Научная статья на тему 'Законодательная деятельность банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма'

Законодательная деятельность банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ / BUSINESS ORGANIZATIONS / БАНКОВСКИЕ АССОЦИАЦИИ / BANKING ASSOCIATIONS / ЛОББИЗМ / LOBBYISM / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ВЛАСТЬ / AUTHORITY / ЗАКОН / LAW / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ФИНАНСЫ / FINANCE / НОРМАТИВЫ / АКТЫ / ACTS / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / PROPOSALS / NORMATIVE STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкин Игорь Николаевич, Лаптева Елена Васильевна

Статья «Законодательная деятельность банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма» является одним из итогов исследования, проведенного по заказу Правительства РФ в 2013 г. Статья посвящена вопросам совершенствования законодательства РФ в сфере бизнеса, в частности деятельности финансовобанковских организаций. На примере банковских ассоциаций АРБ и АРБР рассматривается история постепенного усиления влияния бизнеса на изменение текущего российского законодательства. Исследователями сделан акцент на проблему лоббизма и борьбу банковских организаций за принятие соответствующего закона о лоббизме. Авторы рассматривают этапы разработки законодательства о лоббизме, конкретные усилия банковских ассоциаций на этом пути, конечный итог (принятие соответствующих нормативных правовых актов). Авторы приходят к выводу, что законодательное закрепление института лоббизма в современной России могло бы способствовать улучшению делового климата и, в конечном итоге, обеспечить более высокую степень открытости отношений бизнеса и власти, а также снизить уровень коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative activity of banking association of the Russian Federation and the issue of lobbyism

Professor E.V. Papteva’s and Professor I.N. Shapkin’s article «Legislative activity of banking associations of the Russian Federation and the issue of lobbyism» is one the results of research carried out to the order of the Government of the Russian Federation in 2013. The article is devoted to the issues of improvement of the legislation of the Russian Federation in the sphere of business, in particular the activity of financial and banking organizations. Examples of Association of Russian Banks and Association of Regional Banks of Russia serve to illustrate the history of gradual growth of business influence on the changes of the current Russian legislation. Emphasis is laid by the researchers on the issue of lobbyism and the struggle of banking organizations for adopting the corresponding law on lobbyism. The authors deal with the stages of development of legislation on lobbyism, specific efforts of banking organizations in this respect, the final result (the adoption of corresponding regulatory legal acts). The authors come to the conclusion that legislative recognition of the institute of lobbyism in modern Russia could contribute to the improvement of business climate and in the long run provide a higher degree of transparency of relations between business and authorities, as well as lower the degree of corruption.

Текст научной работы на тему «Законодательная деятельность банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

И.Н. Шапкин*, Е.В. Лаптева**

Законодательная деятельность

банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма

Аннотация. Статья «Законодательная деятельность банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма» является одним из итогов исследования, проведенного по заказу Правительства РФ в 2013 г. Статья посвящена вопросам совершенствования законодательства РФ в сфере бизнеса, в частности деятельности финансово-банковских организаций. На примере банковских ассоциаций — АРБ и АРБР рассматривается история постепенного усиления влияния бизнеса на изменение текущего российского законодательства. Исследователями сделан акцент на проблему лоббизма и борьбу банковских организаций за принятие соответствующего закона о лоббизме. Авторы рассматривают этапы разработки законодательства о лоббизме, конкретные усилия банковских ассоциаций на этом пути, конечный итог (принятие соответствующих нормативных правовых актов). Авторы приходят к выводу, что законодательное закрепление института лоббизма в современной России могло бы способствовать улучшению делового климата и, в конечном итоге, обеспечить более высокую степень открытости отношений бизнеса и власти, а также снизить уровень коррупции. Ключевые слова: бизнес-организации, банковские ассоциации, лоббизм, законодательство, власть, закон, предложения, финансы, нормативы, акты, коррупция.

В настоящее время в России идет активный поиск собственной модели взаимоотношений государства и бизнеса. Сложная ситуация во взаимоотношениях бизнеса и государства требует укрепления законодательной базы, с участием обеих сторон. Одним из важных направлений работы над законодательством в сфере бизнеса является законодательное оформление лоббизма. С 1991 г. бизнес выступает за легитимизацию лоббистских отношений. Неоднократно делались попытки законодательного закрепления лоббистской деятельности. Проблема лоббизма неоднократно обсуждалась в отечественной науке и практике, есть масса публикаций на эту тему11.

1 См.: Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005; Заславский С.Е., Нефедова Т.И. Что мешает формированию отечественного лоббизма? // Право и политика. 2000. № 2 и др.

