Научная статья на тему 'Законодательная политика Александра I'

Законодательная политика Александра I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1464
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов В. С.

В данной статье рассматриваются проекты государственных реформ и анализируется законодательная политика Александра I. Рассматриваются история реорганизации Александром I Комиссии для составления законов и преобразование ее в Комиссию составления законов. Анализируются структура, состав и Комиссии составления законов и роль М.М. Сперанского в ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательная политика Александра I»

моуправления в Российской Федерации» / Под ред. В.В. Володина. - Саратов, 2005. - С. 299-300. - (Автор комментария к ст. 74 - А.В. Колесников).

20. Петрова Н.А. Процедура отзыва в Российской Федерации: проблемы и решения // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 3.

21. Пешин Н.Л. Контроль и ответственность в местном самоуправлении: рецензия-размышление по поводу монографии Е.С. Шугриной «Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень» // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 40.

22. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) // Ось-89. - 2008.

23. Степанова А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования. Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 8.

24. Черногор Н.Н. Проблема муниципально-правовой ответственности в российской правовой науке // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - № 3.

25. Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муници-пально-правовой ответственности органов и должностных лиц // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 5.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

© Иванов B.C.*

Университет Российской академии образования, г. Москва

В данной статье рассматриваются проекты государственных реформ и анализируется законодательная полигика Александра I. Рассматриваются история реорганизации Александром I Комиссии для составления законов и преобразование ее в Комиссию составления законов. Анализируются структура, состав и Комиссии составления законов и роль М.М. Сперанского в ее деятельности.

Александр I мечтал «утвердить благо России на основаниях непоколебимых». Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране (республиканское устройство России) и отмена крепостного права. 15 сентября 1801 г. в Москве состоялась коронация Александра I. В изданном в тот же день манифесте он объявил о своей приверженности курсу Екатерины II. Александр I начал с того, что восстановил приостановленное Павлом I действие «Жалованной грамоты дворянству» (1785), освободил дворян от телесных наказаний, применявшихся при Павле. Бы-

* Аспирант кафедры Теории и истории права, истории политико-правовых учений.

ла упразднена Тайная экспедиция и освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники, возвращены из ссылки 12 тысяч опальных и репрессированных Павлом чиновников и военных.

Перед Александром I стояли задачи усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановкой. Для проведения этого курса Александр I приблизил к себе друзей своей юности - европейски образованных представителей молодого поколения родовитой знати -Павла Строганова, его двоюродного брата Николая Новосильцева, Виктора Кочубея и Адама Чарторыйского. Они составили в 1801 г. Негласный комитет, который не имел статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра (1801-1803) оказывал большое влияние на его политику. 1801-1811 гг. был проведен ряд мер, направленных на решение крестьянского вопроса, преобразование системы просвещения и реорганизацию органов центрального управления. При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается практика раздачи в частные руки казенных крестьян. По указу 1801 г. разрешалась покупка земли и недворянам: купцам, мещанам и казенным крестьянам (помещичьи крестьяне получили такое право лишь в 1848 г.). 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, который предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной их договоренности с помещиками. До конца царствования Александра I было отпущено 47 тыс. душ м. п., а всего за время действия указа (до 1858 г.) - 152 тыс. душ м. п. Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков: указы 1808-1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь. В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. Крестьяне - «дво-рохозяева» объявлялись наследственными держателями своих земельных наделов, за которые обязаны были отбывать владельцу земли барщину или платить оброк. Ограничивалась власть помещиков над крестьянами. Однако «Положение» не распространялось на безземельных крестьян («батраков»). Ряд либеральных преобразований был проведен в сфере просвещения и печати. В 1803 г. было издано новое Положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений (за исключением военных - в них принимали только детей дворян), бесплатности обучения на низших ступенях. Все учебные заведения разделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты. Помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета, в 1802-1804 гг. были открыты Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский. В 1804 г. в Петербурге основан Главный Педаго-

гический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. открыт Царскосельский лицей (при Николае I переведен в Петербург и получил наименование Александровского). Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университетов.

В 1804 г. был издан «Устав о цензуре», основной задачей которого являлось принятие пристойных мер против злоупотребления «свободой мыслить и писать». Цензурные комитеты учреждались при университетах и состояли из профессоров по представительству попечителей учебных округов. Цензорам рекомендовалось руководствоваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым». Авторы и редакторы получали право обжаловать их действия в Главном правлении училищ, ведавшем и цензурой.

