Научная статья на тему 'ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА УЛИЦ ГОРОДОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА'

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА УЛИЦ ГОРОДОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLLUTION OF THE AIR IN URBAN STREETS BY VEHICLES OPERATING ON ETHYLATED GASOLINE

As the result of thd investigation the air in the streets has been found to be heavely polluted with lead. The average 24 hr concentration of ldad in the air was 15 ƴ/m3 in Chelyabinsk and 6,9 ƴ/m3 in Tula, these figures noticably exceeding the maximal permissible concentration of lead in the air. With the use of nоn-ethylated gasoline in Perm (1958) no traces of lead could be detected in the air of this city. Medical examinations of traffic controllers have demonstrated some changes in thdir nervous and cardiovascular systems and in the gastrointestinal tract. Blood analyses have revealed the presence of reticulocytes and erythrocytes with basophylic granules.

Текст научной работы на тему «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА УЛИЦ ГОРОДОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА»

DATA TO SUBSTANTIATE THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF ACETATES IN THE ATMOSPHERE

V. A. Hofmekler

As the result of investigations carried out with a group of organic solvents of the esters of acetic acid, it has been found that the olfactory threshold value for methyl is 0.5 mg/m3, that for ethyl, butyl and ainyl acetate-0,6 mg/m3 and for vinyl acetate— I mg/m3.

The threshold value of reflex changes in the light sensitivity of the eye comprises 0,18 mg/m3 for methyl acetate, 0,3 mg/m3 for ethyl, butyl and amyl acetate and 0,8 mg/m3 for vinyl acetale. The threshold of reflex changes in the electric activity of the brain for the vapours of methyl acetate is 0.08 mg/m3, for those of butyl acetate— 0,il3 mg/m3 and for vinyl acetate—0,2 mg/m3.

Chronic all-day-round poisoning of white rats with butyl acetate at a concentration of 0,1 mg/'m3, for a period of I1/2 months did not effect the motor chronaxy or produce any pathologic changes. The daily average maximum permissible concentration of butyl acetate in the air should be on the level of the maximum one-ti'me concentration and is to comprise 0,1 mg/m3.

The area of the sanitary protection zone aTound the plant should be not lefes than 500 m2, if the daily discharges of acetates do not exceed 100 kg, and il000 m- if they comprise 500 kg.

ft ft ft

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА УЛИЦ ГОРОДОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА

Ф. И. Дубровская

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

В связи с развитием автотранспорта важной задачей гигиенической науки является санитарная охрана атмосферного 'воздуха населенных мест от загрязнения его выхлопными газами, в частности при потреблении этилированного бензина. При сжигании этилированного бензина часть соединений авинца оседает в двигателе, а часть выбрасывается в атмосферу. По данным зарубежных исследователей [Прейс (Preis), Г'иршлер (Hirschler) с сотрудниками], автотранспорт, работающий на этилированном бензине, выбрасывает в атмосферу 70—80% свинца.

С увеличением скорости движения увеличивается и выброс свинца. Исследованиями Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР установлено, что при расходе 1 кг этилированного бензина машиной ГАЗ-51 на холостом ходу в атмосферу выбрасывается 0,3 г свинца, при скорости движения машины 15 км/час — 0,87 г свинца, а при скорости 40 км/чис-г- 0,9 г свинца.

В зарубежной литературе приводятся данные, характеризующие загрязнение атмосферного воздуха улиц городов. Так, по данным Витта (Witt, 1957), в атмосфере улиц городов США содержится до 30—40 \/м3 свинцовых соединений Джеклин (Jecklin) сообщает, что в Швейцарии годичный выброс свинца автотранспортом составляет 165 000 кг. Пр^йс (Preis) в течение ряда дет исследовал воздушную среду Цюриха на наличие свинца. Некоторые полученные им данные представлены в табл. 1.

Таблица 1 Загрязнение районов Цюриха (1948—1955)

и Ю * ff

Место отбора £ 1 а

проб Э* at Я = 3 s с 5 з

«од о а. г: X с г ÖÄ

В центре города 240 0,8

Там же ... . 350 1.3

На окраине 650 0.9

Там же ... . 800 1,7

По данным Джеклина (ЛескПп, 1956), в воздухе Базеля содержание свинца составляет 4,8—7 у/м3.

В отечественной литературе, кроме статьи М. К. Недогибченко (1958), материалов о степени загрязнения атмосферного воздуха свинцом от автотранспорта мы не нашли.

Данная работа посвящена исследованию загрязнения атмосферного воздуха неорганическими соединениями свинца автотранспортом, работающим 'на этилированном бензине.

