Научная статья на тему 'Заемная политика уездного города(на примере города Тюмени Тобольской губернии в 1895-1913 гг. )'

Заемная политика уездного города(на примере города Тюмени Тобольской губернии в 1895-1913 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ECONOMIC HISTORY / ГОРОД ТЮМЕНЬ / TOWN OF TYUMEN / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / TOBOLSK PROVINCE / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / TOWN GOVERNMENT / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ / TOWN BUDGET / ГОРОДСКИЕ ЗАЙМЫ / TOWN LOANS / ГОРОДСКОЙ ДОЛГ / TOWN DEBT / КРЕДИТОРЫ ГОРОДА / TOWN CREDITORS / ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОРОДСКОГО ДОЛГА / TOWN DEBT SERVICE / НЕДОИМКИ ПЕРЕД КАЗНОЙ / ARREARS TO TREASURY / НАКОПЛЕНИЕ ДОЛГОВ / ACCUMULATION OF DEBTS / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА / DEBT RESTRUCTURING / TOWN ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стефашов Александр Евгеньевич

В статье содержится характеристика значения займов как одного из источников финансирования социоэкономической сферы уездного города Тюмени. Проанализированы масштабы городских заимствований и их целевая направленность, динамика, структура и обслуживание городского долга. Выявлено, что если в 1895-1899 гг. заемная политика городского самоуправления носила ограниченный характер, городской долг был умеренных масштабов, то в 1900-1913 гг. проводилось массированное наращивание объемов городских заимствований, сопровождавшееся тенденцией накопления городской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOAN POLICY OF A DISTRICT TOWN (CASE STUDY OF TYUMEN OF THE TOBOLSK PROVINCE IN 1895-1913)

The article considers the value of loans as a source of socioeconomic sphere financing in a district West Siberian town of Tyumen. The author analyzes the scope of town loans and their objectives, dynamics, structure, and the service of the town's debt. It is found that in 1895-1899 the loan policy of the local government was limited, the town debt was of moderate scales, but already in 1900-1913 there was massive increase of town loans, followed by the tendency of accumulation of the town debt.

Текст научной работы на тему «Заемная политика уездного города(на примере города Тюмени Тобольской губернии в 1895-1913 гг. )»

УДК 336.(09)(571.12)"1895/1913" Стефашов Александр Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

ЗАЕМНАЯ ПОЛИТИКА УЕЗДНОГО ГОРОДА(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1895-1913 ГГ.)

Stephashov Alexander Evgenyevich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Department for the Humanities, Tyumen State Oil and Gas University

THE LOAN POLICY OF A DISTRICT TOWN (CASE STUDY OF TYUMEN OF THE TOBOLSK PROVINCE IN 1895-1913)

Аннотация:

В статье содержится характеристика значения займов как одного из источников финансирования социоэкономической сферы уездного города Тюмени. Проанализированы масштабы городских заимствований и их целевая направленность, динамика, структура и обслуживание городского долга. Выявлено, что если в 1895-1899 гг. заемная политика городского самоуправления носила ограниченный характер, городской долг был умеренных масштабов, то в 1900-1913 гг. проводилось массированное наращивание объемов городских заимствований, сопровождавшееся тенденцией накопления городской задолженности.

Ключевые слова:

экономическая история, город Тюмень, Тобольская губерния, городское самоуправление, городское хозяйство, городской бюджет, городские займы, городской долг, кредиторы города, обслуживание городского долга, недоимки перед казной, накопление долгов, реструктуризация долга.

Summary:

The article considers the value of loans as a source of socioeconomic sphere financing in a district West Siberian town of Tyumen. The author analyzes the scope of town loans and their objectives, dynamics, structure, and the service of the town's debt. It is found that in 1895-1899 the loan policy of the local government was limited, the town debt was of moderate scales, but already in 1900-1913 there was massive increase of town loans, followed by the tendency of accumulation of the town debt.

