Рожков А.П.* 1, Кузовкин А.В.2, Королев С.А.3, Долгов А.В.4, Головеньков А.А.5 ©
Эксперт ООО фирма «Инженерный центр»; эксперт ООО фирма «Инженерный центр»; 3эксперт, специалист НК ООО фирма «Инженерный центр»; 4эксперт ООО фирма «Инженерный центр»; 5эксперт, специалист НК ООО фирма «Инженерный центр»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКА
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЛИВНАЯ ЭСТАКАДА
Аннотация
В данной статье проведена оценка участка транспортирования опасных веществ -железнодорожной сливной эстакады, на соответствие предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом.
Ключевые слова: техническое устройство, техническое диагностирование, эстакада, участок транспортирования опасных веществ.
Keywords: technical device, technical diagnosis, overpass, land transportation of hazardous substances.
Заключение по результатам обследования составлено в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона № 116 от 20.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997 г. [1];
- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11. 2013 г. № 538 [2];
Участок транспортирования опасных веществ - железнодорожная сливная эстакада, предназначена для слива сжиженных углеводородных газов (СУГ) на газонаполнительной станции (ГНС). ГНС располагает двухсторонней сливной железнодорожной эстакадой на 5 сливных устройств верхнего слива. Год постройки железнодорожной эстакады - 1968г. Несущие конструкции (колонны) железнодорожной эстакады выполнены из кирпича керамического красного полнотелого. Рабочие настилы на железнодорожной эстакаде выполнены из сборных многопустотных плит с покрытием из асфальтобетона. Тип используемых рельсов - Р65. Тип используемых шпал - железобетонные шпалы.
Типы (марки) испытательного оборудования и дефектоскопической аппаратуры, использованной при обследовании, дата последней поверки.
Визуально-измерительный контроль (ВИК): комплект для визуального контроля типа BP II 11, универсальный шаблон сварщика УШС-3, универсальный шаблон А.И. Красовского УШК, лупа измерительная ЛИ-3-10 , штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1, линейка металлическая Л-150, набор щупов № 4, радиусные шаблоны РШ-3, угольник поверочный, штангенциркуль путевой ПШВ, шаблон универсальный модели 00316, лазерный дальномер Bosch GLM 250 VF Professional, фара ручная взрывозащищенная светодиодная «Экотон-3» ФР-ВС
Измерение твердости металла (ТВ): переносной электронный твердомер «ТЭМП-3»
Измерение прочности строительных конструкций: ИПС - МГ 4.03
Обследование технического состояния сооружений на опасном производственном объекте, связанном с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом -
© Рожков А.П., Кузовкин А.В., Королев С.А., Долгов А.В., Головеньков А.А., 2015 г.
1
участок транспортирования опасных веществ - железнодорожная сливная эстакада, включает следующие работы:
1. Анализ эксплуатационно-технической документации.
Организация осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и выполнения лицензионных требований. Содержащаяся в представленных документах информация соответствует фактическому состоянию на объекте. План объекта на сооружение железнодорожной эстакады имеется.
2. Нагрузки, воздействия и условия эксплуатации.
С момента строительства и ввода в эксплуатацию железнодорожной сливной эстакады в 1968г. и по настоящее время условия эксплуатации существенно не изменились, нагрузки тоже. Строительные конструкции эксплуатируются при температуре и относительной влажности воздуха согласно проектных значений климата.
Временные нагрузки согласно требованию СП 20.13330.2011 редакция СНиП 2.01.07-85* [3]; СП 14.13330.2011 редакция СНиП Н-7-81* [4], СП 131.13330.2012 редакция СНиП 23-0199* [5]; составляют: снеговая - 84 кгс/м , ветровая - 48 кгс/м , уровень сейсмичности 8 баллов.
3. Результаты визуального контроля территории, конструкции и устройств.
Железнодорожная сливная эстакада размещается на территории ГНС. Рельеф площадки
ровный. Габариты железнодорожной сливной эстакады соответствуют данным плана объекта на сооружение: длина эстакады - 54,5 м, ширина настила - 1,5 м. Габариты несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады: высота - 4,05 м, ширина - 1,3 м, длина - 0,52 м.
