Научная статья на тему 'Заключение по результатам обследования участка транспортирования опасных вещества железнодорожным транспортом - железнодорожная сливная эстакада'

Заключение по результатам обследования участка транспортирования опасных вещества железнодорожным транспортом - железнодорожная сливная эстакада Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / ЭСТАКАДА / УЧАСТОК ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ / TECHNICAL DEVICE / TECHNICAL DIAGNOSIS / OVERPASS / LAND TRANSPORTATION OF HAZARDOUS SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рожков А. П., Кузовкин А. В., Королев С. А., Долгов А. В., Головеньков А. А.

В данной статье проведена оценка участка транспортирования опасных веществ железнодорожной сливной эстакады, на соответствие предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рожков А. П., Кузовкин А. В., Королев С. А., Долгов А. В., Головеньков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заключение по результатам обследования участка транспортирования опасных вещества железнодорожным транспортом - железнодорожная сливная эстакада»

Рожков А.П.* 1, Кузовкин А.В.2, Королев С.А.3, Долгов А.В.4, Головеньков А.А.5 ©

Эксперт ООО фирма «Инженерный центр»; эксперт ООО фирма «Инженерный центр»; 3эксперт, специалист НК ООО фирма «Инженерный центр»; 4эксперт ООО фирма «Инженерный центр»; 5эксперт, специалист НК ООО фирма «Инженерный центр»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКА

ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЛИВНАЯ ЭСТАКАДА

Аннотация

В данной статье проведена оценка участка транспортирования опасных веществ -железнодорожной сливной эстакады, на соответствие предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: техническое устройство, техническое диагностирование, эстакада, участок транспортирования опасных веществ.

Keywords: technical device, technical diagnosis, overpass, land transportation of hazardous substances.

Заключение по результатам обследования составлено в соответствии с требованиями:

- Федерального Закона № 116 от 20.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997 г. [1];

- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11. 2013 г. № 538 [2];

Участок транспортирования опасных веществ - железнодорожная сливная эстакада, предназначена для слива сжиженных углеводородных газов (СУГ) на газонаполнительной станции (ГНС). ГНС располагает двухсторонней сливной железнодорожной эстакадой на 5 сливных устройств верхнего слива. Год постройки железнодорожной эстакады - 1968г. Несущие конструкции (колонны) железнодорожной эстакады выполнены из кирпича керамического красного полнотелого. Рабочие настилы на железнодорожной эстакаде выполнены из сборных многопустотных плит с покрытием из асфальтобетона. Тип используемых рельсов - Р65. Тип используемых шпал - железобетонные шпалы.

Типы (марки) испытательного оборудования и дефектоскопической аппаратуры, использованной при обследовании, дата последней поверки.

Визуально-измерительный контроль (ВИК): комплект для визуального контроля типа BP II 11, универсальный шаблон сварщика УШС-3, универсальный шаблон А.И. Красовского УШК, лупа измерительная ЛИ-3-10 , штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1, линейка металлическая Л-150, набор щупов № 4, радиусные шаблоны РШ-3, угольник поверочный, штангенциркуль путевой ПШВ, шаблон универсальный модели 00316, лазерный дальномер Bosch GLM 250 VF Professional, фара ручная взрывозащищенная светодиодная «Экотон-3» ФР-ВС

Измерение твердости металла (ТВ): переносной электронный твердомер «ТЭМП-3»

Измерение прочности строительных конструкций: ИПС - МГ 4.03

Обследование технического состояния сооружений на опасном производственном объекте, связанном с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом -

© Рожков А.П., Кузовкин А.В., Королев С.А., Долгов А.В., Головеньков А.А., 2015 г.

1

участок транспортирования опасных веществ - железнодорожная сливная эстакада, включает следующие работы:

1. Анализ эксплуатационно-технической документации.

Организация осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и выполнения лицензионных требований. Содержащаяся в представленных документах информация соответствует фактическому состоянию на объекте. План объекта на сооружение железнодорожной эстакады имеется.

2. Нагрузки, воздействия и условия эксплуатации.

С момента строительства и ввода в эксплуатацию железнодорожной сливной эстакады в 1968г. и по настоящее время условия эксплуатации существенно не изменились, нагрузки тоже. Строительные конструкции эксплуатируются при температуре и относительной влажности воздуха согласно проектных значений климата.

