Научная статья на тему 'Проект уголовного уложения 1813 года'

Проект уголовного уложения 1813 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
846
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов В. С.

В данной статье рассматриваются проект Уголовного уложения 1823 г. – один из проектов уложений, разработанных в ходе проведения работ по систематизации законодательства Российской империи в Комиссии составления законов, созданной Александром I 28 февраля 1804 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект уголовного уложения 1813 года»

2. Медведев Д.А. В стране две проблемы: рейдерство и коррупция // Акционерный вестник. - 2009. - № 1-2. - С. 61.

3. Сычев П.Г Противодействие рейдерству: уголовно-правовые аспекты и законодательные предложения // Российская юстиция. - 2010. - № 2 // Правовая система «Консультант плюс».

4. Федоров А.Ю. Основные направления противодействия рейдерским захватам в России // Предпринимательское право. - 2010. - № 2 // Правовая система «Консультант плюс».

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. и перечня проектов по их реализации» // Правовая система «Консультант плюс».

ПРОЕКТ УГОЛОВНОГО УЛОЖЕНИЯ 1813 ГОДА © Иванов B.C.*

Университет Российской академии образования, г. Москва

В данной статье рассматриваются проект Уголовного уножения 1823 г. - один из проектов уножений, разработанных в ходе проведения работ по систематизации законодательства Российской империи в Комиссии составления законов, созданной Александром I 28 февраля 1804 г.

Вступивший на престол в 1801 г. Александр I одной из главных своих задач считалустранения недостатка, названного им в манифесте от 12 марта 1801 г. «произволом нашего правления». Разумеется, курс реформ, направленный на усиление роли законности в управлении делами государства, требовал четкости и упорядоченности законодательства. С этой целью указом от 28 февраля 1804 г. на основе Комиссии для составления законов 16 декабря 1796 г. создается новая законодательная комиссия - Комиссия составления законов. Комиссия первоначально находилась под непосредственным руководством министра юстиции Лопухина и товарища министра юстиции Н.Н. Новосильцова, однако фактически ее работой руководил секретарь и референдарий первой экспедиции комиссии барон Густав Андреевич Розенкампф. 8 августа 1808 г. Император издает указ о назначении присутствующим в совете Комиссии составления законов М.М. Сперанского.

Перед Комиссией были поставлены задачи по созданию проектов Гражданского уложения, Уголовного уложения и Коммерческого уложений.

Первый план составления Уголовного уложения был разработан Комиссией составления законов еще в 1804 г. и представлен в Докладе мини-

* Аспирант кафедры Теории и истории права, истории политико-правовых учений.

стерства юстиции, утвержденном Александром I в манифесте от 28 февраля 1804 г. Согласно данному плану, было необходимо разработать не только Уголовное уложение, но и дать изложение общих начал уголовного права: законы уголовные должны были составить четвертую часть книги законов и разделяться на два отдела. В первом отделе должен был содержаться «Устав уголовный», во втором «Устав благочиния и все, до полиции относящееся». Уголовный устав предполагалось разделить на две части: общую и особенную. В первой содержались бы нормы, затрагивающие вопросы о преступлении и наказании вообще; отличительные свойства разных злодеяний и преступлений; нормы о покушении, соучастии, наказаниях, стечении преступлений. Второе отделение включало бы в себя нормы об отдельных преступлениях. Критерием распределения статей являлось бы деление преступлений на две категории: преступления против благосостояния государства и против благосостояния частного лица. Преступления против благосостояния государства подразделялись на степени. К первой степени относились преступления против веры, против особы государя и злоупотребления против государевой и императорской фамилией, ко второй преступления против внешней безопасности государства, против внутренней тишины и сопротивление властям, к третей - против частных прав государства, против государственных чиновников и вины чиновников в отправлении возложенных на них должностей. Преступления против благосостояния частного лица делились на «общеопасные» и преступления, которыми «нарушается оными права частных людей, без возмущения общей тишины». «Общеопасные» преступления делились на три степени, к первой из которых относились: «зажигательство», разбой, «ночное воровство», воровство со взломом и похищением и «смертоубийство», ко второй - «подлог или злоумышленный обман в отношении к обществу», «угрозы, подвергающие опасности жизнь многих» и «возмутительные слова, порицание мер правительства, с оскорбительными выражениями для Государя императора и Власти», к третей -«всякие недозволенные деяния, производящие в обществе смятение», «нарушение общей тишины при отправлении богослужения», «сопротивление полиции» и «умышленное банкротство». Случаи нарушения «... права частных людей без возмущения общей тишины» тоже делились на три степени, к первой из которых относились «повреждение физических и нравственных качеств, насильствование, бой и увечье, поношение...», ко второй - «злоупотребление домашней власти, многоженство, прелюбодеяние, подлог или лживые поступки, лишение собственности плутовством или коварством», к третей - «мошенничество и преступления, стремящиеся к развращению нравов».

