Сточные воды Назаровского оврага содержат много нефти. Они отличаются весьма сильным специфическим запахом отходов синтетического спирта. Коли-индекс, исчислявшийся миллионами и десятками миллионов, указывает на большую загрязненность этих вод фекалиями.
На данном участке в отличие от двух рассмотренных выше отмечалось большое распространение загрязнений по сечению водоема не только после, но и до его зарегулирования, обусловленное, очевидно, левобережным расположением фарватера реки.
Наиболее чувствительным показателем загрязнения на этом участке был специфический запах сточных вод завода синтетического спирта, который явственно ощущался ниже спуска сточных вод оврага на всем протяжении исследования в полосе воды шириной 150—300 м вблизи устья оврага, а дальше на расстоянии до 50—60 м.
После зарегулирования водоема при исследованиях в 1960—1961 гг. отмечалось более широкое распространение загрязнений от оврага, охватывающих полосу водоема шириной 400—450 м во всех нижерасположенных створах. Вода с высоким коли-индексом занимала полосу шириной 400 м, протяженностью вниз по течению до 1 км. Специфический запах отходов завода синтетического спирта также распространялся но всей 400-метровой полосе во всех нижерасположенных створах как в поверхностных пробах, так и на глубине 4 м. Характерным было также то, что после зарегулирования отмечалось оседание нефтяных продуктов на дно во всех створах вниз от оврага, чего не наблюдалось в 1959 г. В воде же нефть содержалась в долях миллиграмма на 1 л.
Таким образом, при зарегулировании Волги на всех обследованных участках водоема у Саратова были отмечены изменения в распределении загрязнений, выразившиеся в увеличении концентрации загрязнений у места выпуска сточных вод (в районе Глебучева и Белоглинского оврагов), а также распространение их по ширине водоема. Особенно резко это выразилось на первом участке, где до зарегулирования загрязнения обнаруживались только в прибрежной полосе. Наблюдалось продвижение загрязнений вверх по течению от мест их сброса. В ряде случаев отмечалось увеличение загрязнений в глубинных слоях воды.
Все это указывает на то, что при зарегулировании водоемов необходим пересмотр условий водозаборов централизованного водоснабжения, поскольку изменения в распределении загрязнений могут создать неблагоприятные санитарные условия у мест водозаборов, прежде отвечавших санитарным требованиям. Такое положение создалось в настоящее время в районе водозабора Саратовского городского водопровода, который находится на 0,87 км выше спуска сточных вод Глебучева оврага. После зарегулирования загрязнения приблизились к району водозабора, в результате чего еще в большей степени, чем прежде, нарушается санитарная надежность этого участка водохранилища как источника водоснабжения.
Таким образом, характерное для зарегулированного водоема ухудшение санитарного состояния в районе спуска сточных вод должно приниматься в расчет при разработке мероприятий по его санитарной охране.
ЛИТЕРАТУРА
Беляев И. И., Будрин Р. Н., Юр асов а Т. С. и др. Гиг. и сан., 1957, № 4, стр. 61.—Вертебная И. П., Изъюрова А. И., Колтунов а А. С. и др. Гиг. и сан., 1954, № 3, стр. 9.—Кибальчич И. А., Брук Е. С., Со су нов а И. Н. и др. Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены, 1958, № 21, стр. 24.
#
Поступила 20/VI 1962 г.
ft ft ft
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМ ОБЛУЧЕНИЕМ
Младший научный сотрудник Т. П. Безверхая
Из школьного отдела Львовского научно-исследовательского института охраны
материнства и детства
Климат Львова умеренный, переходный от морского к континентальному. Для аего характерны повышенная облачность, пониженная инсоляция (И. И. Гитис, 1954; Д. Г. Девятка, 1961). Учитывая эти климатические условия, мы применили для оздоровления воспитанников школы-интерната общее ультрафиолетовое облучение детей, комбинируя его с закаливанием холодным воздухом.
В январе 1961 г. мы взяли под наблюдение 110 практически здоровых детей 1—10 лет, учащихся 1—2-х классов школы-интерната. Половине из них (55 учащихся 1-х классов) проводили закаливающие процедуры, другой половине детей (55 учащихся 2-х классов) специальные оздоровительные мероприятия не проводили, они служили контролем.
Общее ультрафиолетовое облучение осуществлялось лампой ПРК-7 маячного типа во время обеденного перерыва через день (3 сеанса в неделю). Одновременно облучали 20 детей, которые становились по кругу на расстоянии 3 м от лампы. Облучение начинали с одной минуты ('/з биодозы) и постепенно доводили до 8 минут (2!/г биодозы). За осенне-зимний период было проведено 2 курса облучений по 15—16 сеансов каждый. В помещении, где школьники облучались, температура воздуха постепенно была снижена с 20 до 16°. Дети во время сеансов выполняли вольные упражнения, рассказывали стихотворения, пели.