При отборе проб воздуха мы применяли аспирационный метод. Пробы воздуха отбирали при помощи двигателя автомашины ГАЗ-51. (^хема аспирационной установки приведена на рис. 1. Машину устанавливают в определенном месте улицы или во дворе. На засасывающее отверстие карбюратора машины надевают металлический уголь-

ник /, на свободный конец которого—резиновый шланг 2 длиной около 1,5 м и в свободный конец шланга вставляют резиновые трубки 3 диаметром 8—10 мм. Для лучшей фиксации эти трубки обматывают изоляционной лентой. В случае одновременного отбора 4 проб и более в свободный конец шланга вставляют металлический тройник 4 для соединения с несколькими резиновыми трубками. К концам трубок присоединяют прибор-патрон 5 и аллонжи 6 с соответствующим фильтрующим материалом: аналитический фильтр ФПП-15 или гигроскопическая вата, промытая азотной кислотой, а затем горячей водой и высушенная. Результаты, полученные нами при применении ваты, были несколько ниже результатов, полученных при применении фильтра ФПП-15. Скорость просасывания воздуха в том и другом случае— 20—25 л/мин — регулируется реометром 7. Одновременно можно отбирать несколько проб (4—6). Пробы отбирали на уровне дыхания пешеходов.

Пользуясь описанной методикой, мы проводили отбор проб воздуха на тротуаре у лиц с интенсивным движением автотранспорта. Необходимо отметить, что в ближайшем окружении не было промышленных предприятий, выделяющих в атмосферу свинец. Исследования проводили в весенне-летний период и только в Перми в 1957 г. — п зимнее время. Определили среднесуточные концентрации свинца. Отбор проб воздуха проводили 4 раза в сутки: от 0 до 3 часов, от 6 до 9 часов, от 12 до 15 часов и от 15 до 21 часа. Таким образом, каждую среднесуточную пробу отбирали в течение 12 часов. Общий объем просасываемого воздуха составлял 14,4—18 м3.

Определение свинца в пробах проводили по методу, основанному на взаимодействии свинца с хромовокислым калием. Пробу обрабатывали серной кислотой (для перевода в сернокислое соединение), проводили озоление в муфельной печи при температуре 500—550°, растворяли сернокислый свинец в 3% растворе ацетата аммония и определяли ион свинца по образованию хромовокислого свинца

Исследования проводили в 5 городах (Тула, Челябинск, Пермь, Куйбышев, Горький): в Туле —силами Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана при участии Тульской областной санитарно-эпидемиологической станции, в остальных городах —силами городских санитарно-эпидемиологиче-

1 Анализ проб воздуха проводили химики Московского научно-исследовательского •

института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана В. А. Хрусталева и Ю. В. Дю-

жева и химики санитарно-эпидемиологических станций городов.

Рис. 1. Схема установки для отбора проб воздуха.

ских станций. Обобщался материал в институте. Всего отобрано 157 среднесуточных проб воздуха.

Результаты анализа проб представлены в табл. 2.

Полученные данные свидетельствуют о большем загрязнении атмосферного воздуха свинцом в 1957 г. Уменьшение загрязнения свинцом воздуха улиц некоторых

'1 а б л и ц а 2

Среднесуточные концентрации свинца в атмосферном воздухе городов (в 7/м>)

£ К

городов в • 1958 г. объясняется тем, что в этом году было значительно сокращено добавление этиловой жидкости к бензину, что, естественно, привело к снижению загрязнения атмосферного воздуха. Отсутствие загрязнения атмосферного воздуха улиц Перми в 1958 г. связано с применением неэтилированного бензина. В Туле в 1958 г. в период наблюдений наряду с этилированным бензином применялся и неэтилированный.

Как видно из табл.2, наибольшие концентрации свинца обнаружены на улицах Челябинска. Во всех городах, кроме Куйбышева, в 1957 г. среднесуточные концентрации свинца, даже средние из них, превышали предельно допустимую среднесуточную концентрацию для атмосферного воздуха населенных мест — 0,7 у/м3-

1S57 г. 1958 г.

