Е. В. Щербакова*
Законодательная регламентация оптации гражданства
(1920-1922 гг.)
В статье анализируются законодательные основы оптации; рассмотрены особенности организации и осуществления оптации иностранного гражданства; основное внимание акцентировано на условиях международных договоров, позволяющих раскрыть процедуру оптации иностранного гражданства.
The article analyzes the legislative foundations of optation, reviews the features of the organization and exercise of an optation of a foreign citizenship; the general emphasis is on the terms of international treaties that allow to reveal the procedure of optation foreign citizenship.
Ключевые слова: история права, конституционное право, гражданство, договор, оптация.
Key words: history of law, constitutional law, citizenship, contract, optation.
В результате войн и революций начала ХХ в. в России сложились категории населения, чей правовой статус, в том числе гражданская принадлежность, требовали скорейшего определения, невзирая на общественнополитический кризис и экономическую блокаду. Заключенный 3 марта 1918 г. Брест-Литовский мирный договор предписывал «незамедлительное очищение от русских войск и русской Красной гвардии» территории Украины, Финляндии, Эстляндии и Лифляндии1, что послужило предпосылкой к отделению от государства значительных частей его западной территории и образованию независимых государств - лимитрофов (от лат. limiterphus -пограничный) - Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Польши. Одновременно, с образованием «окраинных» государств, возникла проблема установления гражданства рожденных на этих территориях, но оказавшихся за их пределами лиц.
Между Советским правительством и правительствами новых государств в течение 1920-1922 гг. были заключены договоры, предоставившие право оптации (выбора) гражданства, которое согласно нормам междуна-
* Аспирант кафедры теории и истории права и государства Сибирского университета потребительской кооперации.
1 Мирный договор между Россией, с одной стороны, и Г ерманией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой (3 марта 1918 г.) // Док-ты внешн. политики СССР (далее ДВП СССР). М., 1959. Т. 1. С. 122.
родного права, выработанным мировым сообществом, предоставляется населению территорий, переходящих от одного государства к другому.
Первым был подписан 2 февраля 1920 г. в городе Юрьеве мирный договор между Россией и Эстонией, который положил в основу определения гражданства факт рождения лица на территории данного государства. «Лица, которые сами или их родители были приписаны к общинам или сословным учреждениям на территории, ныне составляющей Эстонию», т. е. лица «эстонского происхождения», проживающие на территории России, могли оптировать эстонское гражданство - гласила IV ст. договора2.
В свою очередь, лица не эстонского происхождения, достигшие восемнадцати лет и проживавшие на территории Эстонии, могли оптировать российское гражданство. (Срок оптации эстонцев в Сибири истекал 14 февраля 1922 г.3, но Эсткомиссия г. Новониколаевска продлила срок ещё на один месяц, так как служащие ожидали указаний из Москвы в отношении «4000 заявлений»4 от оптантов).
Похожие нормы содержали и принятые в течение 1920 г. мирные договоры с Латвией, Литвой и Финляндией. Права оптантов согласно ст. VIII Мирного договора между Россией и Латвией от 11 августа 1920 г. получили граждане, «которые до и во время мировой войны 1914-1917 гг. проживали на территории одной стороны, а к моменту ратификации договора проживали на территории другой»5.
Согласно ст. IV Мирного договора между Россией и Литвой от 12 июля 1920 г. гражданами Литовского государства признавались лица, происходящие из Литвы, и их родители, проживающие в пределах Литвы, либо на территории третьих государств, но не натурализованные там, а также и лица, которые до 1914 г. проживали на территории Литвы не менее 10 лет. Исключение составляли «бывшие гражданского и воинского звания чины, не происходящие из Литвы, и члены их семей»6.
2 Мирный договор между Россией и Эстонией (2 февр. 1920 г.) // ДВП СССР. Т.2. М., 1958. С. 342.
3 Записка по прямому проводу от 15 февр. 1922 г. // Гос. архив Новосибирск. обл. (далее ГАНО). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 795. Л. 15.
4 Копия телеграммы Наркоминдел Якубовичу от 14 апр. 1922 г. // ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 795. Л. 16.
