Научная статья на тему 'ЗАГАДКА СОРОК ЧЕТВЕРТОГО: АНДРОИД В РУКОПИСЯХ МАРКА ТВЕНА'

ЗАГАДКА СОРОК ЧЕТВЕРТОГО: АНДРОИД В РУКОПИСЯХ МАРКА ТВЕНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАРК ТВЕН / НИКОЛА ТЕСЛА / ОГЮСТ ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАН / АДАМ МИЦКЕВИЧ / ТОМАС ЭДИСОН / ЯН ЩЕПАНИК / ТЕОДОР ЛЕЩИТИЦКИЙ / ЭДИСОНИАДА / ГЕМАТРИЯ / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ / АНДРОИД / ИНОПЛАНЕТЯНИН / МЕССИЯ / СОРОК ЧЕТВЕРТЫЙ / ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ / НОВАЯ ЕВА / ЗАРУБЕЖНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косарева Анна Александровна

Статья посвящена анализу одного из самых загадочных образов американской литературы XIX - XX вв. - Сорок Четвертого из двух рукописей Марка Твена (“Schoolhouse Hill”, 1898; “No. 44. The Mysterious Stranger”, 19021908) с целью определения его генезиса. Актуальность исследования обусловлена фактической нерешенностью вопросов, относящихся к истории создания персонажа: на протяжении последних пятидесяти лет исследователи творчества М. Твена пытались выяснить, почему в качестве имени для своего протагониста писатель выбрал номер (№ 44 серия 864, 962) и какой была функция этого номера. Особое внимание уделяется роли окружения Марка Твена в создании истории о Сорок Четвертом: его дружбе с Н. Теслой, Я. Щепаником и Т. Лещитицким. Автор статьи поддерживает гипотезу американского литературоведа Луиса Дж. Бадда о возможном влиянии Адама Мицкевича (поэмы «Дзяды») на М. Твена и выдвигает свою - о влиянии на писателя работ Николы Теслы, Огюста Вилье де Лиль-Адана (его романа «Новая Ева») и научных фантастов 1890-х, создававших приключенческие романы о Томасе Эдисоне («эдисониады»), андроидах, путешествиях во времени и инопланетянах. Марк Твен, так и не решившийся опубликовать свои рукописи о Сорок Четвертом по этическим соображениям, в свете новой гипотезы становится первопроходцем в научной фантастике, предложившим принципиально новый сюжет об инопланетянине - не враждебно настроенном, а желающим дружить с землянами и помогать им. Кроме того, Марк Твен - первый, кто написал именно об андроиде с другой планеты. Новизна исследования видится в том, что впервые предлагается комплексный подход к решению «загадки Сорок Четвертого» с опорой как на факты биографии писателя, так и на широкий историко-культурный контекст его эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIDDLE OF NUMBER FORTY-FOUR: THE ANDROID IN MARK TWAIN’S MANUSCRIPTS

The article deals with the analysis of one of the most mysterious images in American literature of the 19th and 20th centuries, that is Number Forty-four from two manuscripts by Mark Twain (“Schoolhouse Hill”, 1898; “No. 44. The Mysterious Stranger”, 1902-1908). The purpose of the article is to determine the genesis of Forty-Four. The relevance of the study is determined by the unresolved issues related to the history of the character’s creation: over the past fifty years, researchers of Mark Twain’s works have tried to find out why the writer chose a number as a name for his protagonist (No. 44 series 864, 962) and what the function of this number was. Particular attention is paid to the role of Mark Twain’s personal contacts in creating the story of Forty-four: his friendships with N. Tesla, J. Szczepanik, and T. Leschetizky. The author of the article supports American literary critic Louis J. Budd’s hypothesis of the possible influence of Adam Mickiewicz (the poem “Dziady”) on M. Twain and puts forward his own hypothesis about the influence of the works of Nikola Tesla, Matthias Villiers de L’Isle-Adam (his novel “New Eve”) and science fiction writers of the 1890s, who created adventure novels about Thomas Edison (“edisonades”), androids, time travel and aliens. Though Mark Twain did not dare to publish his manuscripts about Forty-four for ethical reasons, he became a pioneer in science fiction in the light of this new hypothesis. Twain proposed a fundamentally new story about an alien - not a hostile one, but the one who wants to be friends with the citizens of the Earth and help them. In addition, Mark Twain is the first to write about an android from another planet. The novelty of the research is seen in the fact that for the first time a comprehensive approach to solving the “riddle of Number Forty-four” is proposed: it is based on both the facts from Twain’s biography and the wide historical and cultural contexts of his era.