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М. Сперанский (1772-1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал карьеру государственного деятеля. В 1808 г. Александр I поручил ему разработать план государственного преобразования России. В октябре 1809 г. его проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. «Уложение» Сперанского открывается серьезным теоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных и органических законов». Он и дополнительно объяснил, и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права. Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое» [2, с. 14].

По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой-то степени есть свобода. Но она недостаточно гарантирована, поэтому - объясняет Сперанский - необхо-

димо предохранять ее посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции.

Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе».

Грандиозные планы Сперанского начали претворяться в жизнь. Еще весной 1809 г. император утвердил разработанное Сперанским «Положение о составе и управлении комиссии составления законов», где на долгие годы (вплоть до нового царствования) были определены основные направления ее деятельности.

Комиссия составления Законов была создана указом Александр I 28 февраля 1804 г. на основе Комиссии для составления законов 16 декабря 1796 г. Она состояла из трех подразделения (экспедиции), первая из которых должны была заниматься разработкой и формированием разделов книги законов, посвященных основаниям права, «общим законам» и «судебным обрядам», вторая - упорядочиванием и приведением в соответствие с действовавшим на тот момент законодательством частных законов провинции, третья занималась бы сверкой переводов статей. Комиссия первоначально находилась под непосредственным руководством министра юстиции Лопухина и товарища министра юстиции H.H. Новосильцова, однако фактически ее работой руководил секретарь и одновременно референдарий первой экспедиции комиссии барон Густав Андреевич Розенкампф.

За период с 1804-1808 гг. Комиссия составления законов не добилась значительных успехов в своей основной задаче - создании сводного уложения или книги законов, что заставило Александра I предпринять меры по реорганизации деятельности Комиссии: 8 августа 1808 г. Император издает указ о назначении М.М. Сперанского присутствующим в совете Комиссии составления законов.

В «Положении о составе и управлении комиссии составления законов» Сперанский вносит изменения в структуру и состав Комиссии. Теперь она формировалась из трех частей: 1) «сословия юрисконсультов» 2) Правления комиссии, 3) Совета комиссии. Основные работы по систематизации законодательства велись «сословием юрисконсультов», которое делилось на шесть отделений в соответствии с шестью основными направлениями деятельности. Для согласования плана работ предусматривался созыв два раза в неделю конференций в составе начальников отделений и их помощников.

Перед Комиссией были поставлены задачи по созданию: 1) Гражданского уложения, 2) Уголовного уложения, 3) Коммерческого Уложения. При этом Гражданское уложение должно было включать в себя нормы не только материального, но и процессуального права, а именно правила, определяющие «устройство судебных гражданских мест» - правила судоустройства, и «Устав судебных обрядов» - правила судопроизводства. Уголовное уложение в свою очередь тоже должно было включать в себя и материальные, и процессуальные нормы - правила, устанавливающие «устройство уголовных судов», и «Устава полиции судной».

Согласно Положению «о составе и управлении Комиссии составления законов», каждое отделение юрисконсультов должно было составить общий план уложения (или свода), которое ему надлежало создать. Составленный план представлялся правлению, в свою очередь выносившему его на рассмотрении конференции для внесения правок и утверждения. Затем в отделении юрисконсультов по утвержденному плану производится изложение законов. Проделанная работа рассматривается в правлении, совете комиссии и вместе с протоколами совета передается на рассмотрение императору. После выполнения вышеуказанных главных задач Комиссии надлежало приступить к созданию «Свода законов провинциальных для губерний Ост-Зейских» и Свода таких же законов «для губерний Малороссийских и Польских присоединенных», а также провести систематизацию норм, относящихся к «Государственной экономии» и к публичному праву в целом.

Хотя труды десятой Комиссии и не привели к желаемому результату, тем не менее, ее деятельность создала предпосылки для последующей систематизации законодательства, проведенной во время царствования Николая I. Комиссией была проведена существенная работа по сбору и анализу действующего законодательства. Участие М.М. Сперанского в ее работе позволило ему в последующем сформулировать принципы ведения систематизационных работ использованные при создании Полного Собрания и Свода законов Российской империи.

Список литературы:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 576 с.

2. Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов. -М.: Издание «Русской мысли», 1905. - 120 с.

3. Кодан C.B. Проекты преобразований Политико-правовой системы РоссииМ.М. Сперанского. - Екатеринбург: УрАГС, 2003.

4. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. - M.: ТК Велби; КноРус, 2005. - 544 с.

5. Королева С.И. История предпринимательства в России. - М. - 262 с.

6. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М.; Л. - Изд-во АН СССР, 1961. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.