы для занятий; найти свежую

и актуальную информацию; использовать на занятиях не только тексты, но и видео, изображения, графики и

диаграммы. В свою очередь, обучающиеся могут: лучше разобраться в теме самостоятельно, если плохо усвоили

материал на занятии; найти дополнительные материалы по теме; подобрать репетитора» [1, с. 286].

Расширение возможностей онлайн-обучения и дистанционной формы образования с помощью платформ и

приложений обеспечивает доступ к учебным материалам и инструментам для учебной и познавательной

деятельности в удаленном режиме. Инфраструктура с необходимым оборудованием, доступом в Интернет и к

программному обеспечению позволяет обучающимся использовать различные цифровые ресурсы. Создание и

использование цифровых учебников, учебных материалов и онлайн-курсов обогащает учебный процесс и делает

его более интерактивным и интересным для учеников. «На основе мультимедиа технологии появляется

возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы..., которые могут быть §

разделены на ... группы: 1. Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим ^

количеством иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний е

компьютер. 2. Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала. Наряду с основным материалом они во

содержат средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в авр

динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. 3. Современные п-о

он

компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. 4. Системы виртуальной g

реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий ло

г

_ >>

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса). Законопроект № 470837-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/470837-8 (дата обращения: 28.10.2023).

мир. 5. Системы дистанционного обучения» [2, с. 36]. Внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности для создания интерактивных симуляций и визуализаций способствует учащимся лучшему пониманию сложных концепций и явлений [3]. Использование цифровых инструментов для организации проектной деятельности обучающихся, совместной работы и презентации результатов развивает навыки коллаборации, критического мышления и проблемного решения. «Новые информационные технологии произвели революцию в том, как мы преподаем и учимся в классе. С появлением цифровых инструментов, таких как планшеты, ноутбуки, интерактивные доски и гарнитуры виртуальной реальности, преподаватели получили доступ к множеству новых способов вовлечь учащихся в процесс обучения» [4, с. 45]. Включение изучения программирования и основ робототехники в учебные программы развивает компетенцию обучающихся по работе с технологиями и способствует развитию их творческого и критического мышления. Цифровые технологии активно используются для обучения самих педагогов, которым предоставляется возможность удаленно осуществлять обучение, проходить и проводить тренинги, повышать свою квалификацию. «На современном этапе развития общества в целом и образования в частности информационные технологии — это не вспомогательный инструмент координирования образовательного процесса, а неотъемлемая часть процесса обучения, обладающая огромным потенциалом» [5, с. 112].

Таким образом, внедрение цифровых технологий в стандарты образования требует сотрудничества между обучающимися, педагогами, администрацией, разработчиками и другими заинтересованными сторонами. С постепенным внедрением и поддержкой цифровых технологий со стороны всех субъектов образовательного процесса можно обеспечить эффективную и инклюзивную образовательную среду [6, 7].

С другой стороны, расширение границ использования средств связи в образовательном процессе ставит вопрос о том, кто и как должен контролировать правильность применения обучающимися этих устройств во время учебных занятий, и какие санкции применять за нарушение установленных правил. Если обсуждаемые нами поправки будут приняты, педагоги не смогут изымать у обучающихся средства связи. Многие ученые, руководствуясь этим положением, категорично заявляют, что наличие смартфонов у обучающихся во время занятий приведет к утрате возможности эффективной оценки знаний учеников, к нарушению их внимания в процессе обучения, к снижению уровня знаний. Обучающиеся во время занятий будут использовать эти устройства во внеучебных целях (просматривать соцсети, общаться через мессенджеры, и т. д.) [8].

Отдельные исследователи усматривают дискриминационный аспект в разрешении обучающимся пользоваться средствами связи даже в учебных целях. Наличие смартфонов у одних учеников, якобы, может нанести ущерб другим — тем подросткам, у которых нет доступа к подобному устройству. Это наблюдается, когда семья не может позволить себе купить его ребенку или, когда детей много, а мобильный телефон (ноутбук) один, или родители считают смартфон слишком опасным для использования ребенком.

