Научная статья на тему 'Законность и усмотрение в административном процессе'

Законность и усмотрение в административном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / УСМОТРЕНИЕ / ЮРИСДИКЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / LEGALITY / DISCRETION / JURISDICTIONAL / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купеева Диана Черменовна

в статье идет речь о соотношении двух важнейших институтов законностии административного усмотрения, приведены их различия в процедурном и юрисдикционном производстве, сформулированы принципы законности в административном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALITYAND DISCRETION INADMINISTRATIVE PROCEDURE

in the article the correlation of the most important institutions legality and administrative discretion is examined, their distinctions in procedural and jurisdictional process are presented, principles of legality in administrative proceedings are formulated.

Текст научной работы на тему «Законность и усмотрение в административном процессе»

Административное право

D. KUPEYEVA*

LEGALITY AND DISCRETION IN ADMINISTRATIVE PROCEDURE

УДК 342.924 ББК 67.401.031.2 К92

Аннотация: в статье идет речь о соотношении двух важнейших институтов- законности и административного усмотрения, приведены их различия в процедурном и юрисдикционном производстве, сформулированыпринципы законности в административном процессе.

Ключевые слова: законность, усмотрение юрисдикция, принципы.

ДИАНА

ЧЕРМЕНОВНА

КУПЕЕВА*

ЗАКОННОСТЬ И УСМОТРЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

Annotation: in the article the correlation of the most important institutions - legality and administrative discretion is examined, their distinctions in procedural and jurisdictional process are presented, principles of legality in administrative proceedings are formulated.

Key words: legality, discretion, jurisdictional, principles.

Законность в административном процессе непосредственно связана с административным усмотрением. Особенности административного процесса, его относительная простота, многообразие сфер применения, необходимость сокращения процессуальных сроков ввиду значительного количества административных правонарушений и еще большего количества администра -тивных процедур обусловливаюти особенности административного усмотрения.

Под административным усмотрением принято понимать определенную степень свободы правоприменителя при разрешении административного дела по существу. Еще в конце XIX века проблему усмотрения в науке гражданского процессуального права исследовал М. Малинин. Он использовал термины «судебное усмотрение» и «свободное убеждение судьи»1 и противопоставлял усмотрению произвол.

В советский период вопросы законности и усмотрения исследовалиА.Я. Вышинский, А.С. Ему-зов, К.И. Комиссаров, И. А. Покровский и др.2 Они писали о необходимостиобеспечениязаконности.

Из современников, которые, на наш взгляд, наиболее глубоко рассмотрели эту проблему, следует назвать Ю.Н. Старилова и А.П. Коренева. Ю.Н Старилов понимал административное усмотрение как некий вариант дозволения, содержание которого состоит в предоставлении правоприменителю возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных в административно-правовой норме, а также в предоставлении возможности действовать или не действовать по своему ус-мотрению3. По мнению А.П. Коренева, административное усмотрение - это определенная

* Соискатель (ВНИИ МВД России) E-mail: [email protected].

рамками законодательства известная степень свободы органа в правовом разрешении индивидуального конкретного дела, предоставляемая в целях принятия оптимального решения по делу4. Заметим, что в обеих точках зрения подчеркиваются рамки административного усмотрения, а именно границы административноправовой нормы (в первом случае) и рамки законодательства (во втором).

Мы считаем, что проблема административного усмотрения складывается из двух составных частей: 1) применение оценочных категорий административного права, его признаков; 2) пределы этого применения.

Этимологически административное усмотрение - это субъективное мнение, решение действовать по своему усмотрению, своему желанию, в каких-либо целях и интересах. Административное усмотрение - это свободный выбор варианта осуществления субъективного административного процессуального права лицом, рассматривающим по существу административное дело, который ограничен правами, свободами, законными интересами других лиц, участвующих в производстве, а также целевым предназначением административной нормы, на основе которой это право возникло.

Это так называемое широкое понимание административного усмотрения. Его можно применить как к административным процедурам, когда отсутствует спор между сторонами, участвующими в процессе, так и к другому виду административного процесса - административ -но-юрисдикционному. Однако в этом случае существуют некоторые особенности, обусловленные характерными чертами и содержанием юрисдикционного процесса. Отличие состоит в том, что суд обязан использовать административное усмотрение только в рамках, установленных материальной административно-правовой нормой. Это более узкое понимание административного усмотрения.

Так, за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, судья может назначить лишение права управления транс -портным средством на срок от четырех до шести месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ).

На наш взгляд, предоставление возможности выбора органу исполнительной власти или судье по своему мнению оценивать поведение лица, обратившегося за реализацией своего пра-

ва, или лица, привлекаемого к административной ответственности, является серьезным кор-рупциогенным фактором. Это одна из многих причин нарушения законности в административ -ном процессе.

