Научная статья на тему 'Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства'

Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9501
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕНЕЗ / ТЮРКИ / МЕРКИТЫ / ЭТНОНИМЫ / САХА / МОХЭ / ТОТЕМ ОРЛА / ТУНГУС / ПАЛЕОАЗИАТЫ / МОНГОЛЫ / ЧИНГИСХАН / ETHNOGENESIS / TURKS / MERKITS / ETHNONYMS / SAKHA / MOKHE / EAGLE TOTEM / TUNGUS / PALEOASIATICS / MONGOLS / CHINGGIS KHAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушницкий Василий Васильевич

В истории Центральной Азии изучение этнической истории гурван-меркитов занимает немного места; по ним нет отдельной серьезной публикации, кроме научно-популярной книги А.В. Тиваненко. Из китайских хроник VIVE вв. меркиты известны как древнетюркское племя милиге, обитавшее в Саяно-Алтае. Племя мукринов в Восточном Туркестане считается западной ветвью мохэсцев Дальнего Востока, относимых к тунгусам. Проводится этимологический и исторический анализ соотношения между носителями этнонимов мохэ, мукрин (бекрин), мер-кит и мекрит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disappeared Tribe of the Merkits: to the Problem of Their Origin and Descendants

In history of the Central Asia there were a number of nomadic peoples whese ethnic origins is a subject of scientific dispute in the Turkic Mongol republics. The Gurvan-Merkits are allocated among them; on them there is no serious publication; except A.V.Tivanenko's popular scientific book (Tivanenko, 1992). Meanwhile, as Tivanenko notices, the Merkits deserve the serious attitude, as the ethnos, shown the strongest resistance to Chingiskhan, the conqueror of the World, and people owing to which some Mongol khans Yuchi, Turakin, Gu-yuk-khan originated from. Ethnonym Merkit generates from totem designations of verkut (an eagle-golden eagle). So far as in Turkic languages process of transition is widespread, proceeding from it it is possible to receive berkut (a golden eagle) burgud, merkut, murgud. Thus, the origin of the ethnonym merkit from totem word merkit is represented inconvenient. However on the Altay material, teleut stock of Merkits, also called Merkit, considered itself as came from a white-headed eagle, the eagle was considered as a bird of the owner of the Sky, the constant assistant of the shaman (Zuev, 1970 : 85). Let's make up conclusions. Merkits can belong to descendants of Mokhe-Mukrins, who was under powerful influence of Turks, then of Mongol-speaking ethnoses. As for a language accessory of all described groups, it is represented that languages of the Tungus, Mongols, Yakuts, Manchurians were in constant contact, interacted each other, assimilating the bearers of ancient Paleoasian languages, therefore now it is impossible to determine to what language group those or other medieval ethnoses could belong.

Текст научной работы на тему «Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №1 (21)

V. ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

УДК (902.7+94) (5)

В.В. Ушницкий

ЗАГАДКА ПЛЕМЕНИ МЕРКИТОВ: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ПОТОМСТВА

В истории Центральной Азии изучение этнической истории гурван-меркитов занимает немного места; по ним нет отдельной серьезной публикации, кроме научно-популярной книги А.В. Тиваненко. Из китайских хроник VI— VII вв. меркиты известны как древнетюркское племя милиге, обитавшее в Саяно-Алтае. Племя мукринов в Восточном Туркестане считается западной ветвью мохэсцев Дальнего Востока, относимых к тунгусам. Проводится этимологический и исторический анализ соотношения между носителями этнонимов мохэ, мукрин (бекрин), мер-кит и мекрит.

Ключевые слова: этногенез, тюрки, меркиты, этнонимы, саха, мохэ, тотем Орла, тунгус, палеоазиаты, монголы, Чингисхан.

В средневековой истории Дальнего Востока и Южной Сибири есть ряд этносов, чья этническая история и происхождение покрыты мраком многовековой тайны. К ним можно причислить забайкальских меркитов, попавших под копыта конницы Чингисхана. Кроме меркитов, по средневековым источникам в Восточном Туркестане и в Барге (этим названием монголы обозначали таежную область левобережья Селенги), существовал этнос, известный под именем мукрин, мекрит.

