References
eration." Moscow; 2008. (in Russian)
Shafigullina Z.R. Preparations of iodine in the prevention and treatment of iodine deficiency diseases. Abalible at: http://www.evrika.ru/show/599 (date accessed 7/10/2014). (in Russian)
State Report "On sanitary and epidemiological situation in the Republic of Mordovia in 2010." Saransk, 2011. (in Russian) Cultural landscape of the city of Saransk. Abalible at: http: //mnogolik-mor-dovia.mrsu.ru/w_50_33_3___htm (Accessed Oktober, 2014). (in Russian)
Поступила 16.02.2014 Received 16.02.2014
1. Shiryaev L.V., Zielinska D.I. Endocrine pathology and its implications in childhood. Children's Hospital. 2011; 3: 52. (in Russin)
2. Malkoch A.V., Karmanov M.E., Konyukhova M.B., Bel'mer S.V. Thyroid and iodine deficiency. Children's Hospital. 2008; 3: 4. (in Russian)
3. Encyclopedia of Mordovia. Abalible at: http://www.mordovia.info/wiki/ Почвы (accessed 01 October, 2014). (in Russian)
4. Guidelines MR 2.3.1.2432-08 "Norms of physiological needs for energy and nutrients for different groups of the population of the Russian Fed-
O ЯКОВЕНКО О. Н., КРАВЧЕНКО Н. А, 2015 УДК 614.72:656.13]-074
Яковенко О.Н., Кравченко Н.А.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г. ИРКУТСКА ВЫБРОСАМИ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ (Применение расчетной методики)
ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, г. Иркутск
В статье представлены результаты расчетов количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в двух округах Иркутска. Выявлено, что при изменении структуры и интенсивности автотранспортных потоков на магистралях города меняются состав и количество выбросов загрязняющих веществ, тропных к дыхательной системе организма человека. Это имеет важное значение, поскольку в Иркутске уровень заболеваемости и смертности от болезней органов дыхания выше, чем в среднем по России.
Ключевые слова: автомобильный транспорт; болезни органов дыхания; выбросы; поллютанты. Для цитирования: Гигина и санитария. 2015; 94 (1): 64-68
Yakovenko O.N., Kravchenko N.A. AMBIENT AIR POLLUTION IN THE CITY OF IRKUTSK BY EMISSIONS FROM MOBILE SOURCES (THE USE OF THE COMPUTATIONAL METHOD)
Irkutsk State Medical University, 664003, Irkutsk, Russian Federation.
In the article there are presented the results of calculations of a number of emissions of pollutants from motor vehicles in two districts of the city of Irkutsk. It was revealed that with the change in the structure and intensity of road traffic flows on highways of the city, there is altered the composition and quantity of pollutant emissions, tropic to the respiratory system of the human body. That is of great importance, because in the city of Irkutsk the rate of morbidity and mortality from respiratory diseases is higher than in average in Russia
Key words: road transport; respiratory diseases; emissions; pollutants. Citation: Gigiena I Sanitariya. 2015; 94 (1): 64-68 (In Russ.)
Проблема загрязнения воздуха химическими пол-лютантами усугубляется ростом доли выбросов от автотранспорта, что обусловлено значительным увеличением регионального автопарка [1]. На начало 2012 г. парк автомобилей РФ составил около 43 млн единиц, увеличившись на 5,4% за год, парк легковых автомобилей - более 36 млн, показав наибольшую динамику роста, парк грузовых автомобилей - 5,5 млн, парк автобусов составил 903 тыс. Здесь отмечены наименьшая динамика роста и очевидное старение. Техническое состояние, срок эксплуатации автомобиля и марка топлива влияют на количество и степень токсичности загрязняющих атмосферный воздух веществ [2]. За последние десятилетия увеличилась доля загрязняющих веществ, вносимых автомобилем в атмосферу с 13 до 60%. В выхлопных газах автомобилей содержится около 200 соединений, большая часть из них токсична [3]. По данным исследователей, в Санкт-Петербурге и Воронеже 90% от общего выброса всех источников загрязняющих веществ в городскую атмосферу составляет выброс от автотранспортных средств [2, 3]. В среднем по РФ доля выбросов в атмосферу транспортными средствами загрязняющих веществ равна 7,9%, в городах Иркутск, Ангарск, Братск она достигает 15-60%. Отрицательно на экологической ситуации Иркутской области сказывается не только быстрый рост автопарка, но и тот факт, что здесь,
Для корреспонденции: Кравченко Наталья Александровна, [email protected].