Текст научной работы на тему «ЗАГАДКА СОРОК ЧЕТВЕРТОГО: АНДРОИД В РУКОПИСЯХ МАРКА ТВЕНА»



А.А. Косарева (Рамат-Ган, Израиль)

ЗАГАДКА СОРОК ЧЕТВЕРТОГО: АНДРОИД В РУКОПИСЯХ

МАРКА ТВЕНА

Аннотация. Статья посвящена анализу одного из самых загадочных образов американской литературы XIX - XX вв. - Сорок Четвертого из двух рукописей Марка Твена ("Schoolhouse Hill", 1898; "No. 44. The Mysterious Stranger", 19021908) с целью определения его генезиса. Актуальность исследования обусловлена фактической нерешенностью вопросов, относящихся к истории создания персонажа: на протяжении последних пятидесяти лет исследователи творчества М. Твена пытались выяснить, почему в качестве имени для своего протагониста писатель выбрал номер (№ 44 серия 864, 962) и какой была функция этого номера. Особое внимание уделяется роли окружения Марка Твена в создании истории о Сорок Четвертом: его дружбе с Н. Теслой, Я. Щепаником и Т. Лещитицким. Автор статьи поддерживает гипотезу американского литературоведа Луиса Дж. Бадда о возможном влиянии Адама Мицкевича (поэмы «Дзяды») на М. Твена и выдвигает свою - о влиянии на писателя работ Николы Теслы, Огюста Вилье де Лиль-Адана (его романа «Новая Ева») и научных фантастов 1890-х, создававших приключенческие романы о Томасе Эдисоне («эдисониады»), андроидах, путешествиях во времени и инопланетянах. Марк Твен, так и не решившийся опубликовать свои рукописи о Сорок Четвертом по этическим соображениям, в свете новой гипотезы становится первопроходцем в научной фантастике, предложившим принципиально новый сюжет об инопланетянине - не враждебно настроенном, а желающим дружить с землянами и помогать им. Кроме того, Марк Твен - первый, кто написал именно об андроиде с другой планеты. Новизна исследования видится в том, что впервые предлагается комплексный подход к решению «загадки Сорок Четвертого» с опорой как на факты биографии писателя, так и на широкий историко-культурный контекст его эпохи.

Ключевые слова: американская литература; Марк Твен; Никола Тесла; Огюст Вилье де Лиль-Адан; Адам Мицкевич; Томас Эдисон; Ян Щепаник; Теодор Ле-щитицкий; эдисониада; гематрия; научная фантастика; путешествия во времени; андроид; инопланетянин; мессия; Сорок Четвертый; Таинственный Незнакомец; Новая Ева; зарубежное литературоведение.

A.A. Kosareva (Ramat-Gan, Israel)

The Riddle of Number Forty-Four: The Android in Mark Twain's Manuscripts

Abstract. The article deals with the analysis of one of the most mysterious images in American literature of the 19th and 20th centuries, that is Number Forty-four from

two manuscripts by Mark Twain ("Schoolhouse Hill", 1898; "No. 44. The Mysterious Stranger", 1902-1908). The purpose of the article is to determine the genesis of Forty-Four. The relevance of the study is determined by the unresolved issues related to the history of the character's creation: over the past fifty years, researchers of Mark Twain's works have tried to find out why the writer chose a number as a name for his protagonist (No. 44 series 864, 962) and what the function of this number was. Particular attention is paid to the role of Mark Twain's personal contacts in creating the story of Forty-four: his friendships with N. Tesla, J. Szczepanik, and T. Leschetizky. The author of the article supports American literary critic Louis J. Budd's hypothesis of the possible influence of Adam Mickiewicz (the poem "Dziady") on M. Twain and puts forward his own hypothesis about the influence of the works of Nikola Tesla, Matthias Villiers de L'lsle-Adam (his novel "New Eve") and science fiction writers of the 1890s, who created adventure novels about Thomas Edison ("edisonades"), androids, time travel and aliens. Though Mark Twain did not dare to publish his manuscripts about Forty-four for ethical reasons, he became a pioneer in science fiction in the light of this new hypothesis. Twain proposed a fundamentally new story about an alien - not a hostile one, but the one who wants to be friends with the citizens of the Earth and help them. In addition, Mark Twain is the first to write about an android from another planet. The novelty of the research is seen in the fact that for the first time a comprehensive approach to solving the "riddle of Number Forty-four" is proposed: it is based on both the facts from Twain's biography and the wide historical and cultural contexts of his era.

Key words: American Literature; Mark Twain; Nikola Tesla; Matthias Villiers de L'Isle-Adam; Mickiewicz; Edison; Szczepanik; Leschetizky; edisonade; gematria; science fiction; time travel; android; alien; messiah; Forty-Four; Mysterious Stranger; New Eve; foreign literary studies.

