Научная статья на тему 'Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки'

Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СПОРТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ВЛИЯНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ / CORRUPTION / SPORT / COMBATING / PREVENTING UNLAWFUL INFLUENCE / THE RESULTS OF OFFICIAL SPORTS COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Анна Павловна

Статья посвящена анализу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований», целесообразности и обоснованности его отдельных положений, вступающих в силу 21 января 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеева Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative initiatives in the counteraction sphere to illegal influence on sports scores: merits and demerits

Article is devoted to the analysis of the Federal law «On amending the Federal law “On physical culture and sports in the Russian Federation and some legislative acts of the Russian Federation in order to prevent unlawful influence on the results of official sports competitions”, feasibility and validity of its individual provisions, which will come into force on 21 January 2014.

Текст научной работы на тему «Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки»

Алексеева А. П. Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки

Алексеева Анна Павловна Alekseeva Anna Pavlovna

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел

Волгоградская академия МВД России (400089, Волгоград, ул. Историческая, 130)

candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of criminal law of educational and scientific complex according to the preliminary investigation bodies of internal affairs

Volgograd academy of the Ministry of internal affairs of Russia (130 Historical str, Volgograd, 400089)

E-mail: alexeeva.va-mvd@yandex.ru

Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки

Legislative initiatives in the counteraction sphere to illegal influence on sports scores: merits and demerits

Статья посвящена анализу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований», целесообразности и обоснованности его отдельных положений, вступающих в силу 21 января 2014 года.

Ключевые слова: коррупция, спорт, противодействие, предотвращение, противоправное влияние, результаты официальных спортивных соревнований.

Article is devoted to the analysis of the Federal law «On amending the Federal law “On physical culture and sports in the Russian Federation and some legislative acts of the Russian Federation in order to prevent unlawful influence on the results of official sports competitions”, feasibility and validity of its individual provisions, which will come into force on 21 January 2014.

Keywords: corruption, sport, combating, preventing unlawful influence, the results of official sports competitions.

23 июля 2013 года в России был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» [1] (далее — Закон), который в прессе получил название «Закон о договорных матчах». За исключением отдельных положений он должен вступить в силу 21 января 2014 года.

О необходимости подобных изменений дискуссии в спортивной среде велись уже давно. В качестве примера всегда приводился опыт Италии, где в 2006 году произошел наиболее заметный коррупционный скандал, в ходе которого итальянские следователи выявили ряд нарушений в деятельности руководства футбольных клубов «Ювентус», «Фио-рентина», «Лацио» и «Милан». Преступления касались буквально всех областей футбольного мира, начиная от подкупа судей, применения допинговых средств, заключения незаконных пари на игры и заканчивая финансовыми махинациями на рынке игроков. Причем речь шла о финансовых нарушениях, связанных с продажей таких звезд, как Зинедин Зидан, Дарко Ковачевич, Фабио Каннаваро

и Златан Ибрагимович, не говоря уже о менее известных футболистах. Всего под подозрение попал 41 контракт, заключенный различными командами с игроками [2]. Кроме того, реконструкция бесед генеральных директоров клубов позволила узнать, как совершались сделки по договорным матчам, как арбитры вели матчи в ущерб своей роли третьей стороны и т. д.

Сегодня российская ситуация с коррупцией в спорте очень близка той, что в свое время складывалась в Италии. Но, в отличие от Италии, в отечественном спорте пока не наблюдается столь громких коррупционных скандалов и разоблачений, что говорит лишь об отсутствии эффективной работы правоохранительных органов в этом направлении. Изменения, предлагаемые Законом, должны определенным образом поспособствовать активизации антикоррупционной деятельности. Попробуем оценить эти нововведения с точки зрения их обоснованности и вероятной эффективности.

С первого взгляда обращают на себя внимание погрешности в названии Закона, а именно формулировка: «...в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований». Какой именно смысл законодатель

вкладывает в термин «предотвращение» противоправного влияния и почему в тексте делается акцент собственно на «официальных» спортивных соревнованиях, из содержания Закона непонятно.