For correspondence: Kravchenko N. A., [email protected].
как и в России в целом, велика доля автотранспорта, эксплуатирующегося более 10 лет [2, 4].
Автотранспорт создает в городах обширные и устойчивые зоны, в пределах которых в несколько раз превышаются гигиенические нормативы загрязнения воздуха [1, 5], перераспределение и разбавление атмосферного воздуха происходит в зависимости не только от количества отработавших газов (ОГ), но и от их состава. Температура атмосферного воздуха, диапазон солнечного излучения, нагрев поверхностей (дорожное покрытие, стены домов), тип застройки, планировка зданий и сооружений также играют большую роль в рассеивании выбросов [6]. Длительный контакт со средой, загрязненной газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма - иммунодефицит. Кроме того, выхлопные газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний [7]. Оксид углерода (доля в ОГ составляет 10% для бензиновых двигателей и 5% для дизельных) и монооксид азота уже в очень низких концентрациях взаимодействуют с гемоглобином крови, снижая ее способность переносить кислород; диоксид азота (0,8% для бензиновых двигателей и 0,5% для дизельных) раздражает слизистые оболочки глаз, носа, разрушает легкие человека; углеводороды (0,3% для бензиновых двигателей и 0,5% для дизельных) по характеру воздействия на организм человека подразделяются на раздражающие и канцерогенные; твердые частицы (сажа; 0,04% для бензиновых двигателей и 1,1% для дизельных) являются переносчиками канцерогенных веществ [3].
Следует отметить, что Иркутская обл. является крупным центром теплоэнергетики, угольной, химической и нефтехимической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности РФ. По объему выбросов стационарными источниками загрязняющих веществ Иркутская обл. занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе (1-е место занимает Красноярский край, 2-е - Кемеровская область) [4]. В семи промышленных городах области, что составляет 39% всех обследованных населенных пунктов, уровень загрязнения атмосферного воздуха по индексу загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий: в городах Братск, Зима, Иркутск - очень высокий уровень загрязнения воздушного бассейна, в городах Саянск, Усолье-Сибир-ское, Черемхово, Шелехов - высокий [8]. Основными твердыми загрязняющими веществами являются золы углей и дров, сажа, пыль неорганическая и древесная, пыль удобрений и др., основными газообразными и жидкими поллютантами — сернистый ангидрид, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды и другие летучие органические соединения [4]. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и населенных пунктов, расположенных на территории Иркутской обл., в 2012 г. от стационарных источников составили всего 582,973 тыс. т., в том числе: твердых веществ 125 тыс. т, газообразных и жидких 595 тыс. т, диоксида серы 255 тыс. т, оксида углерода 181 тыс. т, оксидов азота 116 тыс. т, углеводородов 6 тыс. т, фтористых газообразных соединений 1918 т, дихлорэтана 2650 т, сажи 5642 т, метана 4365 т, пыли неорганической, содержащей двуокись кремния 2873 т. Было уловлено и обезврежено 81,9% загрязняющих веществ от общего количества отходящих от стационарных источников. В Иркутске выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составили 65,8 тыс. т, тогда как выбросы от автотранспорта - 96,9 тыс. т, таким образом, на их долю пришлось 59,6% суммарного выброса [8].
