Научная статья на тему 'Заканчиваются ли когда-нибудь войны? Деятельность Международного Комитета Красного Креста после того, как смолкают пушки'

Заканчиваются ли когда-нибудь войны? Деятельность Международного Комитета Красного Креста после того, как смолкают пушки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заканчиваются ли когда-нибудь войны? Деятельность Международного Комитета Красного Креста после того, как смолкают пушки»

Заканчиваются ли когда-нибудь войны? Деятельность Международного Комитета Красного Креста после того, как смолкают пушки

Марион Харрофф-Тавель*

Затем, что лишь войну родит война...

Джон Мильтон, 1648 год

Когда заканчивается межгосударственная или гражданская война, народ обычно преисполнен радости, празднуя окончание, как он надеется, этого кошмара. Как только смолкают пушки, люди выходят из убежищ, в которых они, возможно, провели многие месяцы; они начинают выяснять судьбы своих родственников и соседей; они могут обратиться за помощью в любое сохранившееся лечебное учреждение. Жизнь вновь возвращается в более или менее нормальное русло; если восстановлено электроснабжение, то по ночам вновь горят фонари, на улицах появляются кафе, и у молодых, и у пожилых людей воскресает робкая надежда на лучшее. И постепенно суета, свойственная этому времени, заслоняет собой недавние ужасные события, которые так хотелось бы, но так трудно забыть как самим участникам событий, так и делегатам Международного Комитета Красного Креста (МККК).

Но что делать с сиротами? Как помочь лицам, все еще содержащимся под стражей, зачастую, в мрачных казематах? А как чувствуют себя матери пропавших без вести, матери, ни перед чем не останавливающиеся в попытках узнать что-нибудь о своих сыновьях и дочерях? А каково членам разлученных семей, с надеждой просматривающих вывешенные в лагерях для перемещенных лиц списки имен? А больным, не знающим, где раздобыть лекарства?

* Марион Харрофф-Тавель (Marion Harroff-Tavet) является заместителем директора МККК по международному праву и сотрудничеству в рамках Движения.

192

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

А калекам с их изуродованными телами? А женщинам, которых насиловали, а сегодня подвергает остракизму общество, считающее себя обесчещенным? Для многих людей физические страдания от голода и жажды, холода и боли усугубляются мучительными воспоминаниями о насилии, унижении, позоре и, зачастую, глубоким чувством вины за то, что невозможно было предотвратить. Они смотрят в будущее со страхом — они боятся мести, боятся насилия со стороны вооруженных головорезов, боятся террористических актов со стороны комбатантов, не смирившихся с поражением. Они опасаются, что не найдут в себе сил вернуться к нормальной жизни и обеспечить свои семьи. Для этих людей слова «окончание конфликта» звучат как преувеличение и значат совсем не то, что для международного сообщества. Для них ликование, связанное с окончанием военных действий, давно сменилось отчаянием. Им еще предстоит забыть о прошлом. По этой причине МККК называет период, следующий за прекращением военных действий, переходным периодом.

Под переходным периодом понимается неопределенный по продолжительности период времени, следующий за вооруженным конфликтом или внутренними беспорядками и волнениями, когда вооруженная конфронтация закончилась, либо, по крайней мере, вступила в период затишья. Отдельные столкновения еще могут иметь место, однако начинается процесс хотя бы временной стабилизации. Опасности, связанные с боями, уменьшаются по мере завершения активных военных действий, однако безопасность может нарушаться по другим причинам, как, например, в результате попыток саботажа мирного процесса. Создается политическая система, организуются институты исполнительной власти, утверждается бюджет. Напряженность ослабевает по мере того, как восстанавливаются системы связи и начинают возвращаться по домам бывшие перемещенные лица и освобожденные заключенные. В регионе могут быть размещены миротворческие силы. Естественно, в каждом конкретном случае имеются свои особенности, и поэтому гуманитарные организации должны самостоятельно определить свой подход, а агентства по развитию — решать вопрос о начале своей работы.

Начало переходного периода обычно характеризуется прекращением огня или заключением перемирия. Наступает хрупкая стабильность, которая может перерасти в прочный мир, или же за которой может начаться новая

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

193

волна военных действий1. Поэтому трудно со всей определенностью заявить, когда заканчивается переходный период. Каждый случай имеет свои особенности.

В данной статье дается общий обзор операций МККК, проводимых во время переходных периодов в соответствии с руководящими принципами, недавно принятыми Ассамблеей МККК2. Если для одних делегаций эти руководящие принципы являются, скорее, теоретическим материалом, чем практическим пособием, то для других они отражают многолетнюю практику. МККК намерен постепенно вводить применение руководящих принципов ко всей своей деятельности в переходные периоды, продолжая в то же время извлекать концептуальные уроки из практики.

В начале этой статьи мы рассмотрим ряд сложившихся представлений о переходных периодах, о связи между деятельностью, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях, деятельностью, связанной с восстановлением и развитием, а также о понятии «жертвы». Во втором разделе рассматривается основная цель работы МККК в переходные периоды, заключающаяся в обеспечении уважения достоинства жертв. Третий раздел посвящен нуждам жертв и тому, каким образом МККК обеспечивает эти нужды. И, наконец, в последнем разделе освещены отношения МККК с другими организациями, оказывающими помощь. Преимущество такого подхода заключается в том, что во

1 По данным Всемирного банка, очень велика вероятность возобновления военных действий в странах, недавно переживших гражданские войны. В период, непосредственно следующий за окончанием войны, вероятность возобновления военных действий составляет 40%. Источник: http://www.worldbank.org , в частности, пресс-релиз «Economic Causes of Civil Conflict and their implication for policy», Washington, 15 June 2000, No. 2000/419 (Экономические причины гражданских войн и их политический смысл). В прошлом под термином «мирное соглашение» понимали политическую договоренность, нацеленную на установление мирных отношений между воюющими сторонами путем урегулирования разногласий, приведших к военным действиям. Однако, начиная с 1945 года, и особенно - после окончания холодной войны, этот термин часто применяется для обозначения договоренности, основной целью которой является приостановление военных действий, а не урегулирование разногласий.

2 Автор, отвечая за содержание данной статьи, берет на себя определенную смелость более широко трактовать эти руководящие принципы МККК, основное внимание в которых посвящено вопросам оказания помощи в широком плане, затрагивающем все грани работы МККК в переходные периоды (доктрина, принятая высшим руководящим органом МККК, Ассамблея 12 декабря 2002 года -A i36rev. от 8 апреля 2003 года). Автор благодарит своих многочисленных коллег как в штаб-квартире МККК, так и на местах (особенно в Боснии и Герцеговине, в Сербии и Черногории (Косове), Македонии, Мексике и Гватемале), предоставивших материалы, характеризующие переходный период.

194

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

главу угла ставится гуманитарный аспект страданий и надежд жертв конфликта, непосредственными очевидцами которых являются делегаты МККК. Это продиктовано стремлением МККК учитывать интересы жертв не только в практической деятельности, но и концептуально.

Ревизия некоторых устоявшихся представлений

Для того чтобы решить, какова роль МККК в этом контексте, следует еще раз рассмотреть ряд устоявшихся представлений, относящихся к переходным периодам. Сторонние наблюдатели обычно полагают, что для всех заинтересованных сторон во время переходного периода ситуация, как в области безопасности, так и в экономике, должна улучшаться. Они считают, что после завершения гуманитарной миссии в обществе обязательно начинается развитие. Население выходящих из войн стран они склонны рассматривать в качестве ««жертв», которым оказывается помощь. Такая точка зрения не вполне справедлива.

Переход часто бывает болезненным

Прекращение военных действий не ведет, как многие надеются, сразу же к непосредственному возрождению экономической самостоятельности. Этому есть три основные причины.

Во-первых, большинство конфликтов происходит в развивающихся странах, положение в которых еще до начала военных действий было тяжелым. Комитет содействия развитию ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) перечисляет следующие препятствия на путях устойчивого развития развивающихся стран: чрезвычайную нищету, связанную с распадом семейных отношений и преступностью, политическую нестабильность, ухудшение окружающей среды, рост населения, болезни (в первую очередь, ВИЧ и малярия), и маргинализация3.

Во-вторых, прекращение военных действий часто вызывается экономическим коллапсом: инфраструктура страны разрушена, производственный сектор лежит в развалинах, сельхозугодья заброшены, запасы продовольствия разграблены. Попросту говоря, нет средств продолжать войну. Военные главари не имеют больше ресурсов для поддержания боеспособности войск и со-

3 DAC Guidelines: Strategies for Sustainable Development; Paris, OECD, 2001, Box i, p. 20.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

195

хранения поддержки тех, кто кормился за их счет. Восстановление в таких условиях представляет собой неимоверно сложную задачу.

И, наконец, даже если пушки замолчали, то, учитывая неопределенность ситуации, частные инвестиции поступят нескоро. Для того чтобы сказались экономические реформы, нужно время, и что хуже — вначале они могут дать обратный эффект: например, результатом приватизации может стать безработица. Еще нет условий для работы агентств по развитию, а размеры гуманитарной помощи уменьшаются, так как экономические доноры опасаются, что получатели пожертвований станут иждивенцами. Внимание доноров переключается на другие «горячие точки» мира, которые поглощают основную долю их ресурсов, и при этом позволяют инвестировать в более видимую помощь, что проще, чем заниматься сложной работой по наращиванию местных возможностей и осуществлению программ экономической помощи, поддерживаемых ими в переходные периоды.

