Научная статья на тему 'Письменные источники о тунгусо-маньчжурах в Восточной Европе'

Письменные источники о тунгусо-маньчжурах в Восточной Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
817
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набиев Р. Ф.

На территории Восточной Европы выявлено значительное количество топонимов, которые определены как тунгусо-маньчжурские, либо могут быть отнесены к ним. Однако историки и этнографы редко учитывают присутствие тунгусо-маньчжур в Европе. Труды, обобщающие сведения древних источников, посвященные этой проблеме, не издавались. В данной статье приводятся прямые и косвенные письменные свидетельства средневековых авторов о народах, имевших тунгусо-маньчжурское происхождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письменные источники о тунгусо-маньчжурах в Восточной Европе»

Р.Ф. Набиев

кандидат исторических наук, доцент кафедры криминалистики КЮИ МВД России

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРАХ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

На территории Восточной Европы выявлено значительное количество топонимов, которые определены как тунгусо-маньчжурские, либо могут быть отнесены к ним. Однако историки и этнографы редко учитывают присутствие тунгусо-маньчжур в Европе. Труды, обобщающие сведения древних источников, посвященные этой проблеме, не издавались. В данной статье приводятся прямые и косвенные письменные свидетельства средневековых авторов о народах, имевших тунгусо-маньчжурское происхождение.

Российские маньчжурологи еще на рубеже ХХ века обратили внимание на поразительное сходство ряда

дальневосточных и восточноевропейских гидронимов.

Одним из первых обратил внимание на поразительное сходство гидронимов Дальнего Востока и Приморья с названиями водоемов европейской России А.В. Гребенщиков. Он, в частности, сопоставлял с европейскими такие тунгусо-маньчжурские гидронимы, как Ангара, Ильмень, Уфа, Самара.

Впоследствии специалистами по ономастике на территории восточно-

европейской части были выявлены названия рек, которые могли иметь тунгусоманьчжурское (ТМ) происхождение.

В 40-50-е годы топонимы и гидронимы тунгусо-маньчжурского типа в Восточной Европе выявляли А.И. Попов, М. Рясянен, Б.А. Серебренников, Г. Василевич,

А.К. Матвеев. Тунгусо-маньчжурские топоформанты в Заказанье выявила на несколько лет ранее автора данной работы филолог Р.И. Куряева. Результатом глубоких исследований стало выявление маркерных ТМ-гидронимов, которые широко распространены на пространствах Восточной Европы (Матвеев 2001, Набиев 2007, Хелимский 2007, 2008 и др.).

Выяснилось, что ряд европейских языков содержит термины, которые можно оценивать, как тунгусо-маньчжурские и маньчжурские заимствования. Отмечается, что в начале ХХ века одним из первых

зарубежных исследователей вышел на проблему соответствий целого корпуса терминов маньчжурского и европейских языков Дж. Эдкинс (Г. Edkins). Он, в частности, отмечал, что «сходство маньчжурского языка с европейскими языками безгранично». Он же был одним первых, кто применял его в этимологии английских терминов.

Маньчжурский элемент, наряду с монгольским, в чувашском языке выделял

О.И. Сенковский (Сенковский 1859). Это его положение находит дальнейшие подтверждения в последующих

разработках. В наше время периодически выходят на тунгусо-маньчжурские и «китайские» следы в языке и культуре чувашские ученые. Н.И. Егоров даже заявлял о «поразительном сходстве примеров тунгусо-маньчжурских языков (в особенности эвенского) с чувашским» (Чернов 1981: 90). На какие-то следы тунгусо-маньчжур выходил этнограф из Башкортостана Н.В. Бикбулатов: «... они

(башкиры - Р.Н.), по-видимому, имели контакты с предками современных ... монгольских и тунгусо-маньчжурских (эвенки - Б.Н.В.) народов» (Кузеев 1985: 241).

Однако вопрос о том, какие народы древности Европы могли пользоваться ТМ-языками до сих пор остается открытым.