Большинство ученых-криминологов сходятся во мнении, что «предотвращение» является одной из стадий «предупреждения» противоправных поступков, заключающейся в деятельности государства и общества, направленной против задуманного, готовящегося (стадия неоконченного преступления — приготовление), но еще не совершенного личностью преступления [3, с. 3; 4, с. 140]. Помимо этого «предупреждение» преступлений включает в себя «профилактику», которая состоит в деятельности государства и общества, направленной против возможного, но еще не задуманного личностью преступления. Создается обстановка, устраняющая вредные влияния на лицо и (или) обеспечивающая необходимое нравственное формирование его личности, а также исправление правонарушителей [5, с. 222]. И «пресечение», которое используется, когда речь идет о прекращении происходящего преступления на стадии покушения на его совершение [6, с. 128]. Соответственно, все эти стадии объединяет неоконченность преступления. А главные отличия профилактики, предотвращения и пресечения состоят в их временной дистанции от совершения преступления и в степени их интенсивности, динамичности. Если же преступление уже окончено составом, то с этого момента целесообразно говорить о «борьбе», то есть деятельности, направленной на раскрытие и расследование данного деяния, привлечение к ответственности преступников.

Почему законодатель из всех перечисленных стадий особо выделил «предотвращение», в тексте Закона он не поясняет.

Более того, пункт 7 статьи 1 Закона предлагает дополнить Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [7] новой статьей 26-2 «Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним» (хотя в названии Закона речь о борьбе не идет), в части 4 которой в основном перечислены меры профилактического характера. Полагаем, было бы более правильно вместо термина «предотвращение» использовать термин «противодействие» противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований, который объединил бы в себе смысл терминов «предупреждение» и «борьба» с преступлениями.

Другим, по нашему мнению, недостатком названия Закона выступает его упор на «официальные» спортивные соревнования, то есть те, которые согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» включены в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Остальные мероприя-

тия — профессиональные спортивные соревнования и коммерческие конкурсы — Законом охватываться не будут, что, по нашему мнению, является не совсем верным решением. Ведь многие профессиональные спортивные соревнования и коммерческие конкурсы (например, по фигурному катанию, единоборствам и т. д.) собирают огромное количество посетителей, чьи интересы тоже нуждаются в защите.

Довольно спорной представляется формулировка изменений статьи 184 УК РФ, отраженных в статье 2 Закона. Так, предлагается изменить название статьи 184 («Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»), изложив его в следующей редакции: «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса». Думается, что новая редакция статьи 184, как и Закон в целом, несправедливо и необоснованно исключает уголовную ответственность за коррупционные действия в сфере профессионального спорта. Полагаем, статью 184 УК РФ следовало бы изложить в следующей редакции:

«Статья 184. Подкуп участников и организаторов официальных или профессиональных спортивных соревнований, а также зрелищных коммерческих конкурсов

1. Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников, организаторов официальных или профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов, наказывается.

(■■■)

4. Незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками, организаторами официальных или профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях, указанных в части третьей настоящей статьи, наказывается.».

Кроме названия и диспозиции статьи 184 УК РФ, изменениям подверглись и ее санкции: они были существенно ужесточены вплоть до лишения свободы. Но, учитывая высочайшую степень латентности коррупционных преступлений в сфере спорта, эти нововведения вряд ли можно признать обоснованными. Если судить хотя бы по официальным российским статистическим сведениям о количестве зарегистрированных за последние 10 лет преступлений, квалифицированных по статье 184 УК РФ, то их обнаруживается всего 3 [8, с. 298; 9, с. 522; 10, с. 344; 11, с. 629; 12, с. 367]. В такой ситуации следовало бы работать над правоприменительной практикой, а не ужесточать до бесконечности итак неработающие санкции. Ведь введение даже самого строгого наказания никак не сможет повлиять на выявляемость и раскрываемость данных деяний.

Алексеева А.П. Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки

Алексеева А. П. Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки

Между тем определенного одобрения заслуживает инициатива законодателя об установлении запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования (для спортсмена — по виду или видам спорта, которыми он занимается; для тренера — по виду или видам спорта, по которым он осуществляет проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и руководство их состязательной деятельностью; для спортивного судьи — по виду или видам спорта, спортивные соревнования по которым он обслуживает; для руководителя спортивной команды — по виду или видам спорта, в спортивных соревнованиях по которым принимает участие руководимая им команда; для других участников официальных спортивных соревнований — по виду или видам спорта, в спортивных соревнованиях по которым они принимают участие), а также применение санкций (в том числе спортивной дисквалификации спортсмена) за нарушение этого запрета (ст. 6.22 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях» [13]).