Необходимо отметить рост заболеваемости и смертности от болезней органов дыхания за последние 5 лет в крупных городах Иркутской обл. Средний темп прироста заболеваемости злокачественными новообразованиями трахеи, бронхов, легких составил 2,24%, увеличившись с 39,9 на 100 000 человек в 2007 г. до 44,7 на 100 000 человек в 2011 г.; средний темп прироста заболеваемости болезнями органов дыхания составил 1,6%, показатель вырос с 39653,3 до 41165,5 на 100 000 человек. Смертность от злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких выросла с 35,9 до 38,3 на 100 000 человек, при этом средний за 5 лет темп прироста равен 3%. Уровень смертности от болезней органов дыхания также остается высоким, увеличившись с 70,5 случаев на 100 000 человек в 2007 г. до 78,2 на 100 000 человек в 2011 г., средний темп прироста составил 0,42%. Внебольничная пневмония является ведущей нозологической формой, по которой регистрируется рост заболеваемости и смертности. Средний за 5 лет темп прироста заболеваемости составил 1,1%, смертности - 3,3% [9]. В 2012 г. в Иркутске было зарегистрировано 4006 случаев внебольничной пневмонии, из них 807 - в Октябрьском округе, 693 - в Ленинском.
Таким образом, на территории Иркутска формируется неблагоприятная обстановка по состоянию дыхательной системы населения, что, вероятно, в значительной степени обусловлено влиянием выбросов автотранспорта. В связи с этим были выбраны две точки наблюдения
Таблица 1
Средние концентрации (в мг/м3) веществ в воздухе (с 2003 по 2011 г.)
Примесь ПДК с.с. Октябрьский округ Ленинский округ
Взвешенные вещества 0,15 0,15 0,14
Диоксид азота 0,04 0,06 0,05
Диоксид серы 0,05 0,01 0,01
Железо 0,04 0,001 0,002
Марганец 0,001 0,00003 0,00005
Медь 0,002 0,00004 0,00002
Никель 0,001 0,00001 0,00001
Свинец 0,0003 0,00001 0,00001
Хром 0,0015 0,00001 0,00001
Цинк 0,05 0,0002 0,0002
Формальдегид 0,003 0,014
Озон 0,03 0,01
Оксид углерода 3,0 1,9
(Октябрьский округ с преимущественно жилой застройкой, в котором источником загрязнения атмосферного воздуха является только автотранспорт, и Ленинский округ, в котором источником загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия и автотранспорт), различающиеся по содержанию примесей, зафиксированных на постах гидрометеослужбы (табл. 1). При выборе точек наблюдения учитывалось, что в Ленинском округе концентрации выше, чем в Октябрьском, по таким ингредиентам, как железо (на 50%), марганец (на 40%), свинец (на 29,2%) и хром (на 26%). Кроме того, здесь зафиксированы формальдегид в концентрации выше ПДКс.с. в 4,6 раза и диоксид азота - 1,3 ПДКс.с.. На посту в Октябрьском округе выше, чем в Ленинском, примеси меди (на 50%) и цинка (на 16,5%), а также в воздухе присутствуют диоксид азота -1,5 пДКс.с., озон и оксид углерода [5].
Цель исследования - дать оценку выбросов автотранспорта в приземный слой атмосферного воздуха Иркутска в «проблемных» районах в зависимости от количества транспортных средств и структуры транспортных потоков.
