Научная статья на тему 'Заключение и расторжение брака по Ветхому завету Библии'

Заключение и расторжение брака по Ветхому завету Библии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1271
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / ТОРА / БЫТИЕ / ИСХОД / ЛЕВИТ / ЧИСЛА / ВТОРОЗАКОНИЕ / ЛЕВИ-РАТНЫЙ БРАК / ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИКЦИЯ / КТУБА / РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО / ПОЛИГАМИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кащенко С.Г.

Ветхий завет Библии содержит в себе довольно многочисленные обязательные для исполнения древними евреями предписания правового, религиозно-правового, религиозного и моральноэтического характера, регламентировавшие процесс заключения и расторжения брачного состояния. Практическое осуществление эти предписания получили в Иудее и Израиле, а после исчезновения древнееврейской государственности в местах компактного (и не только) проживания евреев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заключение и расторжение брака по Ветхому завету Библии»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 1. - С. 152-161.

УДК 347:22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ

БИБЛИИ

Кащенко С. Г.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Ветхий завет Библии содержит в себе довольно многочисленные обязательные для исполнения древними евреями предписания правового, религиозно-правового, религиозного и морально-этического характера, регламентировавшие процесс заключения и расторжения брачного состояния. Практическое осуществление эти предписания получили в Иудее и Израиле, а после исчезновения древнееврейской государственности - в местах компактного (и не только) проживания евреев.

Ключевые слова: Библия, Ветхий завет, Тора, Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, левиратный брак, юридическая фикция, ктуба, разводное письмо, полигамия.

Основными правовыми, религиозно-правовыми, религиозными и морально-этическими источниками, использовавшимися в Иудее и Израиле, для регулирования брачных, как и иных видов общественных отношений, были заветы бога Яхве, переданные им древним евреям через пророка Моисея.

Сведения о них были сосредоточены в Ветхом завете Библии [1], главным образом в его первой части - в Торе (Пятикнижии Моисея), состоящей из пяти книг: Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония [1, с. 1-248].

В ряде других ветхозаветных книг также приводятся сформулированные на основании толкования этих заветов пророками и древнееврейскими авторитетами правила, которые также использовались для регламентации брачных отношений в древнееврейской среде.

Особо следует отметить в этом плане «Книгу притчей Соломоновых, сына Давида (второго иудейского царя)» [1, с. 735-764]. Содержащиеся в ней правила, по словам третьего иудейского царя Соломона, были им сформулированы на основе предписаний Торы, дабы тем самым дать возможность евреям «усвоить правила благоразумия, суда и правоты (права)» [1, с. 735].

Отдельные правила тоже применявшиеся в Иудее и Израиле в сфере заключения и расторжения брака можно обнаружить и в «Книге премудрости (пророка) Иисуса сына Сирахова» [1, с. 796-843], а также в «Книге Экклесиаста, или проповедника (Слове сына Давида, царя в Иерусалиме)» [1, с. 764-773].

Для регулирования брачных отношений среди древних евреев использовались и некоторые правила, содержавшиеся в Мишне, представлявшей собой упорядоченный и систематизированный свод установлений Торы [2], а также в толкованиях Талмуда, опирающихся на сравнение версий и различных с ним подходах [3].

Исполнение заветов Яхве, в том числе брачного характера, было обязательным и для Моисея, и для других евреев. Это предписывалось им богом: «И да будут

152

слова сии, которые я заповедую тебе (Моисею), в сердце твоем (и в душе твоей)» [4, 6:6].

Это, как говорилось во Второзаконии, должно было обеспечить древнему еврею сытую и счастливую жизнь: «Откроет тебе господь небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и благословит все дела рук твоих.., плод чрева твоего (детей).., плод земли твоей и плод скота твоего.., житницы твои и кладовые» [4, 26:1-5].

Кроме того соблюдение заповедей Яхве должно было гарантировать древним евреям, что оно, как подчеркивалось в одной из них, поставят их «выше (других) народов», даст им возможность «господствовать над другими народами» и помешает им господствовать над евреями [4, 26:1-12].

