Научная статья на тему 'Законность и ее гарантии в свете деятельности Следственного комитета Российской Федерации'

Законность и ее гарантии в свете деятельности Следственного комитета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1584
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ГАРАНТИИ / GUARANTEES / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / LEGAL GUARANTEES / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / CRIMINAL PROCEEDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сунцова Е. А., Волчанская А. Н.

Общественный запрос на кардинальное обновление законодательства, властных структур, новых функций и режима деятельности органов государства заставляет вновь и вновь обращаться к проблеме законности. Следственный комитет России новый орган, осуществляющий и гарантирующий законность в сфере уголовного судопроизводства. Отправным моментом при анализе всего круга проблем, касающихся обеспечения законности, является положение о ее гарантиях. Хотя все гарантии в функциональном отношении представляют собой систему взаимосвязанных факторов, нацеленных на поддержания режима законности, они, тем не менее, отличаются по своему характеру, механизму действия, регулятивно-охранительному потенциалу и другим параметрам. Поэтому к вопросу гарантии законности в деятельности Следственного комитета требуется дифференцированный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legality and its guarantees in the light of the activities of the investigative committee of the Russian Federation

Public demand for a radical renewal of the legislation, structures of authority, new features and mode of activity of bodies of state makes again and again to address the issue of legality. The investigative Committee of Russia new body implementing and ensuring legality in criminal proceedings. The starting point in the analysis of the whole range of issues related to ensuring the rule of law, is the provision on its guarantees. Although all warranties functionally represent the whole system of interrelated factors, aimed at the maintenance of the rule of law, they nevertheless differ in nature, mechanism of action, regulatory and enforcement capacity, and other parameters. Therefore, the issue of guarantees of legality in the activities of the Investigative Committee requires a differentiated approach.

Текст научной работы на тему «Законность и ее гарантии в свете деятельности Следственного комитета Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ГАРАНТИИ В СВЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА СУНЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Академии Следственного комитета Российской Федерации E-mail: [email protected] АЛЕНА НИКОЛАЕВНА ВОЛЧАНСКАЯ, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии Следственного комитета Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Общественный запрос на кардинальное обновление законодательства, властных структур, новых функций и режима деятельности органов государства заставляет вновь и вновь обращаться к проблеме законности. Следственный комитет России — новый орган, осуществляющий и гарантирующий законность в сфере уголовного судопроизводства. Отправным моментом при анализе всего круга проблем, касающихся обеспечения законности, является положение о ее гарантиях. Хотя все гарантии в функциональном отношении представляют собой систему взаимосвязанных факторов, нацеленных на поддержания режима законности, они, тем не менее, отличаются по своему характеру, механизму действия, регулятивно-охранительному потенциалу и другим параметрам. Поэтому к вопросу гарантии законности в деятельности Следственного комитета требуется дифференцированный подход.

Ключевые слова: законность, гарантии, Следственный комитет Российской Федерации, юридические гарантии, уголовное судопроизводство.

Annotation. Public demand for a radical renewal of the legislation, structures of authority, new features and mode of activity of bodies of state makes again and again to address the issue of legality. The investigative Committee of Russia — new body implementing and ensuring legality in criminal proceedings. The starting point in the analysis of the whole range of issues related to ensuring the rule of law, is the provision on its guarantees. Although all warranties functionally represent the whole system of interrelated factors, aimed at the maintenance of the rule of law, they nevertheless differ in nature, mechanism of action, regulatory and enforcement capacity, and other parameters. Therefore, the issue of guarantees of legality in the activities of the Investigative Committee requires a differentiated approach.

Keywords: legality, guarantees, the investigative Committee of the Russian Federation, legal guarantees, criminal proceeding.

Вопросы законности стали активно разрабатываться отечественной наукой начиная с середины 50-х годов прошлого столетия. Однако, немало вопросов, таких как понятие законности, ее принципы и требования, роль в жизни общества, гарантии и другие, по-прежнему остаются дискуссионными.

Общественный запрос на кардинальное обновление законодательства, властных структур, новых функций и режима деятельности органов государства заставляет вновь и вновь обращаться к проблеме законности.