Материалы и методы
Изучена структура и интенсивность автотранспортных потоков на основных магистралях в Октябрьском и Ленинском округах г. Иркутска в теплый сезон года, в утренний час пик. В Октябрьском округе пролегает самая протяженная и самая широкая улица города - Байкальская, которая является одной из главных транспортных артерий города. Ленинский округ удален от центра на 10 км, считается промышленно развитым (одно из самых крупных и значимых предприятий - Иркутский авиационный завод, а также ОАО «Мясокомбинат «Иркутский» и ОАО «Иркутская маслосырбаза»). На выбранных участках улично-дорожной сети провели учет проходящих автотранспортных средств с подразделением на следующие группы: легковые, из них отдельно легковые дизельные, автомобили (ЛД), грузовые карбюраторные грузоподъемностью менее 3 т (ГК < 3), грузовые карбюраторные грузоподъемностью более 3 т (ГК > 3), автобусы карбюраторные (АК), грузовые дизельные
Таблица 2
Выбросы (в г/с) автотранспорта в районе регулируемого перекрестка по ул. Партизанская (Октябрьский округ)
Группы автомобилей СО N0, СН Сажа ^02 Формальдегид Соединения свинца Бенз(а)пирен
Легковые 4,9898 0,1068 0,3738 0,0164 0,03267 0,00148 0,00608 2,764-10"6
ГК < 3 т 0,5062 0,00602 0,0803 - 0,00160 0,00012 0,00037 0,321-10"6
ГД 0,1374 0,39042 0,0144 0,0033 0,00361 0,000723 - 0,303-10"6
ГГБ 0,1379 0,00192 0,0055 - 0,00021 0,000008 - 0,077-10"6
Всего... 5,7713 0,5052 0,474 0,0199 0,0381 0,00233 0,0065 3,465-10"6
(ГД), автобусы дизельные (АД), грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе (ГГБ). Исследование проводилось в районе регулируемого перекрестка улиц Партизанская и Трилиссера в Октябрьском округе и улиц Мира и Муравьева в Ленинском округе. Проведены расчеты выбросов автотранспорта согласно «Методике определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов», утвержденной приказом № 66 от 16.02.1999 Госкомэкологии России. Учет проходящих транспортных средств на выбранных участках улично-дорожной сети проводили в течение 20 мин каждого часа синхронно раздельно по каждому направлению движения 5 раз на каждой магистрали. Для расчетов значения пробего-вых выбросов взяли длину пробега до перекрестка 300 м, скорость движения автомобилей до перекрестка 10 км/ч, после перекрестка 30 км/ч, коэффициент, учитывающий изменения количества выбрасываемых вредных веществ в зависимости от скорости движения, принят согласно методике [1, 2].
Результаты и обсуждение
Интенсивность транспортного потока в Октябрьском округе (п = 651) в 1,7 раза выше таковой в Ленинском (п = 386). В исследуемых округах структура движущегося автотранспортного потока в целом идентична: основную часть составили легковые автомобили - 92,5% в Октябрьском округе (п = 602) и 81,8% - в Ленинском (п = 316). Далее по количеству автотранспортных средств в Ленинском округе преобладает группа ГД (п = 44), они составили 11,6%, что в 2,6 раза больше, чем в Октябрьском округе (п = 17), где на них пришлось 2,6% из числа всех автомобилей. На 3-м месте в структуре автотранспортного потока Ленинского округа группа ГК < 3 (3,6%, п = 14), при этом она занимает 2-е место по числу автотранспорта в Октябрьском округе и составляет 3,2% (п = 21).
В приземный слой атмосферного воздуха с ОГ автомобилей поступают такие вредные вещества, как оксид
углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, диоксид серы, формальдегид, соединения свинца, бенз(а)пирен. В Октябрьском округе в районе улиц Партизанская и Трилиссера основным источником выброса являются легковые автомобили, с которыми в приземный слой попадают: оксид углерода 4,9898 из 5,7713 г/с (86,5%), углеводороды 0,3738 из 0,4740 г/с (78,9%), сажа 0,0164 из 0,0199 г/с (83%), диоксид серы 0,0326 из 0,0381 г/с (85,8%), формальдегид 0,00148 из 0,00233 г/с (63,5%), соединения свинца 0,0060 из 0,0065 г/с (94,2%), бенз(а) пирен 2,765-10"6 из 3,465-10"6 г/с (79,8%) - по улице Партизанской (табл. 2).
Аналогичная картина представлена и по улице Три-лиссера (табл. 3), где легковые автомобили являются источником оксида углерода 3,662 из 4,4582 г/с (82,1%), углеводородов 0,2787 из 0,3874 г/с (71,9%), сажи 0,0118 из 0,01479 г/с (79,8%), диоксида серы 0,0238 из 0,0311 г/с (76,5%), формальдегида 0,01097 из 0,01185 г/с (92,5%), соединений свинца 0,0045 из 0,0048 г/с (93,6%), бенз(а) пирена 2,067-10"6 из 2,616-10"6 г/с (79%).
Исключение составляют оксиды азота, основным источником выброса которых по ул. Партизанской явились ГД 0,03904 из 0,5052 г/с (77,3%), на долю легковых пришлось только 21,1%.