Временные нагрузки согласно требованию СП 20.13330.2011 редакция СНиП 2.01.07-85* [3]; СП 14.13330.2011 редакция СНиП Н-7-81* [4], СП 131.13330.2012 редакция СНиП 23-0199* [5]; составляют: снеговая - 84 кгс/м , ветровая - 48 кгс/м , уровень сейсмичности 8 баллов.

3. Результаты визуального контроля территории, конструкции и устройств.

Железнодорожная сливная эстакада размещается на территории ГНС. Рельеф площадки

ровный. Габариты железнодорожной сливной эстакады соответствуют данным плана объекта на сооружение: длина эстакады - 54,5 м, ширина настила - 1,5 м. Габариты несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады: высота - 4,05 м, ширина - 1,3 м, длина - 0,52 м.

Несущие конструкции (колонны) железнодорожной сливной эстакады выполнены из кирпича керамического красного полнотелого, что не соответствует требованиям п. 2.40 ВУП СНЭ-87 («Несущие конструкции сливо-наливных эстакад следует проектировать, как правило, из типовых сборных железобетонных конструкций. При необходимости и соответствующем обосновании допускается проектирование несущих конструкций из металла») [6] и имеют в отдельных местах повреждения, в виде отколов, отдельных отбитостей углов и ребер, посечек, трещин, выкрашиваний, растрескиваний (ГОСТ 530-2012) [7] . Обнаружено выветривание раствора из швов кладки кирпича.

Рабочие настилы на железнодорожной сливной эстакады выполнены из сборных многопустотных плит с покрытием из асфальтобетона, что не соответствует требованиям п. 2.40 ВУП СНЭ-87 («Рабочие настилы, на железнодорожных сливо-наливных эстакадах следует выполнять из просечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты») [6] и имеют зазоры между плитами, трещины и локальные разрушения поверхности асфальтобетона.

Имеются переходные мостики с обслуживающей площадки железнодорожной сливной эстакады на цистерны количеством 10 шт. (по 5-ть на каждую сторону), что соответствует требованиям п. 8.2 ВУП СНЭ-87 [6]

Настил железнодорожной сливной эстакады и переходные мостики оборудованы перилами высотой 1 м, а также сплошным бортиком высотой 0,14 м, что соответствует требованиям п. 8.4 ВУП СНЭ-87 [6].

Имеются 2-е лестницы, выполненные из стали, расположенные в торцах железнодорожной сливной эстакады. Ширина лестницы - 0,6 м, угол наклона - 40°. Ступени лестниц выполнены из стали, что соответствует требованиям п. 2.41 ВУП СНЭ-87 [6].

Шаг несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады составляет 5,5 м, что не соответствует требованиям п. 2.42 ВУП СНЭ-87 («Шаг несущих конструкций (колонн) сливо-наливных железнодорожных эстакад должен быть равен 6,0 м») [6].

Территория, занятая железнодорожной сливной эстакады не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, усиленного в зоне железнодорожных путей (п. 2.43 ВУП СНЭ- 2

2

87) и как следствие не выполняются требования п. 2.44 ВУП СНЭ-87 [6].

Длина тупиковых железнодорожных путей с железнодорожной сливной эстакады составляет 30 м от торца эстакады до упорных брусьев на обоих путях, при этом между брусьев установлена лебедка с тросом для растаскивания цистерн, что соответствует требованиям п. 7.4 ВУП СНЭ-87 [6].

4. Наличие средств по пожаротушению и электротехнических устройств.

Для противопожарной защиты железнодорожной сливной эстакады СУГ следует предусматривать водяные лафетные стволы - отсутствуют (п. 5.1 ВУП СНЭ-87) [6].

Железнодорожная сливная эстакада обеспечена 2-мя комплектами первичных средств пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ-79 и п. 5.7 ВУП СНЭ-87[6], расположенными в торцах железнодорожной сливной эстакады.

Открытые железнодорожные сливные эстакады СУГ должны освещаться прожекторами -отсутствуют (п. 6.3 ВУП СНЭ-87) [6].

Защита от прямых ударов молнии должна быть осуществлена отдельно стоящими молниеотводами (стержневыми или тросовыми) - имеется (п.п. 6.7, 6.9 ВУП СНЭ-87) [6].

5. Конструктивные решения.

Несущие конструкции (колонны) железнодорожной сливной эстакады выполнены из кирпича керамического красного полнотелого.

Габариты несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады: высота -4,05 м, ширина - 1,3 м, длина - 0,52 м.