Несущие конструкции (колонны) железнодорожной сливной эстакады выполнены из кирпича керамического красного полнотелого, что не соответствует требованиям п. 2.40 ВУП СНЭ-87 («Несущие конструкции сливо-наливных эстакад следует проектировать, как правило, из типовых сборных железобетонных конструкций. При необходимости и соответствующем обосновании допускается проектирование несущих конструкций из металла») [6] и имеют в отдельных местах повреждения, в виде отколов, отдельных отбитостей углов и ребер, посечек, трещин, выкрашиваний, растрескиваний (ГОСТ 530-2012) [7] . Обнаружено выветривание раствора из швов кладки кирпича.
Рабочие настилы на железнодорожной сливной эстакады выполнены из сборных многопустотных плит с покрытием из асфальтобетона, что не соответствует требованиям п. 2.40 ВУП СНЭ-87 («Рабочие настилы, на железнодорожных сливо-наливных эстакадах следует выполнять из просечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты») [6] и имеют зазоры между плитами, трещины и локальные разрушения поверхности асфальтобетона.
Имеются переходные мостики с обслуживающей площадки железнодорожной сливной эстакады на цистерны количеством 10 шт. (по 5-ть на каждую сторону), что соответствует требованиям п. 8.2 ВУП СНЭ-87 [6]
Настил железнодорожной сливной эстакады и переходные мостики оборудованы перилами высотой 1 м, а также сплошным бортиком высотой 0,14 м, что соответствует требованиям п. 8.4 ВУП СНЭ-87 [6].
Имеются 2-е лестницы, выполненные из стали, расположенные в торцах железнодорожной сливной эстакады. Ширина лестницы - 0,6 м, угол наклона - 40°. Ступени лестниц выполнены из стали, что соответствует требованиям п. 2.41 ВУП СНЭ-87 [6].
Шаг несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады составляет 5,5 м, что не соответствует требованиям п. 2.42 ВУП СНЭ-87 («Шаг несущих конструкций (колонн) сливо-наливных железнодорожных эстакад должен быть равен 6,0 м») [6].
Территория, занятая железнодорожной сливной эстакады не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, усиленного в зоне железнодорожных путей (п. 2.43 ВУП СНЭ- 2
2
87) и как следствие не выполняются требования п. 2.44 ВУП СНЭ-87 [6].
Длина тупиковых железнодорожных путей с железнодорожной сливной эстакады составляет 30 м от торца эстакады до упорных брусьев на обоих путях, при этом между брусьев установлена лебедка с тросом для растаскивания цистерн, что соответствует требованиям п. 7.4 ВУП СНЭ-87 [6].
4. Наличие средств по пожаротушению и электротехнических устройств.
Для противопожарной защиты железнодорожной сливной эстакады СУГ следует предусматривать водяные лафетные стволы - отсутствуют (п. 5.1 ВУП СНЭ-87) [6].
Железнодорожная сливная эстакада обеспечена 2-мя комплектами первичных средств пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ-79 и п. 5.7 ВУП СНЭ-87[6], расположенными в торцах железнодорожной сливной эстакады.
Открытые железнодорожные сливные эстакады СУГ должны освещаться прожекторами -отсутствуют (п. 6.3 ВУП СНЭ-87) [6].
Защита от прямых ударов молнии должна быть осуществлена отдельно стоящими молниеотводами (стержневыми или тросовыми) - имеется (п.п. 6.7, 6.9 ВУП СНЭ-87) [6].
5. Конструктивные решения.
Несущие конструкции (колонны) железнодорожной сливной эстакады выполнены из кирпича керамического красного полнотелого.
Габариты несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады: высота -4,05 м, ширина - 1,3 м, длина - 0,52 м.
Прочность кирпича несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады определялась с использованием прибора неразрушающего контроля типа ИПГ-МГ 4.03. По результатам неразрушающего контроля методом ударного импульса по ГОСТ 22690-88 [8] определены следующие данные для кирпича стен.