В Ленинском округе в районе регулируемого перекрестка улиц Мира и Муравьёва, помимо легковых, источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ явились АК и ГД. Вдоль ул. Мира (табл. 4) АК послужили источником 35,4% углеводородов и 43,3% диоксида серы, при этом выбросы легковых автомобилей составили 45,4 и 36,8% соответственно. ГД явились основным источником следующих веществ: оксиды азота 0,0285 из 0,0611 г/сек (46,8%) и формальдегид 0,000529 из 0,001274 г/с (41,5%). Практически равный вклад в общий объем выброса по саже внесли легковые автомобили и АК- соответственно 56,4 и 43,6%. Главным источником выбросов так же, как и в Октябрьском округе, по оксиду углерода 1,2719 из 2,0501 г/с (62%), соединениям свинца 0,00158 из 0,00192 г/с (82,2%) и бенз(а)
Таблица 3
Выбросы (г/сек) автотранспорта в районе регулируемого перекрестка - по ул. Трилиссера (Октябрьский округ)
Группы автомобилей СО N0, СН Сажа ^02 Формальдегид Соединения свинца Бенз(а)пирен
Легковые 3,662 0,0786 0,2787 0,0118 0,0238 0,010971 0,00454 2,067-10"6
ГБ < 3 т 0,2024 0,0024 0,032 - 0,00064 0,000048 0,00015 0,128-10"6
ГБ > 3 т 0,1971 0,0021 0,0316 - 0,00299 0,0000642 0,00008 0,047-10"6
АК 0,1712 0,0017 0,0282 - 0,00032 0,000128 0,00008 0,048-10"6
ГД 0,1221 0,0346 0,0128 0,0029 0,00321 0,000642 - 0,269-10"6
ГГБ 0,1034 0,0014 0,0041 - 0,00016 0,0000064 - 0,057-10"6
Всего... 4,4582 0,1209 0,3874 0,0147 0,03112 0,0118596 0,00486 2,61610-6
Таблица 4
Выбросы (в г/с) автотранспорта в районе регулируемого перекрестка по ул. Мира (Ленинский округ)
Группы автомобилей CO NOx CH Сажа SO2 Формальдегид Соединения свинца Бенз(а)пирен
Легковые 1,2719 0,0253 0,0955 0,0032 0,0072 0,0003613 0,00158 0,72-10-6
ГК < 3 т 0,1778 0,0021 0,0282 - 0,00056 0,0000423 0,00013 0,11210-6
АК 0,4545 0,0045 0,0745 - 0,00846 0,0003387 0,00021 0,127-10-6
ГД 0,1005 0,0285 0,0105 0,0024 0,00264 0,0005293 - 0,222-10-6
ГГБ 0,0454 0,0006 0,0018 - 0,0007 0,0000028 - 0,025-10-6
Всего... 2,0501 0,0611 0,2105 0,0057 0,01956 0,0012744 0,00192 1,206-10-6
Таблица 5
Выбросы (в г/с) автотранспорта в районе регулируемого перекрестка по ул. Муравьева (Ленинский округ)
Группы автомобилей CO NOx CH Сажа SO2 Формальдегид Соединения свинца Бенз(а)пирен
Легковые 1,8787 0,0341 0,1388 0,00326 0,00906 0,000501 0,00234 1,066 10-6
ГК < 3 т 0,1259 0,0014 0,0199 - 0,00039 0,000029 0,00009 0,079-10-6
ГД 0,3229 0,0917 0,0339 0,00793 0,00849 0,001699 - 0,713-10-6
АД 0,2046 0,0046 0,0027 0,00059 0,00059 0,000133 - 0,004-10-6
Всего... 2,5321 0,132 0,1953 0,0118 0,0185 0,002362 0,00243 1,862 10-6
пирену 0,72Т0"6 из 1,206Т0"6 г/с (59,7%) явились легковые автомобили.
В направлении движения по ул. Муравьёва (табл. 5) АК не встречались, были зафиксированы только легковые автомобили и ГД. Легковые автомобили послужили основным источником оксида углерода (74,2%), углеводородов (71%) и соединений свинца (96,2%).