Действительно, с криминологической точки зрения бесконтрольное использование несовершеннолетним смартфона может потенциально нести в себе определенные угрозы. Постоянное времяпрепровождение в Интернете может привести к развитию зависимости от онлайн-игр, социальных сетей или других развлекательных приложений смартфона. Эта зависимость будет вредить психическому и физическому здоровью ребенка, а также влиять на его учебные мотивы и социальные навыки. Подростки подвержены опасности столкнуться с нежелательным контентом — материалами, содержащими порнографию, сцены насилия, или вступить в контакт с недобросовестными людьми. Особую тревогу у исследователей вызывает угроза стать жертвами кибербуллинга, когда детей задевают, оскорбляют или шантажируют в сети [9]. Постоянное использование смартфона отвлекает несовершеннолетних от реальных социальных взаимосвязей. Они страдают от отсутствия личных встреч, что может негативно сказываться на их эмоциональном и социальном развитии. 3 Бесконтрольное использование смартфона перед сном может нарушить режим сна. Это приводит к проблемам с ■й засыпанием, недостаточному количеству сна и снижению качества сна. Чрезмерное использование смартфона

Д

о ведет к снижению физической активности и привыканию к статическому положению тела ребенка [10]. £ Возникает вопрос, как эти проблемы соотносятся с образовательным процессом в школе? На наш взгляд, запрет "Н на использование смартфонов во время учебных занятий не способен коренным образом эту ситуацию изменить "3 или улучшить. Кроме того, отсутствие у обучающегося смартфона может восприниматься окружающими как ^ неспособность родителей обеспечить процесс образования несовершеннолетнего современными средствами ^ обучения в школе [11].

^ Цель исследования — рассмотреть целесообразность и обоснованность применения электронных средств

Зз связи в образовательных организациях, проанализировать криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, и дать оценку законодательным инициативам и мнениям ученых различных специальностей относительно совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.

Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ научной криминологической литературы и соответствующего законодательства в части целесообразности и обоснованности применения средств связи в образовательных целях. В процессе исследования были использованы:

- диалектический метод научного познания, позволивший комплексно рассмотреть сложные социально-правовые явления и процессы в сфере интерактивных образовательных технологий, а также охраны несовершеннолетних от потенциальных угроз, связанных с времяпрепровождением в сети Интернет, познать их объективные закономерности этих явлений и процессов;

- частнонаучные методы: формально-логический, позволивший определить перспективы онлайн-обучения и дистанционного образования с помощью платформ и приложений, обеспечивающих доступ к учебным материалам и инструментам для познавательной деятельности школьников в удаленном режиме;

- сравнительно-правовой метод, с помощью которого были исследованы нормативные правовые акты, и им была дана объективная криминологическая оценка.

В качестве еще одного частнонаучного метода исследования в статье использован метод системного анализа, позволивший оценить эффективность правового регулирования отдельных аспектов внедрения цифровых технологий в стандарты образования. Данный метод позволил установить такие свойства правовых норм, которые возникают при взаимодействии отдельных элементов единого целого — системы права, регулирующего образовательный процесс вообще и вопросы взаимодействия участников образовательного процесса в частности.

Результаты исследования. Проведенное исследования показало, что многие ученые, анализировавшие влияние электронных устройств на психику несовершеннолетних, обнаруживали определенные отклонения у тех детей и подростков, которые бесконтрольно использовали смартфоны в своей повседневной жизни [12]. Чрезмерная стимуляция психических и эмоциональных состояний, исходящая от электронных устройств, вызывала у них повышенное физиологическое и психологическое возбуждение. Дети и подростки, использовавшие мобильные телефоны постоянно, реагировали на них иначе, чем те, кто такими устройствами не пользовался или пользовался дозировано. Эти реакции включали в себя ослабление семантической памяти, снижение внимания, замедление аудиомоторных реакций, нарушение фонематического восприятия, раздражительность и др. [13]. С увеличением времени, проведенного со смартфоном, обучающиеся хуже справлялись с учебными заданиями. Был сделан следующий вывод: если устройство использовалось в учебных целях, то длительное взаимодействие с ним негативно сказывалось на успеваемости. Данную зависимость ученые объяснили многозадачностью: мобильные телефоны с множеством приложений и функциональных возможностей естественным образом приводят к частому переключению с одной задачи на другую, в том числе и во время учебного процесса. Это влечет за собой снижение эффективности процесса усвоения материала. Для изменения ситуации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны рекомендации работникам образовательных учреждений и органов государственной власти по снижению негативного воздействия мобильных устройств на обучающихся. В документе были предложены следующие рекомендации:

- образовательным организациям — рассмотреть вопрос об ограничении доступа учащихся к мобильным устройствам, за исключением случаев, когда использование таких средств связи необходимо по медицинским показаниям (например, отслеживание уровня сахара в крови для больных диабетом первого типа);

- регулярно проводить разъяснительную работу с руководителями учебных заведений, педагогами (в том числе в рамках дополнительного профессионального обучения), родителями и обучающимися о рисках для здоровья, связанных с воздействием электромагнитного излучения, создаваемого устройствами сотовой связи, о возможных вредных последствиях и неэффективности обучения при неправильном использовании средств мобильной связи в процессе обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости)2. §

Более того, использовать мобильные средства связи для целей обучения в образовательном процессе в настоя- ^ щее время запрещено в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (далее — СанПин) — й

о

и «

_ 8

--о

2 Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Утверждены ^ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки №№ МР 2.4.0150-19/01-230/13-01 от 14.08.2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72516130/ (дата обращения: 28.10.2023).

СП 2.4.3648-203 и 1.2.3685-214 (пункт 3.5.3 СП 2.4.3648-20). Тем не менее, данный СанПин допускает использование в учебном процессе ноутбуков (обучающимися начальных классов — при наличии дополнительной клавиатуры) — пункт 3.5.4; персональных электронных средств обучения и планшетов — пункт 3.5.7; электронных учебных изданий — пункт 3.5.8; наушников — 3.5.10; интерактивной доски (панели) — пункт 3.5.11 и др.

В связи с этим возникает вопрос, так ли опасны сами смартфоны для детей и подростков в образовательном процессе? Или дело все-таки не в самих устройствах, а в режиме их эксплуатации и в нарушении установленных правил поведения во время учебных занятий? На самом деле мобильные телефоны — это оптимальное средство связи родителя с ребенком, а также средство контроля за его передвижением и состоянием. Соответственно, эти устройства могут не только нести в себе потенциальные угрозы, но и выступать неким гарантом безопасности ребенка. Современные приложения, которые можно установить родителям и детям, позволяют взрослым отслеживать перемещение ребенка в пространстве, а также прослушивать его разговоры, позволяя в режиме реального времени контролировать окружающую его обстановку, снижая вероятность латентного буллинга со стороны обучающихся, неэтичного поведения со стороны педагогов в отношении детей, а также других негативных проявлений. Нарушение же ребенком правил поведения в школе, которое выражается в использовании мобильного телефона во время занятий без разрешения педагога для вне образовательных целей — это повод задуматься о причинах такого поведения и недостатках воспитания.

Тотальный запрет использования смартфонов на территории школы (за исключением случаев, когда нужно позвонить родителям или сообщить в службы быстрого реагирования об угрозе безопасности) — это попытка замаскировать более глубокие проблемы, связанные с воспитанием и поведением детей. Полагаем, поскольку научно-технический прогресс остановить нельзя, следует попытаться как можно доходчивее разъяснить детям и подросткам виктимологические правила поведения в Интернете и правила безопасного использования мобильных устройств. Исторический опыт показывает, что запрет применения прогрессивных технологий приводит лишь к отставанию человека в их освоении. Поэтому вместо запретов необходимо обучение рациональному и грамотному поведению, которое будет полезно не только школьникам, но и молодежи, и взрослым, и тем, в чьи профессиональные обязанности входит обеспечение общественной безопасности и правопорядка [14, 15].

Обсуждение и заключение. Анализ ситуации, связанной с введением запрета на использование средств связи для обучающихся в непредусмотренных образовательной программой случаях, показал, что в научном сообществе довольно много разных мнений по данному поводу. Одни авторы соглашаются с законодателем в том, что современное образование должно реализовываться с учетом всех инновационных технологий, поэтому поддерживают его решение. Другие, наоборот, резко критикуют, опасаясь, что обучающиеся будут применять электронные устройства на занятиях не для образовательных целей, поэтому призывают ввести тотальных запрет на их использование. На наш взгляд, смартфоны являются удобным и современным средством, которое можно использовать:

- для реализации многих позитивных целей;

- в системе образования, поскольку существует огромное количество различных бесплатных обучающих платформ с познавательными ресурсами;

- для обеспечения безопасности, поскольку оно дает возможность устанавливать приложения, отображающие месторасположение детей, а также контролировать их окружающую обстановку.

