Научная статья на тему 'Загадка Сихема: библейско-археологический экскурс'

Загадка Сихема: библейско-археологический экскурс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
531
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИХЕМ / ГОРА ГЕВАЛ / ТЕЛЬ БАЛАТА / ЖЕРТВЕННИК / ХРАМ / МОИСЕЙ / ИИСУС НАВИН / ПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК / ЗАВЕТ / ПАТРИАРХИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимофеев Александр

В докладе освещается вопрос формирования родо-племенного центра Израильского народа в Сихеме. Реконструкция сложного процесса вторжения и расселения в свете современных археологических данных позволяет обосновать традиционную точку зрения на время событий книги Иисуса Навина. Пересмотр и передатировка времени существования храма бронзового века в Сихеме проливают свет на существование «башни Сихемской» в период судей и драматическую историю Авимелеха. Находка израильского жертвенника на горе Гевал подтверждает историчность повествования книги Иисуса Навина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mystery of Shechem: Biblical and Archaeological Excursus

The Mystery of Shechem: Biblical and Archaeological Excursus The report deals with the formation of the Israeli people’s tribal center at Shechem. Reconstructing the complex process of invasion and settlement in light of recent archaeological data enables to justify the traditional view on the time of the events in the Book of Joshua. Revising and redating the Bronze Age temple at Shechem sheds light on the existence of “the tower of Shechem” in the judges’ time and the dramatic story of Abimelech. The finding of the Israeli altar on Mount Ebal confirms the historicity of the narrative in the Book of Joshua.

Текст научной работы на тему «Загадка Сихема: библейско-археологический экскурс»

Библейская археология Ветхого Завета

Священник Александр Тимофеев

ЗАГАДКА СИХЕМА: БИБЛЕЙСКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В докладе освещается вопрос формирования родо-племенного центра Израильского народа в Сихеме. Реконструкция сложного процесса вторжения и расселения в свете современных археологических данных позволяет обосновать традиционную точку зрения на время событий книги Иисуса Навина. Пересмотр и пе-редатировка времени существования храма бронзового века в Сихеме проливают свет на существование «башни Сихемской» в период судей и драматическую историю Авимелеха. Находка израильского жертвенника на горе Гевал подтверждает историчность повествования книги Иисуса Навина.

Ключевые слова: Сихем, гора Гевал, тель Балата, жертвенник, храм, Моисей,

Иисус Навин, поздний бронзовый век, завет, патриархи.

Сихем сыграл важную роль в ранней истории Израиля, роль ответственную и противоречивую, потому как именно на горах Гевал и Гари-зим, между которыми расположен Сихем, были произнесены благословения и проклятия и было повторено заключение Завета с сынами Израилевыми.

Повеление поставить жертвенник было дано пророком Моисеем незадолго перед смертью на Восточном берегу Иордана: «И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих»

Священник Александр Тимофеев — преподаватель и секретарь кафедры библеистики Московской православной духовной академии.

Рис. 1. Тель Балата. Общий вид культового места

(Втор 27:2-4). Там же должны были быть произнесены благословения и проклятия: «сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; а сии должны стать на горе Гевал, чтобы [произносить] проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим» (Втор 27:12-14).

Возникает вполне закономерный вопрос: почему пророк Моисей, никогда не бывавший в Обетованной Земле, выбирает именно эти горы, и откуда он так хорошо знает географию окрестностей Сихема?

Рис. 2. Жертвенник перед храмом бронзового века в Сихеме

Сихем впервые появляется в библейской истории в эпоху патриархов. Авраам во время своих странствований приходит в Сихем: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт 12:6-7). В районе Сихема кочует Иаков, купивший у сынов Еммора, отца Сихемова поле за сто серебряников: ««Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у

сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева» (Быт 33:18-20).