5 Мирный договор между Россией и Латвией (11 авг. 1920 г.) // ДВП СССР. Т. 3. М., 1959. С. 107.
6 Мирный договор между Россией и Литвой (12 июля 1920 г.) // ДВП СССР. Т. 3. М., 1959. С. 32.
«Российские граждане, имеющие место жительство в Печенгской области, становятся без дальнейших формальностей финляндскими гражданами», - гласила ст. 9 Мирного договора между РСФСР и Финляндской Республикой от 14 октября 1920 г.7.
Особые условия содержал договор межу Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей - с другой, от 18 марта 1921 г. Оптировать российское или украинское гражданство согласно ст. VI могли все лица, находящиеся на территории Польши. Польское гражданство, кроме обычных категорий, указанных в других договорах, могли также оптировать потомки участников национальных движений XIX в. и подданных бывшей Речи Посполитой (не далее третьего поколения), подтвердивших «своею деятельностью, употреблением польского языка как разговорного и воспитанием своего потомства, свою приверженность к польской нации»8.
Процедура оптации гражданства лимитрофов начиналась с подачи Правительству РСФСР в указанный в договоре срок заявления с документами, доказывающими право на оптацию (паспорт, метрическая выписка о рождении, свидетельство об отбывании воинской повинности). Заявление одновременно направлялось и в представительство принимающего государства. К заявлениям об оптации необходимо было приложить две фотографии оптирующего лица и членов его семьи старше 14 лет. «Фотографические карточки должны быть засвидетельствованы соответствующим отделом Управления с указанием, что изображаемое на них лицо действительно является оптантом или членом его семьи»9. Заявление об оптации необходимо было подать в годичный срок с момента ратификации мирного договора. Выбор гражданства мужем распространялся на жену и детей моложе 18 лет, если между супругами не состоялось иного соглашения.
После принятия вышеуказанными государствами положительного решения Российское правительство выносило своё решение о выдаче заявителю соответствующего свидетельства об оптации. Лица, оптировавшие польское и литовское гражданство и получившие «удостоверения НКВД об оптации непосредственно от Польского и Литовского представительства, в
7 Мирный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Финляндской Республикой (14 окт. 1920 г.) // ДВП сСсР. Т. 3. М., 1959. С. 270.
8 Мирный договор между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей - с другой (18 марта 1921 г.) // ДВП СССР. Т. 3. М., 1959. С. 624.
9 Циркулярно всем Губотуправам Сибири от 16 февр. 1922 г. // ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 741. Л. 5.
течение 7 дней»10, должны были зарегистрировать свои оптационные удостоверения в отделе Управления по месту жительства. К лицам, нарушившим данный семидневный срок, применялись соответствующие меры взыскания, в порядке декрета ВЦИК и СНК об административных взысканиях. С получением удостоверения новый гражданин нового государства считался в России иностранцем и мог пользоваться льготами, которые предусматривались двусторонним договором между странами. Главные льготы заключались в праве выезда на родину и праве взять с собой своё имущество, нормы вывоза которого устанавливались в договоре.
Граждане, проживающие в РСФСР «до 1914 г., приписанные к местностям территории, ныне составляющей Польскую, Литовскую, Латвийскую и Эстонскую республики, нежелающие оптировать гражданство указанных республик, подают через местные Отуправы и Сибревком заявления об оптации российского гражданства»11. Лишались прав российского гражданства лица, находящиеся за границей, «имевшие право оптации российского гражданства и не воспользовавшиеся этим правом к моменту истечения срока таковой»12.
Оптанты обязаны были в течение года со дня оптации выехать из страны (за исключением поляков, для которых этот срок равнялся шести месяцам и литовских оптантов, которые проживали в Азиатской России, они пользовались правом проживания в РСФСР «в течение 2-х лет со дня получения оптационного удостоверения»)13. Срок пребывания в РСФСР оптант мог продлить, если подавал ходатайство за три месяца до истечения срока пребывания в России. Такое ходатайство оптант должен был подать в отдел Управления по месту жительства.
