Научная статья на тему 'Регулирование земельных и связанных с ними личных правоотношений в Ветхом Завете Библии'

Регулирование земельных и связанных с ними личных правоотношений в Ветхом Завете Библии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / ТОРА / ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЯ / ИУДЕЯ / ИЗРАИЛЬ / ЯХВЕ / ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД / СУББОТНИЙ ГОД / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО / ЗАКОН / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кащенко С.Г., Елькин С.В.

В статье рассматриваются предписания Ветхого Завета Библии относительно регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений, которые получили практическое осуществление в Иудее и Израиле. Рассмотрение Заветов Торы свидетельствует о том, что для регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений в них использовались такие общеправовые принципы: принцип гуманизма, соблюдения и защиты прав на собственность, принцип юридического равенства на получение прав, принцип законности и принцип устойчивых прав. Показано, что они были сосредоточены в Торе и были направлены на достижение в соответствии с этикой Ветхого Завета социальной справедливости и социального равенства среди населения древнееврейских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование земельных и связанных с ними личных правоотношений в Ветхом Завете Библии»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 3. - С. 159-166.

УДК340.12 (560) : 348.97

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ БИБЛИИ

Кащенко С. Г., Елькин С. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

В статье рассматриваются предписания Ветхого Завета Библии относительно регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений, которые получили практическое осуществление в Иудее и Израиле. Рассмотрение Заветов Торы свидетельствует о том, что для регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений в них использовались такие общеправовые принципы: принцип гуманизма, соблюдения и защиты прав на собственность, принцип юридического равенства на получение прав, принцип законности и принцип устойчивых прав. Показано, что они были сосредоточены в Торе и были направлены на достижение в соответствии с этикой Ветхого Завета социальной справедливости и социального равенства среди населения древнееврейских государств.

Ключевые слова: Библия, Ветхий Завет, Тора, Пятикнижие Моисея, Иудея, Израиль, Яхве, юбилейный год, субботний год, социальная справедливость, социальное равенство, закон, земельный участок.

История евреев насчитывает более трёх тысяч лет. На это есть письменное свидетельство - Библия.

В процессе долгих войн древнееврейских племён (колен) с филистимлянами в XI в. до н.э. возникло первое древнееврейское государство Иудея, в котором самым многочисленным было племя Иуды. В его состав вошли все древнееврейские племена.

После смерти его третьего правителя - Соломона - большинство племён, недовольные господствующим положением иудеев, отделилось от Иудеи, образовало второе древнееврейское государство - Израиль. Столицей его стала Самария. Столицей же Иудеи оставался Иерусалим. Израиль существовал до VIII в. до н.э., когда он был захвачен Ассирией, а Иудея - до VI в. до н.э. - до покорения её правителем Вавилонии Навухудоносором.

Ветхий Завет Библии донёс до нашего времени сведения об истории, культуре и обычаях древних евреев. В нём также приводятся данные и о тех заветах (предписаниях), которые были даны древним евреям богом Яхве на горе Синае через пророка Моисея для регулирования среди них общественных, в том числе и имущественных, и связанных с ними личных правоотношений.

В советское время в условиях активной антирелигиозной пропаганды их изучение мало привлекало внимание исследований. Высказывавшиеся ими при этом положения носили в основном декларативный характер, недостаточно аргументировались и нередко противоречили исторической действительности [1-8].

Одним из таких «исследователей» был М. И. Шахнович, который утверждал, что ветхозаветные заветы, использовавшиеся в древнееврейских государствах для

159

регулирования общественных отношений, «освящали социальное неравенство» и «отражали интересы эксплуататоров» [7, с. 62]. Приводимая им аргументация для подтверждения этого тезиса была неубедительной.

Важнейшим видом имущественных и связанных с ними личных правоотношений и в Иудее, и в Израиле являлись те из них, которые имели место в сфере землевладения и землепользования.

В Иудее и в Израиле, как и в других государствах древнего мира, земля имела особое значение: она была основой жизни и деятельности их жителей. Она являлась недвижимостью, которая требовала особого правового регулирования, отличавшегося от правового воздействия на другие виды имущественных отношений.

Отношения по владению, использованию и распоряжению землей, по совершенствованию сделок с ней в древнееврейских государствах регулировались заветами Бога Яхве, закрепленными в Торе (Пятикнижии Моисея) Ветхого Завета Библии. Она состоит из пяти книг - Бытия, Исхода, Левита, Числа и Вторазакония [1].