Между тем, письменные источники содержат довольно обширный объем прямой и косвенной информации. Мы сгруппировали некоторые сведения о

народах, которые ранее указывались китайскими историками в составе дун-ху («восточных варваров»). Почти все племена из общности дун-ху, оставшиеся в регионе, в разное время проявили вою маньчжуроязычность. (некоторые вошли в корейскую общность).

Маньчжуроязычность народов мохэ и чжурчжэнь установлена давно и не вызывает сомнений. Мы полагаем, что народы, проникавшие в Восточную Европу с востока и обладавшие этнонимами, зафиксированными ранее у общности дун-ху могли быть носителями маньчжурского языка.

Античный период. Целый ряд терминов ТМ-типа, применявшихся в античных источниках, на наш взгляд, создает основу для работы в направлении поисков древнейших контактов праманьчжур с народами Средиземноморья. Более того, применительно к Восточной Европе в этот период различные авторы (Птолемей, Аммиан Марцеллин, Дионисий, Исидор, Геродиан, Маркиан и Евстафий

Солунский) указывают маркерный ТМ-ороним Алан(ь)/ «Алинь.

Одним из наиболее древних терминов, которые можно отнести к маньчжурскому типу, мы считаем этноним, употребленный Геродотом по отношению к союзникам скифов - будинам. В них некоторые из особо смелых историков считали возможным видеть предков славян.

Учитывая, что славянами со временем стали считать себя потомки большинства ранних народов Восточной Европы, то подобную постановку вопроса нельзя считать неверной. Но маньчжурский язык позволяет весьма определенно толковать этот термин, при полном соответствии с обстановкой и контекстом произведения.

Итак, будины (маньч.) - ‘окраинные’. Семантика (смысл) термина весьма

органично вписывается в канву

повествования и характеристику наиболее

отдаленных союзников скифов [1].

Усуни. Одно из объединений «варваров» ушедших (от Китая) на запад. Одна из старейших теорий о происхождении руси принадлежит китайской школе. В гл. 30, т. IV известного труда Хэ Цю-тао

«Шофанбэйчэн» (написан в 1851 г.,

опубликован в 1881 г.) содержится

«Исследование о племени усунь». Его автор развивает точку зрения, высказанную в китайской литературе еще в монгольскую эпоху Ван Хуем и Юй Тан-цзя., о том, что усуни являются предками русских. В частности отмечается, что усуни, ушедшие на запад впоследствии назывались Олоса [2]. Ван Цю-цзянь в «Юйтанцзяхуа», Ян Бинь в «Любяньцзилио» говорит: «Алосы также пишут Олосы, это лоча (русские)» (Кюнер 28.02.2008).

Примечательно, что в «Дафтари-Чингыз-намэ» упоминается знатный тюркский(?) род уйшун. Подразделения усунь выделяются у казахов и башкир. Примечательно и то, что в составе тюркских народов (в частности, у киргизов) упоминались рода с названиями схожим с этнонимами «восточных варваров»: усон, окчу, кёкюлё (когурё?), бугу, ... (Абрамзон 1946: 123-132).

Имеются некоторые основания полагать, что некоторые из ТМ-языков (наряду с иными) использовались в гуннском союзе, аварами, булгарами.

Гунны. В 1917 г. накануне революции в России П.Н. Меньшиков без указания фамилий ссылался на мнение ряда ученых о том, что в состав гуннского объединения входили не только тюрки и монголы, но и «тунгусы и китайцы». О наличии тунгусоманьчжурского элемента в составе гуннского объединения писали в 30-х годах. Как о чём-то общеизвестном упоминал в середине ХХ века о кочевниках-маньчжурах в степной зоне Восточной Европы другой эмигрант -«евразиец» Г.В. Вернадский. Бувье Морис Ажан также ссылался на чью-то версию о «западных маньчжурах» в составе гуннов (Бувье-Ажан Морис 2003).