Однако, несмотря на долгую дискуссию, по различным причинам закон так и не был принят, что в определенной мере осложняет работу бизнеса и его ассоциированных структур во взаимодействии с государственными органами.

История работы над законодательством в этой области отражена в табл. 1 (см. на с. 1925).

Уже в начальный период реформ (1991— 1994 гг.) начали создаваться первые бизнес-организации, которые проявили себя позднее как активные участники изменения существующего законодательства и сторонники законодательного оформления лоббизма. Среди этих организаций особо выделялись банковские ассоциации, которые ярко проявили себя в 1994—1999 гг., когда представители банковских ассоциаций в основном отказались от участия в политических выборах и переориентировались на лоббистскую деятельность.

© Шапкин И.Н., 2014

* Шапкин Игорь Николаевич — доктор экономических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ. [[email protected]]

109386, Россия, г. Москва, ул. Новороссийская, д. 24, корп. 1, кв. 313. © Лаптева Е.В., 2014

** Лаптева Елена Васильевна — доктор исторических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ. [[email protected]]

111675, Россия, г. Москва, ул. Рудневка, д. 1, кв. 166.

Таблица 1

Этапы разработки законопроекта о лоббизме

Год Состояние процесса

1992-1993 Начало работы над законопроектом о лоббировании в рамках комитетов Верховного Совета РФ.

1994-1995 Просветительская работа, направленная на привлечение общественного внимания к законодательству о лоббировании.

1995 (октябрь) Внесение законопроекта в Государственную Думу (авторы В.А. Лепехин и С.А. Автономов).

1996 (декабрь) Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (второго созыва) были проведены парламентские слушания на тему «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти».

1997 (апрель) В Торгово-промышленной палате проходит «круглый стол» по вопросам лоббизма.

1997(май) В Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) проходит еще один «круглый стол» на тему «Механизм регулирования лоббистской деятельности в современной России».

2001 Внесение в Государственную Думу законопроекта «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (№ 97801795-2, вносился депутатами В.И. Зоркальцевым, Г.Н. Махачевым, А.В. Чуевым) (снят с рассмотрения).

2003 Внесение в Государственную Думу законопроекта «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (№ 396138-3, вносился депутатами Б.Б. Надеждиным, Б.Е. Немцовым, И.М. Хакамадой) (снят с рассмотрения).

2005 (январь) Заседание Комитета Ассоциации Менеджеров по отношениям с органами власти. Обсуждение состояния дискуссии и перспектив принятия закона «О лоббировании».

Однако государство на этом этапе отказалось рассматривать ассоциации в качестве посредника бизнеса. Был взят курс на сближение с крупным бизнесом. Власть стала рассматривать его в качестве второго субъекта модернизации страны. После президентских выборов 1996 г. ее представители были включены в высшие эшелоны исполнительной власти. Был нарушен баланс в отношениях бизнеса и государства. В руках небольшой, но влиятельной группы представителей бизнеса, которые с легкой руки журналистов были названы «олигархами», сосредоточивался большой объем властных полномочий, создавались условия для перерождения демократического строя в олигархический.

Но банковские ассоциации не сдавались. Они совершенствовали свою структуру, расширяли сферу своей деятельности, концентрировались на работе над законами в банковской и предпринимательской сферах.

Необходимо сказать, что первые банковские ассоциации возникли почти одновременно с воссозданием коммерческих банков в связи с необходимостью защиты корпоративных интересов, для сглаживания и разрешения противоречий между отдельными групповыми интересами. В

условиях реформ начала 1990-х гг., высоких уровнях рисков, неопределенности и нестабильности банковские ассоциации выступили за создание в стране благоприятного экономического и правового климата, соблюдение норм и правил, установленных законами и прочими нормативными актами.

В 1990 г. был принят Закон «О банках и банковской деятельности», дававший право формировать банковские ассоциации. На основании этого закона возник Российский банковский союз (предшественник нынешней Ассоциации российских банков). К этому времени уже существовали созданные еще в 1989 г. Московский банковский союз (МБС) и Ленинградская ассоциация коммерческих банков, позже преобразованная в Ассоциацию банков Северо-Запада. При организации первых отечественных банковских ассоциаций использовался зарубежный опыт, в частности, за образец была взята Европейской банковская федерация. Первая волна банковского учредительства сопровождалась созданием десятков банковских общественных организаций, среди которых преобладали ассоциации с региональной или областной специализацией, например, Алтайский банковский союз, Пермский банковский союз,

Актуальные проблемы предпринимательского права

Омский банковский союз, Уральский банковский союз и др.