Когда в такой обстановке заканчивается гуманитарная помощь, положение наиболее незащищенных лиц может резко ухудшиться, если власти сумеют организовать их социальную защиту.

Гуманитарная помощь,

учитывающая стратегию устойчивого развития

Этапы оказания чрезвычайной помощи, помощи в восстановлении и развитии не следуют один за другим4. Последующий этап начинается прежде, чем закончится предыдущий. Случается так, что распределение чрезвычайной гуманитарной помощи среди перемещенных лиц и осуществление программы первой медицинской помощи происходит одновременно. Более того, одна и та же программа может иметь несколько аспектов. Например, при осуществлении программы по переливанию крови может возникнуть срочная потребность в донорской крови для операций раненых, в других видах помощи, например в восстановлении здания, разрушенного во время конфликта, или же в повышении квалификации медицинского персонала на целевых курсах. И, наконец, восстановление не обязательно является переходом

4 Вопрос взаимосвязи между чрезвычайной помощью, восстановлением и работой по развитию рассмотрен в большом количестве статей и книг, как например: DAC Policy Statement: Conflict, Peace and Development Cooperation on the Threshold of the 21st Century, OECD, Paris; Claire Pirotte, Bernard Husson and Fran3ois Grunewald (eds), Responding to emergencies and fostering development - The dilemmas of humanitarian aid, Zed Books Ltd, London, 1999.

196

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

от чрезвычайной помощи к развитию, так как в иных случаях полезно начинать с нуля, а не подновлять то, что все равно не работало, как, например, плохо продуманную систему водоснабжения.

Концепция оказания линейной, последовательной и непрерывной помощи, которую можно представить в виде цепочки чрезвычайная помощь — восстановление — развитие, вызывает возражения по целому ряду причин. Во-первых, хаотический характер сегодняшних конфликтов исключает аргументацию, основанную на последовательности этих этапов. Далее, большая продолжительность конфликтов представляет особую сложность: сколько лет ситуацию можно рассматривать в качестве «чрезвычайной»? И, наконец, тот факт, что конфликты порой происходят на ограниченных территориях, дает возможность применять различные методы в разных регионах одной и той же страны.

Это понимание взаимосвязи чрезвычайной помощи и развития является источником озабоченности для некоторых агентств по развитию, которые опасаются, что гуманитарные организации в кадровом, техническом и организационном отношениях плохо подготовлены к участию в программах, которые не представляют собой, строго говоря, чрезвычайной помощи. Их опасения отнюдь не беспочвенны. (Например, развитие местного потенциала, что является характерным подходом в работе по развитию, — это сложная область деятельности, в которой легко совершить ошибки, могущие привести к новым всплескам насилия. Ключевое слово здесь — осторожность.) Никакая гуманитарная организация не имеет ни мандата на выработку национальных планов устойчивого развития, включающих экономические, экологические и социальные цели, ни таких возможностей или намерений. Масштаб и сложность таких задач многократно превышают ресурсы гуманитарных организаций, перед которыми стоят другие задачи.

Суть дела, скорее, состоит в устранении искусственных барьеров между этапами (барьеров, которые в любом случае уже не столь видны и на местах) и побудить участвующие организации, которые не должны больше рассматриваться как различные несогласованно действующие группы, взаимно дополнять друг друга. Например, МККК хотел бы, планируя свою оперативную деятельность, учитывать некоторые требования стратегии развития. Как пишет один из делегатов МККК, ««когда МККК вакцинирует более 100 тысяч голов крупного рогатого скота в Северном Мали, то это чрезвычайная помощь и восстановление (два первых этапа); но когда при вакцинации того же

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

197

количества скота одновременно проводится обучение будущих ветеринаров составлению, совместно с государственными органами, отчетов о состоянии здоровья, росте и перспективах животноводства Мали, то это уже участие в процессе развития»5. Аналогичным образом, стратегические планы агентств, чья деятельность направлена на третий этап оказания помощи (т.е. развитие), могут разрабатываться не только для борьбы с нищетой и для поддержания биоразнообразия, но также для нахождения решения проблемы маргинализации и социальной незащищенности жертв конфликтов.

«Жертвы» - они же и те, кто уцелел в период происходящих изменений и даже способствовал им

Применение термина ««жертвы», за неимением лучшего, не должно скрывать того факта, что в переходные периоды людей, пострадавших от военного конфликта или внутренних беспорядков и волнений, можно отнести и к другим категориям. Эти люди могут быть, например, членами местного объединения или религиозной общины, приходящей на помощь обездоленным. Многие из них обладают определенными способностями и возможностями. Их не следует воспринимать только в качестве жертв. Они даже могут отвергать такой статус, несмотря на ужасающие обстоятельства собственного существования, и, например, отказаться регистрироваться в качестве перемещенных лиц, тем самым лишая себя помощи, предоставляемой этой категории людей. Некоторые из них находят способы борьбы с трудностями, включая механизмы выживания в условиях военного времени. Таких людей иногда называют ««уцелевшими», но они также и способствуют происходящим изменениям6.

Это особенно справедливо в отношении женщин, которые часто не принимали участия в войне и которые воспринимают войну иначе, чем мужчины7. От них исходит целительная сила, благотворно влияющая на психологическое

5 Внутренний источник: частное сообщение, цитируемое в документе GEN/CELL 00/45 bis, 17 July

2000, pp. 21-22.

6 Понятие жертвы четко изложено в одной из глав руководства Института за демократию и содействие выборам (г. Стокгольм) [Reconciliation After Violent Conflict, a Handbook, Handbook Series, International Institute for Democracy and Electoral Assistance, Stockholm, 2003, pp. 54-66 (preface by Desmond Tutu)].

7 О том, как женщины борются за мир и как военные конфликты изменяют роль женщин в обществе, см. в кн.: Линдсей Ш. Женщины и война: Исследование МККК о воздействии вооруженного конфликта на женщин. М.: МККК, 2003. С. 31-38.

198

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

здоровье окружающих. Воссоздавая группы, основанные на идентичности (женские ассоциации, местные неправительственные организации), они отзываются на потребность каждого человека «чувствовать свою принадлежность к определенной группе людей». Даруя членам своих семей чувство родного очага, помогая другим, они показывают, что можно справиться с испытаниями и смотреть в будущее с надеждой. Поэтому понятно, как важно оберегать женщин от отчуждения, поношений или дискриминации, испытываемых ими слишком часто либо по причине той роли, которая война заставила их играть, либо из-за сексуальных посягательств, жертвами которых они становились.

В переходные периоды делегаты МККК основное внимание уделяют страданиям «жертв» непосредственного воздействия вооруженного насилия, включая тех, положение которых вызывает особую тревогу из-за их незащищенности или враждебного характера среды, в которой они живут8. Одновременно делегаты могут оказывать помощь пострадавшим от вооруженного конфликта людям, сохранившим потерянную другими способность собраться с силами. Они помогают им и их семьям обрести независимое положение путем, например, предоставления возможности получения профессиональных знаний или приобретения материалов, необходимых для возобновления работы. Делается это, однако, не в ущерб людям, нуждающимся в защите (например, заключенным), или наименее защищенным (которыми часто являются пожилые люди, инвалиды, больные, перемещенные лица, не имеющие средств к существованию). И, наконец, МККК стремится использовать — и даже усилить — потенциал наиболее активных членов общества (как например, врачей и медицинских сестер) с тем, чтобы они, в свою очередь, могли оказывать помощь наименее защищенным лицам.

МККК стремится к тому, чтобы уважалось достоинство жертв

Прежде чем перейти к описанию нужд жертв и того, как МККК удовлетворяет эти нужды, необходимо ответить на кардинальный вопрос: какую

8 Эти люди могут быть во власти властей предержащих, которым они противостояли, или которые рассматривают их в качестве врагов или угрозы из-за их гражданства, национальности, религии, клановой или иной принадлежности; в результате, эти люди могут оказаться жертвами злоупотребления властью или дискриминации. Часто те же опасности подстерегают их семьи и местных гуманитарных работников, оказывающих им помощь. Это могут быть также лица, подвергаемые риску мщения со стороны населения, направленному против них или общины, к которой они принадлежат, и не пользующиеся минимальной защитой, которую им должны оказывать силы закона и правопорядка.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

199

цель ставит перед собой МККК в переходные периоды, и какова, по его мнению, его роль?

МККК хочет, чтобы жертвы вооруженных конфликтов чувствовали, что их достоинство уважается, прекрасно понимая при этом, что добиться этого можно только коллективными усилиями. Достоинство — это всеобъемлющее понятие, истоки которого — в культуре, религии, ценностях, идеологии и образовании. Его содержание зависит от контекста. Некоторые первоосновы уважения достоинства едины во всем мире, это уважение жизни и физической и духовной неприкосновенности каждого человека; защита от произвола, злоупотребления властью и дискриминации; признание за другими людьми способности находить решения проблем; оказание поддержки людям, подвергшимся такому ужасному унижению, что они потеряли чувство собственного достоинства и больше не верят в свои силы. Конечная цель МККК заключается в том, чтобы помочь людям или целым общинам, пострадавшим в результате вооруженного насилия, начать жить в условиях, которые они считают для себя достойными. Для этого необходимо, чтобы уважались основные права этих людей, чтобы существенные с их точки зрения и отвечающие их культурным традициям потребности удовлетворялись, а сами люди играли бы активную роль в осуществлении долговременного решения своих гуманитарных проблем в соответствии со своими собственными представлениями.