Они устанавливали правовой режим земли, земельный правопорядок, т.е. систему и особенности устойчивых земельных отношений. Они определяли порядок рационального использования и охраны земель, который обеспечивался мерами предупреждения и установленной ответственностью за его нарушение.

Субъектами правового регулирования земельных и связанных с ними личных отношений были древние евреи, проживающие в предоставленной им Богом «Земле Обетованной». А объектами являлись земельные наделы (ныне - земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки) и связанные с ними личные отношения их владельцев.

В Торе для регулирования земельных и связанных с ними личных отношений использовались оба метода правового воздействия на них - императивный (в основном) и диспозитивный. Императивный метод выражался в установлении обязательного вида поведения или действия субъектов, или в воспрещении их совершения. Этот метод определял границы их должного поведения или действия.

А диспозитивный метод предоставлял субъектам возможность альтернативного поведения или действия. Так в одном из установлений Торы предписывалось, что «укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» [9, 22:2-3].

Правовое регулирование земельных и связанных с ними личных отношений и в Иудее, и в Израиле в основном осуществлялась в форме Заветов, якобы полученных от Бога Яхве пророком Моисеем на горе Синае.

Они содержали в себе или повеление, или дозволение, или запрет на совершение определённого поведения или действия. Примером Завета, содержавшего в себе повеление, являлся такой: «Соблюдайте все уставы мои и исполняйте их» [10, 22:37].

Имелись в Торе и Заветы, которые одновременно содержали в себе и дозволение, и запрет: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, никакого дела не делайте» [10, 23:3].

Можно обнаружить в Торе и Заветы, представлявшие собой обычные правовые нормы. «Если кто, - говорилось в одной из них, - отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то если найдётся вор, пусть он заплатит вдвойне» [9, 19:3].

160

Рассмотрение Заветов Торы свидетельствует о том, что для регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений в них использовались такие общеправовые принципы: принцип гуманизма, принцип признания, соблюдения и защиты прав на собственность, принцип юридического равенства на получение прав, принцип законности и принцип устойчивых прав.

В право собственности входят право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Тора предоставила древним евреям в сфере земельных отношений в полном объёме только право владения и пользования.

Право владения давало им возможность фактического обладания определённым земельным участком. А правом пользования - допущение его собственником хозяйственной и иной его эксплуатации, извлечение из него полезных свойств для удовлетворения своих потребностей и обеспечения жизнедеятельности.

Третье же право, вытекающее из права собственности на землю, т.е. право определять по своему усмотрению юридическую судьбу своего земельного участка Заветами Яхве, представлялось древним евреям в ограниченном объёме: они могли распоряжаться им только в пределах, установленных Торой.

По договору Яхве с Моисеем он предоставил своему «богоизбранному народу» землю в Палестине, которая должна была быть распределена среди евреев на основе только установленных им правил.

Предоставлявшиеся им земельные наделы должны были быть равными, поскольку полученные с них урожаи и доходы должны были в равной степени обеспечивать одинаковый и достаточный для пристойного существования уровень благосостояния всех евреев, независимо от их семейного положения.

«Кто многочисленнее (по семейному составу), - предписывалось в Завете Яхве Моисею, - тем дай удел (надел) более, а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно быть соразмерно с числом вошедших в исчисление» [11, 26:54].

В Торе специально подчеркивалось, что Бог предоставляет земельные участки «сынам Израилевым» только во владение и пользование, но сохраняет за собой верховное право собственности на них, «ибо (это) моя земля: вы (евреи) пришельцы и поселенцы у меня» [10, 25:23].

Каждый член древнееврейского общества получил право на обладание определённым земельным наделом, использование которого должно обеспечить среди евреев социальную справедливость и социальное равенство.

Однако установленные Торой одинаковые условия обладания землей еще не означали, что все получившие земельные наделы могли их в равных степени использовать, что должно было неодинаково сказываться на уровне их благосостояния и привести к социальному расслоению среди них.

Одни из них успешно эксплуатировали предоставленные им земельные наделы, а другие из-за разных причин делали это непродуктивно, что сопровождалось снижением уровня из благосостояния, а некоторых доводило до разорения. При заключении договора Бога с Моисеем Яхве это предвидел: «Нищие всегда будут среди земли (твоей)» [12, 15:11].

