ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-198-202 NIION: 2003-0059-6/21-101 MOSURED: 77/27-003-2021-06-300
Законодательное регулирование и правовая природа договора суррогатного материнства
Светлана Александровна Муратова
Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия,
Аннотация. В современных условиях вопросы законодательного регулирования суррогатного материнства, как одного из методов искусственных репродуктивных технологий, приобретают все большую значимость. В статье анализируется доктрина правовой природы договора суррогатного материнства и источники его правового регулирования. Автор статьи поддерживает концепцию смешанного межотраслевого характера договора суррогатного материнства.
Ключевые слова: демографическая проблема, естественная репродукция, суррогатное материнство, правовая природа договора
Для цитирования: Муратова С. А. Законодательное регулирование и правовая природа договора суррогатного материнства // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 198-202. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2021-6-198-202.
Original article
Legislative regulation and legal nature of surrogacy contracts
Svetlana A. Muratova
Moscow State Law Academy named after O. E. Kutafin (MSAL), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Nowadays issues of legal regulation of surrogate motherhood as one of the methods of artificial reproductive technologies have gained increasing importance. The doctrine of legal nature of surrogate motherhood and sources of its legal regulation are analysed in the article. The author of the article supports the concept of mixed interdisciplinary nature of the surrogate motherhood contract.
Keywords: demographic problem, natural reproduction, surrogacy, legal nature of the contract
For citation: Muratova S. A. Legislative regulation and legal nature of surrogacy contracts. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):198-202. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-198-202.
Демографическая проблема в Российской Федера- Естественная репродукция человека имеет темпы ции в настоящее время является одной из актуальных. снижения [4].
Человек 2021 г. в % к 2020 г.
Январь Прирост, снижение / - /
2021 г. 2020 г.
Родившихся 106603 118820 -12217 89,7
Умерших 219769 164075 55694 133,9
в том числе детей
в возрасте до 1 года 538 545 -7 98,7
Естественный прирост, убыль (-) -113166 -45255
© Муратова С. А., 2021
JURISPRUDENCE
Это обусловлено как субъективными, так и объективными причинами, причем они часто являются взаимообусловленными.
К субъективным причинам относятся такие, как нежелание женщин рожать детей, чтобы не оставлять работу и не портить фигуру; отсутствие мужа; операции по смене пола; однополые пары.
В 21 веке все больше супружеских пар, которые не хотят стать родителями (чайлдфри). Исходя из новых явлений в институте семьи, появилась условная классификация семей на три группы: 1 — семьи, где дети желанны; 2 — семьи, где дети рождаются в результате не запланированной (случайной) беременности; и 3 — семьи чайлдфри.
Если общественная оценка семей первой группы однозначно положительная, то относительно семей второй группы, степень социального одобрения примерно 50 на 50 процентов. Семьи же третьей группы, в основном, рассматриваются как социальное отклонение.
На наш взгляд, однозначно оценить данные явления невозможно, поскольку метод индивидуального ситуационного регулирования семейных отношений требует учета конкретных жизненных обстоятельств. В частности, есть люди, у которых дети вызывают только раздражение, и они детей патологически не переносят. Имеем ли мы право осуждать их, и будет ли комфортно ребенку в семье таких родителей? Как писал Лев Николаевич Толстой: «все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Можно ли однозначно определить бездетные семьи как несчастливые? Вопросов относительно оценки неординарных явлений нашей жизни, к числу которых относится суррогатное материнство, очень много. Полагаем нужно быть толерантными при оценке вышеуказанных явлений.
К объективным причинам снижения естественной репродукции относятся бесплодие, менопауза в репродуктивном возрасте, иные проблемы со здоровьем, как у женщины, так и у мужчины. К причинам объективного характера относится также нестабильная экономическая ситуация, в настоящее время отягощенная последствиями пандемии.
Причины, связанные с физическим состоянием потенциальных родителей, заставляют их все чаще обращаться к вспомогательным репродуктивным технологиям, среди которых суррогатное материнство часто является единственно возможным способом испытать чувства материнства и отцовства.
Существующие в мире законодательные подходы к регулированию суррогатного материнства в разных
странах имеют свою специфику. В Белоруссии, Грузии, Индии, Казахстане, Польше, России суррогатное материнство допустимо как на возмездной, так и безвозмездной основе. В большинстве штатов США такой же подход. При этом в Калифорнии узаконено коммерческое суррогатное материнство, а в штате Вирджиния — безвозмездное. В штатах Аризона, Джерси, Мичиган, Нью-Джерси, Нью-Йорк суррогатное материнство запрещено. Под запретом суррогатное материнство и в таких странах западной Европы как Австрия, Германия, Италия, Норвегия, Швейцария, Франция. В Венгрии и Дании суррогатной матерью ребенка может быть только родственница биологических родителей. В Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах допускается суррогатное материнство, а вот его реклама запрещена.