Для достижения этих целей необходимо задействовать (иногда — одновременно) выполнение мероприятий всех трех дополняющих друг друга этапов оказания помощи. Мероприятия какого этапа необходимы, следует решать, исходя из конкретной ситуации. Рассмотрим первый случай. МККК реально облегчает страдания людей в ситуации, когда сделать это без посторонней помощи невозможно: поставляет продовольствие, ухаживает за ранеными, предпринимает срочные меры для пресечения негуманного обращения. поведению. Такой подход характерен для фазы активных военных действий. Во втором случае, МККК берется помочь конкретным людям вернуть попранное достоинство и начать нормальную жизнь, определив вместе с ними более долговременные средства достижения этого. В этом случае МККК принимает участие в деятельности по реабилитации, восстановлению и реституции. Такой подход особенно уместен в переходные периоды. В третьем случае, МККК воздействует на окружение в направлении дальнейшего упрочения уважения прав каждого человека: он обеспечивает развитие гумани-

200

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

тарного права или содействует утверждению справедливой системы правосудия, с тем чтобы нарушение прав наказывалось. В этом состоит одна из постоянных целей МККК.

Следовательно, в переходные периоды МККК рассматривает себя скорее в роли посредника, чем инициатора действий, несмотря на то, что в некоторых чрезвычайных ситуациях у него нет другого выбора, как играть активную роль. Он должен сделать так, чтобы озабоченность гуманитарными проблемами вместе с ним разделяли местные власти, если население считает их легитимными, и чтобы эти власти брали на себя ответственность за происходящее. МККК хочет, чтобы местное население участвовало в решении технических, административных и финансовых аспектов программ, осуществляемых во время активных военных действий, а по завершении их было заинтересовано во всех новых мероприятиях, осуществляемых в его пользу. МККК больше не занимается вручением местной общественности готовых проектов для исполнения. Местное население с самого начала является действующим лицом преобразований.

Процесс передачи местным общинам ответственности за гуманитарные мероприятия не всегда протекает гладко. Не все общины в равной степени готовы взять судьбу в свои руки. Такая готовность зависит от многих факторов, в частности, факторов психологического характера, так как пережитое может парализовать способность и желание предпринимать что-либо. Кроме этого, местные власти не всегда решаются отказаться от внешней помощи в условиях, когда они сталкиваются с массой проблем. И, наконец, работники гуманитарных организаций иногда не хотят отдавать в чужие руки свою работу по разным причинам: поджимает время, хочется самим полностью контролировать все аспекты каждого проекта, нет квалифицированных кадров для наблюдения за ходом выполнения задачи, возложенной на местные общины. Тем не менее, такие препятствия следует устранять, для чего иногда нужно принимать конкретные меры. Например, уже на стадии активных военных действий глава делегации может поручить кому-то заниматься поиском партнеров для будущей совместной работы. Подход МККК предусматривает уважительное отношение к местным общинам, потому что в будущем, когда отпадет необходимость в его присутствии, ему будет легче покинуть свое место, а его благотворное влияние будет сказываться дольше.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

201

Как МККК удовлетворяет основные нужды населения

Вообще говоря, МККК в каждой проводимой им операции должен осуществлять всеобъемлющий анализ проблем, с которым сталкивается данная страна, и потребностей населения в целом. Это позволяет Комитету согласовывать свои независимые гуманитарные мероприятия с откликом заинтересованных государств и организаций на различного рода трудности, препятствующие восстановлению мира. В целом, потребности общества можно разбить на четыре группы: безопасность, экономическое и социальное благополучие, справедливость, хорошая власть9. Соотношение групп этих потребностей изменяется с течением времени. Оценивая эти потребности глобально, можно определить, где отклик международного сообщества оказался неадекватным.

Некоторые из этих потребностей могут и не входить в компетенцию гуманитарного сообщества, но, тем не менее, их удовлетворение является обязательным условием благополучия жертв вооруженных конфликтов. К примеру, такими потребностями являются восстановление законности и учреждение хорошего правительства. Первоочередная задача во многих случаях — не распределение продовольствия или восстановление разрушенного жилья, а поддержание законности и порядка и учреждение институтов, способных восстановить пути сообщения внутри страны, открыть школы, платить зарплату государственным служащим и пенсии пожилым людям. Важно также, чтобы начало работать правительство, которое на законных основаниях представляло бы интересы всего народа страны на международной арене.

Ниже мы остановимся на нуждах, которые МККК обычно обнаруживает эмпирически и которые он может обеспечить, если не полностью, то хотя бы частично, с тем чтобы другие могли завершить его работу. Рассмотрим по очереди потребность в безопасности и защите, материальные потребности, потребность в справедливости и потребность в признании. Эти потребности являются обратной стороной прав, которые должны соблюдаться как таковые и которые бывшие стороны конфликта обязаны защищать. Таким образом, не существует противоречия между подходами, основанными на нуждах жертв и на их правах.

9 Условия, при которых страны выходят из конфликтов, а также диапазон задач восстановления зависят от конкретных обстоятельств, однако потребности, стоящие перед странами накануне нормализации, в своей основе одинаковы.

202

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Потребность в безопасности перед лицом угрозы, которую представляют собой бывшие комбатанты, а также преступность и оружие

Пережившие конфликт мечтают о безопасности10. Ограничения, с которыми они мирились, выживая в условиях вооруженного конфликта, — необходимость прятаться в своих домах, защищаться от мародеров, не обрабатывать заминированные поля, — все это становится невыносимым после окончания военных действий. Для удовлетворения потребности в безопасности нужно позаботится о том, чтобы бывшие враги вновь не прибегали к насилию и не были бы вовлечены в криминальные сети. Демобилизовавшись, бывшие комбатанты хотят вернуться домой, к нормальной жизни. Это особенно важно для солдат-детей. Общественный порядок должен поддерживаться подготовленными для этой цели полицейскими силами, уважающими права человека. Должна существовать некая форма демократического контроля полиции, армии и служб безопасности. Лица и общины, положение которых опасно, имеют право на особую защиту. Последняя, но далеко не менее трудная задача — разминирование неразорвавшихся снарядов.

Здесь МККК играет роль, пусть и скромную по сравнению с ролью других участников, но, тем не менее, заслуживающую более внимательного рассмотрения. Роль эта, как правило, носит предупредительный характер. В отношении оружия, например, МККК нацеливает государства и гражданское общество на принятие мер по ограничению торговли стрелковым оружием11, на имплементацию Оттавского договора по противопехотным минам12 и на принятие законодательных мер по ограничению использования такого оружия, которое впоследствии могло бы стать «взрывоопасным пережитком

10 Безопасность мы рассматриваем здесь в узком значении слова, а не с точки зрения безопасности человека вообще, которая включает в себя защиту от болезней, голода, экологических проблем, нарушения прав человека, и т.д. Анализ безопасности человека в переходные периоды см. в Jennifer Leaning and Sam Arie, «Human Security: A Framework for Assessment in Conflict and Transition», Working Paper Series, Volume 11, Number 8, Harvard Center for Population and Development Studies, Harvard School of Public Health, September 2001.

11 Arms availability and the situation of civilians in armed conflicts: a study by the ICRC, commissioned by the 26th International Conference of the Red Cross and Red Crescent (Geneva, 1995), Geneva, June 1999.

12 Landmines must be stopped: overview 1999, 2nd ed. ICRC, Geneva, November 1999.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

203

С 13 W W

воины»13, т.е. оставаться опасным и после завершения военных действии. МККК придает большое значение распространению знаний о гуманитарном праве (и правах человека) в полицейских силах, отвечающих за безопасность людей, судьбой которых он озабочен14. В дополнение к этому, МККК может облегчить бывшим комбатантам возвращение в свои деревни путем оказания им медицинской помощи по пути домой. В этих случаях особое внимание, естественно, уделяется солдатам-детям.

Необходимость защиты от злоупотребления полномочиями со стороны властей и от преследования со стороны враждебного населения

Следствием потребности в безопасности является право на защиту, предоставляемое международным гуманитарным правом определенным категориям лиц в течение длительного времени после окончания активных военных действий, а в некоторых случаях — и после окончания военных операций15: лицам, содержащимся под стражей, без вести пропавшим и перемещенным лицам, больным и раненым, иностранцам на территории стороны, находящейся в конфликте, не имеющим дипломатической защиты со стороны государства их происхождения, детям, эвакуированным во время конфликта в третьи страны, населению оккупированных территорий, населению, проживающему на заминированных территориях, жертвам блокад, а также — в определенном смысле — умершим, так как и после смерти человек достоин уважения. После завершения активных военных действий некоторые люди становятся жертвами злоупотребления властью, преследований,

13 Доклад Международного Комитета Красного Креста Подготовительному комитету Конференции 2001 года Организации Объединенных Наций по рассмотрению действия Конвенции о конкретных видах обычного оружия, 14 декабря 2000 года, Первый подготовительный комитет ко Второй конференции по рассмотрению действия конвенции государств - участников Конвенции о некоторых видах обычного оружия (о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие), CCW/CONF.II/PC.1/WP.1, 11 December 2000.

14 МККК опубликовал книгу, которая служит пособием для обучения в этой области: Cees De Rover, To serve and to protect, Human rights and humanitarian law for police and security forces, ICRC, Geneva, 1998. (Перевод книги на русский язык осуществлен в Делегации МККК в Москве. - Прим. ред.)

