Научная статья на тему 'Законодательные аспекты утилизации автомобильных отходов в учреждениях высшего и среднего образования'

Законодательные аспекты утилизации автомобильных отходов в учреждениях высшего и среднего образования Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ / WASTE / УТИЛИЗАЦИЯ / RECYCLING / АККУМУЛЯТОР / BATTERY / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ / ОТРАБОТАННОЕ МАСЛО / USED OIL / TIRES

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Николаева Юлия Николаевна, Пасечник Мария Владимировна

Целью данной работы является решение проблемы утилизации отходов автомобильного транспорта в образовательных учреждениях. Проблема складирования и утилизации отходов актуальна, в частности таких опасных как автомобильные шины, аккумуляторы и масло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this work is to solve the problem of waste disposal road transport in educational institutions. The problem of storage and disposal of waste is relevant, in particular dangerous such as tires, batteries and oil.

Текст научной работы на тему «Законодательные аспекты утилизации автомобильных отходов в учреждениях высшего и среднего образования»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОТХОДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И

СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Николаева Юлия Николаевна

Магистр 1 года обучения кафедры экологии и природопользования, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Пасечник Мария Владимировна

Старший преподаватель кафедры физики и общетехнических дисциплин, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является решение проблемы утилизации отходов автомобильного транспорта в образовательных учреждениях. Проблема складирования и утилизации отходов актуальна, в частности таких опасных как автомобильные шины, аккумуляторы и масло.

ABSTRACT

The aim of this work is to solve the problem of waste disposal road transport in educational institutions. The problem of storage and disposal of waste is relevant, in particular dangerous such as tires, batteries and oil.

Ключевые слова: отходы, утилизация, аккумулятор, автомобильные шины, отработанное масло

Keywords: waste, recycling, battery, tires, used oil

На сегодняшний день снижение уровня здоровья актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. Вследствие чего экологическая безопасность становится актуальным видом безопасности, как на промышленных предприятиях, так и в образовательных учреждениях.

Помимо знаний, информации, квалифицированных специалистов, образовательные учреждения предоставляют обществу и определенное количество отходов. И это не только твердые бытовые отходы, макулатура и люминесцентные лампы, но и использованные автомобильные шины, аккумуляторы, отработанное масло.

Целью данной работы является решение проблемы утилизации отходов автомобильного транспорта в образовательных учреждениях (далее по тексту - учреждения), в частности тех, на которых деятельность по подготовке специалистов ведет кафедра автомобильного транспорта.

Учитывая среднее количество автотранспорта, которое необходимо для нужд учреждения, получаем количество отработанных шин порядка 60 штук. При таком количество отходов, следует предусмотреть место для их складирования, хранения и последующую утилизацию.

Не менее 100 лет необходимо для разложения шин в естественных условиях. И в течении этого времени, скопившиеся автомобильные шины будут выделять различные химические вещества. Наиболее вредными из них являются бензапирен и другие полиароматические углеводороды.

Данная кафедра, для проведения производственных практик студентов, должна иметь производственную базу в виде станции технического обслуживания автомобилей, которая, в свою очередь, имеет ряд негативных последствий, выражающихся образованием опасных отходов.

Станция технического обслуживания автомобилей также используется для ремонта служебного транспорта учреждений. Это могут быть как легковой автомобили, для нужд сотрудников, так и микроавтобусы, самосвалы, снегоуборочные машины. Отсюда появляются такие отходы, как использованные шины, масла, аккумуляторы.

В среднем срок годности шин составляет 5 - 6 лет. Рассмотрим примерное количество автотранспорта в учреждении (таблица 1) (при подсчете использовались визуальные эффекты).

Таблица 1.

Также в резине есть 4 из 12 видов ^нитрозаминов, которые входят в список самых опасных токсикантов.

По оценкам исследователей, в резиновой пыли содержится больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах двигателей [5].

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов [7], отработавшие шины принадлежат IV классу опасности (малоопасные). Однако при сжигании на открытом воздухе из тонны отработавших шин в атмосферу выде-лается около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Отрабо-

Количество автотранспорта в образовательном учреждении

Тип автотранспорта Количество колес Количество автотранспорта Количество сезонов Количество использованных шин за 5 лет

Легковой автомобиль 4 3 2 24

Микроавтобус 4 1 2 8

Самосвал 10 1 2 20

Снегоуборочная машина 4 2 1 8

танные автомобильные шины огнеопасны и при их горении в воздух выделяются опасные вещества, относящиеся к I и II классам опасности: бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные би-фенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д. [3].

Так же стоит учесть, что при складировании шины служат идеальным местом для размножения грызунов и кровососущих насекомых, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний: чума, туляремия, ГЛПС, леп-тоспироз, листериоз, псевдотуберкулез, иерсиниоз и др. На данный факт следует обращать внимание, так как станции технического обслуживания автомобилей учреждения не всегда находится за пределами города, а может быть расположена в шаговой доступности непосредственно на территории учреждения или в жилой зоне. И опасность будет угрожать не только сотрудникам, но и посторонним лицам, проживающим вблизи СТО.