И в самом деле, при ознакомлении с китайскими хрониками, обращает на себя внимание, например, тот факт, что гунны находились на пике могущества, когда им подчинялось мощное объединение «восточных варваров» ухуаней и, напротив, они потерпели поражение и были раздроблены и вытеснены, когда ухуани

вновь стали их врагами. То есть, как минимум одно из крупных народов из состава гуннов относился к «восточным варварам» (дун-ху) - ухуани.

Булгары. В настоящее время предполагается, что уже в гуннский период булгары пользовались тюркским языком. Однако в одном из самых первых упоминаний о булгарах Захария Риторы (Сирия 556 г.) они указываются

проживающими «со своим языком». Это соотносится со свидетельством Ибн-Якуба приведенным в «Книге росписи наукам», ориентировочно датируемой 987 годом. В ней автор указывал информацию, ранее считавшуюся нонсенсом: «. булгары и

нуббат (тибет) употребляют письмо китайцев и мани (маньчжур -

Р.Н.)...тюрки шлют знаки, вырезанные на расщепленных стрелах». То есть, в источниках имеются сведения о нетюркском языке, применявшимся

ранними булгарами [3]. Примечательна также их близость с аварами, подмеченная византийскими хроникерами.

Авары. Наследниками гуннов

представлялись в Европе авары (жужани,

вархониты, западные гунны). Мы не можем не отметить фонетической близости китаезированных этнонимов жужань и жучжэнь (чжурчжэннь) [4] -

обозначением авар в китайской

исторической традиции. Напомним, что

первым проблему следов ТМ компонента в аварской терминологии на международный уровень поднял Е.А. Хелимский, в частности, утверждавший: «. вновь

полученные данные, существенно усиливая базу аргументации, позволяют отдать решительное предпочтение

тунгусо-маньчжурской версии

происхождения языка ранних аваров в сравнении с предлагавшимися в прошлом и распространенными в литературе

тюркской и монгольской версиями. После пересмотра (и «радикализации») в этом плане основные тезисы автора можно сформулировать следующим образом:

- доминирующим языком Аварского каганата во второй половине VI в. или даже единственным языком его правителей был язык

тунгусо-маньчжурской группы, который обнаруживает достаточную близость пратунгусо-маньчжурскому состоянию и одновременно специфическую близость более поздним маньчжурскому и чжурчжэньскому языкам» [Хелимский

2007, 2008].

Кидани. Наиболее надежно

зафиксированным этническим

образованием с маньчжурской

составляющей в Средней Азии были кидани (Кара-кидани, Западное Ляо). Несмотря на то, что большая часть ученых относит их к монголам, тем не менее, даже они практически единодушно учитывают сильнейшее ТМ-влияние. Если же монгол рассматривать как ветвь маньчжурской общности, предмет дискуссии почти исчезает. Некоторые исследователи (Е.Х. Паркер, В.В. Радлов и др.) считали маньчжурский элемент определяющим в киданьской культуре.

ТМ элемент в киданьском сообществе выявляется при сопоставлении со сведениями об объединении шивей. «Старая танская история» пишет: «Шивэй

— особый род киданей, особое племя

киданей, на северной границе дунху...». «Новая танская история», дополняет: «Их язык есть язык мохэ» [5]. «На север находятся восточные шивэй. Это остатки ухань (или увань [6]), живших на юговосточных окраинах» (Кюнер).

Немаловажным, в этом свете, нам представляется тот факт, что термин хидэни

- применяется гольдами в качестве самоназвания и сохранялся до конца ХХ века.

Кидани могли проникать в Восточную Европу. По всей видимости, на булгарские земли маньчжуроязычные народы проникали неоднократно. Об одном из таких проникновений в начале XII в. повествует «Шаджарат ал-Атрак»:

«... Кара-Хатаи... почему-то

взбунтовались против своих государей и убежали оттуда и перешли в земли киргизские... потом и там не смогли ужиться, перешли в землю Идиль, основали там город, поселились в нем, стали возделывать землю... население возросло до 40 000 семейств. В то время

государь Джурчита (чжурчжени - Р.Н.) вел большую войну с государем Кара-хатайским... (Абул-Гази 1854: 46-47).