С жителями Сихема у народа Израильского складывались непростые отношения. История Дины и истребления сихемитян ее братьями заставила Иакова перейти в Вефиль (Быт 34-35), но права на землю, купленную им, остаются в памяти его потомков, и востребуются ими при вторжении в Ханаан: ««И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым» (Нав 24:32). Очевидно, что знание не только точного места, но и географии окрестностей сохранялось в памяти поколений потомков Иакова, несмотря на то, что Ефрем и Манас-сия не бывали в Ханаане. Возможно, что слишком памятна была братьям Иосифа история его продажи, которая начиналась в Сихеме. Во всяком случае, память кочевников очень цепко ухватывала географические подробности.

В книге Иисуса Навина (Нав 8:30; 24:1, 25) описывается исполнение повеления пророка Моисея: ««Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные. И написал [Иисус] там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми» (Нав 8:30-32). ««И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме» (Нав 24:25). В дальнейшем Сихем становится центром израильского родо-племенного союза и сохраняет некоторое значение даже до периода монархии, так как именно в нем предпочитает установить первую столицу Иеровоам: ««И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил» (3 Цар 12:25).

Однако нигде в Священном Писании не говорится о военном захвате Сихема, являвшегося крупным ханаанейским городом. Кроме того, остается загадочным вопрос о «башне Сихемской» , ставшей местом гибели для тысячи человек в драматической истории противостояния Ави-мелеха и сихемитян (Суд 9). Остатков мощной башни или еще какого-либо сооружения этого периода, способного вместить тысячу человек не было найдено. Попытаемся проанализировать археологические данные для понимания значения Сихема в библейской истории.

Библейский город Сихем отождествляется с Телль Балата (Balatah), расположенным у подножий гор Гевал и Гаризим в самом центре современного города Наблус, на западном конце большой долины в форме полумесяца. Положение его было определено в византийскую эпоху Евсевием Кесарийским (Onom. 164. 11), также паломником из

1 Stager L.E. The Shechem Temple Where Abimelech Massacred a Thousand // BAR. 2003. 29:04 (July/Aug). Electronic version: Logos Software.

Рис. 4. Предложенная Дж.Э. Райтом реконструкция эволюции храмового

4

комплекса

Бордо, кроме того, оно понятно по карте Мадабы и другим источникам2. Современный Наблус ведет свое начало от Неаполиса, города построенного Веспасианом недалеко от старого телля3.

Сихем был предметом трех крупных проектов раскопок в течение XX в. Во-первых, следует указать экспедицию австро-германской команды под управлением главным образом Э. Зеллина, которая продолжалась с 1913 по 1934 гг. За этим последовал период раскопок с 1956 по 1973 г.

— археологическая экспедиция «Дрю-Маккормик» (Drew-McCormick Archaeological Expedition), названная так в честь двух ведущих институтов: Университета Дрю и Духовной семинарии МакКормик. Этот американский проект возглавляли совместно Дж.Э. Райт и Б.В. Андерсон.

Всего трудами американских и австро-германских археологов было выявлено двадцать четыре различных слоя, начиная от энеолита до

2Shechem // The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Ed. A. Negev. 3rd Ed. New York: Prentice Hall Press, 1996. P. 343.

3Ibidem.

4Stager L.E. The Shechem Temple... Ibidem.

позднего эллинистического периодов, то есть, начиная с четвертого тысячелетия до I в. до Р.Х. И, наконец, последняя американская экспедиция под руководством ученика Дж.Э. Райта Лоуренса Стейджера (Lawrence E. Stager) работала в 90-х гг. XX столетия5.

В период бронзового века, то есть в эпоху патриархов и завоевания Палестины, Сихем, безусловно, являлся столичным городом, окруженным крепостными стенами. Первым наиболее интересным для нас объектом является большой храм, впервые найденный Зеллином (рис. 1: общий вид культового места).

Американские археологи считали храм действующим только в период средней бронзы IIC (то есть около 1650-1550 г. до Р.Х.), что слишком рано, чтобы быть связанным каким-либо образом с библейской историей, действие которой разворачивается в период Иисуса Навина (не ранее XIV в.) и Судей (около 1200-1000 до Р.Х.).