А неисполнение древним евреем божьих заповедей должно было сопровождаться негативными последствиями: «Если не будешь стараться исполнять слова закона сего.. , пошлет господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь делать» [4, 28: 20, 22].

Во Второзаконии для большей убедительности сообщалось и о тех дополнительных и непереносимых последствиях, которые бог обрушит на еврея, если он «не будет слушать гласа господа бога... и не будет стараться исполнять все заповеди и постановления его» [4, 28:15].

За это его должны были постоянно преследовать и довести до гибели чахлость, горячка, лихорадка, воспаление, засуха, палящий ветер, слепота, «оцепенение сердца», притеснение, неверность жены, разрушение дома, гибель виноградника, потеря сыновей и дочерей, нищета и голод [4, 28:22, 28, 29, 30, 32, 41, 54, 55, 57].

Тем не менее неисполнение божьих заветов не всегда должно было сопровождаться для еврея такими жуткими последствиями. Это могло иметь место, когда «кто из народа земли согрешит по ошибке.., сделает что-нибудь против заповедей господских». В этом случае у него имелась возможность избежать наказания. Для этого ему следовало раскаяться и «принести в жертву козу (или овцу) без порока за грех свой, который он совершил.., в скании, на месте, где закалывают жертву для всесожжения» [5,4:27-32].

В среде древних евреев семья являлась их первичным коллективом и представляла собой совокупность совместно проживающих лиц противоположного пола, объединенных взаимными правами и обязанностями, установленными правилами Ветхого завета.

Они устанавливали условия и порядок заключения и расторжения брака, личные, имущественные и иные отношения вступающих в брак, определяли основные принципы, на основе которых должна была создаваться и функционировать каждая еврейская семья.

Эти правила обладали признаками или правовых, или религиозно-правовых, или религиозных, или морально-этических установлений, регламентировавших различные вопросы заключения и расторжения брака.

Для этого в них использовались различные способы правового, религиозно-правового, религиозного и морально-этического воздействия на их субъектов: предписание, дозволение, запрет, наказание, разъяснение, рекомендация, допустимость, осуждение и одобрение.

153

Дозволение могло быть прямым или косвенным: «Если кто переспит с женщиною, - говорилось в одной из норм, - а она раба, обрученная мужу, а еще не выкупленная», то он совершит грех, который, однако, может искупить, принеся «в жертву повинности богу овна» [5, 19:20-22].

Иногда методы дозволения и запрета были настолько переплетены, что трудно было определить, какой из них применяется в данной конкретной норме: «Не враждуй на брата твоего и не понесешь за него греха» [5,19:17].

Религиозный характер ветхозаветного регулирования проявлялся в смешении преступного и греховного, в том, что всякое противоправное действие или бездействие одновременно рассматривалось и как земное преступление, и как преступление против бога.

Довольно часто за нарушение ветхозаветной заповеди предусматривалось применение к виновному только религиозного наказания: «Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего или дочерью матери своей» [4, 27:22].

Применение разъяснения как одного из способов воздействия на брачные отношения имело место, когда устанавливавшееся Ветхим заветом правило было недостаточно конкретизировано: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» [6, 23:13-14].

Осуждение в основном использовалось для регламентации в семье морально-этических вопросов: «на женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок. всякий, делающий это» [4, 22:5].

В ветхозаветных установлениях за их нарушение часто указывался вид ответственности или защиты. Ответственность обеспечивала осуществление предусмотренного ими действия или их совокупности. А защита устанавливала, в чем именно она заключалась.

По времени своего действия заветы разделялись на постоянные и временные (сроковые). Срок действия первых не ограничивался определенными временными рамками: «И хулитель имени господа должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец или туземец» [5, 24:16].

Сроковые же отличались тем, что их действие могло иметь место только в ограниченное время: «Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» [7, 3:12-16].