В этом отношении примечательно, что в городище, оставшемся на месте предполагаемого города (Итиль? Саксин?), в постройках домонгольского периода обнаружено кановое отопление, которое считается одной из основных отличительных черт маньчжурского домостроительства. Оно зафиксировано в Итиле-Саксине, сохранялось и в Сарае и в татарской Астрахани [Васильев Д.В., Гречкина Т.Ю., Зиливинская Э.Д. 2003; Зиливинская Э.Д., 2009. С.379]. Автором отмечается, что некоторые из захоронений соответствуют обряду похорон знатных чжурчженей, описанных в «Аньчунь гурунь»

[Золотоордынское наследие. 2009. С. 436444].

Заслуживает внимания и тот факт, что город стоит на одном из основных в прошлом ответвлений Волги, которое, кроме русского названия, сохранило и маркерный ТМ гидроним Бирюль

(Зиливинская 2005: 42-54) [7].

Топонимы, свидетельствующие о том, что кытаи и кара-кытаи родами входили в состав тюркских объединений сохранились в Восточной Европе вплоть до Молдавии (Баскаков 1964: 46-51).

Бохай/мохэ. Применительно к

вышеупомянутым китайским сведениям о западных маньчжурах можно

рассматривать вопрос о народе мукри, часто упоминаемом в связи с борьбой тюрков и монгол за господство в Степи.

Интересно, что этноним мукри встречался и восточнее собственно китайских земель - в Маньчжурии, причем, с интереснейшими вариантами -мохэ (Бохай), мучи, мокко [8].

Л.Н. Гумилев (по Н. Бичурину) трактовал подобные сведения китайцев следующим образом: «.лесные маньчжурские

племена мукри (мохэ), которые также приравнивались к чжурчжэням». О воинственных мукри упоминал уже в Европе Фиофилакт Симокатта, полагая их близкими к таугастам (Фиофилакт Симокатта 1957: 160) [9]. Одно время они

упоминались в составе тюргешей. Л.Н. Гумилев нашел схожую информацию у Абул-Гази, Плано Карпини и в китайской истории «Мин ши». Он же приводит мнение Е. Шаванна о том, что мукри относятся к той тунгусской группе, которая именовалась китайцами мохэ. В китайских источниках VII века мукри указывались в Средней Азии.

«Мукрины тесно соприкасались с западной границей империи Вэй на восточных отрогах Тянь-Шаня и Бейшаня. По-видимому, г. Мохэ, находившийся между Гученом и Урумчи, назван так по имени обитавшего здесь племени. Вытесненные карлуками из долины р. Или, мукри удержались на южной окраине своей области в северных отрогах Тянь-Шаня». Особо интересно примечание Л.Н. Гумилева о какой-то связи мукри и абаров, которых он почему-то упорно отделял от авар (Гумилев 1967: 344).

Рашид ад-Дин еще в XIV в. утверждал, что племя мукрин [10]/бакрин/кабрин проживающее в Уйгуристане, «не монголы и не уйгуры». Он отмечает, что, по легендарной родословной от Огуз-хана, они близки по происхождению к кераитам, найманам, онгутам, тангутам и киргизам (Рашид эд-Дин 1858: 129) [11]. Богатыри племени бахрин упоминаются Йезди и Самарканди в ходе описаний катастрофических войн Тохтамыш-хана и эмира Тимура в XIV в. [Храпачевский 2003].

Исследования советских и современных монгольских и бурятских ученых, основанные на монгольских, бурятских и китайских произведениях, родословных, этнографических данных и топонимике позволяют им утверждать о заметных ТМ включениях в тюркские и монгольские средневековые союзы.