Фундамент храма-крепости имеет размеры 26,3 м х 21 м, а его стены

— толщину 5,1 м. Размеры и толщина стен позволяют считать его наиболее значительным из хананейских храмов средней и поздней бронзы. Стены из кирпича располагались на каменном фундаменте с кирпичным надстройки. Вход в храм фланкировали две массивные башни, большой главный зал разделен на три пространства двумя рядами колонн (рис. 4: реконструкция Дж.Э. Райта). Во дворе храме были найдены три вертикальных камня (маццебот) и алтарь (рис. 2), отождествленный Райтом с жертвенником Баал-бериту (сравн. Суд 9:4)6.

Экспедиция Дж. Райта сочла массивный храм не существовавшим во время описываемых в Священном Писании событий. На роль постройки времен судей и истории с воцарением Авимелеха (то есть башни Си-хемской) предлагалась постройка, названная «Храмом 2» (рис. 4).

5lbidem.

6 Wright G.E. Shechem. Oxford: Clarendon Press, 1967. P. 355-370.

.£>*/»• Гі. £ а//ці* V

Рис. 5. Реконструкция храма-крепости бронзового века, сделанная на основании данных экспедиции Л. Стэйджера7

Однако в последнее время, реконструкция Дж. Райта была пересмотрена Л. Стейджером,8 который предположил, что «Храм 2» никогда не существовал. Экспедицией Дж. Райта, вероятно, была допущена ошибка по причине разрушения стратиграфических слоев экспедицией

Э. Зеллина. Дело в том, что австро-германская экспедиция прокопала вокруг фундамента траншею, разорвав прямую связь между стратифицированными слоями и фундаментом. Л. Стейджер считает, что стены, принятые Дж. Райтом и Р. Дж. Буллом за поздний храм, на самом деле относились к храму конца средней бронзы. Стены 5703 и 5704 на самом деле — подпорные конструкции для стен 5903 и 5904 (см. рис. 4) и входят в состав более раннего храма, который продолжал существовать примерно до 1100 г. Мощный храм-крепость построенный в среднеброн-

7Stager L.E. The Shechem Temple... Ibidem.

8Ibidem.

Рис. 6. Общий вид культового места на горе Гевал

зовый век (рис. 5), действительно, мог вместить тысячу человек. Но если прав Л. Стейджер, как объяснить существование этого храма во время Иисуса Навина и отсутствие следов его разрушения?

Возможная отгадка основывается на следующих положениях. Дж.Э. Райт в свое время предположил9, что Сихем не был захвачен насильно, так как в нем продолжала жить часть племени Иакова, не ушедшая с ним во время голода в Египет. По приходе своих родственников они не были завоеваны, как ханаанеи, но добровольно вступили в Завет. При этом, остальные жители Сихема последовали за ними.

Действительно, в книге Иисуса Навина можно найти указание на присоединение новых членов Завета к народу Израилеву: «Весь Израиль, старейшины его и надзиратели [его] и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников [и] левитов, носящих ков-

8Zertal A. An Early Iron Age Cultic Site on Mount Ebal: Excavation Seasons 1982-1987, Preliminary Report. Tel Aviv. 13-14. 1986-87.

9 Wright G.E. Shechem: The Biography of a Biblical City. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd., 1965. Electronic version: Logos Software.

чег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев» (Нав 8:33). Храм же должен был потерять для жителей Сихема религиозное значение (недаром он в дальнейшем упоминается как башня, то есть не культовое строение). Указание на добровольное отречение от заблуждения можно видеть в действиях Иисуса Навина: «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам. И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить. Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить Ему? Они отвечали: свидетели. Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу Богу Израилеву. Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать. И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав 24:20-27). О возможности существования дуба рядом с храмом, по образцу существования рощ посвященных Астарте рядом с хананейскими культовыми местами как об этом говорится в Писании, пишет Л. Стейджер10.

