Научная статья на тему 'Таможенный (Черноморский) тариф 1782 г. И проекты его изменения'

Таможенный (Черноморский) тариф 1782 г. И проекты его изменения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
556
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 1782 Г / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КРЫМСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / THE CUSTOMS TARIFF OF 1782 / RUSSIAN EMPIRE / CRIMEAN PENINSULA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борщик Наталья Дмитриевна

В статье рассмотрены причины и обстоятельства принятия и возможного изменения таможенного тарифа 1782 г., часто называемого «черноморским». Включение Крымского полуострова в состав Российской империи в 1783 г. кардинально изменило геополитическую обстановку в регионе и потребовало пересмотра существующих договоренностей. Особенности международной торговли через порты Крыма, размер таможенных пошлин, их увеличение/уменьшение «применительно к местным потребностям» эти вопросы были возложены центральными властями на крымских чиновников и общественных деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS (BLACK SEA) TARIFF 1782 g. AND PROJECTS OF ITS CHANGE

The article considers the reasons and circumstances of the adoption and possible changes in the customs tariff of 1782, often called the "Black Sea" tariff. Inclusion of the Crimean peninsula in the Russian Empire in 1783 drastically changed the geopolitical situation in the region and demanded a revision of existing agreements. The peculiarities of international trade through the ports of Crimea, the amount of customs duties, their increase / decrease "in relation to local needs" these issues were assigned by the central authorities to Crimean officials and public figures.

Текст научной работы на тему «Таможенный (Черноморский) тариф 1782 г. И проекты его изменения»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 УДК 93/94 (470 КРЫМ)

Борщик Наталья Дмитриевна, доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и архивоведения исторического факультета Таврической академии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Россия e-mail: arktur4@rambler.ru

ТАМОЖЕННЫЙ (ЧЕРНОМОРСКИЙ) ТАРИФ 1782 Г.

И ПРОЕКТЫ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ1

Аннотация. В статье рассмотрены причины и обстоятельства принятия и возможного изменения таможенного тарифа 1782 г., часто называемого «черноморским». Включение Крымского полуострова в состав Российской империи в 1783 г. кардинально изменило геополитическую обстановку в регионе и потребовало пересмотра существующих договоренностей. Особенности международной торговли через порты Крыма, размер таможенных пошлин, их увеличение/уменьшение «применительно к местным потребностям» - эти вопросы были возложены центральными властями на крымских чиновников и общественных деятелей.

Ключевые слова. Таможенный тариф 1782 г., Российская империя, Крымский полуостров.

Borschik Natalia Dmitrievna, Doctor of Science in history, Professor, Taurida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia e-mail: arktur4@rambler.ru

1Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-09-00480

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 CUSTOMS (BLACK SEA) TARIFF 1782 g. AND PROJECTS OF ITS CHANGE

Annotation. The article considers the reasons and circumstances of the adoption and possible changes in the customs tariff of 1782, often called the "Black Sea" tariff. Inclusion of the Crimean peninsula in the Russian Empire in 1783 drastically changed the geopolitical situation in the region and demanded a revision of existing agreements. The peculiarities of international trade through the ports of Crimea, the amount of customs duties, their increase / decrease "in relation to local needs" - these issues were assigned by the central authorities to Crimean officials and public figures.

Keywords. The customs tariff of 1782, the Russian Empire, the Crimean Peninsula.

Изучение различных аспектов истории таможенного дела России принадлежит к числу приоритетных задач, стоящих перед современной исторической наукой: поиск новых экономических рычагов логично приводит к восстановлению функций таможенных органов как регулятора внешнеэкономических связей, стабилизации финансовой системы и пр.

Сложная геополитическая ситуация и наметившееся в последнее время противостояние сверхдержав в условиях «санкционной экономики» на практике оборачивается двусторонними экономическими санкциями и ограничениями на ввоз-вывоз товаров, что, соответственно, приводит к сложностями в таможенной сфере. Значительный интерес в этом плане представляют вопросы обновления отечественной таможенной системы, перехода на международные правила таможенного контроля с учетом особенностей страны на основе взаимного сотрудничества с таможенными службами стран Запада и Востока.

В целом проблемы развития современной таможенной системы РФ зачастую вызваны не только и не столько санкционными мерами, сколько недостатком, а зачастую и отсутствием, квалифицированных специалистов в

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 таможенной деятельности, способных аккумулировать исторический опыт, учитывать ценности культурного наследия и творчески их реализовывать.