15 Юридические соображения, изложенные в данном разделе, в значительной степени основаны на работе Анны Реникер, заместителя руководителя юридического отдела. Мы благодарны ей за ее вклад в эту статью. Внутренний источник (A 1236rev. от 8 апреля 2003 года).

204

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

дискриминации, маргинализации, или же забвения. Зачастую отсутствуют, не функционируют или плохо работают государственные структуры, которые должны заботиться о соблюдении их прав. В результате, группы людей, принадлежащих к оппозиции или считающихся таковыми, могут оказаться в очень опасной ситуации, когда никто не выступает в защиту их прав. Это же происходит при смене режима с лицами, близкими к прошлому режиму.

Существует широко распространенное, хоть и ошибочное, мнение о том, что гуманитарное право прекращает свое действие вместе с приостановкой активных военных действий. Дело в том, что государства имеют массу старых обязательств, продолжающих действовать по окончании конфликта, и новых, возникающих в этот момент. В случаях международных конфликтов именно окончание военных операций, или окончание оккупации, отмечают конец применимости гуманитарного права, что не относится — в обоих случаях — к категориям лиц, чье окончательное освобождение, репатриация или обустройство происходят впоследствии. В случаях внутренних конфликтов нет положения, регламентирующего конец применимости гуманитарного права. Тем не менее, трудно допустить, что гуманитарное право, предоставляющее защиту определенным категориям людей во время активных военных действий, прекращает защищать их по завершении боев, несмотря на то, что необходимость в их защите могла и не миновать.

Если переходный период является, по сути, продолжением вооруженного конфликта или представляет собой его непосредственный результат, то МККК выполняет возложенные на него согласно гуманитарному праву функции16. МККК также гарантирует соблюдение права, выступая с демаршами в адрес сторон, которых это касается. Традиционные сферы его деятельности следующие:

• защита гражданского населения от последствий военных действий, которые могут еще продолжаться, или от актов насилия, совершаемых бывшим противником; это очень трудная задача, в некоторых случаях представляющая чрезвычайную опасность для МККК, но, несмотря на это, являющаяся сутью мандата этой организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Защита, предоставляемая людям согласно праву, является темой книги, которая освещает развитие практики МККК, влияние изменения этой практики на гуманитарное право, и то, каким образом право служит основанием для гуманитарных действий: Fran3ois Bugnion, The International Committee of the Red Cross and the Protection of War Victims, MacmiUan/ICRC, Oxford/Geneva, 2003.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

205

• посещение лиц, лишенных свободы (военнопленных, интернированных гражданских лиц, лиц, содержащихся под стражей по соображениям безопасности)17; такие посещения могут продолжаться многие годы после окончания активных военных действий; цель их состоит в том, чтобы выяснить, непосредственно перед репатриацией, желают ли пленные вернуться домой;

• освобождение и репатриация пленных18. Как известно, в международном вооруженном конфликте военнопленные и интернированные гражданские лица должны быть репатриированы тотчас же по прекращении активных военных действий19. Во внутренних конфликтах, согласно Протоколу II, по прекращении военных действий органы, находящиеся у власти, стремятся предоставить как можно более широкую амнистию лицам, участвовавшим в вооруженном конфликте, и лицам, лишенным свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом20; при этом указанная амнистия распространяется на тех, кто взялся за оружие, но не совершил военных преступлений во время конфликта;

• и, наконец, помощь в возвращении лиц, перемещенных внутри страны, и репатриация беженцев, если Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев или сами участвующие в конфликте стороны не займутся этой деятельностью.

Вот лишь несколько примеров. МККК должен помочь бывшим противникам выполнить свои многочисленные обязанности. Они должны искать и подбирать больных и раненых, защищать их от грабежа и дурного обращения и обеспечивать их необходимым уходом. Они должны способствовать

17 После окончания Второй мировой войны около 5000 визитов было совершено к германским и японским военнопленным, захваченным в ходе конфликта; в настоящее время визиты совершаются к пленным, удерживаемым в связи с затянувшимся конфликтом в Западной Сахаре.

18 Одна из самых крупномасштабных программ состояла в репатриации 247 тысяч солдат, демобилизованных в Эфиопии в 1991 г., после свержения правительства.

19 Статья 118 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (Третья Женевская конвенция) и статья 133(1) Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (Четвертая Женевская конвенция). Более того, военнопленные и гражданские интернированные лица, в отношении которых ведется уголовное преследование, или приговоренные к тюремному заключению, могут содержаться в заключении до окончания соответственно уголовного преследования или до истечения срока заключения, но они, однако, продолжают находиться под покровительством Женевских конвенций и имеют право на посещения МККК.

20 Статья 6(5) Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

206

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

усилиям членов разъединенных семей по розыску друг друга, с тем чтобы люди могли возобновить связи друг с другом и, если возможно, воссоединиться. Другой не менее важной обязанностью является выяснение судеб людей, о пропаже которых сообщила противная сторона. Необходимо обменяться списками местонахождения и обозначения могил и предоставить информацию о людях, похороненных в них. Этот перечень можно продолжить, но мы ограничимся сказанным. Эти примеры показывают, что в переходные периоды потребность в защите остается высокой, и на МККК лежит обязанность по обеспечению соблюдения норм, предоставляющих такую защиту. Очевидно поэтому, что МККК должен присутствовать в странах, выходящих из войн, хотя бы для решения этой задачи.

Материальные потребности

(вода, продукты питания, жилище, здравоохранение)

В переходные периоды усилия общества и отдельных людей по обеспечению своих потребностей сводятся на нет либо их собственной физической и психологической незащищенностью, либо незащищенностью, являющейся следствием окружения, в котором они находятся. Более того, они могут и не получать помощь, необходимую для удовлетворения этих потребностей, из-за того, что власти не имеют возможности или желания предоставить ее, или из-за того, что представители национальных или международных гуманитарных организаций забыли о них, потеряли к ним интерес, или не имеют возможности оказать им помощь. Их полное драматизма положение часто усугубляется всеобщей нищетой, болезнями, стихийными бедствиями и некомпетентностью властей. Такие ситуации встречаются очень часто, и поэтому рассмотрим, как МККК решает проблемы материальных потребностей в переходные периоды и какие уроки он извлек из своего опыта.

Как бы ни стремился МККК выйти из программ помощи, которые невозможно поддерживать бесконечно, он считает, что на нем лежит долг ответственности перед теми, кому он оказывал помощь во время конфликта, и особенно перед людьми, для которых прекращение помощи может быть опасным (например, для больных туберкулезом перерыв в лечении хуже отсутствия такового); или перед теми, в отношении которых было заранее известно, что им будет требоваться долговременное внимание (например, инвалидам, которых МККК снабдил протезами конечностей, требующими обслуживания или замены).

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

207

В переходный период МККК может также проводить новые мероприятия, особенно, если речь идет о предотвращении критической ситуации или о срочной помощи лицам, пострадавшим в результате вооруженного насилия21. Например, могло быть множество людей, к которым представители МККК не имели доступа во время столкновений, или лиц, содержащихся под стражей, которых они не смогли навестить. В случае нужд, не носящих чрезвычайного характера, МККК принимает решение о развертывании новых мероприятий с учетом конкретных обстоятельств и лишь после анализа ряда критериев, важнейшим из которых, по-видимому, является реальная полезность присутствия и действий МККК. Особый, по сравнению с оказанием помощи другими организациями, вклад МККК объясняется обычно его знанием конкретной ситуации, когда Красный Крес часто является единственным активным действующим лицом в период реальных военных действий, его связями с теми, кто стоит у власти, его знанием потребностей жертв, его организационной структурой и, наконец, всеобщим признанием, завоеванным им благодаря независимости, беспристрастности и нейтралитету, лежащими в основе его деятельности. Для развертывания новых действий — даже при подходящих условиях и, особенно, при наличии необходимых кадров — МККК, тем не менее, должен иметь определенный интерес. Это, произойдет, например, в случае, если МККК посчитает, что, отзываясь на материальные нужды, он усилит защиту определенных категорий людей, находящихся в опасности, или закрепит то, что было достигнуто прошлыми программами, или поможет снижению большой напряженности.

МККК проработал в условиях переходных периодов многие десятиле-тия22, и из своего опыта он извлек ряд уроков. Ниже приводится краткая характеристика некоторых из них.

• При чрезвычайных обстоятельствах необходимо учитывать долговременную перспективу и хорошо продумать стратегию начала работы.

21 Эти лица должны отвечать требованиям, указанным в прим. 8.

22 В качестве примеров можно привести работу возглавляемой МККК индокитайской оперативной группы во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже после заключения Парижского соглашения 1973 г.; массовое распределение гуманитарной помощи в Камбодже после свержения режима красных кхмеров в 1979 г.; более близкие к нам по времени различные программы, осуществлявшиеся на Кавказе, на Балканах и в Восточном Тиморе.

208

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Первый урок заключается в том, что для постепенного сокращения масштаба своей деятельности в течение переходного периода крайне необходимо подумать о последующем этапе во время острой фазы вооруженного конфликта. Другими словами, если хорошо продумана стратегия входа, то будет значительно проще разработать стратегию выхода. Конкретизируем данное положение.

— В период активных военных действий делегаты должны детально разобраться с существующими системами, структурами и порядками и позаботиться о том, чтобы не было уничтожено ничего из того, что потом будет крайне трудно восстановить (например, систему снабжения медикаментами за плату, которая была бы подорвана несвоевременной раздачей товаров, имеющихся в наличии на месте). С этой целью делегаты должны стремиться выявлять существующие или существовавшие до начала войны предприятия, средства производства и каналы распределения совместного использования.