В 1916 г. Альберт Пейн, распорядитель литературного наследия Марка Твена, и Фредерик Дунека, редактор, опубликовали повесть «The Mysterious Stranger. A Romance» - одно из последних творений писателя, ранее не издававшееся. Критики и читатели разочарованно вздохнули: сюжет и композиция книги оставляли желать лучшего и явно свидетельствовали о том, что на закате своей карьеры Твен стал «сдавать». Никто и не подозревал, что изданное произведение - фальсификация и представляет собой не что иное, как компиляцию трех разных рукописей, над которыми писатель работал в общей сложности одиннадцать лет (1897-1908 гг.) с вкраплениями фрагментов, написанных Ф. Дунекой [Messent, Budd 2015, 537]. Полвека мир пребывал в неведении, и только в 1967 г. началась работа исследователей по восстановлению оригинальных текстов. Серьезный вклад в обнаружение истины внесли Джон С. Таки, Уильям Гибсон и Шолом Кан - литературоведы, благодаря которым у нас появилась возможность приблизиться не только к пониманию замысла истории о Сорок Четвертом, но и дополнить свое представление о мировоззрении Твена на рубеже XIX - XX вв. [Horn 1996, 108].

Первая рукопись Твена называлась «Хроника молодого Сатаны» ("The Chronicle of Young Satan", 1897-1900), действие разворачивалось

в Австрии XVIII в. Главный герой, племянник Сатаны, носивший среди людей имя Филипп Траум, выступал с жесткой критикой человечества и подвергал сомнению необходимость его существования. Вторая рукопись, «Школьная горка» ("Schoolhouse Hill", 1898), переносила читателя в детство Марка Твена, городок Ганнибал. Том Сойер, Гек Финн, Сид Сойер и их одноклассники в этом незаконченном рассказе встречали необыкновенного мальчика, который на вопрос о том, как его зовут, отвечал сначала на французском, а затем на английском: "Quarante Quatre, sir. Forty-four" [Twain 1989, 241] («Карант катр, сэр. Сорок Четвертый» - здесь и далее перевод наш. А.К.). Этот таинственный персонаж обладал дивной красотой, недюжинной физической силой, невероятными интеллектуальными способностями и утверждал, что вырос "partly in heaven, partly in hell" [Twain 1989, 266] («частично в раю, частично в аду»). Сам он Сатаной не являлся - «I am not a devil» [Twain 1989, 269] («я не дьявол») - но сообщал, что Сатана - его отец. Третья рукопись называлась «Номер Сорок Четвертый. Таинственный незнакомец» ("No. 44. The Mysterious Stranger", 1902-1908), и в ней речь снова шла о средневековой Австрии (правда, уже XV в.), но на этот раз в роли протагониста выступал не племянник и не сын Сатаны, а «Сорок Четвертый, Новая Серия 864, 962» - исследователь космоса и путешественник во времени, способный читать мысли, гипнотизировать людей и животных и облекать в плоть и кровь фантазии мыслящих существ.

Литературоведов, работавших с черновиками Твена (набросками, которые писатель не закончил и не решился публиковать), на протяжении последних пятидесяти лет мучил вопрос о том, почему номер заменял главному герою имя. Согласно версии Генри Нэша Смита (эту гипотезу литературовед выдвинул в 1958 г.), таинственный незнакомец Твена был назван Сорок Четвертым в честь бывших одноклассников писателя - двух еврейских мальчиков по фамилии «Левины». Поскольку мальчики были близнецами, то их прозвали «дважды Левины», «twice 'leven» (игра слов: «дважды Левины» звучит как «дважды одиннадцать»). Таким образом, близнецы Левины буквально являли собой число «двадцать два». По мнению Смита, Сорок Четвертый - это близнецы Левины, умноженные на два, ведь Сорок Четвертый чувствует себя таким же непонятым и непринятым среди обычных людей, как еврейские дети в американской школе [Horn 1996, C. 156]. Еще одну догадку высказал в 1969 г. Уильям Гибсон: он допустил, что «Сорок Четвертый» - это всего лишь математическая шутка, и писатель просто умножил свой псевдоним, «Твен», на двадцать два [Horn 1996, 156]. В 1978 г. Шолом Дж. Кан предположил, что имя «Сорок Четвертый» не подлежит однозначному толкованию, т.к. призвано вызывать целый ряд религиозных ассоциаций. Кан полагал, что Твен просто умножил священное в Ветхом и Новом Заветах число «двадцать два» - возможно, в шутку [Horn 1996, 157]. В 1982 г. Джон Таки, ссылаясь на интерес Твена к экстрасенсорике и мистике, связал имя «Сорок Четвертого» с особым значением числа «четыре» в парапсихологии и психоанализе [Horn

