Научная статья на тему 'Законодательные акты как источник по истории таможенных учреждений Крыма конца XVIII - начала XIX века'

Законодательные акты как источник по истории таможенных учреждений Крыма конца XVIII - начала XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / ПОШЛИНЫ / CRIMEA / RUSSIAN LEGISLATION / CUSTOMS INSTITUTIONS / TRADE / DUTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прохоров Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются законодательные инициативы российского правительства, направленные на создание и формирование таможенных учреждений в Крыму в конце XVIII начале XIX века. Проанализированы правительственные документы, распоряжения и указы, в соответствии с которыми происходил процесс трансформации таможен, таможенных застав и карантинов на территории Крымского полуострова, а также на сопредельных к нему территориях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE ACTS AS A SOURCE OVER THE HISTORY OF CUSTOMS INSTITUTIONS OF CRIMEA IN THE END OF THE 18th - ON THE BEGINNING OF THE 19th CENTURY

The article discusses the legislative initiatives of the Russian government aimed at the creation and formation of customs institutions in the Crimea in the late 18th in the early 19th century. Analyzed the documents, orders and decrees, in accordance with which the process of transformation of customs, customs outposts and quarantines in the territory of the Crimean peninsula, as well as adjacent territories

Текст научной работы на тему «Законодательные акты как источник по истории таможенных учреждений Крыма конца XVIII - начала XIX века»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 УДК 94 (477.75) "17/18"

Прохоров Дмитрий Анатольевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НИЦ истории и археологии Крыма, КФУ им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия e-mail: prohorov1da@yandex.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРЫМА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX

ВЕКА1

Аннотация: В статье рассматриваются законодательные инициативы российского правительства, направленные на создание и формирование таможенных учреждений в Крыму в конце XVIII - начале XIX века. Проанализированы правительственные документы, распоряжения и указы, в соответствии с которыми происходил процесс трансформации таможен, таможенных застав и карантинов на территории Крымского полуострова, а также на сопредельных к нему территориях.

Ключевые слова: Крым, российское законодательство, таможенные учреждения, торговля, пошлины.

Prokhorov Dmitry Anatolyevich, candidate of historical sciences, Senior Researcher of the Research Center for History and Archeology of the Crimea, KFU named by V. Vernadsky, Simferopol, Russia e-mail: prohorov1da@yandex.ru

LEGISLATIVE ACTS AS A SOURCE OVER THE HISTORY OF CUSTOMS INSTITUTIONS OF CRIMEA IN THE END OF THE 18th - ON THE BEGINNING

OF THE 19th CENTURY

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-09-00480.

ISSN: 2499-9911 1

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019

Abstract: The article discusses the legislative initiatives of the Russian government aimed at the creation and formation of customs institutions in the Crimea in the late 18th - in the early 19th century. Analyzed the documents, orders and decrees, in accordance with which the process of transformation of customs, customs outposts and quarantines in the territory of the Crimean peninsula, as well as adjacent territories.

Keywords: Crimea, Russian legislation, customs institutions, trade, duties.

Установленный Россией в 1775 г. Черноморский тариф подразумевал льготы для черноморских и азовских портов для развития черноморской и средиземноморской торговли России с другими государствами. Таможенным тарифом 1782 г. понижалось в среднем до 2% обложение импортируемого сырья, а также устанавливалась 20% пошлина на предметы роскоши, и 30-40% - на товары, производившиеся в России в достаточном количестве. На большинство импортных товаров устанавливалась пошлина в 10% [Минаева, 2009: 73-74]. В поданном 10 августа 1785 г. князем Г.А. Потёмкиным докладе на имя императрицы Екатерины II предлагалось принять меры, касавшиеся крымской торговли: «Пошлинный сбор на самом полуострове столь мал с привозных товаров, что едва достанет на содержание стражи. Если было бы угодно Вашему Императорскому Величеству оную с Таврического полуострова совсем снять. Сим сократится стража и привлекутся многие жители из заграницы» [ГАРК. Ф. 535. Оп. 1. Д. 1594. Л. 3, 4]. Этот проект удалось успешно реализовать: тогда же, 13 августа 1785 г. был издан указ, по которому «все пристани, на полуострове лежащие» с 1 января 1786 г. освобождались от выплаты таможенных пошлин сроком на пять лет, а таможенная стража была переведена за Перекоп [Дружинина 1959: 145].