— Для того чтобы можно было заранее, на этапе чрезвычайной ситуации, готовиться к среднесрочной или долгосрочной перспективе, необходимо как можно раньше выявлять и задействовать в операциях потенциальных партнеров, желательно местных. Часто это значит — привлекать к работе национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца.

— В мероприятиях, осуществление которых начато во время кризиса, следует учитывать местные обстоятельства, особенно с точки зрения операционных расходов, с тем чтобы местные работники могли их придерживаться во время переходного периода (например, они должны использовать местные кадры, которые продолжат работать после завершения кризиса, и, по мере возможности, позаботиться о том, чтобы их зарплаты не превышали местных стандартов; оборудовать медицинские учреждения в соответствии с местными условиями; использовать технологии, дающие возможность применять комплектующие изделия, которые можно приобрести на месте; не принимать участия в престижных проектах).

— Чтобы не было необходимости постоянно повышать планку требований к системам водоснабжения и санитарии, к жилищным условиям и к сельскому хозяйству — а ожидания всегда растут по мере выполнения задуманного, — координаторы каждого вида деятельности, при участии лиц, в интересах которых это делается, должны с самого начала определить верх-

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

209

ний уровень ставящихся задач. Этот уровень должен учитывать культурные соображения, так как только в этом контексте определяется качество

жизни. При этом он должен основываться на минимальных стандартах жизненных условий, которые можно ожидать по окончании кризиса для

населения в целом, имея в виду, что эти стандарты, вообще говоря, значительно ниже тех, которые преобладали ранее.

— Перед началом каждой своей гуманитарной акции МККК должен со всей определенностью заявить, что ее срок ограничен, а время ее окончания зависит от избранной стратегии. Нужно четко разъяснить это представителям людей, которым он помогает, и властям. С властями МККК, возможно, достигнет соглашения о том, что они впоследствии возьмут на себя ответственность за проект МККК, может быть, частями, после того, как государственные структуры будут полностью восстановлены.

— И, наконец, введение в действие механизмов сохранения «институциональной памяти» поможет гарантировать, что при осуществлении новых операций из-за недостатка информации не будет предан забвению прошлый опыт и не будут повторены ошибки, а также будет обеспечено отслеживание выполнения обязательств.

А что мы можем извлечь из этого для определения стратегии выхода? Во-первых, такие стратегии слишком часто понимаются только как передача функции выполнения программ партнеру, в то время как главное — это помощь в становлении самоуправления, а также помощь в восстановлении механизмов законной власти. (Правительство может предоставлять особый статус перемещенным лицам, давая им возможность получать помощь за счет социального обеспечения, или же передавать беженцу пустующие земли вместе со средствами их использования, например, ирригационными.) Во-вторых, трудно передавать программы другим организациям, так как мало кто хочет брать на себя ответственность, например, за госпиталь или ортопедический цех, организованные кем-то другим. А если и берут на себя такую ответственность, то не всегда удается успешно продолжить дело. И, наконец, программы следует передавать в нужное время: желание поскорее выйти из игры, которое укоренено в коллективном подсознании всех гуманитарных работников, не всегда является хорошим стимулом. Хорошие стратегии выхода — это... хорошие стратегии входа, позволяющие получателям помощи учиться жить самостоятельно, это долговременное планирование на этапе чрезвычайной ситуации, сопровождаемое учетом средств обеспечения непре-

210

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

рывности действия ряда программ, это своевременный подбор партнеров, а также хорошая информированность общества. Само собой разумеется, что это подразумевает повышение культуры работников гуманитарных организаций, в том числе, МККК, и следовательно, требует усилий, направленных на их обучение, и оценке его результатов.

• Не оказывать непосредственную помощь, а укреплять систему

Второй урок, который извлек МККК, заключается в том, что особенно тщательное внимание необходимо уделять укреплению различных социальных институтов. В большинстве случаев в результате кризиса пенитенциарная система, здравоохранение, сельское хозяйство и водоснабжение оказываются сильно поврежденными, если не полностью разрушенными. Возможно, значительно разумнее привезти запчасти для водяного насоса, помочь управлению водного хозяйства наладить водоснабжение, или начать реализацию основательной программы здравоохранения для перемещенных лиц, чем завозить воду и медикаменты. Может быть, это не так эффектно, но зато значительно эффективней. Выигрыш здесь также в долговременных последствиях, так как не создается хронической зависимости от бесплатных поставок, которые вредны психологически, экономически и социально. Аналогичным образом, в местах содержания под стражей было бы неплохо перейти от удовлетворения нужд некоторых категорий заключенных (военнопленных, интернированных гражданских лиц, лиц, задержанных по соображениям безопасности) к структурному подходу, приносящему пользу всем лицам, содержащимся под стражей, включая и тех, в судьбе которых больше всего заинтересован МККК.

При этом политическое решение по выбору системы действий остается за властями заинтересованной страны. МККК не будет решать, что лучше — базовые реабилитационные больницы или децентрализованная система диспансеров. Он может поделиться с медицинской общественностью или с министерством здравоохранения аналитической информацией, основанной на его опыте, а уже власти должны решить, имеет ли смысл вводить платную систему там, где привыкли к бесплатному уходу. В некоторых случаях МККК принимал меры, направленные на то, чтобы национальная политика здравоохранения, выработанная в столице, выполнялась в регионах, в прошлом контролировавшихся оппозицией, или там, где власти не пользуются доверием.

Укрепление инфраструктуры не отменяет полностью всю непосредственную помощь, так как всегда есть жертвы конфликта, которым такая по-

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

211

мощь нужна хотя бы потому, что они могут не дождаться, пока система заработает. Следует также иметь в виду, что укрепление инфраструктуры — это не какое-то отвлеченное действие. Оно приносит пользу конкретным людям. Преимуществом его является также то, что содействие нуждающимся не вносит дисбаланса, следствием которого могла бы быть напряженность во все еще расколотом обществе. Например, система, направленная на повышение информированности населения о противопехотных минах, полезна всем людям, живущим на заминированных территориях.

• Привлечение к совместным действиям

Третье, что МККК наиболее последовательно стремится внедрять в жизнь в переходные периоды, заключается в следующем: побуждать людей, пострадавших от вооруженного насилия, принимать участие в решении касающихся их проблем. В разгар боев гуманитарные работники действуют, как правило, быстро, используя свои каналы распределения для доставки гуманитарной помощи; часто у них нет времени на то, чтобы задействовать в принятии решений многих людей. Эффективность и скорость перевешивают другие соображения. Такой подход, осуществляющийся перед лицом чрезвычайных обстоятельств, оправдывается только серьезностью ситуации, возникшей в результате сражения. В переходные периоды подход должен быть совершенно иным. Форма участия зависит от цели операции и результатов, которые ожидают получить. В зависимости от ситуации, гуманитарные работники могут консультировать заинтересованную общину, участвовать в процессе принятия решений, или работать с ней бок о бок. Они могут даже только присутствовать при этом, позволяя общине самой составлять, осуществлять и оценивать проект, при условии, что проект отвечает их мандату, принципам и ресурсам. И чем раньше они это сделают, тем лучше.

В таком подходе есть элемент риска. Здесь необходима осторожность. Представители МККК должны придерживаться следующего: не способствовать напряженности в обществе, имея в виду, что группы людей, выбранные для принятия участия в проекте, представляют определенный клан, политическую группу или религиозную общину; не наделять слишком большой ответственностью общину, которая еще не готова для этого; не допускать, чтобы группы людей, участвующих в проекте, давали привилегии «своим», и чтобы они полностью соблюдали принцип беспристрастности. Короче говоря, путь ясен, но все заинтересованные стороны должны действовать осмотрительно.

212

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Принимая на вооружение подход совместных действий, МККК должен позаботиться о том, чтобы в переходные периоды, так же как и в острой стадии конфликта, в определении задач гуманитарных проектов и программ, а также в выборе стратегий принимали участие женщины. Там, где препятствием этому являются местные культурные традиции, МККК должен посоветоваться с местной репрезентативной группой женщин о том, как привлечь женщин к работе, не ставя их в опасное положение.

• Создание местного потенциала

Четвертый, и последний, урок, соотносящийся с предыдущим, заключается в том, что ключевой задачей является создание местного потенциала23. В Афганистане, например, инвалидам предоставляется обучение и небольшой кредит, что позволяет им открыть маленькое дело. Им даются небольшие беспроцентные займы, которые они должны возвращать. Комитет специалистов-инвалидов рассматривает осуществимость представляемых проектов и контролирует их осуществление24. В Сербии женщин из числа перемещенных лиц обучают шитью, с тем чтобы их могли принять на работу на текстильную фабрику. Таким образом, они обучаются ремеслу и имеют заработок, который позволит им впоследствии покинуть перенаселенные сборные пункты с их тяжелыми условиями жизни. По мере приобретения финансовой независимости и знакомства с другими работницами того же предприятия к некоторым женщинам постепенно возвращается чувство собственного достоинства, потеря которого зачастую связана с унижением, пережитым ими в годы конфликта. А в долгосрочной перспективе, жизнь всех членов семьи, включая наименее защищенных ее членов, становится легче благодаря заработку женщины.