Мнение исследователей о том, что смартфоны опасны для обучающихся тем, что открывают доступ к нежелательному контенту, считаем преувеличенным, поскольку к этим сведениям при желании обучающийся может обратиться и во внеучебное время. Задача же педагогов — заинтересовать обучающихся, сформировать у 3 них мотивацию для последующего углубленного изучения своего предмета с применением современных й познавательных ресурсов, которые позволят расширить их кругозор, будут их стимулировать к самостоятель -ному поиску дополнительной информации.

и о

ТЗ

in 3 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020. URL: -Й http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevdoc=602107773&backlink=1&&nd=102955243 (дата обращения: 28.10.2023).

4 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N° 2 от 28.01.2021. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=603138049&backlink=1&&nd=602092088 (дата обращения: 28.10.2023).

Список литературы

1. Смирнов В.М., Ларин М.С. Новые информационные технологии в образовании. Инновации. Наука. Образование. 2021;(30):285-290.

2. Тагиев И.Н., Сафарова С.И., Кулиева К.С. Развитие информационных технологий в 21 веке и проблемы образования в информационном обществе. Наука, техника и образование. 2022;2(85):33-37.

3. Бойченко О.В., Нестеренко О.В. Применение информационных технологий в образовании как средство совершенствования учебного процесса. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012;(1):133—137.

4. Алихаджиев С.Х., Тасуева Х.З.А., Зассеева Л.А. Новые информационные технологии в образовании и возможности их применения. Тенденции развития науки и образования. 2023;(97-1):45-46. http://dx.doi.org/10.18411/trnio-05-2023-16

5. Медведев П.Н., Малий Д.В., Папочкина Е.С. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал. 2021;6-4(108):110-113. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.119

6. Фомина М.В., Михайлова Е.А., Желтова В.И., Ляшенко И.Э. Современные информационно -коммуникационные технологии как условие персонификации образовательного процесса. Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2016;3(11):6—10.

7. Шаходжаев М.А., Бегматов Э.М., Хамдамов Н.Н., Нумонжонов Ш.Д. Методы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Проблемы современной науки и образования. 2019;10(143):64-66.

8. Барахсанова П.О. Информатизация образовательной среды в среднем профессиональном образовании республики Саха (Якутия). Образовательный вестник «сознание». 2019;21(10):29-34. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-29-34

9. Нестеров И.А., Касьян А.И., Медведь А.Н. Обеспечение безопасности в мире мобильных устройств. Двигатель. 2016;6(108):20-22.

10. Загутин Д.С., Беликова Н.Ю., Лугинина А.Г. Роль цифровизации в образовании: уроки пандемии. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021;2(64):88-92.

11. Тхакушинов А.К., Бибалова С.А., Сиюхова А.М. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;4(43):133—142. http://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14014

12. Хвостов В.А., Денисенко В.В., Скрыпников А.В., Высоцкая И.А., Савченко И.И., Сапелкин Р.С. Реализация дистанционных образовательных услуг с использованием мобильных технологий. Современные наукоемкие технологии. 2021;(5):232-236. http://doi.org/10.17513/snt.38687

13. Полушкин Д.П. К проблеме информационной безопасности в контексте информатизации общества и образования. Вопросы педагогики. 2018;(3):56-58.

14. Кудин В.А., Гутман М.Ю. На встречных курсах, или Учебно-воспитательная работа: вчера, сегодня, завтра (Беседа о некоторых формах и методах учебно-воспитательной работы в учебных заведениях МВД России). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015;1(65):4—10.

15. Атагимова Э.И., Рыбакова О.С. Информационная грамотность молодежи в системе мер противодействия идеологии терроризма и экстремизма в цифровом информационном пространстве. Мониторинг правоприменения. 2022;3(44):29-37. http://doi.org/10.21681/2226-0692-2022-3-29-37

References

1. Smirnov VM, Larin MS. New Information Technologies in Education. Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2021;(30):285-290. (In Russ.) g

2. Tagiev IN, Safarova SI, Kulieva KS. The Development of Information Technologies in the 21st Century and the ^

н

Problems of Education in the Information Society. Science, Technology and Education. 2022;2(85):33-37. (In Russ.) и

ы

3. Boychenko OV, Nesterenko OV. Application of Information Technology in Education as a Means of Improving g the Educational Process. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova. 2012;(1):133—137. (In Russ.)

