Научная статья на тему 'Таможенные учреждения Таврической области в 1784-1796 гг. : структура, штат, функции'

Таможенные учреждения Таврической области в 1784-1796 гг. : структура, штат, функции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ТАВРИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЧИНОВНИЧЕСТВО / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борщик Н.Д., Прохоров Д.А.

В статье рассмотрена проблема формирования штатов и аспекты функционирования таможенных учреждений Таврической области в 1784-1796 гг. Проанализирована структура таможен региона, их штатный состав и особенности комплектования. Выявлены персоналии, занимавшие в разное время должности чиновников в таможнях Крымского полуострова. Рассмотрен современный уровень разработки вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенные учреждения Таврической области в 1784-1796 гг. : структура, штат, функции»

УДК 94 (47)

ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ТАВРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ В 1784-1796 гг.: СТРУКТУРА, ШТАТ, ФУНКЦИИ

© 2018 Н. Д. Борщик1, Д. А. Прохоров2

1 докт. ист. наук,

проф. каф. документоведения и архивоведения e-mail: arktur4a,rambler.ru

2 канд. ист. наук,

ст. н. с. НИЦ истории и археологии Крыма e-mail: prohorov1da@yandex. ru

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

В статье рассмотрена проблема формирования штатов и аспекты функционирования таможенных учреждений Таврической области в 1784-1796 гг. Проанализирована структура таможен региона, их штатный состав и особенности комплектования. Выявлены персоналии, занимавшие в разное время должности чиновников в таможнях Крымского полуострова. Рассмотрен современный уровень разработки вопроса.

Ключевые слова: Крым, Таврическая область, таможенные учреждения, чиновничество, торговля.

Современные таможенные органы Республики Крым датой начала своей деятельности считают 31 марта 2014 г., когда в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) России № 579 «О создании Крымской таможни» в структуре ФТС были образованы крымские таможенные учреждения. Но свою историю они ведут с конца XVIII столетия. В 1783 г. Крым официально стал частью Российской Империи, а правящие круги использовали сложившуюся ситуацию для разработки новых методов управления и регулирования всех сфер жизнедеятельности на вновь приобретенных территориях. Актуальность данной работы состоит и в том, что Крыму, который несколько столетий играл ключевую роль во внутренней и внешней торговле страны в Азовско-Черноморском регионе, необходимо возрождение своих позиций в современной российской реальности. Поэтому изучение исторического опыта предшествующих поколений может указать истоки возникновения возможных современных проблем в интеграционных процессах и вероятные способы их решения.

О проблемах, связанных с историей создания и функционирования таможенных учреждений, писали Т.В. Павлина [Павлина 2004], Н.П. Стахова [Стахова 2006: 15-22], Е.А. Солонченко [Солонченко 2007], Т.С. Минаева [Минаева 2009], Г.А. Третьякова [Третьякова 2011] и др. Имеются отдельные исследования источниковедческого характера [Раздорский 2009]. В региональной историографии появлялись единичные работы, освещающие правоведческие аспекты деятельности крымских таможенных учреждений [Радайде 2012], особенности Феодосийской [Бирюкова 2015] и Евпаторийской [Борщик 2017] таможен, а также чиновничьего аппарата государственных учреждений (в том числе, и структур таможенного ведомства) Таврической области [Прохоров 1998; 2017].

Настоящее исследование является попыткой осветить основные функции и направления работы крымских таможенных учреждений в конце XVIII - начале XIX в. Хронологические рамки обусловлены важнейшими событиями в организации крымской таможенной службы: 1784 г. - подписание российской императрицей

Екатериной II указа, ставшего руководством к действию по формированию первых крымских таможен; в 1822 г., в царствование императора Александра I, был принят новый Таможенный тариф, сыгравший ключевую роль во внешней политике России. При работе над настоящей публикацией использовались материалы Государственного архива Республики Крым (ГАРК, г. Симферополь) и Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург), часть из которых вводится в научный оборот впервые.

Вторая половина XVIII в., связанная с правлением императрицы Екатерины II, в отечественной истории по праву считается важнейшим этапом в области территориальных приобретений России. В 1783 г. в состав государства вошел Крымский полуостров, о чем современники этих событий сообщали: «Щедроты, обещания, распоряжения, все было потреблено чтоб без кровопролития очистить путь в Крым... Сим мирным договором Императрица Всероссийская сделалась обладательницей такой страны, которая со временем весьма процветет»1.