На сегодняшний день регламентирующим документом в области утилизации отработавших шин в России является Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопас-ной утилизации отработавших шин». В данном документе регулируются взаимоотношения между предприятиями, эксплуатирующими шины, и организациями, осуществляющими централизованный сбор и (или) утилизацию отработавших шин. Учреждениям, имеющим в составе своих отходов использованные шины, следует предусмотреть сотрудничество со специализированными организациями, перерабатывающими эти виды отходов.

Данные организации специализируются на переработке автомобильных шин одним из способов, представленных в ГОСТ Р 54095-2010: механическим или химическим.

В качестве механического способа выступает переработка изношенных шин в резиновую крошку, которая в дальнейшем имеет различные области применения. Например, она может использоваться для засыпки футбольных полей с искусственной травой или применяться как добавка в дорожные покрытия.

При химическом способе обработки автомобильные покрышки подвергаются пиролизу. При таком методе обработки происходит термическое разложение резины на со-

По данным представленным в таблице видно, что от использованного автомобильного масла можно получить не только энергию, путем его сжигания, но и использовать его повторно.

ставные элементы. Покрышки предварительно измельчают в однородную массу и отправляют в печь, где они разлагаются при температуре 500 - 800 °С. Эта процедура длится 10 - 20 минут. В процессе термического разложения резины образуется около 50% водорода и 26% метана, а также твердые продукты пиролиза, которые затем используют в очистке сточных вод на очистных сооружениях [2].

Еще одна сторона, на которую следует обратить внимание учреждениям, имеющим в арсенале виды автотранспорта, представленные в таблице 1, или имеющим СТО, для предотвращения множества экологических проблем - утилизация отработанного масла.

Моторное масло для автомобиля очень важно. Поэтому его используют в больших количествах. Так как автомобильное отработанное масло очень вредно и опасно для окружающей среды, оно должно сразу же после использования пройти процедуру утилизации.

Ежегодно в мире потребляется около 50 миллионов тонн моторных масел, четверть которых используется повторно или утилизируется. Остальное сливается в водоемы, почву, канализацию, распыляется в атмосфере.

Всего 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву делает непригодным 100 - 1000 тонн грунтовых вод. Не трудно представить, какой ущерб может привести халатное отношение к переработке масла учреждения, находящегося на территории вблизи водоемов. По оценкам экологов более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел.

Организациям выгоднее продать отработанные масла, чем утилизировать их. В свою очередь скупщики используют масла в качестве топлива, что приводит к нарушению экологии, так как при сжигании в атмосферу попадает большое количество вредных веществ.

Регламентирующим документом в области утилизации отработанных масел в России является Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55832-2013 «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Экологически безопасная ликвидация отработанных масел».

В данном стандарте рассмотрены способы утилизации отработанных масел (таблица 2).

Таблица 2.

Еще одним видом автомобильных отходов являются аккумуляторы. Они представляют реальную угрозу экологии не только в нашей стране, но и во всем мире. Но в Америке и странах Европы система утилизации отходов хорошо от-

Способы утилизации отработанных масел

№ п/п Способ утилизации Действие по утилизации

1 Восстановление удаление из масла загрязняющих веществ с целью его повторного использования

2 Отправка на завод нефтепереработки производство бензина

3 Переработка и сжигание с целью получения энергии удаление из состава отхода вредных частиц и воды. Далее его используют в качестве топлива. Ведь 1 литр переработанного отхода масла производит 40 МДж энергии.

4 Регенерация удаление из состава отхода загрязнителей и производство из него масла.

лажена. А в Японии, например, никто не продаст вам новый автомобильный аккумулятор, пока вы не сдадите старый [1].

Для того чтобы провести правильную процедуру утилизации автомобильных аккумуляторов устройство следует разрушить, слить электролит и тщательно отсортировать все составляющие. Самостоятельно выполнить данную

процедуру, без ущерба для экологии и здоровья людей, учреждениям не под силу. Их задача заключается в предоставлении данного отхода специализированным организациям, которые выполнят процедуру утилизации по схеме, указанной на рисунке 1 [6].

Рисунок 1. Процесс утилизации аккумуляторов

Каждая перерабатывающая линия начинается с приемника, являющегося ямой, в которую сваливают отработавшие аккумуляторы. При падении с большой высоты аккумуляторы разбиваются, после чего из них вытекает содержимое, которое выводится из ямы посредством специальных стоков. Помимо этого, существуют такие модификации перерабатывающих линий, в устройстве которых приемник выполнен в виде воронки, оснащенной специальными распилочными дисками, посредством которых аккумуляторы разрезаются на куски.

После этого, распиленные аккумуляторы попадают в специальный дробильный аппарат, размельчающий их до уровня мелких гранул, состоящих из различных материалов бывшего устройства. Далее, посредством специального транспортера, гранулы доставляются в отсек магнитной сепарации, где при помощи мощных магнитов из них извлекаются все стальные элементы.