4. Alikhajiev SH, Tasueva KhZA, Zasseeva LA. New Information Technologies in Education and the Possibilities of Their V

Application. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2023;(97-1):45-46. http://dx.doi.org/10.18411/trnio-05-2023-16 §

о

(In Russ.) g

5. Medvedev PN, Maliy DV, Papochkina ES. Modern Information Technologies in Education: Opportunities and Prospects. International Research Journal. 2021;6-4(108):110-113. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.119 (In Russ.)

6. Fomina MV, Mihailova EA, Zheltova VI, Lyashenko IE. Modern Information and Communication Technologies in the Individualization of the Educational Process. Sovremennye informacionno-kommunikacionnye tekhnologii kak usloviepersonifikacii obrazovatel'nogoprocessa. 2016;3(11):6-10. (In Russ.)

7. Shakhodjaev MA, Begmatov EM, Khamdamov NN, Numonjonov SD. Methods of Effective Applying Information-Communication Technologies in the Educational Process. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2019;10(143):64-66. (In Russ.)

8. Barakhsanova PO. Informatization of the Educational Environment in Secondary Vocational Education of the Republic of Sakha (Yakutia). Educational Bulletin "Consciousness". 2019;21(10):29-34. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-29-34 (In Russ.)

9. Nesterov IA, Kasyan AI, Medved AN. Ensuring Security in the World of Mobile Devices. Dvigatel'. 2016;6(108):20-22. (In Russ.)

10. Zagutin DS, Belikova NY, Luginina AG. The Role of Digitalization in Education: Lessons from the Pandemic. Bulletin of the Kaliningrad branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;2(64):88-92. (In Russ.)

11. Tkhakushinov AK, Bibalova SA, Siyukhova AM. Interactive Technologies as a Means to Improve the Effectiveness of the Learning Process. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2019;4(43): 133-142. http://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14014 (In Russ.)

12. Khvostov VA, Denisenko VV, Skrypnikov AV, Vysotskaya IA, Savchenko II, Sapelkin RS. Realization and Remote Educational Services Using Mobile Technologies. Modern High Technologies. 2021;(5):232-236. http://doi.org/10.17513/snt.38687 (In Russ.)

13. Polushkin DP. On the Problem of Information Security in the Context of Informatization of Society and Education. Voprosypedagogiki. 2018;(3):56-58. (In Russ.)

14. Kudin VA, Gutman MY. On Collision Courses, or Educational Work: Yesterday, Today, Tomorrow (Conversation about Some of the Forms and Methods of Teaching and Educational Work in Educational Organizations MIA of Russia). Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015;1(65):4-10. (In Russ.)

15. Atagimova EI, Rybakova OS. Information Literacy of Youth in the System of Measures for Combating the Ideology of Terrorism and Extremism in Digital Information Space. Monitoring of Law Enforcement. 2022;3(44):29-37. http://doi.org/10.21681/2226-0692-2022-3-29-37 (In Russ.)

Поступила в редакцию 08.11.2023 Поступила после рецензирования 01.12.2023 Принята к публикации 01.12.2023

й о

43

о

43

а

Об авторах:

Анна Павловна Алексеева, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (236006, РФ, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30), ОЯС'Ю. alexeeva.klg-mvd@yandex.ru

Татьяна Валентиновна Анисимова, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (236006, РФ, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30), ОЯСШ. atvritor@yandex.ru

Заявленный вклад соавторов:

А.П. Алексеева — формирование основной концепции, цели и задач исследования, подготовка текста, формирование выводов.

^ Т.В. Анисимова — анализ результатов исследований, доработка текста, корректировка выводов.

^ Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Received 08.11.2023

Revised 01.12.2023

Accepted 01.12.2023

About the Authors:

Anna P. Alekseeva, Dr.Sci. (Law), Professor, Professor of the Criminal Law, Criminology and Penitentiary Criminal Law, Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (30, General Galitsky St., Kaliningrad, 236006, RF), ORCID, alexeeva.klg-mvd@yandex.ru

Tatyana V. Anisimova, Dr.Sci. (Philology), Professor, Professor of the Socio-Economic and Humanitarian Disciplines Department, Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (30, General Galitsky St., Kaliningrad, 236006, RF), ORCID, atvritor@yandex.ru

Claimed contributorship:

AP Alekseeva: formulating the main concept, aim and objective of the research, preparing the text, formulating the conclusions.

TV Anisimova: analysis of the research results, refining the text, correcting the conclusions.

Conflict of interest statement: the authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

«

-a

«

О «

« о

L>>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.