Как видно из данного плана, на первое место выдвигались государственные и религиозные преступления, остальные категории преступлений группировались по остаточному принципу без четких оснований разделения. После привлечения к участию в работе комиссии Сперанского направление хода работ над составлением проекта Уголовного уложения меняется.

15 мая 1810 г. по инициативе М.М. Сперанского к участию в работе Комиссии составления законов был приглашен немецкий ученый Леопольд Гейнрих Якоб, вскоре ставший начальником ее уголовного отделения. Перед ним Сперанский поставил задачу составления свободного идеального проект уголовного уложения. Под его руководством был составлен «Проект Уголовного уложения 1812 г.», состоящий из трех частей. Первая часть проекта состояла из 5 глав и 111 параграфов и содержала в себе общие основания уголовного права, вторая часть содержала в себе наказания за государственные и общественные преступления, третья часть - наказания за преступления частные.

К моменту окончания работ над проектом Сперанский уже находился в ссылке. Проект Якоба подвергся существенным изменениям и исправлениям при обсуждении в Комиссии составления законов и после чего был направлен в департамент Государственного совета вместе с объяснительной запиской и кратким сравнением проекта с существовавшими российскими и иностранными законами. В данной записке указывалась, что проект Уголовного уложения «суть токмо извлечения из отечественных узаконений, как то: Уложения, Воинских Артикулов, Морского устава...» [4, л. 2а] и что «при составлении Уголовного уложения для России, должно весьма остерегаться вводить новые или заимствовать иностранные законы, которые по своему вероятию не будут приличествовать нравам, обычаям и характеру Российского народа, основанным на долговременных привычках, зависящих от климата и других местных отношений». Основными принципами работы Комиссии были: «1. Исправить те из присутствующих ныне узаконений..., которые не сходны с настоящим положением Российского народа.

2. Пополнить те, которые по неясности или неопределенности того требуют.

3. Согласить разноречия... 4. И, наконец, из всех исправленных, пополненных, очищенных и взаимно согласованных узаконений, составить одну книгу Уголовных законов или Уголовное уложение в естественном и ясном порядке» [4, л. 2а].

В редакции 1813 г., проект Уголовного уложения по-прежнему состоял из трех книг: в первой из которых находились общие основания уголовного права, во второй государственные и общественные преступления, в третей - преступления частные. Проект заключал всего 585 параграфов, и включал только те деяния, за которые положены уголовные наказания. В первом параграфе проекта Уголовного уложения давалось определение преступления как «всякого законом запрещенного и зловредного деяния, произвольно учиненного» [4, л. 6]. Иные «менее важные» деяния подлежали полицейскому наказанию или «гражданскому удовлетворению». Проект различал преступления по роду и предмету, по свойству, по мере участия и совершения. По первому критерию преступления делились на государственные (преступления, которыми «... нарушаются права и оскорбляется Величество Государя и его дома, или нарушаются права и спокойствие государства» [4, л. 6], общественные и частные. Разделение престу-

плений по второму критерию базировалось на намереньях совершавшего данное преступление. Проект делил преступления на умышленные и выделял две формы вины: умысел и неосторожность. Разделение преступлений по третьему критерию зависело от «меры совершения преступного дела» и от степени участия в нем.