Город концентрации концентрация

коли -чество проб максимальная средняя количество проб максимальная средняя

Тула . . . 19 6,94 1,40 55 0,50 0,24

Челябинск 20 15,00 3,86 — — —

Куйбышев 20 0,62 0,36 20 1.00 0,68

Пермь . . . 10 3,10 1,90 10 Ниже предела чувствительности метода

Горький — — — 3 0,08 | 0,03

/ 958 г

/9S7 г

24-3 6S '2-15 время (в часах)

18-2)

400 $ |

£ I ».в 200 § £

*

я

э ъ

!600\

I

1200% §

800 Ç

400 X

5

-'-'-—с—10

24-2 8-Ю 13-15 'К-20

время (ff vacaxj

Рис. 2. Зависимость концентрации свинца в атмосферном воздухе от количества проходящего автотранспорта. 1 — количество автомашин; 2 — концентрация свинца.

Содержание свинца в атмосферном воздухе улиц городов в течение суток непостоянно, оно больше днем и меньше ночью. На рис. 2 видно, что увеличение загрязнения воздуха свинцом происходит с увеличением количества проходящего автотранспорта. Джеклин (1956) считает, что в связи с этим возможно возникновение хронической свинцовой интоксикации у населения.

Учитывая литературные данные о неблагоприятном влиянии загрязненного свинцом атмосферного воздуха на организм человека, Московским научно-исследовательским институтом гигиены и санитарии имени Ф. Ф. Эрисмана одновременно с изучением загрязнения атмо-

2 Гигиена и санитария. M 4

17

сферного воздуха свинцом проведено поликлиническое и гематологическое обследование1 регулировщиков уличного движения на магистралях с интенсивным движением автотранспорта 'в Туле. Обследовали 41 регулировщика уличного движения и 44 регулировщика, несущих службу вне черты города (контроль). Характер и стаж работы, возрастной состав в обеих обследованных группах были более ил« менее одинаковы. Основную группу обследованных составили лица в возрасте до 40 лет и со стажем работы свыше 6 лет. Все обследованные регулировщики — мужчины. Росто-весовые показатели в обеих группах указывают на удовлетворительное состояние физического развития обследованных. Регулировщиков подвергали динамическому обследованию (в 1957 и 1958 гг.).

При обследовании у регулировщиков выявлены некоторые отклонения со стороны нервной системы (вегетативная дисфункция), сердечно-сосудистой системы (дистрофия миокарда, гипертоническая болезнь, гипотония), а также со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь). При исследовании крови у регулировщиков обнаружен ретикулоцитоз, базофильно пунктированные эритроциты (ба-зофильно пунктированные эритроциты были найдены и у регулировщиков Челябинска). У регулировщиков контрольной группы отклонения со стороны отдельных органов и систем встречались реже, чем в основной группе. Два регулировщика были обследованы в больничных условиях; у одного из них установлена свинцовая интоксикация, хотя он никогда не «мел контакта со свинцом.

Выводы

1. Атмосферный воздух улиц обследованных нами городов значительно загрязнен свинцом от автотранспорта, выявлено неблагоприятное влияние его на организм человека.

2. Для уменьшения выброса свинца автотранспортом в атмосферу городов необходимо прекратить использование этилированного бензина.

ЛИТЕРАТУРА

Недогибченко М. К. Гиг. и сан., 1958, № 8, стр. 6. — Hirschler D А... Gilbert L. F., Lamb F. W., Niebyski L. M., Indust. a. Eng. Chem., 1957, v. 49, p. 1131,—Jeckli n L., Schweiz. med. Wschr., 1955, Bd. 85, S. 685. — I d e m„. Arch. Gewerbepath. u. Gewerbehyg., 1956, Bd. 14, S. 626. — Preis H., Automobiltecnhi-sche. Ztschr., 1957, Bd. 59, S. 304. — W i 11 H„ Zbl. Arbeitsmed., 1957, Bd. 7, N. 2, S. 43.

Поступила 9/11 1959 r,

POLLUTION OF THE AIR IN URBAN STREETS BY VEHICLES OPERATING

ON ETHYLATED GASOLINE

F. /. Dubrovskaya

As the result of th£ investigation the air in the streets has been found to be hea-vely polluted with lead. The average 24 hr concentration of l£ad in the air was 15 y/m3 in Chelyabinsk and 6,9 y/m3 'n Tula, these figures noticably exceeding the maximal permissible concentration of lead in the air.

With the use of non-ethylated gasoline in Perm (1958) no traces of lead could be detected in the air of this city. Medical examinations of traffic controllers have demonstrated some changes in thtfr nervous and cardiovascular systems and in the gastrointestinal tract. Blood analyses have revealed the presence of reticulocytes and erythrocytes with basophylic granules.

ft ft ft

1 Эта часть работы выполнялась сотрудниками клинического отдела института

(Л. Б. Юшкевич) совместно с врачами поликлиники МВД Тулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.