Keywords:

economic history, town of Tyumen, Tobolsk province, town government, town economy, town budget, town loans, town debt, town creditors, town debt service, arrears to treasury, accumulation of debts, debt restructuring.

Уездный город Тюмень, как и другие городские поселения Тобольской губернии, испытывал дефицит средств как для сооружения городских предприятий и зданий, которые могли бы приносить доходы в городской бюджет, так и для строительства объектов социального назначения: начальных школ, учреждений здравоохранения и т. д. Календарь Тобольской губернии за 1894 г. поместил ведомость доходов и расходов городов Тобольской губернии за 1892 г., сопроводив ее комментарием: «Приведенные цифры доказывают малую степень благосостояния городов губернии, из коих наиболее значительным - Тобольску, Тюмени и Кургану пришлось прибегать для удовлетворения самых неотложных своих потребностей к займам, а прочие заключили свои бюджеты или с превышением расходов над доходами или с самыми незначительными остатками... в несколько рублей. Наряду с подобными итогами своих бюджетов города губернии - за недостатком средств - вынуждены оставлять из года в год неудовлетворенными наиболее существенные нужды населения, как например, по водоснабжению, устройству скотобоен, упорядочению рыночной торговли и т. п.» [1].

Тюмень называли «воротами» в Зауралье, так как этот уездный город Тобольской губернии находился в начале сухопутного тракта с Урала в Сибирь, а также водного пути по рекам Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Томь до Томска и Семипалатинска. В 1885 г. до Тюмени была проложена железная дорога, соединившая город рельсовым путем с Екатеринбургом, Пермью, Челябинском. Тюмень представляла собой пункт для перегрузки и складирования товаров. В городе были размещены кожевенные, свечные, мыловаренные предприятия, три судостроительных завода. Развивалась хлебная торговля. В 1912 г. было завершено строительство железнодорожной линии Тюмень - Омск. По темпам социально-экономического развития Тюмень опережала губернский центр Тобольск.

Цель работы - проанализировать масштабы займов, произведенных Тюменским городским самоуправлением, и их целевую направленность, а также динамику, структуру и обслуживание долга уездного города Тюмени Тобольской губернии в 1895-1913 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что в 1895 г. на уездный город Тюмень было распространено действие Городового

Положения 1892 г., а после начала Первой мировой войны в 1914 г. на состояние городских финансов оказывали сильное влияние включавшиеся в городской бюджет чрезвычайные военные доходы и расходы. При подготовке статьи были использованы документы Государственного архива Тюменской области: приходно-расходные сметы города Тюмени, годовые отчеты Тюменской управы об исполнении городского бюджета, отчеты ревизионных комиссий о проверке исполнения городского бюджета городской управой, журналы собраний городской думы за указанный период, в которых содержатся фактические данные о запланированных и произведенных займах, запланированной и фактической уплате долгов, состоянии городского долга.

Городская дума по представлениям городской управы принимала постановления о заключении займов. В соответствии с Городовым Положением 1892 г. решения городской думы о займах на основе предоставленных сведений о прежних займах и долговых обязательствах подлежали утверждению тобольского губернатора, если новые займы в совокупности с прежними займами превышали половину объема городских доходов за последний истекший год. Если объем новых и «старых» ссуд в совокупности превышал общую сумму годовых доходов города за последний истекший год, постановления городской думы о займах представлялись на утверждение министра внутренних дел Российской империи (РИ). После получения разрешения о производстве займа со стороны вышестоящих властей городская дума предоставляла городской управе право воспользоваться разрешенным займом «по мере надобности». Ежегодно городской управой составлялись ведомости о городском долге. Губернские власти отслеживали уплату городских долгов. В случае необходимости реструктуризации городского долга городскому самоуправлению требовалось получить на это разрешение вышестоящих властей.