Жестокое противостояние Чингиз-хану на этапе становления его державы оказывало объединение меркитов. Оно было разгромлено, а пленные распределены среди монгольских оттоков. Весьма интересен вывод специалистов о том, что термин меркит является множественным числом от мекрин. При этом в подтверждение правильности своего

вывода исследователи приводят свидетельство того же Рашид ад-Дина о единстве этнонимов мекрин и меркит и бекрин. Причем, предками части мукри некоторые ученые считают

вышеупомянутых ухуаней (Цибикдоржиев 2008: 270, 273).

Л.Н. Гумилев нашел схожую информацию у Абул-Гази, Плано Карпини и в «Мин ши». Он же приводит мнение Е. Шаванна о том, что мукри относятся к той тунгусской группе, которая именовалась китайцами мохэ.

В монгольское время еще существовали и вышеупоминавшиеся мукри/ букри в Средней Азии. Схожие этнонимы (мука-ли) упоминаются в докладах китайцев [Грум-Гржимайло 1894]. Их земли относились к уделу Хайду, внука Угедэя, затем вошли в улус Чаготая, а после его падения входили в состав Империи Джучидов («Золотой Орды»). По всей видимости, это они упоминаются в источниках как бахрин [12]. Их основная масса в XIV в. составляла оппозицию «узбекам» (тогда -войскам «Золотой Орды»).

Но, выясняется, что анклавы этого подразделения еще долго существовали и в западном крыле Империи Джучидов и Западной Болгарии. В частности в болгарской истории известен правитель Никола Мокри и его «род мокри» (Табов 2000:123). Длительное время в западном крыле упоминается род (племя) борын. Со временем оно стало одним из влиятельных родов Крымского ханства. Примечательно, что, несмотря на свою мощь и авторитет, которым оно пользовалось в Крымском ханстве и оно, кажется, не упоминается в ранних свидетельствах (начала

становления Монгольской империи и «Золотой Орды»). Объяснение этому нашлось в польских источниках. Стрыйковский дает его более четкое славянское написание - Ъикг1псм$еу (Смирнов 1887: 224). Очевидно, что это известный в истории и ранее встречавшийся нам маньчжурский этноним шикпп / Ъикпп.

То есть, подразделения этого древнейшего дальневосточного народа (относившегося к маньчжуроязычным

«восточным варварам») входили особым элементом в состав булгар, монгол, татар. Этот же этноним был зафиксирован Р.Г. Кузеевым и среди башкирских родов (Кузеев 1974).

Монголы. Маньчжурами они считались родственным народом. В науке высказывалось мнение о том, что монгольский язык и общность завершили свое формирование лишь при Цзиньской династии (XII-XIII в.). Письменные данные позволяют делать подобные

предположения. Кроме широко известного монгольского языка, знать монгольской империи использовала т.н. «письменномонгольский язык», который, проявляет еще большую близость к маньчжурскому. Известно, что монголы включали в свои войска значительное количество сдававшихся им киданей, чжурчженей и родственных им народов. (Храпачевский 2003, 2009). Чингисхан не только женил детей на чжурженьских принцессах, но и сам имел сына Чжурчетая (‘чжурчженец’).

Особые отношения чингизидов с маньчжурами отражались в династических связях и позднее. Так, в династических таблицах джучидов «Муизз ал-ансаб...» отмечалось, что одна из первых жен Джучи была маньчжуркой и, по всей видимости, царского рода: «Султан-хатун из племени имен» [13], мать Берке, Беркечара и Буре (Храпачевский 2003: 437).

Примечательно, что термин Бэркэ также может быть переведен как ‘смелый’. Если его имя имеет маньчжурское происхождение, и влияние материнской культуры было, действительно, велико, то это обстоятельство способно прояснить неприязнь к нему некоторых «чистых» братьев [14] и резкий поворот в его политике, выразившийся в отходе от язычества (и от опоры на старую знать), принятии ислама, строительстве новой столицы.

Маньчжуры и чжурчжэни.