Сроковые обычно также определяли момент (время) возникновения или прекращения действия прав или обязанностей указанного субъекта брачных отношений. Так, Второзаконие запрещало еврею повторно брать в жены его бывшую жену, с которой он развелся и которая после этого вышла замуж за другого, а он или умер, или тоже с ней развелся [4, 24:1-4].

В необходимости вступления древних евреев в брак убеждало уже приводившееся в Бытии - первой книге Торы - повествование «о создании господом богом человека из праха земного (Адама) и о предоставлении ему права вечно блаженствовать в раю (Эдеме) при условии невкушения (им) от дерева познания добра и зла [8, 2:7, 8, 17, 27].

Затем в Бытии повествовалось о том, что бог, наблюдая за его райской жизнью, осознал, что «нехорошо быть человеку одному» и «сотворил ему помощника,

154

соответственно ему изъятого» из ребра Адама (а не из праха земного как его), первую женщину - Еву, «привел ее к человеку» и сказал ему, что «она будет называться его женою» [8, 2:22-23].

Так возникла первая семья, состоявшая из двух лиц противоположного пола. Беззаботная жизнь ее в раю оказалась по вине жены короткой. Из-за того, что Ева оказалась излишне любопытной и нарушила данный богом Адаму запрет: и сама вкусила от древа познания добра и зла, и мужа убедила сделать это же [8, 3:6]. Крайне возмущенный этим бог изгнал Адама (а заодно и его любопытную жену) из рая, «чтобы возделывал землю, из которой он взят» [8, 3:23].

Одновременно он определил, что и Адам, и Ева, и их потомки обязательно должны вступать в брак: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть» [8, 2:24].

Богом была определена и основная цель брака: «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» [8,9:7].

Одновременно устанавливалось, что на земле для Адама и для Евы райской жизни не будет: «Проклята земля для тебя, со скорбью будешь питаться от нее во дни жизни твоей».

На Адама и его потомков мужского пола были возложены две основные обязанности - быть главой семьи и материально ее обеспечивать за счет его тяжелого труда на земле: «В поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю (не умрешь), из которой ты взят» [8,3:23].

Были установлены и две основные обязанности для Евы и ее наследниц женского пола. Первая заключалась в безусловном подчинении ее своему мужу: «И он будет господствовать над тобой» (видимо для того, чтобы опять чего-либо не натворила в порядке самодеятельности). Вторая же состояла в том, что она «в болезни будет рожать детей» [8,3:16], т. е. то, что этот важный и неизбежный процесс для продолжения человеческого рода будет сопровождаться физическими страданиями женщины.

В других книгах Ветхого завета имелись разъяснения, которые должны были побуждать евреев к вступлению в брак. «Двоим, - говорилось, в частности, в Экклесиасте, - лучше, чем одному, потому что у них (супругов) есть доброе вознаграждение в труде их, ибо если упадет один, то другой поднимет... своего» [9,4:9,10,35].

Обращалось в Экклесиасте внимание и еще на два преимущества состояния в браке. Одно из них заключалось в том, что «если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?». Кроме того, вдвоем легче «устоять против» неприятностей, доставляемых другими людьми [9, 4:11, 12].

А в «Книге (пророка) Иисуса, сына Сирахова» подчеркивалось, что приобретение жены «полагает начало стяжанию (хозяйствованию), приобретает соответственного ему помощника, опору спокойствия его, а у кого нет жены, тот будет вздыхать скитаясь» [9, 36:26-27, 37].

Ветхозаветное регулирование брачных отношений было направлено на упорядочивание среди древних евреев, прежде всего сексуальных отношений между ними - против первоначально распространенных среди них промискуитета (беспорядочных половых связей), кровосмесительства и противоестественных сексуальных связей.

155

Ветхим заветом санкционировалась возможность заключения между ними трех видов браков: моногамного, полигамного и левиратного. Среди древних евреев преобладал моногамный брак, состоявший из мужа и жены.