1996, 115]. В 1989 г. литературовед Луис Дж. Бадд опубликовал статью о возможном влиянии поэмы «Дзяды» Адама Мицкевича на Твена. Эту гипотезу мы подробнее рассмотрим ниже. В 2006 г. Филипп Эшли Фэннинг, написавший биографию Ориона Клеменса (брата Марка Твена), с уверенностью утверждал в одной из своих статей, что Сорок Четвертый - это, собственно, Орион Клеменс, старший брат, которого Твен никогда до конца не понимал. По мысли Фэннинга, герой Твена получил имя «Сорок Четвертый» из-за событий 1844 г., когда его брат Орион безуспешно пытался перевоспитать членов семьи Блэнкеншип [Csicsila, Rohman 2009, 236]. В 2008 г. Диана Кертис предположила, что Сорок Четвертый был назван в честь пистолета сорок четвертого калибра, созданного в XIX в. В интерпретации Кертис, Сорок Четвертый замышлялся Твеном как герой, чьи невероятные способности - мощное оружие. Такое, как пистолет сорок четвертого калибра [Csicsila, Rohman 2009, 241]. Несмотря на присущую всем вышеперечисленным гипотезам оригинальность, ни одна из них не давала ответа на вопрос, почему необходимость обозначить протагониста именно номером была для автора столь насущной, и почему в своих записных книжках Марк Твен перебирал варианты «имен» для таинственного незнакомца: 45, 404, 94, 44. Не проясняют существующие версии и появления в имени главного героя серии (Номер 44 Новая Серия 864, 962). Загадка «Сорок Четвертого» так и осталась некой «вещью-в-себе», чем-то априори непознаваемым и необъяснимым.

Цель данной статьи - выдвинуть гипотезу, раскрывающую смысл созданной Твеном головоломки, и обосновать ее с опорой на факты биографии Твена и историко-культурный контекст его эпохи.

Гипотезу, которую нам предстоит аргументировать, можно сформулировать в пяти тезисах:

1) идею такого персонажа, как Сорок Четвертый, Марк Твен почерпнул из трех источников: статей своего друга, инженера-изобретателя Николы Теслы, патриотической поэмы Адама Мицкевича «Дзяды» (1832) и научной фантастики своего времени, достигшей в 1890-х гг. расцвета [Roberts 2016, 124];

2) Марк Твен наделил Сорок Четвертого чертами Николы Теслы;

3) верна гипотеза Луиса Дж. Бадда о том, что Твен, замышлявший Сорок Четвертого как мессию Нового Времени, так же, как и Мицкевич, обратился к гематрии - методу каббалистической нумерологии;

4) Сорок Четвертый был задуман Твеном не просто как инопланетянин, но как инопланетный андроид (сам термин «андроид» появился в 1886 г. вскоре после публикации романа Огюста Вилье де Лиль-Адана «Ева будущего» (1884)) [Voskuhl 2013, 211]);

5) Марк Твен - первый в истории мировой научной фантастики писатель, сделавший главным героем своих произведений инопланетного андроида.

Марк Твен и Тесла были друзьями, взаимно уважали и, несомненно, влияли друг на друга [Cheney 1999, 47]. В своих автобиографических за-

метках Тесла рассказывал, что увлекательные книги Твена в буквальном смысле спасли его в период, когда, измученный болезнями и считавший свое состояние безнадежным, он готовился к худшему: «Это были ранние произведения Марка Твена, и, возможно, им я обязан вскоре последовавшим чудесным выздоровлением. Спустя двадцать пять лет, когда я познакомился с господином Клеменсом и между нами возникла дружба, я рассказал ему о том случае и изумился, увидев, что этот великий мастер смеха залился слезами» [Тесла 2019, 40].

В июне 1900 г. Никола Тесла опубликовал в ежемесячном иллюстрированном журнале "The Century" свою статью «Проблема увеличения энергии человечества». В этот статье изобретатель размышлял о том, какие факторы тормозят развитие человечества (основными он считал невежество и глупость), и предлагал пути решения существующих проблем. Он внес ряд рекомендаций по повышению уровня гигиены, улучшению экологии, борьбе с голодом и нищетой и прекращению войн. Войны, по мнению Теслы, представляли собой худшее из зол, и остановить их можно было лишь в том случае, если вместо людей в них начали бы принимать участие машины, мыслящие автоматы.

Идея создания мыслящего автомата, по признанию Теслы, пришла к нему в тот момент, когда он, наблюдая свои мысли, эмоции и реакции, пришел к выводу, что сам является автоматом: «я доказал, и к полному своему удовлетворению продолжаю доказывать, что являюсь автоматом, наделенным способностью совершать действия, который просто отвечает на внешние раздражители, воздействующие на мои органы чувств, и мыслит, ведет себя и двигается соответственно» [Тесла 2019, 122].