В зависимости от меры совершенного преступного дела преступления делились на «содеянные и несодеянные». «Несодеянные» в свою очередь делились на покушение, и «и начатое, но собственною ли волею действовавшего или от посторонних обстоятельств, остановленное совершение». Проектом Уголовного уложения выделялись три группы участников преступлений:

1. зачинщики, производители, укрыватели и те «кои других к тому принуждали или уговаривали, или подкупал» [4, л. 6];

2. «вспомогатели», советом или «попущением» способствовавшие совершению преступления, либо лица, которым о совершении преступления были известно, но факт его совершения они скрыли ради личной выгоды, ожидаемой или полученной;

3. лица, которые знали о преступлении, но не донесли о нем, хотя должны были и могли это сделать.

Далее проект устанавливал срок давности по уголовным преступлениям (10 лет вне зависимости степени их тяжести), начало его течения (со дня совершения преступления). Система наказаний были представлена в проекте Уголовного уложения 1813 г. в виде лестнице наказаний, заимствована из Баварского уголовного уложения 1813 г. Данная лестница состояла из 7 родов, которые делились на степени и были выстроены по сравнительной тяжести от смертной казни до публичного покаяния в церкви.

Таким образом, проект Уголовного уложения 1813 г. предпринял попытку разработки общих положений уголовного права применительно к России. Проект содержал определение преступления, определял объекты преступлений, формы вины и соучастия, касался вопросов определения стадий преступлений, освобождения от уголовной ответственности, отягчающих и смягчающих обстоятельств. Со времен принятия Соборного Уложения - это была первая систематизации именно уголовного права.

В 1824 г. вернувшийся из ссылки Сперанский представил в Государственный совет замечания к проекту Уголовного уложения 1813 г. Замечания касались преимущественно Общей части (определения неосторожной вины, соучастия и видов соучастников и т.п.). На заседании Государственного совета 20 августа 1824 г. при рассмотрении проекта Уголовного уложения «... точные пределы сего проекта и роды преступлений» [5, л. 2] определялись следующим образом: 1. Уложение должно объединить все виды общих уголовных преступлений, исключая военных, горных и прочих к особенным уставам принадлежащим; 2. Уголовные преступления должны отличаться от полицейских; 3. В уложении должно предусматриваться разграничение государственных и частных преступлений, к государствен-

ным преступлениям должны быть присоединены общественные; 4. «... проект будет представлять первую часть целого Уложения об уголовных преступлениях и наказаниях, вторая должна будет содержать тяжкие полицейские преступления, третья - судопроизводство уголовное, четвертая -судопроизводство о тяжких телесных преступлениях» [5, л. 6]. Предлагалось дополнить определение преступления «... тем, чтобы оно обнимало не только одни противузаконные действия, но и противузаконные упущения» [5, л. 7]. Были сделаны изменения в статьях, касающихся вопросов прикосновенности, обстоятельств, увеличивающих преступление, смягчающих обстоятельств, института помилования.

Не смотря на то, что со смертью Александра I все работы по составлению уложений были прекращены, общая часть проекта Уголовного уложения 1813 г. внесла существенный вклад в последующую систематизацию законодательства. Все поправки на Проект внесенные Сперанским в Государственный совет в 1824 г., были учтены при составлении тома уголовного Свода законов 1832 г.

Список литературы:

1. Андреева М.В. У истоков кодификационных работ М.М. Сперанского // Правоведение. - 1983. - № 1. - С. 64-71.

2. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 2006. - 576 с.

3. Кодан С.В. Проекты преобразований Политико-правовой системы РоссииМ.М. Сперанского. - Екатеринбург: УрАГС, 2003.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА) г. Санкт-Петербург. Фонд 1251 - фонд бумаг М.М. Сперанского. Оп. 1. Д. 64.

5. Российский государственный исторический архив (РГИА) г. Санкт-Петербург. Фонд 1260 - фонд Комиссии составления законов. Оп.1. Д. 264.

6. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 244 с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Испенбетова Л.А.

Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова, Республика Казахстан, г. Актобе

В данной научной работе проведен сравнительный анализ проблем развития франчайзинговых отношений в Казахстане и в Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.