Научная статья на тему 'ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ В ИУДАИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ'

ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ В ИУДАИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ИУДАИЗМ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самаркин Н.О., Волков М.П.

В данной работе рассматриваются понятия закона и благодати в двух мировых религиях, а именно в иудаизме и христианстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AND GRACE IN JUDAISM AND CHRISTIANITY

In this paper, the concepts of law and grace in two world religions, namely in Judaism and Christianity.

Текст научной работы на тему «ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ В ИУДАИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ»

УДК 130.1

Самаркин Н. О. студент 2 курса УлГТУ

Энергетический факультет кафедра «Электроснабжения» научный руководитель: Волков М.П., доктор философских наук

профессор Россия г. Ульяновск

Samarkin N. O. Student of UlSTU 2 courses

Power Engineering Faculty, Department of Electric Power Supply Russia Ulyanovsk scientific adviser Volkov M.P.

Doctor of Philosophy, Professor

ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ В ИУДАИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ LAW AND GRACE IN JUDAISM AND CHRISTIANITY

Аннотация: В данной работе рассматриваются понятия закона и благодати в двух мировых религиях, а именно в иудаизме и христианстве.

Ключевые слова: закон, иудаизм, религия, христианство.

Abstract: In this paper, the concepts of law and grace in two world religions, namely in Judaism and Christianity.

Key words: law, Judaism, religion, Christianity.

Взаимодействие церквей и религий в процессе решения социальных и экзистенциальных проблем обнаруживают наличие в религиозных доктринах общих категорий. Но означает ли это совпадение содержания вероучений? Попробуем разобраться с этим феноменом на примере понятий Закона и Благодати, существующих в иудаизме и христианстве.

Моисеевы Скрижали Закона были путеводной звездой для иудеев, потому что задавали нравственный порядок их жизни и помогали поддерживать их отношения с Богом. Христианство утверждало, что Закон сотворен для человека и соблюдается из-за любви к Богу, следовательно, каждый человек выбирал: соблюдать его или нет. Божья воля принималась как своя. В иудаизме же было совсем наоборот - нужно было строго послушаться Закону. Этого союза двух воль можно добиться лишь через божественную благодать - этот спасительный дар, что был принесен человечеству Христом. Согласно такому взгляду, Закон имеет возможность только принуждать к повиновению и наводить страх. В свою очередь, Павел возражал, что только через веру в Христа может обрести оправдание. Суровость Закона делала человека грешником, который борется с собой. Верующий христианин свободен, потому что он причастен свободе Христа, так как он его любит.

До своего обращения Павел был поборником Закона. После обращения, он доказал, что перед присутствием Святого Духа внутри личности человека и властью любви Христовой Закон бессилен. Но иудеи заметили в истолковании Павлом Закона только пародию на его истинную сущность. Для них Закон являлся даром Божьим, взывавшим к нравственной ответственности человека, был опорой для добрых поступков. Однако, Павел, несмотря на то, что принимал их толкование, утверждал, что его жизнь говорит о совершеннейшей бесплодности подобной религиозности, повиновавшейся только Закону.

Человеческих усилий, таких как нравственная и моральная ответственности, недостаточно для такого судьбоносного события, как искупление человеческой греховности. Только высший дар воплощения и самопожертвования Христова дозволил привести жизнь человека в лад с Богом, к чему так стремилась Человеческая душа. Верный путь человека к спасению - это вера в милость Христа, а не соблюдение Закона. Истинное завершение Закона было явлено во Христе, поэтому Закон для Павла перестал иметь какую-то важность.

Подобным образом в Евангелии от Иоанна было написано о разрыве с иудейским Законом: "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ". В любви к Богу должно было раствориться и расхождения между внешними предписаниями и внутренними склонностями, между волей человека и волей Божьей. Прийти к этому состоянию души значило почувствовать само Царство Небесное. Человек имел возможность обрести праведность в глазах Бога благодаря искуплению.

Противоречие между богодатной свободой и моральным ограничением имело двоякий характер. С одной стороны, проповеди Иисуса были рассудительны, бескомпромиссны по тону, построены на семитской фразеологии и диалектике. Евангелие от Матфея требовало чистоты в помыслах, призывало возлюбить врага своего, как друга, стремилось ко всепрощению, что ужесточало Закон для последователей Иисуса. Но с другой стороны, Иисус многократно отмечал, что внутренний дух стоит выше внешней буквы закона, а сострадание - выше собственной праведности. Его призывы к сохранению возвышенной чистоты и непроизвольные мысли подразумевали что-то большее, нежели простую человеческую волю, тем самым открывая путь вере в благодать Христову. Он угрожал карами самодовольным и высокомерным, которые были уверены в собственном мирском и духовном статусе и оказывал помощь и утешение грешным, павшим духом и нищим. Повиновение Закону ценилось гораздо меньше, чем открытость Божественной благодати. Следование Закону необходимо постоянно сопоставлять с высшей Божьей заповедью любви.

Христианское откровение Божьей милости было не только объектом различных толкований, но и способствовало зарождению противоречивых

последствий. Предпочтение, которое Августин и Павел отдавали Божественной благодати перед человеческими усилиями обрести праведность, обусловило подчеркнутое умаление свободы воли человека относительно всемогущества Господа. Бог считался единственным источником блага. После того, как Адам совершил грех, люди стали грешны и виновны, а искупила данную вину только жертва Христа. С того момента в Церкви стало присутствовать принесенное человечеству Христосом воскресенье.

Церковь наделялась сверхчеловеческим значением, ее иерархия имела статус абсолютной власти, ее законы оставались определяющими, потому что Церковь и её установления считались дарованным свыше проводником Божьей благодати. У неё есть суровые запреты, которые направлены против запретных помыслов и поступков, чтобы людей не настигла уготованная их бренным телам плачевная участь, так как по своей сути люди живут в мире искушений и падки на грехи. Такие черты средневековой христианской церкви, как абсолютистские моральные предписания, дотошная въедливость в разграничении между различными категориями грехов, право отлучения от церкви, подчеркнутый упор на запретах, касающихся плоти, во избежание постоянной угрозы проклятия, принудительность верований и исполнения таинств сближали её с иудейскими представлениями о Божьем законе, только немного преувеличивая эти представления. Все эти предосторожности были нужны, чтобы человек мог пронести через этот мир невредимыми христианские истины и, следуя путеводной звезде Церкви, войти в Царство Небесное.

Использованные источники:

1. http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Schw MiRel/index.php

2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/badyu/index.php

3. http://iphras.ru/page50097327.htm

4. Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.