По логике Теслы, если сам человек - автомат, то он может воспроизвести себя, свое сознание и способности, в неодушевленном устройстве:

«Обладая такими знаниями, я, и это естественно, уже давно задумал создать автоматическое устройство, которое стало бы моим олицетворением и реагировало бы на внешние воздействия так, как делаю это я, пусть и более примитивным образом. <...> Это устройство, как я имел основание считать, станет совершать действия подобно живому существу, поскольку будет иметь все те же основные механические характеристики и такие же составные части. <.> Будет ли автоматическое устройство состоять из плоти и костей или из дерева и стали, не столь важно, при условии, что оно может исполнять все необходимые обязанности подобно мыслящему существу. Чтобы быть таковым, автомат должен иметь компонент, соответствующий сознанию, который контролировал бы все действия автомата, понуждал бы его действовать со знанием дела, разумно, рассудительно и умело в любых непредвиденных обстоятельствах, которые могут возникнуть. И именно этот элемент устройства я мог без труда поместить в него, придав ему свойства моего видения мира» [Тесла 2019, 122-123].

Приведенная цитата вызывает в памяти библейский акт творения: Творец по своему образу и подобию создал человека, а Тесла мечтал создать

по своему образу и подобию сверхсовершенную машину.

В XXI в. робот-андроид, вершина искусственного интеллекта - это не только существующее научное достижение, но и часть массовой культуры, персонаж научно-фантастических романов, рассказов и фильмов. В 1900 г. возможность создания чего-то подобного представлялась людям совершенно невероятной, хотя фантасты того времени (Жюль Верн, Герберт Уэллс, Огюст Вилье де Лиль-Адан) описывали и сложные машины, и путешествия во времени, и войну с инопланетянами.

Тем не менее, Тесла свято верил в реализуемость задуманного проекта и воочию представлял себе технологию будущего, которая положила бы конец всем войнам на планете: «Я намерен показать, что, как бы нереально это ни казалось, возможно создать автомат, который будет иметь "собственное сознание", и... будет способен независимо от какого бы то ни было оператора, предоставленный самому себе, производить множество разнообразных действий и операций, как если бы имел разум. Он сможет следовать проложенным курсом или повиноваться приказам, отданным задолго до времени их исполнения; он будет способен видеть различие между тем, что делать необходимо, а что нет, и приобретать опыт, или, говоря иначе, записывать впечатления, которые определенно повлияют на его последующие действия» [Тесла 2019, С. 125].

В 1898 г. (в год работы Твена над «Школьной горкой») Никола Тесла частично воплотил свой замысел: разработал и продемонстрировал небольшое радиоуправляемое судно. Наверняка, если бы он имел возможность наблюдать современные самообучающиеся образчики искусственного интеллекта, то с гордостью убедился бы в собственной правоте. Однако для нас особый интерес представляет сходство Сорок Четвертого из «Школьной горки» с описанным Теслой мыслящим автоматом.

О том, что перед нами андроид, а не живой человек, свидетельствуют несколько моментов: 1) Сорок Четвертый никогда не испытывает чувства голода и не нуждается в еде; 2) герой обладает способностью, подобно диктофону (Марк Твен, кстати, был одним из первых, кто приобрел это устройство), запоминать и со стопроцентной точностью воспроизводить все услышанные им разговоры, полностью копируя чужие голоса и интонации; 3) для того чтобы освоить какую-либо дисциплину Сорок Четвертому нужно лишь пролистать ряд посвященных ей книг: его сознание буквально сканирует и стремительно обрабатывает любую поступающую к нему информацию; 4) его именем является номер (в третьей рукописи Твена к нему прибавится серия - «Номер 44 Новая серия 864, 962»); 5) он путешествует в космосе, изучая планеты, которые находятся друг от друга на расстоянии миллионов световых лет; 6) он способен видеть в темноте и сквозь снежную бурю; 7) он никогда не испытывает страха.

Можно ли объяснить все эти особенности тем, что Сорок Четвертый во второй рукописи - сын Сатаны? И да, и нет. Библейский Сатана и Сатана Твена - персонажи диаметрально противоположные. Классический Сатана - падший ангел, завистливый, исполненный гордыни и злобы, меч-

тающий отомстить Творцу и погубить человечество. Библейский Сатана пресыщен знанием, и путешествовать во времени и пространстве ему нет нужды. Сатана Твена, напротив, совестлив, порядочен и способен к раскаянию. Сорок Четвертый рассказывает своему другу-землянину, что его «отец» (Сатана) страдал и раскаивался в грехопадении Адама и Евы. «Отец» стал искусителем по ошибке: сам вкусил от Древа Познания, и тем самым подтолкнул к аналогичному поступку других ангелов, Адама и Еву. Вместе со своими «детьми» (по всей видимости, подобными Сорок Четвертому «андроидами») «отец»-Сатана с любопытством изучает космос, и его жажде знаний нет предела.

С точки зрения христианской Церкви любой инопланетный разум (а Сорок Четвертый - посланец инопланетной цивилизации) - порождение сатанинское, лишенное души, ибо, по мнению святых отцов, все живое, что создал Бог, уже пребывает на планете Земля. Остальное (жители других галактик, похожие на человека или отличные от него) - промысел Лукавого. Таким образом, можно допустить, что Сатана из «Школьной горки» называет себя таковым не потому, что действительно им является, а потому что знает: таким видят его через призму религии земляне.