Для борьбы с социальным расслоением и социальным неравенством Торой были предусмотрены определенные правовые средства, предназначенные для использования в сфере землевладения и землепользования: обедневшим евреям для обеспе-

161

чения своей жизнедеятельности дозволялось продавать свой земельный надел или его часть более состоятельным [10, 25:23].

Однако такая продажа могла осуществляться только так, чтобы при этом не нарушались Заветы Яхвы, направленные на сохранение и охрану не только общего, но индивидуального благосостояния евреев. Важнейшим из них был тот, который устанавливает, что «землю не должны продавать насовсем» [10, 25:23].

Вообще, не дозволялась продажа земли состоятельным евреям, а только «если брат живой (Моисея) обеднеет» [10, 25:23]. Не могли ее осуществлять и левиты: «И полей их ... продавать нельзя, потому что это вечное владение их» [10, 25:34]. Левиты были особой категорией древнееврейского населения, занимавшей в ней привилегированное положение. Их обязанностью было регулярное отправления ветхозаветного культа Яхве.

При купле-продаже земли Тора требовала и от ее продавца, и от ее покупателя проявлять лучшие человеческие качества: «Если будешь продавать. ближнему твоему (т.е. тоже еврею) или будешь покупать . у ближнего твоего, не обижайте друг друга» [10, 25:14].

Сделки по купле-продаже земли запрещалось совершать в субботу [10, 25:3]. Не могли они также совершаться во время установленных Яхве еврейских праздников: «И созывайте в сии дни священное собрание. никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших» [10, 23:21].

Предусматривалось, что проданный по нужде земельный надел должен возвратиться продавцу, и он опять «вступит во владение свое» [10, 25:26-28] и тем самым будет восстановлена социальная справедливость.

Для этого предусматривалась возможность выкупа продавцом земли его бывшего земельного надела у его нового владельца. Если у него появились средства, необходимые для осуществления этого.

Когда же он не мог собрать, выкуп надела для него должны были произвести родственники. При выкупе покупателю требовалось возвратить не ту сумму, которая им была истрачена при покупке. К ней приплюсовывались те средства, которые были истрачены на улучшение качества приобретенной земли и на ее обустройство, из этой суммы выплачивались те доходы, которые были получены новым владельцем от ее эксплуатации.

Если у родственников продавца земли тоже не было средств для выкупа проданного земельного надела, он все равно по истечении определенного времени возвращался продавцу. «Проданное, - устанавливалось в Торе, - остается в руках покупателя до юбилейного года, а в этот год он (продавец) опять вступает во владение свое (безвозмездно)» [10, 25:28].

В этом случае бывшему владельцу проданного земельного участка иногда приходилось довольно долго ждать наступления юбилейного года или вообще его не дождаться. По законам Торы этот год исчислялся по следующей системе: «И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет... И освятите пятидесятый» [10, 37].

Согласно Торе объем прав владельца дома при его продаже в Иудее и Израиле в определенной степени зависел от того, на какой земле он находился.

Если продаваемый дом располагался на городской земле (в пределах города, окруженного стеной), продавец имел право его выкупить в течение года после со-

162

вершения акта купли-продажи, а после его истечения он такое право терял. Не возвращался он ему и в юбилейный год [10, 25:29].

Исключение из этого правила составляли только проживающие в городах левиты. Невыкупленный ими в течение года их дом, располагавшийся на государственной земле, им безвозмездно возвращался в юбилейный год. Потому что, как говорилось в Торе, их дома «составляют их владение среди сынов Израилевых» [10, 25:33].

При продаже евреями домов, располагавшихся в окрестностях города на принадлежавших им землях, они имели право их выкупить до наступления юбилейного года. Если же выкуп не имел места, проданный дом без компенсации возвращался прежнему владельцу, поскольку «должно считать его наравне с полем (землей)» [10, 25:31].

Кроме купли-продажи Тора предусматривала возможность перехода права собственности на землю и в порядке ее наследования - по закону, по воле наследовате-ля и в их комбинации.

Порядок наследования земли и в Иудее, и в Израиле определялся заветами Яхве, нарушать установление которых не дозволялось: «И да будет это (порядок наследования) поставлено в закон, как повелел Господь Моисею» [11, 27:11].

Яхве определил, что наследование, в том числе земли, может осуществляться только по установленному же закону, а воля наследодателя при этом не имеет значения. Он определил круг лиц из числа родственников умершего, имевших право на наследование и установил их очередность при этом.