В декабре 1990 г. руководители 37 коммерческих банков, созданных на базе территориальных контор и отделений Промстройбанка СССР и 13 его областных управлений, подписали договор об учреждении Российской ассоциации акционерно-коммерче-ских промышленно-строительных банков «Россия» (АРБР). Концепция создания этого объединения и географическое положение вошедших в нее кредитных организаций придали Ассоциации общероссийский характер. Она стала первым банковским объединением всероссийского значения.

По итогам объединительной деятельности банковских союзов 1990-х гг. можно сказать, что наиболее выделились своей активной позицией и деятельностью (в том числе и в законотворческой сфере) две крупных ассоциации — Ассоциация российских банков (АРБ) и Ассоциация региональных банков России (АРБР).

АРБ ярко проявила себя в период финансового кризиса, разработав пакет предложений для обеспечения стабильности на банковском рынке. Многие предложение АРБ нашли практическую реализацию22.

Активно в работу по преодолению кризиса включилась и АРБР. В приведенной ниже таблице представлены предложения Ассоциации, сделанные ей в 2008—2009 гг., многие из которых были включены правительством в антикризисный пакет. По этой таблице можно судить о важности работы ассоциации и о ее масштабах (см. табл. 2 на с. 1927).

АРБР в целом отличается активным поведением в сфере законодательной инициативы. Особенно это заметно в настоящее время. АРБР неоднократно проводит опросы региональных банков, на основе которой строит свою работу. Опросы позволяют выявить наиболее актуальные текущие проблемы. В 2012 г. среди банков — членов АРБР были проведены опросы по поводу ряда федеральных законов, постановлений Правительства и указов Президента. Среди них — Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.); Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 № 11755); Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.) (утратил силу); Положение ЦБ РФ№ 302-П от 26.03.2007 «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»; Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254 П «О порядке формирования кредитными

организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»; Положение «О методике определения собственных средств (капитала) кредитнх организаций» (утв. Банком России 10.02.2003 № 215-П) (ред. от 25.10.2013)(зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2003 № 4269); Положение «О консолидированной отчетности» (утв. ЦБ РФ 30.07.2002 № 191-П) (ред. от 03.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013), инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями) (утратила силу); Проект положения «О порядке создания, ведения и хранения в кредитных организациях баз данных на электронных носителях». С использованием информационных технологий был проведен онлайн-опрос банков-членов: «Банки и Лизинг: взаимодействие в текущий момент»33.

В 2012 г. АРБР представила свой проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"» в части изменения обязательных нормативов для кредитных организаций при эмиссии облигаций с ипотечным покрытием и поправки к проекту федерального закона № 495103-5 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"» в части исключения соответствия нормативам Н17 и Н19 эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, а также консолидации с правительственным законопроектом № 594840-5 и совершенствования отдельных норм законодательства о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг. Следует отметить, что при участии АРБР был составлен проект федерального закона о потребительском кредитовании, таблица поправок к проекту федерального закона № 455931-5 «О национальной платежной системе», а также составлены предложения по изменению проекта стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 г. АРБР приняла активное участие в разработке концепции управления проблемной задолженностью и формирования новых точек экономического роста, предложений к стратегии развития банковского сектора на 2010—2012 гг.

Не отставала и законотворческая работа Ассоциации российских банков (АРБ). По инициативе комитета АРБ совместно с НФА, НАУФОР, Ассоциацией региональных банков обратились в Правительство и ФСФР с просьбой ввести мораторий на применение санкций по 224-ФЗ, что и было сделано ФСФР. По инициативе и при непосредственном участии комитета были подготовлены проекты трех информационных писем ФСФР, выпущенных в целях разъяснения правоприменительной практики. Рекомендации, подготовленные комитетом, позволили значительно

2 См.: Годовой отчет АРБ.2008 г.; Годовой отчет АРБ. 2009 г.

См.: АРБР. Вестник банковского дела. 2012. Вып. 1-5.

Таблица 2

Предложения банковской ассоциации

Предложение Ассоциации «Россия» Нормативный правовой акт Правительства РФ Дата принятия

I. Рефинансирование и повышение ликвидности банковской системы

1. Замещение внешних валютный заимствований российских банков и корпораций внутренними займами, предоставленными за счет средств государственных фондов. Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». 13 октября 2008 г.

2. Расширение объемов и механизмов кредитования кредитных организаций со стороны Банка России. Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». 13 октября 2008 г.

3. Предоставление кредитов банкам без обеспечения. Положение ЦБ РФ о предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения № 323-П. Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». 16 октября 2008 г.

