УДК 504.3(571.51)(-21) ГРНТИ 87.15.91
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КРУПНЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
С.А. Новикова
Иркутский государственный университет Россия, 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1
Редакция продолжает публикацию статей о загрязнении окружающей среды. Ранее опубликованы аналогичные данные по Байкальскому региону и городу Иркутску. Цель данной работы — оценка вклада эмиссий антропогенных источников в загрязнение атмосферного воздуха крупных городов Красноярского края. С помощью методов математической статистики проведены расчёты и обработаны данные о выбросах химических веществ от промышленных предприятий, автомобильного транспорта и источников теплоснабжения, находящихся в информационных фондах социально-гигиенического мониторинга, включающего результаты наблюдений на стационарных и маршрутных постах. Предложены мероприятия по снижению объёмов выбросов от источников загрязнения.
Ключевые слова Красноярский край, атмосферный воздух, промышленные предприятия, автомобильный транспорт, источники теплоснабжения, вредные вещества, концентрация.
AIR POLLUTION OF MAJOR CITIES IN KRASNOYARSK REGION
S.A. Novikova
Irkutsk State University
Russia, 664003, Irkutsk, K. Marx st., 1
The aim of the work is to assess the contribution of anthropogenic emissions to air pollution in large cities of the Krasnoyarsk territory. Calculations and processing of data on emissions of chemicals from industrial enterprises, road transport and heat sources that are in the information funds of social and hygienic monitoring, including the results of observations at stationary and route posts, were carried out using the methods of mathematical statistics. Measures to reduce emissions from pollution sources are proposed.
Keywords: Krasnoyarsk region, air, industrial enterprises, auto transport, heat sources, harmful substance concentration.
Введение
Красноярский край — один из наиболее индустриально развитых регионов России с различными видами промышленной деятельности: гидро- и электроэнергетика на твёрдом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность. Одновременно край является крупным транспортным и транзитным узлом Сибирского федерального округа. Проблема загрязнения атмосферы выбросами от антропогенных источников в крупнейшем экономическом и культурном центре Восточной Сибири стоит остро. Территория уникальна тем, что здесь находится государственный природный заповедник «Столбы», где обитают виды птиц и растений, занесённые в Красную книгу России.
Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, продолжающееся
© Новикова С.А., 2019
увеличение парка автомобилей, низкая пропускная способность улиц, неудовлетворительное техническое состояние и некачественное обслуживание автомобильного транспорта, износ или вовсе отсутствие пылегазоочистного оборудования на промышленных предприятиях, недостаток площадей зелёных насаждений в городах — факторы, приводящие к постоянному ухудшению экологической обстановки. Кроме того, метеорологические условия территории способствуют накоплению и рассеиванию примесей ввиду большой повторяемости и мощности приземных и приподнятых инверсий, слабых ветров, создающих опасный для живых организмов уровень загрязнения атмосферы. Таким образом, проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах Красноярского края стоит довольно остро и нуждается в подробном изучении.
Методы исследования и материалы
В настоящей работе на основе данных, представленных в Государственных докладах «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае», «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае», «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае» за период 2006-2018 гг., проведена оценка уровня загрязнения атмосферы выбросами антропогенных источников: промышленных предприятий, автомобильного транспорта, теплоснабжения и других.
С помощью методов математической статистики обработаны данные о выбросах загрязняющих веществ, полученные из федерального и регионального информационных фондов социально-гигиенического мониторинга, включающего результаты наблюдений на стационарных и маршрутных постах «Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре-
ды» (УГМС), краевого государственного бюджетного учреждения (КГБУ) «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края», учреждений Роспотребнадзора по Красноярскому краю и промышленных предприятий, а также Росстата и Красноярск-стата. Результаты расчётов структурированы, проанализированы и представлены в виде таблицы и диаграмм.