В XVIII в. в России были созданы новые высшие органы управления торговой и таможенной деятельностью - Камер-коллегия и Коммерц-коллегия. При этом последняя, после ликвидации внутренних таможен, осуществляла контроль и руководила портовыми и пограничными таможнями. В это время

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 происходила и перестройка кадровой системы таможенной службы в соответствии с новым принципом комплектования таможен, основанного на добровольном найме представителей всех свободных сословий. Структура и штатное расписание крымских таможен также определялись указом от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой Таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаённого провоза товаров» [ПСЗРИ 1830 Т. XX: 682685].

В заключённых Россией в 1783, 1785, 1786, 1787 гг. торговых договорах с европейскими государствами - с Польшей, Турцией, Австрией, Францией и Королевством Обеих Сицилий - объявлялось о снижении на 25% таможенных сборов в черноморских портах, об открытии транзитной торговли с Польшей и т. п. Императрица Екатерина II таким образом вносила существенные коррективы в «Тариф о сборе пошлин с привозимых и отвозимых товаров при портах Чёрного моря», опубликованный 4 августа 1775 г., которым устанавливались фискальные правила торговли (до этого момента черноморский тариф частично пересматривался 5 сентября 1781 г.) [ПСЗРИ 1830 Т. XX: 193-196]. Нормальное функционирование таможен было прервано и начавшейся в 1787 г. очередной Русско-турецкой войной, в ходе которой Османская империя стремилась вернуть себе земли, отошедшие к Российской империи в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., а также непосредственно сам Крымский полуостров. В связи с этим усиливалась охрана границ России, ужесточались таможенные и торговые правила. В 1788 г., по указанию Г.А. Потемкина, штаты всех крымских таможен подверглись сокращению в связи уменьшением объёма торговли [Прохоров 2017: 299].

В 1789 г., в связи с началом Великой Французской революции, российские власти приняли в отношении Франции экономические санкции. 8 апреля 1793 г. Екатерина II подписала именной указ «О пресечении ввоза в Россию из чужих краёв товаров», в котором обосновывалось прерывание с Францией торгового и всякого сообщения, «доколе в государстве сем порядок и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 власть законная в особе Короля восстановится» [ГАРК. Ф. 799. Оп. 1. Д. 315. Л. 57].

После возобновления полноценной работы крымских таможен объем торговли постепенно достиг довоенного уровня, а вскоре даже перерос его. Так, Евпатория в 1793 г. занимала второе место после Таганрога по стоимости вывозимых товаров во всем Северном Причерноморье (334 398 и 428 087 руб. соответственно). Через Феодосию вывозилось товаров на сумму в 54 281 руб., через Керчь - на 9960 руб., Еникале - на 4322 руб., и через Севастопольскую таможню - на сумму в 858 руб. В целом же из Северного Причерноморья в 1793 г. морем и сушей экспортировалось товаров на сумму около 3 млн руб., а непосредственно через черноморские порты их было вывезено на сумму 1 189 049 руб. [Дружинина 1959: 254].

В августе 1794 г. состоялось совещание по поводу изменения «Черноморского тарифа», в котором приняли участие чиновники и представители купеческого сословия Таврической области. 5 сентября того же года П.А. Зубову был отправлен проект уже изменённого, в соответствии с предложениями по увеличению фискального сбора на таможнях, тарифа [Лашков 1887: 29-39; Борщик 2018].

Дальнейшие события вновь внесли коррективы в юридический статус Крымского полуострова. По указу императора Павла I от 12 декабря 1796 г. Таврическая область была упразднена, а её территория, разделённая на два уезда (Акмечетский и Перекопский) - присоединена к Новороссийской губернии [ПСЗРИ 1830. Т. XXIV: 229-230]. Таможенная экспедиция, просуществовав почти десять лет, была закрыта, а вместе с ней подвергнуты расформированию штаты таможен полуострова.