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г. здесь началось активное государственное строительство по российскому образцу, в том числе были заново созданы таможенные органы в системе Федеральной таможенной системы РФ [1]. Масштабность задач, связанных со скорейшей интеграцией Республики Крым в современное российское экономическое пространство, требует не только взвешенных программно-целевых решений федерального и регионального руководства, но и учета исторических особенностей социально-экономического развития этого субъекта федерации: Крыму, который несколько столетий играл ключевую роль во внутренней и внешней торговле страны в Азовско-Черноморском регионе, необходимо возрождение своих позиций в современной российской реальности. Поэтому эффективное использование опыта дореволюционного государственного строительства, деятельности досоветской таможенной сферы, грамотное управление современными экономическими процессами с помощью таможенного регулирования может достаточно быстро превратить полуостров в один из самых успешных регионов России.

Крымский полуостров вошел в состав Российской Империи в 1783 г. и сразу занял важное место в торговой и таможенной политике страны в силу своего географического расположения и исключительно благоприятных природно-климатических условий. В Манифесте «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей кубанской стороны под Российскую державу» от 8 апреля 1783 г. сообщалось: «Возвещая жителям тех мест силою нашего императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников Престола нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущества, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется» [2].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018

Российские власти придавали огромное значение вопросам организации международной торговли через крымские порты, о чем свидетельствуют многочисленные нормативы Екатерины II, принятые в1770 - 1780-е гг.: 4 августа 1775 г. был Высочайше утвержден доклад графа Б.К. Миниха «О правилах привоза и отвоза товаров при портах Черного моря» с приложением «Тарифа для оных портов» [3], аналогичный норматив «О действии нового Тарифа во вновь учрежденных таможнях...» утвержден указом Сената от 5 февраля 1776 г. [4], и др. На основании этих документов было принято «Положение о тарифе Крымского полуострова, изданное Шагин-Гиреем и ордера Крымского полуострова на перегон скота по тарифу», датированное 15 сентября 1783 г. [5], ставшее основой для деятельности вновь созданных крымских таможенных учреждений.

Особенностям таможенного регулирования товарооборота в этом регионе уделяли внимание и западные авторы. Достаточно известным стал вышедший в 1787 г. двухтомный «Трактат о торговле на Черном море»в авторстве Карла Пейссонеля, представителя французской дипломатической службы в России. В нем автор подвел итоги многолетнему изучению сложившихся торговых отношений в Азовско-Черноморском бассейне. В своем сочинении К. Пейссонель дал подробное описание региональной внешней торговле, особенностям экспорта и импорта. Анализ цифровых данных, приведенных автором, дает представление об общем уровне социально-экономического развития Крымского полуострова, основных отраслях и специализации хозяйства в Крыму: земледелия и скотоводства, ремесел и промыслов и пр. В «Трактате...» есть данные и о торговых пошлинах, взимаемых в портах Крыма и Кавказа, находившихся под протекторатом крымского хана. Достаточно интересны сведения о качестве производимых в Крыму товаров, например, о «шерстяной материи, или вернее сукне, из которого приготовляется одежда»: «Эта весьма грубая шерстяная ткань (род фланели или тШоп, мильтона), в очень большом употреблении во всей Татарии и даже в Турции. На заказ делается более тонкая ткань. Сын Абдуле-Аги,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 главного казначея Крыма, носит из этой материи белое платье такого хорошего качества, что я принял материи за французское сукно и мне стоило большого труда заставить себя поверить, что в этой стране можно найти шерсть, пригодную для производства столь хороших сукон» [6]. Кроме того, есть сведения, что город Каффа (Феодосия) был мировым невольничьим рынком, «где скоплялось до 30 тысяч рабов из Литвы, Польши, Украины и Кавказа. Их пригоняли на рынок, прикованных друг к другу цепями около шеи по 10 человек, продавали с аукциона и увозили в Турцию, Персию, Индию, Португалию, Египет и другие страны» [6].