Существует также группа стран, в которых суррогатное материнство законом не регулируется, но на практике оно встречается. Это Бельгия, Греция, Ирландия, Финляндия [9, с. 144].
Следует отметить неоднозначную морально-этическую оценку института суррогатного материнства. Представители одной концепции поддерживают суррогатное материнство, представители противоборствующей позиции его отвергают.
Явно негативное отношение к суррогатному материнству наблюдается со стороны русской православной церкви. Из существующих методов вспомогательных репродуктивных технологий РПЦ допускает только искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно происходит в рамках супружеских отношений. Относительно суррогатного материнства в пункте 4 раздела XII Основ социальной концепции РПЦ сказано, что «Суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» [11].
По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, проблему бездетности можно решать только посредством усыновления детей-сирот. А суррогатное материнство превращает детей и женщин в объект коммерческой либо некоммерческой сделки, поэтому
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
оно не должно быть закреплено в законе [10].
Как уже было отмечено, действующее российское законодательство допускает возможность осуществления суррогатного материнства, как на коммерческой основе, так и безвозмездно. При этом источники правового регулирования суррогатного материнства нельзя квалифицировать как необходимые и достаточные. В настоящее время к таким источникам относятся: статьи 51 и 52 Семейного кодекса РФ; глава 39 Гражданского кодекса РФ (Возмездное оказание услуг); глава 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»; приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 года № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (вступил в силу с 1 января 2021 года).
При регулировании отношений, возникших в связи с применением суррогатного материнства, также следует учитывать четвертый раздел постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».
Названные источники не устраняют проблемы, связанные с применением суррогатного материнства, и необходимости совершенствования законодательства, регулирующего такой важный социальный институт.
Остановимся на отдельных проблемах национального института суррогатного материнства.
Следует обратить внимание, что отсутствует легальное определение договора суррогатного материнства. В доктрине нет единства мнений относительно правовой природы данного договора: является ли он гражданско-правовым или семейно-правовым, либо носит смешанный характер? Так, по мнению Г. В. Богдановой [2, с. 25], О. Ю. Лебедевой, договор суррогатного материнства является семейно-правовым. При этом О. Ю. Лебедева подчеркивает, что посредством этого договора родительские права и обязанности переходят от суррогатной матери к другой стороне договора - генетическим родителям ребенка [7, с. 16].
К сторонникам гражданско-правовой природы договора суррогатного материнства принадлежат Е. С. Митрякова [8, с. 81], Т. Е. Борисова [3, с. 64], О. В. Фетисова [13, с. 59], Т. В. Краснова [5, с. 264].
Они полагают, что договор суррогатного материнства - это договор возмездного оказания услуг, урегулированный главой 39 ГК РФ, поскольку на практике он преимущественно является возмездным.
И. Р. Альбиков и Ю. А. Каминская предлагают дополнить ГК РФ главой 39.1 «Суррогатное материнство», в которой будет закреплено понятие договора суррогатного материнства, его форма, существенные условия, права и обязанности сторон и иные положения. При этом авторы не предлагают конкретную форму договора [1]. Относительно формы договора суррогатного материнства нам представляется целесообразным предложение Т. Н. Козиченко закрепить в законе обязательную нотариальную форму данного договора [6, с. 150].
Нотариальная форма договора суррогатного материнства усилит его доказательственную силу, с учетом того, что с 1 января 2015 года статья 61 ГПК РФ дополнена пунктом 5, в соответствии с которым «обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».
Как уже отмечалось, в доктрине также существует концепция смешанной природы договора суррогатного материнства, отдельно не поименованного ни в СК РФ, ни в ГК РФ. К сторонникам данной концепции относятся А. А. Пестрикова, С. Ю. Чашкова.
А. А. Пестрякова квалифицирует договор о суррогатном материнстве как непоименованный смешанный договор, к которому применяются положения и семейного и гражданского законодательства [12, с. 12].
Такой же позиции придерживается В. В. Шадрин [15, с. 642].
С. Ю. Чашкова подчеркивает, что договор суррогатного материнства находится « на границе гражданского и семейного права» [14, с. 23].
Полагаем целесообразным поддержать концепцию смешанной природы договора суррогатного материнства и квалифицировать его как комплексный межотраслевой договор, обладающий признаками гражданского и семейного договорного обязательства. Регулирование данного договора осуществляется семейным законодательством с субсидиарным применением гражданского законодательства в силу прямого указания статьи 4 СК РФ.
Список источников
1. Актуальные проблемы договора суррогатного материнства в РФ от 11.12.2017. URL: https://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennoy-yurisprudentsii-
JURISPRUDENCE
sbornik-nauchnykh-trudov-po - itogam-mezh/ sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/ aktualnye-problemy-dogovora-surrogatnogo-materinstva-v-rf/ (дата обращения 03.06.2021).