Отождествление между этими племенами основано на утверждении Рашид-ад-дина: «Их также называют племенем удуит, хотя некоторая часть монголов называет меркитов мекритами, смысл обоих (названий) один и тот же» [1. С. 114]. Весьма любопытно, что западноевропейские авторы XIII в. сообщают о наличии четырех основных монгольских племен: йека-монгал, су-монгал,

«другой же [народ] именуется меркит, а четвертый - мекрит. И все эти народы имели сходную внешность и один язык, хотя между ними и было разделение по провинциям и правителям» [2. С. 43]. Как видно, здесь племена меркит и мек-рит фигурируют как два отдельных племени. К тому же, по информации П. Карпини, Чингисхан сначала сразился с меркитами, страна которых была расположена возле земли татар, и подчинил их. После этого он якобы сразился с мекритами, они также были покорены им [2. С. 44].

Зарубежные ориенталисты П. Пелльо и Пейнтер видели в этих мекритах кераитов. При этом они исходят из того, что, согласно Вильгельму Рубруку, Унк правил народом, именовавшимся крит и меркит. Отсюда делается вывод, что народ єгіґ (мекриты) есть кераиты. Дмитрий Поспелов-

ский, который берет за основу сведения Марко Поло, считает, что мекриты - большое племя, занимавшее земли юго-восточнее Байкала, и что францисканцы разграничивают мекритов и меркитов не только терминологически, но и территориально. Надо напомнить, что, по Марко Поло, мекриты занимались оленеводством и охотничьим промыслом. М.П. Алексеев отождествлял мекритов с тунгусами. Согласно А.Г. Юрченко, историко-этнографической загадкой является то, что в местности Баргу, куда согласно Марко Поло бежали меркиты, обитали лесные племена мекритов, занимавшихся оленеводством [3. С. 158-160].

В «Тан-шу» меркиты упоминаются как ми-ли-гэ (в юаньскую эпоху китайцы слово «меркэ» передавали иероглифами мэ-ли-ци). Меркиты были потомками племени милигэ, входившего в состав дубо, и переселились в Селенгу с озера Хубсугул где-то в X в. Дубо входили в состав древних тюрков, их называли мума тукюэ, т.е. «лыжные тюрки». Однако они могли быть потомками аборигенного, дотюркского населения Южной Сибири. Так, по одним данным, они не знали ни скотоводства, ни землепашества и жили за счет собирательства, охоты и рыболовства. Дубо одевались в одежду из соболиных и оленьих шкур, у них существовал обычай умерших класть в гробы, которые ставили на горах или же привязывали на деревьях [4. С. 394]. Этот обычай похож на воздушные погребения тунгусских народов.

Меркиты распадались на три основных племени. Племя хоас-меркитов было известно под именем увас-меркитов. Есть мнение, что среди эвенков они присутствуют под именем увачан. Примечательно, что род Увачан на Нижней Тунгуске считался имевшим «примесь якутской крови» и

сочетал в своем хозяйстве скотоводство и оленеводство [5. С. 139]. Сам этноним меркит связывается со словом «мерген», широко распространенным в алтайских языках. В тунгусо-маньчжурских языках слово «мэргэн» имеет значения молодец, богатырь, мудрый, храбрец [6. С. 571].

Мукринов или мекри (бекри) можно найти и на территории Восточного Туркестана, куда они проникли еще во времена походов Таньшихая. После распада державы Таньшихая возникла «Западная сяньбийская орда», и состояла она из дружин, оставшихся на завоёванной территории. Сяньбийцы включали всех покорённых в свои войска, поэтому западных и восточных «мохэ» следует считать народом одного происхождения

[7].

Племя мукринов можно найти в составе тюр-гешей в тесном сожительстве с родами согэ и алишэ. В исторической литературе по поводу «мукри» высказано два мнения. Маркварт отождествлял их с меркитами. По мысли Л.Н. Гумилева, мукри не могут быть меркитами потому, что перестановка согласных здесь ничем не оправдана, к тому же меркитов нельзя назвать народом, близким к Чаньани-Таугаст. Э. Шаванн полагает, что «мукри» - это приамурский народ тунгусского племени, впоследствии называемый китайцами «мохэ» [8. С. 342]. К тому же меркиты вроде бы не были близкими к сяньбийцам-тоба, ни этнически, ни территориально.

В источнике более позднего времени в Восточном Туркестане также зафиксированы «мукри» или мекриты. Так, Рашид ад-дин писал о них: «Племя бекрин, их также называют мекрин. Жилище их находится в стране Уйгуристан, в крепких горах. Они не монголы и не уйгуры» [1. С. 149]. Мекрины были хорошими ходоками по горам, и все они были скалолазами (киачи).