Самоназвание - мани. Одним из наиболее архаичных сведений о происхождении и соотношениях народов можно считать родословную «от Яфета», которая приводится во многих европейских и азиатских хрониках. В некоторых из них

(например, Абул-Гази, по П. Рычкову) в долине между реками Итилем и Яиком (Волгой и Уралом) наряду с Турком, Гарасом (газар?), Саклапом и Русом проживал и некий Маникан... Учитывая, что эти псевдопредки указывались в качестве зачинателей народов, то народ Маникана должен был в своем названии содержать значимую для нашей темы морфему мани.

Это свидетельство, в свою очередь, позволяет обратить большее внимание на эпизод из подлинного списка этого произведения, который ранее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспринимался нами как курьезная описка. В ходе архивных изысканий мы ознакомились с правленым и сверенным Г.С. Саблуковым и В.Г. Тизенгаузеном вариант списка «Шаджарат ал атрак» Абул Гази. Рукопись озаглавлена: «Родословная Джучидов: история потомков Джучи-хана, царствовавших в Дешт-Кипчаке, написанная Абулгази. пер. Г. Саблукова». Текст, описывающий завоевания монгол в Восточной Европе содержит следующее предложение: «Бату хан завоевал

манджаров, башкурдов, русь, корелу и немцев» (АСФИВ РАН: Ф.52. Оп.1. Д.14. Л.80).

В тексте книги этот этноним был «исправлен» на более приемлемое мажары. О том, что подобный этноним существовал реально может

свидетельствовать древнее название одного из кварталов резиденции шаухалов Тарковских - Манчараул (Алиев 2009: 393).

Эвлия Челеби (сер. XVII в.) в числе наиболее значимых племен (родов) крымских татар называл мансур (Челеби 1961: 62;192). Оно же упоминается и у других путешественников. Об «эмирах поколения Мансур» упоминает также безымянная крымско-татарской летопись. Мы считаем в принципе невозможной арабскую этимологию этнонима, в свете которой, по всей видимости, его и зафиксировал идеолог газавата. Более вероятным нам представляется именно этноним маньчжур, который на тюркской почве мог принять более удобные для исламской ментальности формы.

В Восточно-казахстанской области в 1925-м году еще фиксировался казахский род чурчеит (Аманжолов 1997: 37). Именно так называли монголы чжурчжэней. В европейской части было зафиксировано западнобашкирское племя уваныш (маныш) (Кузеев 1974). В регионе его былого обитания ТМ-топонимия представлена.

По всей видимости, некоторые из вышеперечисленных народов отдельными подразделениями вошли в состав средневековых татар.

Татары. Специалистами по китайской историографии отмечается, что в произведении «У-дай ши» отмечается, что одно из подразделений тата(р) «происходящее от мохэ» [Храпачевский 2009: 80]. В этом отношении некоторую определенность приобретает «странное» упоминание Махмуда Кашгарского о двух языках татар. Примечательно, что до начала ХХ века среди собственно китайцев (хань) было принято называть «оккупантов» маньчжур словом «татал» (татар).

Обобщая наиболее значимый

фактический материал, можно

контатировать следующее:

1. В составе тюркских народов длительное время сохранялись рода (колена) со схожим на этнонимы «восточных варваров» звучанием: окчу, кёкюлё (когурё?), бугу, усон. .. (Абрамзон 1946:123-132). Некоторые из этих этнонимов существуют до сих пор как названия подразделений тюркских народов.

2. Исследователями выявлено

значительное количество параллелей среди этнонимов тунгусо-маньчжур и других «алтайцев» (Василевич 1946). В числе наиболее значимых племен (родов) крымских татар называл мансур. В составе татар-«липка» отмечался этноним (Ъukrinсwscy) (Смирнов 1887: 224),

который, вероятно, является славянской интерпретацией древнего этнонима тикпп/Ъикпп. Род чурчеит фиксировался у казахов [Аманжолов 1997: 37], племена меркит и усунь (усингир) - у башкир, род

катай - у многих тюрков (Кузеев 1974: 49, 50, 53, 62-62).