Политика Тюменского городского самоуправления в 1895-1899 гг. по привлечению займовых средств была сдержанной. За пять лет городские власти произвели заимствований на сумму в 29 947,55 руб. Кредиторами города были частные лица и Тюменский городской общественный банк (ТГОБ). «На неотложные городские надобности» у частных лиц было позаимствовано в 1895-1897 гг. 16 447,55 руб. В ТГОБ в 1896 г. был размещен заем в 11,5 тыс. руб. сроком на 12 лет под 8 % годовых для уплаты ссуды, полученной от частных лиц в 1893 г. на образование основного капитала городского ломбарда. Также из городского запасного капитала на текущие городские нужды было взято 2000 руб. [2]. Доля займов в поступлениях городского бюджета в рассматриваемый период равнялась в среднем в год примерно 1,3 %, заемные средства направлялись на покрытие некоторых текущих расходов города и погашение части городского долга [3]. Основным источником, за счет которого не только финансировались текущие нужды Тюмени, но также выделялись капитальные вложения на развитие городского хозяйства и социальной сферы, были собственные доходы городского бюджета, которые складывались из городских налогов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и бюджетного остатка прошедшего финансового года. В структуре собственных доходов городского бюджета в 1895-1897 гг. следует выделить разрешенный правительством на период 1892-1897 гг. специальный сбор в пользу города Тюмени - 0,5 коп. с пуда купеческих грузов, провозившихся по железнодорожной линии Тюмень - Тура. За пять лет от этого сбора в городскую кассу поступило 211 600,45 руб. [4]. Как представляется, данная статья городских доходов позволила обходиться в 1895-1899 гг. без привлечения значительных заемных средств.

Что касается размеров долга города Тюмени, то на 1 января 1895 г. его следует оценить в 61 192,61 руб. Задолженность складывалась из остатка в 41 666,66 руб. от займа в 50 тыс. руб. на противохолерные мероприятия, произведенного в 1893 г. в ТГОБ сроком на 12 лет из расчета 6 % годовых; беспроцентной ссуды из казны в 3000 руб., полученной в 1894 г., на строительство дополнительной казармы для пароходно-конвойной команды; заимствований у частных лиц: 11 500 руб. на образование основного капитала городского ломбарда в 1893 г. и 3 870,91 руб. на покрытие текущих расходов городского бюджета. К городскому долгу причислялись недоимки города Тюмени перед казной, то есть неплатежи обязательных пособий из городского бюджета в казну. За 1893-1894 гг. городом не были внесены обязательные платежи по предмету расходов «отопление и освещение тюрем» в сумме 1 155,04 руб. Объем городской задолженности на 1 января 1895 г. был сопоставим с размером городского запасного и благотворительного капитала на начало того же года, оценивавшегося в 67 158,25 руб. [5].

Обслуживание городского долга складывалось из погашения долгов и уплаты процентов по займам ТГОБ, частных лиц, казенной ссуды, возращения средств в городской капитал, уплаты бюджетных недоимок в казну. Уплата долгов характеризовалось высоким уровнем платежной дисциплины. Фактические платежи в счет уплаты долгов составляли в среднем в год 97,86 % от плановых цифр. Доля средств, выделенных на обслуживание городского долга, составила в 1895 г. 6,41 % от всех бюджетных расходов, в 1896 г. - 7,27 %, в 1897 г. - 10,3 %, в 1898 г. -7,09 %, в 1899 г. - 4,69 % [6].

Поскольку темпы погашения городской задолженности в 1895-1899 гг. были более высокие, чем темпы привлечения новых заемных средств, объем городского долга к 1 января 1900 г. снизился более чем на 46 % по сравнению с началом 1895 г. и составил 32 757,69 руб. Эта долговая сумма представляла собой остаток по двум займам, полученным в ТГОБ: в 1893 г. - в 50 тыс. руб. и в 1896 г. - в 11,5 тыс. руб. Все остальные городские заимствования были погашены. По своим масштабам городской долг на начало 1900 г. составлял примерно 46,82 % от величины городского запасного и благотворительного капитала и 21 % от фактических доходов городского бюджета в 1899 г. [7].