Первоочередное право на наследование земли имел сын наследодателя. При его отсутствии это право переходило к его дочери. Когда же у умершего не было ни сына, ни дочери наследниками должны были быть его братья. При их отсутствии -братья отца. «Если же нет братьев отца, - предписывалось в Торе, - отдайте удел его (наследодателя) его близкому родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его» [11, 27:11].

Тора воспрещала древним евреям нарушать чужое право собственности на землю. В частности, владельцам определённых земельных участков не дозволялось самовольно расширять их пределы за счет чужих земельных участков, располагавшихся по соседству. Правда, юридическая санкция за нарушение этого запрета не предусматривалось: «Проклят (лишь) нарушающий межи ближнего твоего» [12, 27:17].

Право собственности древних евреев на определенный земельный участок давало им право собственности и на выращенную на нем сельскохозяйственную продукцию. В Торе имелись предписания, которые предусматривали санкции за его нарушение, за нанесение ей ущерба.

«Если кто потравит поле или виноградник, - устанавливалось в ней, - пустит свой скот травить чужое поле, [смотря по плодам его, пусть заплатит со своего поля, а если потравил все поле,] пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего» [9, 22:5].

Предусматривалось и обязательное возмещение ущерба, нанесенного урожаю на чужом поле в результате вызванного сознательно или по неосторожности пожара: «Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны или жатву, или поле, это должен заплатить, кто произвел сей пожар» [9, 26:6].

163

Одновременно владельцу земельного участка дозволялось самому физически наказать вора, посягнувшего на выращенный им урожай: «Если кто застанет вора ... и ударит его так, что он умрет, то кровь ему не вменяется» [9, 22:23], т.е. он ответственности за это не несет.

Установления Торы, направленные на регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений, были тесно связаны с ее этикой, в основе которой лежали идеи социальной справедливости, милосердия и благотворительности. Они должны составлять основу этого регулирования. Неслучайно слово «цедака» (справедливость, милосердие) 260 раз употреблялось в Торе в различных ее установлениях [2, с. 92]. Однако их действие должно было быть направлено только на «сынов Израилевых», а на взаимоотношения евреев с не евреями их действие не распространялось [10, 25:35]. Объектом их действия были и пришельцы - евреи, проживавшие в еврейской общине: «Пришелец (тоже еврей), поселившийся у вас, - говорилось в Торе, - да будет для вас тоже, что туземец ваш: люби его как себя» [10, 23:34].

В Торе имелись специальные предписания, которые обязывали евреев часть выращенного на их земельных участках урожая использовать в благотворительных целях - для удовлетворения потребностей нуждающихся евреев. С этой целью запрещалось владельцу земельного участка, забывшего во время жатвы на своем поле сноп, возвращаться и забирать его: «Пусть (он) останется пришельцу, сироте и вдове» [12, 24:15].

Для этого ему также предписывалось: «когда будешь отбивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветви» [12, 24:20], то есть не обрывай пропущенные маслины, а также делать это «когда будешь снимать плоды в винограднике твоём» [12, 24:21].

Предписания благотворительного характера Торы евреям-землевладельцам на этом не заканчивались. Например, «при жатве на своем поле не дожинай до края его и оставшийся от жатвы не подбирай, а при уборке виноградника . не обирай дочиста. , а оставь это бедному и пришельцу» [10, 19:9-10]. Однако благотворительность, милосердие и помощь нуждающимся за счет урожая с земельных участков евреев не была безмерной. Торой они ограничивались в разных пределах.

Для своего прокорма обедневшие, нищие, вдовы, сироты и пришельцы могли на чужом поле рвать «колосья только руками», но им воспрещалось для срезания их использовать серп [12, 23:25]. Они также могли на чужом винограднике: «ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд свой (их) не клади» [12, 23:24].

На этом благотворительная деятельность еврея - землевладельца не должна была заканчиваться. Тора также предписывала ему «по прошествии трёх лет отделять все десятины произведений твоих и класть (сие) в жилищах твоих и пусть придёт. пришелец и сирота, и вдова. и пусть едят и насыщаются дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать» [12, 14:2829].

Также с благотворительной целью евреям-землевладельцам Тора запрещала в субботние (седьмые) годы засевать своё поле и ухаживать за своими виноградниками, а всё выросшее на них самостоятельно оставлять «убогим из твоего народа».