Как правило, внимание к этой категории также тесно связано с всплеском правонарушаемости.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В условиях роста преступности особую значимость приобретает перестройка деятельности правоохранительных органов.

Важнейшим из направлений перестройки работы является укрепление законности, профессионализма, чувства государственного долженствования в работе.

Учеными правоведами исследованы различные аспекты законности; на первый взгляд, представляется, что многие проблемы решены. Но как бы ни были глубоки теоретические и практические исследования проблем законности, прогрессивное развитие общества ставит все новые проблемы.

Следственный комитет России — новый орган, осуществляющий и гарантирующий законность в сфере уголовного судопроизводства.

Обеспечение законности в деятельности следственных органов осуществляется в двух сферах — внешней и внутренней.

С одной стороны, профессиональная деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, их предупреждению, направлена на осуществление строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм защиты от преступных посягательств. Эта сторона законности связана с эффективностью деятельности следственных органов и является главной целью их функционирования.

Однако, следует выделить и другую сторону, связанную с соблюдением правовых норм работниками следственных органов. Эту сторону законности следует рассматривать, прежде всего, как способ, средство по достижению целей деятельности следственных органов. Именно от этой составляющей зависит конечный результат в борьбе с преступностью.

Нравственное и воспитательное значение законности в их деятельности отражает высокую гуманную и нравственную задачу этих органов.

Так, точное соблюдение требований уголовно-процессуального закона, например, в части определения относимости и допустимости и безупречности процессуальной формы каждого из доказательств обеспечивает всестороннее расследование уголовного дела и реализацию принципа законности расследовании. И наоборот, нарушение требований закона, например, низкое качество воcпроизводства первоначальных следственных

действия и др., отрицательно влияет на расследование преступлений.

Более конкретно этот вопрос рассматривает В.С. Афанасьев, выделяя три стороны содержания законности: предметной («носители» законности, т.е. то, что должно соответствовать ее требованиям); субъектной (состав субъектов, на которые распространяется обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Авторы полагают, что в условиях формирования правового государства будет наблюдаться последовательное расширение предметной стороны законности. Это будет означать, что определенный круг субъектов приобретает свойство соответствия требованиям законности1.

Следственный комитет реализует важнейшую систему сдержек и противовесов. В связи с чем видится и обоснованность отделения его от прокуратуры и функциональная самодостаточность.

Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в нашей стране является реализация целей, принципов и норм Конституции Российской Федерации. Конституция — это светская Библия.

Будучи фундаментальной основой правовой системы, Конституция закрепила организацию системы власти, стабилизировала соответствующие социально-экономические и политико-правовые процессы, конституировала федеративное государство и его институты в новом их качестве, стала юридической базой дальнейшего проведения демократических реформ, включая государственно-правовую.

Одно из главнейших предназначений Конституции Российской Федерации состоит в организации системы органов государственной власти, через которые государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только структуры, относящиеся к исполнительной, законодательной или судебной власти, но и большое число других институтов особой компетенции, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для защиты прав и свобод граждан государство создает определенные институты, деятельность которых представляет собой организационный и право-распорядительный механизм гарантирования прав и свобод.

Реализация конституционного механизма соблюдения и защиты основных прав и свобод является одной из важнейших функций государства.

Совершенствование структур власти представляет собой одну из сложнейших задач, которая приобретает особую актуальность во время происходящих демократических преобразований, в стадии которых сегодня находится наша страна.

Немаловажную роль в механизме реализации замыслов Конституции Российской Федерации также играет Следственный комитет Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 40Э-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»2.

Оперативное и качественное расследование преступлений, защита прав и законных интересов граждан по-прежнему остаются главными задачами следственных органов. Есть задачи, поставленные Президентом России В.В. Путиным, — среди них криминальное отражение дня сегодняшнего: противодействие коррупции, экстремизму, терроризму, защита прав детей и социально незащищенных групп граждан3.

Уголовное судопроизводство отличается от иных закрепленных в Конституции РФ видов судопроизводства наличием более серьезной репрессивной направленности в деятельности государственных органов при производстве по уголовному делу. Это предопределяет сопряженность такой деятельности с существенным вторжением в область прав и свобод личности, а нередко и с вынужденным ограничением. Исходя из конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, законодатель установил, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту права и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод4.