Как показывают эти примеры, создание потенциала предполагает передачу знаний и опыта. Но создание местного потенциала — это не только передача опыта и финансовая поддержка. Для того чтобы человек вновь обрел уверенность в себе и стремился улучшить свое положение в долговременной перспективе, для того чтобы из жертвы превратиться в активного члена общества, нужна способность собраться с силами, способность, которую можно

23 Ian SmiLLie (ed.), Patronage or Partnership, Local Capacity Building in Humanitarian Crises, Humanitarianism and War Project, Kumarian Press, BLoomfieLd, 2001.

24 «Afghanistan: Micro-credit programme for the disabled», News, No. 03/44, ICRC, 29 April 2003.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

213

найти только в себе, но появлению которой способствуют доверие и уважение, получаемые человеком за его труд. В этом заключается сложность и масштабность этого предприятия.

Такой же подход, как со стороны властей, так и со стороны гражданского общества, должен быть принят в отношении любой общины, в которой МККК хочет создать способность решить гуманитарную проблему. В некоторых случаях разумно поддержать семью или соседей нуждающегося, а впоследствии им будет оказываться помощь, когда община сможет самостоятельно обеспечивать их потребности. Системы поддержки очень эффективны в различных культурных контекстах, но это не должно заслонять того факта, что доступ к гуманитарной помощи иногда закрепляет статус наименее защищенных в их общинах, а также позволяет им получать взамен материальных благ, которыми они делятся, поддержку «своей» группы.

Стремление к правде и справедливости

Стремление к правде, справедливости, отмщению, прощению, желание забыть и желание получить возмещение... Каждый человек, испытавший насилие, реагирует по-своему. Одни удаляются в тягостное молчание, другие рассказывают правду ради будущих поколений, третьи хотят забыть прошлое, четвертые пытаются побороть жестокость и ненависть альтруизмом. Можно продолжать и продолжать, так как память о страданиях принимает самые разные формы. Это же относится и к обществу, реагирующему на ужасы прошлого: оно может страдать коллективной амнезией, может организовывать комиссии для расследования, трибуналы или учреждать образовательные программы, возводить монументы в честь жертв конфликта. Несть числа разным способам установления правды и социальной справедливости с целью побороть то страдание, которое не есть просто сумма страданий отдельных личностей, но есть явная боль, и часто это боль общины, чьей своеобычности был нанесен ущерб. Конечной целью является примирение, но, по общему признанию, это слишком красивая цель и вряд ли на это стоит рассчитывать по окончании периода вооруженного насилия, и во многих случаях сосуществование уже является громадным шагом вперед25.

25 Марта Миноу (Martha Minow) исследует реакцию человека на пережитые или совершенные им жестокости, или на жестокости, свидетелем которых он стал, в своей книге Between Vengeance and Forgiveness - Facing History after Genocide and Mass Violence, Boston, Beacon Press, 1998.

214

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Правда и справедливость — это основные требования, в первую очередь, личности, позволяющие ей не думать о прошлом, а размышлять о будущем. Но это же относится и к обществу. До тех пор, пока ответственность за злодеяния не будет возложена на конкретных личностей, в сознании людей эти злодеяния являются коллективной виной клана, этнической группы, политической партии или религиозной общины, или жителей региона, долины или деревни, против которых они воевали. Военный преступник должен быть назван, иначе ответственной за преступление будут продолжать считать группу.

Пути установления истины и осуществления правосудия зависят от страны, где это происходит. Они существенно изменились за последние несколько лет, как показывают недавние примеры. В Южной Африке учреждена Комиссия по установлению истины и примирению для преодоления наследия апартеида. Совет Безопасности ООН учредил два международных трибунала для преследования в судебном порядке лиц за совершение некоторых преступлений в бывшей Югославии и геноцида в Руанде. Постоянный Международный Уголовный суд, созданный по Римскому статуту 1998 г, вскоре должен начать преследовать в судебном порядке лиц за серьезные нарушения гуманитарного права. Все это, безусловно, прогресс, хотя колеса правосудия и вертятся медленно, а число привлеченных к ответственности лиц остается незначительным. Эти меры свидетельствуют о решимости государств обеспечивать соблюдение международного гуманитарного права и покарать совершивших такие жестокости, как умышленные убийства, пытки и взятие заложников.

Свой правовой вклад в процесс правосудия МККК вносит, в основном, на национальном уровне. Действительно, именно государства, а не кто бы то ни было еще, могут обеспечить наказание за нарушения гуманитарного права. Международная система правосудия не имеет очень важного значения, пока работают национальные системы правосудия и принимаются соответствующие уголовные законы. Но о чем говорить, если в обстановке всеобщего хаоса, когда государственная структура рухнула, вообще нет никакой системы правосудия. Государства должны принимать меры по наказанию за нарушения гуманитарного права; они должны принимать соответствующие законы и внутренние нормы. Решению этой задачи может способствовать учреждение национальных комиссий по имплементации гуманитарного права с целью оценки существующего национального законодательства в свете обязательств, возникающих из международного гуманитарного права, и с целью

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

215

подготовки рекомендаций (предлагающих конкретные поправки к существующему законодательству и принятие необходимых норм) и оказанию помощи в распространении знаний о гуманитарном праве. МККК помогает государствам принимать соответствующие меры и способствовать обмену информацией об опыте правовой работы каждого государства. В некоторых случаях он также помогает организовать обучение судей и судейского персонала, желающих расширить свои знания в области гуманитарного права.

Короче говоря, вклад МККК является, главным образом, правовым и техническим; его цель — создавать условия для выполнения национальными судами их функций. МККК не дает показаний перед судом о том, что его делегаты видели в процессе своей гуманитарной работы, так как его миссия — защита жертв вооруженных конфликтов — требует от него иметь основанные на доверии рабочие взаимоотношения со всеми главными участниками насилия, включая и тех, которые могут быть привлечены к суду. И действительно, международное сообщество признало особый и, порой, уникальный, характер гуманитарной работы МККК и понимает, почему нельзя его привлекать в качестве свидетеля26.

Потребность в признании, а порой и в психологической поддержке

Вооруженное насилие является источником унижения. Когда это унижение становится достоянием общественности, оно нередко обращается в чувство стыда, принимающее, в зависимости от культурного контекста, разные формы. Чувство унижения, опасение за свое психическое здоровье, ожидание нападок, обусловленных принадлежностью к определенной группе людей, — все это представляет угрозу неприкосновенности личности, которую некоторые люди воспринимают более тяжело, чем физическую боль27. Индивидуальная способность восстанавливать душевное равновесие и переносить потрясения, трансформируя их в позитивный опыт, бывает разной. Но что не вызывает сомнений, так это потребность жертв вооруженного насилия —

26 См. правило 73 Правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда; решение от 27 июля 1999 г. в деле Прокурор против Симича и dp. (Prosecutor v. Simi3 et al., дело № IT-95-9, судебная палата Международного трибунала по бывшей Югославии).

27 Это явление описано доктором медицины Джеймсом Гиллиганом на основе опыта его работы в качестве руководителя программы психического здоровья в тюремной системе штата Массачусетс в книге James GiLLigan, Violence, reflections on a national epidemic, Vintage Books, A Division of Random House Inc., New York, 1997.

216

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

будь то бывшие заключенные, перенесшие пытки, подвергшиеся изнасилованию женщины или другие испытавшие потрясение люди — в том, чтобы с ними считались и уважали их достоинство.

Отзываться на эту потребность для делегатов МККК — это вопрос моральной позиции. Поэтому они особое внимание, наряду с результатами работы, уделяют созданию местного потенциала, процессу гуманитарной деятельности и совместному участию в нем.

Далее, возникает проблема более конкретного реагирования на трудное положение жертв. Некоторые из них иногда нуждаются в медицинской помощи. Обычно гуманитарные организации ограничиваются лечением физических заболеваний и предоставлением материальной поддержки в виде поставок воды, продовольствия и жилья, так как у них нет ни средств, ни кадров, ни возможностей для большего, а также потому, что они считают, что реакция на травму в каждой культуре разная. Они забывают, что здоровье не ограничивается физиологическими потребностями, и что уход за организмом и питание являются лишь началом процесса восстановления здоровья и чувства собственного достоинства.

Гуманитарные организации должны, наконец, содействовать усилению внимания со стороны международного сообщества к коренным проблемам, выдвигаемыми психологическими последствиями вооруженных конфликтов. Предотвращение новых военных вспышек — это не только вопрос учреждения механизмов раннего предупреждения, развертывания посреднических вооруженных сил или заключения международных соглашений. Если ничего не делать, чтобы помочь людям, пережившим тяжелейшие времена, расстаться с прошлым и вернуть попранное достоинство, то многие из них найдут выход своим чувствам только в ненависти, в насилии по отношении к другим, с тем чтобы таким образом попытаться предать забвению пережитые унижения. И отравленные семена ненависти могут породить новый конфликт.

МККК не намерен оказывать индивидуальную лечебную помощь, но он пытается найти средства для облегчения душевных страданий определенных категорий людей, которым он помогает, мобилизуя ресурсы других организаций, отдавая предпочтение составным частям международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Помощь оказывается, например, семье пропавшего без вести, когда ее члены узнают, что дорогой им человек умер. Когда на фотографиях вещей, обнаруженных на телах в массовом захоронении, родственники обнаруживают одежду погибшего, — это

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

217

очень тяжелый для них момент. Добровольцы Красного Креста и Красного Полумесяца, подготовленные для такой трагической миссии, находятся в этот момент, знаменующий начало траура по погибшим, вместе с их родственниками. МККК может также оказывать поддержку программам национальных обществ, целью которых является помощь людям, травмированным насилием.