К началу XX столетия в городском хозяйстве Тюмени накопился ряд проблем: необходимо было построить новую городскую больницу, каменную скотобойню, мост через реку Туру, мост через овраг к железнодорожному вокзалу, модернизировать систему водоснабжения, устроить электрическое освещение в городе, построить пожарное депо, здания для новых начальных учебных заведений. Стоимость хозяйственных и социальных проектов по развитию города оценивалась городской управой примерно в 100-120 тыс. руб. [8]. Собственные средства города были ограничены: к началу 1900 г. городской капитал, находившийся в ТГОБ, исчислялся в 69 961 руб. Фактические доходы городского бюджета, как правило, были ниже плановых. Ходатайство городских властей в 1896 г. о продлении с 1898 г. еще на 5 лет взимания специального сбора в 0,5 коп. с пуда проходящих по железнодорожной ветви Тюмень - Тура купеческих товаров было правительством отклонено. В Тюменском городском самоуправлении утвердилось представление, что в условиях фактического отсутствия у города большого запасного капитала осуществить проекты по развитию поселения можно, лишь опираясь на приток финансовых ресурсов из сторонних источников. В 1900-1913 гг. городские власти проводили политику активного привлечения заемных средств для решения социально-экономических проблем Тюмени, подавляющая часть которых проходила по линии бюджетных заимствований.

В 1900-1910 гг. ключевым кредитором Тюмени как по объему предоставленных средств, так и по количеству ссуд был ТГОБ. Это было связано с тем, что это кредитное учреждение находилось в ведении городского самоуправления. Тюменские городские власти позаимствовали в ТГОБ: в 1900-1901 гг. - 40 тыс. руб. на постройку каменной скотобойни и 20 тыс. руб. на постройку пожарных зданий; в 1903 г. - 10 тыс. руб. на постройку каменных лавок на рыночной площади; в 1904 г. - 8 тыс. руб. на постройку утилизационного завода; в 1908 г. - 10 тыс. руб. на противохолерные мероприятия; в 1910 г. - 5 тыс. руб. для оборотов городского ломбарда. Большинство займов были предоставлены сроком на 10 лет из расчета 8 % годовых.

Заимодавцами города Тюмени были также частные банки: Ярославско-Костромской земельный банк (ЯКЗБ) и Нижегородско-Самарский земельный банк (НСЗБ). В ЯКЗБ были размещены займы: в 1901 г. - 9 781,52 руб. на покупку двух каменных домов сроком на 20,7 лет из расчета 8 % годовых; в 1913 г. - 350 тыс. руб. на устройство городского хозяйственного водопровода сроком на 66,5 лет из расчета 5,25 % годовых. К 1914 г. ЯКЗБ превратился в крупнейшего кредитора Тюмени. В НСЗБ были взяты ссуды: в 1901 г. - 18 тыс. руб. на строительство каменных лавок на рыночной площади и 4,5 тыс. руб. на покупку дома для начального учебного заведения сроком на 20,7 лет из расчета 8,5 %.

С 1906 г. производились заимствования из казны и от государственных ведомств. В 1906 г. было получено: из казны - 10 тыс. руб. для выплаты пособий солдатским семьям запасных нижних чинов, участникам Русско-японской войны 1904-1905 гг.; от военного ведомства - 25 тыс. руб. на переустройство каменного гостиного двора под воинские казармы. Министерство народного просвещения РИ предоставило в 1911 г. 14 560 руб. и в 1912 г. - 20 тыс. руб. на строительство зданий под начальные учебные заведения. В 1912 г. из губернского продовольственного капитала городские власти позаимствовали 50 тыс. руб. на строительство подъездных путей. Эти займы, как правило, имели беспроцентный характер.

По линии бюджетных и внебюджетных заимствований были сделаны беспроцентные и процентные займы у частных лиц в размере примерно 43 тыс. руб. для покрытия текущих городских расходов и примерно 47 тыс. руб. для оборотов городского ломбарда.