3. В описаниях боевых действий проводимых силами Империи Джучидов неоднократно встречаются также антропонимы Тунгуз, Чурчетай, Мухали и др., в том числе и знати из дома Бату. Целый ряд имен средневековой знати (Гован, Мамай, Идегей и пр.) не может быть убедительно этимологизирован с позиции современных языков. В то же время обращение к ТМ-языкам способно дать в распоряжение исследователя

дополнительную информацию.

Таким образом, упоминания в источниках народов, племен и родов, которые относились, либо могли относиться к ТМ-общности, нередки.

Безусловно, не все из приведенных сведений одинаково ценны. Конечно же, они требуют дальнейшей тщательной проработки. Однако мы полагаем, что совокупность вышеприведенных сведений письменных источников (с учетом археологических и топонимических

данных) может свидетельствовать о длительном присутствии различных ТМ-народов в Восточной Европе в эпоху средневековья.

Кроме того, появляются основания для исследования проблемы надежного выявления их в более ранний период.

Этот вывод, в свою очередь, имеет прикладное значения для смежных исследований.

Предположение о неоднократном проникновении на территорию Восточной Европы различных народов, которые возможно относить к ТМ языковой общности, позволяет, например, объяснить фонетическое разнообразие однокоренных ТМ гидронимов выявляемых в разных концах Европы.

Вычленение родов ТМ происхождения в составе тюркских и монгольских объединений позволяет, также, объяснить тюркский облик ряда маркерных маньчжурских гидронимов Восточной Европы (Набиев 2007).

ЛИТЕРАТУРА

1. Примечательно, что значение термина совпадает с позднейшим обозначением византийцами «северных варваров» - антов, название которых может быть переведено с древнегреческого как «окраинные». Наша трактовка этнонимов будины и анты совпадает с позднейшим польским обозначением народов того же региона - украинцы.

2. В китайском языке фонема Я, как правило, заменяется Ь.

3. Подобного рода указания имеются и в иных источниках, имеющих различную степень надежности.

4. Жуаньжуань, Жоужуань Возможность подобного сопоставления подтверждается специалистами по древнекитайским иероглифам.

5. Мохэ/Бохай - маньчжуроязычный народ и государство, «официальный» предок маньчжур.

6. При учете изменений правил прочтения иероглифов, ряд этнонимов «восточных варваров» читается как ейвен, юйвен, имен.Тем самым они проявляют близость к известным этнонимам эвен и имен.

7. Топоним Саксин также находит себе должную этимологию. Китайские источники ранее писали о восточной «стране Суксин /Сушэнь, [и ее жители] прекрасно стреляют из лука и, целясь в людей, не знают промаха. сами они часто на кораблях совершают грабительские набеги на соседние страны» [Чэнь Шоу. www.vost.lit. 28.02.2008]. Населенный пункт Саксин фиксировался на картах Маньчжурии.

8. В прочтении пр. Тории (Япония). В 1252 г. Монголы еще воевали с Михрин на востоке [9, т.3. с. 189], но по китайским данным не ясно: местность это или народ. Р. Храпачевский полагает, что город.

9. Существует мнение, что под таугастами следует понимать народ тоба. Мы считаем, что нельзя исключить и тобгач, как называли тюрки Китай династии Тан и их знать, происходившую из Степи.

10. Примечательно, что представители знатного рода Мокри еще в XII в. занимали трон в Черноморской Болгарии.

11. Примечательно, что подобная «странная» группировка родства совершенно неприемлема с позиции современной этнографии. Однако информация древних нередко оказывается поразительно точной, когда выявляются их архаичные связи.

12. Был известен и «монгольский» хошун Бага-Барин. Род бахарин/барин считался одним из древнейших среди монгол. Два их полка, согласно Леонтьеву в XVIII в. еще входили в состав кадровых маньчжурских войск.

13. Тюркское наименование маньчжур. При этом следует помнить и то, что сам Джучи всю жизнь прожил с «клеймом» меркитского (мукри) происхождения.

14. Некоторое время до воцарения нового кагана он управлял всей Монгольской империей, но совершенно не имея монгольской крови, вряд ли мог рассчитывать на поддержку монгольской элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.