Что касается второго аспекта, а именно пределов полномочий, то они должны быть максимально нормативно установлены. Только в этом случае административное усмотрение не приведет к административному произволу. Административное усмотрение в сфере государственного управления находит свое применение в общественной жизни, строительстве, медицине и т. д.

Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» сотрудникполиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровья граждан. В этом случае полицейский должен максимально точно оценить действия водителя транспортного средства. Однако существуют многочисленные факторы, которые влияют как на водителя, так и на полицейского. Первые - это темное время суток, грязные стекла автомобиля, громкая музыка в его салоне, желание поскорее добраться, например, в больницу с больным пассажиром, и др. В то же время у полицейского может быть мало опыта, он может устать за время дежурства или невнятно демонстрировать свои намерения и т. д. Как тогда оценивать действия водителя и как себя вести полицейскому?

Административное усмотрение всегда должно быть мотивированным и только в рамках компетенции правоприменителя. Свобода усмотрения возможна только тогда, когда он ру-ководствуетсянормами, содержащими оценочные понятия. Именно такие нормы предоставляют ему возможность в пределах, установленных нормами права, урегулировать отношения по своему усмотрению.

Таким образом, административное усмотрение есть активная, властная и субъективная деятельность уполномоченного субъекта по выбору оптимального решения по конкретному административному делу. Не менее важен вопрос целесообразности этой деятельности. Ю.А. Тихомиров предложил типологию административного усмотрения как результат комбинации его элементов и взаимодействия с внешней средой. По его мнению, усмотрение бывает: а) актив-

Административное право

Административное право

но-позитивное, формирующееся и проявляющее себя сообразно статусу его носителей и их правомерным взглядам и позициям; б) по прямым предписаниям закона; в) по поручениям и заданиям вышестоящих органов и руководителей; г) под давлением общественного мнения; д) по соображениям перестраховки; е) под влиянием неформальных групп и лиц; ж) из-за боязни санкции; з) негативное5.

Конечно, административное усмотрение всегда возможно, если имеется властное полномочие субъекта. Однако полномочия могут быть установлены нормами как законов, так и подзаконных актов, что предполагает различные и типологию, и статус. Нам представляется, что в целях снижения субъективизма органов исполнительной власти и судей их полномочия должны быть не просто регламентированы, а соотнесены с уровнем нормативного правового акта, их устанавливающего.

Например, в Федеральном законе «О полиции» определены основные направления деятельности полиции, заметим, не задачи, как это было раньше. Дополнительно на сотрудниковполиции возложены задачи федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногоха-рактера», «О противодействии терроризму» и др. Однако если посмотреть положение «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», то мы увидим, что полномочия сотрудников органов внутренних дел не в полной степени увязаны с задачами, функциями, установленными российским законодательством

Мы в полной степени согласны с мнением Б.М. Лазарева, который утверждает, что административное усмотрение призвано обеспечить быстрое и адекватное реагирование государства на конкретную ситуацию, предоставляя соответствующие средства определенным лицам и структурам. Их самостоятельность и динамизм необходимы, но при этом усмотрение выступает как волевая сторона проблемы соотношения целесообразности и законности6.

Абсолютно верно утверждение С.С. Алексеева о том, что принцип «дозволено все, если не запрещено законом» не подходит для регулирования деятельности в сфере управления, где должны применяться разрешительный порядок и определение исключительной компетенции администрации. «Можно только то, что прямо разрешено законом» - вот принцип, создающий строго законную основу для административного усмотрения7.

Таким образом, государственно-властная реализация правовых полномочий органов исполнительной власти, судей должна соответствовать принципу законности. В настоящее время обеспечение законности приобрело особую значимость. Среди наиболее важных принципов законности можно выделить верховенство отечественных законов и общепринятых норм международного права, единство и целесообразность законности. Реализация этих принципов -основа укрепления законности в сфере применения норм административного права, но при обязательном учете объективных и субъективных факторов.

1 См.: Малинин М. Убеждение судьи в гражданском процессе в производстве до судебногозаседания. Одесса, 1873. С. 11, 102, 152.

2 См.: Вышинский А.Я. Теория судебныхдоказательств в советскомправе. М., 1941; ЕмузовА.С. Усмотрение судьи: правовые и нравственные проблемы // Рос. судья 2005. № 6; КомиссаровК.И. Задачи судебногонадзо-ра в сфере гражданского судопроизводства Свердловск, 1971; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Пг., 1917.

3 См.: Старилов Ю.Н. Административное право. История Наука Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. Ч. I. С. 328-335.

4 См.: Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 73.

5 См.: ТихомировЮ.А. Административное усмотрение и право // Юрид. портал LawMix.

6 См.: ЛазаревБ.М. Компетенцияорганов управления. М., 1972. С. 92.

7 См.: Алексеев С.С. Право и перестройка Вопросы, раздумья, прогнозы. М., 1987. С. 66-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.