Законным святилищем становится только скиния, а законным жертвенником — тот, который установлен на горе Гевал. К сожалению, мы можем констатировать, что народ не сохранил Завет, вопреки обещанию, и культовое место Сихема нередко становилось соблазном для израильтян и сихемитов.

10Stager L.E. The Shechem Temple... Ibidem.

Рис. 7. Реконструкция жертвенника на горе Гевал

11

Интересно, что повеление поставить жертвенник на горе Гевал встречается именно во Второзаконии (27:1-9), а в книге Иисуса Навина, традиционно относимой критикой к девтерономической традиции12, сказано об исполнении повеления (Нав 8:30-33).

Современные археологические исследования на горе Гевал дали материал, который может быть использован в дискуссии о датировке книги Второзакония, происхождение которой в библейской критике свя-

11Zertal A. An Early Iron Age Cultic Site on Mount Ebal: Excavation Seasons 1982-1987, Preliminary Report. Tel Aviv. 13-14. 1986-87

12То есть отражающей основные идеи богословия кн. Второзакония.

зывалось с реформой Иосии. В 1982-1987 гг. экспедицией под руководством А. Зерталя на горе Гевал был исследован жертвенник, датируемый не позднее сер. XIII в. до Р.Х., то есть началом железного века13 (рис. 6).

В засыпке жертвенника было обнаружено большое количество костей сожженных животных. Рассмотрение костей в лабораториях департамента Еврейского университета зоологии заняло несколько месяцев. Зоолог Л. Кольска-Хорвиц, анализировавшая кости, пришла к интересным выводам. Кроме костей диких кроликов и ежа (представителей местной фауны, умерших на этом месте позднее), были рассмотрены 942 фрагмента костей, представляющих останки 50-100 особей. Они были отнесены к четырем видам животных: козы, овцы, крупного рогатого скота и лани. Рассмотрение пола и возраста животных показали, что все они могут быть диагностированы как молодые особи мужского пола, возрастом около одного года. Это поразительным образом коррелирует с законами жертвоприношения книги Левит: «объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока» (Лев 1:2, 3). Большая часть костей носит следы сожжения на костре, так как конечности были сокращены вблизи суставов. Это свидетельствует о том, что мясо не было предназначено в пищу, но было сожжено на открытом огне. Высокая степень корреляции с библейскими законами о жертве подтверждает мнение о том, что мы имеем дело с культовым местом и алтарем начала расселения израильтян (рис. 7).

Таким образом, представляется вероятным существование прямой связи между этим объектом и традицией, изложенной во Втор 27 и Нав 8 и повествующей об алтаре, возведенном на горе. Согласно библейскому автору, Сихем и его окрестности были крупным центром возникающего

13Zertal A. An Early Iron Age Cultic Site on Mount Ebal: Excavation Seasons 1982-1987. Preliminary Report. Issue 13-14. Tel Aviv, 1986-87. P. 105-165.

Рис. 8. Скарабей, найденный в алтаре на горе Гевал (слева), предположительно датируемый временем Тутмоса III. Для сравнения справа: картуш Тутмоса III (1479-1425), найденный в Египте14

союза племен израильтянин. Центральный алтарь был воздвигнут на горе Гевал, тогда как закон и постановление были даны людям в Сихеме.

В целом, все согласны с тем, что это событие произошло на горе Гевал. Культовое место на указанной горе удовлетворяет трем критериям, необходимым для идентификации библейского места: хронологическо-

14Иллюстрация из: Joshua’s Altar on Mt. Ebal, Israel // Archaeology: Digging up Bible stories! URL: http://www.bible.ca/archeology/bible-archeology-altar-of-joshua.htm (дата доступа: 10.09.2011).

Рис. 9. Скарабеи, найденные при раскопках жертвенника на горе Гевал: слева — датируется временем Тутмоса III (1479-1425), справа — примерно 1250 г. до Р.Х.15

му (начало расселения израильтян), географическому и характеру места (культовый центр с алтарем всесожжения).

