Научная статья на тему 'Законодательная политика Российской империи в XIX В. , направленная на охрану лесных ресурсов государства'

Законодательная политика Российской империи в XIX В. , направленная на охрану лесных ресурсов государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛЕСОВ / МАССОВАЯ ВЫРУБКА ЛЕСОВ / ЛЕСООХРАНА / ЛЕСОЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ / ЛЕСООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / STATE'S FOREST RESOURCES PROTECTION / MASS DEFORESTATION / FORESTS PROTECTION / FOREST PROTECTION MEASURES / FOREST PROTECTING LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Н. П.

Статья содержит исторический обзор основных аспектов законодательной деятельности в природоохранной сфере в XIX столетии. Показано, что сохранение лесных массивов и успешное развитие лесного хозяйства Российской империи напрямую зависит от государственного законодательства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation policy of the Russian Empire in XIX century directed at state's forest resources protection

The article contains historical review of the main items of the state law in the sphere of protection of the natural resources in XIX century. It shows that preservation of tract of forest and successful development of forestry of Russian Empire depends on the State law of Russia.

Текст научной работы на тему «Законодательная политика Российской империи в XIX В. , направленная на охрану лесных ресурсов государства»

5. Фейгина С.А. По страницам зарубежных исследований внешней политики России в XVI-XVIII веках // Вопросы истории. 1955. № 12. С. 207-208.

Поступила в редакцию 24.10.2007 г.

Polonyankina E.A. S.A. Feigina on the Russian-French interrelations in the first forth of XVIIIth century.

S.A. Feigina, the author of a completed research devoted to Russian foreign policy in the second period of the Northern War, came to the conclusion that the alliance of Russia and France failed due to the indifference of the latter. Particularly, the author refers to French interest in war between Russia and Turkey in 1711.

Key words: Russian-French interrelations, foreign policy of Russia, historiography, diplomacy.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX в., НАПРАВЛЕННАЯ НА ОХРАНУ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

Н.П. Белоусова

Статья содержит исторический обзор основных аспектов законодательной деятельности в природоохранной сфере в XIX столетии. Показано, что сохранение лесных массивов и успешное развитие лесного хозяйства Российской империи напрямую зависит от государственного законодательства страны.

Ключевые слова: защита государственных лесов, массовая вырубка лесов, лесоохрана, лесозащитные меры, лесоохранительный закон.

Развитие капиталистических отношений в России способствовало усилению эксплуатации природных ресурсов государства. Главными формами закона в XIX в. становятся законы, уставы (специальные узаконения), артикулы (военно-уголовные законы), регламенты и учреждения (учредительные акты), указы, манифесты. Политика государства и интересы дворян-крепостников вынуждали крестьян на сезонное отходничество для заработков на выплату государственных податей и помещичьих оброков. Крестьяне трудились на лесозаготовках, торфоразработках, занимались рыболовством и охотой, что тоже способствовало истощению природных ресурсов и нарушению ее восстановительного баланса. Такое положение стало вызывать озабоченность государства, которое начало переходить от практики случайных и локальных мероприятий по правовой защите природы к изданию целенаправленных общероссийских актов. Сначала это проявлялось в актах по охране заповедных лесов, а позднее и в законах по защите государственных (казенных) лесов.

Законоположения XIX в. были направлены на охрану лесов. Статьи Уложения о наказаниях уголовных и исправительных,

принятого в 1845 г., карали лесных чиновников и служителей за дозволение самовольной порубки или за участие их в таких деяниях различными наказаниями [1]. Контроль за сохранением лесов даже в казенных угодьях был поставлен слабо. Самовольные порубки леса населением процветали и нарушители большей частью не наказывались. При отмене крепостного права по Положению 1861 г. лесные угодья из крестьянских наделов исключались и лишь в лесистых губерниях Центра в собственность крестьянам в счет их земельного надела предоставлялись участки дровяного леса [1]. Государственные же крестьяне с 1886 г. по правилам о «владенных записях» также получали в собственность земли и леса. Все это вело к разрушению механизмов эксплуатации и сохранения лесов на российских просторах [2]. Все это привело к ощутимому урону для лесов, что повлекло ряд негативных экологических последствий. В 1872 г. специальная правительственная комиссия установила, что на большей части Европейской территории России произошло иссушение и обмеление источников и рек и как следствие - изменение влажности климата из-за массовой вырубки лесов. Выводы комиссии подтолкнули издать закон

от 31 марта 1888 г. «О взысканиях и наказаниях за похищение и самовольную порубку чужого леса, а также о преследовании виновных в сих проступках», который ужесточил наказания, применяемые к порубщикам леса по Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.). Закон предусматривал большие штрафы с виновных и тюремное заключение до 6 месяцев. В 1888 г. 4 апреля был принят закон «О сбережении леса». По нему леса Российской империи делились на защитные и незащитные (водоохранные), причем охранные меры и ограничения для незащитных лесов не распространялись на частные леса в 31 губернии («впредь до времени»), что подрывало эффективность нового лесоохранного закона. Но в нем не было четко определено, что такое «опустошительная рубка». К положительным моментам закона относились требования о запрете расчисток лесной почвы без достаточных на то оснований и о составлении «упрощенных планов» лесных дач для владельцев. Законом предписывалось создание лесоохранных губернских комитетов из 10 должностных лиц местной администрации, в обязанность которых вменялось обеспечение охраны леса. Однако механизм выделения средств для практической работы этих комитетов закон не предусматривал. Все же, несмотря на отдельные недостатки закона, он внес кардинальные изменения в правовое регулирование лесоохраны. Отныне этим законом охранялись все леса, независимо от их принадлежности (государственные, частные, общественные) [3]. По Закону 1888 г. было осуществлено устройство защитных лесов на площади более 572 тыс. десятин, водоохранных - на площади более 733 тыс. десятин. Прекращены опустошительные вырубки на пространстве 3,7 млн десятин [4].