Манифестом «Об установлении на полуострове Таврическом порто-франко на 30 лет и о даровании разных выгод жителям сего острова и приезжающим туда иностранцам», опубликованным 13 февраля 1798 г., император Павел I распоряжался, чтобы «двум первенствующим тамошним купеческим гаваням», - Евпатории и Феодосии, - теперь [был] разрешён

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 беспошлинный ввоз и вывоз товаров». Балаклавская и Судакская таможни и «прочие малые пристани» ликвидировались; вместо этого учреждались таможенный пункт в Перекопе и таможенная застава на Арабатской стрелке у Генической переправы, причём последняя исключительно «для выпуска привозных в сей полуостров товаров» [ПСЗРИ 1830 Т. XXV: 65-67].

Но 12 декабря 1799 г. в указе № 19226 «Об оставлении до времени учреждения порто-франко на Таврическом полуострове и о бытии там по прежнему Земскому Правлению наравне с прочими Губерниями» император Павел I констатировал, что установленный в Крыму режим «порто-франко» всё же не дал ожидаемых результатов. В соответствии с тем же указом Перекопская таможня и Арабатская застава упразднялись [ПСЗРИ 1830 Т. XXV: 919; Борщик, Прохоров: 530-536].

Мероприятия по формированию новых таможенных учреждений были продолжены уже при императоре Александре I, который в 1802 г. своим указом разделил Новороссийскую губернию, образовав из её территорий Таврическую, Екатеринославскую и Николаевскую (с 1803 г. - Херсонскую) губернии. Указом 14 декабря 1819 г. Александр I объявил, что «все таможни и заставы по Европейской торговле в Империи и Царстве Польском разделяются на три класса, кроме таможенных мест». Таможни т. н. «первого класса», в свою очередь, подразделялись на два разряда, причём к первому разряду причислялись те, которым разрешался привоз иностранных товаров с складочным правом «очищать пошлиною в шесть, восемь в двенадцать месяцев и чрез которые дозволено отправлять товары на складку». Ко второму разряду относились таможни, которым разрешался привоз иностранных товаров «для очистки пошлиною» в течении только шести месяцев, и «которые дозволенных к ним товаров не могут отправлять для платежа пошлин в другие места». К таможням первого класса указ относил, в числе прочих, Феодосийскую и Керченскую таможни, а Евпаторийскую - ко второму классу [Свод законов 1857: 1, 2, 5]. При этом отдельно оговаривалось, что из Евпаторийской таможни разрешалось привозить только те товары, «исключительно к каким-либо портам

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 не назначенные и по карантинным правилам к привозу туда дозволенные» [Свод законов 1857: 5].

Третий класс таможенных учреждений составляли таможни и заставы, которым разрешался привоз иностранных товаров, с правом «очищать пошлиною» их в течении одного месяца. Однако перемещать иностранные товары в другие таможни запрещалось. Таможни и заставы третьего класса вновь подразделялись, по предоставленным им правам, на два разряда. К третьеклассным таможням второго разряда относились таможенные заставы в таких населённых пунктах, как: Аккерман, Балаклава, Херсон, Николаев и Мариуполь. «Из дозволенных к таможням третьего класса и заставам товаров, -говорилась далее в документе, - в Черноморские и в сухопутные Бессарабские таможни 3-го класса 2-го разряда и заставы, допускаются к привозу только не имеющие заразу и разрешённые туда по карантинным правилам» [Свод законов 1857: 7]. Помимо этого, были также утверждены таможенные заставы, не относившиеся ни одному вышеперечисленных классов (общим число 11); среди них числились Очаковская и Акмечетская заставы, предназначенные «для отпуска Российских произведений в Российские порты и приёма судов с Российскими произведениями, привозимыми из Российских портов» [Свод законов 1857: 7].