В этой связи очень важным представляется принятие нового Таможенного тарифа 1782 г., регулирующего товарооборот и таможенное обложение в портах Азовско-Черноморского бассейна. Ф.Ф. Лашков, преподаватель мужской гимназии в г. Симферополе и «правитель дел» Таврической ученой архивной комиссии отмечал: «Как известно, по Кучук-Кайнарджийскому трактату 1774 г. русским кораблям впервые открыто свободное плавание из Черного моря в Средиземное. 4 августа 1775 г. был обнародован «Тариф о сборах пошлин с привозимых и отвозимых товаров в портах Черного моря», 5 сентября 1781 между Россией и Оттоманской Портой был заключен окончательный тариф касательно торговли по Черному морю. С присоединением Крыма к России в 1783 г. торговля России по Черному морю расширилась присоединением крымских портов, и в них она, главным образом и стала сосредоточиваться; поэтому тариф 1782 г. больше касался интересов Крыма, и здесь, в Крыму, он должен был получить наибольшее применение» [7]. Но указанный Таможенный тариф был принят в 1782 г., за год до присоединения Крыма к Российской империи. Поэтому неудивительно, что в новых исторических условиях потребовалось пересмотреть утвержденные пошлины «применительно к местным потребностям и фискальным целям» [7].

В результате 10 июня 1783 г. был принят «Трактат о торговле, заключенный в Константинополе между Российской империей и Портой Оттоманской», подписанный Яковом Булгаковым, «чрезвычайным

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 посланником и полномочным министром при Блистательной Порте Оттоманской» и «высокопочтенным» Сейд Мегемед Гайри Эфендием, «действительным великим канцлером» [8]. В документе говорилось: «Блистательная Порта позволяет совершенно, свободно, вообще всем российским подданным навигацию и торги свои отправлять во всех областях ее, как на сухом пути, так и на морях, водах и рекой Дунаем и везде, где навигация и купечество для российских подданных найдутся; чего ради и вольно всякому российскому торгующему ездить, жить и быть в областях Порты под особлиевой защитой ее правительства столько времени, сколько польза торга ее требовать может» [8].

Ф.Ф. Лашков сообщил, что обнаружил дело 1784 г. «О экземплярах, присланных от его светлости князя Потемкина на печатанного на российском и турецком языках тарифа касательно торговли по морям, поставленного между Россией и Оттоманской Портой», извлеченное из архива канцелярии губернатора (в архиве губернских присутственных мест (г. Симферополь)».

3 июня 1794 г. П.А. Зубов, генерал-губернатор Новороссии, писал на имя генерал-майора, правителя Таврической области С.С. Жегулина, что «желание умножить таможенный доход побуждает меня поручить вам . по состоянию таможен и ведомств Казенной палаты, рассмотреть тариф Черноморской и, впременяясь к тем ценам, по которым в настоящее время действительно товары на биржах и в других подобных местах продаются, учинить прибавку к пошлине, имея правилом,

1. Не обременять таковым возвышением пошлин торговлю;

2. Доставить таможенным доходам приращение.

На всякую статью, учиненную таковым образом, в сборе пошлин перемены не оставьте ... представить достаточное объяснение дабы можно было видеть какими причинами побуждались вы делая вышесказанную перемену. Если же по зрелому рассмотрению найдете что некоторые вещи должны оставаться в прежнем состоянии с платежем нынешних пошлин о том равномерное пришлите уведомление, ибо постоянное намерение мое было

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 всегда одобрять торговля и приводить ее сколько возможно в цветущее состояние, а отнюдь не расстраивать отягощениями или каковыми-либо стеснениями; справедливость же требует, чтобы и торгующие, пользуясь всеми таковыми преимуществами, платили за безопасность и выгоды свои сообразно настоящему вещей состоянию и приемлемому о выгодах их попечению».

Источник сообщает, что «26 августа 1794 г. прибыли в г. Симферополь на совещание к губернатору для рассмотрения для Черноморского тарифа приглашенные особыми ордерами С.С. Жегулина: коллежский асессор Врет, бахчисарайские купцы: Эмир-Али Челеби и еврей Вениамин Назар, феодосийский городничий с купцом Алляджи Агой и евпаторийский городничий Делаграматик с купцами: Эмир-Али Челебием, армянином Алладжи-оглу-Тумасом и евреем Шелемой, и здесь сообща ими был рассмотрен Черноморский тариф» [7, с. 28-29].

Результат заседания комиссии в вышеприведенном составе позволил не только обозначить изменения в Тарифе 1782 г., но и их обосновать: «таковым разрешением умножится весьма доход таможенный и прекратится покушение к потаенному их выпуску, равно ... уведомляем о сделанной немалой прибавке пошлины на пшеницу, что оная не будет немало отяготительна для торгующих, паче уменьшится тем отпуск ее из портов Тарических, потому что известно, что многие из купечества, отправя в прошедшее время пшеницу в Архипелаг и далее, приобрели на нее до 100 % прибыли» [7, с. 29-30]. Комиссией были подготовлены предложения об изменении тарифных ставок с подробным объяснением целесообразности (см. Приложение: Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии. 1897. № 1. С. 31-33).