Возможно, наступит день, когда МККК, используя свой опыт, будет играть более активную роль в этой области. А пока он с готовностью обдумывает эту проблему и предпринимает взвешенные действия. Следующим шагом может стать мобилизация общественности для решения этой проблемы, помощь соответственным организациям.

И, наконец, отвечая потребности жертв в признании, мы также обеспечиваем уважение их культурных традиций. Когда разрушают статуи, дотла сжигают библиотеки, грабят музеи, то страдают не только материальные ценности, страдает самобытность народа и достоинство людей, из которых этот народ состоит. Поэтому МККК напоминает властям, от которых это зависит, о необходимости соблюдения норм, регулирующих защиту культурных ценностей. Он предлагает им предпринять меры на национальном уровне для имплементации этих норм. При необходимости делегации МККК выступают с демаршами по поводу необходимости соблюдения таких норм. Такого рода деятельность, по-видимому, будет приобретать все большее значение по мере того, как психологические аспекты ведения войны становятся составной частью стратегии, а культурные ценности — объектами нападения. Актуальность этой задачи обостряется процессом глобализации, который ведет к все возрастающей унификации образа мыслей и стиля жизни, что толкает людей обращаться к своим корням и отвергать непохожих на себя. Пришло время действовать, если человечество хочет сберечь все свое культурное наследие и не терзаться горем на разоренных руинах религиозных памятников и чудес света, которые нужно было сохранить для потомков.

Сотрудничество

Для того чтобы решать гуманитарные проблемы, возникающие в переходные периоды, а затем постепенно оставлять поле деятельности, МККК хочет работать в сотрудничестве с другими организациями.

Конечно, первыми нашими партнерами являются национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца и их Международная Феде-

218

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

рация. Национальное общество, естественно, несет основную ответственность за свое развитие, но если оно нуждается во внешней помощи для увеличения своего потенциала, оно может обратиться в Международную Федерацию или к другим национальным обществам, а также к МККК по вопросам, находящимся в его компетенции. В некоторых случаях возникает необходимость учредить или перестроить национальное общество при активном участии добровольцев, как в случае с Западным Тимором, который становится независимым государством. Формирование национального общества может оказаться длительным процессом объединения, что мы видели на примере Общества Красного Креста Боснии и Герцеговины после заключения Дейтонских мирных соглашений 1995 г. И, наконец, если национальное общество было слишком тесно связано с властями, то с падением последних общество рождается заново. В каждом конкретном случае Международной Федерации приходится решать новые задачи, и МККК оказывает ей в этом помощь. Со своей стороны, МККК постепенно сужает свою поддержку национальным обществам, оставляя за собой четыре области работы: юридическую поддержку (в особенности, в отношении их уставов), обеспечение подготовленности персонала к действиям в ситуациях конфликтов (на случай возобновления военных действий), распространение знаний о международном гуманитарном праве и Основополагающих принципах Движения и обучение розыску, направленному на воссоединение семей, разъединенных войной. Можно надеяться, что с помощью Международной Федерации, МККК, а также других, иногда более мощных, национальных обществ, действующих в духе дружбы, национальное общество страны, переживающей переходный период, сможет в скором времени взять на себя ответственность за выполнение некоторых ранее существовавших программ МККК и развернуть свои собственные.

Еще одной обязанностью МККК в переходные периоды является выполнение функции ведущего учреждения в операциях Движения по оказанию международной гуманитарной помощи. Согласно Уставу Движения, роль МККК заключается в защите жертв вооруженных конфликтов, а также внутренних беспорядков и волнений «и их прямых последствий» как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения, и оказании им помо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

219

щи28. Кроме этого, на основании Севильского соглашения 1997 г.29, которое организует международное сотрудничество составных частей Движения, МККК является ведущим учреждением в ситуациях вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков и волнений и их прямых последствий, что применимо, согласно Соглашению, в таких ситуациях и после прекращения военных действий30. И только после повсеместного восстановления мира и после того, как отпадает надобность в присутствии исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, МККК прекращает исполнять роль ведущего учреждения. Такая роль подразумевает множество обязанностей, в том числе определение общих целей операции, координацию всех действий в пределах операции оказания гуманитарной помощи, выступление в качестве представителя всех участников, а также ознакомление их с ситуацией в области обеспечения безопасности.

Есть много национальных и международных организаций вне рамок Движения, с которыми МККК стремится развернуть или продолжить сотрудничество. Это, в частности, властные структуры, система ООН, неправительственные организации и, в некоторых ситуациях, Всемирный банк31. Все участники должны координировать свои действия, с тем чтобы согласованно откликаться на выявленные ими потребности и разрешать конфликты интересов. Например, забота о правосудии требует, чтобы люди, подозреваемые в совершении военных преступлений, были арестованы даже при риске вызвать акты насилия со стороны той части общества, к которой они принадлежат и которая считает их героями и намерена их защитить. Следовательно, такая забота о правосудии противоречит заботе о большей безопасности. На-

28 Статья 5(2)(г) Устава Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принятого XXV Международной конференцией Красного Креста в Женеве в 1986 г.

29 Соглашение об организации международной деятельности составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца от 26 ноября 1997 года: (Совет делегатов, Севилья, 25-27 ноября 1997 года) // М. Международный журнал Красного Креста. 1998. No. 20. С. 195-215 (далее Севильское соглашение).

30 Севильское соглашение, ст. 5.1(A)(b) и (c).

31 О роли Всемирного банка в таких ситуациях см. Post-Conflict Reconstruction, The role of the World Bank, The International Bank for Reconstruction and Development, Washington, 1998, p. 69, а также книгу, в которой описывается, как вооруженный конфликт влияет на общественное устройство: Nat J. Colletta and Michelle L. Cullen, Violent Conflict and the Transformation of Social Capital, Lessons from Cambodia, Rwanda, Guatemala and Somalia, The International Bank for Reconstruction and Development, Washington, 2000.

220

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

хождение способа исполнения правосудия, не подвергая при этом опасности жизни людей, по меньшей мере, оправдывает усилия по координации действий заинтересованных сторон.

Однако, по ряду причин, на деле осуществить координацию не всегда удается. Во-первых, каждый переходный период имеет свои особенности. Когда прекращение огня или мирное соглашение навязывается, или когда самопровозглашенные национальные власти получают внешнюю помощь от источника, за который идет борьба внутри этой страны, и конечно, в случаях оккупации, большинство гуманитарных организаций будут стремиться сохранить свою независимость для того, чтобы быть признанными всеми воевавшими сторонами, которые могут вновь прибегнуть к насилию. Ни одна гуманитарная организация не хочет оказаться в роли проводника политики, навязанной одной или несколькими третьими державами, политики, к которой в определенных кругах отношение враждебное. Это также и вопрос безопасности. Более того, где пределы координации с вооруженными силами третьей державы, которые вчера бомбили страну, сегодня раздают гуманитарную помощь в лагерях для перемещенных лиц, а завтра могут возобновить военные действия? Присутствие вооруженных сил иногда приветствуется из-за возможностей их снабженческих служб; но сколь полезной ни была бы гуманитарная работа вооруженных сил, всегда есть большая опасность того, что в глазах получателей помощи все они — и войска, и делегаты МККК, и сотрудники Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, и работники организации «Врачи без границ» — будут восприниматься одинаково. Такая путаница может ограничить признание нейтральной и независимой гуманитарной операции, которая должна продолжаться. Основная сложность заключается в координации усилий независимых организаций, в эффективном их взаимодействии в интересах жертв. И последнее: каждый должен заниматься своим делом. Приверженность ООН делу коллективной безопасности с неизбежностью заставляет эту организацию занимать определенные политические позиции. Такая исключительно нейтральная и независимая организация как МККК обязана дистанцироваться от этих позиций, даже если они согласуются со взглядами международного сообщества, так как МККК никогда не выражает своего мнения относительно законности применения силы. Гуманитарные агентства системы ООН иногда оказываются в безвыходном положении: они принадлежат к политической организации, а работать им приходится в местах, где напряженность велика из-за про-

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

221

шедших здесь боев. Еще неизвестно, насколько четко население сможет различить политическую и гуманитарную грани работы ООН, которые очень сильно отличаются друг от друга.

Отсюда следует, что в каждой стране, переживающей переходный период, необходимо тщательно продумывать взаимоотношения с другими организациями с тем, чтобы эти взаимоотношения благоприятствовали взаимопониманию относительно того, что поставлено на карту и где совместная работа очень плодотворна, и при этом уважать независимость МККК и не подрывать его нейтралитета.

Заключение

Целью этой статьи было дать читателю представление о трагическом положении, в котором находятся жертвы вооруженных конфликтов в течение довольно длительного периода после того, как смолкают пушки, и рассказать зачем, как и на каких основаниях Международный Комитет Красного Креста разворачивает свою деятельность в такой обстановке. МККК имеет мандат на это, многолетний опыт и возможность сделать свой особый вклад. И у него есть стремление быть рядом с жертвами вооруженных конфликтов, не пройти мимо их страданий, удовлетворить их нужды и поддержать их права. Но и это не все. Те, кто не может добиться, чтобы их услышали, кто стали перемещенными лицами, кто удерживался под стражей, с кем дурно обращались, — все они, наконец-то, на переходном этапе, имеют возможность вернуться к прежней жизни. Держаться незаметно рядом и постепенно оставить поле деятельности для того, чтобы они могли мечтать и работать во имя своего будущего — это лучшее доказательство успеха гуманитарной работы.