Оперативность следственного процесса — важнейшее средство преодоления противодействия расследованию.

Проведение следственных действий в условиях, затрагивающих частную жизнь человека и гражданина на основании судебного решения, не может существовать без исключений, поэтому таковые предусмотрены законодательством во всех государствах. Фактически это признание за органами предварительного расследования права на вторжение в частную жизнь без судебного решения. Наличие подобных регламентаций — акт выражения особого доверия.

Законность проведения процессуального действия, ограничивающего конституционные права и свободы человека и гражданина, обычно предопределяется фактом возбуждения уголовного дела и наличием у лица, осуществляющего по нему производство, совокупности указанного в законе комплекса полномочий. Органами Следственного комитета Российской Федерации также уделяется значительное внимание данной проблематике.

В условиях построения правового государства (ст. 1 Конституции РФ) обеспечение законности имеет особое значение. Это не удивительно, так как надлежащее осуществление эффективных демократических законов есть залог благоприятной жизнедеятельности общества и его членов, нормального функционирования всего государственного организма, фактор прогресса в социально-экономических преобразованиях. Поэтому формирование результативного механизма гарантирования законности приобретает характер первоочередной задачи.

Отправным моментом при анализе всего круга проблем, касающихся обеспечения законности, является положение о том, что гарантии не являются чем-то внешним и, тем более второстепенным. Напротив, они органично присущи такому правовому явлению, как законность и составляют один из наиболее значимых элементов содержания, обеспечивающих ее реальность и действенность5.

Хотя все гарантии в функциональном отношении представляют собой всю систему взаимосвязанных факторов, нацеленных на поддержание режима законности, они, тем не менее, отличаются по своему характеру, механизму действия, регуля-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тивно-охранительному потенциалу и другим параметрам. Поэтому к вопросу гарантии законности в деятельности Следственного комитета требуется дифференцированный подход.

Традиционным является деление гарантий законности на общие и специально-юридические6.

Общие гарантии производны от состояния основных сфер жизнедеятельности общества, выражают их общее благоприятное или неблагоприятное воздействие на режим законности. «Одно дело, — отмечал В.В. Борисов, — когда общество лихорадят конфликты и потрясения, когда в галопирующем порядке растет преступность и в угрожающих масштабах — безработица, нищета, бесправие и лишения, когда господствующие слои одержимы необузданной страстью наживы... когда наблюдается упадок нравов и морально-бытовая распущенность... когда громадные массы населения находятся в безысходном положении. И другое дело, когда имеет место обстановка стабильности и уверенности в завтрашнем дне, господствует взаимопонимание, а интересы правящих кругов и народа не расходятся, когда процветают культура и нравственность, а народ имеет стабильное благосостояние»7.

Безусловно, гарантии законности в деятельности Следственного комитета — категория комплексная, охватывающая своим содержанием различные средства (меры). При этом речь идет о мерах юридически допустимых, т.е. правомерных по своей сути. Поэтому гарантии законности в деятельности Следственного комитета относятся к гарантиям специально-юридическим, хотя, безусловно, результаты деятельности Следственного комитета оказывают, хоть и опосредовано, огромное влияние на общие гарантии.

Итак, перейдем к рассмотрению конкретных гарантий законности. К экономическим гарантиям законности следует относить стабильные и упорядоченные экономические отношения, которые в сочетании со стабильным развитием экономики в государстве создадут благоприятные условия для повышения уровня благосостояния населения, а это, в свою очередь, позитивно скажется на состоянии законности и развитии государства в целом.

Политические гарантии законности связываются с наличием в обществе многопартийной системы,

политического плюрализма, независимости средств массовой информации, свободы слова, митингов и демонстраций и др. К политическим гарантиям также следует отнести стабильность политической системы государства в целом и определенных ее элементов. Построение демократического правового государства и наличие в нем гражданского общества также выступают политическими гарантиями законности в государстве.

Не для кого не секрет что большинство экономических и ряд политических преступлений относятся к подследственности Следственного комитета. И хотя, безусловно, эти гарантии являются специально-юридическими, они все-таки способствуют созданию всех необходимых условий для обеспечения режима законности.