С этого момента и по настоящее время Крымский полуостров всегда занимал и занимает важное место в торговой и таможенной политике страны в силу своего географического расположения и исключительно благоприятных природно-климатических условий. Изначально были намечены перспективы развития этих территорий: «И так, с того времени как Крым составляет часть Российской Империи, всевозможные употреблены средства, чтоб возродить ему прежнюю славу и восстановить великий торг генуэзцев»2.

Уже в январе 1784 г. вышел Манифест «О свободной торговле в городах Херсони, Севастополе и Феодосии», где Екатерина II провозглашала, что «попечение Наше о разпространении торговли подданных Наших и других с ними чрез Черное и Средиземное моря достигло желаемых успехов», а следовательно, «. лежащие в Таврической области приморские города Наши Севастополь, известный до сего под названием Ахт-Яр, одаренный превозходною морскою пристанию, и Феодосию, инако Кефою имянуемую, в разсуждении выгодности их, повелеваем открыть для всех народов, в дружбе с Империею Нашею пребывающих, в пользу торговли их с верными Нашими подданными». Далее в документе «торжественно» объявлялось, что «все помянутые народы на собственных их или наемных судах под флагами их могут свободно, безопасно и безпрепятственно к тем городам приплывать или сухим путем приезжать, нагружать суда их и оттуда отплывать или отъезжать по своему произволению, поступая, что до платежа пошлины за привозимые и вывозимые товары касается, по тарифам и установлениям таможенным»3. Существует мнение, что именно этот норматив стал руководством для формирования таможенных учреждений в Крыму [Поспелова 2012].

В Государственном архиве республики Крым сохранились досоветские фонды таможенной службы Таврической области, из документов которых известно, что в 1784 г. были созданы Феодосийская портовая таможня (ГАРК. Ф. 221) и Гёзлёвская (Козловская) портовая таможня (позже Евпаторийская) (ГАРК. Ф. 369). Согласно указу «Об устройстве новых укреплений на границах Екатеринославской губернии» от 10 февраля 1784 г. был основан город Севастополь, «.где ныне Ахтияр и где должно быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение»4. Первоначально Севастополь рассматривался исключительно как военный морской форпост Российской империи на южных рубежах страны, затем

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1285. Оп. 2. Д. 62. Л. 3, 5 об.

2 РГИА. Ф. 1285. Оп. 2. Д. 62. Л. 7.

3 Полное Собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Т. 22. № 15935. С. 50-51.

4 ПСЗ РИ. Т. 22. № 15929. С. 21-22.

«правительство, видя недействительность употребленных к утверждению основания сего торгу и стараясь привести оный на некоторую степень силы и прочности, без коей ему невозможно устоять, решилось перенести в Ахтияр Правление Херсонского судоходства и предоставить для торговли обширные здания по берегу реки»5.

На таможенные учреждения Крымского полуострова, помимо их основных функций, возлагались и другие важнейшие государственные задачи. Так, кроме сбора таможенных платежей, контроля над ввозом-вывозом товаров и ведения статистики, осуществлялись контроль за движением населения через границу и защита внешних рубежей страны. Служащие крымских таможен, их семьи и родственники являлись в основном переселенцами из разных губерний Российской империи. Они принимали активное участие в заселении и хозяйственном освоении вновь приобретенного региона [Головко 2005].

Естественно, что российское правительство уделяло много внимания реформированию отечественной таможенной системы, стремясь сделать ее унифицированной и превратить в эффективный механизм реализации государственной политики в сфере внешней торговли.

Следует заметить, что за основу деятельности созданных в Крыму таможенных учреждений было взято «Положение о тарифе Крымского полуострова, изданное Шагин-Гиреем, и ордера Крымского полуострова на перегон скота по тарифу»6. Этот документ, датированный 15 сентября 1783 г., давал представление о сумме таможенных пошлин, размер которых колебался от двух до десяти процентов.

Выдержки из «Положения о тарифе Крымского полуострова, изданного Шагин-Гиреем...»