На полигамный брак, состоявший из одного мужа и нескольких жен, имели право только мужчины, а для женщин он не допускался. О возможности заключения евреем полигамного брака, например, говорилось в ст. 15 Второзакония [4, 21:15].

Однако, в целом, полигамия не поощрялась, но говорилось об этом не очень конкретно: «Не умножай себе жен, дабы не развратить сердце твое» [4, 17:17].

И в Иудее, и в Израиле количество жен у еврея в каждом конкретном случае определялось, с одной стороны, его сексуальным энтузиазмом, а с другой - его материальными возможностями содержать всех жен. Общеизвестно, что многоженством отличались первые древнееврейские пророки: Авраам одновременно имел 3 жены, Иаков - 2, Моисей - 2. Особенно оно было присуще иудейским и израильским правителям. Исключительным «ударником» в этом плане был прославившийся не только своей мудростью царь Соломон, который по свидетельству исторических источников имел до 700 жен одновременно.

По Ветхому завету ,сексуальные отношения могли иметь место только между лицами противоположного пола, вступившими в брак. А им считался юридически значимый союз лиц противоположного пола, заключенный с соблюдением установленных правил для создания семьи. Лица, вступившие в брак, обретали статус супругов: становились носителями определенных семейных прав и обязанностей. Не предусматривалось участие в заключении брака властных структур. Правовое значение он имел после религиозного обряда заключения брака.

Менее распространенным среди древних евреев был левиратный брак, для заключения которого религиозная церемония не требовалась. По Ветхому завету, если 2 брата жили вместе и один из них умирал, то его жена не имела права снова выходить замуж за чужого человека: деверь должен был взять в жены независимо от того, был он уже женат или нет.

Если деверь отказывался это сделать, ей следовало сообщить об этом старейшинам. Если их уговоры на него не действовали, то жена покойного брата должны была в присутствии -10].

В современном семейном праве первым условием, необходимым для вступления в брачные отношения, является достижение желающими это сделать определенного возраста - в основном гражданского совершеннолетия. В Ветхом завете конкретно не указывался такой возраст. Не было в нем и запрета на раннее вступление евреев в брак, когда у них еще не было необходимой для этого психической зрелости, способности обдуманно это делать и осознавать последствия бракосочетания.

Не воспрещалось и вступление в брак малолетним девочкам, когда они еще не обладали необходимой физической зрелостью, чтобы без ущерба для своего здоровья и здоровья ребенка его выносить и родить. Предельные возрастные границы для вступающих в семейные отношения тоже не ограничивались. Поэтому могли вступать в брак и лица преклонного возраста.

Вторым важным условием, соблюдение которого необходимо для вступления в брак в современном семейном праве, является наличие для этого добровольного согласия и мужчины, и женщины. Конкретные указания на этот счет в Ветхом

156

завете вообще отсутствовали. Но его толкователи из числа древнееврейских мудрецов считали наличие добровольности у вступающих в брак тоже необходимым условием.

В Ветхом завете было немало статей, определявших, какую женщину еврей может взять себе в жены, а какая из них для этого не подходит. В одной из них говорилось, что «в жены он должен брать (только) девицу» [5,21:13]. Но исключение из этого допускалось, когда в роли новобрачной выступала вдова или разведенка.

Не могли быть женой и девушка, утратившая до брака девственность, откровенная блудница, женщина, «опороченная и отверженная мужем своим», и «опороченная вдова» [5,21:7,14].

Еврею запрещались браки с нееврейками: «И не вступай с ними в родство.. , их не бери за сына своего, ибо они отвратят сынов твоих от меня (Яхве), чтобы (они) служили другим богам» [7, 4:2, 3].

Одновременно в этом запрете было и исключение. Из соседних народов евреям категорически не дозволялось брать в жены только аммонитянок и моваитянок: «Они не могут войти в общество господне (еврейское), потому что не встретили вас (евреев в Палестине) хлебом и водою». А вот женитьба евреев на идуменянках и египтянках дозволялась: «Не гнушайся (их).. , ибо ты (был) пришельцем в их земле» [4, 23:7].