Согласно декрету СНК «О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР» от 29.08.1921 г. «Лица, в силу международных договоров Р.С.Ф.С.Р. оптировавшие иностранное гражданство и обязанные в определенный срок оставить пределы Республики, могут по истечении указанного срока оставаться в пределах Р.С.Ф.С.Р. не иначе как с особого
10 Телеграмма отдела Управления Сибревкома от 21 янв. 1922 г. // ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 741. Л. 30.
11 Циркулярно всем Губотуправам Сибири от 2 декабря 1922 г. // ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 741. Л. 13.
12 Декрет ВЦИК, СНК от 15.12.1921 «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей» // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 1. Ст. 11.
13 Телеграмма отдела Управления Сибревкома от 2 дек. 1922 г. // ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 741. Л. 12.
разрешения Народного Комиссариата Внутренних Дел»14. Административной высылке подлежали оптанты, которые: 1) не выехали в установленный срок из страны; 2) не подали ходатайство о продлении срока пребывания в России; 3) не подали ходатайство об обратном принятии их в российское гражданство.
Примером тому служит архивный документ о выселении из пределов СССР гражданина Буттэ А.Я., технического руководителя Томской обувной фабрики Сибкожтрест. Сибкрайадмотдел докладывал следующее: «гражданин Буттэ Латвийский оптант. В ходатайстве о приеме его в Советское гражданство Президиум ВЦИК в 1924 г. отказано. Оснований для вторичного рассмотрения его ходатайства о приеме в Советское гражданство нет, все данные относящиеся к личности гражданина Буттэ, учтены при первоначальном рассмотрении вопроса о его принятии в Союзное гражданство. По ходатайству Сибкрайсовнархоза, выселение гражданина Буттэ отсрочено было до 1-го июня сего года, каковой срок Сибкрайсов-нархоз должен был возбудить ходатайство через ВСНХ об оставлении Бут-тэ в пределах Союза, путем принятия его в гражданство СССР, но на запрос о том, в каком положении находится их ходатайство перед ВСНХ, до сих пор ответа не поступило, а из отношения Сибкрайсовнархоза видно, что удовлетворения ходатайства о приеме Буттэ в Союзное гражданство не последовало. Что все сроки, предоставлявшиеся Сибкрайсовнархозу на возбуждение ими ходатайства об оставлении Буттэ в пределах Союза истекли и выселение оптантов вообще давно закончено, Сибкрайадмотдел в дальнейшем оставление оптанта Буттэ в пределах Союза находит невозможным, о чем и докладывается на окончательное разрешение данного вопроса Сибкрайисполкома»15.
По данным П. Поляна оптировали гражданство лимитрофных государств «около 2 млн оптантов»16. По другим данным «в РСФСР в конце 1923 г. проживали 9707 оптантов Эстонии, Латвии, Литвы и Польши»17.
14 Декрет СНК от 29.08.1921 «О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР» // Собр. узаконений РСФСР. 1921. № 62. Ст. 451.
15 Письмо в Сибирский краевой исполнительный комитет по вопросу о выселении из пределов Союза ССР гражданина Буттэ А.Я. от 12 окт. 1926 г. // ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 84. Л. 28.
16 Павел Полян. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // http://www.demoscope.ru/weekly/2006/ 0251/апаНЮ1^р/ (Доступ: 20.12.2009).
17 Белковец Л. П. Россия на пути к дипломатическому и консульскому праву (19171938): ист.-правовое исслед. Новосибирск, 2010. С. 227.
205
Таким образом, основной законодательной базой правового регулирования оптации гражданства в начале 1920-х гг. являлись нормы мирных договоров и соглашений. Они предоставили всем желающим возможность сделать добровольный выбор гражданства путем подачи заявления. Россия, признав суверенность, независимость и самостоятельность государств-лимитрофов путем добровольного отказа от всяких суверенных прав, которые принадлежали России в отношении данных государств, признала и права на национальное самоопределение каждого гражданина. Решая проблему оптации иностранного гражданства, Россия исходила из принципа строгой взаимности, придерживаясь идеи о равноправии государств, которые вступили с ней в международные отношения.