процента

«Материи ис шелку без серебра и золота ткани 2 % от ста

Пушной тариф всякого рода 10 тож

З бумаги хлопчатой 8 тож

С разного латочного мелочного товару 5 тож»

Другими словами, согласно этому документу, таможенные пошлины колебались от двух до десяти процентов. Отметим также, что данное «Положение» было основано на принятом ранее в 1775 г. тарифе для таможенных учреждений на побережье Черного и Азовского морей.

4 августа 1775 г. был «Высочайше утвержден» доклад графа Б.К. Миниха «О правилах привоза и отвоза товаров при портах Черного моря» с приложением «Тарифа для оных портов». В частности, в нем отмечалось: «на все привозимые к портам Черного моря турецкие, левантские и греческие, а отсюда туда вывозимые российского продукта товары для поощрения к торгу уменьшить пошлины против ныне действуемого Санкт-Петербургского 1766 г. тарифа четверною долею, оставляя все европейские товары с прежнею по тому тарифу пошлиной, равно как и те отпускаемые товары, кои весьма малой оной платили». В резолюции отмечалось: «Быть посему; а где учредить порты и таможенные заставы, о том снестись с генерал-губернатором графом Потемкиным и его в этом определению следовать»7.

Аналогичный норматив «О действии нового тарифа во вновь учрежденных таможнях...» Сенат утвердил указом от 5 февраля 1776 г. Этот документ был достаточно либерален: в нем декларировалось значительное снижение таможенных

5 РГИА. Ф. 1285. Оп. 2. Д. 62. Л. 5 об. - 6.

6 Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 221. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

7 ПСЗ РИ. Т. 20. № 14355. С. 193-196.

платежей или их полная отмена на некоторые виды товаров. В новом тарифе впервые упоминается Керчь, выбранная в качестве «таможни, которые назначены»8.

В 1781 г. между Россией и Османской Портой был заключен договор «касательно торговли по Черному морю». С присоединением Крыма в 1783 г. «торговля России по Черному морю расширилась присоединением крымских портов, и в них она, главным образом, и стала сосредотачиваться» [Дашков 1897: 26].

5 сентября 1782 г. был подписан «Тариф о сборе пошлин с провозимых и вывозимых из Константинополя российскими купцами товаров, постановленный между Российской Империей и Портой Оттоманской»9. Этот норматив был «часто называем Черноморским», так как «больше всего касался интересов Крыма, и здесь, в Крыму, он должен был получить наибольшее применение» [Там же]. В новом тарифе в целях поощрения торговли на побережье Черного и Азовского морей предусматривалось снижение ставок пошлин на одну четверть по сравнению с другими регионами России: «Для выгодности и пользы обеих Империй имеет быть вольное и беспрепятственное плавание купеческим кораблям, принадлежащим двум контактируемым державам во всех морях, их земли омывающих, и Блистательная Порта позволяет таковым точно купеческим российским кораблям, каковы другие государства в торгах в ея гаванях и везде употребляют, свободный проход из Черного моря в Белое, а из Белого в Черное. Позволяет также Блистательная Порта в областях своих подданным Российской империи иметь коммерцию как на сухом пути, так и на водах кораблеплаванием.. ,»10.

Таможенным тарифом 1782 г. понижалось в среднем до 2% обложение импортируемого сырья, а также устанавливалась пошлина в 20% на предметы роскоши и в 30-40% - на товары, производившиеся в России в достаточном количестве. На большинство импортных товаров устанавливалась пошлина в 10% [Минаева 2009: 73-74].

В поданном 10 августа 1785 г. князем Г.А. Потемкиным докладе на имя императрицы Екатерины II предлагалось принять меры, касавшиеся крымской торговли: «Пошлинный сбор на самом полуострове столь мал с привозных товаров, что едва достанет на содержание стражи. Если было бы угодно Вашему Императорскому Величеству оную с Таврического полуострова совсем снять. Сим сократится стража и привлекутся многие жители из заграницы»11. Этот проект удалось реализовать: тогда же, 13 августа 1785 г., был издан указ, по которому «все пристани, на полуострове лежащие», с 1 января 1786 г. освобождались от выплаты таможенных пошлин сроком на пять лет, а таможенная стража была переведена за Перекоп [Дружинина 1959: 145]. В связи с отменой внутренних таможенных пошлин в Таврической области серьезный импульс для развития получила торговля, а ее оживление в южных регионах империи наблюдается в середине 1780-х гг., когда Россией были заключены выгодные торговые соглашения с Австрией и Францией [Там же: 143-145, 184].