Вернемся к личности Н. Теслы. В своей книге «Мои изобретения» ученый рассказывал, что всегда обладал феноменальной памятью («знал наизусть целые книги слово в слово» [Тесла 2019, 48], а также умел и любил спасать людей от стихийных бедствий. В детстве, благодаря острому слуху, Тесла спасал соседей от пожаров [Тесла 2019, 46]; в юности, путешествуя на корабле, «сидел на корме, выжидая, не представится ли... возможность спасти кого-нибудь от гибели в волнах, при этом совершенно не думая об опасности» [Тесла 2019, 55]. По характеру Тесла был человеком добрым и справедливым, и не все ли эти качества - удивительную память, доброту, справедливость, умение и желание спасать людей - мы обнаруживаем в образе Сорок Четвертого? Герой поражает своей памятью учителя и одноклассников, спасает во время снежного бурана человека и противостоит злу, воплощенному в рассказе в лице школьного задиры-садиста. Кроме того, нетрудно заметить перекличку в размышлениях Теслы и Сорок Четвертого о роде человеческом. Сорок Четвертый говорит: «I must first study this race. Its poisoned condition and prominent disposition to do evil differentiate it radically from any men whom I have known before» [Twain 1989, 273] («Сначала мне нужно изучить вашу цивилизацию. Развращенность и явная склонность творить зло радикально отличают вас от всех людей, которых я знал раньше»). А вот слова Теслы из статьи «Проблема увеличения энергии человечества»: «Все эти орудия войны для управления ими требуют участия человека; люди являются неотъемлемой частью механизма. Их целью являются убийство и разрушение. Их энергия проявляется в способности творить зло» [Тесла 2019, 120]. Следует отметить, что в рукописи "No. 44. The Mysterious Stranger" доброта Сорок Четвёртого не носит всеобъемлющего характера: он проявляет сострадание и щедрость к положительным персонажам, но может быть довольно жестким

со злодеями. В этой избирательности ясно слышится голос самого автора: Твен скептически относился ко многим положениям христианской религии и полагал, что поведение, основанное на справедливости, разумнее, чем поведение, в основе которого - слепое следование догмам. Понимание писателем доброты сводилось скорее к конфуцианскому «на зло отвечают по справедливости, а на добро отвечают добром», чем к христианскому «если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую».

Соответственно, можно допустить, что Сорок Четвертый - тот самый автомат, который Тесла мог бы создать («мое олицетворение»), вложив в андроида свое «видение мира». Сорок Четвертый - инопланетный путешественник во времени, а Тесла - человек, опередивший свое время. Само обращение Твена к контексту «андроид и великий изобретатель» не было исключительно новаторским. Писатель не мог не знать, что Томас Эдисон (изобретатель, бизнесмен, бывший работодатель и извечный недоброжелатель Н. Теслы) прославился настолько, что превратился в мифическую фигуру, легенду своего времени, которая стала фигурировать в литературных произведениях. Например, Томас Эдисон - главный герой романов «Ева будущего» (1884) и «Эдисон покоряет Марс» (1898) Гарретта П. Сервисса.

«Эдисон покоряет Марс» (1898) - история о том, как Эдисон разработал военное оружие и антигравитационное устройство, необходимое для того чтобы добраться до Марса, где жили враждебные человечеству инопланетяне. Угрозу удалось нейтрализовать: часть марсиан убита с помощью эдисоновского оружия, а часть колонизирована. В литературе рубежа XIX-XX вв. даже появился термин «эдисониада» для обозначения нового тренда - приключенческих романов с участием Эдисона [Roberts 2016, 122]. В романе «Ева будущего» (1884) Огюста Вилье де Лиль-Адана Эдисон выступает в роли своего рода Пигмалиона. Друг Эдисона, лорд Эвард, доведен до отчаяния своей любовью к очень красивой, но глупой и поверхностной Алисии Клари, и принимает решение покончить жизнь самоубийством. Эдисон принимает друга в своем нью-йоркском особняке и обещает ему помочь, создав копию мисс Клари: андроида, равного Али-сии по красоте, но превосходящего ее по интеллектуальному и духовному развитию. Андроид, созданный Эдисоном, получает имя «Гадали». Гадали запрограммирована на полное подчинение и подстраивается под любые желания своего «хозяина». Кроме того, она абсолютно верна своему владельцу и готова убить любого постороннего мужчину за попытку флирта. Эвард безумно влюбляется в робота, тут же оставляет мысли о самоубийстве и вместе с новоиспеченной невестой отправляется в круиз. Во время кораблекрушения Гадали оказывается уничтожена, и безутешный Эвард горько оплакивает ее «гибель» [Roberts 2016, 122].