Керамический кирпич по ГОСТ 530-2012[7] согласно данным обследования имеет прочность на осевое сжатие со средним показателем 8,7 МПа, что не соответствует прочностным характеристикам кирпича марки М100. Прочностные характеристики керамического кирпича находятся в не удовлетворительном состоянии, что не удовлетворяет требованиям норм оценки качества согласно п. 5.2.3, таблица 7 ГОСТ 530-2012 [7]. Марка по прочности изделий должна быть не ниже: полнотелого кирпича для самонесущих стен - М100 (10,0 МПа).
Кирпич несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады в отдельных местах имеет повреждения в виде выколов, сколов, отдельных отбитостей углов и ребер, посечек и трещин превышают значения, указанных в п. 5.1.4 таблица 4 ГОСТ 530-2012 [7].
В результате анализа данных, полученных при изучении имеющейся эксплуатационной документации, при проведении визуального и инструментального диагностического обследования участка транспортирования опасных веществ - железнодорожная сливная эстакада установлено:
-техническое состояние сооружения на опасном производственном объекте, связанном с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом железнодорожная сливная эстакада, в целом соответствует требованиям промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного объекта в части транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом.
-по степени эксплуатационной пригодности и установления категории технического состояния - техническое состояние участка транспортирования опасных веществ -железнодорожная сливная эстакада, оценивается как ограниченно работоспособное техническое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует
3
опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и
функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).
Рекомендуется предохранить керамический кирпич от дальнейшего разрушения и выветривания раствора из швов кладки кирпича за счет 100 % оштукатуривания стен цементнопесчаным раствором марки М300;
Устранить зазоры между плитами и восстановить целостность асфальтобетонного покрытия на рабочем настиле выполненного из сборных многопустотных плит;
Выполнить опалубку высотой ~0,5 м внизу несущих конструкций (колонн)
железнодорожной сливной эстакады, чтобы предостеречь их от дальнейшего разрушения;
Территория, занятая железнодорожной сливной эстакадой, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей. Твердое покрытие должно выполняться из бетона, а под железнодорожными путями:
- в основании - железобетонные плиты,
- по верху плит - железобетонные шпалы, к которым крепятся рельсы.
Для закрепления шпал между ними укладывается слой бетона, толщиной 100 мм на всю длину шпал;
Твердое покрытие территории железнодорожной сливной эстакады должно быть запроектировано с уклоном не менее 2 % в сторону лотков, которые в свою очередь должны иметь уклон 0,5 % к сборным колодцам, располагаемым на расстоянии не более 30 м друг от друга. Твердое покрытие должно ограждаться бортиком, высотой 200 мм;
Следует установить водяные лафетные стволы и прожектора на территории железнодорожной сливной эстакады;
Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим следующему крутящему моменту:
- с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах типа Р65 - 600 Н'м (60 кгсм);
- с высокопрочными стыковыми болтами (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) и рельсов типа Р65 - 1100 Н-м (110 кгсм);
- с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 - 350 Н'м (35 кгсм).
Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляет:
- для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) - 300 Н-м (30 кгсм), а при
высокопрочных болтах - 550 Н-м (55 кгсм);
Установить график периодических осмотров железнодорожного пути, вести журнал технического осмотра;
Ежегодно проводить ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожного пути.
На основании вышеизложенного принимается решение о продолжении эксплуатации на установленных параметрах участка транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом - железнодорожная сливная эстакада сроком на 2 года.
Литература
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от
21.07.97 г. № 116-ФЗ;
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 г. № 538;
4
3. СП 20.13330.2011 (СНиП 2.01.07-85* Актуализированная редакция). «Нагрузки и воздействия»;
4. СП 14.13330.2011 (СНиП Н-7-81* Актуализированная редакция) «Строительство в сейсмических районах»;
5. СП 131.13330.2012 (СНиП 23-01-99* Актуализированная редакция) «Строительная климатология»;
6. ВУП СНЭ-87. «Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов»;
7. ГОСТ 530-2012. «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия»;
8. ГОСТ 22690-88. «Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля». 5
5