В России 29 декабря 2006 года был принят Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» [14], в котором были перечислены требования по организации букмекерских контор. Фактически это была первая попытка со стороны государства по-настоящему проконтролировать данный процесс, привлекая нарушителей к уголовной ответственности за мошенничество (ст. 159 УК РФ) и незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ) [15, с. 127—129; 16, с. 342—361]. Действительно, в ситуации, когда клиентами букмекерских контор и тотализаторов становились сами спортсмены, их тренеры или агенты, владельцы спортивных клубов, которые в результате проведенных махинаций заранее знали исход предстоящей игры, суть спортивного состязания подменялась мошенничеством, дискредитирующим спорт. Такими клиентами создавались условия для ведения нечестных игр в целях получения сверхдоходов представителями букмекерского бизнеса и тотализатора, а также криминальных структур.

Меры, предлагаемые Законом, более подробно детализируют ответственность букмекерских контор и тотализаторов, устанавливая в КоАП РФ конкретные составы правонарушений и санкции за их совершение. Хотя наложение лишь только штрафов на должностных и юридических лиц, по нашему мнению, вряд ли сможет полностью удержать владельцев и сотрудников букмекерских контор и тотализаторов от желания совершить указанные в КоАП РФ деяния. Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности было бы целесообразно внести изменения в статью 14 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению

азартных игр», дополнив ее частью 2.1 в следующей редакции: «Выявление соглашения между участниками, организаторами спортивных соревнований и сотрудниками букмекерских контор, тотализаторов, свидетельствующего о возможности проведения “договорного” состязания, результат которого был заранее сообщен в букмекерские конторы, тотализаторы, влечет за собой приостановление лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в этих букмекерских конторах, тотализаторах». Думаем, что эта мера позволит определенным образом повлиять на ситуацию в сфере спортивных прогнозов, повысив ответственность букмекерских контор и тотализаторов, которые под угрозой потери бизнеса откажутся принимать нечестные ставки.

В общем, стоит признать, что одними законодательными мерами существенно воздействовать на нелегальный и полулегальный букмекерский бизнес вряд ли удастся, ведь запрет к участию в официальных пари породит интерес этих категорий граждан к криминальным тотализаторам. Тем более что практика показывает бессилие действующего законодательства против «черных» букмекеров, доходы которых по некоторым оценкам превышают 50% от общей суммы спортивных ставок [17]. В настоящее время никак не регламентируется и букмекерский бизнес, осуществляемый посредством сети «Интернет», где ведется криминальный прием ставок и массово нарушаются права игроков (хотя это напрямую и не запрещено, однако лицензия на официальный игорный бизнес позволяет осуществлять прием ставок только путем личного внесения денег клиентом организатору пари).

В любом случае предлагаемую законодателем меру стоит признать необходимой, поскольку в настоящее время ситуация, при которой спортсмены, тренеры, судьи и иные лица, задействованные в организации спортивных состязаний, могут пока еще законно делать ставки на свои же спортивные результаты, нам представляется абсурдной.

Изучение Закона показало его своевременность, нужность и важность в современных российских условиях. Вместе с тем, большое количество выявленных нами недоработок, неточностей и разногласий говорит о необходимости его совершенствования, желательно, еще до момента вступления в законную силу.

Примечания

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований: федеральный закон от 23 июля 2013 года № 198-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30, ч. I, ст. 4031.

2. Судебный процесс над итальянскими клубами начнется 28 июня. 11Р1_: http://www.newsru.com/sport/22jun 2006Zita.html (дата обращения: 11.06.2013).

3. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2.

4. Орлов В.Н. Лекции по криминологии. Общая часть. Ставрополь, 2002.

5. Криминология и профилактика преступлений: курс лекций / под ред. А.И. Алексеева. М., 1989.

6. Наумов С.С. Понятие предупреждения преступлений и классификация предупредительных мер // Актуальные проблемы работы органов внутренних дел. М., 2000.

7. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50, ст. 6242.

8. Статистические данные о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках в России в 2002—

2006 годах // Преступность, криминология, криминологическая защита / под ред. А.И. Долговой. М., 2007.

9. Зарегистрированные в России преступления и выявленные лица, их совершившие, в разрезе глав Особенной части и статей УК РФ в 2007—2009 годах // Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А.И. Долговой. М., 2010.