Наблюдаемых учащихся обследовали осенью, зимой и весной. Показателями влияния оздоровительных мероприятий на организм ребенка служили: общее самочувствие, анализ крови (содержание гемоглобина, количество эритроцитов и лейкоцитов, РОЭ), фагоцитарные свойства лейкоцитов к золотистому стафилококку (штамм № 209), холодовая чувствительность кожи к стандартному охлаждению, функциональная проба сердечно-сосудистой системы, заболеваемость
Взятые под наблюдение группы детей были однородными. Почти у всех детей были одинаковые показатели анализов крови, реакции кожи на холодовый раздражитель; большинство учащихся имело хорошее физическое развитие (в опытной группе— 45 детей, в контрольной — 43 ребенка). Только фагоцитарная активность лейкоцитов в опытной группе была выше, чем в контрольной, зато фагоцитарная интенсивность в контрольной группе была выше, чем у детей опытной группы. У всех обследуемых установлена хорошая реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку (после 20 приседании за 30 секунд возвращение пульса к исходным цифрам происходило в среднем за 2 минуты).
На протяжении первого полугодия учебного года до начала наблюдения школьники опытной группы пропустили по болезни 161 день учебы в школе, школьники контрольной группы— 172 дня.
Закаливание детей ультрафиолетовым облучением при одновременном воздействии прохладного воздуха благоприятно сказалось на функциональном состоянии их организма. По сравнению с контрольной группой учащиеся стали спокойнее, у них улучшились сон и аппетит. Под влиянием облучения наблюдались положительные сдвиги в показателях крови. У 7 детей опытной группы, у которых были низкие содержание гемоглобина и количество эритроцитов, под влиянием облучения наблюдалось их повышение. Отмечена тенденция к нормализации количества лейкоцитов и РОЭ у детей, которые имели отклонения в этих показателях.
Таблица I
Фагоцитарная активность и интенсивность нейтрофилов крови у детей под влиянием
ультрафиолетового облучения
Статистический показатель
Осень
Зима
Весна
Фагоцитарная активность
(контрольная группа).........
М+т (опытная группа)...........
При сравнении М + т в опытной и контрольной группах:
1.....................
п'....................
Р....................
62,9±2.0 56,5+2,52
1,99 82 >95
49,2+2,29 58,4±2,34
2,51 84 >98
48,1 + 1,83 51,9+2,22
1,32 88 »80
Фагоцитарная интенсивность
М+т (контрольная группа).........
М + ш (опытная группа)...........
При сравнении М±т в опытной и контрольной группах:
{.......... . . •........
п'....................
Р.....•..............
7,0+0,41 7,5+0,49
0,781 82 >50
5,7+0,22 9,0+0,43
6,88 84 >99,9
6,0+0,25 7,7+0,45
3,33 88 >99,9
Облучение ультрафиолетовыми лучами оказало влияние и на неспецифическую реактивность организма — фагоцитарные свойства полиморфноядерных нейтрофилов. Для суждения о фагоцитарной активности в мазке крови подсчитывали процент лейкоцитов, принимающих участие в фагоцитозе (из 100 подсчитанных клеток). Фагоцитарную интенсивность определяли по среднему количеству фагоцитированных микробов, приходящихся на один нейтрофил, принявший участие в фагоцитозе.
У школьников контрольной группы самая высокая фагоцитарная активность нейтрофилов крови отмечена осенью. В зимний и весенний сезоны фагоцитоз несколько снижается. У учащихся, получающих дополнительно ультрафиолетовое облучение, сезонные изменения фагоцитоза другие. Несмотря на то что осенью показатели фагоцитарной активности у детей опытной группы ниже, чем контрольной, после курса ультрафиолетовых облучений в зимний период наблюдается статистически достоверное нарастание фагоцитарных свойств крови у детей этой группы. К весне фагоцитоз снижается, однако остается выше, чем в контрольной группе. Аналогичную закономерность наблюдал Ю. Д. Жилов (1961) у облучавшихся шахтеров.
Фагоцитоз у облучавшихся детей по сравнению с контрольной группой менее подвергался сезонным колебаниям (табл. 1).
Закаливание ультрафиолетовым облучением в комплексе с действием прохладного воздуха значительно улучшило реакцию кожи на холодовый раздражитель.
При статистической обработке для удобства' подсчетов секунды были переведены в дробные части минуты: 5 секунд = 0,08 минуты, 10 секунд = 0,17 минуты и т. д. Чем лучше организм тренирован к холоду, тем выше у него температура кожи и тем быстрее происходит после охлаждения восстановление температуры до исходных цифр. Время восстановления температуры кожи до исходных цифр после стандартного охлаждения в контрольной группе, самое короткое осенью, удлиняется зимой и еще более весной (табл.2).
Таблица 2
Время восстановления температуры кожи до исходных цифр после охлаждения
(в минутах)
Статистический показатель Зима 1960— 1Ь61 гг. Весна 1961 г. Осень 1961 г. Зима 1961/62 г. Весна 1962 г.
