Научная статья на тему 'Законодательное регулирование отношений в сфере медицины и здравоохранения субъектами Российской Федерации (на примере субъектов Приволжского федерального округа)'

Законодательное регулирование отношений в сфере медицины и здравоохранения субъектами Российской Федерации (на примере субъектов Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование отношений в сфере медицины и здравоохранения субъектами Российской Федерации (на примере субъектов Приволжского федерального округа)»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волжская коммуна. 2004. 22 июля.

2. Известия Мордовии. 2004. 30 дек.

3. Милушин М. И. Проблемы формирования комплексных образований в законодательстве России / отв. ред. С. В. Поленина. М.: ЮНИКО-ИНФОРМ, 2003. 96 с.

4. Наше время. 2004. 28 окт.

5. Поленина С. В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979. 206 с.

6. Поленина С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России / / Государство и право. 1999. № 9. С. 5 — 12.

7. Рос. газ. 2004. 31 авг.

8. Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. № 1. Ст. 10.

Поступила 05.07.06.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

И. Г. ДУДКО, доктор юридических наук

Н. И. УЗДИМАЕВА, кандидат юридических наук

Законодательное регулирование вопросов медицины и охраны здоровья граждан — одно из приоритетных направлений государственной политики в современной России. И это не случайно, ибо жизнь и здоровье — высшие блага человека.

По справедливому замечанию ученых, «реальная правовая регламентация медицинской деятельности в нашей стране весьма длительное время отсутствовала... законодательство о здравоохранении носило чисто декларативный характер, а правила оказа-

ния медицинскои помощи содержались в не подлежащих публикации ведомственных актах. Последствия этого сейчас общеизвестны — пациенты были совершенно бесправны, а врачи достоверно не представляли круг своих прав и обязанностей и границы, за которой наступает ответственность» [3, с. 16].

Современное медицинское законодательство представлено системой законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, взаимо-действующих и регламентирующих

© И. Г. Дудко, Н. И. Уздимаева, 2006

общественные отношения в сфере медицины и здравоохранения. По мнению некоторых авторов, такие акты составляют самостоятельную отрасль российского законодательства благодаря комплексности [см.,

например: 2, с. 24; 4, с. 36], о чем свидетельствуют особенности предмета и метода регулирования по вопросам медицины и здравоохранения.

На наш взгляд, такой подход неприемлем. И вот почему. Конечно, можно вести речь о специфике отношений в указанной сфере, которая предопределена их содержанием. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что их регулирование осуществляется в недостаточном объеме, многие положения нормативных документов имеют общий характер и даже грешат пробелами (причем в немалом количестве). Для отрасли законодательства это недопустимо. Круг законодательно регулируемых отношений в медицине и здравоохранении также четко не выявлен (обычно в их числе называют отношения в связи с оказанием медицинской помощи, лекарственным обеспечением, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и т. п.).

Что касается метода правового регулирования названных сфер, то можно вести речь только о комбинировании приемов и способов, присущих административному, гражданскому праву и праву социального обеспечения, т. е. говорить о «собственном» методе неправомерно.

Таким образом, целесообразнее признать их комплексным институтом законодательства, в рамках которого обособились (или уже близки к это-

му) следующие группы отношений (субинституты): а) управление в сфере медицины и здравоохранения; б) медицинское страхование; в) организация и деятельность медицинских учреждений; г) лечебно-профилакти-ческая помощь населению (скорая медицинская помощь; наркологическая помощь; психиатрическая помощь; трансплантация органов человека; донорство; протезно-ортопедическая помощь; планирование семьи и регулирование репродуктивной функции человека; охрана здоровья матери и ребенка); д) обеспечение населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; е) оказание медицинской помощи отдельным категориям населения; ж) медицинская документация;

з) частная медицинская практика;

и) предоставление платных медицинских услуг; к) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; л) медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; м) санаторно-курортное лечение.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения является предметом совместного ведения России и субъектов Федерации. В исключительном ведении России находятся вопросы охраны здоровья граждан, которые связаны с производством и порядком использования наркотических средств и ядовитых веществ (п. «м» ст. 71), а также установление основ федеральной политики и реализация федеральных программ в области социального развития (п. «е» ст. 71).