10. Зарегистрированные преступления и выявленные лица, совершившие преступления, в 2001 и 2010 годах в России в разрезе всех статей Особенной части УК РФ // Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2011.

11. Зарегистрированные преступления и выявленные лица, их совершившие, в России в 2006 и 2011 г. в разрезе всех статей Особенной части УК РФ // Преступность, национальная безопасность, бизнес / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2012.

12. Зарегистрированные преступления и выявленные лица в разрезе статей Особенной части УК РФ в России в

2007 и 2012 годах // Здоровье нации и национальная безопасность / под ред. А.И. Долговой. М., 2013.

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ст. 1.

14. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ (в ред. от 16 октября 2012 г.). // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1, ч. 1, ст. 7.

15. Лопашенко Н.А. О пробельности уголовно-правового регулирования // Бизнес в законе. 2007. № 4.

16. Лопашенко Н.А. Пробельность уголовно-правового регулирования как неотъемлемая составляющая современной российской криминализации // Пробелы в законодательстве и пути их преодоления: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции (14—15 сентября 2007 г.). Н. Новгород, 2008.

17. Ставки на спорт в российских условиях. URL: http:// rubet.ru/stavki-na-sport-v-rossijskix-usloviyax/ (дата обращения: 19.08.2013).

Notes

1. On amending the Federal law «On physical culture and sports in the Russian Federation and certain legislative acts of

the Russian Federation in order to prevent unlawful influence on the results of official sports competitions: the federal law of July 23, 2013 № 198-FL // Collection of legislative acts of the RF 2013. № 30, p. I, art. 4031.

2. The trial of Italian clubs to start on June 28. URL: http:// www.newsru.com/sport/22jun2006/ita.html (reference date:

11.06.2013).

3. Gerasimov S. Crime prevention: theory, experience, problems // Legality. 2002. № 2.

4. Orlov V.N. Lectures on criminology. General part. Stavropol, 2002.

5. Criminology and crime prevention: a course of lectures / ed. by A.I. Alekseev. Moscow, 1989.

6. Naumov S.S. Concept of the prevention of crime and classification of preventive measures // Actual problems of the organs of internal affairs. Moscow, 2000.

7. About physical culture and sport in the Russian Federation: the federal law of December 4, 2007 № 329-FL (as amended on June 7, 2013) // Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 50, art. 6242.

8. Statistical data about the registered crimes and the identified criminals in Russia in 2002—2006 // Crime, criminology, forensic protection / ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 2007.

9. Registered in Russia crime and identified the persons who committed them, in the context of the chapters and articles of the Special part of the criminal code of the Russian Federation in the period 2007—2009 // Extremism: social, legal and criminological problems / ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 2010.

10. Registered crimes and identified the perpetrators of crimes in 2001 and 2010 in Russia in the context of all the articles of the Special part of the criminal code of the Russian Federation // Optimization of scientific support and criminological culture fight against crime. Moscow, 2011.

11. Registered crimes and identified the persons who committed them, in Russia in 2006 and 2011, in the context of all the articles of the Special part of the criminal code of the Russian Federation // Crime, national security, business / ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 2012.

12. Registered crimes and those identified in the context of the articles of the Special part of the criminal code of the Russian Federation in Russia in 2007 and 2012 // Health of the nation and national security / ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 2013.

13. Code of the Russian Federation about administrative offences of December 30, 2001 № 195-FL (as amended on July 23, 2013) // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 1, art. 1.

14. On state regulation of activities on organization and conduct of gambling and on amending some legislative acts of the Russian Federation: the federal law of December 29, 2006 № 244-FL (as amended on October 16, 2012). // Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 1, p. I, art. 7.

15. Lopashenko N.A. About lacunas in the criminal legal regulation // Business-in-law. 2007. № 4.

16. Lopashenko N.A. Lacunas of the criminal legal regulation as an integral part of modern Russian criminalization // Gaps in the legislation and ways to overcome them: collection of scientific articles on the results of the International scientific-practical conference (September 14—15, 2007). Nizhny Novgorod, 2008.

17. Sports betting in Russian conditions. URL: http://ru-bet.ru/stavki-na-sport-v-rossijskix-usloviyax/ (reference date:

19.08.2013).

Алексеева А.П. Законодательные инициативы в сфере противодействия противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований: достоинства и недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.