ГД внесли наибольший вклад в общий объем выброса оксидов азота (69,6%), сажи (67,3%) и формальдегида (71,9%). Примерно равную долю выбросов внесли эти 2 вида автотранспортных средств по диоксиду серы (48,9% и 45,8%) и бенз(а)пирену (57,2 и 38,3% соответственно).
Для снижения аэрогенной нагрузки на население Иркутска необходимо изменить схему движения автотранспорта в жилых районах на однополосную, а также ввести ограничение движения большегрузных автотранспортных средств, используя удаленные объездные магистрали. Кроме того, улучшить экологическую обстановку в городе возможно при использовании других видов моторного топлива.
Заключение
В современном городе, при увеличении транспортного потока возникают зоны с повышенной концентрацией загрязняющих веществ. Изменения в структуре автотранспортных средств играют значимую роль в характере выбросов. Легковые автомобили являются основным источником общего загрязнения атмосферного воздуха, при увеличении их количества в 2 раза уровень выброса оксида углерода становится выше в 1,5 раза, углеводородов и соединений свинца - в 1,1 раза, сажи - на 6%. При росте числа грузовых дизельных автомобилей в 2,5 раза пропорционально увеличивается поступление загрязняющих веществ в приземный слой атмосферного воздуха в 1,3 раза оксида азота, в 1,8 раза формальдегида и на 3,4% диоксида серы. Таким образом, выявленные изменения качественного и количественного состава выбросов в приземный слой атмосферного
воздуха, можно регулировать, изменяя интенсивность и структуру транспортных потоков на «проблемных» участках улично-дорожной сети, что может значительно улучшить состояние атмосферного воздуха в конкретных районах города.
Литер атур а
1. Прядко А.Л., Бобкова Т.Е. Санитарно-гигиенические требования к размещению легковых автомобилей в условиях мегаполиса. Гигиена и санитария. 2009; 6: 28-31.
2. Дмитриев А.Л., Милютина Е.О. Влияние автотранспорта на экологическое состояние городской среды Санкт-Петербурга. Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2012; 26: 190-6.
3. Стуканов В.А., Козлов А.Т., Томилов А.А., Татаринов В.В., Пожидаева М.В. Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды крупного промышленного города. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия, биология, фармация. 2012; 1: 168-75.
4. Балданова Л.П., Чупров С.В. Влияние качества атмосферного воздуха на состояние здоровья населения в Иркутской области. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013; 1(87): 161-7.
5. Авалиани С.Л., Новиков С.М., Шашина Т.А., Скворцова Н.С., Кислицин В.А., Мишина А.Л. Проблемы гармонизации нормативов атмосферных загрязнений и пути их решения. Гигиена и санитария. 2012; 5: 75-8.
6. Васильева О.С., Гусаков А.А. Влияние задымления атмосферного воздуха в период аномальной жары на показатели заболеваемости и смертности по причине острых и хронических болезней дыхательной системы. Пульмонология. 2011; 4: 38-43.
7. Рахманин Ю.А. Актуализация проблем экологии человека и гигиены окружающей среды и пути их решения. Гигиена и санитария. 2012; 5: 4-8.
8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2012 году». Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАМН; 2013.
9. Кравченко Н.А., Яковенко О.Н. Роль заболеваний дыхательной системы в причинах смертности населения Иркутской области. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2012; 5-1(87): 95-6.