Следовательно, правовую основу регулирования вопросов медицины и

здравоохранения составляют именно

^ _

законы России — Конституция Российской Федерации, Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 — 1, специальные федеральные законы, непосредственно регулирующие важнейшие направления в этой сфере (Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499 — 1, Закон РФ<- «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от

22 декабря 1992 г. № 4180 — 1, Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. № 5142 — 1, Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22 июня

1998 г. № 86-ФЗ и др.).

Однако согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения и вне предметов ведения России субъекты РФ вправе осуществлять законодательную деятельность. Поэтому значительный объем законодательной деятельности в рассматриваемой сфере приходится на субъекты, которые получили возможность для активного правотворчества. (Сегодня на этом уровне только в субъектах, входящих в Приволжский федеральный округ, принято около 100 законодательных актов.) При этом соответствующее «наполнение» (набор нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретную группу отношений и находящихся в системном единстве) является прерогативой субъекта Федерации, но с учетом состава и форм актов отраслевого законодательства, устанавливаемых федеральным законом [см. подробнее: 1,

с. 284 — 285].

В большинстве субъектов Приволжского федерального округа вопросы медицины и здравоохранения регламентируются актами общего характера, предмет регулирования которых схож с предметом регулирования Основ законодательства об охране здоровья граждан, что отражено и в названии (либо «о здравоохранении», либо «об охране здоровья»). Данного рода акты имеются в Республике Татарстан (например, Закон Республики Татарстан «Об охране здоровья граждан в Республике Татарстан» от 18 июня 1998 г. № 1659), Республике Мордовия (Закон Республики Мордовия «О здравоохранении в Республике Мордовия» от 20 февраля 2006 г. № 10-3), Чувашской Республике (За-; кон Чувашской Республики «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике» от 24 ноября 2004 г. № 53) и др.

Такая практика заслуживает одобрения, поскольку позволяет учитывать особенности социального, экономического, политического, культурного развития конкретного региона. При отсутствии же специальных законов субъектов область охраны здоровья граждан подчиняется федеральным законам и конституциям (уставам) субъектов РФ. Поэтому ситуацию, при которой в субъекте отсутствует общий закон о здравоохранении, предмет регулирования которого практически совпадает с предметом регулирования Основ законодательства, на наш взгляд, не следует считать негативной.

Почти в трети субъектов Приволжского федерального округа приняты акты, дополняющие общие

законы о здравоохранении, имеющие аналог в федеральном законодательстве (о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о лекарствах и др.). Так, в Республике Башкортостан действует Закон Республики Башкортостан «О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 21 декабря 1998 г. № 209-3, в Республике Татарстан — Закон Республики Татарстан «О медицинском страховании граждан в Республике Татарстан» от 20 октября

1993 г. № 1991 — XXII и т. д.

В отдельных субъектах приняты акты, дополняющие общие положения о здравоохранении, но не имеющие аналогов в федеральном законодательстве (о целительстве (народной медицине), о питьевой воде и т. п.). Примерами служат Закон Республики Башкортостан «Об иммунопрофилактике инфекцион-ных болезней человека в Республике Башкортостан» от 19 марта 1999 г. № 226-3, закон Саратовской области «О народной (альтернативной) медицине» от 19 декабря 1996 г.

Лишь несколько субъектов Приволжского федерального округа имеют акты в сфере социальной защиты субъектов медицинских отношений, определяющие особенности экономической политики по отношению к медицинским учреждениям, медперсоналу, пациентам. Например, в Пензенской области действует Закон «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области, протезно-ор-топедическими изделиями» от 20 сентября 2005 г. № 861-ЗПО, в Самар-

ской области — закон «О частной медицинской деятельности в Самарской области» от 14 февраля 2000 г. № 2-ГД, в Саратовской области — законы Саратовской области «О правах пациента» от 14 апреля 1997 г. № 21-ЗСО, «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет» от

26 декабря 2005 г. № ИО-ЗСО и др.