Отметим, что подобное таможенное регулирование проводилось неоднократно и было оправдано эффективным исполнением первоочередных задач внутренней и внешней политики Российского государства [9].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 Список источников:

1. Борщик Н.Д. Межрегиональные связи субъектов Российской Федерации: теория и практика//Политика, экономика и инновации. 2016. № 3 (5). [Электронный ресурс] URL: http://pei-journal.ru (дата обращения: 05.03.2018)

2. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ РИ). Т. 21. № 15708. СПб., 1830. С. 897-898.

3. ПСЗ РИ. Т. 20. № 14355. С. 193-196.

4. ПСЗ РИ. Т. 20. № 14431. С. 345-346.

5. Государственный архив Республики Крым. Ф. 221. Оп. 1. Д. 1.

6. Западно-Кавказские горцы и ногайцы в XVII столетии по Пейсонелю. Материалы для истории Западно-Кавказских горцев // Кубанский сборник. 1891. Т. 2. [Электронный ресурс] URL: http://apsnyteka.org/766-peisonnel_sh_traktat_o_torgovle_na_chernom_more .html#2 (дата обращения: 10.02.2018).

7. Лашков Ф.Ф. О пересмотре Черноморского тарифа 1782 г. // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии. 1897. № 1. С. 26-39.

8. ПСЗ РИ. Т. 21. № 15757. С. 939-956.

9. Борщик Н.Д. Кадровый состав Евпаторийской портовой таможни Таврической губернии в 1860-е гг. //Научный вестник Крыма. 2017. № 5 (10). [Электронный ресурс] URL: http://nvk-journal.ru (дата обращения: 10.02.2018)

Дата публикации на сайте 25.01.2018

ВЕДОМОСТЬ

товаранъ къ Портамъ Таврнчесгошъ врииолшымъ <л» полагаемою пс-реиЬною лодшшъ, каков а я шлпъ по тарифу вшсииваотоя н съ объ-лслшеап. лрмвЕгь къ тону и о будивший

Зваше лрявдаишкъ

TDMpDSb.

Бумага хлопчатая прядена на ЪЪлпи и cbütjqh {?),6униятпи

Бумажное палотио-яинднкъ крашаанглй, ннеиу&мый т, ку-сокъ . , , . .

Та к»е ято, Йасиа ииенувио^ въ Jtycn'Jb 13 аршкиъ . , . Такая ас басма

добротою Л11ХЁ КуИВ-

—даухь рукъ:

1) Первой руви яу-со дъ uoeirji 7 арш,

2) ВтороА руки той жо кЬры .....

п

Hl

PVIJ.

о г

я п ч н

пу

ошо

до 1&

Д'ь

8

ДО 70

ЬО

ао

OG'hiniuuiriü Тнрнчеокиго ГУОнрнштпра ätfma Вйц^Губорцктлрмп,, [га ка-влныю и^удиниглы*!, [¡i>-

додетяа доюише геошдынъ еь [Ира*

wltlinfl li(IUTPi3i (НЦИ'Д'ИЛнииЫ! llil тя-

Облнждя лшшну, раковая

fjC[)(!TGIl <"Ъ ЕфПШМШЙ 110 3 р.

съидпш'а пуда^ полагается прибавить на лудъ im 70 к., чю составить I р. 50 к., даби пршяшпгь Таврлчаивпкъ жителей драить иную.

Полагайте«, въ уравдшю-въ

НрмЧНШИ (>УМЙ»ИЫИ1К ШГ^ШЛЛ"

йш быть но ицМигГ) 30 tt. со ота, ЧТО IIН ИШТЫНЙГЬ, ни торгующие rif. од1мавгь отаго щс вн.

Cid бумажных крашен ншя ц□ -л Wim Шли до сего вреивлн гюдъ имопшиъ куницвй и гглатнли по 40 it. съ 1;йнда3 но, in, раясуэи-Леи in низкой цЪпы ной^Ьдешгь д ву х ъ оортовъ, нуишо ура в н ять НХЛ, OJp другими бумджныш щ-repiuiauii, ¡п. тарифа неозяа-ЧбНВЫНИ,, н положить въ шгхъ во оцИмвЪ съ рубля во У0 к.

П

Г) у ига Ж и ÚÍ ПОЛОТНА рйдтша-чадмръ, кус. —въ неиъ арш. 1 ■ 1 ti а о □ Полагается гаяюе уравнять аъ мрочним бумажны та мате-рши и брать но оц!нкЬ 30 КОН. съ рубля.

