Научная статья на тему 'Закон как источник трудового права'

Закон как источник трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2745
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон как источник трудового права»

Юридический диалог — это прежде всего межличностное взаимодействие, связанное с юридическими нормами, их реализацией. Другой признак юридического диалога — противоречие мнений, взглядов, высказываний, носящих спорный характер. Наконец, целью юридического диалога является стремление убедить, доказать сопернику свою правоту в отстаивании истины.

Таким образом, юридический диалог — это процедура межличностного общения, связанная с отстаиванием противостоящих правовых позиций с целью достижения истины при решении правовых споров.

Спор всегда имел и сейчас имеет важное значение в системе общественных отношений. С одной стороны, спор — важнейший источник, вернее, даже побудитель знания, его расширения, углубления. В споре намечаются пути получения знаний, он развивает мысль, будит в человеке творческое отношение к окружающей его действительности, заставляет сомневаться в том, что прочно утвердилось в системе отношений между людьми. Спор, в частности, прения сторон в судебном процессе способствуют вынесению обоснованных и законных приговоров и решений. Но, с другой стороны, спор может быть источником распространения негативной информации, источником зла, агрессии и началом возникновения конфликтов.

Примечания

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 8-е изд., стереотип. М., 1970.

2 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.С. Крутских. 2-е изд., переработ. и доп. М., 2003. С. 582-583.

3 Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 163-167, 169-170.

4 См.: Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991. С. 6.

5 Там же. С. 6-7.

6 Там же. С. 7.

7 Шахиджанян В. В споре не рождается истина! // Рос. газ. 2002. 22 нояб.

8 Солодухина А.О., Солодухин О.А. Юридический диалог: Теория и практика, круг проблем. М., 1998. С. 4.

Д. К. Гулиев

Закон как источник трудового права

Одним из основных источников трудового права является закон. В Конституции закреплены его различные виды.

Слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает исходное начало и границу, предел чему-либо. Основные юридические документы, издававшиеся князьями Древней Руси, именовались не «законами», а «уставами», «грамотами», «судебниками», «уроками». Но в официальном лексиконе того времени имелось и слово «закон». В те времена под законом понимались строгие русские обычаи, неписаные, непререкаемые традиции, но именовались эти традиции все же законом1.

В юридической литературе закон определяется как нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума. На уровне федерального законодательства различаются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Законы различаются по юридической силе, порядку принятия, предметам ведения, которые в них могут затрагиваться. Закон, будучи принятым парламентом, тем не менее считается не его актом, а актом государства. Тем самым подчеркивается всеобщий характер закона.

Некоторые авторы выделяют закон в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова это все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила поведения, т.е. и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. В узком смысле закон — это акт высшей юридической си-

лы, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (референдумом).

К числу источников трудового права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам, принимаемым государственными органами. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (ст. 15 Конституции РФ). Верховенство федерального закона определяется также действующим в РФ принципом приоритета федерального закона перед законами ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Перечень федеральных конституционных законов не является произвольным, более того, он исчерпывающий, и для его расширения необходимо вносить соответствующие изменения в Конституцию. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации.

Закон имеет особый порядок принятия, включающийся ряд стадий:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу органом, обладающим правом законодательной инициативы;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения);

3) принятие закона Государственной Думой (федеральный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, федеральные конституционные законы — большинством в 2/3 голосов);

4) утверждение закона в Совете Федерации.

Подписание закона Президентом РФ и его обнародование составляет пятую стадию. Число стадий может быть различным в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ.

Принятый, но не опубликованный федеральный закон не имеет юридической силы. Процесс создания закона заканчивается именно опубликованием. Государство создает условия для ознакомления населения с нормативными предписаниями.

Согласно Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Официальным опубликованием российских законов считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Однако необходимо заметить, что федеральные законы имеют приоритет и верховенство не во всех случаях.

Во-первых, федеральные законы имеют верховенство лишь тогда, когда они приняты по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и

пределов совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ч. 4 ст. 76). В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации, принятым по предметам собственного ведения субъекта, также действует законодательный акт субъекта (ч. 6 ст. 76). Тем самым устанавливается приоритет законов субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Во-вторых, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение ранее отсутствовало и впервые было введено Конституцией 1993 г.

Некоторые авторы указывают в качестве источника трудового права Конституцию в целом, однако источником служат отдельные ее нормы ст. 37, 39, 30, 31; ч. 1, 4, 5 ст. 32, 46 и др.2

Конституция закрепляет основы конституционного строя (гл. 1), права и свободы человека и гражданина (гл. 2), федеративное устройство (гл. 3), правовой статус Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебных органов и прокуратуры, местного самоуправления.