Не могли евреи брать в жены и девицу, вдову или разведенку вместе с их сестрами, чтобы они не стали ее соперницами, если муж положит на них не только глаз [5,18:18].

Предусматривалась в Ветхом завете и ситуация, когда мужчина должен был жениться на обольщенной им «необрученной девице». Но если он был состоятельным, то мог этого и не делать, а «заплатить (ее отцу) столько серебра, сколько полагалось за вено девицам» [10, 22:16-17].

Допускался и способ приобретения жены евреем, который первоначально перед собой такой цели не ставил. «Если кто-нибудь, - предписывалось во Второзаконии, - встретится с девицею необрученною и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то лежащий с нею должен дать отцу отроковицы 50 сиклей серебра, а она пусть будет его жена, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею» [4, 22:28-29].

Статья Второзакония также устанавливала возможность женитьбы еврея, «когда он выйдет на войну и увидит между пленными женщину, красивую видом, и полюбит ее, и захочет взять ее себе в жены».

В этом случае ему следовало привести пленницу в свой дом, позволить ей освободить свою голову от волос, обрезать ногти, снять пленническую одежду и в течение месяца оплакивать своих родителей. После этого еврей мог «войти к ней и сделаться ее мужем». Но если после этого он в ней разочаровывался, то уже не имел права «продать ее за серебро и обратить ее в рабство». Он должен был «отпустить ее, куда она захочет» [4, 21:11-14].

Ограничений для вступления в брак женщин было немного: они должны были «принять всякого мужа» [7, 36:23]. Родителям дочерей запрещалось их выдавать замуж лишь за неевреев и за «сына блудницы» (рожденного ею вне брака),

157

поскольку, по завету Яхве, его потомство «не могло войти в общество господне» [4,23:2].

Однако статья Чисел позволяла женщинам «быть женами тех, кто понравится глазам их», но при условии, что они принадлежат «к племени колена (их) отцов» (одного из 12) [11,36:6]. Объяснялось это необходимостью того, чтобы удел отца (если они наследницы) «не переходил из колена в колено, ибо каждый из «сынов Израилевых должен был быть приписан к уделу колена отца своего» [11, 36:7-9].

В Ветхом завете не содержалось конкретных указаний насчет того, как должно осуществляться бракосочетание, но это разъяснялось Мишной и Талмудом. Еврей и еврейка за год до заключения брака на специальной церемонии - на обручении в присутствии других лиц - должны были заявить о своем взаимном желании в него вступить.

После этого в течение года жених копил необходимые для этого деньги, а невеста собирала приданое. Если в течение этого года у одной из сторон пропадало желание вступать в брак, это закреплялось проведением специальной церемонии.

По окончании означенного года происходило бракосочетание. В начале его составлялась ктуба - брачный договор, который жених давал невесте. Он приобретал юридическое значение после того, как его скрепляли своими подписями жених и 2 свидетеля. Значение ктубы было настолько велико, что при ее потере супруги не могли жить вместе, пока не была составлена и подписана новая [12].

В ктубе фиксировались обязательства, которые жених брал на себя в отношении жены. Он обязывался обеспечить ее едой, одеждой, кровом и всем ей необходимым, а также «жить с ней как муж в соответствии с обычаем».

Фраза «жить с ней как муж с женой» подразумевала наличие регулярных сексуальных отношений между супругами. Это должно было происходить во исполнение предписания Торы о том, что муж не должен лишать жену «супружеского сожития» [10, 21:10]. И это было не случайностью: муж должен был быть его инициатором, поскольку женщины считались слишком скромными и стыдливыми, чтобы проявлять в отношении его инициативу.

В ктубе также указывалось приданое невесты - то имущество, которое она приносила в дом мужа. При этом оно разделялось на 2 части: то, которое она передавала в собственность мужа, и то, которое продолжало оставаться в ее собственности. В браке муж мог использовать и ее собственность, но доходы и убытки от ее использования ложились только на него: жена в них участия не принимала [12].