Одним словом, гуманитарная деятельность способствует достижению мира, однако участники этой деятельности утверждают это шепотом из опасения, что их работу могут ошибочно воспринять как имеющую политический характер. Воссоединяя членов разлученных семей, репатриируя пленных, помогая выяснять судьбы пропавших без вести, МККК облегчает страдания людей, препятствуя прорастанию семян будущих конфликтов. МККК должен также тщательно учитывать последствия своей деятельности по установлению мира, начиная с экономического воздействии, с тем чтобы не осложнить процесс восстановления, страстно желаемый всеми. Он должен учитывать политические последствия таким образом, чтобы его деятельность не усугубила бы социальной напряженности и не привела бы к усилению воинственных

222

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

фракций. И, наконец, последнее, но, тем не менее, важное: он должен подумать о социальных последствиях и позаботиться о том, чтобы его деятельность способствовала, или хотя бы не препятствовала, шагам, предпринимаемым определенными социальными группами (в частности, женщинами) в отношении соблюдения прав человека, исходя из ответственности, которую они несли во время войны.

Установление мира, или — более скромно — забота о содействии сосуществованию общин, расколотых войной, не является основной задачей гуманитарных работников. Но потерять всякий интерес к этой проблеме под тем предлогом, что ответственность за это лежит, прежде всего, на других, — это равносильно сложению с себя полномочий. Как показали дискуссии по человеческой безопасности, мир — это отважное и упорное продвижение вперед по дороге к взаимопониманию, солидарности и справедливости. Это касается всех нас со всех точек зрения — это борьба против болезней, нищеты, угнетения, дискриминации. Гуманитарная работа, как бы скромна и неприметна она ни была, является жизненно важным вкладом в дело восстановления порушенного общественного устройства на местном уровне. Как сказала нам однажды женщина — жертва конфликта на Кавказе (разговор состоялся в ее разгромленной квартире с висящим на арматуре балконе): «что хорошего в том, что мы не нуждаемся, если мы все еще боимся завтрашнего дня?».

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

223

Африка: методы работы в чрезвычайных обстоятельствах не годятся для операционной политики в ситуациях, при которых системы удовлетворения основных нужд (безопасности, здравоохранения и т.д.) не работают

«„.результаты последних событий, происходивших в ходе ряда конфликтов в Африке, следующие: уменьшилось количество инвалидов войны и групп перемещенных лиц, одним словом, стало меньше прямых и непосредственных жертв войны (например, в Демократической Республике Конго, в Сьерра-Леоне и, в меньшей степени, в Анголе и Судане). Однако с другой стороны... все население живет практически в крайней нужде в результате причиненных войной разрушений, экономической отсталости и нищеты, вызванных разграблением их стран и бедственной экономической ситуацией на континенте.

В Демократической Республике Конго, по существу, нет, или больше нет, инвалидов войны, но десятки тысяч людей не имеют доступа к лечению, так как система здравоохранения отсутствует или больше не функционирует по указанным выше причинам. Это же относится и к Сьерра-Леоне, Южному Судану, Анголе и др.

Другими словами, критерий чрезвычайной ситуации совершенно не подходит для разработки операционной политики МККК, проводить которую имеет смысл во все возрастающем количестве ситуаций в Африке, характеризующихся экономической отсталостью, разрухой и хроническими вялотекущими конфликтами».

Документ МККК: Introduction to the Africa objectives for 2002

224

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Мексика: МККК способствует диалогу

МККК организовал форум для диалога в штате Чьяпас. С июня 1999 г. по июль 2000 г. в отделении делегации в городе Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас было проведено около тридцати встреч между перемещенными лицами и властями одного из территориальных округов, в котором произошла резня. МККК играл роль «посредника». Он имел статус безмолвного наблюдателя, в то время как заинтересованные стороны обсуждали свои проблемы. В начале рассматривались небольшие инциденты (например, порубка молодых кофейных деревьев), а основной целью было установление контактов и доверия. Мало-помалу, стороны, выходя за рамки гуманитарных проблем и вступая область политики, начали обмениваться мнениями по более трудным вопросам, таким как трагические события, постигшие общину, и роли тех, кто в них участвовал. Участники переговоров сами выбрали повестку дня и взяли на себя ответственность за обсуждаемые темы.

МККК решил, что будет правильно принять участие в решении этой проблемы, так как отношения между властями и перемещенными лицами были напряженными. Он предоставил участникам трибуну для диалога. Положив конец слухам и дав возможность обеим сторонам лучше узнать друг друга и поговорить друг с другом, МККК способствовал их лучшему взаимопониманию. Так как МККК пользовался высокой степенью доверия как у властей, так и у перемещенных лиц, ему удалось сыграть роль, которую, по его мнению, не смог бы сыграть в то время никто другой. Это был весьма полезный результат работы МККК в штате Чьяпас.

МАРИОН ХАРОФФ-ТАВЕЛЬ

225

Мали: содействие мирному процессу (1995-1999 гг.)

Операция в Мали отличалась тем, что она была развернута в то время, когда страна уже вошла в характеризующийся напряженностью переходный период, который продолжался до 1997 г. (МККК отсутствовал во время острой фазы конфликта с 1993 по 1995 гг.). Когда МККК вернулся туда в 1995 г, мир там был настолько непрочен, а социально-экономическая незащищенность населения настолько велика, что МККК сразу же пришел к выводу о необходимости претворения в жизнь программ, направленных, в первую очередь, на удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей, а затем — на восстановление приемлемого уровня экономической самостоятельности и доступности услуг здравоохранения. Кроме этого, сознавал, что должен принять участие в деятельности, способствующей созданию благоприятной для достижения мира обстановки. Основной упор был сделан на создании местного потенциала. Эта инициатива рассматривалась в качестве пилотного проекта, который должен способствовать осуществлению стратегии выхода МККК из осуществления проекта.

Внешняя экспертиза проекта подтвердила, что благодаря, в частности, способствованию налаживания межобщинных связей, были достигнуты следующие устойчивые результаты:

• общины впервые поняли, как совместно управлять имуществом;

• кампания по вакцинации помогла группам, травмированным в результате насилия, вновь обрести уверенность и надежду;

• создание лечебных учреждений в регионах, где их прежде вовсе не было, и восстановление колодцев помогло смягчить напряженность между отдельными группами населения;

• организация встреч животноводов севера с лавочниками и животноводами в городе Мопти дала начало перспективным рынкам на юге, а ведь хорошо известно, что экономическая взаимозависимость является фактором, способствующим миру;

• по словам местных лидеров, опрошенных внешними экспертами, поддержка, оказанная традиционным родовым праздникам примирения — а также участие в них, — кроме того, различные мероприятия по внесению духа гуманитарного права в эти события (путем организации групповых дискуссий и театральных представлений), несомненно, способствовали смягчению напряженности между кочевыми племенами;

• межобщинные встречи по вопросам здравоохранения, которые проводились вплоть до 1998 г, способствовали достижению взаимопонимания.

Таким образом, своей гуманитарной деятельностью МККК может способствовать прочному миру. При этом нужно понимать, что каждая ситуация имеет свои особенности и таит свои опасности, и что то, что дает результат в одних условиях, не обязательно годится для других.

226

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Хорватия: что дает нейтральная позиция во время конфликта для решения проблем переходного периода

В 1997 г. территория Восточной Славонии, бывшей с 1991 г. частью самопровозглашенной Республики Сербская Краина, воссоединилась с Хорватией. Ситуация в то время была крайне взрывоопасной: более ста тысяч беженцев-хорватов возвращались в регион, населенный примерно таким же количеством сербов. То, что две этнические группы, совсем недавно воевавшие друг с другом, живут бок о бок, существенно накаляло обстановку в регионе. Нельзя было исключить возобновления насилия.

МККК и местные общества Красного Креста, сербское и хорватское, лучше всего соответствовали гуманитарным потребностям этого переходного периода, который представлял из себя что-то вроде чрезвычайной ситуации, во всяком случае, сначала. Активно работая во время конфликта по обе стороны фронта, МККК установил связи с наиболее влиятельными группами Восточной Славонии, а именно с военнослужащими, полицией, гражданскими властями, объединениями перемещенных лиц и с матерями пропавших без вести.

Эта взаимодополняемость использовалась с пользой для того, чтобы осуществлять серьезную деятельность в форме образовательных проектов, нацеленных на «человека с улицы». Учителя — добровольцы Красного Креста всегда исполняли роль проводников имплементации проектов. Один из таких проектов показывает, чего можно достичь нейтралитетом в такой ситуации.

Этот образовательный проект был нацелен на молодежь. В 1997 г, когда прошло уже более года после окончания войны, взаимный страх и недоверие между сербами и хорватами были настолько же сильны, как и прежде. Молодежь особенно отличалась воинственным умонастроением, что в любой момент могло привести ее к участию в новых столкновениях. Для того чтобы противодействовать таким умонастроениям был запущен проект «Идеи и деятельность Красного Креста», который дал толчок крупномасштабным социальным мероприятиям. Основная идея была простой: взаимопомощь может изменить умонастроения людей. Организация Молодежь Красного Креста при поддержке учителей провела целый ряд общественно полезных мероприятий, которые будучи полезными сами по себе, укрепили уверенность людей, проводивших их. Для нуждающихся собирали книги, одежду, деньги, организовывались передвижные художественные и поэтические выставки, посвященные деятельности Красного Креста и принципам гуманности; был организован сбор мусора, активисты навещали больных и пожилых людей. Такими действиями молодые люди показали, как можно достичь примирения между их общинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.