Кроме вышеперечисленных средств, городские власти взяли в 1901 г. из запасного городского капитала 4 601 руб. сроком на 10 лет; в 1902 г. из специального капитала на постройку моста через реку Туру - 9 379 руб. бессрочно.

Как представляется, в 1900-1913 гг. общий объем заимствований составил не менее чем 698 821,52 руб. Примерно 87 % полученных по займам средств были вложены в городское хозяйство и израсходованы на социальные цели, 7 % - на финансирование городского ломбарда, 6 % использованы для покрытия текущих бюджетных расходов [9]. Построенные на заемные средства каменная скотобойня, пожарное депо, каменные лавки для торговли, утилизационный завод, хозяйственный водопровод представляли собой сооружения, без которых в начале XX в.

невозможно было представить себе функционирование и развитие социоэкономической сферы городского поселения. Сооруженные и приобретенные объекты способствовали росту городских доходов и стоимости городского имущества. По сравнению с 1895 г. собственные доходы городского бюджета в 1913 г. увеличились примерно в 1,76 раза. В 1915 г. после введения в действие нового хозяйственного водопровода городское недвижимое имущество оценивалось более чем в 1 млн руб. [10]. Заимствованные средства для оборотного капитала городского ломбарда, находясь все время в движении, оказывали, по мнению городской управы, позитивное воздействие на социальную атмосферу городского общества, «принося. несомненную пользу беднейшему населению города, которое имеет возможность дешевого и доступного кредита» [11].

Одним из следствий политики массированного привлечения заемных средств был стремительный рост городской задолженности. Если к 1900 г. в расчете на каждого жителя Тюмени приходилось по 1,09 руб., то к 1914 г., соответственно, 14,62 руб. городского долга [12]. Как следует из рисунка 1, за 1900-1913 гг. городской долг увеличился примерно в 18,99 раза. Темпы роста городского долга были неравномерными. К 1902 гг. по сравнению с 1900 г. городская задолженность выросла приблизительно в 3,4 раза и составила примерно четвертую часть стоимости недвижимого имущества, находившего в собственности города. За 1902-1906 гг. долг увеличился более чем в 2 раза, преодолел к 1 января 1907 г. рубеж 200 тыс. руб., в 3 раза превысил общую сумму городского запасного и благотворительного капитала и приближался примерно к половине стоимости городского недвижимого имущества.

700000 600000 '55 500000

£ о.

о л

400000 300000 200000 100000 0

сп со

со

6

5

О)

СП

4 2 2 2 6

4

СП

2 4

а а

О) -г—

2 6 2

СП

7 6

7 2 22

57

СП С£3 О) ,п ^ СО ОО

£ а 3 8 I 8

см - со ЗС К 00 55 ю й

^ О) Ю

" ■ ^ "И!

§ и * *

ВпГТТ I 111111111

о о

О)

о о

о

О)

о о

см о

О)

о о

со о

О)

о о

о

О)

о о

ю о

О)

о о

со о

О)

о о

о

О)

о о

оо о

О)

о о

СП

о

О)

о о

о ст>

о о

о о

см ст>

о о

со ст>

о о

со

о о

Рисунок 1 - Динамика задолженности города Тюмени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1909 г. проявился противоположный тренд. Задолженность города сократилась по сравнению с 1908 г. более чем на 22 %. Однако уже на следующий год рост городского долга возобновился. К 1 января 1913 г. долг превысил уровень 350 тыс. руб. и составил более половины стоимости городского недвижимого имущества. За 12 месяцев 1913 г. задолженность Тюмени возросла в 1,76 раза, то есть более, чем за 1907-1912 гг., когда городской долг увеличился примерно в 1,54 раза. Объем городского долга на 1 января 1914 г. почти сравнялся со стоимостью городского недвижимого имущества, оценивавшегося в 658 997,23 руб., и достиг отметки примерно в 83 % от фактических доходов городского бюджета в 1913 г. [13].