Что касается даты события и даты, когда оно было записано, взгляды разнятся. Возраст жертвенника определяется по двум скарабеям, один которых был найден в засыпке алтаря, другой снаружи (рис. 8) Большое количество керамических сосудов, найденных на раскопках, принадлежат периоду раннего железного века (то есть времени раннеизраильских поселений 1250-1000 гг.) до Р.Х.

Наиболее заметными типами керамики являются здесь пифосы (большие сосуды для хранения), кухонные сосуды для готовки, кратеры, кувшины и тарелки. Очень интересной была находка двух скарабеев. Один был найден в содержимом засыпки алтаря, другой недалеко от самой структуры жертвенника. Первый имеет четырехлепестковый орнамент, на втором Египетское изображение змеи (кобры), имеющее магическую силу (рис. 9а). Аналогичное изображение мы имеем на картуше

15Иллюстрация из: Joshua’s Altar on Mt. Ebal, Israel. Ibidem.

Тутмоса III, великого египетского завоевателя (рис. 9б). На основании похожих находок из Египта, Ханаана и Кипра Б. Брандл (В. Brandl) из Еврейского университета датирует этих скарабеев второй половиной XIII столетия до Р.Х.16 Это — время фараона-завоевателя Раамзеса II. Датировка по керамике также дает время около 1250 г. до Р.Х. С такой же вероятностью, жертвенник может быть датирован более ранним временем, если скарабей действительно времен Тутмоса.

Несмотря на отсутствие аналогичных построек этого времени (высказывалось предложение отождествить объект с «башней Сихемской» (Суд 9:49)17, ряд авторитетных археологов считают этот объект жертвенником раннего железного века18. В засыпке алтаря, как уже было указано, найдено большое количество костей, соответствующих предписаниям закона Моисеева о чистых жертвенных животных мужского пола годовалого возраста (ср. Лев 1:1-3). Учитывая, что в филистимских и хананейских жертвенниках железного века находят большое количество свиных костей, этот жертвенник, судя по всему, — израильский. Т. к. следов позднейшего использования алтаря в течение всего железного века не найдено, трудно допустить возникновение этой традиции в Иерусалиме в конце периода разделенных царств. Кроме того, сомнительно также, чтобы поздний писатель периода Иосии сочинил историю о столь важном событии, как возобновление завета, вне Иерусалима, на территории колена Манассии, если бы он продвигал идею централизации культа в Иерусалиме. На проведение реформ Иосия мог быть вдохновлен постановлениями Второзакония, однако некоторые ученые считают невоз-

16Zertal A. An Early Iron Age Cultic Site... Ibid.

17Kempinski A. Joshua’s Altar — an Iron Age Watchtower // BAR. 1986. 12:01. P. 44-49.

См. также: Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem. 1988;

Dever W.G. How to Tell a Canaanite from an Israelite. 1992.

18Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. 1992. P. 348-350.

можным уверенно отождествить найденную при Иосии «Книгу закона» с Второзаконием или с его частью19.

На протяжении долгого время археологические исследования не соответствовали истории вторжения евреев в Ханаан и расселению израильтян. В большинстве главных мест, упомянутых в истории завоевания, таких как Иерихон, Гай, Арад и другие, нет окончательного согласования слоев гибели этих городов с периодом поздней бронзы, которые соответствовали бы точно и однозначно библейской хронологии. Поэтому, некоторые ученые и предположили, что вся история завоевания — это не более, чем поздняя этиологическая традиция, установленная под влиянием мифологии и фольклора. Последние обширные археологические исследования центральной части нагорной области Палестины, однако, показывают ясно процесс расселения Израильтян как основное движение этой эпохи, начиная с конца бронзового века. Сотни вновь созданных, небольшие населенные пунктов были построены в течение короткого периода во всей холмистой области наделов колен Манассии, Ефрема и Вениамина. Поселенцы использовали характерный тип керамики, а их дома, как правило, строились по трех- или четырехкомнатному плану. Керамика и архитектура израильтян имеют ряд уникальных характеристик, хотя на них и оказала влияние хананейская культура. В обзоре надела Манассии А. Зерталь смог изучить экологию расселения израильтян и, используя новые методы исследования, реконструировать процесс, посредством которого евреи проникли в центральные горы Палестины из восточной Трансиордании.