Федеральные законы имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам, принимаемым государственными органами. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Трудовой кодекс РФ является федеральным, а не федеральным конституционным законом. Ранее действовавший КЗоТ не содержал такой правовой нормы (ст. 4 КЗоТ). Поэтому трудовое законодательство, как правило, развивалось посредством принятия законов о дополнении КЗоТ РФ либо специальных федеральных законов, имевших приоритет над ранее действовавшими правовыми нормами, содержавшимися в КЗоТ РФ.

Принятый в виде федерального закона ТК заставил научных работников вновь вернуться к данной проблеме.

Некоторые авторы рассматривают ТК как кодифицированный свод некоторого числа законов и высказывают мнение о приоритете ТК над другими федеральными законами, в защиту которого и приводят следующую аргументацию: во-первых, кодекс содержит достаточно разработанную общую часть; во-вторых, регулирует комплексные отношения и т.д.3

Имеют ли одни федеральные законы приоритет над другими федеральными законами? По запросу депутатов Государственной Думы о возможности приоритета УПК России над другими федеральными законами Конституционный Суд в своем постанов-лении4 указал, что по юридической силе ни один федеральный закон не может быть выше другого. Но для каждой сферы есть свой главный закон, который может и должен доминировать. В каждом конкретном случае суд должен решать, какой закон главный для рассматриваемого вопроса.

В данном случае для трудовых отношений главным является Трудовой кодекс РФ, и те нормы законов, которые противоречат ему, не должны применяться судами. Если речь идет о противоречиях между ТК и федеральными конституционными законами, то приоритет имеют федеральные конституционные законы.

Трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. к ч.1 ст. 72 Конституции РФ). По нашему мнению, основы трудового законодательства России должны регулироваться на уровне Российской

Федерации, а в субъектах РФ должны действовать законы и нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Примечания

1 См.: Лукьянова Е.А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988. С. 12.

2 См.: Попов В.И. Проблемы трудового права России. М., 2003. С. 35.

3 См.: Ершова Е.А. Российские нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения // Труд. право. 2005. №1. С. 10.

4 См.: Российская газета. 2004. 7 июля.

Я.М. Семенова Об особенностях функций коллизий трудовых норм

Изначально появившееся как философская категория понятие «функция» довольно давно и продуктивно используется юридической наукой (например, для определения функций государства, функций, присущих праву или отдельным его отраслям, и т. д.). Став частью науки, изучающей право, оно не претерпело особых трансформаций. И в философии, и в юриспруденции под функциями понимаются основные направления воздействия одного объекта на другой, отношения между этими объектами, возникающие в результате изменения или влияния одного из них1.

По мнению многих философов — основоположников функционального подхода, ценность любого познания значительно усилится, если оно будет направлено «не на изучение субстанции изолированных объектов, а на исследование взаимоотношений между объектами, на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход в ряду объектов от одного к другому»2. Иначе говоря, получению наиболее полного представления о предмете способствует комплексное исследование не только его основных признаков, структуры, причин возникновения, но и оказываемое им воздействие на другие предметы (объекты) окружающего мира.

Разумеется, констатировать наличие у юридических коллизий каких-либо функций можно лишь с определенной долей условности: функции в данном случае рассматриваются как способность несогласованностей в праве оказывать воздействие на окружающую их действительность (как социальную, так и правовую).

Если следовать формулировке, предложенной З.А. Незнамовой, то все функции коллизий норм трудового права могут быть разделены на социальные и правовые3. Социальные функции находят свое выражение в способности коллизий оказывать влияние на существование, развитие общественных отношений, связанных с использованием наемного труда. Что касается правовых функций коллизий трудовых норм, то их можно исследовать с точки зрения оказываемого ими воздействия непосредственно на механизм правового регулирования, состояние нормативно-правового материала, усиления или уменьшения степени эффективности правовой регламентации трудовых отношений.

Как уже было отмечено ранее, коллизии в трудовом праве невозможно оценивать однозначно — только лишь как негативное или позитивное явление правовой действительности. Такой подход не отражает всей многогранности данного правового явления. Поэтому существующие в трудовом праве коллизии могут оказывать на состояние нормативно-правового регулирования трудовых отношений как отрицательное, так и положительное влияние.

В частности, Ю.А. Тихомиров писал: «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития или выра-

4

жают законное притязание на новое правовое состояние» .

И в самом деле, ведь никто пока не опровергнул положение диалектики о том, что противоречие ведет вперед. Гегель же, выступая против тех, кто выдавал противоречия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.