М+т (контрольная ^уппа) •..... 7,05+0,27 7,62 ± 0,35 6,32+0,23 ——
М±т (опытная груп- ПЗ •••••••• 7,01 ±0,26 6,25+0,28 5,48+0,19 5,34+0,20 4,59+0,26
При сравнении М±т 1
в опытной и кон-
трольной группах: 1* ••••• • 3,04 2,89 5,18 7,05
п'........ 68 69 58 80 80
р ........ — >99,9 >99,9 >99,9 >99,9
У учащихся опытной группы при одинаковых с контролем исходных показателях холодовой пробы (зима 1960/61 г.: контрольная группа — 7,05±0,27, опытная группа — 7,01 ±0,26) под влиянием закаливания время восстановления температуры кожи до исходных цифр во все сезоны года значительно уменьшилось; одновременно наблюдалось некоторое повышение исходной температуры кожи у облучавшихся детей по сравнению с контролем.
В литературе имеются указания на улучшение функции кровообращения у шахтеров (по данным функциональной пробы), облучавшихся в фотарии. Проведенные нами исследования функциональной пробы сердечно-сосудистой системы с нагрузкой в 20 приседаний за 30 секунд параллельно в контрольной и опытной группах в 3 сезона года (осень, зима, весна) не выявили существенной разницы между ними.
Оздоровительный эффект ультрафиолетового облучения особенно ощутимо сказался в значительном снижении заболеваемости детей. Так, в 1961 г. учащиеся контрольной группы пропустили по болезни 389 дней учебы в школе, облучавшиеся школьники _ 115* дней. Заболеваниями детей в 1961 г. в основном были катары верхних дыхательных путей и ангины. В зимне-весенний период 1962 г. во Львове зарегистрирована эпидемия гриппа. За этот период (с января по май 1962 г.) учащиеся контрольной группы пропустили по болезни 541 день учебы в школе, а дети, получившие ультрафиолетовое облучение, — 190 дней. Таким образом, отмеченная закономерность в снижении заболеваемости под влиянием закаливания наблюдалась как во время эпидемии инфекционного заболевания, так и в межэпидемический период.
На основании приведенных данных целесообразно рекомендовать для оздоровления школьников в климатических условиях Львова в осенне-зимний период проводить групповые ультрафиолетовые облучения их в комбинации с закаливанием прохладным воздухом.
ЛИТЕРАТУРА
Г ит и с И И. Врач, дело, 1954, № 1, стб. 57.—Д е в я т к а Д. Г. Гиг. и сан., 1961, № 4, стр. 50.—Ж и л о в Ю. Д. Там же, № 11, стр. 94.
Поступил* 23/VII 1962 г.
* Ъ Ъ
/ I 40 4/ 42 43 44 23
г 24
3 25
с V. V. оы — 4 1 ** ч ч
4 28
5 27
8 28
7 29
8 30
3 3/
10 32
// 33
/г 34
/3 35
/4 36
/5 *8 19 го 7.2 # 37
/о 38
Г7 39
ТЕХНИКА СОБИРАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Старший научный сотрудник 3. 3. Шнитникова (Ленинград)
При статистических работах в Научно-методическом бюро санитарной статистики в Ленинграде еще в 1958 г. нами была применена разработочная карточка-фишка универсальной формы, пригодная для любых исследований и очень упрощающая проведение наблюдения и сводки.
Карточка-фишка представляет небольшую карту с чистой (незаполненной) серединой, по полям которой со всех четырех сторон разграфлены клеточки (рис. 1, а и б).
Карточка-фишка двусторонняя, она совершенно одинакова с лицевой и оборотной стороны. При размере 11X15 см на карточке можно поместить до 90—100 значений различных признаков.
Если нужно ввести в разработку большее количество значений различных признаков, можно для записи взять 2—3 карточки-фишки; при этом на самой карточке, на ее нераз-графленной середине, делается соответствующая пометка о том, чго эти 2-я, 3-я и т. д. карточки являются продолжением первой (основной). Такие карточки можно скреплять друг с другом, разъединяя их лишь на время проведения сводки.
Посредине, на чистом месте карточки, заполняются все необходимые «паспортные» сведения о той единице учета, на которую она составлена (например, фамилия, имя и отчество больного, наименование больницы, номер поликлиники или диспансера, адрес, номер истории болезни и год ее заполнения, номер и серия подопытного животного и т. п.). Каждая клеточка на полях
карточки предназначена для записи значения одного из учитываемых и изучаемых признаков. Клеточки можно делать различной величины: более мелкими для записи небольших цифр (1-, 2-, 3-значных) и более крупными для записи многозначных цифр или сжатых текстовых записей. Клеточки имеют порядковую нумерацию. До начала статистического обследования (если данные учета сразу записываются на фишку) или перед переносом на фишку данных из уже собранных анкет, опросных листов, отчетов, историй болезни и т. д. должен быть составлен «ключ» в карточке-фишке. В нем указывается, в которой клеточке будет записан каждый данный признак. Например,
Рис. 1. Внешний вид карточки-фишки.
а — лицевая сторона; б — оборотная сторона.
7 Гигиена и санитария, № 4
97