В ряде субъектов России законы о

ф

здравоохранении вообще . отсутствуют. Таково положение дел в Ульяновской области. Фрагментарность правового регулирования вопросов медицины и здравоохранения характерна для Чувашской Республики, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Самарской областей, законодательные органы государственной власти которых до недавнего времени не уделяли должного внимания их законодательному упорядочению.

Одной из последних новелл в правовом регулировании рассматриваемой группы отношений является принятие законов Чувашской Республики «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике» от 24 ноября 2004 г. № 53, Кировской области «Об охране здоровья граждан в Кировской области» от 3 ноября 2005 г. № 369-30, Республики Мордовия «О здравоохранении в Республике Мордовия» от 20 февраля 2006 г. № 10-3. По всей видимости, данными субъектами в ближайшее время будут урегулированы не только общие, но и специальные отношения.

Сейчас на общефедеральном уровне реализуется несколько программ в области здравоохранения. Помимо учас-

тия в этом процессе органы государ- др.). В результате доминируют законо-ственной власти субъектов Федера- дательные нормы временного характе-

ции вправе принимать региональные

эффективность

целевые программы по следующим ос- вого регулирования.

новным направлениям (в соответствии

Однако у данной практики есть и

с открытым перечнем ст. 5 и 6 Основ): позитивные моменты. Региональные 1) развитию здравоохранения; 2) про- программы позволяют регламентиро-филактике заболеваний; 3) оказанию вать отдельные специфичные для ре-медицинской помощи; 4) медицинско- гиона мероприятия в сфере здравому образованию населения. охранения и иметь гарантированные Целевые программы по охране здо- дополнительные средства для их вы-

в большинстве полнения. Правда, в ряде

ровья утверждены

субъектов России. Правда, в ряде Сегодня не только республики (как случаев региональными программами это следует из сравнительного анали-подменяется принятие законов, являю- за ст. 5 и 6 Основ), но и иные субъек-щихся основой нормативного правово- ты РФ, а также органы местного саго регулирования (например, это зако- моуправления утверждают програм-ны Республики Марий Эл «О республиканской целевой программе "О совершенствовании службы скорой медицинской помощи в Республике Ма- медицинского законодательства — за-

рий Эл на 2003

мы обязательного медицинского страхования граждан. Можно говорить, что складывается особый «уровень»

2007

__»

гг. »

от коны, издаваемые органами местного

18 октября 2002 г. № 24-3, «О респуб- самоуправления. Несомненно, отно-

ликанской целевой программе "Не- шения по охране здоровья граждан

отложные меры борьбы с туберкуле- тех или иных населенных пунктов

зом в Республике Марий Эл на ввиду их специфики необходимо уре-

от 30 декабря гулировать. Но решения органов

2005

2009

гг."»

2004 г. № 65-3, «О республиканской местного самоуправления не должны целевой программе "Здоровый ребе- иметь форму закона. А между тем в нок" на 2005 — 2006 гг.» от 5 марта Кирове, например, действует 11 целе-

2005 г. № 7-3; законы Нижегородской вых программ, утвержденных закона-области «Об утверждении областной

"Неотложные

целевой

программы

ми городской думы.

В связи с этим заслуживает внима-

меры борьбы с туберкулезом в Ниже- ния тот факт, что во избежание раз-

городской области" на 2005 — личного рода коллизий при реализа-

2009 гг.» от 7 июня 2005 г. № 71-3, «О ции полномочий в сфере медицины

профилактике наркомании и токсико- и здравоохранения органами власти

мании» от 28 марта 2002 г. № 16-3, «О самого субъекта и муниципалитетами

мерах социальной поддержки граждан, в отдельных субъектах принимаются

страдающих социально значимыми за- законы о разграничении и(или) пере-

болеваниями и заболеваниями, пред- распределении полномочий между

ставляющими опасность для окружаю- органами государственной власти

щих» от 8 сентября 2005 г. № 121-3 и субъекта Федерации и местного само-

управления (например, Закон Респуб- ственность за причинение вреда; про-лики Мордовия «О наделении орга-

нов местного самоуправления город- го сотрудничества.

возглашает принципы международно-

Особый

акцент

ского округа государственными пол- сделан на правах пациента, медицинс-номочиями по оказанию специализи- кой деятельности по планированию рованной медицинской помощи» от семьи и регулированию репродуктив-

28 ноября 2005 г. № 85-3).