К экономическим гарантиям непосредственно примыкают социальные. Социальная сфера, как известно, представляет собой исторически сложившуюся область связей между различными элементами общества как целого (род, племя, народность, нация, семья, класс, социальная группа и т.п.). Соответственно, социальные гарантии выражаются, прежде всего, в создании такой социальной структуры, при которой, во-первых, в максимальной степени учитывались бы многообразные интересы и потребности различных социальных групп (производственных, конфессиональных и пр.) населения и, во-вторых, минимизировались причины и поводы возможных социальных конфликтов.

По-прежнему фактором, влияющим на соблюдение законности в правоприменительной деятельности, остается социально-правовая защищенность сотрудников Следственного комитета.

Самостоятельный вид общих гарантий законности представляют духовные (идеологические) гарантии, которые отражают, прежде всего, высокий уровень правовой культуры и правосознания всего населения государства, а также — это основное требование к должностным лицам государства, принимающим правовые решения. Помимо правовой культуры и правосознания, отдельным видом данных гарантий может выступать мораль, глубокое уважение к требованиям права, образованность всего населения, квалифицированность работников государственных органов и т.д. Следовательно, укре-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пление законности в государстве напрямую зависит от уровня правовой культуры и уровня правосознания всего населения8.

Не для кого не секрет, что если в обществе существует дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется волюнтаризмом, при котором режим законности, верховенство прав и свобод личности (ст. 2 Конституции РФ) отходят на второй план.

В числе важных мер общих гарантий законности является формирование у должностных лиц, в том числе у сотрудников Следственного комитета, развитого чувства законности, т.е. сформировавшегося в структуре личности внутреннего побуждения при любых ситуациях поступать в соответствии с законом. Не следует забывать, что соблюдение законности в деятельности Следственного комитета обусловливается тем, что его сотрудники действуют от лица государства. Соответственно, правонарушения, совершаемые ими в связи с выполнением своих функций, не стоят в одном ряду с правонарушениями, совершаемые гражданами. Они имеют, по своей сути, характер чрезвычайный, подрывают авторитет закона и государственной власти.

Таким образом, общие гарантии являются определяющими в том смысле, что составляют необходимые базовые предпосылки и условия (социально-экономические, политические, духовные) для пользования соответствующими правами и лежащими в их основе социальными благами, однако, выполнять свои гарантирующие функции они способны лишь будучи опосредованы и конкретизированы соответствующими специальными гарантиями.

Как уже было сказано, свою позитивную роль в обеспечении законности обще факторы выполняют через механизм действия специальных (юридических) гарантий. «Любые правомочия, — отмечает, в частности, И.В. Ростовщиков, — требуют специальной юридической поддержки. Для этого существуют юридические гарантии, включающие действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы (средства, меры)»9.

Специальные (юридические) гарантии, в свою очередь, представляют довольно сложную систему

условий и средств, обеспечивающих реализацию и охрану (защиту) законности. Соответственно, в группе указанных гарантий выделяются два основных подвида: гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) законности.

Одной из юридических гарантий реализации законности в деятельности Следственного комитета является совершенствование законодательной базы, приведение ее в соответствие с требованиями современного общества, чтобы закон защищал именно те общественные отношения, которые являются наиболее важными и ценными на сегодняшний день. Согласно ст. 1 ФЗ «О следственном комитете» одной из задач Следственного комитета является разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Следует уточнить, что необходимо не только совершенствовать законодательную основу, в том числе устранять имеющиеся в ней противоречия, препятствующие повышению уровня законности в государстве, но также важно совершенствовать механизм ее действия. Приведение нормативной базы в соответствие с требованиями современного общества может повлечь за собой проблему отсутствия правоприменительной практики, когда прежние наработки уже утратили свою актуальность, а новые еще не созданы. В связи с этим на ум приходит старая русская поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь!».

