Научная статья на тему 'Задачи учебных заведений МЧС России при формировании профессиональных знаний, направленных на безопасность работ при тушении пожаров'

Задачи учебных заведений МЧС России при формировании профессиональных знаний, направленных на безопасность работ при тушении пожаров Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
64
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи учебных заведений МЧС России при формировании профессиональных знаний, направленных на безопасность работ при тушении пожаров»

5. Алексеева Е.Б. Воронежу требуется комплексная схема организации движения / Е.Б. Алексеева // Империя недвижимости. - 2011. - № 47. - С. 26-30.

6. Доклад о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности городского округа город Воронеж в 2010 г. / (редкол. : Ю. В. Яковлев, В.Н. Дрыгин) - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010. - 78 с.

7. Власов А.Б. Исследование условий движения и выбросов автотранспортных средств на улично-дорожной сети города / А.Б. Власов // Оптимизация ландшафтов и рекреационных зон на зональных и нарушенных землях : сб. материалов Всерос. конф. - Воронеж, 2004. - С. 99-103.

ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ ПРИ ТУШЕНИИ

ПОЖАРОВ

Каргашилов Д.В., начальник кафедры, к.т.н.

Романюк Е.В., доцент, к.т.н.

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС, г. Воронеж

Деятельность пожарных сопряжена с большим риском нанесения вреда здоровью и гибелью. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (тушение пожаров, спасательные работы, и т.д.) относится к 4 классу вредности и опасности производственных факторов.

Работа пожарных протекает в экстремальных условиях. Высокий уровень профессионального риска формируется стихийно, влияние опасных и вредных производственных факторов возрастают многократно. Несмотря на обеспечение пожарных современным ПТВ, их травмирование, а иногда и гибель имеют место.

При тушении пожаров на личный состав влияют следующие факторы:

-обрушение конструкций;

-воздействие высоких температур;

-взрывы газовых баллонов и резервуаров с нефтью;

-падение с высоты;

-поражение электрическим током.

Количественное отношение различных негативных факторов при тушении пожара представлено на рисунке 1, а число травмированных и погибших в случаях воздействия негативных факторов - на рисунке 2.

Рис. 1. Количественное отношение негативных факторов, воздействующих на пожарных при тушение пожаров

Рис. 2. Последствия воздействия различных опасных факторов пожара на личный

состав

Профессиональные знания, обеспечивающие безопасность при тушении пожаров, связаны с изучением специальных дисциплин: пожарная безопасность технологических процессов; пожарная безопасность электроустановок; здания сооружения и их устойчивость при пожаре; прогнозирование опасных факторов пожара. Знание данных дисциплин позволит определять возможность появления негативных факторов, оценивать их последствия и принимать меры по предотвращению их воздействия на личный состав при тушении пожара.

В качестве примера приведем необходимость знания категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, классы зон, изучаемые в рамках

дисциплин ПБТП и ПБЭУ. Информация о категориях и зонах на дверях производственных помещений, регламентируемая статьями 18, 19, 26, 27 ФЗ № 123 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» позволяет проанализировать ситуацию при тушении пожара, а именно узнать, какие вещества и материалы обращаются в помещение, могут ли они взрываться или только гореть, будет ли в помещении образовываться избыточное давление взрыва, способное воздействовать на человека непосредственно или через разрушающиеся строительные конструкции.

Имея понятие о степени огнестойкости здания, можно проанализировать устойчивость его конструктивных элементов к воздействию высоких температур пожара, тем самым спрогнозировать время работы пожарных по тушению внутри помещения.

Знания, полученные при изучении дисциплин, должны быть основой формирования у обучающихся четкого понимания опасных ситуаций, возникающих при тушении пожаров, и последующих действий по предотвращению их воздействия на личный состав

БАЗОВЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ

МОДЕЛИРОВАНИИ ЗОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СНЕЖНОЙ

ЛАВИНЫ

А.С. Соловьев, начальник кафедры, к.ф.-м.н.

А.В. Калач, заместитель начальника института

по научной работе, д.х.н.

А.В. Паринов, старший преподаватель

При прогнозировании лавинной опасности очень важно иметь представление о возможных путях движения лавины и ее энергетических возможностях при выходе на горизонтальный участок местности. В этой связи была поставлена задача разработать высокоадекватную модель выноса лавины, позволяющая по начальному состоянию снежной массы, геометрическим параметрам склона и участка перехода от склона к прилегающей поверхности определить характер схода лавины, а также характеристики лавины, позволяющие судить о степени опасности для объектов, расположенных на прилегающем участке. В качестве таких характеристик могут быть выделены: средняя и максимальная дальности выбега лавины, кинетическая энергия лавины в различных участках прилегающего участка, время прихода лавины и время достижения максимальной кинетической энергии на прилегающем участке и др.

В основе модели выноса лавины лежит разработанная ранее модель зарождения и движения снежной лавины, основанная на методе динамики частиц [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.