Законодательные лесозащитные меры свидетельствовали о желании правительства остановить уничтожение лесов, но на практике его не удавалось осуществить. В центральных губерниях владельцы имений основной доход получали от продажи леса на вырубку. Казна в деле извлечения дохода от леса также не отставала от частных собственников. В 1804 г. доход от продажи казенного леса составлял около 400 тыс. руб., а в 1890 г. уже около 14 млн руб. [4], т. е. увеличился в 35 раз. Площадь лесных массивов

Российской империи в конце XIX в. составляла около 800 млн десятин, а ежегодное производство древесины доходило до 400 млн куб. саженей [1], т. е. в среднем на 1 десятину леса приходилось 0,5 куб. саженей древесины. Однако на огромной территории страны леса вырубались неравномерно - попадались и участки сплошных вырубок вблизи сплавных рек и железных дорог и нетронутые участки леса в труднодоступных местах.

В 1832 г. все лесные постановления были собраны, систематизированы и включены в Свод законов Российской империи под названием «Свод Устава Лесного», куда вошел и сам Лесной устав. Осознавая практическую роль лесоохранительных мероприятий, государство делает дальнейшие шаги в развитии лесного законодательства. Так, в соответствии с общероссийским лесоохранительным законом от 4 апреля 1888 г. предусматривалось вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушали закон. Использование понятия «защитных лесов» означало признание их общественной значимости.

В 1834 г. был создан на общественных началах Специальный комитет по лесной части из ученых-лесоводов, государственных деятелей, управляющих лесным хозяйством. В программе его деятельности значились разработка основ рационального лесоустройства, создание лесопитомников, обеспечение лесозащитных мер и т. д. Однако комитет просуществовал всего один год. На рубеже 50-60-х гг. XIX в. образуется Русское этно-мологическое общество и Комитет по акклиматизации животных и растений, впоследствии переименованный в Русское общество акклиматизации животных и растений. Помимо центральных общероссийских организаций стали возникать и местные общественные объединения. В 1870 г. в Санкт-Петербурге возникло Лесное общество, которое также созывало съезды по вопросам лесоохраны и рационального ведения лесного хозяйства. Эти же вопросы обсуждались на земских собраниях уездного и губернского уровня. В дальнейшем с начала XX в. природозащитное общественное движение получило еще большее развитие.

Движение стало неотъемлемой частью общественной и научной жизни страны. Оно характеризовалось организованностью, целенаправленностью и оказывало влияние на природоохранную политику правительства. Показателем развития законодательства в этой области выступала, например, тенденция раздельной правовой защиты леса, почвы, животных, птиц и рыб, выделение природоохранных статей из уголовного права в специальные общероссийские законы по охране леса и животных и научная обоснованность некоторых локальных законодательных постановлений, в частности, положения об охоте и рыболовстве.

Рассмотрев историю природоохранного законодательства XIX в., можно отметить, что в условиях самодержавия, оно развивалось в интересах удовлетворения объективных государственных (казенных) интересов -для нужд флота и армии - и чаще всего имело потребительскую направленность. Были заложены прочные основы для дальнейшего развития природоохранного законодательства. Они эволюционировали от указов к общероссийским законам. Первые природоохранные указы имели локальный характер -их действие распространялось на отдельные административные территории, характеризовались противоречивостью. Некоторые законы стали опираться на научные разработки отечественных лесоводов, зоологов и ихтиологов, что положительно сказалось на их ка-

честве. Чуть позже, к концу XIX в., появляются общероссийские законы об охоте и защите леса, в которых был использован весь положительный опыт предшествующего российского природоохранного законодательства. Лес был основным богатством страны, и поэтому правительство, в первую очередь, проявляло заботу о нем. Так, три четверти природозащитных законов XVIII и XIX вв. были направлены на охрану и восстановление леса [2].

1. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). Ф. 362. Оп. 1. Д. 49.

2. Столетие учреждения Лесного департамента. 1798-1898. СПб., 1898.

3. ГАВО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 4.

4. ГАВО. Ф. 362. Оп. 1. Д. 2.

Поступила в редакцию 21.01.2008 г.

Belousova N.P. Legislation policy of the Russian Empire in XIX century directed at state’s forest resources protection. The article contains historical review of the main items of the state law in the sphere of protection of the natural resources in XIX century. It shows that preservation of tract of forest and successful development of forestry of Russian Empire depends on the State law of Russia.

Key words: state’s forest resources protection, mass deforestation, forests protection, forest protection measures, forest protecting law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.