Следующей юридической гарантией реализации законности в правоприменительной деятельности выступает контроль за ее состоянием, осуществляемый государственными органами в процессе выполнения ими своих функций. Традиционно выделяют следующие виды контроля: президентский контроль; контроль государственных органов исполнительной власти; прокурорский надзор; ведомственный контроль. При этом следует отметить, что все виды контроля имеют немаловажное значение в механизме гарантий законности. Так, одной из задач Следственного комитета является процессуальный контроль деятельности следственных органов и их должностных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

лиц, который играет важную роль в механизме гарантий законности в деятельности Следственного комитета.

Помимо контроля, к гарантиям законности можно отнести принцип своевременности, который, в первую очередь, выражается в «разумном сроке» осуществления уголовного судопроизводства, а также вынесения законного, обоснованного, мотивированного правоприменительного акта. Мотивированность в данном случае предполагает письменную констатацию мотивов правового, а равно фактического характера, ибо сотрудник обязан раскрыть личностное понимание правил поведения, установленного волей государства. Это особенно важно, когда на законодательном поле существует множество дискреционных, оценочных элементов, позволяющих следователю эффективно действовать в рамках поливариантности выбора. Также в деятельности следователя следует выделить такие гарантии законности, как: объективное и полное исследование обстоятельств дела; строгое соблюдение норм материального права; принятие решений в пределах компетенции и в установленных законом процессуальных формах. Соблюдение установленных существующими нормами права условий для возбуждения и принятия дела к производству и др.

К гарантиям защиты законности можно отнести — принцип компенсаторности, который выражается в двух основных направлениях. Во-первых, восстановление нарушенного у потерпевшего (или его представителей) права, т.е. возвращение в первоначальное состояние; если реальное восстановление невозможно — возмещение причиненного вреда. Во-вторых, компенсации прав в случае нарушения права на судопроизводство в разумный срок, предусмотренная Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Основными специфическими средствами защиты законности выступают юридическая ответственность должностных лиц, нарушивших законность, и право граждан на обращение в суд с жалобой на неправомерные действия или решения должностных лиц.

Подводя итоги хочется добавить, что на сегодняшний день очевидна тесная функциональная взаимосвязь названных гарантий. Она весьма отчетливо проявляется в том, что различного рода сбои в осуществлении гарантий законности самым негативным образом отражаются на состоянии, например, прав и свобод личности, правопорядка. Следовательно, укрепление режима законности является важной предпосылкой и условием обеспечения других правовых явлений10. Все это позволяет подчеркнуть, что разработка общетеоретических основ гарантирования законности является одним из компонентов решения более общей задачи — обеспечения правовых и иных условий стабильного функционирования и развития социума и всех его элементов (личности, социальных групп, классов, государства и др.).

1 Афанасьев В.С. Некоторые проблемы теории социалистической законности // В сб.: Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства. Уфа: ВШ МВД СССР, 1991. С. 45.

2 Теория государства и права. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / [Е.А. Сунцова и др.] под ред. А.М. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 101—104.

3 Бастрыкин А.И. Современные дидактические подходы в преподавании цикла теоретико-исторических дисциплин будущим следователям. / Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. сб. науч.-практ. тр. / Следственный комитет Российской Федерации, Акад. Следств. комитета Российской Федерации; под ред. А.И. Бастрыкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 3.

4 Конституционное право: учебник для студентов вузов / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 116—117.

5 Лукашева Е.А. Право и права человека в нормативной системе общества // Проблемы общей теории права и государства: учебник. М., 2001. С. 221.; Волчанская А.Н. Государственные гарантии защиты прав человека в России (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Волчанская. Волгоград, 2013. С. 30.

6 Фастов А.Г. Общетеоретические вопросы гарантий законности в деятельности органов внутренних дел: Учебн. Пособие. Волгоград, 2002. С. 3.

7 Борисов В.В. О гарантиях законности. // Вопросы теории государства и права: Межвуз. Сб. науч. тр. Саратов, 2000. № 2. С. 36—37.

8 Кожевников В.В. Проблема гарантий законности и правопорядка теоретико-правовой мысли: критический анализ // Научный вестник Омской академии МВД России № 4(31). 2008. С. 3—13.

9 Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 77.

10 Афанасьев В.С. Законность и правопорядок: понятие, содержание, соотношение // Теория государства и права: Учебник. М., 2005. C. 431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.