11 июня 1784 г. полномочия правителя Таврической области официально были переданы генерал-аншефу и действительному статскому советнику В. В. Каховскому, а затем глава «Крымского правительства» граф О.А. Игельстром направил в нижестоящие инстанции циркулярный ордер, которым предписывалось в тех местах полуострова, «где есть пристани, на привозящих и отвозящих кораблях, привозимых и вывозимых на них товарах, о посаженных в карантины людях, доносить ему»12. Директором крымских таможен назначили коллежского асессора К.И. Мавроени, еще с

8 ПСЗ РИ. Т. 20. № 14431. С. 345-346.

9 ПСЗ РИ. Т. 21. № 15506. С. 665.

10 ПСЗ РИ. Т. 45. Книга тарифов: Общее дополнение к тарифам (1753-1825). С. 37.

11 ГАРК. Ф. 535. Оп. 1. Д. 1594. Д. 3-4.

12 ГАРК. Ф. 799. Оп. 1. Д. 1. Д. 3; ГАРК. Ф. 802. Оп. 1. Д. 3. Д. 2-54.

1777 г. владевшего откупом на Гёзлёвскую, Балаклавскую и Кефинскую таможни13. С открытием присутственных мест при Таврической областной Казенной палате (главном административном органе, который занимался фискальной деятельностью и подчинялся непосредственно правителю области) в числе прочих была создана и Таможенная экспедиция. Ее структура первоначально выглядела таким образом. Заведовал таможнями Крымского полуострова вышеупомянутый К.И. Мавроени, который 25 декабря 1785 г. получил назначение в Таврическую областную казенную палату на должность советника таможенных дел. Тогда же в Таможенную экспедицию определили губернского секретаря Т. Кафтеева; переводчиком - подпоручика Ставроцирулла. В штат на должность протоколиста был определен и канцелярист В. Пасхалов14. В последующие годы должность советника Экспедиции таможенных дел при Таврической областной казенной палате занимали коллежский асессор М.М. Караценов (в 1790-1793 гг.), секунд-майор Д. Байков (формально в 1793 г.) и надворный советник Я.Н. Свербеев (в 1794-1796 гг.) [Макидонов 2011: 178]. Таможенной экспедиции подчинялись все таможни полуострова, а устройство последних, за некоторыми исключениями, было практически однотипным.

В годы правления российского императора Павла I (1796-1801) Таврическая область была упразднена и образована Таврическая губерния. Серьезным изменениям подверглось отечественное таможенное дело. Новшества в таможенной сфере коснулись Крымского полуострова в первую очередь. Рост объемов внешней торговли и многочисленные факты злоупотреблений в таможенных учреждениях, коррупция и взяточничество заставили императора Павла I упразднить в 1796 г. таможенные экспедиции при губернских казенных палатах и возобновить деятельность Коммерц-коллегии с переподчинением ей всех таможенных учреждений. Таможенная экспедиция в Крыму была закрыта по указу Павла I от 9 ноября 1796 г., а вместе с ней были подвергнуты расформированию штаты таможен полуострова. Таким образом, таможенные учреждения постепенно выводились из-под контроля органов регионального и местного управления.

В 1796-1798 гг. Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства тщательно исследовала «натуральное положение» Тавриды. Во «Всеподданнейшем докладе» Экспедиции было отмечено, что отделение «полуострова Таврического от Новороссийска может произвести великую медленность в сообщениях и неминуемую остановку по делам гражданским и купеческим. чего ради в предупреждение неудобств, полагающих препону точному и скорому исполнению Всемилостивейшего намерения Вашего величества всеподданнейше представляет: «отделить полуостров Таврический от зависимости Новороссийского губернского начальства и быть ему в полном управлении учрежденного под ведением Экспедиции государственного хозяйства особого присутственного места», а «вся свобода торговли как внутренней, так и иностранной» возлагается на товарища Попечителя15.