Результаты и обсуждение
Анализ динамики уровня загрязнения атмосферы Красноярского края за 20032018 гг. показал, что практически во всех городах (кроме г. Канска) отмечался «высокий» уровень загрязнения (индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) более 7) [1-17]. В 20102012 гг. в Красноярске и 2014-2015 гг. в Минусинске уровень загрязнения атмосферы характеризовался как «очень высокий» — ИЗА более 14 (рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах Красноярского края
На рисунке 2 представлены диаграммы динамики выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников и автомобильного транспорта в крупных городах Красноярского края. Так, количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выше, чем от автотранспортных средств (в среднем в 9,5 раз). Основные выбросы производят промышленные предприятия Красноярска, Ачинска, Абакана. Наибольший вклад в загрязнение окружающей среды вносит крупная промышленность: производство металлических изде-
лий АО «РУСАЛ Красноярск», АО «РУСАЛ Ачинск».
При анализе данных о количестве автотранспортных средств в городах Красноярского края с 2007 по 2014 гг. [2-12] прослеживается увеличение автомобилей, наибольшее их количество пришлось на 2014 год (рис. 3).
Наряду со стационарными и передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха населённых мест Красноярского края существенный вклад в формирование химической нагрузки вносят и автономные источники
теплоснабжения. По данным Росстата и Крас-ноярскстата, в Красноярском крае в целом удельный вес жилой площади, оборудованной
центральным отоплением, за 2015-2017 гг. составил 68,0-68,4 % (85,0-86,0 % в Российской Федерации) [13-16].
Рис. 2. Динамика выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников и автомобильного транспорта в городах Красноярского края
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 12 всего Элегковые автомобили Нгрузовые автомобили ■ автобусы Рис. 3. Динамика количества автотранспортных средств в крупных городах Красноярского края
На рисунке 4 представлена динамика компонентного состава выбросов загрязняющих веществ от совокупности антропогенных источников в крупных городах Красноярского края. Выбросы от стационарных источников превалировали над остальными, в атмосферный воздух поступило наибольшее количество эмиссий диоксида серы и оксида углерода.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, на территории края в 2017 г. 940 предприятий и организаций осуществляли выбросы поллютантов, из них более 90 % (848 объектов) имели утверждённые нормативы предельно допустимых выбро-
сов (ПДВ) и порядка 1 % (11 объектов) — временно согласованные выбросы (ВСВ). Общее количество источников выбросов составило 23 081 единицу, что на 664 больше, чем в 2016 г. (22 417 единиц) [17].
При анализе данных о выбросах от автомобильного транспорта в крупных городах Красноярского края [1-17] выявлено, что наибольшие объёмы оксида углерода (рис. 5) наблюдались в г. Красноярске в 2012 г. (порядка 92 т) в связи с увеличением количества автотранспортных средств. Максимальные выбросы диоксида азота (рис. 6) отмечены в городах Красноярск (2011-2013 гг. — порядка 28 т), Ачинск (2005 г., 2012 г. — 11 т) и Наза-рово (2014-2018 гг. — 13 т).
Рис. 4. Динамика компонентного состава выбросов загрязняющих веществ от антропогенных источников в городах Красноярского края (ЛОС — летучие органические соединения)
Рис. 5. Динамика выбросов оксида углерода от автомобильного транспорта
Максимальное количество выбросов сажи за рассматриваемый период (2005-2018 гг.) отмечалось в г. Красноярске — в среднем 14 т. (рис. 7). Наибольшие объёмы диоксида серы (рис. 8) выявлены также в городах Красноярске (в среднем 1,3 т/год), Кызыле и Назарово (порядка 0,3 т/год). В 2014 г. отмечался максимум выбросов диоксида серы (1,7 т/год) в Красноярске, краевом центре с численностью населения более 1 млн чел. и количественным преобладанием автотранспортных средств на душу населения.
На территории Красноярского края от автотранспортных средств превалируют выбросы оксида углерода (в среднем 10 т/год) и диоксида азота (в среднем 4 т/год). Контроль состояния атмосферного воздуха населённых мест осуществляется учреждениями Росгидромета, Роспотребнадзора и другими организациями в 123 точках, из них 32 —стационарные посты наблюдения и 91 — маршрутные точки контроля, расположенные на территории отдельных городских округов, муниципальных районов [1-17].