References
1. Pryadko A.L., Bobkova T.E. Sanitary requirements for the placement of cars in a megapolis. Gigiena i sanitariya. 2009; 6: 2831. (in Russian)
2. Dmitriev A.L., Milyutina E.O. Impact of vehicles on the ecological state of the urban environment of St. Petersburg. Uchenye za-piski Rossiyskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta. 2012; 26: 190-6. (in Russian)
3. Stukanov V.A., Kozlov A.T., Tomilov A.A., Tatarinov V.V., Pozhidaeva M.V. Impact of vehicles on the environment of a large industrial city. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Khimiya, biologiya, farmatsiya. 2012; 1: 168-75. (in Russian)
4. Baldanova L.P., Chuprov S.V. Effect of air quality on health status in the Irkutsk region. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennoy ekonomocheskoy akademii. 2013; 1: 161-7. (in Russian)
5. Avaliani S.L., Novikov S.M., Shashina T.A., Skvortsova N.S.,
Гигиена труда
Kislitsin V.A., Mishina A.L. Problems of harmonization of standards of air pollution and ways to solve them. Gigiena i sanitariya. 2012; 5: 75-8. (in Russian)
6. Vasil'eva O.S., Gusakov A.A. Effect of smoke in the air during the heatwave on morbidity and mortality due to acute and chronic diseases of the respiratory system. Pul'monologiya. 2011; 4: 38-43. (in Russian)
7. Rakhmanin Yu.A. Mainstreaming Human Ecology and Environmental Hygiene and solutions. Gigiena i sanitariya. 2012; 5: 4-8. (in Russian)
8. State Report "On the state and Environmental Protection of the Irkutsk region in 2012". Irkutsk: Izdatel'stvo Instituta geografii im. V.B. Sochavy SO RAMN; 2013. (in Russian)
9. Kravchenko N.A., Yakovenko O.N. Role of respiratory diseases in the causes of mortality of the Irkutsk region. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra SO RAMN. 2012; 5-1(87): 95-6. (in Russian)
Поступила 05.03.14 Received 05.03.14
© СЮРИН С.А., 2015 УДК 613.62:669.711(470.1.2)
Сюрин С.А.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Научно-исследовательская лаборатория ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 184250, Россия, Мурманская область, г. Кировск
Несмотря на постоянно проводимое совершенствование технологических процессов, условия труда в алюминиевой промышленности создают повышенный риск развития производственно обусловленных и профессиональных заболеваний. Обследование 1172работников алюминиевых предприятий Европейского Севера России показало, что в структуре нарушений их здоровья наибольшее значение имеет патология костно-мышечной системы дистрофически-дегенеративного характера (29,8%), а наиболее часто диагностируемым заболеванием является деформирующий остеоартроз (8,6%). Повышают риск развития болезней опорно-двигательного аппарата условия труда в профессиях анодчик и электролизник (ОР = 1,20; ДИ 1,07-1,34), а также воздействие отходов алюминиевого производства, загрязняющих внешнюю среду (ОР = 1,62; ДИ 1,44-1,82). В структуре профессиональной патологии наибольшее значение имеют заболевания дыхательной (39,6%) и костно-мышечной (38,5%) систем. Сделаны выводы о необходимости оптимизации условий труда в алюминиевой промышленности, восстановления состояния внешней среды и совершенствования медицинских методов профилактики нарушений здоровья у данного контингента работников.
Ключевые слова: состояние здоровья; работники алюминиевой промышленности; Север России. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 68-72
Syurin S.A. HEALTH STATE OF ALUMINUM INDUSTRY WORKERS IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA
Northwest Public Health Research Center of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights and Human Welfare, 184250, Kirovsk, Murmansk region, Russian Federation.
Despite the constant performed improvement of technological processes, working conditions in the aluminum industry compose an increased risk of work-stipulated and occupational diseases. An examination of 1172 workers from aluminum facilities of European North of Russia showed that in the structure of their health state disorders and the pathology of the musculoskeletal system of dystrophic-degenerative character (29.8%) have the particular importance and the most commonly diagnosed disease is deforming osteoarthritis (8.6%). Conditions of the work in the professions "anode worker" and "electrolysis worker" (OR = 1.20; CI: 1,07-1,34), as well as the impact of aluminum production waste and the polluting the environment (OR = 1.62; CI 1,44-1,82) increase the risk of diseases of the musculoskeletal system. In the structure of occupational pathology diseases of the respiratory (39.6%) and musculoskeletal (38.5%) systems are of the most importance. There were made conclusions about the necessity of the optimization of working conditions in the aluminum industry, restoration of the state of the environment and the improvement of the medical methods of the prevention of health disorders in this contingent of workers.
Key words: health state; aluminum industry workers; North of Russia. Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 68-72 (In Russ.)