Мероприятия по формированию новых таможенных учреждений были продолжены уже при императоре Александре I, который в 1802 г. своим указом разделил Новороссийскую губернию, образовав из ее территорий Таврическую, Екатеринославскую и Николаевскую (с 1803 г. - Херсонскую) губернии.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы относительно развития системы таможенных учреждений на Крымском полуострове в конце XVIII - в начале XIX в. Процесс формирования таможенных учреждений был обусловлен принятыми

13 ГАРК. Ф. 801. Оп. 1. Д. 48. Л. 1-3.

14 ГАРК. Ф. 792. Оп. 1. Д. 5. Л. 6 об., 7, 9 об.

15 РГИА. Ф. 1341. Оп. 1 Д. 13. Л. 37.

еще в 1720-х гг. императрицей Екатериной II законодательными мерами, в соответствии с которыми осуществлялся кадровый набор в реестры таможен. Деятельность таможен, находившихся на Крымском полуострове, была официально санкционирована рядом постановлений и указов высшей государственной администрации. Принятие российскими властями комплекса мер по изменению и усовершенствованию таможенных тарифов в соответствии с политической обстановкой и экономическими факторами во многом способствовало развитию этого региона.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-09-00480.

Библиографический список

Бирюкова Н.Н. Деятельность Феодосийской таможни в составе Таврической губернии в конце XVIII - начале XX вв. // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. Т. 1 (67). № 2. С. 9-14.

Борщик Н.Д. Кадровый состав Евпаторийской портовой таможни Таврической губернии в 1860-е гг. [Электронный ресурс] // Научный вестник Крыма. 2017. № 5 (10). URL: http://nvk-journal.ru (дата обращения: 19.11.2017).

Головко Ю.И. Записка о развитии внешней торговли и организация борьбы с контрабандой в Азовской губернии (1775-1776 гг.) // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1. С. 79-87.

ДружининаЕ.И. Северное Причерноморье в 1775-1800 гг. М., 1959. 277 с.

Лашков Ф.Ф. О пересмотре Черноморского тарифа 1782 г. // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии. 1897. № 1. С. 26-39.

Макидонов А.В. Персональный состав административного аппарата Новороссии XVIII века. Запорожье: Просвгга, 2011. 336 с.

Минаева Т.С. Россия и Швеция в XVIII веке: история таможенной политики и таможенной системы. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 2009. 219 с.

Павлина Т.В. «Памятуя присяжную должность.» (Очерки по истории таможенной службы в Коми крае в XV - в первой половине XVIII века). Сыктывкар, 2004. 124 с.

Поспелова Ю.А. Азово-Черноморские таможни в конце XVIII века: инфраструктура, штат, эффективность работы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2012. № 2. С. 14-23. URL: http://www.evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/189 (дата обращения: 19.09.2017)

Прохоров Д. А. Государственные учреждения Таврической области в конце XVIII века // Культура народов Причерноморья. Симферополь. 1998. № 4. С. 123-138.

Прохоров Д. А. Штаты и деятельность таможенных учреждений Таврической области в конце XVIII века // История и археология Крыма: сб. ст. / отв. ред. В В. Майко. Симферополь: ИП А.А. Бровко, 2017. Вып V. С. 341-370.

Раздорский А.И. Исследования и публикации таможенных и кабацких книг в 2002-2009 гг. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв.: сб. материалов Второй междунар. науч. конф., Курск, 2009 г. Курск, 2009. С. 9-21.

Радайде Д. С. Развитие таможенных учреждений Таврической губернии с 1819 по 1914 г. [Электронный ресурс] // Закон и жизнь. 2012. № 2. URL: http://www.legeasiviata.in.ua/archive/2013/10-2/54.pdf (дата обращения: 19.11.2017)

Солонченко Е.А. Таможенная политика на юго-востоке России и ее реализация в Оренбургском крае в 1752-1868 гг. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 311 с.

Стахова Н.П. Российский таможенный тариф 1822 г. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2006. № 11. С. 15-22.

Третьякова Г.А. Таможенные органы в государственном механизме Российской империи XVIII в. // Вопросы экономики и права. 2011. № 33. С. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.