Таким образом, этноним мекри (бекри) связывается с мукринами, более известными в китайских источниках как мохэ. В древнетюркских текстах можно встретить обозначение страны Бокли. Обычно считается, что под этим названием древние тюрки знали древнекорейское царство Бохай (мохэ), или Когуре. С.Е. Малов переводит так: «Из страны солнечного восхода (пришел) народ степи Боклийской». В подлиннике Бокли со1 И, Со1 (монг-тюрк) - суша, безводная пустыня [9. С. 36].

Бокли по звучанию совпадает с названием мукри (мохэ) [8. С. 341]. Обозначение «боклий-ские степняки» представляется более удобным для милиге-меркитов - жителей Забайкалья. Меркиты (в Танских источниках «милиге») и туматы («ду-бо»), возможно, проживали в Байкальском регио-

не с глубокой древности и не являлись жителями Саяно-Алтая. Собственно, мукрин считается тюркской транскрипцией имени мохэ.

Существует мнение, что в китайских названиях «уцзи» и «мохэ», корейском «мульгиль» и «мальгаль», тюркском «муглиг», санскритском «мукри» следует видеть различные варианты одного и того же имени, реконструированного Э.В. Шавкуновым как «монголи». Следовательно, корейское мальгаль, которое представляется более древним китайским прочтением этнонима мохэ, можно считать отражением имени монголов [10. С. 29]. Еще Н.Я. Бичурин предполагал, что свое имя монголы могли позаимствовать от хэйшуй мохэ [4. С. 376].

В подтверждение этому Е.П. Лебедева в списках наименований маньчжурских и родственных им племен собрала многочисленные свидетельства о бытовании этнонима монгол в их этнической среде: монголчжи, монгоро, монголо, монгочо, монгодза, монго, маньго, монгичо, маньгя и т. п. В названиях ульчских и нанайских селений очень часто встречается слово монголи, а в маньчжурских - мангкари [10. С. 28]. Интересно, что обитатели курумчинской культуры по антропологическим данным оказались близки к народам Амура: ульчам и негидальцам [11]. Поэтому любопытно, что бурятская традиция курумчинские древности связывает с легендарным народом «хара монгол». Это название представляется калькой китайского обозначения народа сахалянь или хэйшуй мохэ (черноречные). Однако черноречные мохэ считаются жителями р. Амур.

К тому же результаты археологических работ под руководством Б. Б. Дашибалова привели к выводу о близости обитателей курумчинской культуры к Дальнему Востоку, к культуре Маньчжурии и Кореи, где в это время проживали племена мохэ. По мнению Б.Б. Дашибалова, курумчинскую культуру оставили монголоязычные хори-шивеи [12. С. 92-95]. Но гипотеза Э.В. Шавкунова, отождествляющая малгаль корейских летописей с мохэ в китайских источниках, при проверке оказывается довольно дискуссионной. Во-первых, впервые сведения о племенах мохэ начинают проникать в Китай в 1У-У вв., и вполне очевидно, что упомянутые в Самгук саги мальгаль не имеют к мохэ никакого отношения. В рассматриваемое время этнонима мальгаль (мохэ) еще не было, он возникает только в период правления китайских династий Суй и Тан [10. С. 26].

Этимология названий мекрит и меркит говорит о различных корнях двух племен. Племя мер-кит могло получить свое имя от тотемного имени

орла-беркута, которое стало обозначением меткого охотника - мергена в алтайских языках. Таким образом, этноним меркит восходит к неолитическим охотникам, метким стрелкам из лука, почитавшим орла в качестве своего предка. В китайских хрониках они известны как древнетюркское племя милиге. В то же время мукрины в Восточном Туркестане отождествляются с мохэ, их поздние потомки племя бекрин, они же упомянуты во времена Тимура как горцы-мекриты. Древние мо-хэсцы обычно связываются с тунгусоязычными этносами.

Посетивший в XIII в. ставку монголов Марко Поло писал, что в долине «Бангу» (Баргу) живут дикие охотники и скотоводы «мекри». У них имелось много оленей; на оленях они ездили. Нравы и обычаи у них были, как у татар, они якобы тоже признавали власть великого хана. Эти «мекри» проживали в местности, где зимой из-за великого холода не жили ни зверь, ни птица. Летом они охотились на зверей и птиц. По утверждению Марко Поло, через сорок дней можно дойти до моря-океана, где есть горы, где соколы-пилигримы вьют гнезда. Место это якобы находится так далеко на север, что северная звезда остается позади к югу [13. С. 39]. Именно у мекритов мы видим описание хозяйственно-культурного типа, впоследствии ставшего характерным для саха и эвенков. Например, у них были группы скотоводов и оленеводов, большую роль играла охота на птиц и зверей.