4. Увеличение капитала российских кредитных организаций за счет вхождение в него банков с государственным участием и государства, в том числе с использованием государственных ценных Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.». Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Октябрь 2008 г.

бумаг. Федеральный закон от № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков». 18 июля 2009 г.

5. Широкое использование кредитных рейтингов для оценки качества финансовых активов и кредитного качества заемщиков. Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». 13 октября 2008 г.

6. Поддержка государством эмиссии ипотечных ценных бумаг коммерческих банков. Указание ЦБ РФ № 2134-У «О перечне ценных бумаг, входящих в ломбардный список Банка России». 27 ноября 2008 г.

7. Увеличение объемов выкупа ипотечных кредитов у кредитных организаций. Распоряжение Правительства РФ № 1730-р «О бюджетных ассигнованиях, направляемых Росимуществу в качестве взноса в уставный капитал Открытого Акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002--2010 гг.». 22 ноября 2008 г.

II. Поддержка рынка кредитования и снижение кредитных рисков

1. Упрощение процедуры обращения взыскания и реализации заложенного имущества. Обращение взыскания во внесудебном порядке. Федеральный закон № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество». 30 декабря 2008 г.

Актуальные проблемы предпринимательского права

2. Предоставление государственных гарантий для целей поддержки рынка межбанковского кредитования. Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». 13 октября 2008 г.

3. Предоставление государственных гарантий по кредитам предприятиям реального сектора экономики. Федеральный закон № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.». 29 июня 2009 г.

III. Организация работы с проблемными активами и банками

1. Поддержка заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создание ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов». Февраль 2009 г.

2. Создание эффективных механизмов санации кредитных организаций. Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.». 27 октября 2008 г.

IV. Развитие финансового рынка и внедрение новых финансовых инструментов

1. Расширение перечня разрешенных активов для инвестирования пенсионных накоплений «молчунов». Федеральный закона № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». 18 июля 2009 г.

2. Развитие рынка срочных сделок и совершенствование режима их налогообложения. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ № 2043-р. 29 декабря 2008 г.

3. Создание внутреннего рынка секьюри-тизации неипотечных активов Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ № 2043-р. 29 декабря 2008 г.

4. Внедрение новых видов ценных бумаг, включая кредитные ноты. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ № 2043-р. 29 декабря 2008 г.

5. Противодействие инсайдерской торговле и манипулированию на рынке ценных бумаг. Проект Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», внесен Правительством РФ. Январь 2009 г.

снизить количество неправомерных уведомлений, получаемых кредитными организациями от субъектов 224-ФЗ.

И АРБ, и АРБР в равной степени имеют заслуги в области развития законодательства в банковской сфере. В настоящее время банковские ассоциации работают по нескольким основным направлениям этой области:

- Разработка правовой базы, обеспечивающей функционирование системы управления проблемной задолженностью;

- Законодательное укрепление пассивной базы кредитных организаций (например, введение в законодательство безотзывных вкладов и т.д.);

- Работа в целом над законодательным оформлением лоббизма в банковской сфере в РФ. Отсутствие в современной России нормативных документов, регулирующих лоббизм, явля-

ется серьезным препятствием для развития подобной практики в приемлемых для общества и государства формах, а между тем законодательно регламентированная лоббистская деятельность является одной из альтернатив самой серьезной проблемы современной России — коррупции.

Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов. Регламентация отношений государства и бизнеса является обязательным условием противодействия противоправным, коррупционным схемам. Побочным продуктом неформализованных отношений является распространение неправовых отношений, что может спровоцировать усиление криминального поведения (коррупции, взяточничества) как госслужащих, так и представителей бизнеса.

Законопроект о лоббизме и лоббистской деятельности принят не был. Этот закон является необходимым и вместе с тем недостаточным элементом в диалоге бизнеса и государства. Принятие лишь одного нормативного акта не может принципиально повлиять на взаимодействие государства и бизнеса. Запретительная и разрешительная стратегии в отношении лоббизма взаимозаменяемы и сочетаемы и отражаются в совокупности нормативно-правовых актов. Требуется комплекс мер, в том числе и законодательных, которые призваны вывести на качественно новый уровень взаимодействие бизнеса и власти, сделать его более понятным и прозрачным.

Законодательное закрепление института лоббизма в современной России могло бы

способствовать улучшению делового климата в стране, сформировать в России новый цивилизованный рынок лоббистских услуг, позволив: создать условия для цивилизованного продвижения интересов делового сообщества; снизить издержки хозяйствующих субъектов во взаимодействии с органами власти; обеспечить более высокую степень открытости отношений бизнеса и власти и снизить уровень коррупции; увеличить скорость и эффективность принятия решений органами государственной власти; повысить уровень доступности чиновников для представителей делового сообщества. И усилия банковских ассоциаций, работающих в этом направлении, незаменимы.