В ряде субъектов России в сфере

ной функции человека.

Положения кодекса получают даль-

здравоохранения действуют кодифици- нейшее развитие в других законода-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рованные акты, в частности в Респуб- тельных актах Республики Башкорто-

лике Башкортостан Кодекс об охране стан, касающихся отношений в ходе

здоровья граждан от 5 ноября иммунопрофилактики инфекционных

1993 г. № ВС-21/21. Он достаточно болезней человека в республике;

корректен с точки зрения главных предупреждения распространения на

требований юридической техники, ее территории заболевания, вызывае-

Имея в структуре только 69 статей, мого вирусом иммунодефицита чело-

кодекс устанавливает основы норма- века (ВИЧ-инфекции); медицинского

тивного регулирования практически страхования граждан; предупрежде-

во всех областях медицины и здраво- ния распространения туберкулеза; со-

охранения: формулирует понятие ох- циальной поддержки инвалидов; до-

раны и основные принципы здоровья норства крови и ее компонентов;

и

граждан; закрепляет задачи законода- частной медицинскои деятельности и тельства Республики Башкортостан в др. (всего более 10).

сфере охраны здоровья граждан; раз-

Пожалуй, это единственный субъект

граничивает полномочия органов го- Приволжского федерального округа, в сударственной власти Республики котором комплексно решен рассматри-Башкортостан и органов местного са- ваемый вопрос.

моуправления в области охраны здо-

Таким образом, комплексный инсти-

ровья граждан; определяет систему тут законодательства о медицине и

организации охраны здоровья граждан здравоохранении имеет различный

в республике, основные права граж- уровень нормативной регламентации

дан в области охраны здоровья, в том в субъектах Федерации. Как оказа-

числе права отдельных групп населе- лось, поле деятельности органов вла-

ния (беременных женщин и матерей, сти субъектов по совершенствова-

несовершеннолетних, военнослужащих нию медицинского законодательства

и др.); устанавливает гарантии по осу- довольно широко и включает повыше-

ществлению медико-социальной помо- ние качества региональных законов,

щи гражданам; определяет порядок и пересмотр действующего законода-

условия проведения медицинской экс- тельства ввиду изменением норм об-

пертизы; регламентирует права и со- щефедерального уровня, изучение по-

циальную поддержку медицинских и ложительного законотворческого

фармацевтических работников, ответ- опыта других субъектов РФ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дудко И. Г. Законодательство субъектов Российской Федерации: Проблемы теории и практики. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 294 с.

2. Кадыров Ф. Н. Платные медицинские услуги. М.: Юрист, 2000. 174 с.

3. Сальников В. П. Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека / В. П. Сальников, С. Г. Стеценко // Юрист. 2000. № 6. С. 16 — 24.

4. Шевченко Ю. Л. Правовые основы здравоохранения в России. М.: Юрид. лит., 2000. 186 с.

Поступила 05.07.06.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. И. КУРАКИНА

Процесс интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации идет на протяжении нескольких лет и уже имеет свою историю [2]. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Через год, 2 апреля 1997 г., заключен Договор о Союзе Беларуси и России, а 27 мая 1997 г. президенты обоих государств подписали Устав Союза, который объявлен неотъемлемой частью Договора. В 1997 — 1999 гг. принято много документов по интеграции. Наконец 8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства [4]. Вне сомнения, этот Договор стал политически и юридически фундаментальным шагом на пути объединения Белоруссии и России. Уже само движение от Союза к Союзному государству наглядно демонстрирует стратегические цели сто-

© С. И. Куракина, 2006

рон. Они ярко отражены в тексте Договора. Особо следует отметить положение Договора о том, что «по мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции» (п. 3 ст. 2).

Между тем открытым и дискуссионным остается вопрос о правовой природе Союзного государства, созданного Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 8 декабря 1999 г.

Проведенный анализ существующих точек зрения определил две принципиальные позиции, касающиеся оценки правовой природы Союзного государства РБ и РФ.

С одной стороны, Союзное государство является международно-правовым объединением Республики Беларусь и Российской Федерации. Сторонники данного подхода руковод-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.