Рис. 6. Динамика выбросов диоксида азота от автомобильного транспорта
Рис. 7. Динамика выбросов сажи от автомобильного транспорта
Н Минусинск 0 Назарово в Лессслбирск пКанск ■Боготой
Рис. 8. Динамика выбросов диоксида серы от автомобильного транспорта
На рисунке 9 представлены диаграммы уровня загрязнения атмосферы выше значений максимально-разовых предельно допустимых концентраций (ПДКмр) в населённых местах Красноярского края. Анализ динамики распределения доли нестандартных проб в разрезе контролируемых в атмосферном воздухе загрязняющих химических веществ показал, что состояние атмосферы на территории городских поселений за рассматриваемый период (2012-2018), оставаясь на уровнях, превышающих среднероссийские показатели, характеризовалось снижением доли проб выше значений ПДКмр. Несмотря на использование несовершенных технологий, устаревшего оборудования и транспортных средств с имеющимися нарушениями санитарно-гигиенических требований, выполнение мер, реализован-
ных в 2018 г., позволило обеспечить снижение показателей проб атмосферного воздуха выше нормативов. Тенденция снижения проб атмосферного воздуха выше ПДКмр в целом по Красноярскому краю наметилась с 2016 г., в период 2014-2015 гг. и 2017-2018 гг. — в Красноярске; 2017-2018 гг. — Норильске, 2015-2016 гг. — Минусинске и Ачинске; 2013 г., 2015-2016 гг., 2018 г. — Канске и Лесосибирске; 2012 г., 2015 г. — Назарово; 2012-2015 гг., 2017-2018 гг. — Шарапово. Оценка результатов маршрутных и подфа-кельных исследований загрязнения атмосферы в городских поселениях Красноярского края показала, что в 2018 г. наибольшее количество нестандартных проб регистрировалось в Красноярске, Лесосибирске и Минусинске.
Рис. 9. Динамика уровня загрязнения атмосферного воздуха выше ПДКмр в крупных городах Красноярского края
Лидирующими по величине регистрируемого несоответствия санитарно-химических показателей безопасности в 2018 г. являлись: диоксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные частицы размером 10 и 2,5 мкм (РМ10, РМ2,5, соответственно), дигидросульфид, оксид никеля, формальдегид.
Результаты исследований показали, что гигиенические нормативы вышеперечисленных химических веществ достигали значений 1,1-5,0 ПДКмр [17]. За 2016-2018 гг. в атмосферном воздухе регистрировалось превышение гигиенических нормативов более 5 ПДК: со снижением доли нестандартных проб в 2018 г. по отношению к 2017 г. оксида меди (с 1,7 до 0,6 %), свинца и его неор-
ганических соединений (с 0,9 до 0,1 %), на фоне стабилизации их количества — оксида азота (0,04 %), диоксида азота (0,2 %), взвешенных веществ (0,01 %), взвешенных частиц РМ2,5 (0,3 %) и роста доли нестандартных проб по другим химическим веществам, в т. ч. с наибольшей долей бенз(а)пирена (от 23,1 до 29,1 %) [17].
Статистическая обработка данных за период 2005-2018 гг. позволяет заключить, что значения коэффициентов вариации объёмов выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух населённых мест в городах Красноярского края, не превышают 17 %, что свидетельствует об однородности полученных данных (табл.).
Результаты расчетов характеристик разброса и положения по данным о выбросах загрязняющих веществ от автомобильного транспорта
в городах Красноярского края за период 2005-2018 гг. [1-17]
Характеристики/Город Красноярск Ачинск Кызыл Абакан Саяногорск Черногорск Минусинск Назаров» Лесосибирск Канск Боготол
Сажа
Среднее знач. 13,5732 1.6719 1,4286 1,9963 0,5094 0,5139 0,9489 1,1108 0,7099 0,7420 0,0525
Медиана 14,1340 1,4907 1,1740 2,0872 0,4160 0,4895 0,6010 1,1260 0,6605 0,529 0,0510
Мода Н/Д Н/Д Н/Д 1,3690 0,4160 0,8490 2,0120 1,1260 Н/Д Н/Д 0,0510
Размах 10,0600 5,1710 2,6390 3,2510 1,4270 0,8240 1,8190 1,4274 2,9000 2,8800 0,0500
Дисперсия 8,4428 1,3954 0,8488 0,6102 0,1509 0,0697 0,4699 0,2346 0,4751 0,5059 0,0002
Средн. кв. откл. 17,3000 5,2010 2,7800 3,4380 1,4730 0,8490 2,0890 1,8874 2,9100 2,9400 0,0900
Эксцесс 1,3799 5,1471 -1,1928 0,8407 1,0154 -1,1690 -1,3156 -1,4006 7,4132 6,0617 4,7989
Коэф. асим. -1,3600 л.а. 1,8593 п.а. 0,5407 п.а. -0,4562 л.а. 0.9931 п. а. -0,1718 л.а. 0.6251 п.а. 0,1068 п.а 2,4004 п.а. 2,1744 п.а. 2,0172 п.а.