М. П. Алексеев и Юль в указанных мекритах видели тунгусов, а не тюркское или монгольское племя. Более того, Юль в этом описании видит ясное указание на ландшафт между Якутском и Колымой, замечая при этом: «Очевидно, М. Поло получил сведения от очевидцев». При этом он приводит цитату из путешествия Врангеля, где тот говорит о природе и фауне Нижне-Колымска [14. С. 38].

Название рода увакасиль или вокарай в составе забайкальских эвенков связывают с этнонимом мекри-меркит. У эвенков существовали предания о борьбе с народом железных богатырей «бекри», у которых и кони были закованы в железо. Они потерпели поражение и были ассимилированы тунгусами-эвенками. В них В. А. Туголуков видит меркитов; оказавших наиболее упорное сопротивление Чингисхану [5. С. 109].

В.А.Туголуков утверждает, что следы вакара-ев - потомков меркитов встречаются на весьма обширном пространстве Северной Сибири [15. С. 166]. Весьма любопытно, что у тунгусов восточного побережья Байкала был Вакарайский род,

включавший как коневодов, так и оленеводов [5. С. 162]. По преданию прибайкальских эвенков, вокорои постоянно нападали на эвенкийские рода, побеждая их в битвах, держали в рабстве. От их постоянных нападений эвенков спасли русские, прибывшие на Байкал и разбившие вокороев [16.

С. 122].

A. А. Бурыкин первым указал на связь этнонима вакарай с юкагирами. В юкагирском языке ва-гарииль означает ‘предок, родоначальник’, вага-риил ‘исконные, коренные’ (также название рода тундренных юкагиров), вагирэл ‘название рода тундренных юкагиров’, вадул ‘здешний, свой’. По нему самоназвание юкагиров вадул и название юкагирского рода Вагариил, Вагирэл связано с эвенкийским родовым названием Вакувагир - в прошлом, по их рассказам, они жили около Байкала и Ангары. Имеется гидроним Менкере в качестве названия правого притока Лены близ Жиган-ска [17. С. 181]. Таким образом, неожиданно этноним вокарай, возводимый к имени мекрит-бекри, оказывается связанным с юкагирами?

Пионерами освоения тундры Северо-Востока Якутии среди тунгусских групп считаются вока-раи, согласно Г. М. Василевичу и В. А. Туголуко-ву, - потомки меркитов. Следы вокараев встречаются на весьма обширном пространстве Северной Сибири: в бассейне Нижнего Енисея - гидроним Вакарай; на Алазее - юкагирский этноним «вага-рил»; на Чукотке - реки Вакривай и Чаван-Вагарин, впадающие в Ледовитый океан; на Анадыре - приток Вакарина; в бассейне р. Амгунь, в составе негидальцев имелись вакасилы или же ва-кагилы [15. С. 166]. Отождествление вокараев с мо-хэ, свидетельствует как о многосоставности эвенкийского этноса, так и об их возможном палеоазиатском происхождении.

Абульгази меркитов обозначал под именем маркатов [18]. Еще из труда И. Маркварта известно, что к тюркам принадлежит также племя маур-ка, именуемое кун. Они ушли из страны Китай и были вынуждены оставить свои главные становища из-за нехватки земли. Насчет самоназвания кунов марка Маркварт сомневался. Он считал, что вряд ли оно как-то связано с монгольским этнонимом «меркит», так как в нем имеется палатальная гласная [19].

B.Ф. Минорский отмечал, что в арабских скрижалях упоминается племя марка. По его замечанию, данное название у тюркоязычных народов встречается только в Якутии, где в долине Туй-маада есть местность Марха [20]. Действительно, в бассейне Лены и Вилюя широко распространен топоним юкагирского происхождения Марха

(юкаг. Морхэ(нг) «береза») [17]. Согласно

B.Ф. Минорскому, куны были родом монгольского Марке (Маща), упомянутого у Ауфи, они упоминаются в связи с великим переселением племен в начале XI в. [20]. Связь меркитов с племенем кунов (марка), являющимся одной из составных частей кыпчакского этногенеза, представляется примечательной.

Таким образом, этноним марка также неожиданно выводит нас к юкагирам. Вот эта неожиданная связь меркитов с юкагирами принуждает нас мыслить нетрадиционно. Постольку юкагиры близки к уральской семье языков, то они могли в древности обитать на более южных территориях. Упоминаемые в труде Марко Поло оленные мек-риты, вероятно, тождественны с вокараями, это название возводится к юкагирскому вагарииль -предок, родоначальник. Следовательно, древние мекриты связываются с палеоазиатами. Наличие конных мекритов в сообщении Марко Поло предполагает возможность перехода палеоазиатов на скотоводство и на алтайские языки, результатом чего стало начало формирования якутского и эвенкийского этносов.