2. Богданова, Г. В. Проблемы правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
3. Борисова, Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации. Проблемы теории и практики. М. : Проспект. 2016.
4. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь 2021 года от 05.03.2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/rKYssRaN/edn01-2021.htm (дата обращения 03.06.2021).
5. Краснова, Т. В. Основания возникновения семейных правоотношений // Тезисы доклада Международной научно-практической конференции. Пермь. 2009.
6. Козиченко, Т. Н. Договор суррогатного материнства в российском праве // Вестник МНЭПУ. 2014. N° 1.
7. Лебедева, О. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования вспомогательной репродукции в свете нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Медицинское право. 2012. № 2.
8. Митрякова, Е. С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России : дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2007.
9. Мосиенко, Т. А., Лысогорская, К. И., Федоренко, О. С., Щекина, Е. Н. Сравнительный анализ института суррогатного материнства в российском и зарубежном законодательстве // Вестник Ростовского государственного университета (РИНХ), 2016, № 4 (56).
10. Нравственное сознание не может примириться с разрешением на уровне закона суррогатного материнства — патриарх Кирилл от 22.01.2015. URL: https://regnum.ru/news/polit/1887114.html (дата обращения 03.06.2021).
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 09.06.2008. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 03.06.2021).
12. Пестрикова, А. А. Обязательства суррогатного материнства : автореф. дис. канд. юрид. наук. Самара, 2007.
13. Фетисова, О. В. Бездетные семьи в России : пути решения проблемы // Семья и дети. Труды института государства и права РАН. М., 2008. № 2.
14. Чашкова, С. Ю. Система договорных обяза-
тельств в российском семейном праве : автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.
15. Шадрин, В. В. Правовая природа суррогатного материнства // Молодой ученый. 2015. № 22.
References
1. Actual problems of the surrogacy contract in the Russian Federation from 11.12.2017. URL: https://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po - itogam-mezh/ sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/ aktualnye-problemy-dogovora-surrogatnogo-materinstva-v-rf / (accessed 03.06.2021).
2. Bogdanova, G. V. Problems of legal regulation of personal and property relations between parents and children. Dis. cand. jurid. sciences. Saratov, 1999.
3. Borisova, T. E. Surrogate motherhood in the Russian Federation. Problems of theory and practice. Moscow : Prospect. 2016.
4. Natural population movement in the context of the subjects of the Russian Federation for January 2021 from 05.03.2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ rKYssRaN/edn01-2021.htm (date of access 03.06.2021).
5. Krasnova, T. V. Grounds for the emergence of family legal relations // Abstracts of the report of the International Scientific and Practical Conference. Perm. 2009.
6. Kozichenko, T. N. Surrogacy contract in Russian law // Bulletin of MNEPU. 2014. № 1.
7. Lebedeva, O. Yu. Some problems of legal regulation of assisted reproduction in the light of the new Federal Law "On the basics of public health protection in the Russian Federation" // Medical law. 2012. No. 2.
8. Mitryakova, E. S. Legal regulation of surrogate motherhood in Russia : dis. cand. jurid. sciences'. Tyumen, 2007.
9. Mosienko, T. A., Lysogorskaya, K. I., Fedorenko, O. S., Shchekina, E. N. Comparative analysis of the institute of surrogacy in Russian and foreign legislation // Bulletin of Rostov State University (RINH), 2016, № 4 (56).
10. Moral consciousness can not deal with the resolution at the level of the law of surrogacy — the Patriarch of 22.01.2015. URL: https://regnum.ru/news/polit/1887114. html (accessed 03.06.2021).
11. Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church from 09.06.2008. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/419128.html (accessed 03.06.2021).
12. Pestrikova, A. A. Obligations of surrogacy : author. dis. Cand. jurid. sciences'. Samara, 2007.
13. Fetisova, O. V. Childless families in Russia : ways
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
to solve the problem // Family and children. Proceedings of obligations in Russian family law : Abstract. diss cand.
the Institute of State and Law of the Russian Academy of jurid. M., 2004.
Sciences, Moscow, 2008. No. 2. 15. Shadrin, V. V. The legal nature of surrogate
14. Chashkova, S. Yu. The system of contractual motherhood // Young scientist. 2015. № 22.
Информация об авторе
С. А. Муратова - доцент кафедры гражданского права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author S. A. Muratova - Associate Professor of the Department of Civil Law of the Moscow State Law Academy named after O. E. Kutafin (MSAL), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 07.06.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 07.06.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Гражданское право. Под ред. А.Н. Кузбагарова, В.Н. Ткачёва. 6-е изд., перераб. и доп. Учебник. 767 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник"
Гражданское право
Учебник Шестое издание
В шестом издании учебника рассмотрены основные положения гражданского права. Системно и последовательно изложены основные элементы курса "Гражданское право", раскрыто содержание центральных институтов гражданско-правовой науки, представлены современные классификации изучаемых понятий гражданского права как отрасли российского права.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.