В ктубе оговаривалось и решение тех вопросов, которые могли возникнуть у жены в случае смерти мужа и развода. В ней, в частности, предусматривалось право жены после смерти мужа на проживание в его доме и кормление при этом из его наследства, пока она снова не выйдет замуж. Указывался также размер денежной суммы, выплату которой жених гарантировал будущей жене, если она окажется в нужде после развода [13, с. 519].

После подписания ктубы происходили религиозная церемония и свадебный пир. Не жених, а невеста назначала дату их проведения, чтобы она не совпала с днями ее менструации. Перед первой брачной ночью она должна была посетить миквэ

158

(естественный или искусственный водоем). Жениху тоже предписывалось совершить омовение своего тела.

Начало брачной жизни не всегда было радостным для молодой жены. Как отмечалось во Второзаконии, это имело место, когда «кто возьмет жену, войдет к ней и возненавидит ее.. , не найдет у нее девства». Об этом он мог просто заявить, когда хотел избавиться от нее по другим причинам.

В этом случае отец и мать молодой жены должны были «вынести признаки девства отроковицы к старейшинам» и заявить, что супруг необоснованно «возводит на нее порочные дела» и «расстелить ее одежду пред старейшинами».

Если это тех убеждало, то они принимали решение о наказании на мужа за ложное распространение о жене худой молвы: он должен был выплатить ее отцу 100 сиклей серебра. А когда старейшины не находили у жены «признаков девства», Второзаконие предписывало им привести ее к дверям дома ее отца, чтобы «жители города побили ее камнями до смерти» [4, 22:13-21].

Медовый месяц у супругов мог выходить за пределы месяца. Второзаконие предписывало молодого мужа освобождать в течение года после бракосочетания от участия в военных действиях, если они велись. Он должен был «оставаться в своем доме в продолжение этого года для того, чтобы увеселять жену свою, которую взял» [4, 24:5].

Вопреки предписаниям Ветхого завета о всеобщем состоянии древних евреев в браке, их семьи не всегда отличались стабильностью, что иногда сопровождалось их разрушением. И в Иудее, и в Израиле это происходило и без административного, и без судебного разбирательства и их решения.

Неограниченное право на расторжение брака имел только муж, который в любое время мог им воспользоваться, не обращая внимание на то, как к этому относится его жена.

Стараясь уменьшить количество разводов, пророк Иисус, сын Сирахова рекомендовал мужьям не торопиться с разводом, внимательно при этом учитывать достоинства жены: «не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинства ее драгоценнее золота. Есть у тебя жена по душе, не оставляй ее» [7:21, 28].

В Ветхом завете имелась специальная статья, регламентировавшая процесс расторжения брака: «Если кто возьмет жену, - говорилось в ней, - и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, (то пусть) напишет ей разводное письмо и даст ей в руки и отпустит из дома своего» [4, 24:1-2].

Устанавливалось, что этот документ должен был быть написан или им самим, или его представителем. Письмо следовало писать на имя жены, а в нем должно было говориться о том, что муж изгоняет ее из семьи и своего дома. Он мог сам вручить этот документ жене при свидетелях или использовать для этого своего представителя.

Врученное разводное письмо являлось юридическим документом, следствием которого было прекращение брачных отношений между мужем и женой [12].

На начальном этапе истории древних евреев жена не имела права на развод, но позже в древнееврейской среде установилась традиция, в соответствии с которой она тоже могла стать инициатором разрыва брака.

159

В этом случае она имела право требовать от мужа вручения им ей разводного письма. Если тот отказывался его дать, то Рамбам предлагал пороть его до тех пор, пока он не соглашался. Получив его, жена считалась разведенной и могла снова по своему усмотрению выйти замуж [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование установлений Ветхого завета по вопросам заключения и расторжения брака оказало благоприятное воздействие на древнееврейское общество. Оно привело к упорядочению среди евреев сексуальных отношений, к прекращению тех из них, которые носили беспорядочный характер или отличались кровосмесительством или противоестественностью.