Возможно, Марк Твен, наслышанный о вышеупомянутых романах или даже читавший их, со свойственным ему чувством юмора задумал создать литературное произведение, которое в противовес всем «эдисониадам» и эдисоновским андроидам предъявило бы миру андроид, похожий на Теслу. У Эдисона андроид - девушка, у Твена - юноша. В конце концов, вклад,

который Тесла внес в развитие науки, был ничуть не меньше, чем вклад Эдисона.

Но почему инопланетного андроида зовут именно Сорок Четвертый?

В 1989 г. Луис Дж. Бадд выдвинул гипотезу о возможном влиянии Адама Мицкевича на Твена. В 1897 г. Твен познакомился с известным польским музыкантом и композитором Теодором Лещитицким (тот учил музыке его старшую дочь) [Horn 1996, 156]. Бадд предположил, что, общаясь с польским композитором, Твен узнал о патриотической поэме Мицкевича «Дзяды» (1832). От себя добавим, что помимо Лещитицкого Марк Твен пересекался в 1898 г. и с другим выдающимся поляком - прославленным польским изобретателем Яном Щепаником (1872-1926), которому посвятил две статьи. Таким образом, о поэме «Дзяды» Твен мог с одинаковым успехом узнать как от Лещитицкого, так и от Щепаника. В «Дзядах» Адам Мицкевич предрекал приход мессии - героической личности, которая возродит Польшу. Мессию звали Сорок Четвертый. О причинах выбора такого имени для мессии Мицкевич говорил туманно: одному знакомому он признался, что под мессией подразумевал самого себя, другому сказал, что число «сорок четыре» было своего рода видением, мистическим озарением, объяснения которому он найти не мог. Луис Дж. Бадд предположил, что Мицкевич, выбирая имя для своего мессии, обратился к гематрии - кабалистической практике толкования текстов посредством перевода чисел в буквы и наоборот. По всей видимости, поэт допустил ошибку в своих нумерологических расчетах, потому как гематрия имени Адам - это число 45, а не 44 [Horn 1996, 156].

Число «сорок четыре» с подачи Мицкевича стало ассоциироваться у его читателей с мессианством. Твен, находившийся под впечатлением от образности польского поэта, взял себе эту ассоциацию на заметку: в своем блокноте он указал, что в перспективе Сорок Четвертый должен был создать на Земле собственную Церковь и бороться с лицемерием человечества. Диалоги и речи Сорок Четвертого Твен планировал опубликовать в приложении к основному тексту повести [Rasmussen 2007, 455]. Сорок Четвертый должен был стать новым мессией.

Версия Луиса Дж. Бадда убедительна не только сама по себе, но и в свете нашего предположения о том, что Сорок Четвертый - инопланетный андроид, наделенный чертами великого изобретателя Теслы. Задача автомата Теслы - положить конец войнам. Такова и цель Мессии, Сорок Четвертого, ведь, в понимании иудеев, предназначение мессии - положить конец войнам и восстановить Храм.

Сорок Четвертый из второй рукописи - владелец целого сонма «маленьких демонят»: существ, летающих на металлических пластинах и подозрительно напоминающих роботов. Функция каждого такого дьяволенка - выполнение поручений Сорок Четвертого: от добычи еды, напитков и книг до разгребания снега и уборки помещения. Эти демонята - такие же образчики самообучающегося интеллекта, как и сам мальчик-андроид. Принеся школьному учителю, приютившему его, в дар одного из сво-

их дьяволят, Сорок Четвертый говорит: «There. Use him night and day. He knows what he is here for. He requires no lights; take them, and go to bed; leave him to study his books. In five minutes he will be able to talk broken English in case you want him. He will read twelve or fifteen of your books in an hour and learn shorthand besides; then he will be a capable secretary. He will be visible or invisible according to your orders. Give him a name - he has one already, and so have I, but you would not be able to pronounce either of them» [Twain 1989, 274] («Вот он. Используйте его днем и ночью. Он знает, для чего он здесь. Ему не нужен свет, поэтому забирайте свечи и ложитесь спать; пусть он изучает свои книжки. Через пять минут он сможет говорить на ломаном английском на случай, если понадобится вам. За час он прочтет двенадцать или пятнадцать ваших книг и, кроме того, освоит стенографию. Он будет толковым секретарем. Он может быть и видимым, и невидимым - все будет зависеть от ваших приказов. Дайте ему имя. У него уже есть одно, как и у меня, но вы не сможете произнести ни одного из них»).

Последняя фраза Сорок Четвертого - указание на то, что и его хозяин-инопланетянин (кем бы он ни был) дал ему когда-то имя, и это имя жителю Земли трудно выговорить. Это обстоятельство - еще один аргумент в пользу нашей гипотезы: Сорок Четвертый замышлялся Твеном как инопланетный андроид, у которого есть хозяин. Хозяин снабдил андроида маленькими роботами-помощниками и отправил на Землю в качестве нового мессии-просветителя.