Структура городского долга на начало 1914 г. включала долговые обязательства ТГОБ, на которые приходилось примерно 14,84 % общего объема долга; частным банкам: ЯКЗБ - 56,37 %, НСЗБ - 1,85 %; государственным ведомствам - 8,68 %; частным лицам - 6,85 %; бюджетные недоимки перед казной - 10,5 %; в городской запасной капитал - 0,91 % [14].

Причина скачкообразного роста городского долга в 1900-1913 гг. заключалась в том, что темпы привлечения новых объемов городских заимствований, за исключением 1909 г., превышали темпы уплаты городских долгов. Эта несбалансированность возникла вследствие того, что фактическая уплата городских долгов в 1900-1912 гг. осуществлялась в среднем в год примерно на уровне 58 % от запланированных сумм вследствие нехватки городских средств. В 1913 г. фактическая уплата долгов соответствовала плановым показателям [15].

Выполнить долговые обязательства перед всеми кредиторами в соответствии с условиями заключенных договоров о займах Тюменское городское самоуправление в 1900-1913 гг. не смогло. Приоритетной была уплата долгов частным банкам, Министерству народного просвещения РИ, в губернский продовольственный капитал, частным лицам. Сложная ситуация сложилась с погашением займов, произведенных в ТГОБ, военном ведомстве и уплатой бюджетных недоимок казне.

В 1904 г. городское самоуправление пришло к выводу, что выплатить долги ТГОБ в сроки, установленные условиями займов, городской бюджет будет не в состоянии. Тюменские городские власти ходатайствовали о реструктуризации долга ТГОБ сроком на 20 лет. 31 января 1904 г. главное управление по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел РИ по согласованию с Министерством финансов РИ разрешило ТГОБ рассрочить долг Тюмени в размере 97 846,91 руб. на 12 лет с 1 января 1905 г. при условии погашения долга равными частями в течение данного срока и включения сумм уплаты долга и процентов в число обязательных расходов городского бюджета [16]. Однако стабильной выплаты долгов ТГОБ не последовало. Продолжался процесс накопления долга. В 1909 г. городское самоуправление снова ходатайствовало перед вышестоящими властями о рассрочке долга ТГОБ уже на 25 лет [17]. В 1910 г. Министерство финансов РИ разрешило рассрочить на 12 лет с 1 января 1911 г. уплату долга ТГОБ по совершенным в разное время в этом банке займам в сумме 100 013,58 руб. Данная рассрочка также должна была осуществляться путем уплаты долга ежегодными равными взносами и внесения сумм долга и процентов в смету города в качестве обязательных расходов [18]. В 1911 — 1913 гг. Тюменское городское самоуправление оказалось в состоянии выплатить процентные платежи и 1 тыс. руб. из суммы капитального долга. В 1914 г. предполагалось рефинансировать долг ТГОБ посредством размещения нового займа в 120 тыс. руб. в кассе земского городского кредита или в одном из земельных банков, но заем произведен не был [19].

Не смогло городское самоуправление своевременно погасить в течение 1907-1909 гг. всю сумму беспроцентной ссуды, выданной военным ведомством на переустройство гостиного двора под воинские казармы. За три года было выплачено 8 333,33 руб. из 25 тыс. руб. В 1909 г. городское самоуправление ходатайствовало перед военным ведомством о рассрочке оставшихся платежей в размере 16 666,67 руб. на 3 года без начисления процентов. Военное ведомство предоставило рассрочку городскому самоуправлению выплатить остаток долговых платежей равными частями в течение 1910-1912 гг., оговорив условие, что в случае неуплаты остатка долга в указанные сроки будут назначены пени в размере 4 % годовых на всю сумму оставшегося долга [20]. К началу 1913 г. долг военному ведомству был погашен.