Коэф. вар. 0,2141 0,7065 0,6449 0,3913 0,7625 0,5138 0,7224 0,4360 0,9709 0,9585 0,2424
Диоксид серы
Среднее знач. 1,2430 0,1740 0,3050 0,1796 0,0777 0,1024 0,1999 0,2520 0,0703 0,0866 0,0546
Медиана 1,4300 0,1900 0,1550 0,2020 0,0750 0,0600 0,2050 0,1100 0,0720 0,1035 0,0500
Мода Н/Д Н/Д 0,9000 0,2400 0,0300 0,0600 0,0300 0,0300 0,0700 0,0300 0,0500
Размах 1,4000 0,2100 0,8700 0,2600 0,1000 0,2120 0,3640 0,7540 0,1000 0.1200 0,0500
Дисперсия 0,2353 0,0027 0,0906 0,0049 0,0012 0,0061 0,0132 0,0780 0,0006 0,0017 0,0002
Средн. кв. откл. 0,4850 0,3010 0,0699 0,0521 0,0345 0,0123 0,0784 0,0413 0,0242 0.1147 0,2793
Эксцесс -0,0472 0,3240 0,7209 1,7374 -1,3455 4,0283 -1,0856 -1,4135 1,9320 -0,8923 -0,8141
Коэф, асим. -1,1992 л.а. 1,4106 п.а. -1,0357 л, а. -1,1477 л.а. 0,0149 п.а. 1,7841 п.а. 0,8827 п.а. -0,5267 л.а. 0,3343 п. а. -0,1382 л.а. 1,0692 п.а.
Коэф. вар. 0,3902 0,9870 0,3895 0,2996 0,4441 0,2261 0,7650 0,4769 0,3448 0,5741 1,1084
Диоксид а ют а
Среднее знач. 19,3847 4,3911 2,5724 0,9504 1,4273 0,7674 0,9207 1,8694 5,5281 1,0874 0,0546
Медиана 21.8400 3,1600 2,2560 0,9965 0,9700 0,7100 0,6350 1,3925 2,0500 0,6485 0,0500
Мода Н/Д Н/Д 1,5100 1,3100 0,9700 0,7400 0,5000 3,8100 2,0500 Н/Д 0,0500
Размах 23,3500 12,9800 5,3700 1,5200 2,6400 1,4300 1,7200 3,9100 15,3270 1,8400 0,0500
Дисперсия 52,9157 10,0286 1,7771 0,2015 0,9007 0,1275 0,2573 1,6806 33,9804 0,4563 0,0002
Средн. кв. откл. 7,2743 3,1668 1,3331 0,4489 0,9491 0,3571 0,5072 1,2964 5,8293 0,6755 0,0123
Эксцесс -0,3270 4,3485 1,0122 -0,9767 -1,1189 0,3557 1,2078 -1,1940 -1,3738 -1,3494 4,0283
Коэф, асим. -0,7991 л.а. 1,9487 п.а. 0,8555 п.а. -0,3904 л.а. 0,7796 п.а. 0,3217п.а. 1.2162 п.а. 0,4257 п.а. 0,7794 п.а. 0,7019 п.а. 1,7841 п.а.