На следующем этапе израильтяне обосновались вдоль краев внутренних долин гор Манассии, обживая такие поселения как Туба (библейский Тевец), Дофан и другие. Экономика, основанная на оливковом земледелии и выращивании винограда на террасированных склонах гор,

19Pitkanen P. Central Sanctuary and Centralization of Worship in Ancient Israel. New Jersey, 2003. P. 184-185; Бейли Р. Второзаконие // Введение в Ветхий Завет / Под ред. М. Мангано, М., 2007. С. 129-137.

отныне будет характеризовать Израильтян как жителей нагорной страны.

В этом сложном процессе развивались религиозные и ритуальные прак-

20

тики народа израильского20.

В связи с этим, в важной роли Сихема в библейской истории в качестве первого межплеменного центра израильтянин едва ли можно сомневаться.

Источники и литература

1. Dever W.G. How to Tell a Canaanite from an Israelite. 1992.

2. El-Ahwat, A Fortified Site of the Sea-Peoples Near Nahal Iron, Israel. A Preliminary Report of the Excavations 1993-1995. Haifa, 1996. [In Hebrew].

3. Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem., 1988.

4. Kempinski A. Joshua’s Altar — an Iron Age Watchtower // BAR. 1986. 12:01. P. 44-49.

5. Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. 1992.

6. Pitkanen P. Central Sanctuary and Centralization of Worship in Ancient Israel. New Jersey, 2003.

7. Shechem // The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land / Ed. A. Negev. 3rd Ed. New York: Prentice Hall Press, 1996. P. 342-344.

20См.: Zertal A. The Survey of the Hill Country of Manasseh. Vol. 1. The Syncline of Shechem. Tel Aviv - Haifa, 1992. 617 p., 400 f. [In Hebrew]; Idem. The Survey of the Hill Country of Manasseh. Vol. 2. The Eastern Valleys and the Fringes of the Desert. Tel Aviv -Haifa, 1996. 808 p., 568 f. [In Hebrew]; Idem. The Survey of the Hill Country of Manasseh. Vol. 3. From Nahal Iron to Nahal Shechem. Tel Aviv - Haifa, 1999. [In Hebrew]; El-Ahwat, A Fortified Site of the Sea-Peoples Near Nahal Iron, Israel. A Preliminary Report of the Excavations 1993-1995. Haifa, 1996. [In Hebrew].

8. Stager L.E. The Shechem Temple Where Abimelech Massacred a Thousand ll BAR. 2003. 29:04 (JulylAug). Electronic version: Logos Software.

9. Wright G.E. Shechem. Oxford: Clarendon Press, 1967.

10. Wright G.E. Shechem: The Biography of a Biblical City. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd., 1965.

11. Zertal A. An Early Iron Age Cultic Site on Mount Ebal: Excavation Seasons 1982-1987. Preliminary Report. Issue 13-14. Tel Aviv, 1986-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Zertal A. The Survey of the Hill Country of Manasseh. Vol. 1. The Syncline of Shechem. Tel Aviv - Haifa, 1992. 617 p., 400 f. [In Hebrew]

13. Zertal A. The Survey of the Hill Country of Manasseh. Vol. 2. The Eastern Valleys and the Fringes of the Desert. Tel Aviv - Haifa, 1996. 808 p., 568 f. [In Hebrew].

14. Zertal A. The Survey of the Hill Country of Manasseh. Vol. 3. From Nahal Iron to Nahal Shechem. Tel Aviv - Haifa, 1999. [In Hebrew].

15. Введение в Ветхий Завет l Под ред. М. Мангано, М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.