Установившийся Торой порядок регулирования земельных и связанных с ними личных отношений должен был обеспечить всем евреям достойную жизнь. Это

164

обещал им Яхве: «Исполняйте постановления мои и храните законы мои, и исполняйте их и будете спокойно жить на земле. И будет земля давать плоды свои» [10, 25:18-19].

Таким образом, система регулирования земельных и связанных с ними личных правоотношений, которая использовалась в Иудее и Израиле, устанавливалась предписаниями Торы Ветхового Завета Библии. Она в значительной степени препятствовала социальному расслоению среди древних евреев, концентрации чрезмерного богатства у одних и крайней нищеты других. Она была направлена на достижение в соответствии с этикой Ветхового Завета среди них социальной справедливости и социального равенства.

Список литературы:

1. Библия или книги священного писания Ветхого и Нового завета. - В русском переводе. - С параллельными местами. - Издание одиннадцатое. - Санкт - Петербург: Синодальная типография, 1913. - 1548 с.

2. Грубарг М.Д. К истории социального учения иудаизма // Социс. - 2002. - № 4. - С. 89 - 97.

3. Грубарг М.Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве // Государство и право. - 2002. - № 5. - С. 46 - 53.

4. Крывелев И.А. Книга о библии. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. - 280 с.

5. Равин Исраель - Меир Лау. Практика иудаизма. В свете устной Торы. - Мосада, 1991.- 686 с.

6. Суглобов Г.А. Заповеди исподни и человеческие. - М.: Политиздат, 1975. - 96 с.

7. Шахнович М.И. Реакционная сущность иудаизма. - М.: Политиздат, 1960. - 237 с.

8. Эйдельман А.И. Иудаизм: прошлое без будущего. - Ужгород: Карпаты, 1977. - 102 с.

9. Библия. Ветхия Завет. Исход.

10. Библия. Ветхия Завет. Левит.

11. Библия. Ветхия Завет. Числа.

12. Библия. Ветхия Завет. Второзаконие.

Kashchenko Sergey, Elkin Sergey. Regulation of land and related personal legal relations in the Old Testament Bible // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. -2015. - T. 1 (67). № 3. - P. 159 - 166.

The article deals with prescriptions of the Old Testament of the Bible regarding the regulation of land and related personal relationships that have received the practical implementation of Judah and Israel. Consideration Testament Torah, testifies that control the earth and related personal relationships, they used some general legal principles: the principle of humanity, the principle of the recognition, observance and protection of property rights, the principle of legal equality to human rights, the principle of legality and The principle of sustainable human. It is shown, that they were concentrated in the Torah and were intended to achieve in accordance with the ethics of the Old Testament of social justice and social equality among the population of the Hebrew State.

Keywords: Bible, Old Testament, the Torah, the Five Books of Moses, Judah, Israel, Yahweh, Lane jubilee year, the Sabbath year, social justice, social equality, law, land.

Spisok literaturyi:

1. Biblija ili knigi svjashhennogo pisanija Vethovogo i Novogo zaveta. - V russkom perevode. - S par-allel'nymi mestami. - Izdanie odinnadcatoe. - Sankt - Peterburg: Sinodal'naja tipografija, 1913. - 1548 s.

2. Grubarg M.D. K istorii social'nogo uchenija iudaizma // Socis. - 2002. - № 4. - S. 89 - 97.

3. Grubarg M.D. Osnovnye jelementy uchenija iudaizma o gosudarstve i prave // Gosudarstvo i pravo. -2002. - № 5. - S. 46 - 53.

165

4. Kryvelev I.A. Kniga o biblii. - M.: Izdatel'stvo social'no-jekonomicheskoj literatury, 1958. - 280 s.

5. Ravin Israel' - Meir Lau. Praktika iudaizma. V svete ustnoj Tory. - Mosada, 1991.- 686 s.

6. Suglobov G.A. Zapovedi ispodni i chelovecheskie. - M.: Politizdat, 1975. - 96 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Shahnovich M.I. Reakcionnaja sushhnost' iudaizma. - M.: Politizdat, 1960. - 237 s.

8. Jejdel'man A.I. Iudaizm: proshloe bez budushhego. - Uzhgorod: Karpaty, 1977. - 102 s.

9. Biblija. Vethija Zavet. Ishod.

10. Biblija. Vethija Zavet. Levit.

11. Biblija. Vethija Zavet. Chisla.

12. Biblija. Vethija Zavet. Vtorozakonie.

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.