Коэф. вар. 0,3753 0,7212 0,5182 0,4723 0,6649 0,4653 0,5509 0,6935 1,0545 0,6212 0,2261
Оксвд углерода
Среднее знач. 55,4714 12,3884 6,8919 3,7737 4,4790 6,1270 3,2989 5,8536 4,8027 3,6389 0,0424
Медиана 65,5300 11,6645 6,2850 3,5850 3,0700 6,0500 2,9900 4,6900 3,8100 3,1250 0,0500
Мода Н/Д 10,1100 Н/Д Н/Д 3,0700 12,1300 2,9900 Н/Д 12,0700 6,5400 0,0500
Размах 80,3500 19,5000 11,6900 5,7400 23,3300 11,1600 11,5900 9,8800 12,5400 6,7500 0,0900
Дисперсия 731,3717 36,2192 10,6519 4,0897 35,1573 15,8268 10,3080 7,1635 22,2279 4,3718 0,0005
Средн. кв. откл. 27,0439 6,0182 3,2637 2,0223 5,9294 3,9783 3,2106 2,6765 4,7146 2,0909 0,0226
Эксцесс -1,3488 -0,3818 -0,3699 -1,4260 7,8341 -1,4174 2,1516 -0,5099 -1,2693 -1.2368 0,4783
Коэф. асим. -0,4614 л. а. -0,2158 л.а. 0,5 5 72 п.а. 0,2568 п. а. 2,6263 п.а. 0,3505 п.а. 1,3683 п.а. 0,0242 п.а. 0,5972 п. а. 0,3016 п.а. -0,0055 л.а.
Коэф. вар. 0,4875 0,4858 0,4736 0,5359 1,3238 0,6493 0,9732 0,4572 0,9817 0,5746 0,5319
Примечание: Н/Д - нет данных; Средн. кв. откл. - среднее квадратнческое отклонение; Коэф. асим. - коэффициент асимметрии; Коэф. вар. - коэффициент вариации; л.а. - распределение асимметрично (левая асимметрия), п.а. - распределение асимметрично (правая асимметрия).
Что касается коэффициентов асимметрии: в Красноярске по всем загрязняющим веществам и Абакане (кроме оксида углерода) прослеживается левая асимметрия. При анализе данных об объёмах диоксида серы в Кызыле, Назарово, Канске; оксида углерода в Ачинске и Боготоле, а также сажи в Черногорске отмечается левая асимметрия, обусловленная большими значениями этих показателей. В отношении других рассматриваемых поллю-тантов в городах Красноярского края выявлена правая асимметрия, определяемая наименьшим разбросом значений объёмов выбросов этих веществ (см. табл.).
Заключение
Состояние атмосферного воздуха населенных мест Красноярского края характеризуется превышением допустимых уровней по отдельным загрязняющим веществам, в первую очередь в крупных промышленных центрах, что может представлять опасность и выступать в качестве одного из ведущих факторов среды обитания, неблагоприятно влияющего на условия жизни и здоровье населения.
В 2018 г. продолжилась реализация «Санитарно-гигиенического мониторинга на объектах XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 в г. Красноярске», предусматривающая проведение исследований атмосферного воздуха в точках контроля, приуроченных к местам проведения Универсиады [17].
Задачи прогноза и управления экологической ситуацией весьма актуальны. Сложность их решения обусловлена существующим подходом к ним как к второстепенным экологическим проблемам, с недостаточным финансированием и устаревшей нормативно-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2006 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2007. 178 с.
2. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2007 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2008. 201 с
правовой базой. Процедура принятия управленческих решений относительно повышенных концентраций в атмосферном воздухе от источников выбросов очень дорога, а в некоторых случаях и невозможна. Сложившееся положение в Красноярском крае указывает на важность и срочность проведения таких работ. Основополагающие способы реализации системы управления качеством атмосферного воздуха законодательно заявлены, однако организационный механизм управления, а также обеспечивающее его нормативно-методическое обеспечение разработаны не в полном объёме, что серьёзно сдерживает реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В настоящее время наблюдения за содержанием примесей в промышленных центрах Красноярского края ведутся на постах контроля загрязнения атмосферного воздуха. Имеющегося количества автоматизированных стационарных и передвижных постов наблюдения недостаточно. Получаемые результаты выполненных измерений в локальных точках не дают полной картины загрязнения всей территории, так как представляют собой значения концентраций отдельных компонентов состава воздуха при ограниченном числе наблюдений. В этой связи наиболее показательным является дальнейшее выявление нарушения установленных санитарно-гигиенических нормативов, а также расчёт опасных концентраций загрязняющих веществ с точки зрения их воздействия на проживающее население с учётом климатических особенностей местности. Кроме того, необходим переход на более экологичные виды топлива и современные технологии очистки отходящих газов.