Жемчугъ . . i бези ош ЛII1111 0 Полагает« ради умееъштмц роскоши по 30 Hl съ рубля,

Ко я; и ФЫрШ КОЗЛИНЫЙ |Г ЗЙЙЧЬН , i — — - Биалишя но ироянвиу— б шеи шлю, íi на ¡шнчьн полагает ей по к. сь рубля, по причинft б и л ыл aro волнче&гнй зайцевъ въ ш у остро lili.

Оафьяны Typeipie равны хь цветов» flfc* снтокь. . , . . Съдаиятшиюшина п — 2 — Полагайся роди о до б рея i я Тавриишт сифынйыгь ¿а-ьодовъ' но 4 руб. 60. коп- съ двмтка.

Олявян черная -в вел слыл . 1 СЬ: G0 50 п 1 У Л а Въ ршувднгк рц^лнчвдго сорта яри тонн лшхть олнвовъ, п нежду оншш и еркы я быващгь вин к ой цйш, ради оГлцаго шзЬиъ яштшиъ улотреблеши, полагавши по íHfbUKt tfh рубля ТОЛЬКО но ílfl tfUH,

ОрЪхи: грвчюйе, волошше и простые нелкщ по оцйжЁ съ рубля ..... — — — 10 No ирртшнД Toi'dj что сады н яЬса Тавричссиат полуострова ЁЭОбИЛуЮГЪ Ор^ХИИИ ГЬЯЪ родовъ н житад, дЪЖНла ради, ПОСЛЕДИШЬ ЬЪ Л'ЙОЙХЪ ПС сабира ютъ, дав о л г>ству ясь пр к-HOSuMJiiJttiij платя ли ацыя деньги, К'ь отиращеш coto и полагайся нйшенть пошлину НЯЙТИЙМЪ мо оцйнкй сь рубля по 40 HÚ1I.

HAY^HBIH BECTHHK KPBIMA, № 2 (13) 2018

— 33 —

KauiT&Hbl iiiu, !>pyc-

CLJ3 .lytimifi ny^- ■ AiiBTOJiMlne, ncuii-mw paimau n> nyjia

COKJ) aroiiEßft^jit;-HyuMMfi uapaeiripj AI^ jinHHhifi im urnjtb, nyjp. , . . . .

Hh>j|bl E! LLiL ri_H,| ¡T Ith

H№[H)ßji№,JrßJN> HJlfi-

nyeiihni) jjyjn>

Tosii! btopoM copn

Hb 51 fl II tu II XL IMÜTt'il-Hhltt 11 HUotllULblft. iiy,U'

Nun muh ei o ii nyna

ffgjoiirh, iijubiiyeuufl posaun—uyrb ■ -

CliüÖ 'IftpHHÄ Jljfl'b .

Mm-iim (?) nyji

1 20;;

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 fiO

50 75

r>ü

SO

11)

40

paacyntAuHiii, sro ^oipora ii ijAna r]oe,;ijft^iiiixji. ropasjju ot-ciüHiTJi mma OTJ> uepBaxb, TO ft iioiaiiifiTca imiunmi et pvö-m no 30 if.i a c_bilepjiMS3.no BO it. c/h nyjii), üinpö irit ia-

])(Hj>ÜMrb.

IljmÖajüiHbTCH ume 10 k. na jiyA'b, hto (jgoTauBjo öbi o% ny-

.na 3io 20 ifüiL, JiOEJiHBy njo-j^iH'h ^pcut^-iiuiX'i», si;i'i> aoa^t oiiuii jt^MeTCii üri> iiüjtyüdTpOR'^ netbÄia /ipuJlbNüj nin. utc ftajfee Taapujiw iic BwaoBUTOfl,

(lojisraerca itpn&a»WTt na 1-tt

copTt 11) it. Hii nfii, n M» no*

cxftuiiFiro yßawm, m> 10 K., Hü upHyuut necLKö HHÜÜOÖ utHti ÜHUrb.

IIa 1-il, no npratücxojieiiiy uro flüftparu k n^i Hfi, iiaDnGJOfi-eTflB 10 [taiL bü iiyjrbj imipoii oeraerGw ilo TapH^y cj» iiyia 40 lt., U üb nOCÜ'feiilHrO, IUI ESO MLO flpyroe iiu yuovpüftjiHiiMai'o, KilK'b HÜ KfJjvflJQiLüäfi R0ftKB3 110 KHBHDli ero iiujuiraiiTeji

GL iiyjia uo HO KOK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.