После этой процедуры все оставшееся сырье помещается в установку гидродинамической сепарации, основным предназначением которой является отделение легких фракций от тяжелых.

Такая утилизация автомобильных аккумуляторов получить множество конечных продуктов, которые могут использоваться неоднократно в дальнейшем:

- стальной лом;

- свинец;

- медь;

- пластиковые гранулы;

- отработанный электролит.

В дальнейшем каждый из этих элементов, после обработки, используется в производстве новых аккумуляторов, что

делает процедуру переработки практически безотходной [6].

Независимо от количества отходов, полученных от пользования автомобильным транспортом, учреждениям следует предусмотреть их экобезопасное хранение и утилизацию, чтобы снизить или исключить негативные последствия, как для окружающей среды, так и для здоровья людей. Для достижения поставленной цели следует заключать договора с организациями, которые специализируются на утилизации изношенных автомобильных шин, аккумуляторов и использованного масла.

Не стоит забывать, что помимо автомобильной кафедры, на базе образовательного учреждения может быть и кафедра физико-химия процессов и материалов, кафедра химии, которые могут использовать изношенные автомобильные шины для научно-исследовательских работ.

Также способом соблюдения вышеизложенных данных может служить экономические мотивы. Потратившись на утилизацию отходов, можно сэкономить на выплате штрафов за загрязнение окружающей природной среды и выплате работникам, пострадавшим от воздействия вредных веществ, получаемых от неправильного способа хранения и утилизации отходов.

Список литературы:

1. Вся экология - [Электронный ресурс] http:// ecoportal.su.

2. Второтходы - [Электронный ресурс] http:// vtorothodi.ru.

3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к эко-безопасной утилизации отработавших шин»

4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55832-2013 «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Экологически безопасная ликвидация отработанных масел»

5. Российско-европейский научно-практический журнал о рациональном природопользовании, управлении от-

ходами, энерго- и ресурсосбережением. Выпуск № 2-201 «Экологическая эффективность».

6. Промышленность России - [Электронный ресурс] http://hromax.ru.

7. Федеральный классификационный каталог отходов.

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ ТЕНТИНГ-МЕТОДОМ

Осенникова Мария Сергеевна

Студентка группы БП12-, института космической техники; Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева.

Научные руководители:

Гринберг Георгий Михайлович

к.п.н, доцент

кафедры систем автоматического управления, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика

М.Ф. Решетнева.

Рагозина Марина Алексеевна

к.э.н, доцент

кафедры организации и управления наукоемкими производствами, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева.

Мазуренко Владимир Константинович

заведующий сектором «Конструирование электронных систем» СКТБ «Наука».

АННОТАЦИЯ

В статье описан тентинг-метод изготовления печатных плат. Обоснована необходимость и предложены организационно-методические условия изучения этой технологии студентами.

ABSTRACT

In article the tenting-method of production of printed-circuit boards is described. Need is proved and organizational and methodical conditions of studying of this technology are offered by students.

Ключевые слова: печатная плата, тентинг-метод, технология изготовления, организация обучения студентов

Keywords: printed-circuit board, tenting-method, manufacturing techniques, organization of training of students

По мнению генерального директора фирмы ООО «Санкт-Петербургский Центр «ЭЛМА», которая специализируется на разработке технологических процессов для производства печатных плат, Валентина Терешкина «Безусловным правилом для стран, считающих себя развитыми или стремящихся таковыми стать, является наличие собственного производства радиоэлектронной техники. Один из китов, на которых основано это производство, — печатная плата и все, что связано с ее созданием: материалы, оборудование и технология ...»

.Под печатной платой ПП понимается основа для изготовления любого изделия радиоэлектронной аппаратуры. Средства управления, связи, телефоны, компьютеры, проекторы и все что даже в данный момент значительно упрощает нам возможность изложить свое исследование, все это основано на различных печатных платах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появление печатных плат в их современном виде совпадает с началом использования полупроводниковых приборов в качестве элементной базы электроники. Переход на печатный монтаж даже на уровне одно- и двухсторонние

плат стал в свое время важнейшим этапом в развитии конструирования и технологии электронной аппаратуры.

Разработка очередных поколений элементной базы (интегральная, затем функциональная микроэлектроника), ужесточение требований к электронным устройствам, потребовали развития техники печатного монтажа и привели к созданию многослойных печатных плат (МММ), появлению гибких, рельефных печатных плат.

Достоинствами печатных плат являются:

- увеличение плотности монтажа;

- стабильность и повторяемость электрических характеристик;

- повышенная стойкость к внешним воздействиям;

- возможность механизации и автоматизации производства.

Дисциплина «Технология приборостроения» включает в себя совокупность знаний, умений и навыков по производству и эксплуатации приборов. Поэтому изучение технологии изготовления печатных плат крайне значимо для студентов, обучающихся по данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.