Научная статья на тему 'ЗАКОННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ЗАКОННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / административное правонарушение / законность / административно-публичные органы / административно-деликтная деятельность / подзаконность / administrative liability / administrative offense / legality / administrative-public bodies / administrative-delict activities / sub-legality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.С. Саприн, А.В. Минаев

В статье анализируется важность законности в деятельности административно-публичных органов, особенно в контексте привлечения к административной ответственности. Обсуждаются ключевые требования к законности, а также роль законодательства в регулировании административно-деликтной деятельности в правоприменительной деятельности административно-публичных органов и их должностных лиц, по привлечению к административной ответственности, которые представляют собой обязанности, исполнение которых обеспечивает точное, полное и правильное применение материальных норм административного и других отраслей права, а также норм процессуальных отраслей права и административно-процессуальных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALITY IN IMPOSING ADMINISTRATIVE LIABILITY

The article analyzes the importance of legality in the activities of administrative and public bodies, especially in the context of bringing to administrative responsibility. The key requirements for legality are discussed, as well as the role of legislation in regulating administrative and tort activities in the law enforcement activities of administrative and public bodies and their officials, in bringing to administrative responsibility, which are obligations, the fulfillment of which ensures the accurate, complete and correct application of substantive norms administrative and other branches of law, as well as norms of procedural branches of law and administrative procedural norms.

Текст научной работы на тему «ЗАКОННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

ЗАКОННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

К.С. Саприн1, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академии военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-4-176-179

Аннотация. В статье анализируется важность законности в деятельности административно-публичных органов, особенно в контексте привлечения к административной ответственности. Обсуждаются ключевые требования к законности, а также роль законодательства в регулировании административно-деликтной деятельности в правоприменительной деятельности административно-публичных органов и их должностных лиц, по привлечению к административной ответственности, которые представляют собой обязанности, исполнение которых обеспечивает точное, полное и правильное применение материальных норм административного и других отраслей права, а также норм процессуальных отраслей права и административно-процессуальных норм.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, законность, административно-публичные органы, административно-деликтная деятельность, подзаконность.

Режим законности в административной сфере, контролируемой административно-публичными органами, опирается на общие законные принципы. Участники отношений в этой области, включая органы и их должностных лиц, обязаны строго соблюдать нормы административного и административно-процессуального права. Ключевое значение придается соблюдению действующего законодательства административно-публичными органами и их представителями, чьи решения влияют на права и обязанности других участников отношений.

В административном праве подчеркивается важность законности в публично-управленческой деятельности, обозначаемая как подзаконность. Это подразумевает, что действия органов исполнительной власти и прочих управляющих органов должны быть не только основаны на соответствующих законах, но и строго соблюдать их. Законность в управлении подразумевает не только соблюдение законов, но и гарантирует выполнение их предписаний другими участниками административных

правоотношений [1, с. 58-59; 2, с. 27; 3, с. 533-535].

Требования законности в деятельности публичного управления обычно сводятся к установленным законодательством нормам, касающимся административно-правовых актов и действий. Оценка соответствия этих актов и действий правовым нормам служит основой для определения законности деятельности административно-публичных органов. Критерием законности является соблюдение требований, предусмотренных законами и нормативными актами, относительно издаваемых актов и совершаемых действий.

Отечественные ученые-

административисты выделяют несколько ключевых требований к законности актов управления:

1. Компетенция органа управления: Важность соблюдения компетенции подчеркивает, что акты управления должны издаваться в рамках полномочий соответствующего органа. Это обеспечивает ясность и предсказуемость в действиях административных органов.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина: Уделение внимания защите прав и свобод подчеркивает гуманистический и демократический характер административной деятельности, что призвано предотвратить произвол и недопустимые вмешательства в личные сферы граждан.

3. Соответствие целей акта законодательству: Требование соответствия целей акта законодательным предписаниям подчеркивает необходимость высокой степени соответствия нормативных актов общественным интересам и целям, предусмотренным законом.

4. Соблюдение высших нормативных актов: Уделение внимания соответствию содержания акта более высоким нормативным актам подчеркивает иерархию правовых норм и предотвращает коллизии в применении права.

5. Формальные требования: Акцент на соответствии формы акта требованиям закона придает формальной стороне правоприменения такое же значение, что и соблюдение существенных норм.

6. Юридическое обоснование: Необходимость юридического обоснования акта подчеркивает важность прозрачности и логичности решений, что повышает доверие к административным органам.

7. Соблюдение процедур: Акцент на соблюдении процедур при издании и введении акта в действие гарантирует, что правоприменительные меры принимаются в соответствии с установленными законом процедурами.

Законность в административной правоприменительной деятельности требует соблюдения установленных законами и нормативными актами требований. Это не абстрактная категория, а практическая оценка качества деятельности, включая соблюдение прав и интересов граждан и организаций. Законность здесь не метод, а режим, то есть юридический порядок, определенный законами для проведения правоприменительной работы. Это понимание позволяет оценивать соблюдение нормативных требований административно-публичными органами и их должностными лицами, а также оценивать качество их деятельности.