У Сорок Четвертого из третьей рукописи появляется серия (Новая Серия 864, 962), и здесь Твен усиливает линию, которую начал еще в романе «Янки при дворе короля Артура» - путешествия во времени. Сорок Четвертый приносит своему другу Августу, живущему в XV в., еду, напитки, музыку и сувениры из XVIII, XIX и XX вв., рассуждает об устройстве Вселенной, космосе, других планетах, мирах, времени и пространстве. Этот образ становится все более мощным и мистическим, вплоть до того, что Сорок Четвертый начинает творить чудеса: превращать людей в животных, материализовывать и читать мысли, поворачивать время вспять. Можно сказать, что в этом варианте истории Сорок Четвертого Твен входит в пограничную зону между научной фантастикой своего времени (в 1895 г. Герберт Уэллс опубликовал «Машину времени», в 1897-м - «Войну миров») и фэнтези, жанром, получившим развитие только в XX в.

Почему Твен так и не опубликовал при жизни ни одну из своих рукописей? Он мог бы стать первопроходцем в научной фантастике, предложив принципиально новый сюжет об инопланетянине - не враждебном настроенном (как у Герберта Уэллса в «Войне миров» и Роберта Уильяма Коула в «Битве за империю»), а желающим дружить с землянами и помогать им. Кроме того, он стал бы первым, кто написал об инопланетном биороботе, сверхсовершенном андроиде. Фантастическая литература его времени располагала к развитию подобных тем и мотивов. Единственная догадка, которую здесь можно высказать, - страх Твена перед осуждением общественности, которая на рубеже XIX-XX вв. еще не утратила своей

истовой религиозности. Мессия в виде инопланетного андроида вполне мог оскорбить чувства верующих и вызвать негативный общественный резонанс, которого, по всей видимости, Твену хотелось избежать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тесла Н. Статьи. Самара: Агни, 2019. 579 с.

2. Cheney M., Uth R. Tesla, Master of Lightning. New York: Barnes & Noble Publishing, 1999. 184 p.

3. Csicsila J., Rohman C. Centenary Reflections on Mark Twain's No. 44, the Mysterious Stranger. Columbia; London: University of Missouri Press, 2009. 304 p.

4. Horn J.G. Mark Twain and William James: Crafting a Free Self. Columbia: University of Missouri Press, 1996. 189 p.

5. Messent P., Budd L.J. A Companion to Mark Twain. Chichester: John Wiley & Sons, 2015. 592 p.

6. Rasmussen R. Kent. Critical Companion to Mark Twain: A Literary Reference to His Life and Work. S.l.: Infobase Publishing, 2007. 1159 p.

7. Roberts A. The History of Science Fiction. London: Palgrave Macmillan, 2016. 524 p.

8. Twain M. Schoolhouse Hill; Huck Finn and Tom Sawyer among the Indians and Other Unfinished Stories. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1989. 375 p.

9. Voskuhl A. Androids in the Enlightenment: Mechanics, Artisans, and Cultures of the Self. Chicago; London: University of Chicago Press, 2013. 296 p.

REFERENCES (Monographs)

1. Cheney M., Uth R. Tesla, Master of Lightning. New York, Barnes & Noble Publishing, 1999. 184 p. (In English).

2. Csicsila J., Rohman C. Centenary Reflections on Mark Twain's No. 44, the Mysterious Stranger. Columbia, London, University of Missouri Press, 2009. 304 p. (In English).

3. Horn J.G. Mark Twain and William James: Crafting a Free Self. Columbia, University of Missouri Press, 1996. 189 p. (In English).

4. Messent P., Budd L.J. A Companion to Mark Twain. Chichester, John Wiley & Sons, 2015. 592 p. (In English).

5. Rasmussen R. Kent. Critical Companion to Mark Twain: A Literary Reference to His Life and Work. S.l., Infobase Publishing, 2007. 1159 p. (In English).

6. Roberts A. The History of Science Fiction. London, Palgrave Macmillan, 2016. 524 p. (In English).

7. Voskuhl A. Androids in the Enlightenment: Mechanics, Artisans, and Cultures of the Self Chicago, London, University of Chicago Press, 2013. 296 p. (In English).

Косарева Анна Александровна, Университет Бар-Илана. Кандидат филологических наук, докторант. Научные интересы: зарубежная литература XIX в., зарубежная литература XX в., эстетика комедии дель арте, религиозная символика в зарубежной литературе XIX-XX вв. E-mail: elinalurye@gmail.com ORCID: 0000-0002-9712-9251 ResearcherlD: M-6987-2017

Anna A. Kosareva, Bar-Ilan University.

Candidate of Philology, doctoral student. Research interests: foreign literature of the 19th and 20th centuries, esthetics of commedia dell'arte, religious symbolism in foreign literature of the 19th - 20th centuries. E-mail: elinalurye@gmail.com ORCID: 0000-0002-9712-9251 ResearcherlD: M-6987-2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.