С 1906 г. из-за недостатка средств городское самоуправление не вносило обязательные пособия на содержание правительственных учреждений и Тюменского реального училища, бывшего казенным учебным заведением. Общая сумма неплатежей перед казной оценивалась к началу 1909 г. в 42 834,04 руб. В том же году городское самоуправление ходатайствовало о рассрочке обязательных платежей казне сроком на 8 лет равными частями и прекращении начисления на них пени, а также сокращении размера обязательного пособия на содержание Тюменского реального училища, однако положительного ответа от вышестоящих властей не получило [21]. К 1914 г. бюджетные недоимки на содержание правительственных учреждений были погашены. Неплатежи за казенное учебное заведение продолжали накапливаться и вместе с недоимками по уплате обязательного страхования от огня городского недвижимого имущества за 19051908 гг. к 1914 г. оценивались в 65 496,36 руб. [22].

Таким образом, в 1895-1899 гг. привлечение городскими властями заемных средств имело ограниченный характер. Ссуды предназначались для покрытия текущих городских расходов и рефинансирования части городского долга. Обслуживание городского долга характеризовалось высоким уровнем платежной дисциплины. В 1900-1913 гг. городское самоуправление проводило политику массированного наращивания объемов городских заимствований, подавляющая часть которых была вложена в развитие городского хозяйства и социальной сферы, но выплачивать все городские долги в соответствии с условиями заключенных договоров о займах городской бюджет был не в состоянии. Проявилась тенденция накопления городского долга. К 1914 г. Тюмень превратилась в городское поселение, имевшее большой объем долговых обязательств.

Ссылки и примечания:

1. Календарь Тобольской губернии на 1894 год. Тобольск, 1895. С. 68-69.

2. Рассчитано по: ГАТО (Государственный архив Тюменской области). Ф. И-1. Оп. 1. Д. 164. Л. 31 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 167.

Л. 14, 31 ; Ф. И-2. Оп. 1. Д. 533. Л. 151.

3. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 32, 34 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 164. Л. 32, 34 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 167. Л. 31, 36 ;

Ф. И-1. Оп. 1. Д. 168. Л. 29, 35 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 169. Л. 29, 34.

4. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 534. Л. 52.

5. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 36.

6. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 31, 34 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 164. Л. 31, 34 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 167. Л. 31, 36 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 168. Л. 24, 35 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 169. Л. 26-27, 34.

7. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 169. Л. 29, 34, 46.

8. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 529. Л. 133.

9. Составлено по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 66-70 ; Ф. И-1. Оп. 1, Д. 193. Л. 77а-77е.

10. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 2-13 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 189. Л. 2-24 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 199. Л. 78-79.

11. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 968. Л. 20.

12. Рассчитано по: Адрес-календарь Тобольской губернии на 1901 г.: год второй. Тобольск. 1900 [Электронный ресурс]. URL: http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=14.10.2015&DocUNC_ID=907&To-ken=ffWZFddG4fNxpvq2eH1IJA==&lang=ru-RU (дата обращения: 14.10.2015) ; Очерки истории Тюменской области / отв. ред. В.М. Кружинов. Тюмень, 1994. С. 128.

13. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 171. Л. 45 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 173. Л. 33-34 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 176. Л. 55-57 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 232. Л. 66-67 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 234. Л. 44-45 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 237. Л. 46-49 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 179. Л. 61-63 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 238. Л. 94-97 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 185. Л. 68-70 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 186. Л. 66-72 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 65-79 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 193. Л. 77а-77е.

14. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 193. Л. 77а-77е.

15. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 171. Л. 27 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 173. Л. 23 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 175. Л. 29 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 176. Л. 47 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 232. Л. 30 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 234. Л. 27 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 237. Л. 29 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 179. Л. 39 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 238. Л. 40 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 241. Л. 22-23 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 185. Л. 43 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 186. Л. 39-44 ; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 46-47.

16. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 534. Л. 16о-17.

17. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 538. Л. 79.

18. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 540. Л. 50о.

19. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 199. Л. 14-19.

20. ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 538. Л. 114, 334о-335.

21. Там же. Л. 15о-17, 171, 205.

22. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 193. Л. 77е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.