Мекритов можно отнести к потомкам мохэ-мукринов, попавших под мощное влияние тюрков, потом монголоязычных этносов. Мохэсцы, следуя китайской традиции, считаются предками чжур-чжэней. Однако, судя по остаткам языка бохайцев, они относятся к палеоазиатам, а не к народам с тунгусо-маньчжурским языком. На основе изучения большой краниологической коллекции Троицкого могильника антропологи пришли к мнению о том, что мохэские племена Амура не являются предками никакого из современных тунгусоязычных народов. Мохэские племена, очевидно, приняли участие в формировании этносов нанайцев, ульчей и, возможно, удэгейцев, но их нельзя напрямую связывать с эвенками и эвенами [21.

C. 415, 419]. Китайский термин мохэ можно реконструировать как марха. Марха это название якутского рода в Кангаласском улусе. На территории Казахстана, как и в Якутии, встречаются топонимы Марха: название села и речки в долине Туймаада (место расположения г. Якутска) и улуса XIX в. в Вилюйском округе. Это обстоятельство вынуждает нас искать корни этого слова в тюркской среде.

Комплексное изучение этнографии и этногенеза народов Приамурья, Забайкалья и Якутии вместе с археологическим изучением территории Забайкалья, Приамурья и Якутии, совмещенное с тщательным изучением китайских источников,

может пролить свет на древние этнические процессы, происходившие в данных районах.

Возможно, меркиты являются потомками племени баегу или байырку, известных по руническим надписям, населявших территорию Забайкалья в раннем Средневековье. Имя племени байырку И. Бичурин приводит как баэрку, связывая данный этноним с тотемным именем беркут. Название племени байырку в рунических надписях воспроизводимо как баэрку. Следовательно, байырку - баэрку могут быть отождествлены с меркита-ми, по причине соответствия букв б~м. От баегус-цев можно воспроизвести также потомков легендарного Омогоя - байагантайцев в составе саха. Преобладает мнение, что байырку - байегу в монгольское время были переименованы в байаутов. Этому противоречит отождествление байырку с баргутами. Так, имя баргутов считается монгольской калькой этнонима байырку. Этноним баргут также легко связывается с беркут~меркит. К тому же племя баргутов в Средней Азии писали бурку-тами. Баргуты, имевшие близкородственные связи с коренными монгольскими племенами, безусловно, в начале XIII в. принадлежали к монголоязычному миру. Таким образом, их можно назвать потомками баергусцев, как и меркитов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л.: Наука, 1952. Т. I, кн. 1-2.

2. Карпини Плано Дж. Дель. История монголов. Г. де Руб-рук. Путешествие в восточные страны. Поло Марко. Книга Марко Поло. 4-е изд. М., 1997.

3. Юрченко А.Г. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года.

СПб., 2002.

4. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Наука, 1953. Т. III.

5. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

6. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. М.: 1975. Т. I.

7. Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа // Страны и народы Востока. М., 1961. Вып. II.

8. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Товар-во «Клышни-ков и Комаров и К», 1993.

9. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л.: Наука, 1951.

10. Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л.: Наука, 1968.

11. Бураев А. И. Средневековое население Прибайкалья и Забайкалья по данным краниологии. Улан-Удэ, 2000.

12. Дашибалов Б. Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам: Очерки. Улан-Удэ: Изд-во бНц СО РАН, 2003.

13. Книга Марко Поло. 4-е изд. М., 1997.

14. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941.

15. Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов // Этногенез народов Севера. М., 1980.

16. Фольклор эвенков Прибайкалья / Записал М.Г. Воско-бойников. Улан-Удэ, 1967.

17. Бурыкин А.А. Историко-этнографические и историкокультурные аспекты исследования ономастического пространства региона (топонимика и этнонимика Восточной Сибири). СПб., 2006.

18. Березин И.Н. История Абуль-гази. Казань, 1854. Ч. 1.

19. Маркварт И. О происхождении народа куманов [Электрон. ресурс] // Сайт «Великая степь». Электрон. дан. -URL.: http://steppe.hobi.ru/books/markvart1-00.shtml, свободны.

20. Minorsky V. Hudud al - ‘Alam. London, 1937. [Электр. данные]. -URL.: http: //odnapl1yazyk.narod.ru, свободный.

21. Алексеев В.П. Антропология азиатской части СССР. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.