Прочность кирпича несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады определялась с использованием прибора неразрушающего контроля типа ИПГ-МГ 4.03. По результатам неразрушающего контроля методом ударного импульса по ГОСТ 22690-88 [8] определены следующие данные для кирпича стен.

Керамический кирпич по ГОСТ 530-2012[7] согласно данным обследования имеет прочность на осевое сжатие со средним показателем 8,7 МПа, что не соответствует прочностным характеристикам кирпича марки М100. Прочностные характеристики керамического кирпича находятся в не удовлетворительном состоянии, что не удовлетворяет требованиям норм оценки качества согласно п. 5.2.3, таблица 7 ГОСТ 530-2012 [7]. Марка по прочности изделий должна быть не ниже: полнотелого кирпича для самонесущих стен - М100 (10,0 МПа).

Кирпич несущих конструкций (колонн) железнодорожной сливной эстакады в отдельных местах имеет повреждения в виде выколов, сколов, отдельных отбитостей углов и ребер, посечек и трещин превышают значения, указанных в п. 5.1.4 таблица 4 ГОСТ 530-2012 [7].

В результате анализа данных, полученных при изучении имеющейся эксплуатационной документации, при проведении визуального и инструментального диагностического обследования участка транспортирования опасных веществ - железнодорожная сливная эстакада установлено:

-техническое состояние сооружения на опасном производственном объекте, связанном с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом железнодорожная сливная эстакада, в целом соответствует требованиям промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного объекта в части транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом.

-по степени эксплуатационной пригодности и установления категории технического состояния - техническое состояние участка транспортирования опасных веществ -железнодорожная сливная эстакада, оценивается как ограниченно работоспособное техническое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует

3

опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и

функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

Рекомендуется предохранить керамический кирпич от дальнейшего разрушения и выветривания раствора из швов кладки кирпича за счет 100 % оштукатуривания стен цементнопесчаным раствором марки М300;

Устранить зазоры между плитами и восстановить целостность асфальтобетонного покрытия на рабочем настиле выполненного из сборных многопустотных плит;

Выполнить опалубку высотой ~0,5 м внизу несущих конструкций (колонн)

железнодорожной сливной эстакады, чтобы предостеречь их от дальнейшего разрушения;

Территория, занятая железнодорожной сливной эстакадой, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей. Твердое покрытие должно выполняться из бетона, а под железнодорожными путями:

- в основании - железобетонные плиты,

- по верху плит - железобетонные шпалы, к которым крепятся рельсы.

Для закрепления шпал между ними укладывается слой бетона, толщиной 100 мм на всю длину шпал;

Твердое покрытие территории железнодорожной сливной эстакады должно быть запроектировано с уклоном не менее 2 % в сторону лотков, которые в свою очередь должны иметь уклон 0,5 % к сборным колодцам, располагаемым на расстоянии не более 30 м друг от друга. Твердое покрытие должно ограждаться бортиком, высотой 200 мм;

Следует установить водяные лафетные стволы и прожектора на территории железнодорожной сливной эстакады;

Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим следующему крутящему моменту:

- с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах типа Р65 - 600 Н'м (60 кгсм);

- с высокопрочными стыковыми болтами (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) и рельсов типа Р65 - 1100 Н-м (110 кгсм);

- с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 - 350 Н'м (35 кгсм).

Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляет:

- для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) - 300 Н-м (30 кгсм), а при

высокопрочных болтах - 550 Н-м (55 кгсм);

Установить график периодических осмотров железнодорожного пути, вести журнал технического осмотра;

Ежегодно проводить ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожного пути.

На основании вышеизложенного принимается решение о продолжении эксплуатации на установленных параметрах участка транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом - железнодорожная сливная эстакада сроком на 2 года.

Литература

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от

21.07.97 г. № 116-ФЗ;

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 г. № 538;

4

3. СП 20.13330.2011 (СНиП 2.01.07-85* Актуализированная редакция). «Нагрузки и воздействия»;

4. СП 14.13330.2011 (СНиП Н-7-81* Актуализированная редакция) «Строительство в сейсмических районах»;

5. СП 131.13330.2012 (СНиП 23-01-99* Актуализированная редакция) «Строительная климатология»;

6. ВУП СНЭ-87. «Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов»;

7. ГОСТ 530-2012. «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия»;

8. ГОСТ 22690-88. «Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля». 5

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.