REFERENCES
1. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Krasnoyarskom krae v 2006 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk,
2007. 178 s.
2. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Krasnoyarskom krae v 2007 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk,
2008. 201 s.
3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2008 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2009. 201 с.
4. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2009 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2010. 191 с.
5. О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2009 год: Государственный доклад / Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Красноярск, 2010. 237 с.
6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2010 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2011. 191 с.
7. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2011 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2012. -243 с.
8. О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2011 год: Государственный доклад / Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Красноярск, 2012. 42 с.
9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2012 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2013. 274 с.
10. О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2012 год: Государственный доклад / Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Красноярск, 2013. 314 с.
11. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2013 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2014. 299 с.
12. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2014 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2014. 306 с.
13. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2015 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2015. 319 с.
14. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2016 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защи-
3. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Krasnoyarskom krae v 2008 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk,
2009. 201 s.
4. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Krasnoyarskom krae v 2009 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk,
2010. 191 s.
5. O sostoyanii i ohrane okruzhayushchej sredy v Krasnoyarskom krae za 2009 god: Gosudarstvennyj doklad / Ministerstvo prirodnyh resursov i ekologii Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk, 2010. 237 s.
6. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Krasnoyarskom krae v 2010 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk,
2011. 191 s.
7. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Krasnoyarskom krae v 2011 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu, 2012. 243 s.
8. O sostoyanii i ohrane okruzhayushchej sredy v Krasnoyarskom krae za 2011 god: Gosudarstvennyj doklad / Ministerstvo prirodnyh resursov i ekologii Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk, 2012. 42 s.
9. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 2012 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 2013. 274 s.
10. O sostoyanii i ohrane okruzhayushchej sredy v Krasnoyarskom krae za 2012 god: Gosudarstvennyj doklad / Ministerstvo prirodnyh resursov i ekologii Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk, 2013. 314 s.
11. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 2013 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 2014. 299 s.
12. O sostoyanii sanitarno-epidemiologi-cheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 2014 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 2014. 306 s.
13. O sostoyanii sanitarno-epide-miologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 2015 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 2015. 319 s.
14. O sostoyanii sanitarno-epidemiologi-cheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 2016 godu: Gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere
ты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2017. 307 с.
15. О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2016 году: Государственный доклад. Красноярск, 2017. 315 с.
16. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2017 году: Государственный доклад / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2018. 323 с.
17. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2018 году: Государственный доклад. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Красноярск, 2019. 325 с.
Новикова Светлана Александровна —
старший преподаватель кафедры гидрологии и природопользования Иркутского государственного университета, novikovasveta41@mail.ru.
zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 2017. 307 s.
15. O sostoyanii i ohrane okruzhayushchej sredy v Krasnoyarskom krae v 2016 godu: Gosudarstvennyj doklad. Krasnoyarsk, 2017. 315 s.
16. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 2017 godu: Gosudarstvennyj doklad. Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 201S. 323 s.
17. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Krasnoyarskom krae v 201S godu: Gosudarstvennyj doklad. Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Krasnoyarskomu krayu. Krasnoyarsk, 2019. 325 s.
Novikova Svetlana Aleksandrovna — Senior Lecturer of Hydrology and Nature Management Department at Irkutsk State University; noviko-vasveta41@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 30.05.2019 г.
Только цифры
О доходах ниже прожиточного минимума
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода, по данным Росстата, в 1992 г. составила 49,3 млн чел. (33,5 % от общей численности населения); в 2002 г. — 35,6 млн чел. (24,6 %); в 2018 г. — 18,9 млн чел. (12,9 %).
Предварительный подсчёт распределения численности населения по размерам соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума в целом по России за 2018 год дал следующие результаты:
Субъект В процентах к общей численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Центральный федеральный округ 19,4
г. Москва 4,8
Северо-Западный федеральный округ 8,3
г. Санкт-Петербург 2,1
Южный федеральный округ 11,8
Северо-Кавказский федеральный округ 9,2
Приволжский федеральный округ 20,5
Уральский федеральный округ 8,3
Сибирский федеральный округ 17,9
Дальневосточный федеральный округ 4,8
Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#