Список литературы

1. Библия или книги священного писания Ветхого и Нового завета. - С параллельными местами. - Издание одиннадцатое. - С благословения святейшего правительствующего Синода. - Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1913. - 1548 с.

2. Мишна «www.chassidus.ru/librsry/mishnah/index.htm».

3. Талмуд «www.jewish.gu/educatio/talmud/htm».

4. Библия. Ветхий завет. Второзаконие.

5. Библия. Ветхий завет. Левит.

6. Библия. Ветхий завет. Книга притчей Соломоновых.

7. Библия. Ветхий завет. Книга премудрости (пророка) Иисуса сына Сирахова.

8. Библия. Ветхий завет. Бытие.

9. Библия. Ветхий завет. Книга Экклесиаста или проповедника (Слово Экклесиаста сына Давидова царя в Иерусалиме).

10. Библия. Ветхий завет. Исход.

11. Библия. Ветхий завет. Числа.

12. Дашевский З. Курс «Законы семьи». «www.machanaim.org/yearreun/dachbrak/lek9.htm».

13. Телушкин И. Древнееврейский мир: Важнейшие сведения о еврейском народе, его истории и религии. - М.: Лехаим, 1998. - 574 с.

14. Тверской И. Книга Рамбама «Мишна-Тора» / Перевод М. Бартова «www.judaicaru.org/library/rambam5.htm.1».

Kashchenko S.G. A marriage and divorce in the Old Testament of the Bible // Scientific messages of Crimean Federal University the name of V. I. Vernadsky University. - Series : Juridical sciences. - 2016. -Vol. 2(68). № 1. - Р. 152-161.

The Old Testament of the Bible contains numerous mandatory prescriptions of legal, religious, moral and ethical character, which regulated the process of marriage and divorce among the ancient Hebrews. These provisions were practically implemented in Judah and Israel, and after the disappearance of the Hebrew state it has been used in the areas of compact (and not only) Jewish residence.

Key words: Bible, Old Testament, Torah, Genesis, Exodus, Leviticus, Numbers, Deuteronomy, levirate marriage, legal fiction, ketubah, bill of divorcement, polygamy.

Spisok literatury

1. Bibliya ili knigi svyashchennogo pisaniya Vethogo i Novogo zaveta. - S parallelnymi mestami. -Izdanie odinnadtsatoe. - S blagosloveniya svyateyshego pravitelstvuyushchego Sinoda. - Sankt-Peterburg: Sinodalnaya tipografiya, 1913. - 1548 s.

2. Mishna «www.chassidus.ru/librsry/mishnah/index.htm».

3. Talmud «www.jewish.gu/educatio/talmud/htm».

4. Bibliya. Vethiy zavet. Vtorozakonie.

5. Bibliya. Vethiy zavet. Levit.

160

6. Bibliya. Vethiy zavet. Kniga pritchey Solomonovyh.

7. Bibliya. Vethiy zavet. Kniga premudrosti (proroka) Iisusa syna Sirahova. S. Bibliya. Vethiy zavet. Bytie.

9. Bibliya. Vethiy zavet. Kniga Ekklesiasta ili propovednika (Slovo Ekklesiasta syna Davi-dova tsarya v Ierusalime).

10. Bibliya. Vethiy zavet. Ishod.

11. Bibliya. Vethiy zavet. Chisla.

12. Dashevskiy Z. Kurs «Zakony semi» «www.machanaim.org/yearreun/dachbrak/lek9.htm».

13. Telushkin I. Drevneevreyskiy mir: Vazhneyshie svedeniya o evreyskom narode, ego istorii i religii. - M.: Lehaim, 1998. - 574 s.

14. Tverskoy I. Kniga Rambama «Mishna-Tora» /Perevod M. Bartova «www.j udaicaru. org/library/rambam5. htm. 1».

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.