Научная статья на тему 'Заключение РНКРЗ по докладу И. И. Линге «о разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года»'

Заключение РНКРЗ по докладу И. И. Линге «о разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
304
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заключение РНКРЗ по докладу И. И. Линге «о разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года»»

МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОМИССИИ ПО РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российской научной комиссии по радиологической защите по докладу И.И. Линге «О разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года»

Российская научная комиссия по радиологической защите на заседании 2 июля 2013 г. рассмотрела доклад «О разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года» доктора технических наук И.И. Линге (ИБРАЭ РАН).

В ходе обсуждения рассматривалось как содержание концепции ФЦП ЯРБ 2, так и состав мероприятий будущей программы. Результаты обсуждения позволяют констатировать следующее.

Представленный Госкорпорацией «Росатом» проект концепции ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года» (ФЦП ЯРБ 2) учитывает приоритеты и цели государственной политики в области развития атомной отрасли и разработан на основе следующих документов:

Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года);

поручение Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 г. № РД-П7-4090;

порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594);

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами, ратифицированная Российской Федерацией в 2005 г.;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).

ФЦП ЯРБ 2 является логическим продолжением работ, начатых в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. № 444. В рамках этой программы к 2015 г. предусмотрено провести инвентаризацию состояния 270 ядерно- и радиа-ционно опасных объектов, подготовить к выводу из эксплуатации 188 объектов, ликвидировать и вывести из эксплуатации 42 объекта, реабилитировать 1482 тыс. м2 радиационно загрязнённых территорий, создать мощности централизованного хранения и переработки ОЯТ и РАО и начать работы по переводу накопленного ОЯТ на долгосрочное хранение, создать новые объектовые и территориальные АСМРО и объектовые и территориальные аварийные центры.

Сформулированная в концепции цель ФЦП ЯРБ 2 предусматривает «комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации путём создания современных систем по заключительным стадиям жизненного цикла объектов использования атомной энергии, медико-санитарного обеспечения, радиационного мониторинга и аварийного реагирования и ликвидации не менее 20% накопленных проблем в области обращения с ОЯТ, РАО, вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов». Указанная формулировка достаточно полно и чётко характеризует динамику выполнения работ и в целом соответствует зарубежным аналогам (экологическая программа Управления по охране

окружающей среды Минэнерго США, сформированная в 1989 г., Французская программа вывода из эксплуатации и реабилитации объектов ядерного наследия, стартовавшая в 2001 г., программа Управления по выводу из эксплуатации ядерных объектов (Великобритания), созданная в апреле 2005 г.).

Для достижения цели ФЦП ЯРБ 2 предусматривается решить следующие основные задачи:

создать современные системы обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов, исключающие перекладывание накопленных проблем ядерного наследия на последующие поколения;

модернизировать и расширить системы мониторинга радиационной обстановки, аварийного реагирования и медико-санитарного обеспечения, включая выполнение комплекса работ по развитию и совершенствованию системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно- и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия.

Одним из направлений деятельности в рамках реализации ФЦП на 2016-2025 годы является научно-техническое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение ядерной и радиационной безопасности, которое предусматривает создание экологически безопасных технологий обращения с ОЯТ и РАО, разработку типовых технологий вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии и генерацию вариантов решения проблем ядерного наследия после 2025 года.

В обоснованно выбранном варианте концепции к 2025 году планируется завершение первого этапа работ по ликвидации всего ядерного наследия и совершенствованию систем мониторинга радиационной обстановки, аварийного реагирования и медико-санитарного обеспечения, который характеризуется следующими состояниями:

большая часть накопленного ОЯТ переведена на централизованное хранение, отработаны технологии промышленной переработки основных типов накопленного ОЯТ и переработано около двух третей подлежащего переработке ОЯТ;

созданы пункты захоронения РАО всех типов (глубинного и приповерхностных); завершены работы по консервации наиболее опасных приповерхностных водоемов-хранилищ и бассейнов-хранилищ РАО на ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГХК» и ОАО «СХК»; накопленные высокоактивные пульпы оборонных производств (ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «СХК» и ФГУП «ГХК») переведены в безопасные формы, часть накопленных РАО удалена из мест хранения и захоронена;

завершены работы по ликвидации и выводу из эксплуатации не менее трети ядерно- и радиационно опасных объектов, начат серийный вывод из эксплуатации таких крупных объектов как промышленные уран-графитовые реакторы и атомные ледоколы;

реабилитированы не менее половины радиационно-загрязнённых территорий, требующих реабилитации;

современные системы мониторинга радиационной обстановки, аварийного реагирования и медико-санитарного обеспечения действуют на большинстве (94%) территорий, находящихся в зонах потенциальной опасности;

определены цели, задачи и конечные состояния по всем объектам ядерного наследия и сформирована программа работ по решению проблем ядерного наследия в целом.

Ожидаемая результативность предлагаемого концепцией варианта решения проблемы формируется за счёт следующих факторов:

уменьшения физических объёмов и качественного состава ядерного наследия темпами 2% в год, что соответствует темпам работ государств - участников гонки ядерных вооружений (США, Великобритания, Франция);

ввода в эксплуатацию необходимых базовых объектов инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО и перехода к непосредственному захоронению РАО без создания или расширения объектов промежуточного хранения РАО;

готовности систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования к минимизации последствий радиационных аварий и инцидентов, в том числе при авариях на ядерно- и радиационно опасных объектах за пределами границ Российской Федерации.

В соответствии с концепцией реализация ФЦП ЯРБ 2 обеспечит решение проблем ядерного наследия на всех ядерно- и радиационно опасных объектах Минпромторга России, Минобрнауки России, ФМБА России, НИЦ «Курчатовский Институт», а также на большинстве предприятий Госкорпорации «Росатом».

На основании результатов рассмотрения и обсуждения доклада комиссия приняла следующее решение:

1. Одобрить в целом проект концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года».

2. Отметить важность и актуальность продолжения работ по решению проблем ядерного наследия и развитию систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом с безусловным применением принципа социально приемлемого риска.

3. При разработке перечня мероприятий ФЦП:

а) предусмотреть комплекс НИОКР и практических работ по:

• анализу и выработке рекомендаций по снижению облучения населения от природных и медицинских источников;

• анализу и обобщению доз облучения и радиационных рисков для населения и окружающей среды как основы для оптимизации практических мероприятий по радиационной защите и гармонизации нормативно-правовой базы с международно признанными подходами (в рамках научно-технического и информационного обеспечения вопросов ядерной и радиационной безопасности);

б) рассмотреть возможность включения в перечень мероприятий ФЦП ЯРБ 2 работ по

подготовке и повышению квалификации кадров и совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ЯРБ.

4. Рекомендовать Минэкономразвития России, ВПК при Правительстве Российской Федерации, Минфину России поддержать проект концепции ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года», с учётом того, что ФЦП является одним из основных инструментов реализации государственной политики в сфере ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.

Председатель РНКРЗ, член-корреспондент РАМН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.