26 февраля 1820 г. правительство опубликовало указ, гласивший, что при Севастопольском карантине, который был открыт ещё в июне 1793 г., учреждался таможенный надзор для принятия купеческих судов и лодок, приходящих из безопасных российских портов Чёрного и Азовского морей с товарами российского производства, а также иностранными, оплаченными в таможнях или заставах соответствующей пошлиной. Назначение таможенного надзора в Севастополе состояло в следующем: 1) таможенный надзиратель с состоявшими при нём досмотрщиками обязан был находиться в Севастопольском карантине и следить за выгрузкой товаров, чтобы «никакие товары не должны быть в карантин приняты и из оного выпущены»; 2) таможни и заставы Чёрного и Азовского морей должны были на все

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 отправлявшиеся в Севастополь морем товары, российские и иностранные, выдавать ярлыки, с обозначением качества и количества товаров и с обязательным указанием, «что за иностранные товары привозная пошлина взята»; 3) таможенному надзирателю вменялось в обязанности строго наблюдать, чтобы привозимые в Севастополь морем товары были того качества в количества, каковые были указаны в таможенных ярлыках, а на товары российского произведения он должен был выдавать на общих правилах оборотные аттестаты для представления в ту таможню или заставу, откуда указанные товары были отправлены.

Помимо всего прочего, таможенный надзор «очищал пошлиною» всю провизию и мелочные вещи, привозимые на казённых судах, возвращающихся из-за границы [Свод законов 1857: 9]. Действие данного указа впоследствии было подтверждено распоряжениями по таможенному ведомству от 20 июля 1838 г., от 28 ноября 1841 г., а также Ст. 14 «Общих правил для действующих тарифов» от 13 октября 1850 г. [Свод законов 1857: 9].

Таким образом, работа таможенных учреждений Таврической области, а затем образованной в начале XIX в. Таврической губернии определялась принимаемыми правительством законодательными актами и распоряжениями, а также подзаконными актами. Деятельность этих структур была напрямую связана и с внешнеполитической обстановкой. Русско-турецкая война 17871791 гг., Великая Французская революция 1789-1799 гг. осложнили плановое функционирование таможен и существенно повлияли на уровень внешнеторговых операций, а также на штат сотрудников, который с связи с этими событиями администрация области вынуждена подвергла сокращению. Новая таможенная система в Российской империи появилась в 1811 г., когда вместе с «Учреждением таможенного управления по европейской торговле» было организовано 11 таможенных округов, включавших сухопутные и портовые таможни на западной границе и на Чёрном море.

Список источников:

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019

1. Борщик Н.Д. Черноморский тариф 1782 г. и проекты его изменения // Научный вестник Крыма. № 2 (13) 2018. [Электронный ресурс] URL: http: //nvk-j ournal. ru/index.php/NVK/article/view/292/pdf (дата обращения: 29.06.2019).

2. Борщик Н.Д., Прохоров Д.А. Введение таможенного режима «порто-франко» в Таврической области в 1796-1802 гг.: причины и последствия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Политология. 2018. Т. 45 (3). С. 530-536.

3. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 535. Оп. 1. Д.

1594.

4. ГАРК. Ф. 799. Оп. 1. Д. 315.

5. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775-1800 гг. М., 1959.

277 с.

6. Лашков Ф.Ф. О пересмотре Черноморского тарифа 1782 г. // ИТУАК. Симферополь, 1887. № 1. С. 25-39.

7. Минаева Т.С. Россия и Швеция в XVIII веке: история таможенной политики и таможенной системы. Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 2009. 219, [1] с.

8. Полное Собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 1. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. Т. XX. 1041 с.

9. ПСЗРИ. Собр. 1. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. Т. XXIV. 872 с.

10. ПСЗРИ. Собр. 1. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. Т. XXV. 932 с.

11. Прохоров Д.А. Штаты и деятельность таможенных учреждений Таврической области в конце XVIII века // История и археология Крыма: сб. ст. / отв. ред. В В. Майко. Симферополь: ИП А.А. Бровко, 2017. Вып. V. С. 291320.

12. Свод законов Российской империи. Т. 6. Уставы таможенные. СПб: Тип. Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1857. 696 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.