Таким образом, законность административной правоприменительной деятельности - это режим осуществления деятельности, при котором административно-публичные органы и их должностные лица правильно и полностью применяют соответствующие материальные нормы права и административно-процессуальные нормы [4, с. 17-18, 27; 5, с. 201-203; 6, с. 228229; 7, с. 400-401; 8, с. 88-93].

Требования законности в контексте административно-правовой деятельности представляют собой не просто формальные нормы, а обязанности, чье выполнение гарантирует точное и правильное применение норм при разрешении конкретных административных ситуаций. Это обеспечивает не просто соблюдение формальных критериев, но и создает режим, в котором осуществляется данная деятельность в полном соответствии с установленным законами порядком [9].

Административно-деликтная деятельность, направленная на привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности, подчиняется административно-материальным и административно-процессуальным нормам. Основными источниками регулирования такой деятельности в Российской Федерации являются Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации [10].

Важнейшей гарантией обеспечения прав и защиты физических и юридических лиц является соблюдение требований законности в процессе привлечения их к административной ответственности. Это гарантирует предотвращение незаконного и необоснованного применения мер административного принуждения и обеспечивает адекватную реакцию на совершаемые правонарушения, охраняя публичные интересы, права и законные интересы граждан и организаций [1, с. 61-62].

Статья 1.6 КоАП РФ устанавливает общее требование обеспечения законности в применении мер административного принуждения, подчеркивая, что лицо может быть подвергнуто административному наказанию только на основании и в порядке, предусмотренных законом, с учетом

компетенции соответствующего органа и законных полномочий его должностных лиц [10].

Административно-деликтная деятельность, направленная на привлечение к административной ответственности физических и юридических лиц, подчиняется законам и нормативным актам, в частности, КоАП РФ. Несмотря на общий характер ст. 1.6 КоАП РФ, требующей соблюдения законности в процессе административного принуждения, конкретные нормы кодекса уточняют эти требования.

Так, ч. 3 ст. 1.7, ч. 1 и 2 ст. 4.1, и 24.1 КоАП РФ подчеркивают, что производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться в соответствии с действующим законом, устанавливают пределы наложения административного наказания и предписывают разрешение дела в соответствии с законом [10].

Нормы, такие как статьи 22.1 -22.3 и ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, регламентируют компетенцию органов и должностных лиц, статья ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ устанавливает право применения мер обеспечения только уполномоченными лицами, а ч. 1 ст. 28.3 предоставляет перечень оснований для отмены или изменения постановлений по

делам об административных правонарушениях [10].

Таким образом, системный анализ этих положений КоАП РФ позволяет сформулировать определение законности админи-стративно-деликтной деятельности, подчеркивая, что она представляет собой режим ее осуществления, в котором точно, полно и правильно соблюдаются законы и нормы различных отраслей права, регулирующие процесс привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц.

На основании нашего анализа, считаем, что требования законности в правоприменительной деятельности административно-публичных органов и их должностных лиц по привлечению к административной ответственности представляют собой обязанности, исполнение которых обеспечивает точное, полное и правильное применение материальных норм административного и других отраслей права, а также норм процессуальных отраслей права и административно-процессуальных норм. По нашему мнению, эти обязанности в системе определяют основания, общие и специальные правила, а также процедуры привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности.

Библиографический список

1. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2020. - 640 с.

2. Пешин Н.Л., Алехин А.П., Дёмин А.А., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М: Проспект, 2022. - 208 с.

3. Губарева Т.И., Трусов А.И. Административное право. - М: Инфра-М, 2021. - 481 с.

4. Зубарев С.М., Лебедева Е.А., Петров М.П. Обеспечение законности в государственном управлении. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2023. - 136 с.

5. Макарейко Н.В. Административное право 11-е изд. Учебное пособие для вузов. - М: Юрайт, 2022. - 280 с.

6. Миронов А.Н. Административное право. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2023. -333 с.

7. Рябцев Л.М., Чуприс О.И. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право. - М.: Вышэйшая школа, 2022. - 463 с.

8. Морозова Н.А. Административная ответственность в Российской Федерации: теория, законодательство и судебная практика. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. - 404 с.

9. Макшанов, В.Л. Административная ответственность как вид юридической ответственности / В.Л. Макшанов, А.В. Минаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 10-2(61). - С. 206-208. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-102-206-208. - EDN CIPJAL.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.12.2023) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.

LEGALITY IN IMPOSING ADMINISTRATIVE LIABILITY K.S. Saprin1, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate ProfessorProfessor2 Kaliningrad branch of the Moscow Finance and Law University MFUA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. The article analyzes the importance of legality in the activities of administrative and public bodies, especially in the context of bringing to administrative responsibility. The key requirements for legality are discussed, as well as the role of legislation in regulating administrative and tort activities in the law enforcement activities of administrative and public bodies and their officials, in bringing to administrative responsibility, which are obligations, the fulfillment of which ensures the accurate, complete and correct application of substantive norms administrative and other branches of law, as well as norms of procedural branches of law and administrative procedural norms.

Keywords: administrative liability, administrative offense, legality, administrative-public bodies, administrative-delict activities, sub-legality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.