Библиография:

1. Аравина ТИ., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Со-цис. 2000. № 9. С. 59-63.

2. Берлин А.Д., Григор Г.Э. Корпоративный лоббизм: теория и практика. М., 2005. 234 с.

3. Ведев А., Григорян С. Развитие российской банковской системы в текущем десятилетии результаты опроса крупнейших банков. Исследование подготовлено в рамках Доклада «Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика». М., 2011. 50 с.

4. Заславский С.Е., Нефедова Т.И. Что мешает формированию отечественного лоббизма? // Право и политика. 2000. № 2. С. 28-40.

5. Кинякин А.А. Финансово-промышленный лоббизм в России и Германии // Актуальные проблемы политологии. М., 2001. С. 47-55.

6. Копытова А.И. Роль банковских ассоциаций и союзов в экономике страны // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12 (114). С. 30-35.

7. Лаптева Е.В. Кодекс этических принципов банковского дела. Статья // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 10. Т. 2. C. 485-496.

8. Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005. 204 с.

9. XI Всероссийская банковская конференция. «Банковская система России 2009: стратегии выхода из кризиса»: информационно-аналитические материалы. М., 2009. 95 с.

10. Роль банковских ассоциаций и союзов в создании условий для укрепления и развития национальных банковских секторов: сб. аналитич. материалов. Белград, 2011. 67 с.

11. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. М., 2006. 280 с.

12. Шапкин И.Н. Предпринимательский лоббизм как механизм взаимодействия власти и бизнеса (на примере ЕС) // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: матер.УП межд. науч.-практ. конф. (Минск, 21-22 апр. 2011 г.): сб.ст.: в 2 ч. Минск, 2011. Ч. 2. С. 63-66.

References (transliteration):

1. Aravina T.I., Kuznetsov Yu.Yu. Lobbizm: natsional'nye obraztsy i stepen' sotsial'noi priemlemosti // Sotsis. 2000. № 9. S. 59-63.

2. Berlin A.D., Grigor G.E. Korporativnyi lobbizm: teoriya i praktika. M., 2005. 234 s.

3. Vedev A., Grigoryan S. Razvitie rossiiskoi bankovskoi sistemy v tekushchem desyatiletii rezul'taty oprosa krupneishikh bankov. Issledovanie podgotovleno v ramkakh Doklada «Strategiya-2020: novaya model' rosta — novaya sotsial'naya politika». M., 2011. 50 s.

4. Zaslavskii S.E., Nefedova TI. Chto meshaet formirovaniyu otechestvennogo lobbizma? // Pravo i politika. 2000. № 2. S. 28-40.

5. Kinyakin A.A. Finansovo-promyshlennyi lobbizm v Rossii i Germanii // Aktual'nye problemy politologii. M., 2001. S. 47-55.

6. Kopytova A.I. Rol' bankovskikh assotsiatsii i soyuzov v ekonomike strany // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. 2011. № 12 (114). S. 30-35.

7. Lapteva E.V. Kodeks eticheskikh printsipov bankovskogo dela. Stat'ya // European Social Science Journal (Evro-peiskii zhurnal sotsial'nykh nauk). 2013. № 10. T 2. S. 485-496.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lyubimov A.P. Istoriya lobbizma v Rossii. M., 2005. 204 s.

9. XI Vserossiiskaya bankovskaya konferentsiya. «Bankovskaya sistema Rossii 2009: strategii vykhoda iz krizisa». Infor-matsionno-analiticheskie materialy. M., 2009. 95 s.

10. Rol' bankovskikh assotsiatsii i soyuzov v sozdanii uslovii dlya ukrepleniya i razvitiya natsional'nykh bankovskikh sek-torov: sb. analitich. materialov. Belgrad, 2011. 67 s.

11. Tolstykh P.A. Praktika lobbizma v Gosudarstvennoi Dume Federal'nogo sobraniya Rossiiskoi Federatsii. M., 2006. 280 s.

12. Shapkin I.N. Predprinimatel'skii lobbizm kak mekhanizm vzaimodeistviya vlasti i biznesa (na primere ES) // Gosu-darstvennoe regulirovanie ekonomiki i povyshenie effektivnosti deyatel'nosti sub»ektov khozyaistvovaniya: mater. VII mezhd. nauch.-prakt. konf (Minsk, 21-22 apr. 2011 g.): sb. st.: v 2 ch. Minsk. 2011. Ch. 2. S. 63-66.

Материал поступил в редакцию 29 июля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.